Статья 2. основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Правовое регулирование профилактики безнадзорности несовершеннолетних в современной России // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/09/3417 (дата обращения: 12.04.2021).

Российская Федерация является социальным государство, что означает ведение социальной политики, формирование условий, которые обеспечивали бы каждому человеку достойную жизнь, свободное развитие. Дети являются будущим каждого государства, поэтому забота о формировании и развитии их личности признается целью всего общества.

В настоящий момент профилактика и борьба с безнадзорностью, беспризорностью, асоциальным  и неправомерным поведением несовершеннолетних имеет особое значение. Принимаются Федеральные программы развития образования, концепции о модернизации образования, нормативные акты, регулирующие сферу воспитания безнадзорных несовершеннолетних и иные документы.

Одним из основных нормативных актов, который осуществляет регулирование профилактики в отношении несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] (далее – Федеральны закон № 120-ФЗ).

Данный акт сформировал правовую основу деятельности, которая имеет своей целью предупреждение преступлений и правонарушений лиц, которые не достигли восемнадцати лет. Также, необходимо отметить, что данный закон является первым федеральным законом, который регулирует предупредительную деятельность в целом.

Достоинствами данного Закона является логически выстроенная, четкая и продуманная система принципов, на которых и будет основываться деятельность учреждений и органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона. Реализация принципов осуществляется с помощью задач, которые указываются в ч. 1 ст. 2 данного закона.

Ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ закрепляет перечень учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подробнее о деятельности органов говорится в главе 2.

Новым в данном законе является то, что в нем обращено внимание правовому статусу несовершеннолетних, в отношении которых и производится профилактическая работа, а также обеспечению защиты из прав. Согласно ст.

5 существует исчерпывающий перечень категории лиц, с которыми может производиться индивидуальная профилактическая работа. В ст. 8 оговариваются права данных лиц при проведении индивидуальной профилактики, а в ст. ст.

6, 7 указывают на основания и сроки соответственно [1].

Одной из особенностей Федерального закона № 120-ФЗ – это включение процессуальных правил производства по материалам о помещении несовершеннолетних, которые не подлежат уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа согласно главе 3 данного закона.

В ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ содержится понятие Центров Временной Изоляции Несовершеннолетних Правонарушителей (далее – ЦВИНП).

Данный Центр занимается индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, выявляет причины, обстоятельства, условия, которые тем или иным образом способствовали совершению преступлений, а после чего информирует о проведенной работе органы внутренних дел.

Центр также должен проводить круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних для защиты их жизни, здоровья, с одной стороны, и предупреждения повторных правонарушений, с другой. Центр также должен доставлять несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

  • Необходимо отметить, что в данные Центры могут быть доставлены только определенные категории несовершеннолетних. Это будут:
  • 1. направленные туда по приговору или постановлению суда;
  • 2. самовольно покинувшие специальные учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • 3. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о размещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
  • 4. несовершеннолетние, которые совершили преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние, если существует необходимость обеспечить защиту здоровья или жизни соответствующего несовершеннолетнего, либо предупредить совершение данным несовершеннолетним совершение повторного преступления, если их личность не установлена, либо у них нет места жительства, пребывания;

5. несовершеннолетние, которые совершили административное правонарушение, до достижения возраста административной ответственности, если их личность неизвестна, либо они не имеют места жительства, пребывания, либо совершили правонарушение на территории иного субъекта, либо если они находятся в отдаленности от родителей или законных представителей.

6. несовершеннолетние, которые совершили административное правонарушение, если их личность не определена, либо они не имеют места жительства, пребывания, либо они не проживают на территории субъекта, где совершили правонарушение, либо если они находятся в отдаленности от родителей или законных представителей.

В ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ содержатся основания для помещения несовершеннолетних, совершивших правонарушение, в центры временного содержания. Ими будут являться приговор суда или постановление судьи.

