Статья 43. реставрация памятника или ансамбля

Открытые во время реставрации фрески северной части иконостаса Успенского собора в Московском Кремле останутся еще некоторое время доступны для обозрения. Затем, как ни жаль, их придется вновь скрыть. Почему это неизбежно и в чем уникальность обнаруженных орнаментов и живописи, «Известиям» рассказал хранитель Успенского собора Алексей Барков.

— Почему обнаруженные фрески произвели такой фурор среди специалистов? С точки зрения обывателей ведь ничего такого — ну, XVII век, чай, не Тутанхамон?

— Сейчас многим трудно осознать важность этого события. Новостей сенсационных полным-полно, и глаз, что называется, «замылен». И в чем глубинный смысл открытия, понятно, пожалуй, только специалистам. А смысл вот в чем.

Многим, кто не сильно разбирается в отечественной культуре, кажется, что у нас в каждом городе есть какие-то древности — соборы, церкви. Но на самом деле это совершенно не так.

Условно много памятников довольно позднего времени, к которым относится и основная роспись Успенского собора, сделанная в 1643 году. Но чем дальше мы идем вглубь веков, тем меньше и меньше мы видим сохранившихся памятников.

У нас единицы сохранившихся памятников культуры домонгольского периода и, как ни странно, не так уж много ансамблей более поздних времен — XIV–XVI веков. Казалось бы, это уже не такая древность — но, увы.

Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Успенский собор на территории Московского Кремля

— Но что-то ведь сохранилось?

— Именно «что-то». Если говорить конкретно о XV–XVI веках, то единственный целиком сохранившийся в первозданном виде ансамбль росписей — это Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Один — подчеркну это — один храм.

Он сохранился совершенно чудесным образом, потому что в какой-то момент монастырь пришел в запустение. Благодаря этому храм никогда не записывался и росписи Дионисия 1502 года сохранились в нем практически в первозданном виде.

Есть проблемы с температурой и влажностью, но фрески остаются в том же виде, что и половину тысячелетия назад.

А вот за пределами Ферапонтова монастыря второй по объему росписей XV–XVI веков — это Успенский собор Москвы. Но входя в собор, вы эту роспись сразу и не увидите. Большая ее часть находится за иконостасом.

Она спрятана, и единственное, что было видно до наших открытий — это северная часть алтарной преграды. Она изначально каменная, и на ней сохранились образы преподобных. Сохранились же они потому, что в какой-то момент эта алтарная преграда была перекрыта деревянным иконостасом.

Вся остальная древность закрыта от обычных посетителей — в алтарных зонах, есть немного в жертвеннике, немного в Петропавловском приделе, а основная часть — в старом приделе Похвалы Богоматери, который находится в южной части.

Там сохранились три больших композиции, к которым мы нашли еще несколько квадратных метров живописи. В начале прошлого года мы их показали публике.

— Но откуда реставраторы, ученые знали, где искать?

— Давно считалось, что в Успенском соборе нечего открывать — центральный памятник, исследованный с головы до ног. Но так сложилось, что иконостас не разбирали с 1882 года, когда готовились к коронации Александра III. И фиксация тех работ была не стопроцентной. Всем исследователям известен рисунок архитектора Д.Н.

Чичагова, запечатлевший алтарную преграду без иконостаса и немного живописи — видимо, как ему показалось, самой древней. Он зарисовал преподобных и нижний ярус орнамента, которые мы сейчас и видим — на северном столбе и на южном столбе.

На юге находится каменная ризница, построенная Аристотелем Фиораванти, и стена, выходящая в основное пространство, тоже была расписана орнаментом. К сожалению, видимо, Чичагов не разобрался и решил, что к древности относится только низ, а верхние части росписи не зафиксировал.

Поэтому мы буквально до прошлого года не знали, что находится на большей части столба. Мы знали, что наверху есть часть композиции Благовещение — архангел Гавриил, но что под ними, было совершенно непонятно.

Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

— Храм записывался заново к каждой коронации?

— Фактически да. По крайней мере, чинился, обновлялся.

— И теперь мы имеем дело с последствиями тех варварских «реставраций»?

— Тут сложный вопрос. Когда мы говорим «варварский», то подразумеваем, что люди знали, каковы будут последствия их действий. А на самом деле это не так. Сами принципы реставрации в современном ее понимании сложились очень поздно. Началом серьезной реставрации можно считать реставрацию Успенского собора в 1910-х годах.

