Статья 31. Назначение и содержание федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

  © pixabay.com

В России предлагают закрепить регулирование правоотношений в области дистанционного зондирования Земли из космоса. Соответствующий законопроект размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

В настоящий момент дистанционное зондирование Земли из космоса регулируется рядом подзаконных актов, которые требуют систематизации и обобщения содержащихся в них норм на уровне федерального закона.

Проектом устанавливается целевое применение космических систем и комплексов дистанционного зондирования Земли, правила и механизмы использования данных в разных отраслях экономики, а также компетенция федеральных органов исполнительной власти, права и обязанности регионов и муниципалитетов в этой области. В законопроект также включены нормы, касающиеся международного сотрудничества в сфере наблюдения за поверхностью планеты.

К видам деятельности по дистанционному зондированию из космоса относятся: планирование и осуществление космической съёмки, управление космическими аппаратами зондирования, приём, сбор, обработка, хранение, распространение данных, базовых и тематических продуктов и сервисов, созданных на их основе и оказание услуг с использованием данных.

Полученные данные принадлежат России. Полномочия по управлению и распоряжению правами на данные предлагается возложить на госкорпорацию «Роскосмос».

• Для изучающих Землю из космоса компаний предложили ввести нулевую налоговую ставку • Российскую военную инфраструктуру разрешили использовать для запуска иностранных спутников • Глава КНР попросил китайских космонавтов «раскрыть тайны Вселенной»

Госполитику в области деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества РФ будет реализовать Правительство.

Кроме того, кабмин определит оператора фонда данных и его полномочия, а также механизм и порядок коммерческого получения и распространения данных, в том числе на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

Данные зондирования, согласно проекту, применяются при создании продуктов, сервисов и услуг в области картографии, кадастра, рационального земле- и недропользования, поиска полезных ископаемых, строительства, транспортной инфраструктуры, геологии, экологии, климатологии, метеорологии, мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций, сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства, территориального планирования, обеспечения контрольно-надзорной деятельности и других задач, в том числе для обеспечения обороны и нацбезопасности страны.

Предполагается, что увеличение объёмов и повышение качества полученной информации при зондировании будет способствовать развитию российского рынка данных. Документом предусмотрено, что для приёма, сбора, обработки, хранения и распространения данных создаётся межведомственная единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ).

  • Платформа будет включать в себя Национальный центр дистанционного зондирование Земли из космоса; его региональные центры (различной ведомственной принадлежности); систему обмена данными; единый банк геоинформационных данных; единый каталог геоинформационных данных; геопортал; аппаратно-программные средства фонда данных.
  • Документ разработан в рамках плана законопроектной деятельности кабмина на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства 31 декабря 2020 года. 
  • Ранее сообщалось, что Роскосмос планирует в июне внести на рассмотрение Правительства доработанную лунную программу.
  • Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июне.

Ассоциация "Инженерные изыскания в строительстве" — Новое в законодательстве: Подписан закон о создании федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

Новое в законодательстве:

Подписан закон о создании федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

Как сообщает d-russia.ru, 7 марта подписан закон № 46-ФЗ о создании федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Законом определяются назначение и содержание этого фонда, а также устанавливаются общие положения по предоставлению данных, содержащихся в фонде.

Кроме того, законом уточняются полномочия правительства РФ и Госкорпорации «Роскосмос» в части, касающейся создания и ведения федерального фонда данных, порядка взаимодействия фонда с другими государственными фондами. Законопроект был внесён правительством и принят Госдумой в первом чтении в 2014 году.

Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основными целями федерального закона являются организация эффективного использования федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных дистанционного зондирования Земли из космоса, полученных с государственных космических аппаратов или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также оптимизация расходования бюджетных средств при закупке таких данных. В финансово-экономическом обосновании (подготовлено в 2014 году) к законопроекту говорилось, что создание фонда не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, кроме средств на его ведение. Согласно ФЭО, предварительный расчет, проведенный Федеральным космическим агентством (упразднено в 2015 году), показал, что в случае создания федерального фонда затраты на создание составят 43,4 миллиона рублей при ежегодном финансировании эксплуатации фонда в объеме 30 миллионов рублей. Согласно закону, Федеральный фонд данных должен включать в себя: — данные, получаемые с государственных космических аппаратов; — данные, получаемые с негосударственных космических аппаратов и закупаемые уполномоченным органом по космической деятельности за счет средств федерального бюджета; — копии данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов, закупаемых федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им бюджетными и казенными учреждениями за счет средств федерального бюджета и передаваемых в федеральный фонд данных; — копии данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов и передаваемых в федеральный фонд данных их правообладателями безвозмездно; — информацию о данных и копиях данных, содержащихся в федеральном фонде данных; — информацию о данных и копиях данных, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, содержащихся в едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Данные из фонда будут бесплатно предоставляться органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также иным организациям для выполнения работ по государственному или муниципальному контракту (в объеме, необходимом для исполнения такого контракта). В других случаях предоставление данных из фонда осуществляется за плату, при этом порядок определения размера платы за предоставление данных из фонда устанавливается правительством РФ. В соответствии с законом, правительство РФ наделяется полномочиями определять оператора фонда и его полномочия, устанавливать порядок создания и ведения фонда и порядок передачи федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им бюджетными и казенными учреждениями копий данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в фонд, а также устанавливать порядок и особенности предоставления данных, получаемых с космических аппаратов. Закон вступает в силу через 90 дней после опубликования. В январе был подписан указ президента России об исключении данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения из состава сведений, отнесенных к государственной тайне.

  • С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.
  • С уважением, 
  • пресс-служба Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве»
  •  _____________________________________________________________ 
Читайте также:  Статья 10. Понятие паевого инвестиционного фонда

Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») – крупнейшая саморегулируемая организация изыскателей в Российской Федерации, созданная в 2006 году еще до появления закона о саморегулировании, и объединяющая около 1600 изыскательских организаций во всех регионах страны. «АИИС» с момента своего создания отстаивает необходимость реального саморегулирования изыскательской отрасли и объединяет профессионалов. 

«АИИС» активно выступает против неработоспособной модели саморегулирования в строительстве, которая существует в Российской Федерации с 2009 года, НОИЗ и НОПРИЗ, которые поддерживают ее существование. 

Позиция «АИИС» – или переход к работающему саморегулированию в строительстве, или возврат к лицензированию.

Правовое регулирование прикладных видов космической деятельности

Дистанционное зондирование — это сбор информации об объекте или пространстве на расстоянии. При дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса используется свойство любого объекта или пространства с температурой выше абсолютного нуля (-273 °С) излучать или отражать электромагнитную энергию в четырех спектральных диапазонах: ультрафиолетовом, видимом, инфракрасном и микроволновом.

В видимом диапазоне датчики спутника регистрируют отраженное от Земли солнечное излучение. В инфракрасном диапазоне фиксируется тепловое излучение поверхности Земли.

В микроволновом диапазоне датчиками фиксируется собственное излучение Земли либо отраженные сигналы радарных и лазерных источников облучения Земли, установленных на борту спутника.

Оптическое зондирование дает наиболее качественное цветное изображение с высоким пространственным разрешением, инфракрасная съемка предоставляет возможность наблюдать температурные аномалии на поверхности Земли в темное время суток. Для ДЗЗ в микроволновом диапазоне не является помехой облачный покров.

В целях ДЗЗ обычно используются два основных типа спутников: геостационарные и иолярноорбигальные. Если первые обеспечивают обзор одной и той же части планеты, то вторые через определенный промежуток времени оказываются над заданным районом наблюдения.

Современный этап развития космических средств дистанционного зондирования Земли характеризуется ростом числа и многообразия спутников ДЗЗ, выводимых на низкие полярные и геостационарные орбиты. На 2013 г. 13 стран располагали собственными космическими системами дистанционного зондирования, а общее число одновременно функционирующих спутников ДЭЗ составляет более 20.

Деятельность по ДЗЗ из космоса, осуществляемая в мирных, гражданских целях, направлена на улучшение использования природных ресурсов Земли, совершенствование землепользования и охрану окружающей среды.

Быстрый прогресс в совершенствовании систем ДЗЗ из космоса в их прикладном применении содействует осуществлению рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

, и Конференции ЮНИСПЕЙС-Ш в 1999 г.

