Статья 10. Полномочия советов судей

Статья 10. Полномочия советов судей

Председатель Совета судей России Виктор Момотов опасается, что новый порядок отстранения судей от должности Советом Федерации, принятый в развитие поправок в Конституцию, подорвет независимость судей. Об этом он заявил на конференции «Судебная власть в современном обществе», прошедшей 23 октября. Глава дисциплинарной коллегии Верховного суда (ВС) Сергей Рудаков призвал судей воздерживаться в социальных сетях от «политических оценок» и «дружбы», которая может нарушить их беспристрастность. При этом он не исключил регистрацию судей в социальных сетях под псевдонимами, обратив, однако, внимание, что в сети «нет никаких гарантий сохранения анонимности».

Конференцию «Судебная власть в современном обществе» организовал Тамбовский облсуд, органы судейского сообщества и журнал «Судья». Центральным на ней стало выступление председателя Совета судей, судьи ВС Виктора Момотова.

В своем докладе он сетовал на ослабление независимости судебной власти, в том числе из-за реализации поправок в Конституцию, и быстрое изменение гражданского законодательства, ставящее под угрозу правовую определенность.

Он предложил повысить государственную пошлину, взыскивать небольшие суммы налогов с граждан во внесудебном порядке и допустить искусственный интеллект к разрешению дел в упрощенном порядке.

Приводим самые яркие цитаты из его выступления (редакция «Закон.ру» выделила их полужирным шрифтом). Полный текст его доклада размещен здесь.

О последствиях поправок в Конституцию

«Напомню, что теперь Президент России наделен полномочием вносить в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий ряда категорий судей [председателя КС и его зампреда, председателя ВС и его зампредов, судей КС и ВС, председателей, зампредов и судей кассационных и апелляционных судов. — Прим. ред.] в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

  • Не вдаваясь сейчас в подробный анализ, хочу обратить Ваше внимание на один крайне важный вопрос.
  • Согласно предложенному законопроектами порядку органы судейского сообщества, к сожалению, будут исключены из участия в процедуре прекращения полномочий ряда категорий судей.
  • Предлагаемое законопроектами перераспределение полномочий между ветвями власти ведет к возникновению рисков нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной власти, что противоречит как конституционным принципам, так и международным требованиям, установленным в Бангалорских принципах поведения судей и Рекомендации Комитета министров Совета Европы «О судьях: независимость, эффективность, ответственность».
  • Решение вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям без участия органов судейского сообщества, при отсутствии элементов состязательности в процессе принятия решения, а также без возможности обжалования такого решения значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи.
  • Еще раз хочу подчеркнуть, что привлечение судьи к ответственности, в том числе к дисциплинарной, должно соответствовать гарантиям их независимости с тем, чтобы вышеназванная система не была использована для оказания силового воздействия на работу судебной власти».
  • О назначении судей

«Орган, принимающий решения об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации. Передача полномочий по подбору кандидатов на судейские должности органам судейского сообщества соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества и повышает доверие к будущим судьям.

Органы судейского сообщества должны быть независимы от внешнего давления в принятии решений и пресекать любые попытки в процессе назначения со стороны органов власти и организаций «продвинуть» своего доверенного кандидата.

Все решения, касающиеся назначения и профессионального роста судей прежде всего должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора.

Служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг, а не от личных связей, и базироваться на квалификации, моральных качествах и эффективности работы».

О давлении на судей

«Практически ежедневно судебная власть сталкивается с попытками оказать на судебную власть давление вопреки действующим законам и положениям Конституции РФ как со стороны исполнительной власти, так и законодательной. Исполнительная власть без конца предпринимает попытки сокращения финансирования судебной системы в целом, так и отдельных статей денежного содержания судьи.

Представители судебной власти сталкиваются с неконструктивной критикой представителей исполнительной и законодательной власти, которые выносят в публичную плоскость обсуждение судебных постановлений, даже порой не вступивших в законную силу, подрывая доверие общества к институтам судебной власти».

О нагрузке на судей и изменениях в законы

«Значительно увеличился объем рассматриваемых дел и число законов, применяемых судами. Из-за резкого роста объема полномочий исполнительной власти возросло количество жалоб на ее действия в суд.

