Статья 12. Общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов

Принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, права и законные интересы указанных коренных малочисленных народов, а также правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В статье рассмотрим правовые аспекты деятельности общин малочисленных народов: порядок создания, функционирование, особенности управления, права и обязанности членов.

Несмотря на то что коренные малочисленные народы Российской Федерации составляют небольшую часть населения нашей обширной страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы Российской Федерации, независимо от их численности и места проживания.

Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов.

Исходя из того что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности.

В Конституции Российской Федерации гарантиям прав малочисленных народов посвящена отдельная статья 69, устанавливающая, что права этих народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации составляет одну из важных конституционных задач нашего государства как государства демократического и социального. Включение в Конституцию статьи 69 явилось отражением демократизации российского общества и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международно-правовых документов в области прав и свобод человека.

  • Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 104-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Единый перечень коренных малочисленных народов
  • Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства

Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255)

Наименование коренных малочисленных народов Российской Федерации Наименование субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации
Абазины Карачаево-Черкесская Республика
Алеуты Камчатский край
Алюторцы Камчатский край
Бесермяне Удмуртская Республика
Вепсы Республика Карелия, Ленинградская область
Водь Ленинградская область
Долганы Красноярский край, Республика Саха (Якутия)
Ижорцы Ленинградская область
Ительмены Камчатский край, Магаданская область
Камчадалы Камчатский край
Кереки Чукотский автономный округ
Кеты Красноярский край
Коряки Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область
Кумандинцы Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область
Манси Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми
Нагайбаки Челябинская область
Нанайцы Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область
Нганасаны Красноярский край
Негидальцы Хабаровский край
Ненцы Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, районы Архангельской области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми
Нивхи Хабаровский край, Сахалинская область
Ороки (ульта) Сахалинская область
Орочи Хабаровский край
Саамы Мурманская область
Селькупы Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красноярский край
Сету (сето) Псковская область
Сойоты Республика Бурятия
Тазы Приморский край
Теленгиты Республика Алтай
Телеуты Кемеровская область
Тофалары (тофа) Иркутская область
Тубалары Республика Алтай
Тувинцы-тоджинцы Республика Тыва
Удэгейцы Приморский край, Хабаровский край
Ульчи Хабаровский край
Ханты Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми
Челканцы Республика Алтай
Чуванцы Чукотский автономный округ, Магаданская область
Чукчи Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)
Чулымцы Томская область, Красноярский край
Шапсуги Краснодарский край
Шорцы Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай
Эвенки Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Томская область, Тюменская область
Эвены Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край
Энцы Красноярский край
Эскимосы Чукотский автономный округ, Камчатский край
Юкагиры Республика Саха (Якутия), Магаданская область

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

  1. — равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;
  2. — добровольности, равноправия, самоуправления и законности;
  3. — свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;
  4. — гласности.
  5. Статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ устанавливает, что деятельность общин носит некоммерческий характер, то есть общины являются некоммерческими организациями (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2008 года N А10-3903/05-Ф02-5242/08 по делу N А10-3903/05).
  6. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  7. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пунктом 1 статьи 6.

1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

  • Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:
  • — заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;
  • — целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  • — бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  • — социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. При этом число учредителей не может быть менее трех.

  1. Из пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ следует, что учредителями общин малочисленных народов не могут быть:
  2. — иностранные граждане и лица без гражданства;
  3. — юридические лица;
  4. — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица.
  5. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:
  6. — учредительный договор;
  7. — устав.
  8. Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.
  9. В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:
  10. — наименование общины;
  11. — местонахождение;
  12. — основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные Федеральным законом N 104-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации. Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

Община малочисленных народов считается созданной с момента принятия решения об ее организации. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

  • В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 104-ФЗ члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:
  • — участие в принятии решений общины;
  • — участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;
  • — получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;
  • — выход из общины;
  • — другие права, предусмотренные уставом общины.
  • Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.
  • К обязанностям членов общин малочисленных народов относятся:
  • — соблюдение устава общины;
  • — рациональное использование природных ресурсов и осуществление природоохранных мер;
  • — исполнение других обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 10. допуск к квалификационному экзамену

Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

  1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Община коренных малочисленных народов РФ

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Община коренных малочисленных народов РФ

Это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов.

Содержание

Ни для кого не секрет, что Россия является многонациональным государством, в котором проживает свыше 100 народностей. У каждого народа имеются свои традиции и культура, которые охраняются на государственном уровне.

