Статья 20. ведение реестра

Бадамшина Анастасия Рафиковна, эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В акционерном обществе с числом акционеров менее пятидесяти держателем реестра акционеров может быть само общество. Многие АО используют данное право и самостоятельно ведут реестр. Это позволяет оперативно реагировать на изменения в составе акционеров, кроме того, экономит средства на привлечение стороннего реестродержателя.

Однако необходимо очень ответственно подходить к процедуре ведения реестра, поскольку от него во многом зависит легитимность прав акционеров и сделок с акциями.

Составление реестра акционеров невозможно без эмиссии акций, проведенной в соответствии с требованиями законодательства. Согласно ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» обязательным этапом процедуры эмиссии является государственная регистрация выпуска акций и отчет об итогах выпуска. Акции, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Нарушение эмитентом процедуры эмиссии ценных бумаг, согласно ст. 15.17 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ и на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Деятельность по ведению реестра акционеров

В соответствии с правовыми актами Российской Федерации акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом общество несет ответственность за ведение и хранение реестра вне зависимости от того, ведет оно реестр акционеров самостоятельно или поручает это профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

Сведения о держателе реестра акционеров должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

Если держатель реестра на момент государственной регистрации еще не определен, то заявление о государственной регистрации акционерного общества можно представить без раздела «Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества».

Однако, после того, как держатель реестра акционеров будет определен, необходимо в трехдневный срок внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ5. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не требует представления в регистрирующий (налоговый) орган иных документов, кроме заявления по форме N Р140016.

Отметим, что регистрирующий орган изменение состава акционеров не отслеживает. Таким образом, в случае подобных изменений представлять документы в регистрирующий орган не нужно.

Принимая на себя обязательства по ведению реестра акционеров, необходимо знать порядок его ведения и требования, которые установлены Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.

1997 N 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» и являются обязательными как для профессионального регистратора, так и для эмитента, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение реестра самостоятельно.

Деятельность по ведению реестра акционеров включает в себя ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц, хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр, учет запросов, полученных от зарегистрированных лиц, и ответов по ним, учет начисленных доходов по ценным бумагам, а также осуществление иных действий, предусмотренных законодательством.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра или регистратором7. Регистратор осуществляет следующие операции:

  • открытие лицевого счета, внесение изменений в информацию лицевого счета;
  • внесение в реестр записей о переходе прав собственности на ценные бумаги;
  • операции по внесению записей о размещении, конвертации, аннулировании (погашении) ценных бумаг;
  • подготовка списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам;
  • подготовка списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • внесение в реестр записей об обременении ценных бумаг (включая неполную оплату ценных бумаг, передачу ценных бумаг в залог);
  • операции с сертификатами ценных бумаг (при документарной форме акций);
  • предоставление информации из реестра в соответствии с законодательством РФ;
  • другие операции, предусмотренные положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.

За нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг законодательством РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ для должностных лиц и от 100 до 200 МРОТ для юридических лиц9. Под нарушением правил ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.

Содержание реестра

Система ведения реестра акционеров представляет собой совокупность данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию этим лицам.

Ведение реестра акционеров может осуществляться на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных. Акционерное общество выбирает наиболее удобный для него способ систематизации информации.

Строго установленной формы реестра законодательно не закреплено, однако указаны необходимые сведения, которые должны в нем содержаться.

Основное назначение реестра акционеров состоит в идентификации лиц, являющихся владельцами и номинальными держателями ценных бумаг АО, и учет их прав в отношении ценных бумаг. В реестре обязательно должна отражаться следующая информация:

1. Сведения об эмитенте:

а) полное и краткое его наименование;б) название госоргана, осуществившего регистрацию эмитента;в) номер и дата государственной регистрации эмитента;г) место нахождения, почтовый адрес;д) размер уставного (складочного) капитала;е) номер телефона, факса;ж) руководитель исполнительного органа эмитента;

з) идентификационный номер налогоплательщика.

2. Данные о регистраторе

3. Сведения о всех выпусках ценных бумаг эмитента (отдельно по каждому выпуску):

а) дата государственной регистрации и государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, наименование регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию выпуска ценных бумаг;б) вид, категория (тип) ценных бумаг;в) номинальная стоимость одной ценной бумаги;г) количество ценных бумаг в выпуске;д) форма выпуска ценных бумаг;

е) размер дивиденда (по привилегированным акциям) или процента (по облигациям).

