Статья 15. недопустимость продажи органов и (или) тканей человека

Дефицит донорских органов порождает проблему справедливости в их распределении, «черный рынок», где преимущества получают богатые. Многи ученые связывают тенденцию к коммерциализации трупных органов с некоторыми объективными факторами. Во-первых, это дефицит органов для трансплантации, вынуждающий больных к поиску источника (донора).

Во-вторых, обнищание значительной части населения, готовой удовлетворить спрос. В-третьих, коммерциализация части лечебных учреждений. Мораль-ное зло торговли органами в том, что тело превращается в товар-вещь. Превращение тела в вещь и товар деперсонализирует человека, наносит ему моральный ущерб.

Разрешение торговли органами усилило бы социальную несправедливость – богатый будет в буквальном смысле выживать за счет бедного. Однако, коммерциализация человеческого тела уже началась, т.к. можно продать и купить кровь, сперму, яйцеклетку.

В числе различных профилактических мер некоторые зарубежные авторы предлагают заменить механизм купли-продажи механизмом материальной компенсации за донорство органов.

Ассамблея здравоохранения в резолюциях WHA40.13 и WHA42.5 впервые выразила озабоченность в отношении коммерческой торговли органами и необходимости создания глобальных стандартов в сфере трансплантации.

Затем на основании консультативного процесса, проведенного Секретариатом, Ассамблея здравоохранения в своей в резолюции WHA44.25 утвердила Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих органов.

За последние 17 лет Руководящие принципы оказали влияние на профессиональные правила и практику, а также на законодательство по всему миру.

В свете сдвигов, произошедших в практике и взглядах в отношении трансплантации органов и тканей, Пятьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в резолюции WHA57.

18 предложила Генеральному директору, среди прочего, «продолжить изучение и сбор данных во всем мире о практике безопасности, качестве, эффективности и эпидемиологии аллогенной трансплантации, а также по вопросам этики, включая предоставление трансплантата живым донором, с тем, чтобы внести коррективы в Руководящие принципы по трансплантации органов человека».

Пересмотренные официальные Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов содержатся в документе ЕВ123/5, на который Исполнительный комитет сослался на его Сто двадцать третьей сессии 26 мая 2008 г., поручив внести в него изменения.

В новой редакции Руководящих принципов ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов в аспекте коммерциализации соответствующей деятельности заслуживают внимания Руководящие принципы (Рп) 5, 7, 8, 9.

Предоставление клеток, тканей и органов живым донором осуществляется только на безвозмездной основе, без какой-то денежной выплаты или другого вознаграждения в денежном выражении. Необходимо запретить покупку или предложение о покупке клеток, тканей или органов для трансплантации, либо их продажу живым донором или ближайшим родственником умершего.

  • Запрет за продажу или покупку клеток, тканей или органов не исключает возмещения разумных и поддающихся контролю расходов, понесенных донором, включая потерю дохода, или оплату издержек, связанных с уходом, обработкой, сохранением и передачей человеческих клеток, тканей или органов для трансплантации (Рп 5).
  • Врачам и другим профессиональным работникам здравоохранения не следует участвовать в процедурах пересадки органов, а медицинские страховщики и другие возможные плательщики не должны покрывать расходы, связанные с проведением этих процедур, в случае если клетки, ткани и органы для пересадки были получены в результате недобросовестного использования или принуждения, или оплаты услуг живого донора либо ближайшего родственника умершего донора (Рп 7).
  • Всем медицинским учреждениям и специалистам, связанным с процедурами поставки и трансплантации клеток, тканей или органов, следует запретить получать какую-либо оплату, превышающую обоснованный размер вознаграждения за оказанные услуги (Рп 8).

При распределении органов, клеток и тканей следует руководствоваться клиническими критериями и этическими нормами, а не соображениями финансового или какого-либо другого характера. Правила распределения, которые устанавливаются надлежащим образом сформированными комитетами, должны быть справедливыми, оправданными с точки зрения внешних условий и транспарентными (Рп 9).

