Разберемся для начала с правовыми статусами прибывающих в Россию лиц.
Беженцы
Итак, беженцами на территории РФ считаются лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу объективных опасений стать жертвой преследований по какому-либо признаку: вероисповедания, расы, национальности, гражданства, принадлежности к определенной соцгруппе или политубеждений, находятся вне пределов страны своей гражданской принадлежности. И потому эти люди не могут воспользоваться защитой своей страны либо не желают пользоваться этой защитой ввиду определенных опасений.
Также к беженцам относят лиц, не имеющих определенной гражданской принадлежности и находящихся вне территории государства своего прежнего обычного местожительства в результате вышеописанных событий, если они не могут или не желают вернуться обратно по каким-либо соображениям.
Вынужденные переселенцы
- национальной/расовой принадлежности,
- вероисповедания,
- языка,
- принадлежности к определенной соцгруппе,
- политубеждений,
ставших поводами для враждебных акций в отношении конкретного человека или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По вышеуказанным обстоятельствам, вынужденными переселенцами признаются:
- россияне, вынужденные покинуть привычное место жительства на территории зарубежной страны и прибывшие в РФ;
- россияне, вынужденные покинуть свое место жительства на территории 1-го из субъектов РФ и прибывшие на территорию другого региона РФ.
Также выделяют такую категорию лиц как ч лены семьи вынужденного переселенца.
Это постоянно проживающие с вынужденными переселенцами, вне зависимости от наличия у них статуса вынужденного переселенца, их супруги, дети и родители, иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ними совместное хозяйство, начиная с даты регистрации ходатайства о признании россиянина вынужденным переселенцем. В исключительных ситуациях иные лица тоже могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца, но уже в судебном порядке.
Какая единовременная помощь положена беженцам и вынужденным переселенцам из Украины
Предоставлении временного убежища в упрощенном порядке беженцам из Украины регулируется Постановлением Правительства РФ за № 690 от 22.07.2014.
Данный НПА позволяет гражданам Украины существенно сократить бюрократические процедуры, предусмотренные для стандартного признания лица беженцем в РФ.
Порядок признания вынужденным переселенцем
Переезжать из одной страны в другую человека может заставить неблагоприятная обстановка: например, политические, либо военные конфликты. В соответствии с законом №4530-1 от 19.02.
1993 «О вынужденных переселенцах», под вынужденными переселенцами (ВП) понимают граждан, которые покинули свою страну в связи с совершенными в отношении них или членов его семьи насилиями, либо в связи с опасностью быть подвергнутым преследованию по расовому признаку, по вероисповеданию, по национальной принадлежности, а также по политическим убеждениям. Под вынужденными переселенцами признаются следующие граждане:
- Которые вынуждены были уехать из страны проживания;
- Которые были вынуждены переехать из одного региона страны в другой;
- Члены семьи переселенца (то есть, его супруга/супруг, родители, дети, иные родственники и нетрудоспособные иждивенцы, которые ведут с ним обще хозяйство).
На основании обстоятельств, в связи с которыми человек был вынужден покинуть свое постоянное место проживания и определяются граждане, входящие в группу вынужденных переселенцев. Под такими обстоятельствами подразумевается преследование по:
- Религиозному признаку;
- Расовому или национальному признаку;
- Языку общения;
- Политическому убеждению.
Могу ли я получить статус ВП при след. Условиях: 1) я приехала в Москву в 2010 году из г. Владимир, поступила в Москве в Университет, проживала в общежитии. 2) в августе 2012 года был убит мой отец соседкой по квартире. Наша семья взяла в ипотеку комнату в 3-комнатной квартире, в одной проживаем мы, в двух других -семья, мать и сын которой оказались алкоголиками.
В настоящее время мать семьи соседей осуждена и находится в местах лишения свободы до 2018 или 2020 года. Так как я уже находилась в Москве на момент совершения преступления против члена моей семьи, могу ли я одна из семьи претендовать на статус ВП? Мои мама и брат хотят остаться во Владимире.
А я уже нашла работу, учусь на вечернем отделении и временно зарегистрирована у знакомых.
Пункт 1 статьи 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» определяет понятие «вынужденный переселенец».
Так, вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. По обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона, вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона.
Какие существуют виды миграции населения?
Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Советуем посмотреть
- Отказ в выдаче РВП в случае снятия запрета на въезд в Россию
- Розыск родственников
- Пребывание в России в период обжалования отказа в предоставлении временного убежища
- Переоформление транспортного средства участниками программы по переселению
Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в России
В условиях политической, экономической нестабильности и эскалации военных конфликтов в мире многие граждане оказываются в чужом государстве, убегая от преследований и опасностей на родной земле.