4. Данные о зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах зарегистрированных лиц, и об операциях по самим лицевым счетам

Реестр должен содержать сведения о каждом зарегистрированном лице, которое обязано своевременно сообщать об изменении своих данных. В случае непредставления им такой информации общество – регистратор не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

В свою очередь, обязанностью регистратора является внесение записей в реестр акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций не позднее трех дней с момента представления соответствующих документов.

Система документооборота регистратора должна предусматривать возможность восстановления всех данных о зарегистрированных лицах и проведенных операциях по их лицевым счетам, а также возможность продолжения деятельности по ведению реестра в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения. Документы, являющиеся основанием для внесения записей в реестр, должны храниться не менее трех лет с момента их поступления.

Выписка из реестра акционеров общества

Необходимо отметить такую функцию регистратора, как направление зарегистрированным в реестре лицам подтверждений их прав на акции. Согласно положениям Федерального закона от 26.12.

1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества.

Эта выписка не является ценной бумагой, а служит только подтверждением права на ценные бумаги – акции акционерного общества.Регистратор несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в выданной им выписке из реестра.

По распоряжению зарегистрированного лица или его уполномоченного представителя регистратор обязан предоставить выписку из реестра в течение пяти рабочих дней.

Также зарегистрированное лицо вправе потребовать справку об операциях по его лицевому счету за любой указанный период времени, о наличии на его счете указанного в распоряжении количества ценных бумаг.

Залогодержатель может получить выписку в отношении ценных бумаг, являющихся предметом залога.

Отметим, что ранее выданные выписки из реестра акционеров не возвращаются.

Читайте также:  Глава 13. выплаты за счет средств пенсионных накоплений

Реестр акционеров играет важную роль в хозяйственной деятельности как самого общества, так и его акционеров. Ведь в большинстве АО акции имеют бездокументарную форму, и единственным документом, позволяющим идентифицировать зарегистрированных лиц и удостоверяющим их права на акции, является именно реестр акционеров.

Но порой реестр становится инструментом манипуляций в корпоративных взаимоотношениях.

Незначительная на первый взгляд неточность, описка, несвоевременное внесение записи в реестр могут стать поводом для оспаривания легитимности прав акционера или номинального держателя акций.

Чтобы максимально обезопасить себя от возможных проблем, необходимо обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр акционеров и сохранность содержащихся в нем сведений.

  • полное наименование эмитента, место нахождения эмитента, наименование органа, осуществившего регистрацию, номер и дата регистрации;
  • номер лицевого счета зарегистрированного лица;
  • фамилия, имя, отчество (полное наименование) зарегистрированного лица;
  • дата, на которую выписка из реестра подтверждает записи о ценных бумагах, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица;
  • вид, количество, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, с указанием количества ценных бумаг, обремененных обязательствами, и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций;
  • вид зарегистрированного лица (владелец, номинальный держатель, доверительный управляющий, залогодержатель);
  • полное наименование регистратора;
  • наименование органа, осуществившего регистрацию;
  • номер и дата регистрации;
  • место нахождения и телефон регистратора;
  • указание на то, что выписка не является ценной бумагой;
  • печать и подпись уполномоченного лица регистратора.

Ведение реестра акционеров в свете последних изменений в гражданском законодательстве

Законодатель уделяет самое пристальное внимание деятельности акционерных обществ, что подтверждается принятием огромного количества нормативно-правовых актов, призванных регулировать работу таких обществ. Особенно подвергается модернизации нормативно-правовая база, регулирующая учет прав на ценные бумаги акционерных обществ и, как следствие, работу специальных субъектов — специализированных регистраторов.

Общие положения об акционерных обществах

Согласно действующему законодательству акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций (ст. 96 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — далее Акционерный закон). Федеральным законом от 22 апреля 1996 г.

№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ) дано определение акции как эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Статьей 16 этого же закона закреплено положение о том, что в Российской Федерации именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При этом под бездокументарной формой эмиссионных ценных бумаг понимается форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец ценной бумаги устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг.

Статья 8 Закона № 39-ФЗ содержит положение о том, что лицами, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, являются регистраторы. В указанном документе перечислен ряд требований, которым должно соответствовать лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев ценных бумаг, в частности:

  • •деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг могут заниматься только юридические лица; •регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр которых он ведет; •держателем реестра может быть регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено законом. •осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг можно только при наличии лицензии;
  • •договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом, при этом количество эмитентов, ведение реестра которых может осуществлять регистратор, не ограничено.

Глава VI Акционерного закона посвящена реестру акционеров общества. В п. 2 ст. 44 указанного закона закреплена обязанность эмитента обеспечивать ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации общества. На основании п. 3 этой статьи реестр акционеров может вести как эмитент, так и специализированный регистратор.

