Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

Меры социальной поддержки

В новом варианте Конституции государство берет на себя обязательство устанавливать минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Также закрепляется ежегодная индексация пенсий.

Система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

Гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

В документе закрепляется необходимость социальной интеграции инвалидов без какой-либо дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Также государство обязуется защищать достоинства всех граждан, обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей гражданина.

Дети и семья — в приоритете

Дети объявляются важнейшим приоритетом государственной политики России. Должны создаваться условия для их всестороннего духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Кроме того, власти должны обеспечить защиту семьи, материнства, отцовства и детства, создавать условия для достойного воспитания детей. Закрепляется понятие брака как союза мужчины и женщины.

«Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства», — говорится в новой версии Конституции.

Защита истории, культуры и границ

«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — говорится в обновленном тексте Конституции.

Государство обязано поддерживать и охранять культуру, защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей. Гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Также Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. Исключение — делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

Ограничения для чиновников

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

В Конституции прописываются дополнительные ограничения для лиц, занимающих высокие посты. Им запрещается иметь гражданство другого государства, вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другой страны.

Нельзя иметь счета, хранить наличные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Эти ограничения касаются председателя Правительства РФ и его заместителей, федеральных министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ, руководителей федеральных государственных органов.

Кроме того, аналогичные запреты распространяются на сенаторов, депутатов Госдумы РФ, судей и прокуроров.

Кроме того, оговаривается, что Президентом РФ может быть лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации не менее 25 лет и не имеющее и не имевшее ранее гражданства иностранного государства или вида на жительство. Но это ограничение не затронет, к примеру, жителей Крыма.

Требование не будет распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое или часть которого была принята в состав Российской Федерации.

Как и всё высшее руководство страны, глава государства не может иметь вклады, хранить средства и ценности в иностранных банках. 

Неприкосновенность президента

Президент Российской Федерации будет обладать неприкосновенностью после истечения срока полномочий либо после досрочной отставки или стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.

Президент может быть отрешен от должности, а экс-глава государства — лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно поправкам, бывший Президент России пожизненно становится сенатором РФ. Но он вправе отказаться от этих полномочий.

Обнуление сроков

6

лет составляет срок полномочий Президента РФ, Госдумы РФ и членов Совета Федерации

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

Из Конституции убирается оговорка «подряд», которая позволяла снова избираться на пост главы государства после перерыва.

При этом внесена поправка депутата Госдумы Валентины Матвиенко, по которой не будут учитываться те президентские сроки, которые возможный кандидат отработал до вступления в силу новых изменений в Конституции.

Роль Государственной Думы

В Конституции прописывается, что депутаты Госдумы будут утверждают председателя Правительства РФ. Представлять кандидатуру народным избранникам будет Президент РФ, он же может освободить главу правительства от должности.

Также Государственной Думой утверждаются кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров по представлению премьер-министра. Исключение составляют министры так называемого «силового блока». Их работу будет курировать лично Президент РФ.

Руководителей федеральных органов, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, глава государства утверждает после консультаций с Советом Федерации.

Так же, как и Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и специализированных прокуратур.

Роль Совфеда

30

своих представителей в Совет Федерации может назначить Президент РФ, в том числе не более 7 — пожизненно.

К ведению Совета Федерации предлагают отнести назначение на должность по представлению президента председателя, его заместителя и судей Конституционного и Верховного судов. Также по представлению главы государства Совет Федерации имеет право прекратить полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также кассационных и апелляционных судов.

Совет Федерации будет утверждать председателя и половину аудиторов Счетной палаты. Зампреда и вторую половину аудиторов назначает Госдума. Кандидатов обеим палатам представляет Президент.

Госсовет включают в Конституцию

Поправки закрепляют в Конституции понятие Государственного совета. Президент формирует Госсовет РФ для обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики. Статус Госсовета определит отдельный федеральный закон.

Также президент возглавляет и формирует Совет безопасности.

Читайте также:  Статья 20.1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений

Задача Совбеза — оказывать содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Статус Совета безопасности также будет определять федеральный закон.

Конституция РФ выше международного права

Закрепляется верховенство российского права. Могут не исполняться решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, если они противоречат Конституции РФ.

Решение будет выноситься Конституционным судом РФ.

Также он будет решать, исполнять ли постановление иностранного или международного суда, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Конституционный суд проверит российские законы

11

судей предлагается оставить в Конституционном суде вместо 19

По запросу президента Конституционный суд проверяет проекты законов о поправке к Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, одобренных парламентом.