Проблемой в сфере безнадзорности несовершеннолетних можно выделить ситуацию с помещением детей в ЦВИНП. Если несовершеннолетний подпадает под ст.

13 Федерального закона № 120-ФЗ, то он может быть направлен в специализированный орган социальной защиты населения, например, в социальный приют, центр помощи детям, которые остались без попечения родителей, социально-реабилитационные центры.

Обычно это дети, которые по определенным причинам ушли из дома, детских домов, школ-интернатов и некоторые иные категории [1].

Основной проблемой является то, что в ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ не прописано регулирование порядка опротестования и обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в Центр.

Данный пробел может привести к нарушению прав несовершеннолетних, которые не имею возможности самостоятельно обжаловать судебное решение. В подавляющем большинстве родители либо не имеют необходимых знаний для этого, либо не интересуются судьбой ребенка.

Именно поэтому в настоящий момент существует мнение о необходимости внести изменение в ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ и добавить 10-дневный срок обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в Центр. Данный срок используется в ст.

30 Федерального закона № 120-ФЗ для обжалования постановления судьи о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа [2, с.26].

Федеральный закон от 21.12.

1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет положения, которые обеспечивают приоритетную защиту интересов детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей в области здравоохранения, образования, трудоустройства, право на жилье, но его положения не исполняются [3].

Например, право детей на жилье часто не соблюдается. В субъектах Российской Федерации низка активность органов опеки и попечительства. Их деятельность вопреки требованиям статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились с просьбой об усыновлении ребенка [4].

В настоящий момент можно говорить об активизации и повышении эффективности работы региональных органов, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

Этому способствовало исполнение необходимых мер, которые содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13 марта 2002 г. № 154 [5].

Можно сказать, что в России постепенно идет процесс модернизации и усовершенствования профилактики безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних. На законодательном уровне четко закреплена компетенция учреждений и органов системы образования в области проведения профилактики безнадзорности.

Именно система образования является базовой структурой в осуществлении данной деятельности, профилактика перестала перекладываться на иные органы.

Но необходимо отметить, что в настоящий момент остается некоторое нежелание у образовательных учреждений заниматься «трудными» детьми, поэтому данную сферу необходимо в дальнейшем улучшать.

Читайте также:  Статья 10. Право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства на территориях иностранных государств

В каждом субъекте существует свой комплекс мер, которые рекомендуемы для органов управления образованием регионального и муниципального уровня, образовательных учреждений в сфере проведения профилактики. Налажена эффективная работа системы учета и выявления несовершеннолетних, которые систематически пропускают занятия в образовательных учреждениях по неуважительным причинам.

Это мера направлена на обеспечение получением каждого несовершеннолетнего основного общего образования [6, с.25]. Образовательные учреждения должны осуществлять профилактику безнадзорности несовершеннолетних исходя из того, что существуют определенные требования, указывающие на обязательность основного общего образования каждым несовершеннолетним до достижения пятнадцати лет.

Необходимо отметить, что специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа имеют большое значение для преодоления социальной и школьной дезадаптации несовершеннолетними.

Данные учреждения являются перспективными реабилитационными учреждениями для несовершеннолетних, у которых возникают определенные проблемы с воспитанием, обучением, поведением, развитиям и социальной адаптацией.

Подростки должны быть помещены в данные учреждения своевременно, именно тогда они смогут получить комплексную помощь, и будет исполнена задача по предупреждению правонарушений [7,с.5].

Специальные учебно-воспитательные учреждения должны оказывать несовершеннолетним медицинскую, психологическую, социальную помощь и реабилитацию, куда относится коррекция поведения, создание необходимых условий для получения данными детьми образования, профессиональной подготовки, адаптация в обществе.

После проведения в 2001 г. заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних  при  Правительстве  Российской Федерации количество подобных учреждений стало увеличиваться. Для улучшения реабилитации несовершеннолетних было принято решения о разновозрастном и разнополом воспитании и содержании [8, с.