И то, археологическая комиссия только вырабатывала методику. Поэтому южная сторона собора была раскрыта и законсервирована, а северная поновлена — получила золотые фоны, которые мы и сегодня видим. Методика еще нащупывалась. А серьезная государственная реставрация началась с 1918 года, с И.Э.

Грабаря и основанных им Центральных реставрационных мастерских.

— Но как реставраторы решают, что сохранить, а что убрать? Ведь поновления, скажем, XVIII века, это тоже уже три столетия назад… Что оставить — более раннее или более позднее, но эстетически более ценное?

— Болезненный вопрос. Ведь еще в середине ХХ века XVII столетие считалось «позднятиной» и совершенно легко сносилось без всякого зазрения совести. А уж XIX-й даже обсуждению не подлежал — считалось, что нечего там сохранять.

Сейчас, конечно, всё по-другому. Но реставраторы не сами решают, что удалять, что сохранять.

Существуют специальные методические советы, которые обсуждают это и принимают иногда весьма болезненные решения — пожертвовать чем-то более поздним ради сохранения древностей.

Бывают счастливые исключения из этого правила. В Полоцке, где тоже работают московские реставраторы над сохранением Спасо-Преображенской церкви в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Она была возведена в середине XII века, и были два поновления, в XVIII-м и XIX-м.

И так сложились условия, что реставраторы смогли сохранить оба слоя записи. Их удалось отслоить, пусть не с полной, порядка 50-процентной сохранностью, но всё же сохранить. Не всякий памятник это позволяет.

Храм почти полностью раскрыт на XII век, а более поздние росписи переданы в музей.

РИА Новости/Сергей Пятаков

Реставратор за работой по восстановлению фрески Успенского собора Московского Кремля

Когда между слоями живописи есть буферная лаковая прослойка, тогда есть шанс всё сохранить. Когда же такого шанса нет, иногда памятники не раскрываются. У нас есть такой пример: икона «Троица» XIV века под записью Тихона Филатьева 1700 года.

Это был царский иконописец, один из ведущих иконописцев Оружейной палаты. Филатьев, перед тем как записать Троицу, олифу каким-то образом снял — они умели это делать в то время. И вот теперь мы знаем, что там Троица, но раскрыть ее — значит уничтожить живопись Филатьева…

Может быть, лет через сто технологии позволят это.

— То есть сейчас технологии еще примитивны?

— Вовсе нет. За сто лет искусство реставрации прошло колоссальный путь развития методик, успехов и, к сожалению, ошибок. Как говорят, у каждого врача есть свое маленькое кладбище, так и у каждого реставратора есть свое — памятников, которые не удалось спасти. Но если раньше основную цель реставратора видели в том, чтобы сделать «красиво», «как новое», то сегодня — сохранить по максимуму.

Но даже в XVII веке, когда еще и слова-то такого «реставрация» не было, работали Кирилл Уланов и уже упомянутый Тихон Филатьев. Они поновляли древние иконы XIV века. И сегодня мы видим, благодаря новым технологиям, что сделали они это совершенно точно, без какой-либо «отсебятины».

А бывало, что мастер записывал старый слой вверх ногами, на обороте — случаи такие имеются. Но сейчас реставраторы занимаются, прежде всего, спасением и сохранением, с минимальным вмешательством, даже без лишних тонировок.

По сути, это скорее консервация, чем реставрация в обыденном понимании термина.

— Что будет дальше с открытыми росписями? Их закроют вновь, перенесут куда-то?

— Первая мысль, конечно, была «надо снять». У меня, как у хранителя, она вызывала полуобморочное состояние, потому что мы нашли памятник in situ, и он должен здесь же и оставаться.

И понятно, конечно, что росписи, увы, придется закрыть — потому что иконостас не может стоять с «дырками». Другое дело, если бы это была одна композиция — можно было бы подумать о том, что можно как-то выставить несколько икон.

С осени начнется следующий этап реставрации, и нужно будет разобрать фактически половину иконостаса с южной стороны.

Я совершенно не знаю, получится у нас или нет, поскольку иконы вынимаются с великим трудом, — выяснилось, что когда-то иконостас был с обратной стороны сбит гвоздями наискось. Но там прячутся главные оставшиеся сокровища, третью часть ширины собора занимает стенка с неизвестной сохранной живописью.

Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Помимо орнаментов, там должно быть что-то еще. Найденная на северном столбе композиция явления Троицы Аврааму должна иметь какой-то симметричный ответ, она не может просто «висеть в воздухе». Всё в храме взаимосвязано, одна часть перекликается с другой. Это пока главная загадка — и главная наша головная боль — сможем ли мы открыть эту живопись, не навредив иконостасу.

Читайте также:  Глава vii.1. единая информационная система нотариата

Пока эта роспись остается открытой, реставраторы думают о том, как сделать, чтобы она минимально пострадала после закрытия. Заодно думаем, как сделать, чтобы иконы вынимались для мониторинга живописи без тех усилий, которые необходимы для этого сейчас.

Так что стоит посмотреть на росписи сейчас, потому что в следующий раз это станет возможным через неопределенное количество лет. Сверху у нас архангел Гавриил 1643 года, под ним медальон с образом преп. Антония Сийского.

Три нижние композиции с орнаментом и Авраамом показывают высоту первого иконостаса работы Дионисия — сохранились места примыкания тябел к иконостасу. Тябла — это брусья, на которые ставились иконы.

— Что нам это дает для понимания собора?

— Мы видим, что тот иконостас был наполовину ниже. Его высота достигала нынешнего Праздничного ряда. Вся верхняя часть алтарного пространства была открыта для обозрения.

Тут важно понимать, что структура Успенского собора не вполне обычна, целая четверть его отведена алтарной части — как правило, она значительно меньше.

И когда иконостас был значительно ниже, вся роспись верхних компартиментов алтарной зоны — а там большие люнеты, конха центральной апсиды — всё это было видно людям из основного пространства храма.

Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Явление Троицы Аврааму на северном столбе собора

— Как удалось с точностью до года определить дату росписи?

— К счастью, это зафиксировано в документах. Есть подробное описание того, как эта роспись создавалась по велению царя Михаила Федоровича. В 1642 году мастера занимались фиксацией сюжетов — повеление было сохранить «программу», написав по ней заново по свежей штукатурке. А уже на следующий год шла собственно роспись.

— Известны ли имена мастеров?

— Да, их имена сохранились в документах — более 150 иконописцев со всех концов России. «Рекрутировали» повсюду, иногда к большому неудовольствию самих мастеров.

История иконописания в XVII веке полна драматических моментов: отбирали у семьи кормильца, он просился домой, писал челобитные — таких документов сохранилось множество, их понемногу публикуют.

Кто именно что писал, увы, установить уже нельзя; знаем только, кто руководил процессом, и были целые «бригады», занимавшиеся узкоспециализированной работой. Кстати, предыдущую роспись в 1513–1515 годы создало всего несколько мастеров.

Справка «Известий»

Успенский собор Московского Кремля был построен в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. В соборе венчали на царство московских государей, а начиная с XVIII столетия короновали императоров.

Также здесь происходила интронизация митрополитов и патриархов. Здесь захоронен прах девяти патриархов Московских и всея Руси, пяти митрополитов Московских и пяти митрополитов Киевских.

Девять из упокоившихся иерархов канонизированы в лике святителей.

Реконструкция объектов культурного наследия

Памятники России – неотъемлемая часть мирового культурного наследия, которая нуждается в регулярном обслуживании и охране. Постоянное воздействие климатических и других внешних факторов постепенно разрушают конструкции сооружения.

В 2019 году в России насчитывалось около 140 тысяч объектов историко-культурного наследия, в том числе 25 тысяч – федерального значения. Поддержание ценных памятников в достойном состоянии – сложная задача, требующая совместной работы высококвалифицированных специалистов разного профиля.

Для сохранения исторических памятников федеральными и региональными органами власти организуется реконструкция объектов культурного наследия.

Она направлена на снижение скорости разрушения конструкции, усиления элементов, восстановление экспозиционного внешнего вида.

К объектам историко-культурного наследия относят скульптуры, памятники архитектуры, деревянное зодчество и многие другие сооружения.

Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия: принципы и особенности работы

Эксплуатационные характеристики всех сооружений со временем ухудшаются. Неизбежный износ исторических памятников связан не только с временным фактором, но и с негативным влиянием погодных условий, механических воздействий.

Реставрация и реконструкция должна осуществляться с учетом требований методики, для поддержания объектов культурного наследия в достойном состоянии специалисты используют щадящие технологии, не способные нарушить первоначальный художественный образ и нанести ущерб предмету охраны.

