В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ОРД», отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
Федеральный закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам, осуществляющим ОРД в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов. Закон признает социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества.
Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса это прерогатива органов, осуществляющих ОРД.
Следовательно, реализация права граждан на содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.
Вышеизложенное определяет, что содействие граждан может осуществляться как по инициативе органов, осуществляющих ОРД, так и по инициативе самих граждан.
- Привлечение граждан к конфиденциальному содействию обусловлено самим разведывательно-конспиративным характером ОРД, что определяет наиболее распространенные формы содействия. Таковыми, в частности являются:
- — предоставление органам, осуществляющим ОРД оперативно значимой информации;
- — добывание оперативно значимой информации;
- — участие в ОРМ;
- — предоставление органам, осуществляющим ОРД помещений, техники и транспортных средств.
- Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть:
- — гласным;
- — анонимным;
- — негласным (конфиденциальным).
- Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, и в последующем при необходимости он может дать свидетельские показания по уголовным делам.
- Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или через посредника.
Конфиденциальность содействия устанавливается по желанию гражданина. Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.
Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым).
Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных Федеральным законом
Формы конфиденциального сотрудничества могут быть различными. Прежде всего, это конфиденциальное сотрудничество по контракту.
Эти лица ведут по заданиям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность активную разведывательно-поисковую деятельность.
Причем конфиденциальное сотрудничество гражданина и получение за это вознаграждений и других выплат являются для него одним из источников существования.
Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться и на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно-розыскных мероприятий; в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, оказании различных услуг и др.
Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Привлекаться к сотрудничеству могут граждане России, иностранные подданные, лица без гражданства.
Законодатель подчеркнул, что привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане, т. е. исключена групповая форма конфиденциального содействия.
- В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ОРД», запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту:
- — депутатов;
- — судей;
- — прокуроров;
- — адвокатов;
- — священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Законом запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц. Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью, а возможно, но лишь на бесконтрактной основе.
Конфиденциальное содействие граждан оперативным подразделениям ОВД
Одним из видов содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является конфиденциальное (негласное) содействие, которое может оказываться как на контрактной, так и бесконтрактной основе.
Использование такого содействия получило широкое распространение в практике оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Это свойственно не только российской, но и мировой полицейской практике, ибо без использования института конфидентов весьма часто бывает невозможно раскрыть совершаемые преступления.
Как уже отмечалось, содействие, в том числе конфиденциальное, отдельных лиц осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам может и должно использоваться только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, определенных ст. 2 Закона об ОРД. Кроме того, исходя из обязанностей и полномочий конкретного органа субъекта оперативно-розыскной деятельности, такое сотрудничество может иметь место лишь при решении вопросов, отнесенных к компетенции этого органа.
К компетенции (обязанностям и правам, при реализации которых возможно использование конфиденциального содействия) органов внутренних дел статьями 10 и 11 Закона РСФСР «О милиции».
Организационные и тактические аспекты конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами.
Конфиденциальное содействие может быть кратковременным или длительным (устойчивым). Оно начинается с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии оснований предусмотренных Федеральным законом.
Следует учитывать, что неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Как отмечается в имеющейся по этой проблематике литературе, данное условие, с одной стороны, вытекает из самой сути конфиденциального сотрудничества, которое состоит, во-первых, в скрытом характере деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как правило, располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, так и иным отношениям, охраняемым законом.
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» относит к государственной тайне в области оперативно-розыскной деятельности сведения:
- — о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- — о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
- В ст. 12 Закона об ОРД конкретизировано какие сведения составляют государственную тайну:
- — об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;
- — о лицах, внедренных в организованные преступные группы;
- — о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- — о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе:
- — об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Эти сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
При этом предание сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения, касающиеся специального порядка представления сведений о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, распространяются и на прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, на случаи представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и суду.
Анализ и обобщение практического опыта деятельности органов внутренних дел показывают, что привлечение граждан к негласному сотрудничеству должно отвечать требованиям целеустремленности, целесообразности и добровольности. Выдвигаемые цели должны быть актуальными, достаточно сложными по характеру и, как правило, долгосрочными.