46].

Необходимо и в дальнейшем развивать оказание специализированной помощи в специальных учебно-воспитательных учреждениях  закрытого типа несовершеннолетним, которые имеют легкие формы умственной отсталости и совершили правонарушение.

Перспективным направлением является увеличение числа  специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также улучшение их финансирования.

Не все субъекты и муниципальные образования используют данные учреждения, хотя они являются эффективной мерой в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних.

Расширение возможностей данных специализированных учреждений тесно связано наличием средств на оплату содержания в них несовершеннолетних.

Одним из выходов из данной ситуации является совместное финансирование несколькими субъектами одного общего специализированного учреждения закрытого типа. Иначе возникает ситуация, при которой несовершеннолетние, которые совершили общественно опасные деяние, не могут получить реабилитационную помощь, нужную им в соответствующий момент. Это влечет совершение повторных, либо более серьезных и опасных деяний.

Одним из необходимых направление усовершенствования профилактики безнадзорности несовершеннолетних является привлечение к работе с ними квалифицированных кадров.

Нехватка кадров объясняется низкой оплатой труда и самой сложностью работы с «трудными» детьми.

Педагоги, психологи, медицинские работники, занимающиеся профилактикой и реабилитацией безнадзорности несовершеннолетних должны иметь хороший стимул для лучшего исполнения своих трудовых обязанностей.

Еще одним направлением усовершенствования профилактики является система постинтернатной адаптации выпускников специальных учреждений. Данная система должна действовать четко, отлажено и эффективно.

Она должна вести к сохранению и дальнейшему развитию реабилитационного потенциала несовершеннолетнего, который он обрел во время нахождения на реабилитации в специализированном учреждении [9, с.68].

Также данная система должна помогать в профилактики рецидивных правонарушений, которые могут совершаться из-за отсутствия психологической, социальной и правовой поддержки.

Необходимо заметить, что Федеральный закон № 120-ФЗ, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ не контролируют данную ситуацию и не учитывает всю реабилитационную направленность специализированных учреждений закрытого типа.

Решение о прекращении пребывания подростка в учреждении выносит суд, поэтому на деле информация о реальной динамике реабилитационного процесса может быть утрачена. Поэтому принятие решения может оказать негативное влияние на эффективность коррекционной работы.

  1. Необходимо совершенствовать научно-методическое обеспечение деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений.
  2. Для оптимизации деятельности учреждений, увеличения возможностей комплексной своевременной реабилитации, профилактики необходимо:
  3. – совершенствовать информационное и научно-методическое обеспечение деятельности данных учреждений, например, создание и дальнейшее внедрение дифференцированных по срокам реализации определенных программ реабилитации несовершеннолетних в специальных учреждениях;
  4. –развивать дифференцированную сеть специализированных учебно-воспитательных  учреждений, открывая в каждом городе и районе с большой численностью детей учреждений открытого типа, и в каждом субъекте федерации закрытого типа;
  5. – создать необходимые условия для реабилитации и обучения несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные деяния, имеют отклонения в развитии, либо заболевания, которые вызывают необходимость размещения их в коррекционные учреждения закрытого типа;
  6. – государственная поддержка развития сети учреждений, укрепление материально-технической базы учреждений;
  7. – совершенствовать нормативную и законодательную базу, которая регламентирует деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений, с учетом реабилитационной  направленности указанных учреждений;
  8. – обязательное межведомственное взаимодействие для решения проблем, связанных с обеспечением функционирования учреждений, проведения эффективной социальной адаптации выпускников;

– если на определенной территории субъекта РФ не имеется специализированных учреждений закрытого типа, то его создание и финансирование [10, с.6].

В заключение стоит отметить, что в настоящий момент можно говорить в целом об активизации и повышении эффективности работы региональных органов, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

В России постепенно идет процесс модернизации и усовершенствования профилактики безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних.