Однако, некоторые народности настолько малы, что само их существование ставится под угрозу. И потому государство внедряет разнообразные механизмы, которые помогают сохранить аутентичность малых народов.

Понятие общины коренных малочисленных народов РФ

Одной из обязанностей государства является защита всех граждан, которые проживают на его территории. Учитывая тот факт, что в России существует огромное количество народностей с разнообразием культурных и языковых традиций, государство охраняет аутентичность народов России и способствует развитию их самосознания.

Как показывает статистика, в России проживает около 40 народностей, численность которых едва ли превышает 30 тыс. человек. Защита подобных малочисленных народов является основной вехой государственной политики. Именно поэтому в 1990 году была организована общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов РФ».

Понятие общины коренных малочисленных народов Российской Федерации часто упоминается в нормативной документации.

По сути, это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов, которые живут в нашей стране.

Благодаря этой структуре, коренные народы имеют возможность придерживаться своего традиционного быта, всячески развивать и приумножать свои культурные особенности.

Территориально малочисленные коренные народы сосредоточены в северной части страны, Сибири и Дальнем Востоке. После того, как в советские годы численность коренных народностей резко пошла на убыль, государство занялось их охраной.

Большая часть представителей этих народностей живут в пределах мест компактного проживания и занимаются традиционными ремеслами.

Ст.69 Конституции РФ предусматривает, что права коренных народов с небольшой численностью представителей соблюдаются в полном объеме. Вопросам защиты малых народностей посвящены многие нормативные акты, которые регулируют политику государства в отношении граждан.

Общины коренных народов являются общественными структурами, которые не ставят себе за цель получение прибыли, и существуют на благотворительные взносы, добровольные пожертвования от граждан и государственную финансовую поддержку.

Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ

Коренные народности России классифицируются в зависимости от языковой группы, и численности представителей.

В общем, среди коренных народностей выделяют следующие основные группы:

  • Народы Северной России;
  • Дальневосточные народности;
  • Алтайские народности;
  • Западно- и восточносибирские аутентичные общины.

Коренные народы проживают в традиционных местах своего скопления. Государство гарантирует им некую степень автономности и возможность поддержания особых для них устоев быта. Кроме того, малые народности занимаются традиционными видами деятельности (рыболовство, животноводство, сельское хозяйство).

В соответствии с действующими законодательными нормативами, к коренным малочисленным народам относят все народности, численность представителей которых не превышает 40 тыс. человек. При этом стоит отметить, что коренные народы распределены по территории Сибири и Дальнего Востока неравномерно.

Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов

Территории, где традиционно расселены малые народности, официально утверждены Правительством России. При этом, государство гарантирует, что коренные представители малых народов получат полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них.

В частности, перечень традиционных видов занятий для малых народов включает:

  • Кочевое животноводство (разведение оленей, яков и лошадей) и переработка продуктов животноводческого комплекса;
  • Охота на пушных зверей и изготовление меховых изделий;
  • Растениеводство, в частности земледелие, выращивание сельхоз культур, лекарственных растений и ягод;
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация продукции лесного происхождения);
  • Народные ремесла и художественные промыслы (вышивка, плетение из трав и кожи, обработка меха, костей и прочих материалов).

Как показывает статистика, значительное большинство коренного населения Сибири и Дальнего Востока традиционно селятся в тех местах, в которых ранее проживали их предки. Поэтому на карте страны можно встретить целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.

Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ

В соответствии с действующим законодательством, община, которая объединяет малые народы и ставит перед собой цель защитить их аутентичность, должна быть общественной структурой некоммерческого назначения.

Стоит отметить, что учредить подобную структуру может любой желающий, однако за некоторыми исключениями:

  • Подданные иностранных государств и лица без гражданства;
  • Юридические лица;
  • Органы государственной и муниципальной власти.
  • Кроме того, в качестве учредителей не могут выступать также иностранные коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они могут осуществлять финансирование общины путем добровольных взносов и пожертвований.
  • Создаваемая община в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в органах государственной власти.
  • Стоит отметить, что для того, чтобы процесс регистрации прошел без особых сложностей, должны быть соблюдены следующие правила:
  • Численность участников общины должна быть более 2-х человек;
  • Все участники организации должны подписать уставную документацию;
  • Община должна иметь официальное наименование, с указанием местонахождения и основного вида хозяйствования.

Имущество общины коренных малочисленных народов РФ

Учитывая тот факт, что община, объединяющая коренные народы не может быть коммерческой структурой, все ее имущество составляют благотворительные взносы, пожертвования и прочая финансовая помощь.

