Статья 10. лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

В 2011 году с выходом Федерального закона №99 были установлены виды деятельности, которые стали обязательны для лицензирования. Разные гос.органы занимаются данной процедурой. Ведомство, которое занимается выдачей лицензией на источники ионизирующего излучения, — это Роспотребнадзор.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (804) 333-20-57
 

Это быстро и бесплатно!

В каких видах деятельности понадобится эта лицензия

Лицензирование от Роспотребнадзора требуется только на определенные виды деятельности в области использования ИИИ, но для начала выясним, что такое вообще ионизирующее излучение.

Это вид энергии, которая образуется в результате высвобождения атомами в форме электромагнитных частиц или волн. Это потоки фотонов, элементарных частиц и осколки деления атомов, которые могут ионизировать вещество.

Сюда не относится инфракрасное излучение, видимый свет или ультрафиолетовое излучение. Последние два только в отдельных случаях могут ионизировать вещество.

Источниками такого вида энергии выступает небольшой круг объектов. К ним относятся:

  • рентгеновские аппараты;
  • ускорители элементарных частиц;
  • ядерные реакторы;
  • нейтронные генераторы;
  • стационарные и переносные дефектоскопы и т.д.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияОдним из видов ИИИ является рентгеновское оборудование.

Они делятся на несколько определенных категорий:

  • генерирующие — работающие при помощи генератора, который и производит энергию;
  • радионуклидные — вещество, которое содержит радионуклид и зафиксированное в оболочке механизма, производит ИИ;
  • открытого типа — при эксплуатации ИИИ возможно попадание радиоактивных частиц в окружающую среду;
  • закрытого типа — ИИИ заключен в специальную оболочку, которая защищает обслуживающий его персонал и обеспечивает контроль за количеством попадания радиоактивного вещества в окружающую среду;
  • смешанного — это генерирующий ИИИ, которое содержит в себе радионуклидное вещество в качестве мишени.

Для первой категории как раз понадобится лицензия от Роспотребнадзора, а для второй — Ростехнадзора. Если компания собирается использовать ИИИ смешанного типа, то понадобятся разрешительные документы от обоих этих ведомств.

Таким образом лицензия на ИИИ от Роспотребнадзора может понадобится организациям, которые занимаются следующими видами деятельности:

  • проектирование помещений, в которых будет располагаться рентгеновское оборудование; средства радиационной защиты (рентгенозащитные окна или двери) и сам рентгеновский инвентарь;
  • производство любого оборудования, которое классифицируется, как ИИИ;
  • осуществление ремонта или любого другого технического обслуживания рентгеновского оборудования и прочих ИИИ;
  • хранение источников ионизирующего излучения или их утилизация.

Постановление Правительства России от 21 ноября 2011 года №957 определяет именно Роспотребнадзор, как главный государственный орган по выдаче лицензий на применение ИИИ. Источники, которые используются в медицинской деятельности, и радионуклидного типа не подлежат лицензированию в данном ведомстве.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияЛицензия на ИИИ оформляется в целях обеспечения безопасности для граждан и окружающей среды.

Как проходит процедура лицензирования медицинской деятельности? В этой статье есть детальная информация по данному вопросу.

Получение лицензии необходимо для защиты прав потребителей и благополучия окружающей среды. Ведь компания без официального разрешения от государства может нанести существенный вред гражданам и экологии, который не может быть исправлен в определенных случаях.

Данное правило установлено по Федеральному закону №99, в котором дается определение процедуре лицензирования. Она определяется, как метод, необходимый для предоставления правовой и физической защиты гражданам, окружающей среде, государству и т.д.

Порядок оформления лицензии

Данная процедура регулируется Административным Регламентом, по п.1 ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210.

По п.9 данного Регламента выдача лицензии на работу с источниками ионизирующего излучения осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными структурами.