Например, необходимость оперативного внедрения в глубоко законспирированную преступную группу, совершающую тяжкие, замаскированные преступления (кражи, грабежи, разбойные нападения, преступления в сфере экономики и т.д.). Каждое привлечение должно осуществляться только в случаях острой необходимости, когда это целесообразно.
Кроме того, лицо, оказывающее содействие органам внутренних дел на контрактной основе, должно отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами.
В целях обеспечения конфиденциальности органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать так называемые документы прикрытия, т.е. документы, зашифровывающие граждан, сотрудничающих с этими органами.
Конфиденциальное содействие отдельных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возможно лишь при их согласии на участие в оперативно-розыскном процессе, которое может выражаться как в устной, так и в письменной формах, т.е. устная договоренность и заключение контракта.
В настоящее время наиболее распространена точка зрения, что основной письменной формой получения согласия лица на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности должен быть контракт.
Закон об ОРД предусматривает возможность заключения контрактов о содействии (сотрудничестве) с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений, за исключением, как это было указано ранее, отдельных категорий граждан, перечисленных в ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД.
Контракт — это договор между органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и отдельным лицом, фиксирующий в письменной форме взаимные обязательства сторон — обязательства лица об оказании содействия конкретному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, и обязательства государства в лице этого органа перед лицом, подписавшим контракт о содействии; устанавливающий срок и цель сотрудничества; определяющий условия возможного продления срока контракта и его досрочного расторжения; характер, форму и размер вознаграждения; условие о конфиденциальности и гарантии безопасности лица, оказывающего содействие; предусматривающий ответственность сторон за невыполнение обязательств; порядок разрешения споров и другие условия, права и обязанности сторон.
Контракт позволяет детально определить и закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств лица, принимающего обязательство оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, его реальных возможностей участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях.
В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну.
В этой связи контрактом могут устанавливаться требования к конфиденту, например, связанные с ограничением его права выезда за границу в пределах установленного срока после окончания действия контракта.
Процедуры заключения и исполнения контракта о сотрудничестве регламентируются ведомственными нормативными актами. Контракт вступает в законную силу с момента подписания его сторонами, если иное не указано в тексте самого контракта.
Возмездный характер контракта может означать не только денежную оплату услуг лица, оказывающего содействие, но и иные формы эквивалентного «вознаграждения».
Вознаграждение лицам, оказывающим содействие, выплачивается из финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 19 Закона об ОРД.
Вознаграждение может носить характер ежемесячных и разовых выплат. При этом размер ежемесячного денежного вознаграждения лицам, оказывающим содействие по контракту, определяется в соответствии с ведомственными нормативными актами.
- Прекращение отношений конфиденциального сотрудничества на контрактной основе возможно при истечении срока контракта и отказа сторон или одной из сторон от его продления или при появлении оснований к досрочному расторжению контракта.
- Досрочное расторжение контракта возможно:
- — по согласованию сторон, в том числе в связи с досрочной реализацией целей контракта;
- — по инициативе органа или лица, оказывающего содействие, в связи с объективными причинами, не зависящими от воли сторон, например, когда отпадает необходимость в сотрудничестве с конкретным лицом по причине изменения оперативной обстановки или утраты им необходимых для этого возможностей либо в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья конфидента;
- — в связи со смертью лица, оказывавшего конфиденциальное содействие по контракту;
- — в связи с приобретением лицом, оказывающим конфиденциальное содействие на контрактной основе, статуса, лишающего возможности использовать его содействие по контракту: избрание депутатом, назначение судьей или прокурором, вступление в коллегию адвокатов или занятие положения, относящего это лицо к категории священнослужителей;
- — в связи с неисполнением условий контракта.
Контракт содержит как общие (обязательные для всех контрактов), так и индивидуальные (по согласованию с конкретными конфидентами) условия сотрудничества.
Например, контракт может оговаривать условия безопасности лица, оказывающего содействие, и членов его семьи, включая как общие условия (установленные Законом об ОРД для всех случаев сотрудничества), так и индивидуальные условия (изменение внешности; выдача новых документов, удостоверяющих личность; переезд в другую местность и т.п.)
Интерес привлекает практика использования негласного сотрудничества зарубежными правоохранительными органами.
«Использование секретных осведомителей или тайных агентов, — говорится в одном из решений Верховного суда США, — есть законная и правильная практика правоприменяющих органов и оправдана интересами граждан.