Государство определяет, что при регистрации общины, все ее участники должны сформировать устав, в котором будет отмечено, какое имущество они вносят в качестве своих вступительных взносов. Имущество может быть как в денежном выражении, так и в натуральном виде (недвижимость, транспорт, предметы мебели и интерьера и т.д.).

По закону, все имущество принадлежит самой общине.

  1. Однако, если возникает ситуация, когда кто-либо из участников организации решает покинуть ее ряды, его доля, которая была внесена им в качестве вступительного взноса, будет ему возвращена в полном объеме в денежном выражении или в натуральном виде.
  2. Стоит заметить, что несмотря на то, что община малочисленных народностей не является коммерческой структурой, она может способствовать реализации товаров, произведенных коренными народами.
  3. Полученная прибыль будет распределена между участниками общины, или же переведена в уставный фонд организации с соответствующим разделением на доли.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Глава 11. Община малочисленных народов: В соответствии со ст. 1 Федерального закона Об общих принципах

В соответствии со ст.

 1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (далее — Федеральный закон «Об общинах малочисленных народов») коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Община малочисленных народов представляет собой некоммерческую организацию, основанную на началах членства лицами, являющимися представителями малочисленных народов, создаваемую в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (согласно ст. 1 Федерального закона «Об общинах малочисленных народов»).

Несмотря на то что община малочисленных народов объявлена в законодательстве Российской Федерации самостоятельной формой юридического лица, представляется верной точка зрения Е.А. Суханова и Н.В. Козловой о том, что она (община) является разновидностью потребительского кооператива*(214).

  • Общины малочисленных народов бывают двух видов:
  • а) семейные (родовые) общины малочисленных народов — это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
  • б) территориально-соседские общины малочисленных народов — это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об общинах малочисленных народов» общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать не менее 3 граждан Российской Федерации, относящихся к малочисленным народам и достигших возраста 18 лет.

Учредителями не могут быть юридические лица. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

  1. Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав.
  2. В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:
  3. наименование общины;
  4. местонахождение;
  5. основные виды хозяйствования.
  6. В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
  7. С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.
Читайте также:  Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

  • По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.
  • Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов.
  • Устав общины малочисленных народов в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об общинах малочисленных народов» должен определять:
  • вид общины, предмет и цели ее деятельности;
  • состав учредителей;
  • наименование и местонахождение;
  • источники формирования имущества общины и порядок его использования;
  • порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;
  • порядок возмещения убытков;
  • условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

У каких малочисленных народов есть особые привилегии

В России привилегии имеют не титульные нации как можно было бы подумать сразу, а коренные малочисленные народы, список которых утвержден Единым перечнем. Согласное ему малочисленный народ определен как самостоятельный этнос, проживающий на землях предков, который сохраняет традиционный образ жизни и промыслы, и при этом его численность составляет менее 50 000 человек.

Кто имеет право на привилегии

По переписи населения России 2010 года к таким народам относятся всего 314 775 человек, среди которых карачаево-черкесские абазины (43 341 человек), камчатские алеуты (482 человека), ительмены (3 193 человека), камчадалы (1 927 человек), чукотские кереки (4 человека), удмуртские бесермяне (2 201 человек), карельские вепсы (5 936), водь и ижорцы Ленинградской области (64 и 266 человек соответственно), долгане Красноярского края и Якутии (7 885 человек), красноярские кеты (1 219 человек) и нганосаны (862 человека), коряки (7 953 человека), алтайские кумандинцы (2 892 человека), теленгиты (3 712 человека) и тубалары (1 965 человек), челканцы (1 181 человек), манси (12 269 человек), ханты (30 943 человека), нагайбаки из Челябинской области (8 148 человек), хабаровские и сахалинские нанайцы (12 003 человека), негедальцы (513 человек), ненцы (44 640 человек), нивхи (4 652 человека), ороки (2 925 человек), орочи (596 человек), саамы (1 771человек), секульпы (3 649 человек), сету (214 человек), живущие в Бурятии сойоты (3 608 человек), тофы из Тофоларии (762 человека), тазы (274 человека), тувинцы-тожинцы (1 858 человек), удэгейцы (1 496 человек ), ульчи (2 765 человек), чуванцы (1 002 человека), чукчи (15 908 человек), чулымцы Томской области (355 человек), шапсуги (3 882 человека), шорцы (12 888 человек), эвенки (38 396 человек), эвены (21 830 человек), энцы (227 человек), эскимосы (1 738 человек), юкагиры (1 603 человека).

