Статья 31. ответственность за нарушение законодательства российской федерации в области охраны атмосферного воздуха

  • Главная
  • Статьи
  • ПДВ
  • Отсутствие проекта ПДВ: штрафы КоАП, санкции

Ст. 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации  Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) влечет наложение:

  • административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • штрафа на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • штрафа на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения УВЕЛИЧЕН для должностных лиц в 10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 40000 — 50000 рублей), для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в 8-10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 30000-50000 рублей), для юридических лиц — в 4,5-5 раз (с 40-50 тысяч рублей до 180000-250000 рублей).

Кроме того, впервые для индивидуальных предпринимателей УСТАНОВЛЕН ШТРАФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в воздух или вредное физическое воздействие на него в размере 30000-50000 рублей. Для должностных лиц административная ответственность за такое нарушение увеличена в 3,3-5 раз (с 3-4 тысяч до 10000-20000 рублей), для юридических лиц — в 2,6-2,5 раз (с 30-40 тысяч до 80000-100000 рублей).

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздухаСтатья 251. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения. Деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха наказываются:

  • штрафом в размере до 80 000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • или обязательными работами на срок до 360 часов;
  • или исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека,  наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 252 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14. У наших соседей штрафы за нарушение экологического законодательства более внушительны.

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на разработку ПДВ можно обратившись по почте [email protected]

Административная ответственность за нарушение законодательства в области экологии

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Рассмотрены виды правонарушений, установленных в КоАП РФ, за которые предусмотрена административная ответственность, а также виды административных наказаний. В статье приводятся официальные данные статистики зафиксированных нарушений в сфере природопользования за прошлый год по России.

Ключевые слова: окружающая среда, природопользование, природные ресурсы, экологическое правонарушение.

   Прежде чем разбираться в том, какие меры ответственности существуют в административном законодательстве РФ, применяемые к нарушителям в области природопользования, необходимо четко понимать, что же представляет собой административный экологический проступок. Если мы рассмотрим основной нормативный акт, регулирующий природопользование и деятельность по охране окружающей среды (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.№7-ФЗ) [2], то увидим, что данный документ такого определения не содержит. Также в указанном законе не определены понятия «экологическое правонарушение», «экологическое преступление», не приводится перечень их составов. Вместе с тем, вышеперечисленные понятия существуют на доктринальном уровне. Так, в науке экологического права административный экологический проступок назван как действие (бездействие), которое посягает на экологический порядок, нарушая права и свободы граждан в области охраны окружающей среды и природопользования, а также на право собственности на природные ресурсы и установленный порядок управления природопользованием. [5] Причем отмечается, что действие либо бездействие в данном случае может носить как умышленный, так и неосторожный характер, которое способно нанести ущерб окружающей среде. За подобные действия законодательством устанавливается административная ответственность, поскольку в экологическом проступке отсутствует состав преступления, которое является уголовно наказуемым деянием.   Что касается субъектного состава, то данный вид ответственности может применяться как к физическим лицам, которые занимаются предпринимательской деятельностью (по достижении возраста 16 лет), так и к юридическим. В качестве санкций за административные нарушения в области экологии закон предусматривает штрафы, а также конфискацию продукции или специальных средств, являющихся предметом правонарушения. В особо серьезных случаях может применяться отзыв лицензии, дающей право пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, которая связана с природопользованием. В указанном случае лицо, причинившее вред окружающей среде, будет обязано его возместить.   В законодательстве РФ административные проступки, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, регламентируются в КоАП РФ и в Законе «Об охране окружающей среды». КоАП выделяет следующие группы статей: ст. 7 предусматривает ответственность за нарушения в сфере охраны собственности на природные ресурсы, ст. 8 установлена ответственность за нарушения в области сельского хозяйства; в также ответственность за вышеуказанные правонарушения установлена ст. 10 и другими статьями КоАП. [1] Такое «разнородное» распределение норм ответственности за экологические правонарушения  — довольно значительная проблема для практики правоприменения, поскольку в разных статьях представлены разные субъект и объект правонарушения, объективная и субъективная стороны.   А вот другой названный нами выше нормативный акт также предусматривает административную ответственность для нарушителей в следующих случаях: 1. Если лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, не соблюдаются установленные стандарты, правила и нормы по качеству окружающей природной среды; 2. Если хозяйствующий субъект не выполняет возложенную на него законом обязанность  — не проводит государственную экологическую экспертизу, не выполняет тех требований, которые содержит заключение экологической экспертизы, либо предоставляет заведомо ложные и необоснованные экспертные заключения; 3. Если субъектом нарушаются экологические требования, которые установлены для планирования, технико-экономического обоснования, проектирования, размещения, строительства и реконструкции, а также для ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и других объектов; 4. Организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, в результате которой загрязняется окружающая среда, и как следствие – причиняется вред здоровью людей, наступает угроза флоре и фауне, а также причиняется ущерб имуществу физических и юридических лиц; 5. Если субъект осуществляет деятельность, повлекшую порчу или повреждение природных объектов, коими являются памятники природы, заповедники, естественные экосистемы; 6. Субъектом нарушается установленный законом порядок или правила, согласно которым ведется добыча, сбор, заготовка, продажа, скупка, приобретение, обмен, пересылка, ввоз и вывоз за пределы страны объектов, относящихся к растительному и животному миру, а также их продукты, ботанические, зоологические и минералогические коллекции; 7. Если хозяйствующим субъектом не выполняются обязательные требования, направленные на восстановление нарушенной в результате хозяйственной деятельности окружающей природной среды и не осуществляются меры по воспроизводству природных ресурсов; 8. Если хозяйствующий субъект игнорирует требования, содержащиеся в предписаниях органов государственного экологического контроля; 9. Если хозяйствующий субъект нарушает установленные экологические требования в области обезвреживания, переработки, утилизации, складирования или захоронения отходов; 10. Организацией или индивидуальным предпринимателем не выполняются экологические требования, установленные для использования и захоронения радиоактивных материалов, а также иных вредных веществ; превышаются установленные уровни радиации и т.д.   Самой наиболее часто встречающейся и применяемой мерой наказания за нарушения в области охраны окружающей среды является административный штраф. Размеры штрафных санкций напрямую обусловлены характером и тяжестью совершенного административного проступка, но большое значение имеет также степень вины нарушителя и масштаб причиненного вреда. [3] Спецификой налагаемых штрафов в области природопользования является также степень полномочий, которыми обладает государственный орган, налагающий данный штраф.