  1. Особого внимания заслуживает Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами: принята участниками Стамбульского Саммита, проведенного в Стамбуле с 30 апреля по 2 мая 2008 года Трансплантационном Обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN).
  2. В Стамбульской декларации содержатся следующие определения:
  3. Торговля органами — это наем, вербовка, транспортировка и перемещение живых и умерших людей, или их органов, их укрывательство и подделка документов, с применением угроз, силы, служебного положения или других форм принуждения, похищения, мошенничества и обмана; с передачей или получением третьей стороной оплаты или других выгод, для приобретения контроля над потенциальным донором, — для использования в целях получения органов для трансплантации (6).
  4. Трансплантационный коммерциализм – это такая практика и образ действий, при которых орган рассматривается как товар и продукт потребления, который может быть продан, куплен или использован для получения материальной выгоды.
  5. Поездка для выполнения трансплантации – это передвижение органов, доноров и реципиентов, или трансплантологов для выполнения операции пересадки, несмотря на юридические ограничения.
  6. Поездка для выполнения трансплантации становится трансплантационным туризмом, если при этом обнаруживается трансплантационный коммерциализм, торговля органами или если компоненты и участники (органы, врачи, трансплантационные центры) участвующие в обеспечении операций пациенту из-за рубежа, подрывают тем самым способность страны к обеспечению трансплантационной помощью собственного населения.
  7. В Стамбульской декларации сформулированы важные принципы, среди которых следует выделить следующие:
  8. Органы для трансплантации должны справедливо и беспристрастно распределяться внутри стран и регионов вне зависимости от пола, этнической и религиозной принадлежности, финансового и социального статуса.
  9. Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на применение правил распределения органов.
  10. Первичной целью трансплантации должна быть оптимальная первичная и долгосрочная медицинская помощь для обеспечения здоровья и донора, и реципиента.
  11. Финансовые факторы или любая другая материальная выгода не должны влиять на принятие решения относительно здоровья и самочувствия донора и реципиента
  12. Страны, регионы и сопредельные области должны пытаться достигнуть самообеспечения в органном донорстве, обеспечивая достаточное количество органов для своих жителей, используя также региональную кооперацию.
  13. а) Сотрудничество в области органного донорства между странами не противоречит национальным программам по самообеспечению достаточного уровня донорства для своих жителей, и предполагает, в тоже время, защиту уязвимых слоев населения и равенство интересов между донорами и реципиентами, и не нарушает этих принципов;
  14. б) Лечение пациентов из-за рубежа, граждан других государств, приемлемо только в том случае, если это не приводит к ухудшению способности страны оказывать трансплантологическую помощь своему собственному населению.
Читайте также:  Статья 45. Государственный контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи

Торговля органами и трансплантационный туризм попирают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и должны быть запрещены. Трансплантационный коммерциализм избирает своей мишенью обездоленных и уязвимых доноров, что неизбежно ведет к неравенству и несправедливости, и поэтому должен быть запрещен.

Резолюция Всемирной Ассамблеи Здравоохранения 44.25 призывает страны препятствовать покупке и продаже донорских органов для трансплантации.

  • а) Запрещение этих форм деятельности должно означать запрещение всех форм рекламы (включая электронные и печатные средства массовой информации), всех форм ходатайства и посредничества, имеющих целью трансплантационный коммерциализм, трансплантационный туризм и куплю-продажу органов.
  • б) Такое запрещение должно включать также наказание за такие мероприятия, как обследование доноров и выполнение трансплантаций, равно как и поощрение этих действий, если целью и результатом их является получение выгод от трансплантационного туризма и торговли органами.
  • в) Деятельность, которая склоняет уязвимых людей или целые их группы (неграмотные, обездоленные, бездомные, нелегальные иммигранты, заключенные, политические или экономические беженцы) к тому, чтобы быть живыми донорами органов, несовместима с противостоянием торговле органами, трансплантационному туризму и коммерциализму.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона РФ № 4180-I учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.