Какие привилегии существуют

По закону малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться землями предков для традиционных промыслов, контролировать их использование, а также пользоваться «общераспространенными полезными ископаемыми».

Они имеют право контролировать экологическую ситуацию на своей земле и участвовать не только в общественных слушаниях при строительстве на этой земле предприятий или при разработке социальных программ, но и принимать участие в заключении экологической и этнографической экспертиз.

Если же государством либо организацией или даже частным лицом будет причинен ущерб местам проживания народа либо его землям, на которых они ведут промыслы, либо священным местам, то народ имеет право на получение компенсации. В суде представитель такого этноса имеет право на защиту его интересов уполномоченным представителем.

Кроме этого, малочисленные этносы могут получать от государства или его субъектов дотации, которые часто зависят от местных законов, осуществлять самоуправление и представлять свои интересы в органах законодательной власти через уполномоченных представителей.

Жить, как отцы, и говорить на своем языке

  • Представителей малочисленных народов, в первую очередь, должны принимать на работу в организации, которые занимаются традиционными промыслами, при условии наличия нужной специальности, а предприятия, на которых работает больше половины местных имеют право на налоговые льготы.
  • Малочисленные этносы могут вне очереди получать квоты на рыболовство или охоту, а их молодежь имеет право заменить службу в армии альтернативной службой — традиционной промысловой работой (три года).
  • Эти народы имеют право на получение образования на родном языке, а государство и местные власти обязаны поддерживать культурные организации, направленные на сохранение языка и традиций.

На пенсию — до срока

Те, кто проживает на землях предков, имеют также право на льготную социальную пенсию: мужчины – по достижении 55 лет, а женщины — 50 лет; при поступлении в вузы абитуриенты имеют квоту, то есть могут быть приняты вне конкурса, в некоторых регионах студенты очных факультетов вузов и колледжей из малообеспеченных семей имеют право бесплатного проезда от места проживания до места учебы один раз в год в пределах края или области. Существуют различные льготы при получении жилья, однако они сильно разнятся в различных субъектах России.

В Хабаровском крае существуют дотации на покупку или изготовление стойматерилов для строительства жилья, бесплатны услуги зубопротезистов, а лучшим студентам выплачивают стипендии.

Сложности остаются

На практике есть много сложностей: охотники и рыбаки жалуются на бюрократизацию, на то, что им не дают квоты. Так как в паспорте теперь нет графы «национальность», доказать, что ты эвен или коряк можно, лишь показав свидетельство о рождении, либо через суд.

Не существует единого документа, который подтверждал бы, что человек — представитель малочисленного этноса, или как говорят за Полярным кругом – КМНС (коренной малочисленный народ севера).

В одном регионе требуют свидетельство, в другом — информацию о старом советском паспорте, в третьем — просят предъявить справку из сельсовета или из районной организации КМНС.

Проблемы самоопределения

Бывают случаи, когда в самоопределении отказывают настоящему удэгейцу или чукче, но дают такой статус китайцу или русскому, проживающему по соседству с народами КМН.

Не существует и одинаковых механизмов получения льгот и квот в различных субъектах России.

Кроме этого, у потомков смешанных браков есть проблема самоопределения, которое может меняться с возрастом, и после 35 лет человек, решивший жить в городе, может вернуться в родные края и заняться промыслами предков.

Защитники малочисленных этносов считают, что все было бы намного проще, если бы в России существовал реестр представителей малочисленных народов, а пока по факту у народов есть привилегии, но иногда нет возможности их реализовать.

Новый порядок эксклюзив

В Госдуме сейчас находится проект федерального закона, который кардинально изменит жизнь более 300 тысяч представителей коренных малочисленных народов (КМН). Рождался этот правовой акт тяжело, было сломано немало копий.

Ожесточенно спорили буквально обо всем, вплоть до названия: несколько лет говорили о реестре КМН, теперь речь идет об учете граждан.

Кто в него попадет? Как войти и можно ли выйти из этой системы? За разъяснениями по этим и многим другим вопросам «НацАкцент» обратился к статс-секретарю – заместителю руководителя Федерального агентства по делам национальностей АННЕ КОТОВОЙ.

— У этого законопроекта действительно сложная история, он — результат долгой и кропотливой работы нашего Агентства.

При разработке законопроекта нам необходимо было учесть множество аспектов, одновременно основываясь на действующем законодательстве о гарантиях прав коренных малочисленных народов, его принципах и правоприменительной практике субъектов Российской Федерации. Мы использовали правовые механизмы из различных отраслей и предусмотрели некоторые новеллы.