Обозначилась негативная тенденция, связанная с действиями исполнительной власти, направленными на перекладывание ответственности и принятие соответствующих решений на власть судебную.

  1. Судебная власть стала перегруженной в контексте принятия решений по делам, в которых нет реального судебного спора, а есть желание у стороны в принятии соответствующего судебного постановления, подтверждающего либо право, либо обязанность.
  2. Быстро меняющееся законодательство, особенно в области гражданского права, может противоречить принципу правовой определенности».
  3. О взыскании налогов с граждан, искусственном интеллекте и государственной пошлине

«Основную нагрузку на суды составляют гражданские дела, в 2018 году судами рассмотрено 17,3 млн дел, в 2019 году уже порядка 19,6 млн гражданских дел…

В подавляющем большинстве случаев судами принимается решение об удовлетворении требований истцов, что зачастую связано с тем, что в данных исках отсутствует как таковой спор о праве между сторонами, и суд используется в качестве механизма принуждения ответчика к выполнению взятых на себя обязанностей.

Ярким примером являются иски налоговых органов к гражданам, где удовлетворяется почти 100%, ответчик обычно в суд не является и не предпринимает каких-либо процессуальных действий.

Кроме того, средняя цена таких исков несопоставима стоимости работы судьи и аппарата суда, что приводит к парадоксальной ситуации: государство несет затраты по финансированию работы должностных лиц налоговых органов, судебной системы, что в сумме значительно превышает цену самого иска, оставляя государство фактически в убытке.

В связи с чем мерой по снижению нагрузки на судей и повышению экономической эффективности являлась бы возможность рассмотрения названных и аналогичных категорий исков во внесудебном порядке, оставляя за судами рассмотрение исков, превышающих определенную «пороговую цену».

В упрощенных процедурах сегодня уже рассматривается более 75% гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции, и почти 60% дел в арбитражных судах.

Кроме расширения сферы применения упрощенных процедур некоторые страны также прорабатывают возможности использования искусственного интеллекта для рассмотрения гражданских и административных дел по бесспорным требованиям, в том числе в приказном и упрощенном производстве.

Такая работа может проводиться без судебного заседания путем обмена электронными документами, она не связана с анализом правоотношений сторон и в большей степени носит технический характер.

В России выплачиваемая истцом государственная пошлина во много раз меньше издержек по отправлению правосудия, что делает для сторон обращение в суд крайне выгодным. Низкая «цена» правосудия приводит к высокому спросу и неконтролируемому росту нагрузки на судебную систему».

Выступление судьи ВС Сергея Рудакова было посвящено проблеме присутствия судей в социальных сетях. Приводим несколько цитат и из его доклада (редакция «Закон.ру» выделила их полужирным шрифтом).

О судьях и Фейсбуке

«Определенный этический риск, который мог бы создать предпосылки для сомнений в беспристрастности судьи, возникает в связи с “дружбой” в Фейсбуке.

Проблема может возникнуть в ситуациях, когда судья принимает решение по вопросу, в котором его “друг” является участником процесса или представителем участника данного процесса. Наличие в списках “друзей” может дать предпосылки к возникновению мнения об исключительности отношении “друга” судьи, который может влиять на решение судьи при рассмотрении судебного дела».

Между тем, по моему мнению, понятие “дружбы” в сети не следует отождествлять с нормальной дружбой, т.е. с глубокими отношениями, проявляющимися регулярно посредством личного контакта и т.д. Посему нельзя однозначно сказать, что каждая дружба в Фейсбуке предполагает предвзятость судьи.

Такие ситуации следует рассматривать в каждом отдельном случае и принимать во внимание факты конкретного рассматриваемого дела. Тем не менее “друзья” в данных сетях создают свою личную сеть контактов, в которой они делятся уже опубликованными сообщениями.

Поэтому судья никогда не может быть уверен в том, где именно его сообщение или запись будут в дальнейшем опубликованы, даже если таковые были изначально опубликованы для узкого круга контактов.

Проблематичной в сети может стать публикация данных, когда пользователь делится на странице судьи своей записью с целью повлиять на решение судьи. Абсолютно неуместной в данном случае будет любая положительная реакция судьи на опубликованный материал.

