Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами

Законом предусмотрено социальное обслуживание психически больных людей. Помощь в организации быта, социальном функционировании, защите собственных прав, реализации возможностей в области образования и развития и прочем называется социальным обслуживанием.

Социальное обслуживание психически больных людей подразумевает несколько различных форм.

Формы социального обслуживания

Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами

Социальное обслуживание психически больных людей на дому, как и граждан пожилого возраста, инвалидов, закреплено законом. Но психически больному человеку может быть в этом отказано при наличии у него тяжелых психических расстройств. В этом случае более целесообразным может являться лечение в специализированном медицинском учреждении.

Полустационарная форма социального обслуживания психически больных людей возможна так же только в случае ремиссии или нетяжелой формы психического расстройства.

Стационарное социальное обслуживание предусмотрено как в добровольном прядке, так и без добровольного согласия (самого больного или опекуна).

Производится помещение на стационарное социальное обслуживание психически больных людей в том случае, если «лица указанной категории лишены ухода и поддержки со стороны родственников или законных представителей и при этом неспособны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законном порядке недееспособными». В случае необходимости недобровольного помещения вопрос о его целесообразности решает суд.

За лицом, пребывающим в ПНИ сохраняется жилая площадь, занятая по договору найма и аренды из числа государственных, общественных или муниципальных жилых фондов, на протяжении полугода.

Срочное социальное обслуживание предполагает единоразовое материальное обеспечение, обеспечение одеждой или обувью, содействие в трудоустройстве, правовое и проч. консультирование.

Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию человека в семье, обществе; на снижение напряженности в отношениях, сопровождение семьи и формирование здоровых взаимоотношений в окружающей социальной среде.

Законодателем предусмотрена возможность как бесплатного социального обслуживания психически больных людей (на дому, полустационарно, стационарно и проч.), так и на платной основе.

В зависимости от ситуации, плата может составлять от 25 %, в том случае, если размер получаемой пенсии граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, составляет 100-150% от прожиточного минимума по региону.

В случае, если нуждающийся в социальном обслуживании человек имеет доход, превышающий на 150% прожиточный минимум, установленный для конкретного региона, то оплата социального обслуживания производится им в размере 100%.

На бесплатное же социальное обслуживание могут претендовать граждане, чей доход ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание. Часть 1 — Про Паллиатив

Как получить социальные услуги и можно ли повлиять на их предоставление в конкретном регионе. Как оказание социальных услуг регулируется на федеральном уровне, а как — на региональном. Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг и что делать, если в социальных услугах отказывают.

Обо всем этом рассказывала на вебинаре Анна Повалихина, юрисконсульт благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Статья подготовлена по его материалам и разбита на две части. Вторую часть материала вы можете прочитать по ссылке в конце текста.  

Законы и термины. Зачем в них разбираться?

Даже людям, далеким от юриспруденции, могут пригодиться знания о том, что обозначают те или иные термины в законах. Это нужно, чтобы понимать, когда и на что вы имеете право, что можете потребовать и на что пожаловаться. А еще иногда юридические понятия так сложно сформулированы, что понять их обычным людям почти невозможно. Поэтому — объясняем.

Законы

Основы социального обслуживания граждан Российской Федерации устанавливает    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он действует на всей территории России и регулирует все основные вопросы предоставления социального обслуживания. 

Кроме того, в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются конкретные нормы социального обслуживания — порядок предоставления социальных услуг, их перечень и прочее.

Но они ни в коем случае не могут противоречить нормам федерального законодательства. Например, если по Федеральному закону определенные «категории граждан» имеют право получать социальные услуги бесплатно, то региональный закон не может установить иное.

А вот расширить перечень этих категорий законодатели субъекта РФ могут. 

Термины

Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг. 

Получатель социальных услуг — это человек, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга. 

Например, вашей пожилой соседке трудно самостоятельно ходить в магазин, и ей не помешала бы помощь соцработника. Но пока она просто жалуется на это, встретив вас у подъезда, с точки зрения государства, она не является получателем социальных услуг. Женщина им станет, лишь когда напишет заявление в соответствующую инстанцию и там ее таковой признают.  

Поставщики социальных услуг — это организации, государственные и негосударственные, которые, собственно, эти услуги предоставляют и которые включены в реестр поставщиков социальных услуг конкретного региона. 

То есть, если продукты вашей соседке приносит директор близлежащего магазина, то с точки зрения закона он не поставщик соцуслуг, а просто добрый человек. 