До недавнего времени многие акционерные общества не передавали ведение реестра сторонним регистраторам, что было обусловлено различными причинами: нежеланием нести дополнительные расходы на оплату услуг регистраторов; недоверием сторонним регистраторам; нередки случаи, когда общество вообще не вело реестр, так как не придавало этому большого значения.

Передача реестра акционеров специализированным регистраторам

В рамках развития гражданского законодательства Федеральным законом от 2 июля 2013 г.

№ 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 142-ФЗ) введено новое положение, согласно которому учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Акционерные общества, которые на 1октября 2013 г.

самостоятельно осуществляли ведение реестра акционеров, сохраняли право вести указанные реестры в течение года после вступления в силу указанного закона. Таким образом, все акционерные общества, на текущий день самостоятельно осуществляющие ведение реестра акционеров, обязаны в срок до 1октября 2014 г.

передать ведение реестра акционеров сторонним регистраторам. При этом заметим, что ведением реестра акционеров общества, количество членов которого превышает 50 лиц, в любом случае должен заниматься специализированный регистратор.

В случае если акционерными обществами, самостоятельно ведущими реестр акционеров, не будет исполнена обязанность по передаче реестра специализированному регистратору, возникает риск привлечения общества к административной ответственности за незаконное ведение реестра в соответствии с ч. 2 ст. 15.

22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Особо обращаем внимание на тот факт, что за возможно незначительное, с точки зрения собственника компании, нарушение о передаче реестра ему придется заплатить существенный штраф, предусмотренный указанной статьей — от 700 тыс. до 1млн руб.

Порядок передачи реестра акционеров специализированным регистраторам определен разделом II Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г.

№ 10-77/пз-н и действующим в части, не противоречащей Закону № 142-ФЗ. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с абз. 23 п. 3 ст. 8 Закона № 39-ФЗ общество обязано опубликовать сообщение о замене регистратора на странице в сети Интернет, на которой оно осуществляет раскрытие информации, в срок не более 3 дней с даты заключения договора на ведение реестра. Если обязанности по раскрытию такой информации у общества нет, то оно обязано в трехдневный срок уведомить об этом всех зарегистрированных в реестре лиц способом, предусмотренным уставом.

Новая реакция гражданского кодекса

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99), вступающим в силу 1сентября 2014 г., вводится деление коммерческих организаций на публичные и непубличные.

Теперь согласно новой редакции Гражданского кодекса для публичных обществ ведение реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии должно производиться независимым регистратором. Действующая редакция п. 1ст.

56 Акционерного закона содержит положение о том, что в обществе, в котором ведение реестра акционеров поручено стороннему регистратору, выполнение функций счетной комиссии может быть также возложено и на регистратора. Новая редакция Гражданского кодекса РФ не предусматривает такой возможности. Более того, в соответствии с п. 4 ст.

97 Гражданского кодекса в редакции Закона № 99 сторонний регистратор должен быть независимым.

При определении независимости регистратора обществом и регистратором могут быть приняты во внимание отношения связанности (аффилированности), отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, например высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора отданного общества (Письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра публичных акционерных обществ независимым регистратором»). Также необходимо отметить новеллу, вводимую п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в редакции Закона № 99 и содержащую положение о том, что в отношении публичных обществ принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и определение состава участников, присутствовавших на собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В отношении непубличных обществ указанные выше факты могут подтверждаться как представителем специализированного регистратора, так и нотариусом. Таким образом, после вступления в силу ГК РФ в редакции Закона № 99 у специализированных регистраторов появится дополнительная обязанность принятия участия во всех собраниях акционерных обществ, что, скорее всего, вынудит большинство существующих на сегодняшний момент небольших акционерных обществ либо прибегнуть к услугам соответствующих регистраторов, либо преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью, чтобы избежать необходимости передачи (в некоторых случаях восстановления с нуля) реестров акционеров. Помимо Гражданского кодекса, Акционерного закона и Закона № 39-ФЗ деятельность специализированных регистраторов также регулируется целым рядом специальных подзаконных актов, большая часть которых была принята ФСФР России и действует в настоящее время до принятия новых актов Центральным банком России. Со вступлением в силу изменений в Гражданский кодекс часть из них утратит силу, как, например, Приказ ФСФР РФ от 13 августа 2009 г. № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг», в связи с невозможностью обществами самостоятельного ведения реестра акционеров.

Читайте также:  Раздел VII. Ответственность

Источник

Проблемы организации надлежащего учета государственного (муниципального) имущества и ведения соответствующих реестров

В соответствии с требованиями законодательства РФ одними из полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных образований является учет, управление и эффективное распоряжение принадлежащим им имуществом.

Такое имущество может:

  • состоять в составе казны публично-правового образования;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ

Как следует из норм ст.ст.

214-225 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не переданное и не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования.

Необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня имущества, которое может составлять имущество казны. Состав такого имущества субъект РФ или муниципальное образование определяет самостоятельно, закрепив его перечень в своих нормативно-правовых актах.

В соответствии с законодательством в состав казны могут входить:

  • земельные участки, природные ресурсы, участки недр и лесного фонда;
  • доли в составе общей долевой собственности в уставных капиталах акционерных обществ;
  • имущественные права;
  • имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги;
  • долговые обязательства;
  • другие виды объектов соответствующего уровня собственности.

Правовой режим имущества казны имеет свои особенности. Во-первых, такое имущество не должно принадлежать на вещных правах никакой организации. Во-вторых, оно может использоваться иными организациями-юридическими лицами только по решению уполномоченного государством (муниципальным образованием) органа. Стоит также отметить, что при закреплении отдельных объектов имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо обязательно определить целевое назначение каждого такого объекта. Дальнейшее изменение их целевого назначения (в первую очередь недвижимого имущества) возможно только на основании решения уполномоченного органа.

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СОБСТВЕННОСТИ

Еще одним важным моментом при учете и управлении имуществом, принадлежащего публично-правовым образованиям на праве собственности, является ведение реестров имущества. В соответствии с законодательными актами собственность субъектов РФ и муниципальных образований подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, которую должны предоставлять правообладатели (балансодержатели) данного имущества, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения. При этом порядок ведения реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно.

Почему ведение реестров так важно? Все просто: одним из документов, необходимых для подтверждения права собственности публично-правового образования на имущество казны, является выписка из соответствующего реестра федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Данные реестры представляют собой информационную систему, содержащую перечень объектов имущества казны и сведения, характеризующие эти объекты. Требования к составу информации, содержатся в различных нормативно-правовых актах.

К примеру, информация, которая должна содержаться в реестре имущества казны, находящегося в федеральной собственности, определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для органов местного самоуправления такие требования закреплены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Что же касается субъектов РФ, то они самостоятельно устанавливают для себя состав и требования к информации, предназначенной для включения в реестр казны. Однако некоторые органы власти пренебрегают своей обязанностью по нормативно-правовому закреплению порядка ведения и учета казны, в результате чего возникают конфликты с контрольными органами, проверяющими порядок учета и ведения таких реестров.

Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно выделить следующий перечень информации, которая должна содержаться в реестре имущества казны:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта;
  • балансодержатель объекта (если имущество закреплено за учреждением или предприятием);
  • основания для включения в реестр (правовые акты — постановления, распоряжения, решения органов государственной власти и местного самоуправления; свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект; договоры купли-продажи, мены, дарения и др.; товарные накладные, акты выполненных работ; акты о приеме-передаче имущества, извещения; акты об оценке стоимости имущества; решения судов, вступившие в законную силу; иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества);
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • информация об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

ТРУДНОСТИ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ИМУЩЕСТВА Ознакомившись с перечисленным перечнем, специалисты, отвечающие за ведение реестра имущества казны, сразу же отметят массу сложностей, с которыми им приходится каждодневно сталкиваться в своей работе. К примеру, имущество, право на которое возникло еще до 90-х годов, не всегда имеет сведения о кадастровом номере или вовсе не проходило технический учет. В свою очередь, организация мероприятий по постановке на кадастровый учет является весьма затратной процедурой и органы власти не всегда располагают соответствующими средствами для ее организации. Еще одной из часто встречающихся проблем является отсутствие правоустанавливающих документов на имущество. Это также обусловлено тем, что такие объекты были приобретены или построены достаточно давно и документы на них либо не сохранились (были утеряны), либо их попросту не было (например, строение было возведено так называемым «хозспособом»). В результате чего возникает искажение информации, а ведение реестров затрудняется. Немаловажной проблемой также является регистрация права собственности на недвижимое имущество. В соответствии с положениями части 2 ст. 131 ГК РФ ведение реестра собственности не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

! Согласно судебной практике и в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Таким образом, для признания права собственности на тот или иной объект имущества казны, помимо полноценной записи в соответствующих реестрах, необходима регистрация прав в Росреестре.

Читайте также:  Статья 3.1. квалификационный экзамен

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМУЩЕСТВЕ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ведение реестра акционеров

В каждом акционерном обществе должен вестись реестр акционеров. Часть АО ведет его самостоятельно, то есть силами своих работников, а часть – поручает ведение реестра организации, для которой такая деятельность является профессиональной.

С нашей помощью вы разберетесь, какие акционерные общества могут вести реестр акционеров самостоятельно, а какие нет; какая информация должна содержаться в реестре; какие локальные нормативные акты в связи с этим необходимо утвердить и ввести в действие в организации (примеры некоторых даны в статье).

Тем же, кто передал реестр профессиональному регистратору, статья поможет лучше понять суть его работы. Вы также получите рекомендации по выбору регистратора.

Немного о реестре

Реестр – совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, а также позволяет получать и направлять информацию зарегистрированным лицам1.

Законодательство обязывает акционерные общества вести реестр акционеров (еще его называют реестром владельцев именных ценных бумаг) с момента своей государственной регистрации2. Таким образом, требование это распространяется на все акционерные общества3 независимо от их типа (закрытые или открытые) с момента их образования.

Кто будет вести реестр акционеров?

В свою очередь держателем реестра акционеров может быть как само общество, так и регистратор4, т.е. организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра акционеров по договору за вознаграждение.

При этом в АО с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров должен быть регистратор. Учитывая, что в закрытых акционерных обществах число акционеров не должно превышать 50, как это указано в п. 3 ст.

7 ФЗ об акционерных обществах, регистратор привлекается в обязательном порядке исключительно в открытых акционерных обществах с числом акционеров более 50. Надо отметить, что АО с числом акционеров и менее 50 также в любое время может привлечь регистратора, но это – уже на усмотрение самих акционеров.

К слову, не все акционеры приветствуют самостоятельное ведение реестра ввиду большего доверия к профессиональным организациям в области рынка ценных бумаг, которым они с большей готовностью раскрывают необходимую информацию о себе, нежели «своим» работникам – непрофессионалам в этой области.

Кроме того, акционеры предпочитают обращаться к регистраторам еще и потому, что в определенных ситуациях это повышает статус их организации в лице их потенциальных контрагентов, придавая им таким образом финансовую значимость.

В этом случае общество заключает договор с регистратором. Но прежде совет директоров (наблюдательный совет) общества (если данный орган управления предусмотрен уставом и сформирован) должен утвердить регистратора и условия договора с ним, поскольку данный вопрос относится к его компетенции в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 65 ФЗ об акционерных обществах.

Причем при заключении договора с регистратором общество должно предоставить регистратору надлежащим образом заверенную копию протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) по этому вопросу (прошитую, заверенную подписью руководителя или иного уполномоченного лица и печатью общества) или выписку из него. В договоре с регистратором обязательно должны быть определены следующие условия:

  • стоимость и порядок оплаты услуг регистратора;
  • стоимость или порядок определения стоимости, а также порядок оплаты предоставления регистратором информации из реестра;
  • ответственность регистратора за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности регистратора обеспечить сохранность и конфиденциальность информации и документов системы ведения реестра;
  • порядок и условия передачи документов и информации системы ведения реестра;
  • стоимость или порядок определения стоимости расходов регистратора, связанных с передачей реестра и хранением документов системы ведения реестра в течение установленных законодательством РФ сроков.

Статья 15. 23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг

ВикиЧтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях Законы РФ

  • Статья 15.
  • 23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг
  • Уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством, –
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 304. Нарушение запретов о рынке ценных бумаг, положений о сделках, в которых имеется конфликт интересов, других положений о рынке ценных бумаг (1) Нарушение ограничений о продаже или купле ценных бумаг, установленных для участников рынка ценных бумаг, влечет

Статья 232. Действия с товарами в случае исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов

Статья 232.
Действия с товарами в случае исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов
В случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов или исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра,

Статья 15.23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг
Уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных

Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность

Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
Профессиональные участники рынка ценных бумаг признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если

Статья 329. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг

Статья 329. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
Доходом по операциям с ценными бумагами признается выручка от продажи ценных бумаг в соответствии с условиями договора реализации.Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами признаются в

Статья 15. 22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.
22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра,

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
1. Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в

Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев

Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев
1. Лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества,

Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
1. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных

Статья 22.1. Утверждение и подписание проспекта ценных бумаг. Ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг

Статья 22.1. Утверждение и подписание проспекта ценных бумаг. Ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг
1. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с

Ссылка на основную публикацию