Фактически без использования осведомителей многие преступления остались бы без возмездия и правонарушители избежали бы привлечения к ответственности».
Многие западные специалисты в области оперативно-розыскной деятельности считают, что эффективность деятельности полиции в сфере борьбы с преступлениями в значительной мере зависит от состава негласного аппарата, а работа сотрудников полиции оценивается по тому, как справляются со своими обязанностями осведомители, находящиеся у них на связи. Американская полиция широко использует в борьбе с преступностью осведомителей.
В ФРГ полиция использует тайных сотрудников.
Под ними понимают доверенных лиц, делящиеся на две категории: лица, секретно состоящие на постоянной службе органов власти и получающие за это постоянное вознаграждение; лица, для которых работа на полицию является своеобразным «совместительством» (к их помощи прибегают от случая к случаю, за что они получают разовые вознаграждения). Также используют агентов, под которыми подразумевается лицо, которое не являясь сотрудником полиции, конфиденциально может оказывать ей помощь в раскрытии преступлений в течении продолжительного времени.
К работе с негласными сотрудниками в полиции привлекаются наиболее квалифицированные и опытные сотрудники, отличающиеся сдержанным характером, способные устанавливать контакты с лицами, представляющий оперативный интерес.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Глава IV СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность />Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
- Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
- Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
- Статья 18. Социальная и правовая защита граждан,содействующих органам, осуществляющимоперативно-розыскную деятельность
- Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, находятся под защитой государства.
- Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
- При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к
- ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
- Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законо
дательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по инвалидности (вред. Федерального закона от 22.08.2004№ 122-ФЗ).
При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя (часть десятая введена Федеральным законом от № 122-ФЗ).
О содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность
О содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность
В народе граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции — упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.
Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан.
Предписания статьи 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) позволяют отдельным физическим лицам реализовать конституционное право на защиту от преступных посягательств одним из законных способов — оказанием содействия оперативно-розыскным органам на гласной, негласной или конфиденциальной основе.
Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Как уже отмечалось выше, решение данного вопроса — прерогатива органов, осуществляющих ОРД.
Следовательно, реализация права граждан на содействие оперативно-розыскным органам в решении задач оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.
Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от сотрудника оперативного подразделения. Однако решение о нем должно принять само привлекаемое лицо. Причем, для получения у любого лица согласия, оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.
Лицом, привлекаемым к сотрудничеству с правоохранительными органами, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).
Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам.
Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер.
В противном случае будет нарушен принцип конспирации, а, следовательно, и оперативности, вследствие чего лицо, подозреваемое в совершении преступления, может принять адекватные меры со своей стороны, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу.
Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в статье 6 Закона об ОРД.
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.
Читать далее на сайте «Адвокат в Краснодаре».
Если хотите читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача — делиться с вами только полезной информацией.
Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Статья
17. Содействие граждан органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность
Отдельные
лица могут с их согласия привлекаться
к подготовке или проведению
оперативно-розыскных мероприятий с
сохранением по их желанию конфиденциальности
содействия органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, в
том числе по контракту. Эти лица обязаны
сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки или
проведения оперативно-розыскных
мероприятий, и не вправе предоставлять
заведомо ложную информацию указанным
органам.
-
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, могут заключать контракты
с совершеннолетними дееспособными
лицами независимо от их гражданства,
национальности, пола, имущественного,
должностного и социального положения,
образования, принадлежности к общественным
объединениям, отношения к религии и
политических убеждений. -
Органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, запрещается использовать
конфиденциальное содействие по контракту
депутатов, судей, прокуроров, адвокатов,
священнослужителей и полномочных
представителей официально зарегистрированных
религиозных объединений. -
Комментарий
к статье 17
Часть
1 ст.
17 освещает важный элемент
оперативно-розыскной деятельности,
который связан с тем, что отдельные лица
могут оказывать содействие оперативным
подразделениям в подготовке и/или
проведении отдельных оперативно-розыскных
мероприятий «с сохранением по их
желанию конфиденциальности содействия
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, в том числе по контракту».
В свою очередь, на лиц, задействованных
в оперативно-розыскной деятельности
по контракту и без такового, накладывается
обязательство сохранять в тайне сведения,
ставшие им известными в ходе подготовки
или проведения оперативно-розыскных
мероприятий, т.е. не разглашать сведения
оперативного характера. Кроме того,
лица, давшие согласие на участие в
оперативно-розыскных мероприятиях, не
имеют права предоставлять заведомо
ложную информацию оперативным органам
в лице оперативных сотрудников.