Сбор документов

Нужно подать туда следующие документы:

  • заявление с просьбой о выдаче лицензии на ИИИ (генерирующих) (допускается в письменной или распечатанной форме);
  • документы, подтверждающие законность использования помещения или владения им (договоры и пр.);
  • бумаги, которые бы указывали на законность обладания оборудованием;
  • техническая документация касательно радиационного инвентаря;
  • дипломы о наличии среднего или высшего профессионального образования и доп.подготовки по радиационной безопасности;
  • квитанция об уплате гос.пошлины (установлена в размере 7 500 руб.);
  • опись всей прилагаемой к заявлению документации;
  • доверенность на лицо, которое будет осуществлять оформление разрешительного документа.

В заявлении следует указывать следующие сведения:

  • полное официальное название компании вместе с ее организационно-правовой формой;
  • юр. адрес организации;
  • адрес места осуществления деятельности;
  • гос.регистрационный номер записи о создании организации;
  • сведения о выписке из ЕГРЮЛ;
  • контактные данные заявителя;
  • данные о постановке лица на учет в Налоговую;
  • вид деятельности, на которую оформляется лицензия, и виды работ, которые предполагается выполнять;
  • информация об уплаченной пошлине.

Документы на получение лицензии в области использования источников ионизирующего излучения разрешается предоставлять при личном посещении, по почте или через сайт Госуслуги. При выборе последнего варианта у вас будет только 7 дней на того, чтобы предоставить все электронные версии документов.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияДля получения лицензии нужно собрать весь пакет документов и оплатить пошлину.

О порядке лицензирования предпринимательской деятельности рассказано здесь.

Если вы не хотите сами заниматься подготовкой и сбором документов, то вы можете обратиться для этого в юридическую компанию.

Это поможет вам избежать многочисленных ошибок и помарок, которые могут совершить люди, незнакомые с нюансами данной области права. В этом случае вам понадобится также оплатить услуги этой фирмы.

Их стоимость варьируется в пределах 15 000 — 20 000 руб.

Оплата гос.пошлины

Заявителю следует оплачивать ее до того, как он предоставит все документы в лицензирующий орган, так как понадобится квитанция об ее уплате.

Она оплачивается по месту, где совершается сама процедура. Оплата может проходить в наличной или безналичной форме:

  • платежным поручением с отметкой банка;
  • по квитанции установленной форме.

В случае получения отказа в выдаче разрешительного документа уже уплаченная пошлина не возвращается. Если при его оформлении была допущена ошибка или какая-то помарка со стороны сотрудников лицензирующего органа, то заявитель не обязан платить еще одну пошлину за внесение изменений в сам документ.

В течение какого срока выдают лицензию

С момента поступления документов в территориальное ведомство Роспотребнадзора и до вынесения решения по выдаче лицензии проходит 45 суток. Этот период может увеличиваться в случае, если сотрудники гос.структуры сочтут, что не хватает какого-либо документа, или какой-то из них не был составлен правильно.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияСрок получения лицензии на ИИИ составляет 45 суток.

Порядок аннулирования/прекращения или приостановления действия лицензии

По ст.20 Федерального закона №99 лицензия может прекратить действовать в следующих случаях:

  • нарушений сроков устранения установленного правонарушения (влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 300-500 руб. — для физ.лиц, 1 000-2 000 руб. — для должностных лиц (может быть заменено на период приостановления деятельности- до 3х месяцев) и 10 000-20 000 руб. — для юр.лиц);
  • грубое нарушение или целый их ряд (предполагает привлечение к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ — штраф в размере 4 000-5 000 руб. или приостановление деятельности на 3 месяца — для лиц, которые осуществляют деятельность без образования любой формы юр.лица; такая же сумма штрафа ждет должностные лица; юр.лица заплатят от 40 000 до 50 000 руб. штрафа, или их деятельность будет остановлена на 3 месяца).

Что же подразумевается под грубым нарушением? П.102 Регламента разъясняет это:

  • осуществление каких-либо видов эксплуатации с ИИИ в помещениях, которые не были для этого подготовлены, или при отсутствии документов, подтверждающих законность их использования;
  • отсутствие всего необходимого инвентаря для эксплуатации ИИИ или какой-то его части, документации на них или нарушение их использования или хранения;
  • нет никакой системы учета или контроля за эксплуатацией ИИИ;
  • не обеспечивается никакой радиационной защиты источников или контроля за количеством доз излучения для потребителей и благополучия человека;
  • в штате компании есть работники, у которых нет соответствующего образования (среднего или высшего), достаточного стажа работы или подготовки по радиационной безопасности.
Читайте также:  Статья 37. Добровольное страхование на случай потери работы

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияАннулирование или приостановление лицензии может наступить в случае нарушения условий эксплуатации ИИИ.