Лайки в Фейсбуке относятся к выражению определенной симпатии, к одобрению либо записи, либо фотографии или видео.

Читайте также:  Статья 34. дополнительное решение

Данные “лайки” видны или могут быть видимы остальным пользователям, и в этом отношении судья должен быть осмотрительным, так как, выразив свою поддержку, он может создать впечатление о своей благосклонности к участнику процесса или его представителю».

Об общении в социальных сетях

«Помимо этого, следует сказать, что неизбирательная форма выражения мнения судьи, например вульгарные или нецензурные выражения в его записях в сети, умаляет судебную честь и этого следует избегать».

«К неуместным выражениям следует отнести и сатирическую и ироническую критику всех и всего. Если судья использует данные средства выражения, он должен обязательно учитывать обратную реакцию в той же стилистике, вплоть до цинизма. Если данное публичное взаимодействие все же произойдет, данным принижается достоинство судьи, что косвенно влияет на всю судебную власть».

  • О свободе выражения мнения
  • «Свобода выражения судьи своего мнения ограничена тем, что судья должен во всех случаях учитывать, а это относится и к публичным выступлениям, дабы его выступления не умаляли честь судебной власти, не ставили под сомнение доверие к правосудию и его личную беспристрастность и независимость.
  • Немалое значение имеет и место, где судья публикует свои посты и сообщения.
  • Если судья в блоге или на сайте публикует свое мнение (не важно в какой форме — в виде статей или в виде к другим статьям), это уже является публичным выражением того или иного мнения».

«Важно быть осмотрительным и сдержанным при участии в социальных сетях, помнить о том, что публичное представленное личное мнение о конкретных случаях может рассматриваться как официальное.

Использование при формировании личных профилей реального имени или псевдонима судьи не освобождает его от сдержанности и корректности, от обязанности совершения такого поведения, которое не навредит авторитету судебной власти и не повлечет конфликта интересов».

«Подводя итог сказанному, хотелось бы сделать некоторые выводы.

1. Любые выражения судьи (посты, комментарии, фотографии и т.п.) должны сохранять достоинство судебной должности и не должны вызывать сомнений в беспристрастности и независимости.

2. Судья не должен устанавливать такие отношения, которые бы могли создать впечатление о том, что данные отношения могут повлиять на судебные решения.

3. Судья не может комментировать незавершенный судебный процесс, не предоставлять юридических консультаций, избегать политических оценок.

И главное, судья должен помнить, что он никогда не может предугадать, где будут опубликованы его сообщения, даже если таковые были предназначены лишь узкому кругу лиц».

Внесены изменения в законодательство о судебной системе в соответствии с Конституцией

  • Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положений
    обновленной Конституции.
  • Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил
    об изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.
  • Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской
    Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского
    сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного
    судопроизводства РФ.

Закрепляется
порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

  1. Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений
    о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи
    102 Конституции.
  2. Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут
    быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их
    председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного
    Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда
    по интеллектуальным правам.
  3. Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей
    поступка, порочащего честь и достоинство
    судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих
    о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые
    предусмотрены федеральными конституционными законами.
  4. В законах закреплен перечень
    оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру
    прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,
    порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены: 
  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных
    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
    коррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства
    (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или
    иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории
    иностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми
    запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,
    владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.
Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении
остальных категорий судей действующий
порядок прекращения полномочий судей сохраняется
(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит
обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности
прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения Закона
РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования
к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведения
судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов
Российской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе
судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого
конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

  • При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим
    исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным
    законодательством для таких судей в отставке.
  • Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять
    решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах
    государственной власти региона.
  • «Изменения
    направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению
    эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности
    осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —
    сообщил Павел Крашенинников.

В совете судей рф критически отнеслись к поправкам об изменении порядка прекращения полномочий судей

23 октября в режиме ВКС прошла всероссийская научно-практическая конференция «Судебная власть в современном обществе», на которой председатель Совета судей РФ Виктор Момотов выступил с докладом на тему «Суд в современном мире: независимость, эффективность, ответственность».

Давление на судебную власть

Вначале выступления он отметил, что независимость суда − это необходимое условие выполнения судьями полномочий по справедливому и беспристрастному разрешению споров.