Российская Федерация традиционно поддерживает иностранцев в трудной ситуации. На государственном уровне организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев.
На какую помощь и поддержку можно рассчитывать, рассказывает данный материал.
Беженцы: понимание термина
В широком понимании беженцы (от слова «бежать») – это лица, вынужденные покинуть обжитое место в силу определенных обстоятельств. Конкретное определение термина дается в Конвенции о статусе беженцев, принятой Конференцией полномочных представителей ООН в Женеве 28 июля 1951 года.
Под под термином «беженец» подразумевается лицо, которое выезжает из своей страны и не желает туда возвращаться, опасаясь преследований по признакам:
- расы;
- религии;
- гражданства;
- отношения к социальной группе;
- ориентации;
- политических убеждений.
Часто причиной вынужденной миграции становятся природные катаклизмы или военные конфликты. Так, с востока соседней Украины за время военных действий (с 2014 по 2020 годы) в Россию приехали 427,2 тыс. человек. Это статистика ООН по состоянию на август 2017 г. Еще 9,6 тыс. отправились в Германию, 9,3 тыс. – в Италию. Для убежища выбирали также Польшу, Швецию, Францию.
Отказ инвалида от набора социальных услуг (НСУ) в 2020 году
Правовая база решения социальных проблем беженцев
Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа.
Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.
Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.
Как получить статус
Социальную помощь беженцы получают только лишь в том случае, если они доказали свой статус и получили соответствующее удостоверение.
Правовой статус вынужденных «беглецов» в Российской Федерации определяется:
- Федеральным законом «О беженцах» (№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года);
- Женевской конвенцией, принятой 28 июля 1951 года;
- Нью-Йоркским протоколом, подписанным 31 января 1967 года.
В этих нормативных актах прописаны права и обязанности беженцев, а также регулируются взаимоотношения с принимающим государством. Основная идея всех нормативных документов: нельзя высылать и принудительно возвращать «беглецов» обратно на родину.
Алгоритм получения статуса беженца включает несколько этапов, в ходе прохождения которых рассматривается конкретная ситуация и по ней принимается решение.
Удостоверение выдается на 3 года, после его можно продлить еще на 1 год.
На какую помощь могут рассчитывать беженцы
Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:
- временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
- денежные выплаты (единовременные и суточные);
- бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
- юридические консультации и психологическая помощь;
- льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
- возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.
Актуальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России и в Волгоградской области
В настоящее время в мире много мелких действующих вооруженных конфликтов, а также территорий с неблагополучными условиями жизни.
Естественно, что люди, проживающие на таких территориях, стремятся улучшить свое положение, да и просто спасти свою жизнь и жизнь близких людей.
Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расовых гонений, дискриминации.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но также Россию и Ближнее Зарубежье, а также иные регионы мира. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Именно поэтому практически каждые двусторонние и многосторонние встречи глав государств и правительств не обходятся без обсуждения данных вопросов.
Согласно отечественному законодательству, беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [1]. Таким образом, беженец для российского законодательства — это человек, который покинул свою родную страну в силу определенных обстоятельств и приехал в Россию, желая обрести здесь постоянное место жительства, не имеющий, при этом, гражданства Российской Федерации. Разумеется, не каждый человек может рассчитывать на получение данного статуса и, соответственно, правами и льготами, которые предоставляются с приобретением статуса беженца. Так, например, беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, которое признанно таковым законодательством России, а также лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.
Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2]. Таким образом, вынужденными переселенцами могут быть признаны как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой.
Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации.
При характеристике правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в России следует заметить, что в законодательстве СССР отсутствовали положения интересующего нас вопроса, поэтому понятие беженца или вынужденного переселенца является довольно новым для современного российского законодательства. Присоединившись к «Конвенции о защите прав человека», Россия поняла всю актуальность данной проблемы. Начали приниматься законы, иные НПА, которые бы регулировали правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.