По п.106 Административного регламента при выявлении какого-либо из вышеназванных нарушений в Роспотребнадзоре будет составлен протокол по нему и начнется подготовка к судебному разбирательству. Через суд будет вынесено решение о приостановлении деятельности этой компании, а постановление будет отправлено ее представителю.

При устранении нарушений лицензия снова станет действовать. Если же компания продолжает упорствовать, то в таком случае судом выносится решение о преждевременном прекращении действия разрешительного документа. Эти правила установлены пп.112-114 Регламента.

Аннулирование данного разрешительного документа может наступить и по следующим причинам:

  • по заявлению самого лицензиата;
  • при прекращении деятельности в качестве ИП или юр.лица (данная информация получается от Федерального органа исполнительной власти).

Если сам собственник лицензии решил больше не осуществлять выбранный им вид деятельности, то ему нужно в течение 15 дней с той даты, когда было принято официальное решение по данному вопросу, подать заявление в Роспотребнадзор. Его можно подать:

  • при личном посещении;
  • по почте: отправив заказное письмо с уведомлением;
  • по электронной почте (в этом случае на документе должна присутствовать электронная подпись).

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излученияПриостановление лицензии происходит только по решению суда.

В течение 10 рабочих дней принимается решение об аннулировании лицензии и высылается соответствующее постановление лицензиату.

По п.115 этого же документа лицензия начнет действовать с:

  • с даты по истечении периода приостановления документа и момента подписания акта о проверке, которая проводится для удостоверения в ликвидации нарушений;
  • с дня, когда было вынесено соответствующее решение суда о преждевременном прекращении действия административного наказания.

Заключение

Для осуществления деятельности с некоторыми видами источников ионизирующего излучения требуется получение лицензии от Роспотребнадзора.

Это нужно, так как такие объекты очень опасны для граждан и экологии.

Такой разрешительный документ получается после подачи заявления в соответствующее ведомство вместе с приложенными к нему документами. Заявителю нужно будет также оплатить гос.пошлину.

Лицензию могут приостановить или аннулировать ее в случае, если будут установлены некоторые из следующих нарушений: несоблюдение радиоактивной безопасности, отсутствие у обслуживающего персонала ИИИ необходимого образования и опыта работы и т.д.

Лицензирование источников ионизирующего излучения в рентгенологии

Лицензия на источники ионизирующего излучения (ИИИ) — это разрешение на ведение деятельности с использованием опасного радиоактивного оборудования. В зависимости от конкретного типа аппаратуры она может выдаваться разными государственными органами.

Генерирующие источники ионизирующего излучения (ГИИИ) – это особое оборудование, в составе которого имеется генератор, продуцирующий излучение заряженных частиц за счет изменения их скорости или ядерных реакций.

Применение источников ионизирующего излучения представляет собой потенциальную опасность как для клиентов организаций, которые используют такие объекты, так и для персонала, который вынужден в течение всей смены работать с ним.

Для данного направления деятельности необходима лицензия на ИИИ (источники ионизирующего излучения), которую выдают уполномоченные государственные органы.

Лицензируемые виды деятельности

Виды деятельности с использованием источников ионизирующего излучения, для которых предусмотрено обязательное лицензирование, перечислены в приложении к Постановлению Правительства от 02.04.2012 № 278. В их число входят:

  • проектирование ГИИИ и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения;
  • их изготовление и конструирование;
  • их эксплуатация;
  • размещение ГИИИ;
  • их техническое обслуживание;
  • их хранение;
  • их утилизация.

Важно учитывать, что для работы медицинских организаций получение отдельной лицензии на использование ИИИ не предусмотрено. В соответствии с постановлением № 278 такие компании должны получать разрешение на медицинскую деятельность, в которой среди прочих направлений деятельности указываются работы, выполняемые с использованием источников ионизирующего излучения.