Можно ли продать свои органы для трансплантации?

Можно ли продать свои органы заранее, но деньги за них получить сейчас?

Я не против, если после смерти мои органы используют для пересадки. Но поскольку потом деньги мне уже не понадобятся, хотел бы воспользоваться ими, пока жив.

Разочарую вас: вы не сможете получить деньги за свои органы, когда бы ни состоялась пересадка — при жизни или после смерти.

Для тех, кто хочет сделать из донорства бизнес, предусмотрена уголовная ответственность.

Чтобы трансплантировать органы от живого донора, дополнительно нужно получить его согласие, а также заключение консилиума врачей-специалистов, что это не причинит значительного вреда здоровью донора.

Как правило, для трансплантации требуется также согласие того, кому органы пересаживают.

Но если промедление в проведении операции угрожает жизни, а получить согласие невозможно, врачи могут провести пересадку органов без разрешения.

То есть если вы не напишете специальное заявление о запрете, то после смерти ваши органы в любом случае смогут использовать для донорства.

Познакомьтесь с 12 бесплатными курсами про деньги и жизнь на iOS и Android Скачать

Органы и ткани человека нельзя продавать или покупать. За это предусмотрена уголовная ответственность.

Но есть исключения. Вот на какие органы не распространяется запрет купли-продажи:

  1. Кровь и ее компоненты.
  2. Органы, части органов и ткани, которые относятся к процессу воспроизводства человека и включают в себя репродуктивные ткани: яйцеклетки, сперму, яичники, яички или эмбрионы.

Например, в Ростовской области два человека решили продать общего знакомого в подпольную клинику на территории соседнего государства, чтобы изъять у него органы и ткани. Преступники хитростью уговорили потерпевшего пройти медобследование и встретились с покупателем, чтобы получить деньги.

Когда они обменивались деньгами и жертвой, их задержали сотрудники полиции. На суде преступники признали свою вину. Каждый из них должен был отсидеть 3 года и 6 месяцев в колонии общего режима, а затем еще год действовало ограничение свободы.

Преступления в области трансплантологии — это международная проблема. Государства — члены Совета Европы, другие государства и Европейское сообщество 24 января 2002 года подписали в Страсбурге дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека.

Кроме того, согласно Стамбульской декларации торговля органами и трансплантационный туризм нарушают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и должны быть запрещены. Согласно этому документу необходимо запретить все формы рекламы, ходатайства и посредничества, цель которых — трансплантационный коммерциализм или туризм и купля-продажа органов.

В декларации предлагается ввести наказание за обследование доноров и выполнение трансплантаций, как и за поощрение этих действий, если их цель и результат — выгода от трансплантационного туризма и торговли органами.

Но декларация — это не законодательный акт. Она всего лишь рекомендует принципы, которых следует придерживаться при разработке норм в области трансплантологии. Это ориентир для законодателей и медиков разных стран.

Даже переезд в другую страну не поможет вам продать свои органы хоть при жизни, хоть после смерти. Но вы можете заработать на донорстве, если будете сдавать кровь или, например, станете донором спермы.

Возможно, стать донором крови — оптимальный вариант заработка в вашей ситуации. Вы сможете законно получить деньги и спасти чью-то жизнь.

Можно выбрать любой подходящий вариант донорства и, если позволяет здоровье, заработать на этом деньги

Донорская сперма — тоже недешевый товар

Читать

Коллектив Авторов

Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вашему вниманию авторы предлагают сборник нормативных правовых актов «Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации».

Оно адресовано в первую очередь тем, кто изучает курс «Судебная медицина и судебная психиатрия» в юридических и медицинских вузах, на профильных факультетах, сотрудникам правоохранительных органов и органов здравоохранения, реализующим процессуальные функции по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также затрагивающим права и законные интересы граждан. Данное издание представляет интерес и для самого широкого круга читателей.

В сборнике помещены федеральное законодательство и постановления Правительства Российской Федерации, определяющие сферу деятельности правоохранительных органов, органов здравоохранения и иных органов по защите жизни и здоровья человека, регулирующие вопросы подготовки, назначения и проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, освидетельствования и проч.

