Статья 22. финансирование целевых программ

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

  • Целевая программа состоит из следующих разделов:
  • характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  • перечень программных мероприятий;
  • обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
  • Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.
  • К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

  1. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
  2. Требования, предъявляемые к целям программы:
  3. специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  4. достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  5. измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  6. привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
  7. Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.

Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

  • Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
  • В настоящее время разрабатываются и реализуются различные по своему характеру целевые программы, которые классифицируются по следующим признакам:
  • по уровню проблем:
  • международные,
  • государственные,
  • межотраслевые,
  • отраслевые,
  • региональные,
  • локальные;
  • по характеру проблем:
  • комплексные,
  • научно-исследовательские,
  • научно-технические,
  • социально-экономические,
  • организационно-экономические,
  • производственно-хозяйственные;
  • по срокам реализации:
  • долгосрочные (10-20 лет),
  • среднесрочные (5-10 лет),
  • краткосрочные (до 5лет).

Программы каждого типа обладают спецификой целей и условий разработки, учитываемых факторов и методов управления их реализацией.

Целевые комплексные программы имеют четко выраженный целевой характер, что проявляется в ориентации мероприятий и ресурсов на решение конкретной проблемы; характеризуются четко выраженными конечными результатами; отличаются высокой степенью комплексности (полнотой охвата межотраслевых связей).

  1. По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на следующие основные типы:
  2. социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня жизни людей, улучшение условий труда и др.;
  3. производственно-экономические, направленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности и качественных характеристик, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, на создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем;
  4. научно-технические, направленные на решение важнейших научно-технических проблем и коммерциализацию полученных результатов;
  5. территориальные (региональные), направленные на обеспечение комплексного хозяйственного освоения новых территорий, формирование и развитие новых территориально-производственных комплексов;
  6. экологические, направленные на осуществление природоохранных проектов;
  7. организационно-хозяйственные, направленные на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами.
  8. По длительности целевые комплексные программы бывают долгосрочными (свыше 5 лет) и среднесрочными (до 5 лет).

Федеральные целевые программы – увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении РФ.

  • В работе с целевыми программами выделяют следующие этапы:
  • – отбор проблем для программной разработки;
  • – принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
  • – экспертиза и оценка целевой программы;
  • – утверждение целевой программы;
  • – управление реализацией целевой программы;
  • – контроль за ходом ее выполнения.
  • Подготовка и разработка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы осуществляются по решению Правительства РФ.
  • Утвержденные целевые программы реализуются за счет:
  • — Средств Федерального бюджета;
  • — Привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников;
  • — Средств бюджетов субъектов РФ.
  • К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ относятся:
  • — Взносы участников реализации программ;
  • — Целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
  • — Кредиты банков;
  • — Средства фондов и общественных организаций;
  • — Средства зарубежных инвесторов.

Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) совместно с Министерством финансов РФ (МФ) с привлечением государственных заказчиков, в сроки, устанавливаемые для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство РФ предложения по перечню федеральных целевых программ, принимаемых к финансированию, и объемах их финансирования. С этой целью государственные заказчики целевых программ уточняют объемы необходимых средств для финансированию программ в очередном году и предоставляют проекты бюджетных заявок с их обоснованиями.

Схема прохождения бюджетных заявок на финансирование федеральных целевых программ приведена на рисунок 5

Статья 22. Финансирование целевых программ

Реализация целевых программ осуществляется на основе государственных контрактов. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль со стороны государственного заказчика за ходом выполнения работ.

Целевое финансирование организации. Бухучет

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете?

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.
Читайте также:  Статья 31. Назначение и содержание федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Как учесть средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль?

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
    Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
    Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
    Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования?

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит.

Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели.

Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием.

Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства.

Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен.

В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151.

В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Финансирование программ социально-экономического развития муниципального образования

Библиографическая ссылка на статью:
Липатникова И.А. Финансирование программ социально-экономического развития муниципального образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3331 (дата обращения: 12.04.2021).