При рассмотрении национальных систем ДЗЗ из космоса следует иметь в виду, что наиболее совершенная аппаратура используется на военных спутниках по сбору разведывательных данных, контролю за соблюдением Соглашений по ограничению вооружений, а также за чрезвычайными ситуациями в отдельных регионах мира. В США широко используются военные спутники серии КН. В ведении Министерства обороны РФ также находятся спутники.

Признание законности использования спутников военного назначения впервые было зафиксировано в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. В п. 1 ст.

XII этого Договора говорится, что «в целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права». Аналогичная формулировка содержится в целом ряде других договоров по ограничению вооружений. По свидетельству Государственного департамента США, упомянутые национальные технические средства контроля включают разведывательные спутники. Таким образом, военные разведывательные спутники с самого начала космической эры стали реальностью международной жизни.

Болес того, в последние годы наметилась тенденция использования военных спутников в коммерческих целях. В качестве примера можно сослаться на космическую систему НЕМО (NEMO — Naval Earth Mapobserver) ВМФ США.

Эта система призвана решать как «уникальные задачи ВМФ по съемке прибрежных районов», так и коммерческие задачи в областях управления землепользованием, сельского и лесного хозяйства, гидрологии, экологии, разведки полезных ископаемых и нефти. Задачи НЕМО разделены «пространственно».

ВМФ США интересует береговая зона стран мира, а коммерческих пользователей — главным образом суша.

Российская космическая система ДЗЗ предназначена для информационного обеспечения решения широкого спектра задач в интересах различных сфер хозяйственной деятельности государства.

Орбитальная группировка космических аппаратов (КА) ДЗЗ состоит из пяти активно функционирующих КА: КА «Ресурс- ДК1»; КА «Метеор-М» № 1; КА «Электро-Л» № 1; КА «Канопус- В» № 1; КА «Ресурс-П» № 1. В 2006 г.

была утверждена Концепция развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 г.[1]

В последние годы ежегодно запускаются образовательные нано- и микроспутники с камерами ДЗЗ. Лидерами в этом направлении выступают университеты Японии, США, Китая, что является результатом целенаправленной государственной политики развития космических технологий со стороны национальных министерств и космических агентств. Так, в 2012 г.

на орбиту запущены пять наноспутников Японии и Румынии, а также российский мик- росиутник МиР «Юбилейный-2», созданный в Сибирском аэрокосмическом университете, г. Красноярск. Японские кубсаты были доставлены на МКС и «отстреляны» от станции 4 октября.

Перечисленные спутники не включены в общую статистику запусков, так как обладают малым сроком активного существования и не оказывают влияния на мировой рынок геоинформатики.

Впервые проблема использования спутников для ДЗЗ была поставлена и обсуждалась в ходе Конференции ЮНИСПЕЙС-1 в 1968 г. В 1969 г. этой проблемой занялся Комитет ООН по космосу. В 1970 г. Аргентина выдвинула первое предложение о международно-правовой регламентации ДЗЗ из космоса. В 1971 г.

состоялось заседание Рабочей группы по ДЗЗ, созданной в рамках Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу. Лишь спустя 15 лет в Юридическом подкомитете удалось завершить сложный путь согласования позиций различных государств.

Путем консенсуса «Принципы, касающиеся ДЗЗ из космоса» были одобрены в Юридическом подкомитете, затем в Комитете ООН по космосу и Генеральной Ассамблее ООН в форме резолюции 41/65 от 3 декабря 1986 г. Принятый документ включает 15 принципов.

Длительный и сложный путь согласования принципов ДЗЗ объясняет расплывчатый, непоследовательный и противоречивый характер ряда положений, содержащихся в этих принципах.

Первый принцип ДЗЗ из космоса определяет предмет регулируемых правоотношений. Согласно п.

«а» принципа I, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 41/65 касается деятельности по зондированию «поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых объектами, с целью улучшения использования природных ресурсов, совершенствования землепользования и охраны окружающей среды». В данном случае определяются предмет регулирования ДЗЗ из космоса, метод деятельности и преследуемые цели.