Наряду с этим читатель имеет возможность ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, в том числе совместными, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и др. в указанной сфере правоотношений. Практика применения нормативных правовых актов по ряду вопросов судебной медицины и судебной психиатрии представлена в виде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Значительное число таких руководящих документов включены в сборник в полном объеме, а из других сделаны извлечения в части, касающейся вопросов судебной медицины и судебной психиатрии.

Сборник «Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации» состоит из двух частей.

Первая часть сборника включает в себя основные положения Конституции Российской Федерации, иных федеральных законов Российской Федерации, имеющие определенное значение для разрешения вопросов судебной медицины и судебной психиатрии.

Вторая часть сборника содержит постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты, в т. ч.

совместные, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и ряда других федеральных органов исполнительной власти, т. е. имеющий юридическую силу нормативный материал, регулирующий конкретные вопросы по судебной медицине и судебной психиатрии и затрагивающий права и законные интересы граждан. Также во второй части содержатся постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

  • Особенность настоящего издания состоит в том, что в нем впервые в Российской Федерации с максимальной полнотой систематизированы нормативные правовые акты Российской Федерации по судебной медицине и судебной психиатрии, и каждый сможет найти в нем необходимую правовую информацию по интересующему его вопросу.
  • Для удобства пользования и компактного расположения материала нормативные правовые акты расположены по уровню юридической силы, и конкретный нормативный правовой акт приводится только один раз – применительно и к судебной медицине, и к судебной психиатрии.
  • Тщательно собранные и систематизированные нормативные правовые акты Российской Федерации дадут Вам, уважаемый читатель, обширную информацию по судебной медицине и судебной психиатрии.
Читайте также:  Федеральный закон от 08.04.2002 N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год"

Сборник не случайно адресован практическим работникам и студентам, ученым и аспирантам. Любой из них найдет издание полезным и нужным для себя.

Коллектив авторов

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел 1. Конституция Российской Федерации. Федеральное законодательство

Конституция Российской Федерации

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел IV

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕГО ПЕРСОНАЛА

Статья 14. Ответственность за разглашение сведений о доноре и реци­пиенте

Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запре­щается разглашать сведения о доноре и реципиенте. Разглашение та­ких сведений влечет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

  • Статья 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека
  • Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и(или) тканей у трупа, запре­щается осуществлять их продажу.
  • Действие настоящего закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.
  • Статья 16. Ответственность учреждения здравоохранения
  • Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и(или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим за­коном, учреждение здравоохранения несет материальную ответствен­ность перед указанными лицами в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин. № 4180-1 от 22 декабря 1992 г.

  1. Очень кратко положения приведенного закона отражены в статье 47 раздела 1 «Основ законодательства РФ об охране здо­ровья граждан». Данная статья называется «Изъятие органов и(или) тканей человека для трансплантации» и гласит:
  2. «Допускается изъятие органов и(или) тканей человека для трансплантации в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации.
  3. Органы и(или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок.
  4. Не допускается принуждение к изъятию органов и(или) тка­ней человека для трансплантации.
  5. 210

Лица, участвующие в указанных коммерческих сделках, куп­ле и продаже органов и(или) тканей человека, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации» (выделено мной. — И.Ш.).

В статье 9 приведенного выше закона об организации транс­плантации говорится: «Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации». В первом издании данной книги приводилось приложение к приказу МЗ РФ № 189 от 10 августа 1993 г. по констатации смерти мозга человека. Ниже приводится новое положение.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Российская академия медицинских наук

Приказ № 100/30 от 02.04.2001 г.

  • об утверждении Инструкции по констатации смерти человека
  • на основании диагноза смерти мозга.
  • В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 4180-1 от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и(или) тка­ней человека»
  • ПРИКАЗЫВАЕМ:

Утвердить Инструкцию по констатации смерти человека на осно­вании диагноза смерти мозга. Министр Ю.Л. Шевченко, президент РАМН В.И. Покровский.