Неотъемлемая часть реконструкции – инженерно-геологические изыскания и обследование. Мероприятия необходимы для оценки состояния конструкций, разработки оптимального плана работ по восстановлению, усилению, реставрации.

Уже на данном этапе специалисты должны внимательно подходить к выбору способов обследования.

Состояние несущих конструкций памятника изучают методами неразрушающего контроля: оптическими, акустическими, радиационными, тепловыми, электромагнитными.

Один из распространенных способов для поиска мест выполнения шурфов – использование для обследования участка георадара. С помощью прибора дополнительно можно обнаружить геометрию и толщину кирпичных сводов, качество каменной кладки, границы фундамента, у которых утрачена надземная часть.

При выполнении работ по восстановлению памятников специалисты должны учитывать три группы факторов для сохранения целостности исторической среды – художественно-эстетические, историко-архитектурные и социокультурные.

Примеры работ по сохранению объектов культурного наследия:

  • усиление строительных конструкций;
  • замена металлических элементов на детали из материала, устойчивого к коррозии;
  • воссоздание утраченных деталей;
  • восстановление декоративного и защитного слоя, грунта и краски на произведениях живописи;
  • очистка памятника от загрязнений.

В процессе реконструкции памятников культурного значения специалисты обязаны использовать такие технологии и материалы, которые не нарушат достоверность, исторический облик, мемориальные символы и другие значимые элементы сооружения.

Один из важных принципов выполнения любых работ – нанесение новых слоев материала и воссоздание утраченных элементов возможно лишь после консервации, когда специалисты убедились в устойчивости и надежных прочностных характеристиках конструкции.

Лицензия на реконструкцию объектов культурного наследия

Для выполнения работ по сохранению объектов историко-культурного наследия компания должна получить лицензию Министерства культуры. Задача претендента – доказать высокую квалификацию штатных специалистов и наличие ресурсов для реконструкции зданий. Строгие требования предъявляются к профессионализму компании.

Специалисты в ходе реконструкции часто сталкиваются со сложными нестандартными задачами: восставить мозаику, обработать материал по древней технологии.

Неопытные и низкоквалифицированные сотрудники не смогут качественно выполнить данную работу.

Разрешение Министерства культуры на реконструкцию могут получать компании, эксперты которой способны грамотно подобрать технологию и материалы, справиться с задачей на самом высоком уровне.

Лицензия на реконструкцию объектов культурного наследия открывает перед организацией обширные возможности и прибыльные контракты. Но получить заветный бланк самостоятельно могут лишь единицы. Большинство предпринимателей допускают однотипные ошибки:

  • неправильно заполняют заявление;
  • предоставляют недостоверные или неполные сведения;
  • не обеспечивают выполнение требований закона в части квалификации персонала или по другим вопросам.

Они теряют деньги, время и нервы, но получают отказ в выдаче лицензии на реконструкцию. Результат – упущенные выгодные контракты и прибыль.

Для получения лицензии Министерства культуры на оказание услуг в области сохранения объектов историко-культурного наследия необходимо обратиться в территориальное отделение ответственного ведомства.

Базовое требование к исполнителю работ – наличие в штатном составе трех специалистов-руководителей с 3-летним стажем (за последние 10 лет) в аналогичной области, которые успешно прошли аттестацию в Минкультуры.

После подготовки документов, заполнения заявления и оплаты государственной пошлины лицензионное дело регистрируют в Минкультуры. На проверку сведений специалистами ведомства уходит до 45 дней. Если у сотрудников Минкультуры не возникнет замечаний, соискатель получит право заниматься работами по сохранению исторических памятников. Информация о новой компании будет занесена в единый реестр.

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры за 2 месяца. Специалисты помогут подготовить предприятие к проверке и обеспечат выполнение всех требований нормативных актов. Стоимость услуги определяется объемом работ. Для обсуждения индивидуальных условий сотрудничества свяжитесь с представителем «КАСЛ» по телефону.

Стройка и реконструкция ОКН: законно или нет?

В 2015 году вступили в силу несколько запретов относительно застройки на территории объектов культурного наследия. В частности, запрещено:

  • возводить объекты капитального строительства на территории ОКН или ансамбля;
  • проводить строительные работы, в результате которых уже существующие здания увеличатся в объемах или изменят свое расположение в пространстве;
  • проводить иные строительные, а также земляные, мелиоративные и иные работы, могущие повлиять на состояние или панораму ОКН.