Читайте также:  Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Принципы ДЗЗ, содержащиеся в резолюции Генеральной Ассамблеи, нс охватывают всей деятельности ДЗЗ из космоса. Вне сферы действия этих принципов находятся спутники наблюдения в военных целях. В принципах также не затрагивается космическая деятельность по зондированию атмосферы в целях регулярного прогнозирования погоды.

Хотя об этом прямо не говорится, к предмету регулирования принципов ДЗЗ нс относится зондирование участков земной и водной поверхности, находящейся под юрисдикцией зондирующего государства. Другими словами, предметом регулирования принципов ДЗЗ является территория зарубежных государств, а также водные и земные (Антарктика) пространства за пределами национальной юрисдикции государств.

Наряду с ограничительным толкованием предмета регулирования принципами ДЗЗ следует подойти к этому вопросу с позиций расширительного толкования. В этом плане следует отметить, что, хотя в документе говорится только «о зондировании поверхности Земли», при этом подразумевается также и зондирование Мирового океана.

Данные зондирования океана имеются в виду в целях улучшения природных ресурсов за счет естественных богатств Мирового океана. Кроме того, с дистанционным зондированием океанов связаны принципы X и XI, посвященные охране природной среды Земли и защите человечества от стихийных бедствий.

Достаточно напомнить о тех бедствиях, которые причиняются цунами в результате землетрясений на дне океанов. Принцип I в п.

«е» распространяет сферу действия ряда принципов ДЭЗ за пределы космического пространства, на Землю, определяя «деятельность по дистанционному зондированию» как эксплуатацию космических систем дистанционного зондирования, станций по приему и накоплению первичных данных и деятельность по обработке, интерпретации и распространению обработанных данных.

Такой широкий подход к предмету регулирования принципов ДЗЗ в ходе его обсуждения в Комитете ООН по космосу вызвал возражения ряда западных стран, которые исходили из того, что поскольку деятельность по обработке, распространению и использованию данных ДЗЗ проходит на Земле, она не должна рассматриваться в качестве космической деятельности. Следует приветствовать, что в порядке компромисса удалось достичь согласия по вопросу о взаимосвязи космической стадии ДЗЗ и ее наземной стадии в качестве предмета регулирования принципов ДЗЗ.

Что касаегся содержания принципов ДЗЗ, то многие из них повторяют действующие нормы международного права или положения действующих договоров.

Так, принцип III говорит о том, что деятельность по ДЗЗ должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договор по космосу и соответствующие документы Международного союза электросвязи.

Принцип IX напоминает государствам об их обязанностях, в соответствии со ст. IV Конвенции о регистрации и ст. XI Договора по космосу 1967 г.

, информировать Генерального секретаря ООН об осуществляемой ими программе ДЗЗ, а также предоставлять в максимально возможной и практически осуществимой степени любую другую соответствующую информацию любому другому государству, в частности, любому развивающемуся государству из числа затрагиваемых этой программой, по его просьбе.

Принцип XIV ссылается на ст. VI Договора по космосу 1967 г. о международной ответственности государств за свою национальную космическую деятельность.

При обсуждении этого принципа в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу представители ряда государств (Советского Союза, развивающихся стран) высказывались относительно целесообразности толкования принципа XIV как распространяющего режим ответственности по международному космическому праву на всю деятельность по ДЗЗ, независимо от места ее совершения (на Земле или в космосе). Об этом говорили представители Бразилии, Венесуэлы, Египта, Колумбии, Нигерии и других стран. Более того, ими ставился вопрос об обязанности государств компенсировать материальный ущерб, причиненный в результате распространения юридическими лицами данных зондирования зарубежных стран. Западные страны категорически выступили против распространения ответственности государств за деятельность подчиненных им юридических лиц по распространению данных зондирования зарубежных территорий. В итоге принцип XIV не вышел за рамки ст. VI Договора по космосу 1967 г.

Некоторые принципы направлены на то, чтобы деятельность но ДЭЗ осуществлялась в общих интересах всех стран.

В принципе II говорится об осуществлении деятельности по ДЗЗ на благо и в интересах всех стран и с особым учетом интересов развивающихся стран, принципы X и XI призваны содействовать охране природной среды Земли и защите человечества от стихийных бедствий путем распространения соответствующей информации ДЗЗ.