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОНСТАТАЦИИ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВАНИИ ДИАГНОЗА СМЕРТИ МОЗГА

Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве

Третьякова, Е. С. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве / Е. С. Третьякова, Я. Д. Атаманюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5442/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье авторы выявляют основные проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве и ищут возможные пути решения некоторых из них.

Ключевые слова: органы, трансплантация органов, ткани, Российская Федерация

Одним из важнейших прав человека является неотъемлемое и не отчуждаемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Тем не менее оно часто подвергается нарушениям, которые приводят к необратимым последствиям как для человека, так и для общества в целом.

Одним из таких нарушений можно считать вмешательство в личные границы человеческой жизни, часто происходящее в рамках биомедицины, одним из наиболее популярных направлений которой является трансплантация органов и тканей человека.

В современном мире трансплантация органов и тканей человека является популярным методом лечения целого ряда заболеваний жизненно-важных органов.

Количество операций, проводимых по пересадке органов, постоянно растет.

Несмотря на то, что с точки зрения медицины, трансплантация очень успешна, с юридической точки зрения возникает большое количество проблем относительно ее регулирования и реализации на практике.

Одной из наиболее острых проблем в сфере трансплантологии является проблема незаконного изъятия органов и тканей человека, которые впоследствии становятся предметом торговли. ООН известны случаи, когда после продажи органы использовались не в медицинских, а религиозных и других целях [8].

Несмотря на то, что коммерциализация органов строго запрещена международными договорами, например, п. 8 Декларации о трансплантации человеческих органов от 1987 года: «Купля-продажа человеческих органов строго осуждается» [1], а также ст.

21 Конвенции о правах человека и биомедицине от 1996 года: «Тело человека и его части не должны являться источником получения финансовой выгоды» [3], в большинстве государств нормы уголовного закона недостаточно четко регулируют данную сферу, из-за чего процент незаконной торговли органами очень высок [7].

Незаконный оборот органами человека напрямую противоречит основным правам человека и гражданина любого государства и требует качественного урегулирования. В Российской Федерации проблема незаконной продажи органов существует и особо не регулируется законодательством, поскольку статья 15 Закона РФ от 22 декабря 1992 г.

Читайте также:  Глава XIII.1. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями) устанавливает лишь факт недопустимости продажи органов, однако, не устанавливает ответственность за нее.

Уголовный кодекс РФ, в свою очередь, устанавливает ответственность лишь за принуждение к изъятию, но не за продажу, поэтому для решения данной проблемы представляется возможным также добавить в главу 16 УК РФ статью, которая бы устанавливала уголовную ответственность.

Вторая проблема связана с тем, что существуют два способа изъятия органов: у живого и у умершего доноров. В международном праве случаи изъятия органов у живого донора регулируются принятыми в 1991 году Руководящими принципами ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, а именно принципами 3 и 4 [2].

Чаще возникает проблема с умершим донором, поскольку правовое регулирование в данном случае производится на основе установления критерия смерти человека, который является спорным, так как человеческие органы перестают функционировать по-разному, и возникает необходимость определить, прекращение функционирования какого из них является сигналом к изъятию органов [7]. Долгое время данным органом являлось сердце, но врачи научились поддерживать жизнь в теле человека искусственным путем после его остановки, поэтому новым критерием стала выступать смерть головного мозга [7]. С помощью Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями) данная проблема была урегулирована, поскольку статья 9 «Определение момента смерти» закрепила смерть мозга как необратимую гибель человека. Однако, в рамках российского законодательства остается не до конца урегулированным вопрос с «живым» донором, поскольку одной статьи 3 «Ограничение круга живых доноров» Закона РФ № 4180-I, которая закрепляет, что живым донором не признается лицо, не достигшее 18 лет или признанное недееспособным, недостаточно. Поэтому для решения данной проблемы Министерство здравоохранения РФ предложило актуализировать и инициировать процесс вступления в силу проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», в котором существует отдельная глава, четко регулирующая прижизненное донорство [10].

