Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ      «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»      (с изменениями от 31 октября 2005 г.)

  •      Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года      Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
  •      Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
  • Глава I. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе      1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

     2.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

     Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта      1.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.      2.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

     Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта      1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

     2.

При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

     Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта      1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть.      2.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее — международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.      3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

     4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором.

     Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта      1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

     Об образовании с 1 марта 2008 г. в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ

     Об образовании с 1 января 2008 г. в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа см. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ

     Об образовании с 1 июля 2007 г. в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа см. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ

     Об образовании с 1 января 2007 г. в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа см. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ

     Об образовании с 1 декабря 2005 г. в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа см. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ

     2.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.      3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта.

Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Глава II. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

     Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию      1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.      2.

Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

     3.

Читайте также:  Статья 15.2. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

     Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором      1.

Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:      а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;      б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;      в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;      г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;      д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.      2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.      3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

     4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

     Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта      1.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».      2.

Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

     3.

Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

     Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации      1.

Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.      2.

Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.      3.

Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

     4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Глава III. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта

     Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта      1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее — заинтересованные субъекты Российской Федерации).      2.

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации.

Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.

В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:      а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;      б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;      в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;      г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;      д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

     3.

Читайте также:  Статья 16. расчет показателей финансового состояния должника и определение варианта реструктуризации долгов

Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Статья 106 Конституции Российской Федерации

  • Последняя редакция Статьи 106 Конституции РФ гласит:
  • Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

Комментарий к Ст. 106 КРФ

Смысл комментируемой статьи заключается в том, что одобрение Советом Федерации перечисленных категорий федеральных законов может иметь место только в выраженной форме. Молчаливое одобрение здесь не допускается.

Более того, без выраженного согласия Совета Федерации соответствующий федеральный закон не может считаться принятым Федеральным Собранием. И еще: учитывая особую процедуру принятия федеральных конституционных законов и законов РФ о поправках к Конституции РФ, урегулированную в ст.

108 и 136 Конституции, следует заключить, что в комментируемой статье речь идет только об обычных федеральных законах.

Кроме того, из приведенного перечня категорий федеральных законов можно сделать недвусмысленный вывод о том, что указанные в перечне общественные отношения входят в законодательную компетенцию Федерального Собрания, а следовательно, должны в принципе регулироваться федеральным законом.

Все перечисленные в комментируемой статье категории федеральных законов непосредственно затрагивают интересы субъектов РФ, хотя и относятся к исключительному федеральному ведению (см. комм. к ст. 71).

В связи с применением комментируемой статьи возник вопрос: распространяется ли на указанные в ней категории федеральных законов 14-дневный срок, установленный в ч. 4 ст. 105 Конституции (см. комм. к ней) для одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой? Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 1995 г.

N 1-П по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207) указал в п. 1 и 2 резолютивной части, что в этот срок Совет Федерации должен начать рассмотрение поступившего из Государственной Думы федерального закона, подпадающего под действие ст.

106 Конституции, и может продолжить его на следующем заседании до вынесения решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. Конституционный Суд особо отметил в п. 3 резолютивной части, что это его толкование не распространяется на те федеральные законы, которые по решению Совета Федерации подлежат его обязательному рассмотрению, но не перечислены в ст.

106 Конституции; для них, следовательно, действует обычный порядок, урегулированный в ч. 4 ст. 105 Конституции.

Регламент Совета Федерации урегулировал некоторые особенности законодательного процесса при прохождении через палату перечисленных в комментируемой статье категорий федеральных законов. Так, если федеральный закон, подлежащий в соответствии со ст.

106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в палату менее чем за пять рабочих дней до ее очередного заседания, то он принимается к рассмотрению, но не рассматривается на этом заседании палаты.

Он может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном ее заседании.

Началом рассмотрения в Совете Федерации такого федерального закона считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

В госдуру рф внесен законопроект о присоединении территории украины к россии /текст/

Руссо-фашисто-депутато ссылаются на опыт Гитлера — он ведь Австрию присоединил к Великой Германии, а почему Великой России нельзя?Депутаты Думы РФ 28.02.

2014 внесли законопроект, который уже приобрел название «Закон об аннексии » —  проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон « О порядке принятия в Российскую Федерацию и создания в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (регистрационный № 462741 -6 ).

Проект внесен группой депутатов Государственной Думы в составе Миронов, Агеев, Горовцов, Горячева, Емельянов, Левин, Мизулина, Петухова, Руденко, Тарнавский, Туманов, Тумусов, Ушаков, Черешнев, Шудегов.

Основной целью соответствующего проекта Закона является правовое оформление присоединения части территории Украины с предоставлением ей статуса республики, края или области в составе Российской Федерации. Это находит подтверждение в предложенных изменениях в статью 4 действующего Закона.

В частности, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума или по обращению органов государственной власти этой части иностранного государства.

В сопроводительных документах к законопроекту отмечается, что такие изменения якобы следуют из обязательств Российской Федерации, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31.05.1997 (далее — Договор).