Правовая база

Порядок предоставления лицензирования и другие вопросы, например, кто выдает лицензии на работу с ИИИ, регулируются положениями сразу нескольких нормативных актов, в том числе:

Оборудование, для которого необходимо разрешение

Весь спектр вариантов источников излучения подразделяется на две крупные категории:

  • радионуклидные, в которых в качестве источника излучения используется вещество, содержащее радионуклид или их смесь. В зависимости от характера его расположения в объеме прибора такие аппараты подразделяются на устройства открытого и закрытого типа. Для этой категории техники предусмотрено получение лицензии Ростехнадзора на ИИИ, используемые их владельцами;
  • генерирующие, то есть имеющие в своем составе генератор, продуцирующий потоки заряженных частиц и тормозное фотонное излучение. В эту группу входят медицинские рентгеновские установки, различные виды дефектоскопов, аппаратура для осуществления таможенного и иных видов досмотра, ускорители заряженных частиц и нейтронные генераторы, используемые в промышленности и науке, и другие типы приборов. Для работы с этими видами оборудования необходимо разрешение Роспотребнадзора.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

Выдачу разрешений на ведение медицинской деятельности с использованием рентгенологического оборудования осуществляет Росздравнадзор.

Срок действия

Заявитель, которому нужна лицензия на использование рентгенологического оборудования, обязан подготовить пакет документов, подтверждающий, что он соответствует установленным требованиям.

Одним из них является санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. В соответствии с СП 2.6.1.2612-10 максимальный срок действия этого документа составляет 5 лет.

А вот сама лицензия на хранение ИИИ или иные виды деятельности имеет неограниченный срок действия.

Ответственность за отсутствие разрешения

Осуществление деятельности с использованием источников ионизирующего излучения требует обязательного получения лицензии. За ее отсутствие действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность: ее объем определен статьей 14.1 КоАП РФ.

В этой ситуации не имеет значения, по какой причине организация пренебрегла своими обязанностями: возможно, руководитель компании просто не знал, для чего нужна лицензия на ИИИ, или решил не тратить время на ее оформление.

Во всех этих случаях к виновнику будут применены меры, определенные законом.

Категория виновника Санкции Возможные дополнительные меры наказания на усмотрение контролирующего органа
Рядовой работник организации Штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей Конфискация сырья, аппаратуры и произведенной продукции
Представитель руководящего состава организации Штраф от 4 до 5 тысяч рублей Конфискация сырья, аппаратуры и произведенной продукции
Юридическое лицо Штраф от 40 до 50 тысяч рублей Конфискация сырья, аппаратуры и произведенной продукции

Пошаговая процедура лицензирования

Процедура получения лицензии предполагает последовательное прохождение следующих шагов.

  1. Проверка соответствия соискателя действующим лицензионным требованиям.
  2. Оформление и сбор документов, подтверждающих выполнение установленных правил.
  3. Подача заявки в контролирующее ведомство.
  4. Рассмотрение заявления лицензирующей организацией.
  5. Выдача разрешения контролирующим органом, внесение сведений о ней в реестр лицензий Роспотребнадзора на ИИИ в установленном порядке.

Необходимые документы

Собственно подача лицензионной заявки в Роспотребнадзор – это заключительный этап длительной подготовки к этой процедуре. На этой стадии соискатель предоставляет в ведомство следующие документы для лицензии на генерирующие ИИИ (источники ионизирующего излучения):

  • копию устава организации;
  • свидетельства или договоры на право использования помещения;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на аппаратуру и проект ее размещения;
  • регистрационные удостоверения на медтехнику;
  • техническую документацию, связанную с процессом ее установки и обслуживания;
  • дипломы или сертификаты, подтверждающие уровень квалификации персонала для ведения деятельности с использованием такой техники;
  • удостоверения или сертификаты, подтверждающие проведение подготовки сотрудников перед допуском к выполнению работ;
  • инструкции по применению аппаратуры;
  • другая документация.
  • Скачать бланк заявления на предоставление лицензии на ИИИ
  • Скачать бланк заявления на переоформление лицензии на ИИИ
  • Скачать бланк заявления на прекращение действия лицензии на ИИИ

Образец лицензии

Оформление или переоформление лицензии ИИИ предполагает выдачу заявителю разрешительного документа на бумажном бланке установленного образца. Он имеет несколько степеней защиты от подделок, которые препятствуют его фальсификации.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

Преимущества сотрудничества с нами

Процедура получения разрешения на источники ионизирующего излучения очень длительна и сложна.