Стандарт социальной услуги — это основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления каждой социальной услуги. В каждом регионе стандарт определяется нормативным актом, которым регламентировано, что в рамках конкретной услуги можно получить. 

Например, согласно стандарту предоставления услуги по покупке и доставке на дом продуктов, действующему в Ростовской области, вес продуктов, которые социальный работник покупает и приносит на дом, не должен превышать 7 кг.

Если соцработник говорит, что больше 3 кг ему приносить тяжело, то нужно обратиться к руководителю организации, которая предоставляет эту социальную услугу, с просьбой либо поменять соцработника, либо организовать выполнение им  своих обязанностей в том объеме, который установлен соответствующим Порядком оказания социальных услуг в регионе. 

Основные принципы социального обслуживания (установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ):

  • равный, свободный доступ вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг; 
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность. 

Знать принципы социального обслуживания может быть полезно:

  • когда они нарушаются и вы обращаетесь в органы государственной власти за защитой прав, гарантированных государством;
  • когда вы обращаетесь по вопросу предоставления услуги, которой в вашем регионе либо нет, либо она оказывается с нарушением принципов.

Например, вы хотите, чтобы в вашем регионе оказывалась на дому услуга социальной няни. Но вам предлагают поместить ребенка в социальное или медицинское учреждение в качестве социальной передышки.

Это противоречит принципу «Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде», особенно если речь идет о тяжелобольном ребенке, которому важно быть дома.

Опираясь на это, можно добиться, чтобы услугу оказывали именно в той форме, в которой вы хотите.

Права получателей социальных услуг 

  1. Уважительное и гуманное отношение. Если с вами грубо разговаривают — это повод для жалобы.

  2. Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг. Вам обязаны все подробно объяснить.

     

  3. Выбор поставщика социальных услуг. Это означает, что в вашем регионе должна быть не одна организация, предоставляющая необходимую услугу, а несколько, чтобы у вас был выбор. 
  4. Отказ от предоставления социальных услуг. Вы имеете право отказаться от предоставления услуг.
  5. Защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ.

    Вы имеете право жаловаться, если считаете, что ваши права нарушены.

  6. Участие в составлении индивидуальных программ.
  7. Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащего  ухода.

  8. Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время. Этот пункт касается людей, которые находятся в социальных учреждениях. Например, в интернатах или домах престарелых. 
  9. Социальное сопровождение.

    Например, если соцработник видит, что его подопечному нужна медицинская, психологическая или юридическая помощь, он поможет эту помощь получить.

Набор социальных услуг — что это такое и как его получить?Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется

Обязанности поставщиков социальных услуг

Полный список обязанностей можно прочитать в статье 12 Федерального закона — их довольно много. В этой статье остановимся на нескольких.

Поставщики социальных услуг обязаны:

  1. Предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

Этот пункт дословно повторяет то, что написано в правах получателей социальных услуг. То есть вы не только имеете право знать во всех подробностях, что вам положено по закону, но вам об этом обязаны рассказать; 

  1. Обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  2. Выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  3. Обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

  1. Ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  2. Применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  3. Помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Получатели социальных услуг тоже имеют обязанности

Если вас признали получателем социальной услуги, вы обязаны:

  1. Предоставлять сведения и документы, необходимые для того, чтобы социальную услугу вам оказали;
  2. Своевременно информировать об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах. Этот пункт чаще всего нарушают в случаях, когда человек восстановил способность к самообслуживанию (например, в результате реабилитации), но забыл об этом сообщить; 
  3. Соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и полностью оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг, если по договору они оказываются за деньги.

Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами

  • Продолжение статьи о социальном обслуживании вы можете найти здесь.
  • Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
  • Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(1) Основаниями для помещения в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, для лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, — решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, а в отношении дееспособного лица — также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным. (Часть в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2011 года Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 67-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(2) Орган опеки и попечительства обязан принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 42. Основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Основаниями для помещения несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются заявление его родителей или иного законного представителя и обязательное заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Заключение должно содержать сведения о возможности и (или) необходимости освоения несовершеннолетним адаптированной образовательной программы в указанной организации. (Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ.