На законодательном уровне четко закреплена компетенция учреждений и органов системы образования в области проведения профилактики безнадзорности.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 25.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями на31.12.2014 г. № 489-ФЗ) // Собрание законодательства РФ 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе»

  • «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе»
  • Демина Оксана Александровна, педагог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Причулымская основная общеобразовательное учреждение» Зырянского района
  • Основная задача школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин способствующих отклонению от нормы; создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся.
  • Исходя из этого я расскажу, как в нашей школе устроена система профилактики правонарушений.

На основе нормативных документов в школе была разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Завтра начинается сегодня». Остановимся на наиболее важных ее аспектах.

1. Профилактической работе способствует деятельность в школе Совета по профилактике школьной дезадаптации, правонарушений учащихся на заседаниях которого решаются индивидуальные проблемы отдельных учащихся, по каждому факту принимаются экстренные меры. Ведется журнал протоколов заседаний совета.

2. Проведение индивидуальной воспитательной работы. В начале учебного года каждый классный руководитель составляет план воспитательной работы, заполняет Социальный паспорт школы. Классный руководитель осуществляет систематический контроль за посещением занятий, организует досуг детей через различные мероприятия, своевременно «обнаруживает» отклонения в поведении ребенка и их причины.

Наиболее трудной задачей педагога является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.

Читайте также:  Статья 10. допуск к квалификационному экзамену

Поэтому необходимой формой работы с такими семьями является проведение индивидуальных консультаций по темам: «Психологические особенности современного подростка», «Социализация подростка», «Детская одаренность» и др.

3. Проведение общешкольных родительских собраний.

Основные темы общешкольных родительских собраний «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений», «Семейная политика и духовно-нравственное воспитание», «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних». Родителям периодически раздаются профилактические памятки, буклеты, листовки.

На общешкольных родительских собраниях обсуждается опыт и практики здоровой семьи, строится примерный психологический портрет «хорошего родителя».

Ведется разъяснение, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем — поведенческие расстройства, асоциальное поведение.

4. Организация досуговой деятельности — важное направление работе в системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Поскольку именно досуговая деятельность, исходя из своего многообразия, решает проблему занятости детей во внеурочное время.

Школа взаимодействует со школьной библиотекой, местным Домом культуры.

В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работают кружки разного направления и спортивные секции.

В школе работает детское общественное объединение «Светлячки». Оно старается вовлечь в творческую жизнь школы подростков, таким образом создаются условия для изменения их характера и негативных наклонностей.

В стенах школы мероприятия, направленные на зрительско-слушательскую аудиторию, не всегда достигают своей цели. Поэтому в школе разработано несколько проектов, например, социально-значимый проект «Чистые улицы – здоровье планеты».

Ребята занимается благоустройством улиц поселка: собирают мусор, высаживают саженцы деревьев, проводят мастер-классы. Являясь участниками проекта «По зову сердца» школьники готовят поздравление заслуженных учителей школы с Днем учителя и Днем старшего поколения, ветеранов ВОВ с Днем Победы.

В рамках проекта по профориентации «Твой путь – твой выбор» учащиеся встречаются с представителями разных профессий, участвуют в мастер-классах, творческих мероприятиях.

На каникулярный период разрабатывается план мероприятий.

В первый месяц летних каникул в школе работает детский оздоровительный лагерь «Светлячок». Из подростков формируется вожатский отряд. Деятельность ребят в лагере направленна не только на организацию досуга, но и на повышение их уровня социализированности.

Также на период летних каникул школа, взаимодействуя с Центром занятости населения, предоставляет ребятам рабочие места. Список детей формируется прежде всего из детей из малоимущих семей, детей состоящих на учете КДН и ПДН.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

В школе разработана программа по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения «Я и право». В рамках программы проводятся лектории, беседы на классных часах, анкетирование, деловые игры, семинары, круглые столы, родительские собрания. Ежегодно в нашей школе проходит Урок правовых знаний и организуется встреча с сотрудником правоохранительных органов.