Исключением являются работы, необходимые для сохранения памятника или его элементов, а также исторической или природной среды в пределах территории объекта культурного наследия или ансамбля.

Столь однозначная трактовка запретов вызвала множество обсуждений среди застройщиков и лиц, занятых в сфере сохранения памятников истории и культуры.

Стройка или нет?

Если на территории объекта построено новое капитальное здание или сооружение, либо если существующие объекты увеличены в объемах, суды однозначно трактуют эти действия как нарушение правил охраны памятников истории и культуры.

В результате новые здания признают самовольной постройкой, которая подлежит сносу за счет «нарушителя».

Даже если все остальные строительные нормы и правила соблюдены, постройки и улучшения, повлекшие увеличение здания или изменение пространственных характеристик, должны быть устранены.

Однако есть и исключения из правил. Согласно ст. 5.1. ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия…» строительные и иные работы на территории памятника могут производиться в целях сохранения этого памятника, ансамбля или исторической среды.

При этом памятники — это не только привычные нам старинные здания, но и отдельные квартиры, захоронения и мавзолеи, некрополи, объекты науки и техники, монументального искусства, военные сооружения (например, остатки крепостей, валов, доты и даже морские суда).

Поэтому стоит разделять общий и специальный режимы использования объектов, находящихся на территории памятника:

  • специальный — касается исключительно объекта культурного наследия и его охраны. Никакие действия не должны отрицательно влиять на памятник или его элементы. Кстати, специальный режим действует и в отношении территорий и водных объектов, относящихся к территории, в пределах которых находится объект археологического наследия;
  • общий — касается всех остальных объектов, а также элементов самого памятника, не являющихся предметом охраны.
Читайте также:  Статья 42. Страховые гарантии сотрудникам таможенных органов

При этом следует учитывать важный нюанс: если у памятника архитектуры четко определен предмет охраны, само здание памятника может быть изменено (объемы, структура, планировка) даже обычными подрядчиками без лицензии Министерства культуры, если сам предмет охраны при этом не затрагивается.

Об этом прямо говорят, например, п. 3 ст. 40 и п. 10 ст. 45 закона об охране объектов культурного наследия № 73-ФЗ — площадь помещений или их количество можно изменить в рамках работы по сохранению памятника архитектуры.

Правда, эти манипуляции потребуют отдельной разработки проекта и множества согласований.

Статья по теме: «Больной вопрос»:перепланировка памятников в СПб

Таким образом, при проведении работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования можно вносить конструктивные изменения в помещениях, разумеется, если это не вредит предмету охраны.

Изменение параметров объекта капитального строительства (в том числе памятника архитектуры), является реконструкцией. Сюда входят пристройки и надстройки, увеличение площади и объема, перепланировка и т.д. Если реконструкцию планируют произвести в рамках приспособления памятника к современному использованию, необходимо соблюсти требования сохранения памятника.

Более того, согласно п. 1 ст. 47 ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия в Российской Федерации» прямо предусмотрена возможность воссоздать разрушенный памятник при соблюдении двух условий:

Разумеется, в законе оговорено, что подобное восстановление утраченного памятника посредством реставрации возможно лишь в исключительных случаях. Это не должно стать основанием для попыток создания «новостроя» , стилизованного под старинные здания и обладающего статусом ОКН.

Если бы запрет на любое капитальное строительство, а также на конструктивное изменение распространялся на памятники и объекты садово-паркового искусства без каких-либо исключений, восстановление и воссоздание объектов культурного наследия в ходе реставрации было бы невозможно. Восстановление балюстрад, фронтонов, колонн, лепнин и скульптурных композиций, шпилей и куполов стало бы вне закона, ведь при этом увеличиваются объемно-пространственные характеристики памятника.

Проблемы возникли бы и с приспособлением памятников для современного использования — например, изменить планировку, сменить или убрать внутренние перегородки было бы невозможно даже в том случае, если объектом охраны является лишь фасад здания.

Хотите работать с госконтрактами по реставрации памятников? Поможем оформить лицензию Минкультуры на проектирование и реставрационные работы или купить готовое ООО с действующей лицензией. Выгодно, удобно, быстро. Звоните!

Статья 43. Реставрация памятника или ансамбляКомментарий к статье 43

Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, возникающих при проведении реставрации памятника или ансамбля.