— См. предыдущую редакцию)

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 43. Права лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, и обязанности этих организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(1) Лица, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 настоящего Закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(2) Обязанности стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, по созданию условий для реализации прав лиц, проживающих в ней, устанавливаются статьей 39 настоящего Закона, а также законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(3) Стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами, обязана не реже одного раза в год проводить освидетельствование лиц, проживающих в ней, врачебной комиссией с участием врача-психиатра в целях решения вопроса об их дальнейшем содержании в этой организации, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. (Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Правила оформления граждан в стационарные организации социального обслуживания для престарелых и инвалидов Саратовской области

  • Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  • Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.
  • Для оформления в государственную стационарную организацию социального обслуживания для престарелых и инвалидов необходимо положительное решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, вынесенное уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (по месту регистрации или пребывания), а также утвержденная индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
  • Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
  • Медицинские противопоказания для поступления в стационарную организацию социального обслуживания для престарелых и инвалидов перечислены в приказе Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 года № 216н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний».
  • Право внеочередного приема в стационарные организации социального обслуживания населения в соответствиис Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предоставляется инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Для получения социальных услуг в стационарной форме заявители или их законные представители представляют в орган социальной поддержки населения области по месту регистрации (пребывания) следующие документы:
  • Для дееспособного гражданина:
  • паспорт гражданина;
  • заявление гражданина о предоставлении социальных услуг в стационарной форме в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 года № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»; Для гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным:
  • паспорт гражданина;
  • паспорт опекуна, документы, подтверждающие его полномочия;
  • заявление гражданина о предоставлении социальных услуг в стационарной форме – при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра, содержащее сведения о том, что гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, по своему состоянию способен подать личное заявление;
  • заявление опекуна недееспособного гражданина о предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
  • копию решения суда о признании гражданина недееспособным, заверенную судом, с отметкой о вступлении его в законную силу; Для всех категорий граждан необходимо представить:
  • справку об инвалидности, выданную учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием группы инвалидности (при наличии);
  • медицинскую карту гражданина, оформляющегося в стационарную организацию социального обслуживания для престарелых и инвалидов, выданную уполномоченной медицинской организацией, содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Заключения врачей и представленные в медицинской карте результаты инструментальных и клинико-лабораторных обследований должны соответствовать установленным срокам действия – не более 6 месяцев;
  • заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения (в том числе, центральной районной больницы) с обязательным включением в состав комиссии врача-психиатра (при отсутствии врача-психиатра дополнительно требуется заключение врачебной комиссии психоневрологического диспансера в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») с указанием:
  1. основного и сопутствующего диагнозов, осложнений, стадии заболевания;
  2. нуждаемости гражданина, в постоянном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию;
  3. профиля организации, в которой может находиться гражданин, – стационарной организации социального обслуживания для престарелых и инвалидов общего профиля либо (при наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной стационарной организации социального обслуживания) психоневрологического профиля;
  4. сведений о том, что гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, по своему состоянию способен подать личное заявление;
  5. сведений об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании гражданина недееспособным (в отношении дееспособного лица, имеющего психическое расстройство).

Заключение врачебной комиссии подписывается членами врачебной комиссии (не менее 3 врачей) и заверяется печатью лечебного учреждения. Срок действия заключения врачебной комиссии – не более 6 месяцев.

Кроме того, заявитель дополнительно к вышеперечисленным документам, вправе представить следующие документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги:

  • документы, подтверждающие размер среднедушевого дохода (пенсии, ежемесячных денежных выплат, единовременных денежных выплат, выплат компенсационного характера, различных видов пособий, материальной помощи, доплат к пенсии и иных видов выплат) за последние 12 календарных месяцев;
  • справку органов внутренних дел о наличии или отсутствии судимости (кроме женщин и лиц, страдающих психическими расстройствами);
  • справку содержащую сведения, что гражданин не состоит на учете в органе опеки и попечительства, в связи с признанием его недееспособным (при наличии у дееспособного гражданина психического расстройства).

Основания и порядок предоставления социального обслуживания

Предоставление социального обслуживания осуществляется в рамках отношений между гражданином, признанным нуждающимся в его получении, и поставщиком социальных услуг. Поэтому материальным отношениям предшествуют процедурные — по признанию гражданина нуждающимся в получении социального обслуживания органом власти субъекта РФ, специально уполномоченным на осуществление такого признания.

Процедурные отношения возникают на основании волеизъявления гражданина, оформленного письменным заявлением либо заявлением в электронной форме, которое подается в уполномоченный орган субъекта РФ им самим либо его законным представителем, либо иными гражданами, общественными объединениями, органами власти, действующими в интересах будущего получателя социальных услуг (ст. 14 Закона об основах социального обслуживания).