Часть
2 ст. 17 излагает достаточно общее
требование к установлению взаимодействия
оперативных органов с гражданами,
желающими помочь в проведении
оперативно-розыскных мероприятий.
Так,
органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, могут заключать контракты
с совершеннолетними дееспособными
лицами независимо от их гражданства,
национальности, пола, имущественного,
должностного и социального положения,
образования, принадлежности к общественным
объединениям, религиозных убеждений,
принадлежности к какой-либо партии.
Лицо, задействованное в проведении
оперативно-розыскных мероприятий,
должно обладать целым рядом определенных
качеств: располагать к откровенной
беседе (вызывать доверие у окружающих),
обладать определенным авторитетом,
уметь анализировать обстановку и
полученную информацию, быть хорошим
психологом.
Часть
3 ст.
17 запрещает подготавливать и
использовать конфиденциальное содействие
по контракту депутатов, судей, прокуроров,
адвокатов, священнослужителей и
уполномоченных представителей официально
зарегистрированных религиозных
объединений. Данное положение не может
препятствовать представителям
перечисленных учреждений, организаций
и конфессий оказывать оперативным
органам помощь, не связанную с выполнением
ими своих прямых обязанностей.
-
Статья
18. Социальная и правовая защита граждан,
содействующих органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность -
Лица,
содействующие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,
находятся под защитой государства. -
Государство
гарантирует лицам, изъявившим согласие
содействовать по контракту органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, выполнение своих
обязательств, предусмотренных контрактом,
в том числе гарантирует правовую защиту,
связанную с правомерным выполнением
указанными лицами общественного долга
или возложенных на них обязанностей. -
При
возникновении реальной угрозы
противоправного посягательства на
жизнь, здоровье или имущество отдельных
лиц в связи с их содействием органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, а равно членов их семей
и близких эти органы обязаны принять
необходимые меры по предотвращению
противоправных действий, установлению
виновных и привлечению их к ответственности,
предусмотренной законодательством
Российской Федерации. -
Лицо
из числа членов преступной группы,
совершившее противоправное деяние, не
повлекшее тяжких последствий, и
привлеченное к сотрудничеству с органом,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, активно способствовавшее
раскрытию преступлений, возместившее
нанесенный ущерб или иным образом
загладившее причиненный вред, освобождается
от уголовной ответственности в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Лица,
сотрудничающие с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,
либо оказавшие им помощь в раскрытии
преступлений или установлении лиц, их
совершивших, могут получать вознаграждения
и другие выплаты. Полученные указанными
лицами суммы вознаграждений и другие
выплаты налогами не облагаются и в
декларациях о доходах не указываются.
Период
сотрудничества граждан по контракту с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, в качестве основного рода
занятий включается в трудовой стаж
граждан. Указанные лица имеют право на
пенсионное обеспечение в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В
целях обеспечения безопасности лиц,
сотрудничающих с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, и
членов их семей допускается проведение
специальных мероприятий по их защите
в порядке, определяемом законодательными
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В
случае гибели лица, сотрудничающего по
контракту с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, в
связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий семье
пострадавшего и лицам, находящимся на
его иждивении, выплачивается единовременное
пособие в размере десятилетнего денежного
содержания погибшего и в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке назначается пенсия по случаю
потери кормильца.
(в
ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
При
получении лицом, сотрудничающим по
контракту с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,
травмы, ранения, контузии, увечья,
наступивших в связи с его участием в
проведении оперативно-розыскных
мероприятий и исключающих для него
возможность дальнейшего сотрудничества
с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,
указанному лицу выплачивается
единовременное пособие в размере
пятилетнего денежного содержания и в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке назначается
пенсия по инвалидности.
(в
ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
При
одновременном возникновении в соответствии
с законодательством Российской Федерации
нескольких оснований для указанных
единовременных выплат в случаях,
установленных настоящей статьей, выплаты
осуществляются по одному основанию по
выбору получателя.
(часть
десятая введена Федеральным законом
от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий
к статье 18
Если
в ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального
закона заложены общие положения
социальной и правовой защиты должностных
лиц, органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, то
в ч. 1 ст.
