Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу о правовом значении, введения режима чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

При введении режима чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные следующими статьями конституции:

ст. 20 — право на жизнь; ст. 21 – достоинство личности; ч. 1 ст. 23 – неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; ст. 24 — не допущение сбора и распространения информации о частной жизни без согласия, а также право каждого на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими его права; ст.

28 – свобода совести и вероисповедания; ч. 1 ст. 34 – право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 1 ст. 40 – право на жилище; ст.

46 — гарантия судебной защиты, право на обжалование в суд действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право на обращение в международные органы по защите прав человека; ст.

47 — право на рассмотрение дела гражданина тем судом, к подсудности которого оно отнесено; ст. 48 — право на получение бесплатной юридической помощи; ст. 49 — каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его вина не будет доказана; ст.

50 — никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора; ст. 51 — право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников; ст.

52 — право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; ст. 53 — право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц; ст. 54 — никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Это исчерпывающий перечень прав, не подлежащий ограничению в условиях Чрезвычайного положения.

Остальные права и свободы, указанные в Конституции РФ могут быть ограничены, в том числе и тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.

Правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

  • Согласно которому Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в её отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
  • Чрезвычайное положение вводится при следующих обстоятельствах:
  • а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • б) чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  • Режим ЧП является временной мерой и вводится до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
  • Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.

По истечении этого срока, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен в том же порядке, как и принимался.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может вводится только указом Президента Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. (ст. 4)

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. (ст. 6)

  1. Кроме этого, Министерство иностранных дел в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.
  2. Также, МИД России в течение суток с момента введения чрезвычайного положения, уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
  3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. (ст. 7)

На территории, на которой введено чрезвычайное положение назначается комендант, для единого управления силами и средствами. (ст.18)

  • Как следует из ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении», при введении ЧП применяются следующие меры и временные ограничения:
  • а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
  • б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их Досмотра;
  • и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
  • к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
  • В случае введения чрезвычайного положения при попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженных мятежей, массовых беспорядков, террористических актов, в дополнение к вышеуказанным мерам применяются:
  • а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
  • б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный Досмотр, Досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
Читайте также:  Федеральный закон от 17.12.1994 n 67-фз (ред. от 30.03.2015) "о федеральной фельдъегерской связи"

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца. (ст. 12)

  1. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях в дополнение к мерам указанным в ст. 11 вводятся:
  2. а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  3. б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  4. в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
  5. г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  6. д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом «ж» статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом «в» настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  7. е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. (ст. 14)

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Также, причиненный ущерб возмещается организациям, имущество и ресурсы которых использовались для устранения чрезвычайной ситуации. (ст. 29)

Режим ЧС влечет за собой существенные ограничения гражданских прав, вплоть до мобилизации, изъятия имущества и т.д.

Надеюсь, что статья была Вам полезной. Подробнее смотрите на моем канале YouTube «Честный юрист».

https://www.youtube.com/embed/nyCY7ACHntg&t=1s Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

newinspire

Характеристика, цели введения, срок действия чрезвычайного положения

Характеристика чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (ред. от 12.03.2014) на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, допускающий установленные этим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

  • Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
  • Цели введения чрезвычайного положения
  • Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
  • Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
  • Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания.
  • Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации РФ.
  • В Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
  • — обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • — обоснование необходимости его введения;
  • — границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • — силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • — перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений;
  • — государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • — время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
  • Срок действия чрезвычайного положения

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.

По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным.

Но, если в течение этих сроков цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории чрезвычайного положения, основные функции и полномочия которого четко определены в статье 18 Закона «О чрезвычайном положении» (издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, устанавливает время и срок действия комендантского часа и т. п.).

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории чрезвычайного положения указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. При этом оперативным штабом руководит комендант территории чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.