В заявлении должна содержаться информация о наличии у гражданина одного из обстоятельств, являющихся фактическим основанием для получения социального обслуживания или главным юридическим фактом, обусловливающим нуждаемость гражданина в получении социальных услуг. В качестве таковых законом установлены:

  • — полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;
  • — наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инва- лида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • — наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • — отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

  • — отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — отсутствие работы и средств к существованию (ст. 15 Закона об основах социального обслуживания).

Указанные факты характеризуются тем, что они ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Нормативными правовыми актами субъекта РФ могут быть установлены иные обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

  • При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в получении услуг долгосрочного или периодического характера для него составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа).
  • При признании гражданина нуждающимся в срочных услугах индивидуальная программа не составляется, решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
  • Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Индивидуальная программа — базовый документ, определяющий для гражданина объемы его притязания на социальное обслуживание.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный.

В ней указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Перечень социальных услуг (включающий описание каждой услуги — стандарт услуги), предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории каждого субъекта РФ, утверждается законом субъекта Федерации, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого федеральным органом государственной власти[1].

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

В соответствии с содержанием индивидуальной программы гражданин (или его законный представитель) заключает договор с выбранным им поставщиком о предоставлении социальных услуг. Поставщик социальных услуг обязан заключить договор в течение суток с даты представления ему индивидуальной программы.

На основании договора возникают материальные отношения по предоставлению социального обслуживания.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Бесплатно социальные услуги в любой из форм их предоставления получают несовершеннолетние и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных, межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Бесплатная основа предоставления социальных услуг на дому и в полустационарной форме гарантируется также лицам с низким доходом.

Нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливается предельная величина среднедушевого дохода, рассчитываемого в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, непревышение которой на дату обращения за социальным обслуживанием дает право на бесплатное получение социальных услуг.

При этом в соответствии с Законом об основах социального обслуживания размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, определяемый законами субъекта РФ, не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения (ст. 31).

Для определения размера оплаты (полной либо частичной) за предоставление социальных услуг используется принцип возмездно-неэквивалентного возмещения.

Так, размер оплаты за социальное обслуживание на дому или в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.

Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания оплачиваются получателем полностью либо частично, размер оплаты услуг также рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и при этом не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

  1. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.
  2. Наряду с правами и обязанностями, предусмотренными договором, стороны наделены системой взаимных прав и обязанностей.
  3. Получатели социальных услуг имеют право:
  • — на уважительное и гуманное отношение;
  • — получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
  • — отказ от предоставления социальных услуг;
  • — обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
  • — свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • — социальное сопровождение.

Получатели социальных услуг обязаны.

  • — представлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
  • — своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
  • — соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость оказанных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу, отказ освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Поставщики социальных услуг имеют право'.

  • — запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
  • — отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, а также в связи с наличием медицинских противопоказаний (при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
  • — быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.
  • Поставщики социальных услуг обязаны'.
  • — осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ;
  • предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных на основании требований федерального законодательства;
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
  • — использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством РФ о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
  • — предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
  • — осуществлять социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 Закона об основах социального обслуживания;
  • — обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • — предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
  • — выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  • — обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • — обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

  • — ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • — применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  • — помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

В соответствии со ст.

35 Закона об основах социального обслуживания в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с названным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Судебная практика

Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Омского областного суда, удовлетворившего заявление о признании недействующим ряда норм Положения о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 09.12.2009 № 235-п, и в частности, нормы о том, что временное выбытие граждан из учреждений в течение календарного года осуществляется на срок не более одного месяца по инициативе гражданина и с согласия руководителя соответствующего учреждения. При этом суд исходил из следующего.

В силу положений п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, действовавшим в период возникновения спора, был Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ).

Статьей 15 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, определенном данным федеральным законом. Между тем вопросы временного отсутствия этих лиц в стационарных учреждениях социального обслуживания этим федеральным законом не определены.

Однако условия приема, содержания и выписки из интерната престарелых и инвалидов урегулированы приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.

1978 № 145, которым предусмотрено, что временное выбытие из интерната может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда мри наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более двух месяцев.

Суд первой инстанции сделал верное заключение о том, что поскольку вопросы временного выбытия инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе срок временного выбытия, урегулированы федеральными нормативными правовыми актами, Правительство Омской области, принимая во внимание оспариваемую норму, вышло за пределы своих полномочий[2].

Ссылка на основную публикацию