Обязательства, которые Россия взяла на себя с присоединением к международным организациям в области защиты прав человека, с одной стороны, и стремление обезопасить границы государства, жителей страны, необходимость решения в первую очередь внутренних проблем, стремление не повторить печальный опыт некоторых стран Европы, страдающих от наплыва беженцев из Африки, с другой, а также малый опыт в регулировании вопросов миграции населения, во многом объясняют то, что механизм законодательного регулирования в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев далек от совершенства. Ведь изначально государственная политика в данной области действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. Зачастую чиновники игнорируют проблемы данной категории населения, отказывая в оформлении документов, затрудняя их получение бюрократическими проволочками, в предоставлении гражданства и в государственной поддержке, рассматривают беженцев, как некую «обузу». СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира
- В качестве основных правовых проблем для характеризуемой нами категории людей, в том числе и в Волгоградской области, можно назвать отказ в предоставлении статуса. Главными причинами отказа могут являться:
- Во-первых, если заявитель в качестве причины переезда из родной страны указывает экономическую. В таком случае отказ в предоставлении статуса основывается на том, что мигрант не предоставил сведений о реальной угрозе жизни;
- Во-вторых, по причине того, что статус указанных категорий мигрантов в законодательстве России указан довольно расплывчато, мигранты плохо информированы о своих правах и обязанностях, а, самое главное, теряют из-за этого время на получение необходимых документов, подтверждений, и мигрант теряет все свои права на получение необходимого статуса. Слабая нормативно-правовая база, плохая информированность мигрантов;
- В-третьих, бюрократические проволочки, которые значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.
- Следует отметить, что каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая.
Получение статуса беженца или вынужденного переселенца не решает всех проблем, которые возникли у мигрантов не по их воле и вине.
Во многих государствах мира для данной категории людей предусмотрены различные льготы для облегчения им жизни в новой среде и лучшей социальной адаптации.
Отечественные законы и НПА как федерального, так и регионального уровня, предусматривают ряд прав, позволяющих мигрантам облегчить адаптацию, например, решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. Однако, на практике, все происходит иначе, т. к.
многие правовые нормы и акты оказываются не подкреплены необходимой материальной базой. В целях экономии бюджетных средств, органы, занимающиеся миграционной политикой, заселяют граждан в отдаленные, глухие районы, где нет работы, слабо развитая инфраструктура и т. п. [3].
Несколько лет назад на территории Украины начались политические трудности, к власти пришли политики, резко настроенные против России. На приграничных с Россией территориях, начались вести боевые действия, кратковременные вспышки которых происходят до сих пор.
Кроме этого, живущие на территории Украинской республики русские, а также «симпатизирующие» им украинцы, начали испытывать различные трудности, преследования от местных властей. В результате данных событий, многие лица, проживающие на ставшими неблагоприятными территориях, вместе со своими семьями вынуждены были покинуть свои жилища.
В Россию хлынул большой поток беженцев, которые столкнулись с перечисленными выше трудностями.
Волгоградская область стала одним из регионов, куда активно прибывали граждане Украины, ища правовой защиты и помощи.
Крупные денежные расходы на получение необходимых документов, очереди в органах, занимающихся миграционной политикой, проблемы с предоставлением медицинской помощи — это лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулись бежавшие с юго-востока Украины.
Одной из главных проблем люди называют значительные денежные расходы при подготовке документов для легализации. «Чтобы подать какие-либо документы в миграционную службу, нужна регистрация по новому месту жительства, — рассказывают респонденты.
— Люди же приезжают, не имея в Волгоградской области ни родных, ни близких, которые могли бы предоставить им жилье. Поэтому переселенцам с Донбасса приходится доплачивать свои деньги при снятии жилья. Временная регистрация также делается за деньги. Если повезет и есть родственники, то они предоставляют жилье, и потом беженцев регистрируют в миграционной службе» [4]
Еще одной проблемой является предоставление бесплатной медицинской помощи беженцам. «Обращение в больницу за бесплатной медицинской помощью возможно только по месту регистрации, — отмечают респонденты. — В другие лечебные учреждения попасть можно только на платной основе». Проблемы с работой также чаще других назывались респондентами с Донбасса.
По словам одного из них, «если нет российского гражданства, на официальную работу устроиться невозможно»: «Многие не смогли найти достойную легальную работу с достойной зарплатой. На заводе получают, как правило, по 10–15 тыс. руб., есть сезонная работа на полях, зарплаты по 20 тыс. руб. Что-либо более достойное найти практически невозможно» [4].
Как было подсчитано некоторыми экспертами, для того, чтобы получить сначала разрешение на временное проживание, а затем гражданство РФ, некоторым лицам, бежавшим с Украины нужно было заплатить не менее 40 тыс. руб.
[4]: расходы на госпошлину, перевод необходимых документов с украинского языка на русский, проставление апостилей, услуги нотариуса, прохождение медицинской комиссии, заявление при подаче документов — и это не полный перечень того, что необходимо оплатить лицам, желающим получить статус беженцев или вынужденных переселенцев.
Следует отметить, что если в течение года после получения разрешения на временное проживание беженцем не было получено гражданство РФ, то решение аннулировалось, и всю процедуру необходимо было повторять сначала со всеми вытекающими денежными расходами.