Читайте также:  Раздел vi. бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время

Главной особенность административного взыскания в виде штрафа в области природопользования является то, что его уплата (вне зависимости от суммы взыскания), не освобождает нарушителя от обязанности возместить причиненный вред.

Здесь основной  целью наказания является компенсация, причем вред возмещается окружающей среде, а не отдельной личности. Суммы от уплаты штрафов направляются согласно Закону, на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

   Обратимся к данным статистики за прошедший 2018 год. Данные свидетельствуют об увеличении числа правонарушений по сравнению с более ранними периодами: так, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды в 2018 году выявили 352 правонарушения закона, связанных с охраной окружающей среды, что на 4,7% больше, чем в 2017 году – таких нарушений было выявлено 336). Относительно возмещения ущерба также наблюдается тенденция к росту: за 2018 год уполномоченные органы взыскали с нарушителей 3,2 млн. рублей в качестве штрафов, что на 40% больше, чем в предыдущем (за 2017 год взыскано чуть более 2 млн. рублей).   Среди самых распространенных нарушений можно выделить нарушения, связанные с недропользованием (ст. 7.3 КоАП), с градостроительной деятельностью и эксплуатацией предприятий (ст.8.1 КоАП). На втором месте —  несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами производства и потребления, согласно ст.2 КоАП: за прошедший год было выявлено более 110 правонарушений в данной сфере из совершенных, число которых составило более 350, а также искажение или сокрытие экологической информации, согласно ст.8.5 КоАП.[4]   Очень часто встречаются ситуации, когда со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов происходит воспрепятствование доступу граждан к водному объекту, который находится в общем пользовании (данное нарушение регламентируется нормами ст. 8.12.1 КоАП). Также многие предприятия и ИП не соблюдают установленные ограничения по ведению хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта, его водоохранной зоне (ч. 1 статьи 8.42 КоАП).

Нередки случаи нарушений, связанных с охраной атмосферного воздуха, которые закреплены ст.8.21 КоАП. Значительную часть таких нарушений составляют выброс загрязняющих веществ в атмосферу при отсутствии соответствующего разрешения, либо при наличии данного разрешения не соблюдаются его условия.