— Какова основная цель законопроекта?

— Ответить на вопрос «КТО?».

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дает понятие коренных малочисленных народов, но не отвечает на главный вопрос: а кто этот гражданин, который относится к коренным малочисленным народам, как его определить, как его идентифицировать? Отсюда и множество проблем, которые возникают в правоприменительной практике.

— Очень много было нареканий к авторам законопроекта. Ну, например: «Нас хотят лишить национальности!», «Не важно, что мы больше не в тундре и не живем охотой, все равно мы — представители коренных народов, и имеем право в свой отпуск приехать на родовые угодья и иметь все преференции, положенные коренным».

Читайте также:  Статья 16. Имущество благотворительной организации

— Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет признаки коренных малочисленных народов.

Это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Применительно к конкретному гражданину в нашем законопроекте используются три из них: этническая самоидентификация, проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р, и ведение традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности КМН.

Вне зависимости от места жительства и рода деятельности гражданин, относящий себя к коренным и имеющий документы, содержащие сведения о его национальности или национальности его предков, сможет представить сведения о себе и быть включенным в список граждан, относящихся к коренным малочисленным народам.

Если же этот гражданин живет в местах традиционного проживания КМН и (или) ведет традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, в списке будут учтены и эти его характеристики.

— Но ведь по Конституции каждый гражданин сам определяет свою этническую принадлежность безо всяких подтверждений, а Вы предлагаете подтверждать и опираться на документы фактически еще советского времени, где была зафиксирована этническая принадлежность?

— Мы не ставим под сомнение незыблемые конституционные принципы. Включение в список будет осуществляться только по инициативе самого гражданина. И да, это будут в том числе документы советского времени.

В семьях коренных очень бережно хранятся такие документы.

Однако и в некоторых современных официальных документах имеются сведения о национальности, например, в выдаваемых органами ЗАГС свидетельствах о рождении или заключении брака, в военном билете.

— А если был потоп или пожар и все уничтожено?

— В законопроект включен широкий перечень документов, содержащих сведения о национальности.

Гражданин сможет представить не только свои документы, но и документы родственников, подтвердив при этом родство, архивные документы и материалы.

При этом совсем не обязательно будет представлять оригиналы или нотариально заверенные копии, проект предполагает возможность заверения представляемых копий любым из предусмотренных российским законодательством способов.

— 316 000 представителей коренных народов потянутся с фотографиями дедушек-бабушек и заверенными копиями документов в ФАДН! А это не парализует работу агентства?

— ФАДН максимально широко откроет свои двери. Мы будем использовать возможности многофункциональных центров и Единого портала государственных муниципальных услуг.

К тому же наш законопроект содержит новеллу, ранее не используемую ни в одном правовом акте, — возможность представления документов так называемым «коллективным заявителем» — общиной коренных малочисленных народов в отношении ее членов с их письменного согласия.

— Бывали случаи, когда в такие общины входили представители кавказских, славянских и других уважаемых, но отнюдь не малочисленных народов. Как будете поступать в этом случае?

— Представление общиной сведений о своих членах не исключает представление документа, содержащего сведения о национальности.

Мы исходим из необходимости упрощения порядка представления документов для граждан, проживающих в труднодоступных местностях или ведущих кочевой образ жизни, для тех, кто в силу обстоятельств не имеет доступа к «точкам» предоставления государственных услуг. Поэтому и родилась идея наделить общины правом представлять нам документы о своих членах.

— То есть, если у человека не сохранились никакие старые документы и в архивах тоже ничего, то достаточно будет свидетельства так называемых «понятых» из общины?

— Никакие показания «понятых» мы принимать не будем. Это была бы коррупционно емкая норма. Несмотря на то, что практика доказывания в суде своей этнической принадлежности воспринимается крайне негативно, многие граждане обращались в суды.

И судебный акт об установлении факта принадлежности к коренным малочисленным народам тоже может быть основанием для включения в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Мы не собираемся подменять собой судебную систему.

Если гражданин считает, что ему проще и удобнее обратиться в суд, чем воспользоваться нашей государственной услугой, то он всегда вправе это сделать.

— Сколько будет стоить эта государственная услуга и сколько времени будет занимать постановка на учет?

— Она будет оказываться бесплатно. Предполагается, что общий срок предоставления государственной услуги будет равняться 30 дням. Но предусмотрена возможность увеличения срока до 180 дней при необходимости направления запроса по месту жительства гражданина. Человека при этом обязательно уведомим, указав предельный срок ожидания.