Принципы V, VI, VII и XIII призваны содействовать сотрудничеству зондируемых и зондирующих государств.

В них предусматриваются возможность предоставления другим государствам возможности участия в деятельности по ДЗЗ на справедливых и взаимоприемлемых условиях, поощрение создания и эксплуатации ими станций по приему и накоплению данных, а также установок по обработке и интерпретации данных, предоставление технической помощи другим заинтересованным государствам па взаимосогласованных условиях; по просьбе государства, территория которого зондируется, предусматривается вступление с ним в консультации с целью предоставления ему возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.

Однако главная проблема, по которой в рамках Комитета ООН по космосу в течение последних лет ведется острая дискуссия, касается правового режима ДЗЗ из космоса и распространения полученных данных.

Представители развивающихся государств считают, что режим деятельности по ДЗЗ должен определяться принципом суверенитета стран над их природными ресурсами.

Исходя из этого они первоначально доказывали право зондируемого государства контролировать исследование из космоса его природных ресурсов, включая право разрешать или запрещать такое исследование.

Требования Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Индии и ряда других стран об установлении разрешительного порядка зондирования не были поддержаны другими членами Комитета ООН по космосу. Так, представитель СССР в 1974 г.

на сессии Юридического подкомитета обратил внимание на значительные технические сложности, связанные с многократными включениями и выключениями аппаратуры, необходимыми для полного контроля над зондированием. Как отмечалось в Комитете ООН по космосу, разрешительный порядок ДЗЗ из космоса нс соответствует действующим нормам общего международного права. Одобренные «Принципы ДЗЗ» не содержат положения о разрешительном порядке осуществления зондирования территорий зарубежных стран. В этом отношении ДЗЗ из космоса ничем не отличается от любой другой деятельности в космосе.

Серьезные разногласия в Комитете ООН по космосу возникли в свое время в связи с требованием развивающихся стран признания их суверенных прав на полученную методом ДЗЗ информацию об их природных ресурсах, включая право неофаниченного и бесплатного к ней доступа, а также контроля за ее распространением на международной арене.

Читайте также:  Глава V. Настоящий федеральный закон и международные договоры российской федерации

В Декларации Группы 77, представленной на ЮНИСПЕИС-82 делегатом Мексики, говорилось о необходимости получения явно выраженного согласия зондируемого государства на распространение соответствующих данных. В 1982 г.

Бразилия выступила с предложением, в котором правомерность распространения данных зондирования зарубежных территорий ставилась в зависимость не от формального согласия зондируемого государства, а от факта предоставления ему первоочередного доступа к соответствующим данным.

Такой подход означал отход от позиции разрешительной системы распространения данных ДЗЗ и в определенной степени получил отражение в принципе XII согласованного текста (доступ к данным ДЗЗ после их получения па разумных условиях оплаты).

При обсуждении в Комитете ООН по космосу вопроса о порядке распространения данных ДЗЗ Советский Союз и Франция выступили с компромиссными предложениями, в которых была сделана попытка учесть позицию развивающихся стран.

В качестве критерия была взята разрешающая способность данных ДЗЗ. По предложению Советского Союза только на данные ДЗЗ со степенью разрешения снимков выше 50 м требовалось согласие зондируемого государства.

Франция, учитывая свою систему спутников

ДЗЗ СПОТ, предложила в качестве критерия уровень разрешения в 10 м. Однако, как выяснилось в ходе обсуждения этих компромиссных вариантов, практическая ценность данных ДЗЗ зависит также от целого ряда других факторов (спектра, угла наблюдения), в связи с чем пришлось искать новые подходы для достижения компромиссных решений.

В результате обобщения позиций многих с гран был сформулирован принцип IV, суть которого сводится к провозглашению свободы деятельности по ДЗЗ, включая свободное распространение данных ДЗЗ на международной арене, в той мере, в какой это не наносит ущерба законным правам и интересам зондируемого государства.