Если КС дает добро, президент подписывает закон, если нет — возвращает в Госдуму.

Также по просьбе главы государства Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции законов субъектов России до их обнародования.

Москву могут разгрузить

Органы власти могут переехать из столицы. В новой Конституции закрепляется, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.

Решение за гражданами

Госдума в первом чтении одобрила проект о Конституционном суде РФ — Ассоциация Юристов России

13 Октября 2020

Государственная Дума одобрила в первом чтении проект федерального конституционного закона № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Проект закона был внесен Президентом в составе пакета законопроектов в развитие новых конституционных положений.

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом приводятся в соответствие с новыми положениями Конституции порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Законопроектом в соответствии с Конституцией предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Отмечается, что КС может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. При этом принимать решения Конституционный Суд правомочен при участии в заседании не менее 6 судей.

Судьи КС, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции (4 июля 2020 г.), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям. Норма о новой численности состава КС начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек.

До этого КС правомочен принимать решения при участии в заседании не менее 2/3 от числа действующих судей.

2. К кандидату на должность судьи Конституционного Суда устанавливаются дополнительные требования в части отсутствия гражданства иностранного государства. Судьям запрещается открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

3. Изменяется порядок прекращения полномочий судей.

Так, прекращение полномочий Председателя КС, его заместителя и судей Конституционного Суда может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, предусмотренных статьей 18 ФКЗ, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (в т.ч. нарушение порядка назначения на должность судьи, утрата гражданства РФ, занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи).

При этом КС вправе предложить Президенту  обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи по указанным основаниям. В остальных случаях прекращение полномочий судьи осуществляется решением Конституционного Суда.

  • 4. У Конституционного Суда появилось новое полномочие, влияющее на законодательный процесс — по запросу Президента проверять конституционность:
  • — законопроектов (проектов законов РФ о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов) — до их принятия Госдумой в третьем чтении;
  • — принятых законов (Федеральных конституционных и Федеральных законов) — до их подписания Президентом;

— законов субъектов РФ — до их обнародования главой региона (высшим должностным лицом субъекта РФ). Внесение в КС такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона или законопроекта, то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию.

Неподписанный или необнародованный закон возвращается, соответственно, в Госдуму или заксобрание региона, а законопроект – автору, для исключения неконституционных положений.

После устранения нарушений законопроект может быть внесен повторно, — сообщил Павел Крашенинников.

Т.е.

речь идет о предварительном нормоконтроле — признание конституционности неподписанного (неопубликованного) закона или законопроекта не исключает его последующей проверки Конституционным Судом применительно к конкретной ситуации с учетом складывающейся правоприменительной практики, в том числе по жалобам граждан и по запросам судов, — подчеркнул Павел Крашенинников. Что касается проверки проекта закона о поправке к Конституции, там есть особенность — такой запрос направляется Президентом как в отношении содержания самого текста законопроекта, так и принятых к нему поправок. Кроме того, после поступления к Президенту закона о поправке к Конституции для подписания, он вправе направить в Конституционный Суд запрос о проверке соответствия Конституции порядка принятия этого закона парламентом и рассмотрения его заксобраниями регионов. Усложненная процедура проверки в данном случае обусловлена тем, что изменения вносятся в Основной Закон.

5.  В развитие ст. 125 Основного Закона предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.

Читайте также:  Статья 3. Адвокатура и государство

Правом обращения с таким запросом наделяется Президент, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Конституционный Суд разрешает вопрос об исполнимости решения с точки зрения соответствия истолкования положений международного договора положениям Конституции РФ. 

5.1.

По запросу Президента, Правительства или Верховного Суда Конституционный Суд также разрешает вопрос о возможности исполнения решения  иностранного или международного суда, третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, если, по мнению заявителя, это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ. Конституционный Суд  разрешает этот вопрос с точки зрения соответствия решения основам конституционного строя Российской Федерации.

По результатам рассмотрения КС может прийти к выводу о возможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда (арбитража), или о невозможности исполнения такого решения в соответствии с Конституцией РФ.

Павел Крашенинников сообщил, что правило о публичном порядке является одним из основополагающих принципов международного права и содержится в законодательстве многих стран. Такое правило присутствуют в положениях Гражданского кодекса РФ (ст. 1193), Семейного кодекса РФ (ст. 167).

Там говорится, что норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Под публичным порядком подразумеваются основы правопорядка, которые включает в себя фундаментальные принципы: прежде всего, конституционные и принципы гражданского права.