Реставрация памятника или ансамбля является одним из видов работ по сохранению объекта культурного наследия и предполагает проведение комплекса различных мероприятий в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия, включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (см. п. 1 к ст. 40).Реставрация памятника или ансамбля предполагает осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика объекта культурного наследия путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик объекта культурного наследия, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.

Под реставрационным ремонтом понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания безопасного эксплуатационного состояния объекта культурного наследия в целом, без изменения его индивидуальных особенностей, закрепленных предметом охраны (п. 3.22 ГОСТ Р 55567-2013). В силу ст. 3 и подп. 6 п. 2 ст. 18 комментируемого Закона к предмету охраны объекта культурного наследия относятся его особенности, являющиеся основаниями для включения его в ЕГРОКН (указывающие на историко-культурную, архитектурную и иную ценность объекта) и подлежащие обязательному сохранению. В правоприменительной практике также указывается, что существо ремонтно-реставрационных работ, исходя из положений комментируемого Закона, заключается в обеспечении сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (обеспечение физической сохранности), поддержании его в эксплуатационном состоянии без изменения его существующего облика (особенностей, составляющих предмет охраны) (см. решение Арбитражного суда Приморского края от 23 декабря 2015 г. по делу N А51-18791/2015).

Особенность реставрации объекта культурного наследия заключается в том, что важно точно определить строительные и отделочные материалы и тщательно подойти к технологиям производства работ.

Поэтому необходимо до начала реставрационных работ выявить особенности объекта (облик, архитектурные особенности, определить степень износа объекта культурного наследия, пригодность его для дальнейшей эксплуатации).

При проведении реставрационных работ на памятниках деревянного зодчества следует применять Методические рекомендации по проведению проектных и производственных работ на памятниках деревянного зодчества, рекомендованные письмом Минкультуры России от 5 июня 2014 г. N 115-01-39/12-ГП.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Процедура осуществления ремонтно-реставрационных работ включает в себя следующие этапы:

— согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ;- разработку научно-проектной документации и проведение государственной историко-культурной экспертизы;- получение разрешения на проведение указанных работ, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;- осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ.

Организация или проведение земляных, строительных или иных работ, в том числе и реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет административную ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ.

Пример: судами было установлено, что ГКУ г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы «УКРиС» (далее ГКУ «УКРиС») на основании государственного контракта в период с 1 мая 2015 г. по 28 мая 2015 г. организовало работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения — «Школа, в которой училась Космодемьянская Зоя Анатольевна в 1933 — 1941 гг.», расположенного в г. Москве, связанные с реставрацией с приспособлением для современного использования объекта, без получения разрешения Мосгорнаследия на проведение указанных работ. Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГКУ «УКРиС» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.При рассмотрении дела судами было указано, что в силу особой значимости объектов культурного наследия законодателем установлен особый порядок их ремонта и реставрации, который урегулирован не нормами ГрК РФ, а специальными нормативными актами, основным из которых является комментируемый Закон. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должно иметься на всем протяжении их осуществления. При этом его обязательное наличие при проведении ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия не поставлено в зависимость от наличия одновременно разрешения на строительство.Отсутствие при этом предписания о приостановлении выполнения данных работ не имеет правового значения для квалификации действий по указанной норме, поскольку не влияет на доказанность совершения ГКУ «УКРиС» административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ (см. Постановление Московского городского суда от 10 октября 2016 г. N 4а-3277/16).Следует также учитывать, что выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия с привлечением работников без аттестации является несоблюдением лицензионных условий, что влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Запросдепутата Ковалева Алексея АнатольевичаГубернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.от 5 июня 2014 года № 404804-3

Уважаемый Георгий Сергеевич!

В апреле 2014 года я обратился к вице-губернатору Санкт-Петербурга В.А. Лавленцеву в связи с несогласием с позицией Жилищного комитета Санкт-Петербурга по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия.

Полученный ответ от 27.05.2014 № 1121-20988 полагаю незаконным и необоснованным, основанным на незнании или неправильном применении законодательства об охране объектов культурного наследия, что служит основанием для направления настоящего запроса.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. Никаких других ограничительных признаков данная норма не содержит.

Согласно статье 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по ремонту кровель или иных конструкций многоквартирных домов – объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе, как в рамках реставрации (статья 43), так и в рамках иных видов работ по сохранению, в том числе ремонта (ст. 42), консервации (ст. 41) и приспособления для современного использования (ст. 44), которое допускает проведение работ по ремонту инженерной инфраструктуры.