  • Важнейшей составляющей механизма реализации программы и одним из важнейших условий жизнеспособности любой программы социально-экономического развития является ее финансовое обеспечение.
  • Финансирование муниципальных целевых программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения органами местного самоуправления.
  • В зависимости от типа программы,  источниками ее финансового обеспечения могут быть:
  • — средства федерального и регионального бюджетов;
  • — средства бюджета муниципального образования;

— собственные средства предприятий и организаций (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);

  1. — средства из различных внебюджетных фондов;
  2. — средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий);
  3. — банковские кредиты;

— заемные средства (распространение акций, ценных бумаг и т.д.);

  • — другие внебюджетные источники финансирования.
  • Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия  программ с формированием и проведением бюджетной политики [2, с. 88]
  • Основой построения структуры программы социально-экономического развития муниципального образования, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:
  • 1) именно анализ состояния муниципального бюджетного процесса позволяет выделить программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе федеральной и региональной);
  • 2) планирование и прогнозирование муниципального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности.

Таким образом, изначально в части финансового обеспечения программа должна быть в полной мере согласована с бюджетом. По сути, это составляющая бюджета, обоснование бюджетных расходов с точки зрения результатов.

Муниципальные целевые программы финансируются в соответствии с утвержденными объемами по перечню муниципальных целевых программ, принятых к реализации в пределах расходов местного бюджета.

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным нормативным правовым актом местной администрации муниципального образования.

За период с момента ввода в действие постановления о реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 26 июня 1995 г. N 594 существенно расширена правовая база финансирования. Анализ программ показывает, что с течением времени множественность источников финансирования программ возрастает.

В настоящее время данному процессу благоприятствует принятие федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ, «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ, а также блока федеральных законов по конкретным соглашениям о разделе продукции, принятых в 1997-1999 годах [3, с. 23].

Механизм финансирования программ социально-экономического развития страны в целом довольно прост. Основная масса средств, направляемых на их развитие, выделяется из федерального бюджета.

Читайте также:  Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Однако, помимо такого распределения средств, в каждом субъекте Российской федерации проводится реализация региональных целевых программ, которые направлены на развитие федеральных целевых программ в рамках приоритетных национальных проектов (например, национальный проект «Доступное жилье»).

Из-за низкой нормы прибыли в муниципальных образованиях с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например, в зоне Севера, большое значение придается созданию федеральными органами специальных фондов регионального развития, политике дотаций (субвенций), ассигнований, грантов, а так же межбюджетных трансфертов.

Таким образом, в связи с недостаточностью своих собственных финансовых средств, определяющее значение приобретает взаимодействие с федеральными и региональными органами власти.

Муниципалитеты, как правило, «встроены» в их программы социально-экономического развития. Значительную долю в муниципальной целевой программе составляют федеральные и региональные мероприятия, проводимые ими в муниципальных образованиях.

Здесь федеральные и региональные органы власти участвуют организационно или в порядке софинансирования.

Важность взаимодействия с федеральными и региональными органами определяется и тем, что все  три субъекта действуют на одной и той же территории.

Условия взаимодействия сторон, учет взаимных интересов и их согласование не проработаны и определяются сложившейся практикой, когда вышестоящие уровни занимают доминирующее положение по финансовым ресурсам, что заставляет муниципальные образования подстраивать к ним свои мероприятия.

В своих программах муниципалитеты базируются в основном на использовании региональных и местных бюджетных ресурсов.

Но поскольку бюджетные средства не всегда могут обеспечить потребности социально-экономической системы территории, то при реализации целевых программ органы власти активно могут взаимодействовать с субъектами системы негосударственных финансовых институтов, например, в форме привлечения частных капиталов, предоставления государственных гарантий целевых кредитов коммерческих банков под конкретные объекты. Таким образом, утвержденные целевые программы могут реализоваться и за счет средств внебюджетных источников финансирования.

Конкретную структуру источников финансирования следует определять при формировании бюджета целевой программы с учетом специфики соответствующей программы и инвестиционных проектов.

Библиографический список

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке  (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 % 

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются  все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

  • В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
  • Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
  • Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают. 

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576) 

Субсидия  по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г. 

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег. 

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления». 

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Читайте также:  Статья 51. обращение за назначением пенсий

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только  бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013). 

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

О порядке мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых из фонда национального благосостояния

29 августа 2017 06:30

Постановление от 25 августа 2017 года №1008.

Утверждены Правила мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, целевого использования средств ФНБ при финансировании таких проектов. Цель мониторинга и контроля – оценка эффективности вложений средств ФНБ при финансировании проектов, на основе которой возможно принятие обоснованных решений о необходимости внесения изменений в проекты для их оптимизации.

Справка

  • Постановление от 25 августа 2017 года №1008 в действующей редакции

Внесено
Минэкономразвития России.