Это, к примеру, такие принципы, как недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенного права, добросовестность участников отношений.

А также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью российской правовой системы, включая правовые стандарты прав человека, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Когда обсуждались поправки к Конституции, мы исходили из того, что в нашей правовой системе, основанной на верховенстве Конституции, не могут применяться  правила международных актов и основанные на них решения межгосударственных органов, которые противоречили бы конституционным положениям. Указанные нормы не направлены на отказ от международных обязательств, а позволяют создать конституционно приемлемый механизм их исполнения, — сообщил Павел Крашенинников.

6.  Уточняются правила о проверке конституционности примененных в конкретном деле нормативных актов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод.

— Расширяется перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой: помимо граждан — это  юридические лица, а также в интересах граждан и юридических лиц – Уполномоченный по правам человека, госорганы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы.

— Расширяется перечень объектов проверки: проверяется  конституционность законов и нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, субъектов РФ.

— Вводится принцип исчерпания: жалоба подается в КС в том случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Т.е., к примеру, после «второй» кассации, если обращение в суд не привело к устранению нарушения конституционных прав и таким образом были реализованы все возможности соответствующего судопроизводства.

Кроме того, в целях защиты прав Конституционный Суд может признать судебную защиту исчерпанной, если правоприменительная практика Верховного Суда свидетельствует, что иное применение оспариваемого акта не предполагается.

6.1. При этом конституционность нормативных актов, которые только подлежат применению судом в конкретном деле, может быть проверена по запросу любого суда  при рассмотрении дела в любой инстанции. Производство по делу в этом случае приостанавливается до решения КС.

6.2. Помимо этого, формируются дополнительные механизмы защиты прав граждан — Конституционный Суд может указать на необходимость приостановления исполнения судебного акта до пересмотра конкретного дела.

Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то КС вправе в постановлении указать на необходимость применения компенсаторных механизмов.

Форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по делу.

Если Конституционный Суд придет к выводу о неконституционности нормы, либо о признании ее конституционной, но в истолковании, данном Конституционным Судом, и выявит правовой пробел или противоречие, то,  согласно законопроекту, Верховный Суд должен дать разъяснения по вопросам судебной практики — в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части оспоренных положений.

7. В соответствии с Конституцией также вносится дополнение в главу, посвященную рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Эта глава дополняется нормами в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

8. Вводится новая глава (гл.16), посвященная рассмотрению дела о соответствии Конституции вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. Это не новые полномочия – сейчас такие нормы содержатся в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

9. Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.

В частности, ст. 33 ФКЗ дополняется положением о том, что гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в КС без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.

Законопроектом признается утратившей силу ст. 112 ФКЗ о том, что «Вестник Конституционного Суда РФ» является официальным изданием КС.  Указывается, что информация по вопросам конституционного правосудия, деятельности суда размещается на официальном сайте КС в сети «Интернет».  

Павел Крашенинников сообщил, что законопроект определяет деятельность Конституционного Суда как высшего органа конституционного контроля в целях реализации положений обновленной Конституции. Он обеспечивает нормы Основного Закона, направленные на защиту суверенитета нашей страны.

С помощью предлагаемых процедур и полномочий КС появляются механизмы для предотвращения ряда кризисных ситуаций не только в политической, но и в экономической сфере. Исключаются предпосылки для неопределенности с исполнением решений Конституционного Суда.

Читайте также:  Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей

Закрепляются механизмы, направленные на единообразие применения законодательства, правовую определенность.

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

Совет Федерации ФС РФ — статистика рассмотрения законопроектов

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете ФедерацииСовет Федерации — часть высшего законодательного органа страны

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (официальное название российского парламента). Состоит СФ из сенаторов, по два от каждого региона России. Делегируют субъекты одного регионального парламентария и одного представителя власти исполнительной (в каждом регионе существует своя). Кроме того, сенаторами могут быть экс-президенты страны, например, г-н Медведев Д.А. и выбранные главой государства люди — не более 30 человек.

История появления верхней палаты

Совет Федерации возник в период распада СССР, в результате паралича государственной власти как замена Съезду народных депутатов РФ и Верховному Совету Российской Федерации. Указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993 г. прекращены функции Съезда и ВС. Это результат так называемой поэтапной конституционной реформы, инициированной в начале 90х.

Свежеиспечённое Федеральное Собрание действовало на основании переходного положения о госвласти в РФ, являвшегося приложением к указу № 1400.