Почему власти не вводят чрезвычайное положение и почему оно необходимо

Люди, запертые в дома на самоизоляцию и лишённые возможностей заработка, не довольны неэффективными действиями властей по борьбе с эпидемией и надвигающимся экономическим кризисом, поэтому и в сети, и на улицах собрались протестующие против удержания властями режима ЧП. В «Яндекс.Картах» митингующие оставили метки с резкими ми в местах расположения различных административных органов. В тоже время во Владикавказе состоялась живая акция. Несколько тысяч граждан‌ вышли на площадь из-за потери работы, боязни голода и недостаточного информирования об эпидемиологической ситуации в регионе. Они требовали отставки главы Северной Осетии — Вячеслава Битарова‌, а также «разъяснения ситуации» и материальной поддержки людей, столкнувшихся с трудностями из-за пандемии.

Мнения россиян разделились. Часть осудила протестующих за создание опасной для здоровья ситуации. Другая часть согласна, что характер «режима самоизоляции» незаконен, а у населения отсутствуют деньги для его соблюдения.

Некоторые россияне уверены, что введение предусмотренного законом режима ЧП вместо гибридного «режима самоизоляции» могло бы помочь исправить ситуацию, однако федеральные власти не спешат это делать.

В новой колонке юрист Владислав Крамер разбирает закон «О чрезвычайном положении», закон о чрезвычайных ситуациях и рассказывает, к чему уже приводит такое пренебрежение властей.

О протестах и «режиме самоизоляции» в фактах

Факт первый. Нарушение режима самоизоляции, безусловно, может спровоцировать вспышку заражений.

Факт второй. Отсутствие прямых выплат населению, особенно в бедных регионах, ставят людей перед тяжелым выбором: неимение денег на пропитание либо штрафы и риск заражения при незаконном выходе на работу. И вдобавок не забывайте, что людей уже грабят за еду.

Факт третий. «Режим самоизоляции» — не правовое понятие. Это означает, что такой режим не предусматривает никаких государственных мер, которые компенсируют налагаемые ограничения. Более того, это лицемерная формулировка, потому что «самоизоляция» — это добровольная мера. А за непринятие добровольных мер не могут применяться санкции.

Читайте также:  Публикации о банкротстве - советы юриста

Как работает механизм чрезвычайного положения

Как и на какой срок вводится ЧП?

ЧП вводится указом президента на срок, не превышающий 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. Если цели ЧП не достигнуты, то оно продлевается в том же порядке, в котором и вводится — указом президента с утверждением в Совете Федерации (статья 9 закона «О чрезвычайном положении»).

Какие существуют виды ЧП и при каком из них вводится карантин?

Согласно статье 3 есть два вида ЧП:

а) ЧП в случаях террористических актов, при попытках насильственного изменения конституционного строя, вооружённых мятежей и т. п.

б) ЧП при эпидемиях и эпизоотиях, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для каждого вида ЧП предусматриваются разные меры. В нашем случае (пункт «б») указом президента может быть, в том числе, введён карантин. Но не обязательно.

Кто управляет в режиме ЧП? Будут ли рулить военные?

Когда вводили «режим самоизоляции», в медиа звучало мнение: лучше пусть вводят «гибридные» ограничения, чем полноценное чрезвычайное положение, при котором ситуацией начнут рулить военные.

При ЧП на отдельных территориях назначаются коменданты (статья 18). Они управляют силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения.

Однако органы власти продолжают функционировать и обеспечивать текущее управление до приостановления их полномочий. Если они не справляются со своими функциями, то их полномочия приостанавливают и передают временному специальному органу управления. А если специальный орган управления тоже не справляется — федеральному органу по управлению территорией (статья 22).

Комендант подчиняется таким органам. Он устанавливает срок и время комендантского часа, но только если комендантский час был введён указом президента. Следовательно, не стоит опасаться, что заправлять всем будут военные с их известным неумением регулировать процессы, свойственные гражданской жизни. В случае ЧП они всё равно подчиняются гражданским властям.

Что написано в законе о материальной поддержке населения?