Также многих беженцев не устраивает качество жилья, которое им было предоставлено в Волгоградской области. По сравнению с оставленными в Донбассе домами оно, как правило, было гораздо хуже. В результате многие из них приняли решение вернуться обратно.
Одним из самых ужасных испытаний беженцы называют очереди в миграционной службе: «Иногда это становится просто невыносимо. Особенно сложно по несколько раз ходить снимать отпечатки пальцев ребенку, для которого это каждый раз настоящий стресс» [4].
Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 О вынужденных переселенцах
Для каждого гражданина предусматриваются дополнительные пенсии и льготы, есть также подкатегории, для которых существуют особенные пенсии, ввиду их здоровья или состояния. Об этом подробнее попытаемся поговорить в данной статье.
Есть такой документ, как справка переселенца. Поговорим подробнее о том, что необходимо для ее оформления. На данный момент существует определенный порядок при совершении регистрации переселенцев. Он утвержден новоизбранным Кабинетом министров еще в 2014 году.
По его решению, вынужденный переселенец, может обратиться в специальные службы социальной защиты. Там поздние переселенцыпройдут этапы регистрации и получают документ-справку о том, что человек находится в статусе переселенца.
По-другому таких лиц называют внутренне перемещенными.
Переселенцы в РФ
Есть разные категории мигрантов, которых в России готовы принимать, предлагая упрощенный алгоритм легализации на территории страны. И вынужденные переселенцы тоже имеют особые права.
Подразумевается, что такие люди оставляют родину, поскольку там им грозит реальная опасность.
В России еще 19 февраля 1993 года был принят отдельный закон о вынужденных переселенцах (N 4530-I), в который неоднократно вносились изменения. Не стоит путать таких лиц с беженцами.
Между такими понятиями («переселенец» и «беженец») есть много общего, однако под вынужденными переселенцами в законе подразумевают граждан России, которые под давлением обстоятельств покидают родные дома и переезжают в другие места. Хотя такой статус предоставляют и иностранцам.
Беженец же, который просит приюта в стране, однозначно является гражданином другого государства. Соответственно, статус вынужденного переселенца в РФ может получить и россиянин, и приезжий.
Бывают ситуации, когда его предоставляют лицам, которые вовсе не имеют гражданства (являются апатридами).
Обязанности переселившихся лиц
Стоит понимать, что статус переселенца означает не только обретение определенных прав. На людей, его имеющих, возлагаются и конкретные обязанности. Так, они должны:
- предоставить в ГУВМ МВД РФ все сведения о себе, на основании которых принимается решение, предоставлять статус переселенца или нет;
- если люди получили приют в специальном центре для переселенцев, предстоит придерживаться правил проживания в нем;
- каждый переселенец обязан своевременно проходить медобследование, как это предписано законодательством России.
ФЗ о вынужденных переселенцах в последней редакции ред. от 30.12.2015 устанавливает четкий алгоритм того, что нужно сделать для получения такого статуса. Здесь же указывается, что его предоставляют не навсегда. Переселенец сохраняет статус в течение 5 лет. Далее возможно его продление, но при условии, что для этого есть веские основания.
В законодательстве России оговорено, что вынужденным переселенцем не может быть лицо, которое совершило тяжкое преступление. Имеются в виду не только деяния, квалифицируемые статьями Уголовного кодекса, а и любые поступки против мира, безопасности.
Статус переселенца дают исключительно на основании ходатайства от заинтересованного лица. Так что предстоит самостоятельно заявить о такой просьбе и пройти все необходимые инстанции.
Но если человек бежал из родной страны из-за голода, по экономическим причинам, из-за техногенной катастрофы, ему не получить статус вынужденного переселенца.
Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Статус вынужденного переселенца может получить гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации, либо вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации (т.е. переместившийся внутри границ РФ) в связи с определенными обстоятельствами, о которых говорится в п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах».
- При каких условиях Вас признают вынужденным переселенцем
- Первое необходимое условие – наличие гражданства Российской Федерации.
- Вместе с тем закон допускает некоторые отступления от условия о наличии российского гражданства.
- Иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца, тоже имеет право получить этот статус.
- Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
- Второе необходимое условие – это наличие обстоятельств, указанных в законе, а именно:
- совершение в отношении гражданина или членов его семьи насилия или преследования в иных формах;
- реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, из-за проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц;
- массовые нарушения общественного порядка.
Третье необходимое условие, предусмотренное законом и для получения статуса вынужденного переселенца, это условие о сроке обращения за предоставлением статуса.