Статьей 43 названного Федерального закона реставрация памятника или ансамбля определена как научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Читайте также:  Глава 3. Антидемпинговые меры

Очевидно, что законодатель подразумевал, что капитальный ремонт многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, производится путем проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Иная трактовка взаимосвязанных положений указанных актов федерального законодательства приведет к массовому нарушению прав жителей Санкт-Петербурга, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что за период, истекший с момента вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 год), в рамках капитального ремонта многоквартирных домов проведены работы по ремонту кровель, несущих конструкций, инженерного оборудования тысяч объектов культурного наследия.

В обращении к вице-губернатору Санкт-Петербурга В.А. Лавленцеву было предложено уточнить в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, какие из многоквартирных домов, в которых ремонтировались кровли в 2010–2013 годах, являются объектами культурного наследия.

Большое количество памятников включено также в программу капитального ремонта на 2014 год.

Ответа на данное предложение не последовало, информации об истребовании таких сведений ответ не содержит.

Однако как в ответе от 27.05.2014 № 1121-20988, так и в обжалованном ответе Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 31.03.2014 № 956/14-5 противопоставляются пункт 14.

2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статья 43 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и делается ошибочный вывод о том, что работы по реставрационному ремонту фасадов и крыш многоквартирных домов не могут относиться к работам по капитальному ремонту.

По мнению авторов ответов правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, не распространяются на реставрационный ремонт фасадов и крыш многоквартирных домов, а включение работ по реставрации в региональную программу капитального ремонта и внесение соответствующих изменений в Закон Санкт-Петербурга от 04.12.2012 № 690- 120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» будет противоречить действующему законодательству.

  • При этом ассигнований на проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, в 2014 году в бюджете Санкт-Петербурга не предусмотрено.
  • Авторами ответов неправомерно противопоставляется реставрация другим работам по сохранению объекта культурного наследия, в связи с тем, что реставрация выполняется якобы в особом порядке.
  • В то же время ремонт кровли относится не к реставрации, а к «ремонту» (статья 42).

Возникает вопрос, каким образом исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга планируют разграничивать виды работ по реставрации от ремонта (или консервации). Возникает произвол, не основанный на праве.

Наряду с этим, в ответе от 27.05.

2014 № 1121-20988 оставлен без внимания вопрос о необходимости обеспечения требований статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (применительно к собственникам помещений в многоквартирных домах – объектах культурного наследия), в соответствии с которой, если на момент приватизации первой квартиры в доме требовалось проведение капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Таким образом, позиция Жилищного комитета Санкт-Петербурга, а равно – исполнителей ответа вице-губернатора Санкт-Петербурга, сводится к тому, что никаких работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, проводиться не должно, поскольку понятие «капитальный ремонт» не охватывает работы по сохранению объектов культурного наследия. Полагаю, что эта позиция ведет к массовому нарушению прав жителей Санкт-Петербурга, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, а также наносит ущерб объектам культурного наследия и указывает на неисполнение Санкт-Петербургом полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданных городу в соответствии со статьей 91 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

  1. В результате собственники помещений в многоквартирных домах – объектах культурного наследия, добросовестно, то есть в полном объеме и своевременно уплачивающие взносы на капитальный ремонт, а равно те из них, в отношении которых существует обязанность города, проистекающая из статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», незаконно и необоснованно исключаются из программы капремонта.
  2. С учетом изложенного, прошу Вас сообщить:
  3. 1) Какое количество многоквартирных домов прошло процедуру капитального ремонта (в частности, кровель) в 2010-2013 годах и в истекшем периоде 2014 года; какая часть из них является объектами культурного наследия;
  4. 2) Какие положения действующего законодательства (с учетом изложенного выше) препятствуют проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов;
  5. 3) Каким образом Правительство Санкт-Петербурга планирует отделять работы по реставрации от иных работ по сохранению объектов культурного наследия;
  6. 4) На каком основании реставрация противопоставляется другим работам по сохранению, и в каком порядке должны проводиться другие работы по сохранению; являются ли они работами по капитальному ремонту;
  7. 5) Являются ли работами по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования работы по ремонту инженерных коммуникаций в многоквартирном доме и в каком порядке они должны проводиться;
  8. 6) Каким образом Правительство Санкт-Петербурга планирует исполнять требования статьи 168 Жилищного кодекса РФ и статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» применительно к собственникам помещений в многоквартирных домах – объектах культурного наследия;
  9. 7) В чем заключается юридический смысл включения многоквартирного дома – памятника истории и культуры в программу капитального ремонта, если ни один из видов капитального ремонта на этом объекте, по мнению авторов ответов, провести невозможно, а работы по сохранению объектов культурного наследия не охватываются понятием «капитальный ремонт».