Согласно пункту 2 статьи 29 лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Это означает, что в случае введения ЧП правительство обязано издать постановление о мерах поддержки населения. В постановлении может быть написано как «всем по молочному поросёнку», так и всем «… без соли».

Однако, если есть факт материального ущерба гражданам, не принять нормативный акт в этой ситуации власти не могут.

Устранение в кризисных ситуациях права властей на бездействие — важная часть демократического механизма.

Пока что существуют постановления, касающиеся различных «долгих» мер вроде выделения жилья пострадавшим от катаклизмов. Постановления о порядке текущего регулярного снабжения продовольствием за всю историю России ещё не разрабатывались. Соответствующих механизмов не существует.

Опасность состоит в том, что вертикаль исполнительной власти основана не на принципе профессионализма, а на принципе лояльности нижестоящего чиновника вышестоящему — работать и налаживать механизмы в экстренном режиме они не привыкли.

В системе просто не задействованы достаточно профессиональные специалисты с широким спектром знаний, способные принимать правильные оперативные решения.

Последствия этого мы наблюдали при введении системы пропусков в Москве, когда полиция спровоцировала столпотворение у входов в метро, искусственно создав угрозу массового заражения. Проработка таких аспектов не требует запредельных способностей к планированию.

И, учитывая, как отпираются власти от введения режима ЧП, мы имеем полное основание опасаться, что в постановлении правительства, как и в обращениях президента, не будет никакой конкретики в части прямого обеспечения граждан. Но, по крайне мере, тогда мы воочию увидим, на что реально готовы или не готовы власти в кризисной ситуации.

Меж тем, пока что значительная часть населения не имеет финансовой подушки безопасности и не готово обеспечить себя самостоятельно.

Об ответственности. Чем рискует тот, кто вводит ЧП?

Пункт 1 статьи 28 устанавливает пределы, в которых могут применяться ограничения, связанные с ЧП. Согласно этой норме временные ограничения могут применяться только в зависимости от «остроты создавшегося положения».

Иными словами, президент и те, кто технически сопровождает реализацию его права на введение ЧП, вынуждены действовать с оглядкой на импичмент, УК РФ, КоАП и ГК РФ, по которым им согласно закону придётся отвечать за свои действия и бездействия впоследствии.

Как ЧП на ЧС подменили, избавив президента от ответственности

  • Теперь следите за руками.
  • Существует два закона:
  • 1) ФКЗ «О чрезвычайном положении»,
  • 2) ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Режимы ЧП и ЧС — два разных режима. До сих пор мы говорили о ЧП, теперь поговорим о ЧС.

Вы, наверное, читали о том, что федеральным законом от 1 апреля 2020 года правом введения режима ЧС и режима повышенной готовности наделено правительство. Раньше вводить режим ЧС могли только региональные власти. А президент имел право ввести режим ЧП при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вместе с этой поправкой в закон о ЧС внесли ещё ряд поправок. Что особо важно? Правительство и власти отдельных субъектов получили право на введение правил поведения для граждан в режиме ЧС и в режиме повышенной готовности. Ранее такого не было. Это опасно и, скорее всего, неконституционно.

Радость ситуации заключается в том, что в отличие от закона о ЧП закон о ЧС не содержит статей об ограничении срока введения режима ЧС.

Закон о ЧП является федеральным конституционным законом, и поправки в него могли быть внесены только при одобрении 2/3 Госдумы и ¾ Совета Федерации. Президент не вправе наложить вето на такие поправки.

Если бы правительство получило право на введение ЧП, то оно получило бы физическую возможность схарчить президента в течение месяца, введя режим ЧП и назначив собственные органы чрезвычайного управления.

В этом случае охрана президента, отказывающаяся соблюдать чрезвычайные ограничения, действовала бы просто вне закона.

А закон о ЧС — это федеральный закон, принимаемый в обычном порядке.

Что всё это значит?