Она начинается с того, что собственнику компании, покупающей аппаратуру, рекомендуется запросить у потенциального поставщика регистрационное удостоверение и санитарно-эпидемиологическое заключение на технику.

Читайте также:  Статья 43. Материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей

В отдельных случаях региональные контролирующие органы рекомендуют, чтобы срок их действия составлял не менее 60 месяцев (!), чтобы успеть закончить процедуру.

И это – только начальный этап, после окончания которого соискателю разрешения придется пройти еще множество инстанций и согласований.

Доверьте эту работу специалистам центра АТТЭК! Чтобы не тратить впустую свое время на подготовку и последующую многократную переделку документов, целесообразно поручить это профессионалам, которые с первого раза сделают все так, как нужно.

Мы предоставляем услугу сопровождения лицензионных заявок в Роспотребнадзор и контролируем правильность подачи документации, а также соблюдение сроков оказания услуги контролирующим ведомством на всех этапах этого процесса.

Скачать заявку на предоставление услуги сопровождения лицензирования

Стоимость услуг

Стоимость услуги сопровождения лицензионной заявки в нашей компании зависит от ряда факторов. Основными из них являются:

  • типы оборудования, с которым работает организация;
  • количество видов такого оборудования;
  • наличие необходимых документов;
  • требуемые сроки оформления заявки;
  • другие факторы.

Поэтому цена услуги в каждой ситуации определяется индивидуально. Но Вы можете не сомневаться, что лицензия на ИИИ под ключ будет готова за ту цену, которую Вам назвали наши специалисты: Вам не придется вносить несогласованные доплаты или нести другие дополнительные расходы.

Направление Срок Стоимость
Подготовка лицензионного досье, подача 14 рабочих дней От 50 тысяч рублей
Рассмотрение лицензирующим органом 45 рабочих дней

Обратитесь к нашим менеджерам для оперативного расчета стоимости необходимых Вам работ!

Лицензия на источники ионизирующего излучения

Год близится к завершению и большинство «медицинских» заказчиков уже либо опубликовало аукционы на обслуживание медицинской техники в следующем году, либо вот-вот собирается это сделать. Я из тех, кто только собирается.

И вот уже который год передо мной встает один и тот же вопрос.

Необходимо ли требовать от участника закупки наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в том случае, если обслуживанию подлежит медицинское оборудование, в котором эти источники есть? Например рентген аппарат, флюорограф и т.д. Те заказчики, которые уже не первый год «в этой теме» знают, что вопрос очень скользкий и спорный, а практика неоднозначна.

С одной стороны заказчиком является медицинское учреждение, а речь идет о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278. То есть если рассматривать данный вопрос с этой точки зрения, то так как медицинское оборудование используется в медицинской деятельности, то требовать вышеуказанную лицензию не нужно.

А теперь давайте посмотри на это с другой стороны.

Что значит «за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности»? Есть мнение, что это значит, что самому медицинскому учреждению, использующему в работе данное оборудование, не нужно получать эту лицензию, только и всего. А организации, производящие обслуживание и ремонт этого оборудования, используют его не в медицинской деятельно, поэтому им лицензия нужна.

Самое «свежее» из практики, что я смог найти на сегодняшний день, является Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2019 N 301-ЭС19-2852 по делу N А28-1733/2018.

Суть дела в том, что был опубликован аукцион на оказание услуг по ремонту компьютерного томографа LightSpeed RT 16 с заменой запасных частей в том числе рентгеновской трубки (номер извещения №0340200003317011743).

В УФАС поступила жалоба от потенциального участника, который считал что требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) установлено заказчиком незаконно.