При этом институциональная и индивидуальная судейская независимости тесно связаны между собой, так как независимость отдельных судей может быть обеспечена только при наличии достаточной институциональной защиты независимости судебных органов.

Не менее важно обеспечить защиту независимости отдельных судей от ненадлежащего воздействия внутри судебной системы.

Виктор Момотов заметил, что практически ежедневно судебная власть сталкивается с попытками оказать на нее давление вопреки действующим законам и положениям Конституции со стороны как исполнительной власти, так и законодательной. Исполнительная власть, отметил он, без конца предпринимает попытки сокращения финансирования судебной системы в целом и отдельных статей денежного содержания судьи.

В Правительстве РФ не одобрили инициативу Верховного Суда РФ о введении нового вида госслужбы

Председатель Совета судей РФ указал, что законопроекты, направленные на принятие Закона о государственной судебной службе в Российской Федерации от 14 февраля 2017 г., до сих пор не поддержаны Госдумой, и такие примеры не единичны.

«Формирование профессионального и стабильного аппарата судебной системы является необходимым условием обеспечения качества ее работы.

Для решения проблемы высокой текучести кадров, которая сейчас составляет от 100 до 200 процентов за год, необходимо законодательно обеспечить достойный уровень гарантий и оплаты труда сотрудников аппарата судов», – подчеркнул он.

Виктор Момотов отметил, что орган судейского сообщества, принимающий решения об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации. По его мнению, передача полномочий по подбору кандидатов на судейские должности органам судейского сообщества соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества и повышает доверие к будущим судьям.

При этом он обратил внимание на то, что иерархическая организация судебной власти также не должна подрывать независимость отдельного судьи, в связи с чем с прошлого года реализуется ряд инициатив Верховного Суда, направленных на повышение стандартов судейской независимости, в том числе введен новый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Читайте также:  Глава III. Государственная регистрация заключения брака

Снижение нагрузки на суд

Совет Федерации одобрил поправки в законы, расширяющие полномочия ВККСИзменения, внесенные по инициативе Верховного Суда РФ, касаются вопросов судейской неприкосновенности и привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной ответственности

По мнению Виктора Момотова, для повышения эффективности отправления правосудия необходимо снизить судебную нагрузку.

Так, он заметил, что основную нагрузку на суды составляют гражданские дела, в 2018 г. судами рассмотрено 17,3 млн дел, в 2019 г. – уже порядка 19,6 млн гражданских дел (для сравнения: в 2019 г. рассмотрено более 7 млн дел об административных правонарушениях, 749 тыс. уголовных дел, арбитражными судами рассмотрено 1,9 млн экономических споров).

В подавляющем большинстве случаев судами принимается решение об удовлетворении требований истцов, что зачастую связано с тем, что в данных исках отсутствует как таковой спор о праве между сторонами и суд используется в качестве механизма принуждения ответчика к выполнению взятых на себя обязанностей.

В налоговых спорах удовлетворяется почти 100% исков налоговых органов к гражданам.

По мнению спикера, рассмотрение названных и аналогичных категорий исков во внесудебном порядке, оставляя за судами рассмотрение исков, превышающих определенную «пороговую цену», снизило бы нагрузку.

Кроме того, расширение сферы применения упрощенного и приказного производства, досудебных мер урегулирования споров, третейского разбирательства и отраслевого арбитража также снизило бы судебную нагрузку.

Пленум ВС утвердил список судебных примирителейИх максимальное количество в одном регионе – пять человек, при этом в Москве всего три судебных примирителя

Председатель Совета судей отметил низкую эффективность использования досудебных мер урегулирования спора. «Так, процедура медиации в прошлом году применена при рассмотрении 1,2 тыс. гражданских дел и всего по 11 экономическим спорам.

В целях развития мирного внесудебного урегулирования споров и альтернативных процедур Верховным Судом разработан и введен в действие институт судебного примирения, который направлен как на снижение уровня конфликтности в обществе, так и на уменьшение судебной нагрузки», – подчеркнул он.