18 отражены адекватные общие
положения социальной и правовой защиты
лиц, которые на платной или бесплатной
основе содействуют оперативным органам
при проведении оперативно-розыскных
мероприятий, что позволяет им находиться
под защитой государства.
Часть
2 ст. 18 предусматривает положение о том,
что государство гарантирует лицам,
изъявившим согласие содействовать по
контракту оперативным органам, правовую
защиту, связанную с правомерным
выполнением указанными лицами
общественного долга или возложенных
на них обязанностей.
Приведем условный
пример: законопослушное лицо, работающее
на контрактной основе, внедряется в
следственный изолятор для получения
информации у разрабатываемого фигуранта
об участниках преступления, о месте
сбыта похищенного, о возможных криминальных
связях и пр.
Работа, выполняемая по
контракту, практически завершена, но
на заключительной стадии агент, работающий
под прикрытием, был разоблачен и погиб.
Для данного случая законодатель
предусмотрел возмещение ущерба по
утрате кормильца.
Однако законодатель
обязывает органы, с которыми данное
лицо заключило контракт, обеспечить
его безопасность, т.е. при возникновении
нештатной ситуации, угрожающей жизни
и здоровью агента, операция должна быть
приостановлена (ч. 3 ст. 18).
Так,
в ч. 3 ст.
18 имеет место следующая
законодательная позиция: если возникает
реальная угроза противоправного
посягательства на жизнь, здоровье или
имущество отдельных лиц в связи с их
содействием органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, а
равно членов их семей и близких, то эти
органы обязаны принять все необходимые
меры по предотвращению противоправных
действий, а также установлению виновных
и привлечению их к ответственности,
предусмотренной законодательством РФ.
Кроме того, защиту жизни, здоровья и
других интересов граждан осуществляют
и другие правоохранительные органы,
нередко во взаимодействии с оперативными
подразделениями.
В
части 5 ст. 18 отражена стимулирующая
норма: лица, сотрудничающие с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, либо оказывающие им помощь
в расследовании и раскрытии преступлений
или в установлении лиц, их совершивших,
могут получить соответствующее
вознаграждение.
Полученные указанными
лицами суммы вознаграждений и другие
выплаты налогами не облагаются и в
декларациях о доходах не указываются.
Целесообразно объявлять вознаграждения
за помощь и содействие, за предоставление
информации в ориентировках на розыск
преступников, совершивших или совершающих
тяжкие преступления, на розыск без вести
пропавших, особенно детей, а также на
установление личности по трупам, прежде
всего, несовершеннолетних.
Отчасти по
причине нереализации отмеченного в
законе правила современный розыск, в
частности, скрывшихся от следствия и
суда обвиняемых (подозреваемых), а также
лиц, уклоняющихся от отбытия наказания,
имеет крайне негативные результаты.
———————————
Мы намеренно пропустили ч. 4 ст. 18, т.к.
ч. ч. 1 — 3, 5 — 10 органически взаимосвязаны
между собой, поэтому нецелесообразно
прерывать эту логическую связь.
Норма,
отраженная в ч. 6 ст. 18, во многом
соответствует принципам, изложенным в
ч. ч. 5 и 6 ст. 16 Закона об оперативно-розыскной
деятельности. Так, в ч. 6 ст.
18 указано,
что период сотрудничества граждан по
контракту с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, в
качестве основного рода занятий
включается в трудовой стаж граждан.
Указанные лица, как и все граждане РФ,
имеют право на пенсионное обеспечение
в соответствии с законодательством РФ.
В
части 7 ст. 18 законодатель распространяет
социальную и правовую защиту не только
на лиц, сотрудничающих с оперативными
органами, но и на членов их семей, если
они подвергаются опасности. Законодатель
отмечает, что при возникновении угрозы
допускается проведение специальных
мероприятий по их защите в порядке,
определяемом законодательными и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Для
пояснения важности положения приведенной
нормы приведем следующий пример: лицо,
ранее входившее в преступную группировку,
решило сотрудничать с правоохранительными
органами и активно помогает им в ее
изобличении.
Члены преступной группировки
узнают о таком сотрудничестве и, чтобы
заставить его молчать, похищают жену и
ребенка данного гражданина.