Жалоба признается обоснованной! Однако, заказчик обращается в суд и суд признает решение УФАС недействительным. Далее дело постепенно доходит до Верховного Суда, определением которого установление требования о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) ПРИЗНАЕТСЯ ЗАКОННЫМ!

  • Вот цитаты:
  • «Таким образом, применительно к рассматриваемому аукциону лицензия на использование источников ионизирующего излучения является дополнительной и необходима только для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения, поскольку к их обслуживанию предъявляются специальные требования, отличные от общих требований, установленных для обслуживания иных видов медицинской техники, соблюдение которых необходимо для обеспечения радиационной безопасности.»
  • «…судебные инстанции пришли к выводу о наличии у учреждения правовых оснований для установления в документации об аукционе требования к участникам закупки о представлении сведений о наличии лицензии на обращение с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), в связи с чем признали оспоренные решение и предписание антимонопольного органа незаконными.»
  • В общем сегодня я склоняюсь к тому, что в своей документации я требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) установлю.

Определение ВС РФ №301-ЭС19-2852Скачать

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии

Государственная услуга по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии предоставляется Ростехнадзором на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г.

№ 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использовании атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 г.

№ 453.

Заявителями являются эксплуатирующие организации (организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанные в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодными эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществляющие собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.), национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии, обратившиеся в Ростехнадзор с заявлением о предоставлении лицензии (соискатели лицензии), и эксплуатирующие организации, национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии, имеющие лицензию (лицензиаты).

Разграничение полномочий при предоставлении государственной услуги между центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами приведено в приложении № 2 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утверждённому приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 г. № 453 (далее — Регламент).

Территориальные органы Ростехнадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии в пределах предоставленных им полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Юридические лица, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают заявления о предоставлении лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с разграничением полномочий отнесено к полномочиям территориальных органов, в соответствующий территориальный орган. Перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых территориальные органы Ростехнадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, приведен в приложении № 1 к Регламенту.

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие размеры государственной пошлины:

  • — предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок — 35 000 рублей;
  • — предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации радиационного источника, на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, на обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов — 16 000 рублей;
  • — предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов — 25 000 рублей;
  • — предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии — 8 000 рублей;
  • — переоформление лицензии — 1 600 рублей;
  • Нормативные правовые и правовые акты
  • Срок предоставления государственной услуги
  • Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
  • Основания для отказа
  • Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
  • Образцы документов, реквизиты
Читайте также:  Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами

— выдача дубликата лицензии — 350 рублей.

Перечень организаций, имеющих лицензии Ростехнадзора на деятельность по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии по состоянию на 31.05.2021

Контакты

Получение лицензии на эксплуатацию источников ионизирующих излучений, условия и порядок

Начать можно с самого главного, а точнее с выхода Федерального закона от 2011 года № 99, который дает нам ясно понять и разъясняет какие виды деятельности стали обязательными для лицензирования. Много разных государственных органов занимаются данной процедурой. В нашем случае, для получения лицензии на эксплуатацию источников ионизирующих излучений (далее ИИИ), мы с можем получить ее в таких органах как Роспотребнадзор и Ростехнадзор.

Но для начала нам нужно выяснить, что такое ионизирующее излучение. Это один из видов энергии, образуется путем высвобождения атомами в форме электромагнитных частиц или волн. Это потоки фотонов, элементарных частиц и осколки деления атомов, которые могут ионизировать вещество.

  • К источникам такого вида является небольшое количество объектов, которые к ним относятся:
  • — рентген-аппараты;
  • — ускорители элементарных частиц;
  • — ядерные реакторы;
  • — нейтронные генераторы;

— стационарные и переносные дефектоскопы и т.д.