А значит это то, что, вопреки Конституции, парламент сомнительным образом разрешил правительству и региональным властям ограничивать конституционные права граждан в режиме, который не имеет ограничения по сроку. И всё это простым административным решением, тогда как режим ЧП вводится и продлевается президентом с утверждением в Совете Федерации.

Иными словами, ответственность президента за введение или невведение режима ЧП на период пандемии COVID-19 переложили на правительство и региональные власти, которые не имеют права на введение карантина, а вынуждены вводить режим ХЗ — обязательный режим добровольной самоизоляции.

Чрезвычайное положение — это… Что такое Чрезвычайное положение?

Чрезвыча́йное положе́ние — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В США законом «National Emergencies Act» от 1976 предусматривается возможность объявления чрезвычайного положения Президентом страны сроком на 6 месяцев с правом его продления неограниченное число раз. Аналогичная возможность существует во многих европейских государствах[источник не указан 817 дней].

Чрезвычайное положение в Российской империи

Основная статья: Положение усиленной (чрезвычайной) охраны

Положение усиленной (чрезвычайной) охраны было законодательно установлено в 1881, вскоре после убийства Александра II, в качестве временной меры, но сразу же превратилось в постоянную: возобновляясь особым постановлением каждый год, исключительное в ряде регионов (прежде всего, в столицах) действовало непрерывно с 1881 года до Февральской революции.

Чрезвычайное положение в Российской империи именовалось «исключительным» и могло быть двух видов: положение усиленной охраны (более мягкий режим) и положение чрезвычайной охраны (более жесткий режим).

К чрезвычайному положению примыкал еще ряд мер по увеличению полномочий властей в регионах, примыкающих к регионам, объяленным на исключительном положении, а также общее расширение полномочий государства по всей Империи.

В некоторых случаях, во время революции 1905—1907 годов, вводилось еще более жесткое военное положение, при котором основные властные полномочия передавались военным властям.

Чрезвычайное положение в CCCР

Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» был принят в апреле 1990 года.

Согласно закону, чрезвычайное положение на территории союзных, автономных республик либо в их одной отдельной местности мог объявить Верховный совет этой союзной или автономной республики; на всей территории СССР чрезвычайное положение мог объявить Верховный совет СССР.

Президент СССР мог вводить чрезвычайное положение в отдельных местностях только с согласия Президиума Верховного совета СССР или Верховного совета союзной или автономной республики. [1]

В августе 1991 года в ходе Августовского путча чрезвычайное положение попытался ввести Государственный комитет по чрезвычайному положению, отстранивший от власти Президента СССР Михаила Горбачёва.

Чрезвычайное положение в Российской Федерации

В Российской Федерации чрезвычайное положение вводит Президент страны при обстоятельствах, предусмотренных Федеральным Конституционным Законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 30 мая 2001 года и вступил в силу с момента его опубликования. Закон заменил одноимённый акт, принятый Верховным Советом РСФСР 17 мая 1991 года.

Читайте также:  Статья 106. Принятие нотариусом документов, составленных за границей

Ранее Государственная Дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.

Новый Закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на всей территории Российской Федерации сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом Президента.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации, автоматически утрачивает свою силу по истечении трёх суток с момента его обнародования.

  • Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».
  • При введении чрезвычайного положения на всей территории страны Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода его действия, а при введении чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации выборы и референдумы не проводятся до момента отмены чрезвычайного положения при автоматическом продлении срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
  • Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
  • Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого Президентом РФ к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.
  • В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.

Чрезвычайное положение в XX веке

  • с 16 декабря 1950 по 14 сентября 1978 — в США, введено президентом Трумэном во время Корейской войны, отменено Конгрессом США после того, как было обнаружено, что состояние чрезвычайного положения по окончании Корейской войны никем не было отменено.
  • с 1978 по 2001 гг. состояние чрезвычайного положения в США вводилось или продлевалось 33 раза. [2]
  • с 1981 г. по февраль 2011 г. (около 30 лет) действовало чрезвычайное положение в Египте, введенное Хосни Мубараком, сразу после вступления в должность президента страны и отмененное после сложения им своих полномочий.
  • c 1963 г. по апрель 2011 г. (48 лет) действовало чрезвычайное положение в Сирии, введённое Партией Арабского социалистического возрождения. Президент Сирии Башар Асад пообещал отменить режим ЧП в течение ближайшей недели.