Огромная проблема, требующая регулирования, состоит в существовании двух разных подходов к правомерному изъятию органов человека: презумпция согласия и несогласия (испрошенное согласие).

В Российской Федерации действует презумпция согласия, которая предполагает изъятие органов умершего донора без согласия родственников, за исключением случаев, в которых лицо само возражало против процедуры в соответствии со ст. 8 ФЗ «О трансплантации органов и тканей человека» от 22.12.1992 [4]. Этот же принцип используется во Франции, Австрии.

Данный подход часто не позволяет родственникам успеть заявить об отказе на изъятие органов умершего, так как во многих случаях, например, в случае автомобильной аварии, врачам необходимо действовать быстро, поскольку есть риск не успеть изъять жизнеспособные органы [6].

Более логичная практика существует в США и Англии, где нет презумпции согласия, а существует «донор-карта», в которой указано, является ли человек донором. Ее условия регулируются законом США «О едином акте анатомического дара» [5].

Актуальной также остается проблема, связанная с правом человека продавать свои органы при жизни для трансплантации. В данном случае мнения ученых расходятся, поскольку некоторые сравнивают это с донорством крови и называют реализацией свободы личности.

Тем не менее большинство ученых придерживаются противоположной точки зрения и считают, что это может привести к запрещенной в большинстве государств торговле органами, а также побудит малообеспеченную часть населения на продажу своих органов [7].

Данная проблема требует решения посредством введения норм закона, регулирующих запрет или согласие на продажу органов для нужд трансплантации.

В РФ также существует проблема дефицита органов, которая могла бы быть решена посредством введения перекрестной трансплантации, которая на данный момент никак не регулируется. Подобная практика существует в США, Франции, Нидерландах.

При соблюдении необходимых условий реципиент из пары 1 получает орган от реципиента из пары 2, и наоборот. Распределением занимаются специальные организации (во Франции — Агентство по биомедицине) [8].

Практика Франции показывает достаточно неплохие результаты в данной сфере, поэтому, возможно, Российской Федерации, чтобы искоренить данную проблему, стоит рассмотреть сложившуюся французскую практику и имплементировать ее.

Исходя из проблем, существующих в сфере трансплантации, можно сделать вывод, что законодательство многих стран требует четкого урегулирования данной сферы. Например, РФ, так как существующий закон «О трансплантации органов и тканей человека» регулирует не все вопросы, а также имеет противоречия с другими законами РФ, например, с ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.

01.1996.

Гораздо более конкретизированным и более четко регулирующим область трансплантации органов и тканей человека, а также содержащим в себе нормы, регулирующие те положения, которые на данный момент не урегулированы ни одним законом может стать принятый федеральный закон «О донорстве органов человека и их трансплантации», вступление которого в силу должно произойти в 2021 году. При изменении законодательства в данной сфере можно опираться на Федеральный закон Германии о трансплантации от 1997г., который очень четко и подробно регулирует данную сферу. К тому же существует необходимость в создании единого международного договора, который бы регулировал трансплантацию на международном уровне и был бы ратифицирован в большинстве стран.

Литература:

  1. Декларация о трансплантации человеческих органов. 1987.
  2. Руководящие принципы ВОЗ. 1991.
  3. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением
  4. достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека в биомедицине. 1997.
  5. ФЗ от 22.12.1992 «О трансплантации органов и тканей человека»
  6. Жарова М. Этические проблемы трансплантации органов и тканей. 2018.
  7. Епанчина М. П. Проблема согласия в правовом регулировании изъятия человеческих органов и тканей для трансплантации. // Вестник российского университета дружбы народов. № 1. 2012.
  8. Ильяшенко А. В. Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в европейских странах. // Труды управления Академии МВД. 2014.
  9. Орлов К. А. Некоторые проблемы правового регулирования донорства органов и тканей человека. // Пробелы в российском законодательстве. 2017.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]