Одной из основных
задач управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ) является
обеспечение сохранности, возвратности средств и стабильного уровня доходов от
их размещения в долгосрочной перспективе. В связи с этим важное значение имеет
качественный мониторинг самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых
за счёт средств ФНБ.

Действовавший до
настоящего времени механизм подготовки и предоставления информации о ходе
реализации таких проектов требует корректировки в целях повышения его
эффективности.

Подписанным
постановлением утверждены Правила мониторинга и контроля реализации
самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в
финансовые активы которых размещаются средства ФНБ и (или) пенсионных
накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей
компании, на возвратной основе, целевого использования средств ФНБ при
финансировании таких проектов (далее соответственно
– Правила, проекты).

Правила
устанавливают цели, задачи и порядок мониторинга реализации проектов, которые
включены в перечень, утверждённый
распоряжением Правительства от
5 ноября 2013 года
№2044-р, и
контроля целевого использования средств ФНБ для финансирования проектов.
Определены порядок представления и рассмотрения документов, проведения выездных
мероприятий, подготовки отчётности
по результатам мониторинга и контроля.

  • Цель мониторинга и
    контроля – оценка
    эффективности вложений средств ФНБ при финансировании проектов, на основе
    которой возможно принятие обоснованных решений о необходимости внесения
    изменений в проекты для их оптимизации.
  • Основные задачи
    мониторинга и контроля:
  • — сбор и
    анализ информации о ходе реализации проекта, в том числе об отклонениях
    фактических значений основных технических и финансово-экономических параметров
    проекта от плановых величин, указанных в паспорте проекта;
  • — контроль за
    целевым использованием средств ФНБ при финансировании проекта;
  • — выявление
    рисков проекта на этапе реализации и эксплуатации, подготовка предложений по их
    устранению либо минимизации негативного влияния на основные технические и
    финансово-экономические параметры проекта.
  • По итогам проведённых плановых и внеплановых
    выездных мероприятий Минэкономразвития будет формировать сводный доклад за отчётный год и направлять его в
    Правительство, Минфин, Счётную
    палату и Росфинмониторинг.
  • Правилами
    предусматривается, что выявление фактов нецелевого использования средств ФНБ
    может быть основанием для полного прекращения финансирования проекта за счёт средств Фонда.
  • Также внесены
    изменения в постановление
    Правительства от 19 января 2008 года №18
    «О порядке управления
    средствами Фонда национального благосостояния», Правила размещения средств ФНБ в ценные бумаги
    российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных
    проектов (утверждены постановлением
    Правительства от 5 ноября 2013 года №990),
    Правила оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счёт средств ФНБ и (или)
    пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении
    государственной управляющей компании, на возвратной основе (утверждены постановлением Правительства
    от 5 ноября 2013 года
    №991).

Финансирование целевых программ: Подготовка проектов целевой программы и концепции решения

Подготовка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, финансируется за счет средств, предусмотренных в разделе «Прочие статьи» федерального бюджета.

Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и
организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ и другие поступления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

По вопросам формирования специальных фондов, требующим решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой программы вносятся соответствующие предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

  • Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ с привлечением государственных заказчиков направляет в Правительство РФ предложения по перечню федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, и объемам их финансирования.
  • В этих целях государственные заказчики целевых программ с учетом хода их реализации в текущем году, проведения с исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд уточняют объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями в Министерство экономики РФ, Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ.
  • Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ направляют в Министерство экономики Российской Федерации свои предложения о размерах государственной поддержки в очередном финансовом году научных исследований, опытно — конструкторских работ и прочих текущих расходов для реализации целевых программ.
  • При подготовке перечня федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год, Министерство экономики, Министерство науки и технической политики РФ, Министерство финансов РФ на основе проектов бюджетных заявок, представленных государственными заказчиками целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РФ, возможностей федерального бюджета определяют государственную поддержку целевых программ по объемам централизованных капитальных вложений, расходам на научные исследования и опытноконструкторские работы, прочим текущим расходам.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.

В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам
программ ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.

При утверждении объемов финансирования целевых программ Правительство РФ может вносить Федеральному Собранию предложение о защищенности расходов целевых программ в федеральном бюджете.

По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

В практике планирования все перечисленные методы применяются в совокупности. Например, при разработке целевых программ разрабатываются различные балансы на основе системы норм и нормативе для обоснования потребности в соответствующих ресурсах.

Ссылка на основную публикацию