6. Пропаганда здорового образа жизни В учебном заведении проводится большая работа по формированию у учащихся здорового образа жизни. Большое количество тематических классных часов, праздников, викторин.

Регулярно проводится анкетирование учащихся с целью выявления знаний о факторах риска, анализ отношения детей к «вредным привычкам», выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Проводятся месячники по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа

7. Профилактика подростковых суицидов. Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида, осуществляется через своевременное проведение бесед, лекториев, круглых столов для учащихся, педсоветов, родительских собраний.

Вся деятельность педагогического коллектива, организующего профилактическую работу имеет научно-методическое сопровождение: сборник методических разработок профилактических мероприятий, буклеты и листовки по профилактике. Ведутся необходимые журналы. Вся информация по проведению профилактической работы размещается на сайте школы.

Профилактическая работа, которая ведется в школе, представляет собой единство учебно-воспитательного процесса на основе гуманистического подхода к ребенку и преследует конкретную цель: сформировать у учащихся общечеловеческие и нравственные ценности, такие, как семья, труд, знание, человек, общение и здоровье. Для этого необходимо упорядочить влияние окружающей социальной сферы, сформировать их собственный разносторонний опыт, компенсировать недостатки в полноценном развитии личности ребенка и преодолеть или ослабить отрицательные явления и влияния.

141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  •  Согласно
    Закона
    РФ «Об основах профилактики
    безнадзорности и правонарушений
    несовершеннолетних», принятый Думой
    21 мая 1999г.
  • 1. Основными задачами
    деятельности по профилактике безнадзорности
    и правонарушений несовершеннолетних
    являются:
  • предупреждение
    безнадзорности, беспризорности,
    правонарушений и антиобщественных
    действий несовершеннолетних, выявление
    и устранение причин и условий,
    способствующих этому;
  • обеспечение защиты
    прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая
    реабилитация несовершеннолетних,
    находящихся в социально опасном
    положении;
  • выявление и
    пресечение случаев вовлечения
    несовершеннолетних в совершение
    преступлений и антиобщественных
    действий.

2. Деятельность по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности,
демократизма, гуманного обращения с
несовершеннолетними, поддержки семьи
и взаимодействия с ней, индивидуального
подхода к несовершеннолетним с соблюдением
конфиденциальности полученной информации,
государственной поддержки деятельности
органов местного самоуправления и
общественных объединений по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обеспечения
ответственности должностных лиц и
граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.

Закон определяет основные
задачи и принципы деятельности органов
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.

В перечень задач кроме непосредственно
вытекающих из определения профилактики
включены также обеспечение защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних,
их социально-педагогическая реабилитация
и выявление и пресечение случаев
вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных
действий.

К принципам деятельности
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
отнесены наряду с традиционным принципом
законности такие принципы, как поддержка
семьи и взаимодействие с ней и
индивидуальный подход к исправлению
несовершеннолетнего с соблюдением
конфиденциальности полученной информации.

142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Главным  нормативным актом, регулирующим
деятельность по профилактике преступности
несовершеннолетних является Федеральный
Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об
основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних”.
В соответствии с этим законом в стране
складывается вся система профилактики.

Такую систему образуют комиссии по
делам несовершеннолетних, органы опеки
и попечительства аппараты управления
и специализированные учреждения (службы)
органов социальной защиты населения,
образования, здравоохранения, органов
внутренних дел, службы занятости
населения и иные органы и учреждения,
осуществляющие в пределах своей
компетенции меры по профилактике
правонарушений несовершеннолетних и
защите их прав.

Центральное место в государственной
системе профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
занимают комиссии по делам несовершеннолетних.
Они призваны координировать действия
государственных органов и общественных
объединений по предупреждению
безнадзорности и преступлений
несовершеннолетних.