  1. Делятся они на категории определяющие следующие виды ИИИ:
  2. — генерирующие — работают за счет генератора, воспроизводящего энергию;
  3. — радионуклидные — вещество, которое содержит радионуклид и зафиксировано в механической оболочке, производит ИИ;
  4. — открытого типа — при эксплуатации ИИИ, есть вероятность попадания радиоактивных частиц в окружающую среду обитания;
  5. — закрытого типа — ИИИ заключается в специальную оболочку, которая при обслуживании защищает рабочий персонал и обеспечивает контроль за количеством выбрасов радиоактивного вещества в окружающую среду;
  6. — смешанного — это генерирующий ИИИ, которая при этом содержит в себе радионуклидное вещество в качестве мишени.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 21 ноября 2011 года № 957, оно определяет какие именно органы регулируют сферу лицензионной деятельности.

В данном случае, для первого пункта лицензию будет выдавать орган Роспотребнадзора, а для второго — Ростехнадзор.

Но если компания будет использовать ИИИ смешанного типа, то разрешительные документы потребуются от обоих данных ведомств.

  • В соответствии с этим, лицензия на ИИИ от Роспотребнадзора (далее орган лицензирования) может потребоваться организации, занимающейся следующими видами деятельности:
  • — проектирование помещений, в котором будут располагаться рентген-оборудование;
  • — средства радиационной защиты (рентгенозащитные окна или двери) и сам рентгеновский инвентарь;
  • — производство любого различного оборудования, которое классифицируется, как ИИИ;
  • — осуществление ремонта и технического обслуживания рентгеновского оборудования, и других ИИИ;
  • — утилизация и хранение источников ионизирующего излучения.

Также в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 278 (в редакции от 06.03.2015 года) «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)», он дает нам точное разъяснение какие документы нам потребуются и порядок подачи их в орган лицензирования.

  1. Для подачи в орган лицензирования потребуются следующий перечень документов:
  2. — заявление о выдаче лицензии на ИИИ (генерирующих) (форма заявления допускается либо в письменном, либо в печатном);
  3. — копии документов, в соответствии с которым, у соискателя лицензии подтверждает наличие прав собственности или на ином, другом законном основании, которые необходимы для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих требований;
  4. — копии документов, подтверждающие наличие оборудования, в том числе радиационных источников, которые принадлежат собственнику на праве собственности или на ином законном основании;
  5. — копии технических документов на радиационные источники;
  6. — копии дипломов, среднего профессионального образования, высшего образования, профессионального обучения по радиационной безопасности, для подтверждения работником деятельности, которая непосредственно связана с ИИИ;

— квитанция об уплате государственной пошлины (ее размер установлен 7 500 руб.).

После подачи всех документов в территориальный орган Роспотребнадзора и до момента его решения, должно пройти 45 суток. В течение этого срока, период может продлиться в случае, если работники государственной структуры сочтут нужным, что не достает каких-либо документов, либо в случае не правильного составления заявления на подачу в орган лицензирования.

В соответствии с этим же Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года №278 (ред. от 06.03.2015 г.), орган лицензирования предъявляет требования для осуществления  лицензируемой деятельности, такие как:

  • — принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, для выполнения работ (оказания услуг), которые отвечают лицензируемой деятельности и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • — наличие оборудования, и радиационных источников, а также технической документации на эти источники, условий эксплуатации, хранения и утилизации, в соответствии с которыми отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности;
  • — наличие производственного контроля, системы учета, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, также учет и контроль облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности;
  • — штат работников, у которых деятельность связана непосредственно с ИИИ, при этом должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, или дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, объем времени должен составлять не меньше 72 часов по радиационной безопасности, которые были заявлены по требованию и характеру работ;
  • — наличие плана мероприятий в случае возникновения радиационной аварии, по защите работников и населения, в соответствии с требованиями федеральных законов;
  • — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет для работников, деятельность которая связана непосредственно с источниками ионизирующего излучения (генерирующими).

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся следующие их невыполнение, которое перечислялось выше, в следствии с этим они влекут за собой последствия.

Эти последствия устанавливаются в статье 19 части 11 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

И говорится в них следующее, что при нарушении лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям лицензионных требований можно отнести следующие нарушения:

— угроза причинения вреда здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— человеческие жертвы, которым было причинён тяжкий вред здоровью или средний вред, а также двух и более лиц, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-ispolzovanija-istochnikov-ionizirujushhego-izluchenija/

Ссылка на основную публикацию