Изначально СФ наполняли главы исполнительной власти регионов (президенты республик) и «начальники» региональных парламентов.

Современный вид верхней палаты был закреплён к концу того же 1993 года, с принятием первой (ныне здравствующей) в истории современной России Конституции — ч. 1 ст. 11. Статья эта дошла без изменений и до наших дней.

Но лишь в 2020 году появился специальный закон, посвящённый формированию Совета Федерации и требованиям к его членам, а также иным вопросам. Да и само понятие «сенатор» появилось в российском законодательстве в том же «коронавирусном» 2020м году.

Функционирование СФ ФС РФ

Сенаторы решают довольно обширный круг весьма специфических задач, например, об использовании Вооружённых сил РФ за пределами Федерации. Такое решение принималось в 2008 году, во время грузино-осетинского конфликта. В 2014 году СФ также дозволил ввод российских войск на территорию Украины после государственного переворота, произошедшего в соседнем государстве.

Кроме того, СФ может отрешить от должности главу государства, чего, однако, в нашей стране ещё не происходило. Есть ещё ряд вопросов, вроде назначения главы Счётной палаты и председателя Конституционного суда.

Среди прочего, СФ занимается одобрением законопроектов, прошедших три чтения в Государственной Думе — нижней палате парламента. Остановимся немного более подробно именно на этом фронте работы СФ.

А объём, можно сказать, колоссальный — за всю историю законотворчества современной России три чтения прошли около 9 тыс. потенциальных законов.

Отклонение законопроектов

Система обеспечения законодательной деятельности позволяет собрать некоторую статистику о законопроектной деятельности. СФ, рассматривая очередной добравшийся до верхней палаты проект, может его либо принять, либо отклонить. Посчитаем число законопроектов, отклонённых и возвращённых на доработку.

Так, в 7ом сезоне СФ отклонил 1 законопроект, который, однако, был затем доработан и всё-таки подписан главой государства. Речь о весовом контроле транспортных средств. В 6ом «сезоне» — также 1 законопроект с той же участью — в части требований к рекламе.

5й созыв — снова 1 законопроект, однако, главой государства не подписанный. Четвёртый созыв получил 2 отклонения, одно из которых стало законом (разграничение ведения Татарстана и РФ), одно — нет (мораторий на лицензирование производства игорного оборудования.

Итого, 5 отклонённых документов за 19 лет.

До этого было чуть больше активности в этом плане. Так, в 3ем созыве отклонено 23 проекта. Из них были доработаны и подписаны Президентом 9. Во втором составе ФС отклонил аж 233 проекта.

105 отклонений стали законами. Первый созыв отклонил 77 текстов, но 31 дошли до пера Б. Ельцина. Кроме одного — проект № 95700004-1 о кредитных потребительских кооперативах граждан был подписан уже В.

Путиным.

Одобрение законопроектов Советом Федерации

Оценим количество одобренных сенаторами проектов, по созывам:

  • 135 в первом
  • 836 во втором
  • 656 в 3м
  • 1102 в 4м
  • 1573 в пятом
  • 2302 в шестом и
  • 2068 в текущем, седьмом созыве, итого — 8672 единиц. Довольно резкий контраст с отклонёнными, коих удалось насчитать 338.

Тут можно, конечно, сослаться на давность лет и возможные огрехи в заполнении баз данных АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности).

Всё же она появилась много позже начала функционирования СФ — в 2006 году. Однако, если брать последний состав сенаторов, разница конечно колоссальная.

Даже учитывая возврат на доработку, отклонений в 7ом созыве всего 5. Можно сказать, конформизм полный.

Ещё 228 проектов за все созывы поступили главе государства, минуя СФ. Один из них, например, «О прекращении раздела Черноморского флота», внесённый в Думу в 1996 году и снятый с рассмотрения лишь спустя 21 год.

Конечно, сенаторы зачастую являются авторами законодательных инициатив, попадающих затем на рассмотрение сначала Думы, а уж потом Совета Федерации. И, конечно же, законопроекты, прошедшие три чтения в нижней палате, рассматриваются сенаторами.

Однако, учитывая объём отклонений, эту фазу можно и пропускать. Кстати, недавно бессменный лидер фракции ЛДПР В.В. Жириновский предложил упразднить СФ.

Он отметил, что в стране слишком много ненужных депутатов и чиновников, да и социальная дистанция не помешает.

Ещё по теме «Совет Федерации Федерального Собрания РФ — статистика рассмотрения законопроектов»:

Ссылка на основную публикацию