Такой срок составляет 12 месяцев с момента выбытия с места жительства, а для беженцев, получивших гражданство, — один месяц со дня утраты статуса беженца. Если срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен.
При оставлении места жительства членами одной семьи в разное время для каждого из них срок обращения отсчитывается от момента выбытия.
- Процедура признания вынужденным переселенцем
- Процедура признание вынужденным переселенцем определена в законе «О вынужденных переселенцах».
- Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах», и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в Управление Федеральной миграционной службы по месту своего нового пребывания.
- Если вы намерены получить статус вынужденного переселенца еще до оставления места жительства, то вы вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения.
Обращаем ваше внимание на то, что в законе нет указаний о том, что гражданин, подавший ходатайство о признании вынужденным переселенцем, обязан предоставить доказательства того, что в отношении него было совершено насилие или имели место другие обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вы обязаны лишь сообщить сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса, а проверка и оценка достоверности этих сведений является обязанностью органа, принимающего решение.
При получении ходатайства Управление Федеральной миграционной службы в течение трех дней принимает решение о его регистрации.
При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.
Сведения о прибывших несовершеннолетних членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение 5 дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Срок принятия решения о признании вас вынужденным переселенцем составляет три месяца со дня регистрации ходатайства. О результатах рассмотрения ходатайства вас должны уведомить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, по достижению совершеннолетия данное лицо получает собственное удостоверение.
При получении удостоверения свидетельство о регистрации ходатайства возвращается. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается Управлением Федеральной миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
- Продление статуса вынужденного переселенца должно было быть инициировано волеизъявлением вынужденного переселенца продлить статус, путем подачи соответствующего заявления не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса, и представления следующих документов: — удостоверения вынужденного переселенца, — копии паспорта;- справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации; — договора найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам); — договора поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения); — другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
- Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
- О продлении срока действия статуса в удостоверении вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.
- Ежегодно территориальным органом проводится переучет вынужденных переселенцев.
- Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев, заполняется карточка переучета.
- Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.
- При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации перед выездом вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе в месте своего нового пребывания.
- При переезде на новое место жительства вынужденному переселенцу выдается направление и заверенная копия учетной карточки или выписка из нее для предоставления в территориальный орган по месту прибытия.
Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, с которыми Закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.
Для постановки на учет в территориальном органе по новому месту жительства вынужденный переселенец подает заявление, к которому прикладывает направление и копию учетной карточки (выписку из нее). Сотрудник территориального органа места прибытия в присутствии прибывших заполняет новую учетную карточку, которой присваивается регистрационный номер данного субъекта Российской Федерации.
Вынужденный переселенец утрачивает свой статус не только по истечении срока его действия, но также при прекращении российского гражданства или при выезде для постоянного проживания и другую страну.
От утраты статуса надо отличать лишение статуса. Лишение статуса рассматривается как санкция за противоправное поведение лица. По закону «О вынужденных переселенцах» лишение статуса допускается только в случае, если он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил заведомо фальшивые документы, если эти сведения или документы послужили основанием для признания его вынужденным переселенцем.
Утрата статуса одним членом семьи или лишение его статуса не влекут за собой автоматической утраты или лишения статуса для других членов семьи или иных неблагоприятных последствий.
Гражданин бывшего СССР, получивший в РФ статус беженца, а затем принявший российское гражданство (принятие гражданства ведет к утрате статуса беженца), «при наличии обстоятельств, препятствовавших ему в период действия статуса беженца в обустройстве» (п. 4 ст. 1 закона «О вынужденных переселенцах») также может получить статус вынужденного переселенца. Для этого ему необходимо обратиться с ходатайством в Управление Федеральной миграционной службы в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.
В том случае, если вам отказали в принятии ходатайства о признании вас вынужденным переселенцем или отказали в предоставлении статуса вынужденного переселенца, вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.
В соответствии со ст.
254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.
254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать произвести необходимые действия (например, зарегистрировать ходатайство, выдать статус вынужденного переселенца и т.д.). Данное заявление подается в суд по месту Вашего жительства.
Срок обращения в вышестоящую организацию или в суд не должен превышать: одного месяца — со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст.
7 Закона «О вынужденных переселенцах» — Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
- Для постановки на учет вынужденный переселенец должен подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о предоставлении ему постоянного жилья и предоставить необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
- Жилищное обустройство вынужденных переселенцев
- К основным нормативно-правовым актам, регулирующим в настоящее время жилищное обустройство вынужденных переселенцев, относятся:
Закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-I «О вынужденных переселенцах» (ред. от 16.10.2010 года);