ОтветВременно исполняющего обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевичадепутату ЗС А.А. Ковалевуот 27 июня 2014 года № 404804-3

Уважаемый Алексей Анатольевич!

Рассмотрев Ваш запрос от 05.06.2014 № 404804-3, сообщаю следующее.

Реставрация памятников истории и культуры: требования законодательства

На первый взгляд, кажется, что реставрация — это просто, достаточно лишь заново нанести такую же краску на картину или какой-либо материал на место скола памятника, заделать дыру в здании и все — реставрация закончена. Но все намного сложнее. Для того, чтобы понять почему, необходимо разобраться с понятийным аппаратом.

Законодатель разделил деятельность по сохранению объектов культурного наследия на три группы: ремонт, консервацию и реставрацию.

Под консервацией понимается деятельность по сохранению текущего состояния памятника (внутреннего и внешнего), то есть защита его от быстрого разрушения. Главное правило: нельзя вносить изменения в сам памятник.

Консервационные работы — это работы по защите объектов культурного наследия от влаги, солнца, других погодных явлений, воздействий человека и животных.

Под ремонтом понимается деятельность, осуществляемая для поддержания памятника в надлежащем состоянии без изменения его качеств и свойств, за счет которых он и отнесен к охраняемым объектам.

В качестве примера можно привести устранение скрипа лестницы, замена кровли и штукатурки, если они не представляют художественной ценности. Под слоем штукатурки может скрываться роспись стен, которая может быть удалена строительной бригадой, и такое удаление будет невосполнимой потерей.

Именно поэтому ремонт памятников истории и культуры должны производить организации, имеющие лицензию.

Определение реставрации, данное в законе — довольно общее, однако именно в нее включены такие понятия как воссоздание и приспособление для современного использования памятника истории и культуры.

Прежде, чем получать лицензию, надо понять, а нужна ли она Вам вообще? Или тот вид деятельности, который Вы планируете осуществлять легализуется (то есть становится законным) как-то по-другому.

Для этого, необходимо сравнить список работ, которые планируются к осуществлению с перечнем работ, содержащемся в приложении к Постановлению Правительства от 09.04.2012 № 349.

То есть, если Вы планируете заниматься деятельностью, связанной с памятниками истории и культуры, но она не входит в этот перечень, лицензировать ее не надо.

В данном перечне, работы разбиты не по принципу: отдельно ремонт, отдельно консервация, отдельно реставрация, а по принципу материала, из которого произведён объект: то есть в выданной лицензии, в графе «виды выполняемых работ» в приложении может быть указано, например, «Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора» или «Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей» и так далее.

Несмотря на то, что до начала проведения любых работ по сохранению памятников истории и культуры проводится экспертиза, а сами работы проводятся на основании заданий и разрешений, выдаваемых государственным (муниципальным) органом охраны культурного наследия, тем не менее, для качественного выполнения столь ответственной работы от работника требуются специфические знания и опыт работы. Это и есть основное лицензионное требования, предъявляемое к соискателям лицензии. В случае юридического лица оно предъявляется к работникам организации, если речь идет про индивидуального предпринимателя-опыт работы и образование должны быть у него самого.

То, какими именно документами надо подтверждать образование и опыт работы работников (и вообще их наличие) — это не вопросы лицензирования, это вопросы из области трудового права и законодательства в сфере образования.

Однако знания в этих областях права теории не всегда помогает на практике. У этого есть вполне понятная причина: бюрократия, борьбу с которой пока не выиграла ни одна из стран мира.

Но выход есть всегда: в данном случае стоит обратиться к людям с опытом получения лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия- то есть в Объединенные Юристы!

http://www.ulc.ru/juridicheskie-uslugi/licenzirovanie/licenzija-na-restavraciju/

  • Измайлова Дарья,
  • юрист, специалист по лицензированию
  • группы Объединённые Юристы.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]