Чрезвычайное положение в XXI веке

  • 14 сентября 2001 — введено в США после терактов 9/11, неоднократно продлевалось, последний раз в сентябре 2010.
  • июль-август 2002 — не вводилось (режим ЧС — это не режим ЧП) в Московской области и ряде других областей России в связи с интенсивными лесными пожарами [3]
  • ноябрь 2007 — вводилось в Грузии
  • ноябрь 2007 — введено в Пакистане
  • март 2008 — введено в Армении
  • июнь-июль 2008 — вводилось в Монголии
  • январь 2009 — введено в Словакии
  • апрель 2009 — введено в США (вспышка свиного гриппа)
  • апрель 2009 — введено в Таиланде
  • апрель 2010 — введено в Киргизии, см Переворот в Киргизии (2010)

В августе 2010 — в семи регионах России: в Марий-Эл, Мордовии, а также во Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях[4] (лесные пожары, перекинувшиеся на населённые пункты) вводился режим чрезвычайной ситуации (не путать с чрезвычайным положением).

См. также

Ссылки

Примечания

2.1 Цели чрезвычайного положения

Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения

Понятие, сущность и содержание чрезвычайного положения следует разграничивать с подобным подходом к понятию военного положения, являющегося другой формой особого правового режима…

Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения

Глава 2. Исторический аспект, регулирующий режим чрезвычайного положения

До 1988 года в советском законодательстве не предусматривалось такой правовой категории, как чрезвычайное положение. Объяснение этому следует искать в области официальной идеологической концепции…

Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения

Глава 3. Административно-правовая характеристика режима чрезвычайного положения

В соответствии с содержанием Конституции Российской Федерации все правоотношения, связанные с действием особых правовых режимов, регулируются федеральными конституционными законами. Однако…

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

8. Административно-правовой режим чрезвычайного положения. Деятельность ОВД в условиях чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей…

Анализ программы модернизации здравоохранения в РФ

1.1 Правовые основы, цели и основные положения государственной программы модернизации здравоохранения

Здравоохранение — важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения…

Итоги федеральной целевой программы «Электронная Россия»

1.1 Цели Программы

Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти…

Наркобизнес как вид международного терроризма

1.3.1 Цели

Цели терроризма характеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических акций…

Основные цели наказания и применения их на практике в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

1.2 Цели наказания

Достижение конечной цели применения наказания зависит от успешного решения конкретных задач по использованию наказания в определенных социальных условиях, обеспечению его неотвратимости и строгой индивидуализации…

Полномочия правительства Республики Беларусь

Общие положения конституционно — правового положения Правительства Республики Беларусь — Совета Министров Республики Беларусь;

Полномочия Правительства Республики Беларусь; Акты Совета Министров Республики Беларусь; Организация и порядок деятельности Правительства Республики Беларусь. функциональный…

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

1.1 Понятие и содержание чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей…

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

2. Цели, источники правового регулирования, основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории РФ

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

2.2 Основания введения чрезвычайного положения

Статья 3 Закона характеризует обстоятельства введения чрезвычайного положения как такие обстоятельства…

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

2.3 Порядок ввода чрезвычайного положения

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе…

Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ

4. Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли…

Федеральное вмешательство в РФ

§ 2 Конституционные критерии правомерности введения чрезвычайного положения как одной из самых распространенных форм федерального вмешательства

Законодатель, формулируя государственную волю, правоприменитель, реализуя ее, обязаны учитывать правомерность и адекватность применения юридических средств для достижения поставленной цели…

Ссылка на основную публикацию