   Таким образом, мы пришли к выводу, что на современном этапе в России наблюдается довольно острая экологическая ситуация: год от года растущее число предприятий, индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью, которая так или иначе связана с окружающей природной средой, приводит к росту числа правонарушений в данной отрасли. Стремясь увеличить прибыль от производства, недобросовестные хозяйствующие субъекты часто игнорируют существующие санитарные, нормы, правила и стандарты безопасности в области охраны окружающей среды, не задумываясь, к каким серьезным последствиям для человечества может привести такое бесхозяйственное, «потребительское» отношение к природе.  И хотя административным законодательством установлены различные санкции за экологические нарушения, самым распространенным из которых является штраф, многие субъекты, уплатив назначенный штраф, продолжают незаконную деятельность, что свидетельствует о недостаточно развитом механизме контроля со стороны уполномоченных властных органов за нарушителями экологического законодательства.

Список литературы

Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха представляет собой виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), состоящее в невыполнении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращении вреда здоровью людей и окружающей природной среде, защиты экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности населения и территории.

Составы нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха предусмотрены Уголовным кодексом Украины, Кодексом об административных правонарушениях Украины, специальным экологическим законодательством. Общеизвестно, что для привлечения виновных к юридической ответственности необходимо установить противоправность деяния.

В ст. 33 Закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены виды правонарушений в указанной сфере.

В этот перечень включены: нарушение прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; превышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников; превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников; выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в соответствии с законом; превышение объемов выбросов загрязняющих веществ, установленных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; несоблюдение требований, предусмотренных разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проведение незаконной деятельности отрицательно влияющей на погоду и климат; внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических, систем, веществ и материалов, а также закупке в других государствах и эксплуатации технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, не отвечающих требованиям установленным законодательством об охране атмосферного воздуха; нарушение установленных законодательством правил складирования и. эксплуатации промышленных и бытовых отходов, транспортирования, хранения и применения пестицидов и агрохимикатов, повлекшем загрязнение атмосферного воздуха; проектировании и строительстве объектов с нарушением установленных законодательством норм и требований по охране атмосферного воздуха; невыполнение распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха; непредоставление предусмотренной законодательством своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источниках загрязнения, а также утаивания или искажения сведений о состоянии атмосферного воздуха, выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, экологической обстановке, сложившейся вследствие загрязнения атмосферного воздуха; несоблюдение норм экологической безопасности, государственных санитарных норм при проектировании, размещении, строительстве и введении в эксплуатацию новых и реконструировании предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования.

Лица, виновные в совершении правонарушений в рассматриваемой сфере, несут ответственность согласно закону. Но следует отметить, что законами может быть установлена ответственность и за другие виды правонарушений в области охраны атмосферного воздуха.

Уголовная ответственность в сфере охраны атмосферного воздуха предусмотрена статьей 241 УК «Загрязнение атмосферного воздуха».

Загрязнение либо иное изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами или другими материалами промышленного либо иного производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей природной среды; а также те же деяния, повлекшие гибель людей либо иные тяжкие последствия.

Читайте также:  Глава vii. контроль за деятельностью нотариусов

Объектом данного преступления выступает научно обоснованное рациональное использование, восстановление, улучшение, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду и охрану чистоты атмосферного воздуха как благоприятной среды существования человека, животного и растительного мира; предметом – атмосферный воздух, находящийся в открытом пространстве в границах территории Украины. Загрязнение атмосферного воздуха внутри помещений не может квалифицироваться по ст. 241 УК, так как указанный кодекс отдельно устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 271 УК) и ст. 253 УК «Проектирование или эксплуатация сооружений без системы защиты окружающей среды».

Административная ответственность в сфере охраны атмосферного воздуха предусмотрена в следующих статьях КоАП Украины: самовольное выпаливание сухой растительности или ее остатков (ст. 77); нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредного воздействия на нее физических и биологических факторов (ст.

78); нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 78); несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (ст.

79); несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятия в эксплуатацию объектов или сооружений (ст. 79); выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ (ст.

80); эксплуатация автотранспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах отработанных газов (ст. 81); нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортирования, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст.

82); нарушение правил применения, хранения, транспортирования, уничтожения, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсических химических веществ и иных препаратов (ст.

83); несоблюдение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 911); превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст.

912); нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов о защите населения от вредного воздействия шума или правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах (ст. 182); невыполнение законных распоряжений и предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охраны природных ресурсов (ст. 188) и др.