К их ведению также
относятся: а) устройство и охрана прав
несовершеннолетних; б) рассмотрение
дел о правонарушениях несовершеннолетних;
в) осуществление государственного
контроля за условиями содержания и
проведением воспитательной работы с
несовершеннолетними в учреждениях МВД,
специальных учебно- и лечебно-воспитательных
учреждениях.

Большую роль в деле предупреждения и
пресечения безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних призваны играть
специализированные учреждения (службы)
для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, создаваемые
в структуре органов социальной защиты
населения.

Читайте также:  Статья 24. порядок рассмотрения запросов

Эта же цель реализуется
деятельностью специальных
учебно-воспитательных учреждений
органов образования для детей и подростков
с девиантным поведением. К ним относятся
специальные общеобразовательные школы
и специальные профессионально-технические
училища.

Вопросы предупреждения и
пресечения безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних решают практически
все службы милиции.

Так, аппараты
уголовного розыска путем проведения
оперативно-розыскных мероприятий
предупреждают и пресекают правонарушения
несовершеннолетних, деятельность
преступных групп подростков, выявляют
и разоблачают подстрекателей и
организаторов преступлений
несовершеннолетних, лиц, вовлекающих
их в пьянство, наркоманию, токсикоманию,
проституцию, азартные игры, бродяжничество
и попрошайничество, осуществляют розыск
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из СУВУ закрытого типа. Служба
госавтоинспекции осуществляет
разнообразные профилактические
мероприятия по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма,
нарушений правил дорожного движения,
в том числе «рокерами», и т.п. Аппараты
паспортно-визовой службы выявляют
родителей, отрицательно влияющих на
детей, а также нигде не работающих и не
учащихся несовершеннолетних. Подразделения
обеспечения общественного порядка при
разработке единой дислокации учитывают
структуру преступлений и административных
правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 11 названного закона
Комиссии по делам несовершеннолетних
(далее — КДН), образуемые органами местного
самоуправления, являются одним из
основных институтов, обеспечивающих
защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Основная задача КДН – предупреждение
безнадзорности, правонарушений и
антиобщественных действий этой возрастной
группы населения. Эта задача должна
достигаться путем организации контроля
за условиями воспитания, обучения,
содержания несовершеннолетних, применения
мер воздействия в отношении
несовершеннолетних и их законных
представителей.

        Вторым
элементом системы органов профилактики
преступности несовершеннолетних
являются органы социальной защиты–
это территориальные центры социальной
помощи, психолого-педагогической помощи,
центры экстренной психологической
помощи (телефоны доверия).

Главная
особенность этих органов заключается
в том, что они в большей степени нацелены
на проведение индивидуальной содержательной
профилактической работы с безнадзорными
и  беспризорными несовершеннолетними,
с теми, кто оказался в трудной жизненной
ситуации.

Третьим элементом системы
профилактики являются специализированные
учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации.
К таким учреждениям относятся а)
социально-реабилитационные центры, б)
социальные приюты, обеспечивающие
временное проживание детей, в) центры
помощи детям, оставшиеся без попечения
родителей.

Следующим элементом
профилактики являются учреждения
образования и органы управления
образованием.

К компетенции этих
институтов относится: введение и
реализация методик, направленных на
формирование законопослушного поведения;
проведение комплексных
психолого-медико-педагогических
обследований для определения необходимых
форм обучения и воспитания; выявление
детей, пропускающих занятия, и помощь
по получению образования; помощь семьям
в воспитании и обучении детей; организация
отдыха и досуга несовершеннолетних. К
учреждениям образования, ответственным
за профилактические функции также
относятся детские дома и школы-интернаты
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения.           
Особенную роль среди учреждений
образования в деле индивидуальной
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
имеют специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого и закрытого типа
органов. В открытые учебно-воспитательные
учреждения принимаются дети по
постановлениям КДН в целях проведения
их психолого-медико-педагогической
реабилитации. В учреждения же закрытого
типа, имеющие более строгий режим,
принимаются несовершеннолетние, которые
за совершение общественно-опасных
деяний были освобождены от наказания
в порядке ст. 92 УК РФ, или не достигли
возраста уголовной ответственности,
либо в силу отставания в психическом
развитии не могли в полной мере сознавать
общественную опасность своих действий
(бездействий) и руководить ими. В
учреждениях закрытого типа также
проводится психолого-медико-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних.
Деятельность данных учреждений
регулируется Типовым положением о
специальном учебно-воспитательном
учреждении для детей и подростков с
девиантным поведением, утвержденным
постановлением Правительства от 25
апреля 1995 г. № 420.