Для
предотвращения данной ситуации органы,
проводящие оперативно-розыскные
мероприятия, обязаны обеспечить надежную
защиту не только лицу, сотрудничающему
с оперативным органом, но и его близким.
В
части 8 ст. 18 излагаются стимулирующие
социально-правовые нормы, стоящие на
защите надлежащего обеспечения доступными
средствами деятельности граждан,
содействующих оперативным органам на
том или ином основании. Так, ч. 8 ст.
18
Закона гласит, что в случае гибели лица,
сотрудничающего по контракту с
оперативными органами, в связи с его
участием в проведении оперативно-розыскных
мероприятий семье пострадавшего и
лицам, находящимся на его иждивении,
положено выплатить единовременное
пособие в размере десятилетнего денежного
содержания погибшего и в установленном
законодательством РФ порядке назначается
пенсия по случаю потери кормильца (в
ред. ФЗ от 22 августа 2004 г.).
В
частях 9 и 10 ст.
18 отражена программа
социально-правового регулирования
правил защиты граждан, содействующих
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, а именно: при получении
лицом, сотрудничающим по контракту с
оперативными органами, травмы, ранения,
контузии или иного увечья в связи с его
участием в проведении оперативно-розыскных
мероприятий и исключающих для него
возможность дальнейшей работы по
обозначенному профилю, указанному лицу
выплачивается единовременное пособие
в размере пятилетнего денежного
содержания и в установленном
законодательством РФ порядке назначается
пенсия по инвалидности (в ред. ФЗ от 22
августа 2004 г.). В части 10 ст. 18 содержится
дополнительная норма: при одновременном
возникновении в соответствии с
законодательством РФ нескольких
оснований для указанных единовременных
выплат в случаях, установленных настоящей
статьей, выплаты осуществляются по
одному основанию по выбору получателя
(в ред. Закона N 122-ФЗ).
Подводя
итог общему содержанию ст.
18, отметим,
что государство в лице исполнительного
органа, наделенного полномочиями
осуществления оперативно-розыскной
деятельности, заинтересовано в разных
формах борьбы с преступностью и решения
других специальных задач, возложенных
на них, в том числе связанных с обеспечением
национальной безопасности.
Органы,
осуществляющие ОРД, заинтересованы
развивать корпус лиц, которые содействуют
оперативным органам. Более того, полагаем,
что без рассматриваемого института мы
уже оказались бы заложниками преступного
элемента. Нашу позицию косвенно
подтверждает и содержание п. 32 ст.
11
Закона РФ «О милиции»: «привлекать
граждан с их согласия к сотрудничеству;
объявлять о назначении вознаграждения
за помощь в раскрытии преступлений и
задержании лиц, их совершивших, и
выплачивать его гражданам и организациям;
поощрять граждан, оказавших помощь
милиции в выполнении иных возложенных
на нее обязанностей».
Определенным
самостоятельным нормативным правилом
является положение ч. 4 ст.
18, где
отмечается, что если лицо из числа членов
преступной группы, совершившее
противоправное деяние, не повлекшее
тяжких последствий, и привлеченное к
сотрудничеству с органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,
активно участвует в раскрытии преступлений,
стремится к возмещению причиненного
ущерба или иным образом компенсирует
нанесенный вред, то оно освобождается
от уголовной ответственности в
соответствии с законодательством РФ.
Такая позиция дает возможность человеку,
преступившему грань дозволенного и
совершившему преступление, не повлекшее
тяжких последствий, раскаявшемуся и
возместившему ущерб или иным образом
загладившему свою вину, избежать
уголовной ответственности, если он дает
согласие на привлечение его к сотрудничеству
с оперативным органом и активно участвует
в тех или иных оперативно-розыскных
мероприятиях, направленных на раскрытие
преступлений. При этом необходимо
отметить, что данная норма не будет
распространяться на лиц, которые
совершают преступления повторно или
пытаются прикрыть свои действия ложным
оказанием помощи органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность. Нам
представляется, что в категорию лиц,
совершивших противоправные деяния без
тяжких последствий, исходя из сути
нормы, заложенной в ч. 4 ст. 18, при деятельном
раскаянии и желании сотрудничать с
оперативными органами должны войти и
лица, совершившие преступления, не
являющиеся членами преступных групп.