Принятие принципов ДЗЗ Генеральной Ассамблеей ООН — определенный этап на пути правового регулирования деятельности по ДЗЗ. Эти принципы имеют не только политическое, но и определенное юридическое значение в той их части, которая базируется на действующих нормах международного права и отражает общепринятую практику государств в области деятельности по дистанционному зондированию.

Дистанционное зондирование Земли — это… Что такое Дистанционное зондирование Земли?

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными видами съемочной аппаратуры.

Рабочий диапазон длин волн, принимаемых съёмочной аппаратурой, составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны).

Методы зондирования могут быть пассивные, то есть использовать естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные — использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Данные ДЗЗ, полученные с космического аппарата (КА), характеризуются большой степенью зависимости от прозрачности атмосферы. Поэтому на КА используется многоканальное оборудование пассивного и активного типов, регистрирующие электромагнитное излучение в различных диапазонах.

Аппаратура ДЗЗ первых КА, запущенных в 1960-70-х гг. была трассового типа — проекция области измерений на поверхность Земли представляла собой линию. Позднее появилась и широко распространилась аппаратура ДЗЗ панорамного типа — сканеры, проекция области измерений на поверхность Земли которых представляет собой полосу.

Космические аппараты дистанционного зондирования Земли используются для изучения природных ресурсов Земли и решения задач метеорологии. КА для исследования природных ресурсов оснащаются в основном оптической или радиолокационной аппаратурой. Преимущества последней заключаются в том, что она позволяет наблюдать поверхность Земли в любое время суток, независимо от состояния атмосферы.

Обработка данных

Качество данных, получаемых в результате дистанционного зондирования, зависит от их пространственного, спектрального, радиометрического и временного разрешения.

Пространственное разрешение

Характеризуется размером пикселя (на поверхности Земли), записываемого в растровую картинку — может варьироваться от 1 до 1000 метров.

Спектральное разрешение

Данные Landsat включают семь полос, в том числе инфракрасного спектра, в пределах от 0.07 до 2.1 мкм. Сенсор Hyperion аппарата Earth Observing-1 способен регистрировать 220 спектральных полос от 0.4 до 2.5 мкм, со спектральным разрешением от 0.1 до 0.11 мкм.

Радиометрическое разрешение

Число уровней сигнала, которые сенсор может регистрировать. Обычно варьируется от 8 до 14 бит, что дает от 256 до 16 384 уровней. Эта характеристика также зависит от уровня шума в инструменте.

Временное разрешение

Частота пролета спутника над интересующей областью поверхности. Имеет значение при исследовании серий изображений, например при изучении динамики лесов. Первоначально анализ серий проводился для нужд военной разведки, в частности для отслеживания изменений в инфраструктуре, передвижений противника.

Для создания точных карт на основе данных дистанционного зондирования, необходима трансформация, устраняющая геометрические искажения. Снимок поверхности Земли аппаратом, направленным точно вниз, содержит неискаженную картинку только в центре снимка.

При смещении к краям расстояния между точками на снимке и соответствующие расстояния на Земле все более различаются. Коррекция таких искажений производится в процессе фотограмметрии.

С начала 1990-х большинство коммерческих спутниковых изображений продается уже скорректированными.

Кроме того, может требоваться радиометрическая или атмосферная коррекция. Радиометрическая коррекция преобразует дискретные уровни сигнала, например от 0 до 255, в их истинные физические значения. Атмосферная коррекция устраняет спектральные искажения, внесенные наличием атмосферы.

В рамках программы NASA Earth Observing System были сформулированы уровни обработки данных дистанционного зондирования:

Уровень
Описание
Данные, поступающие непосредственно от устройства, без служебных данных (синхронизационные фреймы, заголовки, повторы).
1a Реконструированные данные устройства, снабженные маркерами времени, радиометрическими коэффициентами, эфемеридами (орбитальными координатами) спутника.
1b Данные уровня 1a, преобразованные в физические единицы измерения.
2 Производные геофизические переменные (высота океанических волн, влажность почвы, концентрация льда) с тем же разрешением, как у данных уровня 1.
3 Переменные, отображенные в универсальной пространственно-временной шкале, возможно дополненные интерполяцией.
4 Данные, полученные в результате расчетов на основе предыдущих уровней.

См. также

Ссылки

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]