В частности, авторы ссылаются на статью 11 упомянутого Договора, которая устанавливает, что стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Авторы утверждают, что Россия имеет право в одностороннем порядке прекратить действие ранее заключенных международных договоров с Украиной, что противоречит положениям упомянутого Договора и положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По утверждению авторов, в международной практике имели место случаи присоединения одного государства к другому без заключения международного договора. Действительно, 13 марта 1938 Адольф Гитлер обнародовал подписанный им закон, по которому Австрия была включена в Третий рейх как « Восточная марка» ( Ostmark ).

Читайте также:  Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения

Авторы законопроекта ссылаются на общепризнанные принципы международного права, на основании которых предлагается утвердить соответствующие изменения, в частности на принцип самоопределения народов.

Однако Декларация о принципах международного права 1970 года ( далее — Декларация ) устанавливает, что принцип самоопределения народов ограничивается принципом территориальной целостности государств. Целью такого ограничения является необходимость избежать сепаратизма с целью раскола государства.

Декларация не может толковаться как санкционирующая или поощряющая любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Более того, в упомянутой Декларации содержится разъяснение, что принцип равноправия и самоопределения народов имеет целью способствовать дружественным отношениям между государствами и безотлагательно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободному выражению воли заинтересованных народов.

Декларация однозначно утверждает, что покорение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением международного права, равно как и пренебрежением основными правами человека и, следовательно, противоречит Уставу ООН.Такая законодательная инициатива, по нашему глубокому убеждению, является неоспоримым доказательством намерений подготовки плана аннексии части территории Украины, — считают аналитики.

Текст законопроекта

Вносят депутаты Государственной ДумыC.М.Миронов, А.А.Агеев, Д.Е.Горовцов, С.П.Горячева, М.В.Емельянов, Л.Л.Левин, Е.Б.Мизулина, Н.Р.Петухова,А.В.Руденко, А.Г.Тарнавский, А.В.Туманов, Ф.С.Тумусов,

Д.В.Ушаков, В.А.Черешнев, В.Е.Шудегов

  • Проект
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта

В предыдущей главе речь шла о конституционно-правовом регулировании принятия в состав РФ нового субъекта. Теперь рассмотри порядок данного процесса.

Для начала определим основные принципы. Как уже было сказано, ключевым из них является принцип добровольности. Вторым не менее важным принципом, закрепленном (как и предыдущий) в ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», является принцип федерализма.

Останавливаясь на последнем, постараемся понять, какой статус получит новый субъект. Для этого сформулируем определение:

Принятие в состав РФ нового субъекта — это процедура, изменяющая субъектный состав Российской Федерации в результате присоединения к ней части иностранного государства либо его целиком.

Итак, мы имеем два случая. Первый случай подробно описан в статье 4 пункте 4 вышеназванного ФКЗ: «В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором».

Второй случай (согласно пункту 3 той же статьи) предусматривает наделение нового субъекта статусом республики, если международным договором не предусматривается статус края или области. Как несложно заметить, здесь отчетливо прослеживается сложность федеративного устройства Российской Федерации.

Несмотря на то, что все виды субъектов равны, республики обладают рядом привилегий: правом на собственные Конституции, государственный язык и т.д. По сути, они обладают рядом государственных признаков, хоть и не имеют права выхода из Федерации.

Неудивительно, что при вхождении государства целиком в состав РФ ему присуждается статус республики, если иное не предусмотрено международным договором.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, согласно статье 6 пункта 1 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» стороной-инициатором предложения о заключении международного договора, касающегося принятия в состав России нового субъекта, является иностранное государство, передающее свою часть или входящее целиком в состав нашего государства. Пункт 2 той же статьи предусматривает, что данное предложение поступает Президенту РФ, который уведомляет о нем обе палаты Федерального Собрания, правительство РФ и «при необходимости проводит с ними соответствующие консультации».

О самом процессе рассмотрения и принятия решения сказано немного, лишь, как уже говорилось, дается ссылка на ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995.

Здесь нас в первую очередь волнует статья 11 п.

1а, так как международный договор заключается от имени Российской Федерации, а значит решение о проведении переговоров и принятии решения о его подписании принимается непосредственно Президентом.

Следующим действием после подписания договора будет обращение Президента в Конституционный Суд «с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора». Это следует из статьи 7 п.

4 ФКЗ, на который сделана сноска.

Согласно статье 15 пунктам а и в данного ФЗ, такой международный договор подлежит ратификации, что также подтверждено статьей 8 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Определение термина ратификация дается в самом ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»: «»ратификация», «утверждение», «принятие» и «присоединение» означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора». Если не вступивший в силу такой договор признается Судом соответствующим Конституции, то он вносится на ратификацию в ГД (статья 8 п.1 ФКЗ).

Процедура ратификации подробно описана в статье 17 неоднократно упоминаемого здесь ФЗ. Сначала Государственная Дума рассматривает предложение о ратификации, затем проходят предварительные обсуждения в ее комитетах и комиссиях и в конце принимается решение. Согласно статье 105 ч.

3 Конституции РФ, следующей инстанцией в случае принятия федерального закона о ратификации здесь будет Совет Федерации (СФ), которому необходимо передать принятый ГД закон в течение 5 дней.

После принятия ФЗ обеими палатами Федерального Собрания опять же в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования (статья 107 Конституции РФ).

Ссылка на основную публикацию