Гражданско-правовая ответственность в области охраны атмосферного воздуха заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особым способом защиты нарушенного права является возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 34 Закона).

В данной статье установлено, что вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, подлежит возмещению в порядке и размерах, установленных законом. Названное предписание имеет общий и отсылочный характер (т.е.

к действующему законодательству в широком понимании). Поэтому возможно применение, наряду с законодательством об охране атмосферного воздуха, и иного экологического и гражданского законодательства.

Возмещение убытков может быть как в форме применения имущественной ответственности, так и в форме использования правовых гарантий, не подпадающих под ответственность, одним из условий, применения которых является осуществления виновным лицом правонарушения.

Известно, что при подсчете ущерба, причиненного природной среде и субъектам экологического права, используются различные таксы, методики, правила и другие способы, утвержденные компетентными государственными органами.

Так, приказом Минэкологии Украины от 18 мая 1995 года № 38 утверждена «Методика расчета размеров возмещения ущерба, причиненного государству вследствие сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Кроме того, необходимо учитывать общие предписания, содержащиеся в ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды».

Они касаются, прежде всего: объема ущерба, подлежащего возмещению; особенностей возмещения вреда, причиненного лицом, владеющим источником повышенной экологической опасности и пр.

Ущерб, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взимания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой ущерб, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

Порядок определения и взыскания ущерба, убытков, вреда, причиненного нарушением атмосфероохранного законодательства, регламентируется нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Ответственность за загрязнение атмосферного воздуха

Одной из жизненно необходимой составляющей человека, является воздух. Ведь не просто так он охраняется законом различных стран и наша страна не исключение.

Российская Федерация имеет внушительные размеры, соответственно и количество различных производств, чьи отходы выбрасываются в атмосферу, а затем попадают в легкие людям, нанося вред организму.

По официальным данным около 20% всех выбросов в воздух попадают без предварительной очистки.

Безусловно, такое положение дел не остается без внимания Правительства страны. Отечественное законодательство, в свою очередь, четко регламентирует данный процесс. Поэтому за нарушение указанных правил предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 251 Уголовного Кодекса РФ.

Какие действия подпадают по действие статьи 251 УК РФ?

Под юрисдикцию данной статьи подпадают как действия, так и бездействия со стороны предпринимателей, которые привели загрязнению атмосферного воздуха, а впоследствии, к угрозе или причинению вреда человеку и окружающей среды.

Не соблюдение правил закона, который регулирует количество выбросов, порядок использования промышленными объектами уже является преступлением.

За соблюдением порядка в сфере экологии, в нашей стране, призваны наблюдать Министерство здравоохранения РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и Федеральная служба Государственной статистики.

Что же грозит нарушителям закона, согласно Уголовному кодексу?

В соответствии со статьей 251 УК РФ, наказание предусматривается за несоблюдение правил выбросов и порядка использования пром.объектов.

Размер санкции за совершение преступления предусмотренного данной статьей, зависит от степени тяжести нанесенного вреда человеку и окружающей среде.

Размер наказания варьируется от назначения штрафа до 200 тысяч рублей и лишением права занимать определенные должности, вплоть до лишения свободы сроком на 5 лет

Стоит так же понимать, что наказание, предусмотренное вышеуказанной статьей, предусмотрено с учетом фактора «по неосторожности», в случае если действия повлекшие загрязнение атмосферы были преднамеренными или заведомо было известно об опасности, то данное преступление уже будет иметь другие квалифицирующие признаки, соответственно и наказание будет предусмотрено куда более жесткое.

По статье 251 УК РФ ответсвенность несет руководитель организации, допустивший нарушение, но иногда это могут быть и иные лица, ответственные за соблюдение чистоты воздуха.

Читайте также:  Статья 2. Право работодателей на объединение

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду.

И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны.

Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов.

Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой.

Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется   экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.

42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9.

Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования».  Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты.

Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и  иной  деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены следующие основные понятия:

  • — атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
  • — загрязняющее вещество — химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;
  • — загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
  • — вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;
  • — охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению.

  1. Согласно данным указаниям следует, что данную форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  2. Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным.
  3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие (далее – ОНВ) на окружающую среду, имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.
  4. Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:
  5. — объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
  6. — объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

За непредоставление указанных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно части 1 и 2 статьи 13.

19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей, а повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию