Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности

В непосредственном подчинении генерала Шекина находится Управление материально-технического обеспечения ФСБ (УМТО ФСБ, в/ч 55 056).

Управление было создано в 2003 году, на сегодняшний день оно провело как минимум 5 887 закупок и участвовало в 56 заседаниях арбитражных судов. По меньшей мере 47 раз на него подавали жалобы в ФАС, при этом 42 закупки были сделаны у единственного поставщика.

Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасностиЗакупки заказчика ФГКУ В/Ч 55 056. Источник: synapsenet.ru

Ежедневно железнодорожными составами, самолетами и фурами на адрес УМТО ФСБ доставляются тысячи тонн грузов: автомобили, морские катера, радиостанции, обмундирование, беспилотники, вертолеты, бензин, солярка, автомасла, авиационный керосин и т. д.

В СМИ постоянно появляются сообщения о необычных госзакупках УМТО.

Например, в 2011 году для нужд черноморского патруля Погранслужбы ФСБ ведомство заказало моторную яхту Haines 400 Aft Cabin с ЖК-телевизором, двумя спальнями, двухзональным камбузом, холодильником, трехконфорочной плитой с грилем, мойкой высокого давления и защитным тентом. Причем в госконтракте особо прописывалось, что «ступеньки, шкафы и кровати на катере должны были быть подсвечены, а стекла — тонированы».

Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасностиМоторная яхта Haines 400 Aft Cabin. Источник: flagman-group.ru

В том же году УМТО ФСБ закупило плазменные телевизоры Samsung на общую сумму 9 миллионов рублей, средняя стоимость каждого из которых составила 400 тысяч рублей.

В ФСБ дорогостоящую покупку объяснили служебной необходимостью, поскольку все сотрудники должны быть в курсе происходящего в России и мире, поэтому смотрят по телевизору новости.

Между тем менеджер российского представительства компании Samsung Electronics сообщила, что самый дорогой телевизор стоит 230 тысяч рублей.

Возглавлявшему УМТО Генералу Кубаеву пришлось уйти в отставку после того, как в 2011 году его подчиненные разместили на сайте госзакупок объявление «Разъяснение ослам» для участников тендера.

В 2012 году Кубаева сменил земляк генерала Шекина Александр Орлов, В 2003 году Александр Орлов оказался в числе генералов с Лубянки, которым разрешили приватизировать бывшие спецдачи КГБ в Подмосковье.

Орлову досталась спецдача № 130 в Малаховке с земельным участком 3 500 кв. м, хозяйственными сооружениями, постройками, пешеходными дорожками и водопроводом (см. полный список генералов).

x ранее защитивший диссертацию «Антикоррупционная политика в Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности».

Согласно подсчетам, сделанным на основе данных с сайта zakupki.gov.ru, с 2010 по 2018 год УМТО ФСБ заключило 8 946 госконтрактов на общую сумму в 184 920 236 162 рубля. Пик закупок пришелся на 2015 год — 1 042 контракта на сумму 36 544 507 518 рублей.

В августе 2016 года УМТО ФСБ приобрело катер North Silver 1440 стоимостью почти 56 миллионов рублей.

Официальное видео производителя:

Другим интересным приобретением войсковой части 55 056 можно считать два самолета DA-42 M-NG общей стоимостью почти 678 миллионов рублей.

На 2019 год в системе СПАРК имеется информация о контрактах с участием УМТО ФСБ (850 госконтрактов), при этом их суммы не указаны.

Наряду с УМТО ФСБ хозяйственной деятельностью в Седьмой службе занимается в/ч 55 002, расположенная по адресу ул. Большая Лубянка, дом 12.

Командует воинской частью бывший начальник УФСБ по Тамбовской области генерал Иван Нуштаев, который, по информации источника Центра «Досье» на Лубянке (s26), курировал строительство генеральских особняков в поселке «Лесная бухта» в Истринском районе Подмосковья.

Строил особняки «почетный строитель СССР» Валерий Васильев (в прошлом году умер во время операции). Сын Васильева проходит по уголовному делу вместе с начальником банковского отдела управления «К» ФСБ полковником Кириллом Черкалиным.

Согласно системе СПАРК, в/ч 55 002 занимается производством деревянной тары. В действительности сферы ее деятельности гораздо шире, и в основном она обслуживает центральный аппарат ФСБ и другие подразделения в столичном регионе.

  • Например, в/ч 55 002 проводит ремонтные работы в главном офисе ФСБ на Лубянке, в УФСБ по Москве и области, заключает контракты с поставщиками электроэнергии, отопления, водоснабжения, вывозит мусор, закупает журналы и книги, нанимает артистов для проведения торжественных мероприятий и арендует бассейны.
  • По данным СПАРК, с 2016 по 2018 год генерал Нуштаев заключил госконтракты на сумму 854 148 643 рубля 442 110 315 рублей, в 2017 — 392 722 207 руб, 2018 — 19 416 121 руб x (информация за 2019 год отсутствует).
  • Помимо обслуживания и ремонта ведомственных многоэтажек, в/ч 55 002 оплачивает счета за электроэнергию и газ секретного особняка ФСБ с мансардой в Серебряном Бору, спецдачи ФСБ № 126 в элитном поселке Жуковка, закрепленной за директором ФСБ Александром Бортниковым, и 2-этажного дома в деревне Калчуга (номер госконтракта 1 770 200 506 617 000 192) x .

В структуру ФСБ также входит Служба социально-бытового обеспечения (ССБО) под руководством Анатолия Анатольевича Саблина.

Служба располагает 48 филиалами при региональных УФСБ. У ССБО также есть собственный Центр санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН ФСБ), располагающийся в Большом Спасоглинищевском переулке.

ССБО ФСБ среди прочего занимается поставками продуктов питания в главный офис ФСБ на Лубянке, УФСБ по Москве и области и ведомственные гостиницы. Так, согласно СПАРК, в 2014 году было заключено контрактов на 91 669 430 рублей, в 2015 — 200 518 312 рублей, в 2016 — 204 042 153 рубля, в 2017 — 198 277 600 рублей.

Например, в ноябре 2017 года для новогоднего корпоратива на Лубянке ССБО ФСБ закупила у ООО «АВЭС-93» (контракты № 1 771 045 221 217 001 216, № 1 771 045 221 217 001 216) x красную икру, королевские креветки, раковые шейки, филе лосося, форели и посикунчики (пирожки) на сумму 832 265 рублей.

Сотрудники ССБО также распределяют путевки в ведомственные пансионаты и дома отдыха ФСБ. На балансе ФСБ числятся более десятка пансионатов и санаториев, к которым после присоединения Крыма добавилось еще шесть. Большинству из них потребовалось дополнительное финансирование.

В системе СПАРК можно найти сведения о судьбе крымских пансионатов.

Так, пансионат «Евпатория» с 2015 года заключил госконтракты на сумму в 121 310 814 рублей, «Черноморье» — 337 407 285 рублей, «Прибрежный» — 75 303 275 рублей, «Пограничник» — 165 416 667 рублей (информация за 2018 и 2019 гг.

отсутствует), а санатории «Парус» и «Песчаное», судя по всему, передали в частные руки — их ИНН числятся недействующими, как и ИНН нескольких других учреждений, которые ранее принадлежали ФСБ.

Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ДКР ФСБ России

Подразделения центрального подчинения

  • Управление собственной безопасности (9-е управление)- Сергей Королев (с августа 2011 года (источник)), до него генерал-лейтенант Александр Купряшкин в ранге заместителя директора (источник) ранее возглавлял Управление «М», первый заместитель — Олег Феоктистов- сейчас врио (источник), заместитель — Наиль Мухитов. Почта — usb@fsb.ru
    • 6-ая служба — Иван Ткачев (источник) создана в 2008 году
    • 6-ю службу УСБ ФСБ (оперативное сопровождение уголовных дел)

Делом о госизмене внутри ФСБ занималась вторая служба управления собственной безопасности (УСБ) контрразведки, рассказал РБК собеседник, знакомый с деталями расследования, и подтвердил источник, близкий к руководству ФСБ. Вторая служба считается одним из наиболее влиятельных подразделений как в составе УСБ, так и во всей спецслужбе, уверен источник РБК.

«Каждая служба имеет свои функциональные обязанности, и говорить о том, что какая-то из них важная, а какая-то — нет, не приходится.

Вопрос только в том, что часто определенная служба помимо своих прямых обязанностей выходит на иные очень важные и серьезные преступления», — рассказал РБК генерал-майор ФСБ в отставке, бывший начальник центра общественных связей спецслужбы Александр Михайлов.

До сентября 2016 года вторую службу УСБ ФСБ возглавлял Алексей Комков, который затем был назначен руководителем всего управления собственной безопасности.

На этом посту он сменил генерала Олега Феоктистова, инициатора нескольких громких уголовных дел, в том числе в отношении экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Феоктистов сейчас работает начальником службы безопасности «Роснефти».

Комкову была поставлена задача проверить результаты работы «руководства основных подразделений центрального аппарата ФСБ», писала «Новая газета».

После назначения Комкова и других перестановок внутри руководства ФСБ к второй службе УСБ перешел функционал шестой службы ФСБ, отмечает собеседник РБК, близкий к руководству контрразведки.

Читайте также:  Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

Шестая служба УСБ занималась оперативным сопровождением громких дел о контрабанде, по одному из которых проходит петербургский бизнесмен Дмитрий Михальченко, и расследований в отношении высокопоставленных чиновников, включая Белых.

Бывший руководитель шестой службы Иван Ткачев в сентябре возглавил «банковское управление» — управление «К» службы экономической безопасности ФСБ (оно занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы).

урируемая же им 6-я служба почти сразу после его ухода утратила статус самого опасного подразделения ФСБ: сначала «шестерку» лишили права на прослушку телефонных переговоров, а затем ― других фундаментальных полномочий при осуществлении оперативно-разыскной деятельности.

«Эта служба будет заниматься только обеспечением физической безопасности лиц, подлежащих государственной защите», ― полагает сотрудник ФСБ, добавляя, что после обыска в доме главы ФТСоперативное сопровождение большинства резонансных уголовных дел стала осуществлять конкурировавшая с «шестеркой» 2-я служба УСБ ФСБ (конец цитаты). Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ:http://pravosudija.net/article/scofield-sueta-vokrug-rosnefti

  • Структура ФСБ включает восемь служб:
  • 1. пограничной службы;
  • 2. контрразведки;
  • 3. по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
  • 4. экономической безопасности- яковлев,королев;
  • управления П,Т,К= воронин, ткачев,Н,М= ранее королев.
  • 5. анализа, прогнозов и стратегического планирования;
  • Организационно-кадровой работы и
  • Департамент по обеспечению деятельности ФСБ,
  • А также контрольную службу.

УСБ (35 человек) — 9-е управление (минимум 6 служб???)- комков

  1. 10.
  2. ФСБ
  3. Структура ФСБ: Центральный аппарат

Структура* Федеральной службы безопасности в результате реализации указа президента от 11 июля 2004 года. 2 декабря 2005 года Президент внес изменения в Указ от 11.08.03 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ».

Теперь ФСБ разрешено иметь одного первого заместителя директора ФСБ, одного первого заместителя директора — руководителя Погранслужбы ФСБ и трех заместителей директора ФСБ, в том числе одного статс-секретаря — заместителя директора ФСБ.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Материальное обеспечение деятельности судебных приставов предполагает соответствующий набор социальных льгот, тесно связанных с осуществлением ими своих должностных обязанностей.

Обеспечение судебного пристава проездными документами

Так, на основании п. 2 ст. 21 Закона о судебных приставах судебные приставы обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Исключение составляет такси.

В развитие приведенного законодательного положения принято Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г.

№ 850, утвердившее Правила обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения.

В частности, в нем отмечается, что судебные приставы, пользующиеся в соответствии с законодательством РФ служебным транспортом, проездными документами не обеспечиваются (п. 5).

Необходимым условием, влекущим обеспечение судебных приставов проездными документами, выступает их использование в служебных целях.

Какой-либо конкретной дефиниции служебных целей указанные правила не содержат, понимая, однако, под ними те цели, которые определены ведомственными актами соответствующих органов с учетом специфики деятельности прокурорских работников, судей и судебных приставов (п. 2).

В целях реализации названных правил ФССП России была разработана Инструкция о порядке обеспечения судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, которая в настоящее время раскрывает понятие «служебные цели».

Под ними понимаются: а) исполнение судебными приставами обязанностей, определенных должностной инструкцией; б) выполнение приказов и распоряжений руководителей ФССП России; в) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителями ФССП России; г) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; д) следование к месту работы и обратно; е) нахождение в служебной командировке; ж) следование к месту лечения и обратно (за исключением нахождения и следования к месту лечения в санаториях, профилакториях, домах отдыха с лечением).

Таким образом, нормы об обеспечении проездными документами в полной мере распространяются как на судебных приставов-исполнителей, так и на судебных приставов по ОУПДС.

Инструкцией установлен следующий порядок обеспечения судебных приставов проездными документами.

Во-первых, пристав должен представить в соответствующий территориальный орган ФССП России заявление о приобретении проездных документов с указанием вида общественного транспорта.

Сами проездные документы приобретаются территориальными органами ФССП России у соответствующих транспортных организаций и выдаются уполномоченными работниками в соответствии с ведомостью под роспись получающего.

Если возникает ситуация, при которой судебный пристав не обеспечивается в установленном порядке проездными документами, то расходы на проезд общественным транспортом возмещаются службой в размере фактически понесенных затрат.

Условиями такого возмещения выступают: 1) исключительно служебные цели использования общественного транспорта: 2) представление в территориальный орган ФССП России заявления о возмещении расходов на проезд, а также использованных проездных документов.

На таком проездном документе в обязательном порядке должна быть указана цена, а если цена отсутствует, то к нему должны прилагаться чек, квитанция или справка, заверенная должностным лицом соответствующего предприятия общественного транспорта, подтверждающие его стоимость.

Денежная компенсация за использование судебным приставом личного транспорта в служебных целях

Эффективность исполнения судебным приставом-исполнителем своих функций не в последнюю очередь обусловливается тем, насколько быстро он сможет совершить действия, относящиеся к кругу его должностных обязанностей.

В частности, результативность такого исполнительного действия, как наложение ареста на имущество должника, практически всегда напрямую зависит от оперативности его осуществления.

С этой целью законодателем предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации тем судебным приставам, которые используют личный транспорт в служебных целях.

Несмотря на то что в ст. 21 Закона о судебных приставах используется общий термин «транспорт» без указания его конкретного типа и вида, тем не менее на подзаконном уровне предусматривается порядок компенсации лишь за использование легковых автомобилей и мотоциклов.

Кроме того, следуя буквальному прочтению п. 3 ст. 21 Закона о судебных приставах, данная возможность существует лишь в отношении судебных приставов-исполнителей.

Условия и порядок выплаты рассматриваемой компенсации определены письмом Министерства финансов РФ от 21 июля 1992 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок».

Так, компенсация выплачивается работникам, чья деятельность связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Основанием для выплаты указанной компенсации служит приказ руководителя (главного судебного пристава субъекта РФ). Для получения компенсации судебный пристав-исполнитель представляет в бухгалтерию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

В настоящее время предельные размеры компенсации установлены приказом Министерства финансов РФ от 4 февраля 2000 г.

№ 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» и охватывают использование лишь отдельных марок отечественных легковых автомобилей.

Читайте также:  Статья 32. Ревизионная комиссия

В случае если используется автомобиль иностранной марки, размер компенсации определяется в зависимости оттого, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль (п. 2 письма Минфина России от 21 июля 1992 г. № 57).

Приведенные в приказе Министерства финансов РФ размеры компенсации являются максимальными, конкретный же размер определяется в зависимости от интенсивности использования личного транспорта для служебных поездок и устанавливается в приказе руководителя. Следует обратить внимание на то, что закрепленные предельные размеры являются сегодня крайне незначительными и объективно не отвечают современной экономической обстановке в стране.

В Законе о судебных приставах закреплено право судебного пристава, направленного в служебную командировку, на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта, а также на размещение в гостинице по служебному командировочному удостоверению (п. 4 ст. 21). Названная норма распространяет свое действие на обе категории судебных приставов и направлена на скорейшее решение тех задач, которые выполняются судебными приставами на территории РФ.

Финансовое обеспечение деятельности ФССП России

ФССП России в соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое обеспечение ее деятельности является расходным обязательством РФ. На основании п. 11 Положения о ФССП России финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, урегулированы соответственно Бюджетным кодексом РФ.

Сам же федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ), в рамках которого отдельной строкой предусматриваются расходы на содержание ФССП России.

Несмотря на го что принятие федерального бюджета отнесено к функции Федерального Собрания РФ, тем не менее ФССП России участвует в процессе подготовки проекта федерального бюджета.

Так, директор ФССП России вносит Министру юстиции РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов (п.

10 Положения о ФССП России).

Следует отметить, что первоначальная редакция ст.

22 Закона о судебных приставах закрепляла за законодательными (представительными) органами субъектов РФ право самостоятельно увеличивать за счет своих бюджетов расходы на содержание соответствующих служб судебных приставов.

Не в последнюю очередь это было продиктовано стремлением поддержать и ускорить период становления органов принудительного исполнения в соответствующих регионах. В настоящее время закон не предусматривает указанной возможности.

Кроме того, ранее функционировал и внебюджетный фонд развития исполнительного производства, который был образован в соответствии с действовавшим на тот период Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

№ 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и предназначался для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства.

Его средства направлялись как на совершение отдельных исполнительных действий, так и на выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям. Обоснованность его упразднения в 2004 г. до сих пор вызывает вопросы.

Финансирование расходов, связанных с осуществлением приводов

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 132-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О судебных приставах»» ст.

22 Закона о судебных приставах была дополнена новым положением, согласно которому порядок и размеры финансирования расходов, связанных с осуществлением привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, определяются Правительством РФ. Обязанность по непосредственному осуществлению привода возложена на судебных приставов по ОУПДС.

До недавнего времени вопросы финансирования осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, были урегулированы недостаточно полно.

Учитывая те факты, что за период с 2003 по 2006 г. судами РФ было вынесено более 1,9 млн.

определений (постановлений) о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, а общая динамика выносимых судами и судебными приставами- исполнителями постановлений (определений) о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, находящийся на территории другого субъекта РФ, возросла в 2005 г. по сравнению с 2003 г.

в шесть раз, фактические расходы на исполнение вынесенных судами и судебными приставами-исполнителями данной категории постановлений (определений) ложились достаточно большим дополнительным бременем на службу (приобретение проездных билетов, бронирование мест для проживания и т.д.).

Кроме того, действовавшее на тот период законодательство не возлагало ни на ФССП России, ни на Судебный департамент при Верховном Суде РФ прямой обязанности авансирования расходов лицам, принудительно доставляемым в суды и к судебному приставу-исполнителю, расположенным вне места постоянного проживания граждан, что неминуемо оказывало влияние на результативность указанной деятельности.

Действующая редакция Закона о судебных приставах относит решение вопроса о финансировании расходов, связанных с осуществлением привода, к компетенции Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1018 утверждено Положение о финансировании расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с последним судебному приставу по ОУПДС выделяются средства на проезд лиц, уклоняющихся от явки, к месту проведения судебного заседания или к судебному приставу-исполнителю и обратно, а также на их проживание (но найму жилья и суточные).

Размеры подлежащих выделению денежных средств определены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

  • В том случае, когда расходы превышают размеры, которые определены названным выше постановлением Правительства РФ, они подлежат возмещению лишь при наличии соответствующего разрешения руководителя территориального органа ФССП России, сотрудником которого судебный пристав по ОУПДС является.
  • Денежные средства выделяются на основании заявления судебного пристава по ОУПДС и постановления (определения) о приводе.
  • Поскольку выделяемые денежные средства носят строго целевой характер, все проездные документы и иные документы, подтверждающие расходы на проезд лиц, подлежащих приводу, а также расходы на их проживание, должны быть сданы судебным приставом по ОУПДС в соответствующий территориальный орган ФССП России.
  • Материально-техническое обеспечение деятельности ФССП России
Читайте также:  Статья 11. Территориальное общественное самоуправление малочисленных народов

Для более рационального расходования выделяемых службе денежных средств устанавливаются нормы обеспечения соответствующими видами имущества. Согласно ст. 23 Закона о судебных приставах порядок и нормы материально технического обеспечения службы судебных приставов определяются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 280 утверждены нормы обеспечения ферменной одеждой судебных приставов; Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 776 утверждены нормы обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов.

Порядок обеспечения ФССП России оружием, а также специальными средствами определяется п. 2 постановления Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1584 «Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов».

Кадровое и материально-техническое обеспечение службы безопасности

Не менее важное значение для руководителей службы безопасности имеет вопрос кадрового обеспечения ее деятельности. Работу эту условно можно разделить на два этапа.

На первом этапе происходит отбор кандидатов для работы в службе безопасности, их проверка, прохождение ими специальной подготовки и стажировка в должности. При отборе кандидатов особое внимание должно уделяться их образованию (помимо юристов, целесообразно приглашать на работу экономистов, финансистов и т.д.).

Помимо проверки органами внутренних дел, не помешает и выяснение биографических и других, характеризующих личность кандидата, данных. Разумеется, это необходимо делать не во всех случаях (излишней будет такая проверка, например, кандидата, которого хорошо и давно знает руководитель службы безопасности) и с письменного согласия кандидатов.

Однако письменное согласие на проверку такого рода после зачисления кандидата в службе безопасности необходимо получать в любом случае.

Если в процессе проверки установлена пригодность кандидата для работы в службе безопасности, то его направляют на учебу в негосударственное образовательное учреждение (за исключением лиц, имеющих стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет). При этом особое внимание обращается на наличие лицензии у этого учреждения и качество программы обучения.

После прохождения специальной подготовки и получения лицензии охранника или детектива, целесообразно организовать стажировку его в соответствующей должности (от 1 до 6 мес.) и лишь после этого решать вопрос об его зачислении на постоянную работу в службе безопасности или увольнении.

Разумеется, такая возможность должна быть предусмотрена в контракте, который подписывается после отбора кандидата.

После зачисления сотрудника на постоянную работу наступает этап закрепления его на работе в службе безопасности. Он состоит из повышения его профессионального уровня, проведения работы по укреплению трудовой дисциплины и законности, обеспечения правовой и социальной защиты.

Известно, что полученные специальные знания (даже если они превосходные) не всегда подкреплены соответствующими умениями и навыками. Поэтому закреплению и совершенствованию этих навыков у детективов и охранников на занятиях (при отсутствии организованной учебы в службе безопасности необходимо направлять их на курсы повышения квалификации) должно уделяться первостепенное внимание.

Весьма актуальными являются также вопросы о соблюдении трудовой дисциплины и законности, укрепления физического развития, здоровья, повышения культуры. К сожалению, на практике, иногда, наблюдается обратная картина. Определенная часть сотрудников совершает правонарушения, в т.ч.

преступления, перестает уделять внимание спорту, в общении между собой, персоналом предприятия и его посетителями проявляет грубость и т.д.

Можно в связи с этим с уверенностью утверждать, что в таких службах безопасности кропотливая работа по кадровому обеспечению сводится, по сути, к поспешному и формальному отбору кандидатов, проведению только инструктажей вместо систематического обучения и полному безразличию к их поведению после работы.

В основе такого поверхностного (вместо комплексного, ныне забытого) подхода к кадрам, по наблюдению автора, лежат следующие причины:

· безразличие к судьбам сотрудников, нежелание части руководителей службы безопасности предметно заниматься воспитательной работой с подчиненными, которая, к тому же, если заниматься ею добросовестно, занимает много времени;

· отсутствие у некоторой части руководителей навыков работы с кадрами и т.д.

Устранение или нейтрализация этих причин возможна на основе внесения в должностные инструкции руководителей всех степеней конкретных обязанностей по работе с кадрами и установлению жесткого контроля за их соблюдением.

В сфере социальной защиты персонала службы безопасности необходимо соблюдать требование ст. 19 Закона по вопросам зачета трудового стажа и страхованию за счет средств предприятия-учредителя.

С целью повышения эффективности правовой защиты сотрудников службы безопасности следует неукоснительно добиваться привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством за оказание им сопротивления, угрозы или насилия в связи с исполнением ими своих обязанностей. Заметим в связи с этим, что в соответствии с ч.

3 Закона такого рода ответственность наступает только в отношении лиц, занимающихся оказанием исключительно охранных (но не детективных) услуг. Этот пробел легко устраним, если правильно применять уголовное и административное законодательство.

  • Полное и качественное обеспечение деятельности службы безопасности материально-техническими ресурсами — не только средство, но и условие повышения эффективности работы его сотрудников. Эти ресурсы условно подразделяются на следующие группы:
  • · оружие и боеприпасы;
  • · специальные средства;
  • · служебные помещения различного характера (кабинеты, караульные помещения, оружейные комнаты, стрелковые тиры, комнаты досмотра);

· вспомогательная техника (автотранспорт, видео-, кино-, фото-техника, средства оперативной радио- и телефонной связи, компьютеры и т.д.);

· средства предупреждения и защиты (охранно-пожарная сигнализация, сторожевые собаки, охранное освещение, телевидение т.д.);

· средства обеспечения нормальной деятельности сотрудников (форменное обмундирование, мебель, канцелярские принадлежности, медикаменты, бланки документов, юридическая и специальная литература и т.д.).

Обеспечение оружием, боеприпасами, спецсредствами сотрудников службы безопасности регламентировано Законом и нормативными актами Правительства, МВД и Министерства финансов России.

В отношении обеспечения некоторых средств целесообразно использовать нормативы, имеющиеся в различных министерствах и ведомствах (количество служебных собак, оборудование и размеры стрелкового тира, наличие медикаментов, расчет различных видов охранно-пожарной сигнализации и т.д.).

Сложнее решить вопрос о необходимом количестве автотранспорта, целесообразности выделения охранникам обмундирования и т.д. Следует только помнить, что без обеспечения персонала службы безопасности этими средствами эффективность его работы значительно снижается.

Кроме того, необходимо знать способы приобретения материально-технических средств. Часть из них можно получить только через органы внутренних дел (спецсредства, оружие, боеприпасы), другую часть самостоятельно, (средства связи, мебель и т.д.

), а оставшуюся часть непосредственно от предприятия-учредителя (служебные помещения, охранное телевидение и освещение и т.д.).

Наконец, последнее по счету, но не по важности, обеспечение деятельности службы безопасности информационными ресурсами.

Ссылка на основную публикацию