           
Пятым элементом профилактики преступности
несовершеннолетних являются органы и
учреждения по делам молодежи, учреждения
культуры, спорта, туризма, молодежные
объединения, другие общественные
организации и движения.

В пределах своей
компетенции они участвуют в организации
воспитания, отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних.

Основными задачами
органов по делам молодежи является
координация деятельности молодежных
организаций, оказание им финансовой
поддержки на конкурсной основе. 

Деятельность шестого элемента системы
профилактики — органов управления и
учреждений здравоохранения, — в последнее
время становится все более существенной.

В условиях неуклонного роста психических
отклонений, алкоголизации и наркотизации, 
социальная роль оказания психиатрической
и наркологической  помощи, осуществления
лечебно-восстановительного  лечения
существенно возрастают.

Седьмым элементом
профилактики преступности несовершеннолетних
являются органы и учреждения внутренних
дел, среди которых ведущими являются
подразделения органов внутренних дел
по делам несовершеннолетних (ст. 21 Закона
– далее ОППН). Среди многочисленных
функций ОППН особенно выделяются две.

Прежде всего,  это проведение
индивидуальной профилактической работы
с теми несовершеннолетними, которые
находятся не просто в трудной жизненной
ситуации, а представляют общественную
опасность для общества.

К таковым закон
относит: несовершеннолетних, 
употребляющих наркотические средства
или психотропные вещества без назначения
врача, либо употребляющих одурманивающие
вещества; совершивших административное
правонарушение, как до, так и после
достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности
или не подлежащих ей по разным основаниям;
обвиняемых или подозреваемых, в отношении
которых не была избрана мера пресечения
в виде заключения под стражу.

Среди органов внутренних дел
профилактическую роль выполняют также
центры временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей.

Кроме того, задачи профилактики решают
и подразделения криминальной милиции
ОВД, к компетенции которых относится
предотвращение, пресечение преступлений,
выявление несовершеннолетних
правонарушителей или групп, состоящих
из них, а также лиц этой возрастной
группы,  входящих в организованные
преступные группы и преступные сообщества.
Вспомогательными элементами профилактики
преступности несовершеннолетних
являются органы опеки и попечительства
и органы служб занятости. Эти элементы
профилактики названы вспомогательными,
так как их деятельность в профилактике
носит преимущественно распорядительно-контрольный
характер, не связанный с содержательной
работой с несовершеннолетним и (или)
его семьей.

           
Центральным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
является Межведомственная комиссия по
делам несовершеннолетних при Правительстве
РФ, положение о которой было утверждено
постановлением Правительства от 5 июня
1994 г. № 646. На уровне многих субъектов
РФ созданы не только комиссии субъектов
РФ по делам несовершеннолетних, но и
также окружные комиссии.

            В
систему профилактики преступности
несовершеннолетних также входит и
прокуратура РФ, которая в соответствии
с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального
Закона от 17 ноября 1995 г.

№ 168-ФЗ “О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации “О прокуратуре
Российской Федерации” выполняет,
во-первых, осуществляет надзор за
соблюдением прав и свобод несовершеннолетних,
а во-вторых, координирует деятельность
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью несовершеннолетних.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]