— А не легче ли было бы вернуть графу «национальность»?

— Такое предложение звучало неоднократно. Мы его не поддерживаем. Но даже в случае его реализации потребовалось бы, тем не менее, решить вопрос об источнике сведений о национальности гражданина, установить процедуру. Наш законопроект решает обе задачи без вмешательства в нормы, затрагивающие права существенно более широкого круга лиц, нежели КМН.

— Много лет говорили про реестр КМН, а теперь в законопроекте вдруг «система учёта». В чем принципиальная разница?

— Принципиальной разницы нет. Реестр предполагает другую структуру сведений внутри этого ресурса. Кроме того, мы знаем примеры, когда какая-то группа граждан, в отношении которых ведется реестр, делятся на «реестровых» и «нереестровых». Не хотелось, чтобы среди коренных произошла такая сегрегация.

  • — Давайте подробнее поговорим про «три галочки» системы учета.
  • — Первая – я чувствую себя представителем коренного малочисленного народа и имею, например, свидетельство о рождении или другой документ где указана этническая принадлежность, в том числе родственников.
  • — Если принести документ, что прабабушка была ненка, этого будет достаточно?

— Достаточно. Вторая «галочка» — проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р. Сведения о регистрации гражданина по месту жительства мы планируем получать от органов внутренних дел.

— Есть вопрос о справедливости, который возникает последние 15-20 лет: в одном селе живут ханты и русские, ведут абсолютно одинаковый образ жизни, но когда приходит время ловить рыбу, то русскому можно только согласно купленной лицензии и в строго отведенные сроки, а хантам круглогодично без ограничений только потому что они ханты.

— У нашего законопроекта иные цели. Но ответ на данный вопрос есть.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены права и преференции для граждан, проживающих на тех же территориях и ведущих такой же традиционный образ жизни, как и коренные, либо часть из них. Так сделали, например, на Ямале.

Кстати, на Ямале действует система учета, включающая в себя сведения о гражданах, которые получают поддержку в связи с введением традиционного образа жизни, традиционных видов деятельности.

  1. — А третья «галочка» учета коренных народов о чем?
  2. — Ведение традиционного образа жизни.
  3. — По этому поводу часто слышны обвинения от представителей коренных, мол, власти хотят вернуть нас в каменный век, чтобы мы вместо ружей охотились с гарпунами…

— Нам бы хотелось переломить эту позицию. Я с ней категорически не согласна. Мы будем учитывать осуществление либо не осуществление традиционных видов хозяйственной деятельности. Здесь все прозрачно, эти виды деятельности определены Правительством.

При этом речь не идет о том, чтобы контролировать, какие виды деятельности с использованием каких орудий осуществляются. Мы ни в коем случае не должны воспринимать представителей коренных народов как какой-то фольклорный элемент или музейный экспонат. Это живые народы, которые, как все российское общество, развиваются.

В перечне традиционных видов хозяйственной деятельности говорится о том, ЧТО делается, а не КАК.

Естественно, промышленный лов, или промышленная добыча морских биологических ресурсов с трудом могут быть отнесены к традиционным видам деятельности. Традиционные виды хозяйственной деятельности – это в первую очередь неистощительное природопользование.

— Какие еще новации есть в законопроекте?

— Преемственность сведений.

Например, если отец семейства, представляет о себе сведения, как представитель коренного малочисленного народа, то его детям, внукам и их потомкам подтверждать национальную принадлежность больше не нужно.

Нужно будет лишь подтвердить родство. Фактически граждане, которые представят сведения о себе в самом начале работы нашей системы учета, закладывают возможность для своих потомков пользоваться этой системой в упрощенном порядке.

— Будет ли организована какая-то информационная компания, чтобы представители коренных малочисленных народов узнали о всех деталях постановки на учет?

— Да, конечно! Помимо возможностей Агентства мы надеемся на наших партнеров – Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока, у которой есть отличная региональная сеть. Рассчитываем на общественные организации и органы власти субъектов.

  • — Была ли апробация этого законопроекта в каком-то из регионов?
  • — Нет, законопроект не так давно поступил в Думу.
  • — Будет?

— Надеюсь. Регион пока не определен, а желающих много. Уже сейчас в законопроекте заложен двухлетний переходный период, во время которого система учета будет наполняться информацией. После этого будет введен запрет для органов власти требовать от гражданина представление других документов, если сведения о нем есть в системе учета КМН.

Беседовала Маргарита Лянге.  

Тэги

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]