Также, заметил Виктор Момотов, в международной практике эффективным механизмом снижения нагрузки на суды является введение рациональной по размеру государственной пошлины, что позволяет уменьшить количество «безнадежных» или сомнительных исков, предъявляемых недобросовестными участниками гражданского оборота, а также способствует актуализации досудебного урегулирования споров.

Решение проблемы высокой нагрузки на судей, как полагает председатель Совета судей, невозможно без утверждения научно обоснованных нормативов нагрузки и формирования судейского корпуса на их основе. Он напомнил, что попытки разработки таких нормативов предпринимаются с 2004 г.

, однако возникает сложность с критериями, которые должны учитывать не только количество дел, рассматриваемых судьей ежедневно, но и время, необходимое для анализа материалов дела с учетом особенностей процедуры подготовки дела к судебному разбирательству, необходимости проведения очного заседания, подготовки мотивированного решения и так далее. 

Реформа судебной системы от ВСАдвокаты о полномочиях, порядке образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, предлагаемых законопроектом Верховного Суда

По мнению Виктора Момотова, одним из последних ключевых решений в вопросе повышения эффективности стало создание по экстерриториальному принципу кассационных и апелляционных судов.

Он указал, что за прошедший период кассационными судами общей юрисдикции по гражданским и административным делам удовлетворено 15% жалоб, что почти в четыре раза больше, чем судами общей юрисдикции в 2019 г., когда президиумы судов областного звена в порядке выборочной кассации удовлетворили только 4% жалоб.

В уголовном судопроизводстве по правилам сплошной кассации удовлетворено 38% жалоб. Результаты работы апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда за указанный период практически полностью соответствуют результатам рассмотрения апелляционных жалоб Верховным Судом.

«Высокие показатели работы свидетельствуют о том, что новые суды стали эффективным институтом внутреннего контроля качества судебных решений, что позитивно сказывается на работе всей судебной системы», – посчитал Виктор Момотов.

К эффективному механизму оптимизации работы судебной системы он отнес и внедрение электронного правосудия и цифрового обеспечения судопроизводства, поскольку это позволяет упростить документооборот с последовательным переходом от электронного к цифровому способу передачи данных, обеспечить безопасное хранение данных, упростить процесс как для судей, так и для физических лиц и организаций.

Виктор Момотов заметил, что в России сохраняется острая проблема неисполнения судебных постановлений как государственными органами, так и частными лицами: «По статистике, ежегодно процент завершения исполнительных производств составляет около 50% , из них менее половины приходится на исполнение судебных решений».

Внесение президентом представления о прекращении полномочий судьи

Определены основания, по которым президент сможет внести представление о прекращении статуса судьиСоответствующие поправки, направленные на реализацию новых положений Конституции, уже внесены в Госдуму  

Виктор Момотов напомнил, что президент внес в Госдуму законопроекты, направленные на реализацию положений Закона о поправках к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти.  Согласно изменениям, президент наделяется полномочием вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий ряда категорий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Председатель Совета судей РФ заметил, что, согласно предложенному законопроектами порядку, органы судейского сообщества будут исключены из участия в процедуре прекращения полномочий ряда категорий судей.

Такое перераспределение полномочий между ветвями власти, считает он, ведет к возникновению рисков нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной власти, что противоречит как конституционным принципам, так и международным требованиям, установленным в Бангалорских принципах поведения судей и Рекомендации Комитета министров Совета Европы «О судьях: независимость, эффективность, ответственность» (N REC (2010)12).

«Решение вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям без участия органов судейского сообщества, при отсутствии элементов состязательности в процессе принятия решения, а также без возможности обжалования такого решения значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи», – подчеркнул Виктор Момотов. Он добавил, что привлечение судьи к ответственности, в том числе к дисциплинарной, должно соответствовать гарантиям их независимости с тем, чтобы вышеназванная система не была использована для оказания силового воздействия на работу судебной власти.

Виктор Момотов заметил, что уголовная ответственность судьи наступает за самые тяжкие правонарушения и должна являться достаточно редким явлением.

Это связано в том числе и с тем, что отбор на должность судьи происходит по серьезным критериям, призванным по возможности исключить возникновение ситуаций совершения лицом, обладающим статусом судьи, столь тяжких уголовно наказуемых правонарушений. Он рассказал, что всего в 2018 г.

в отношении 19 судей судов различного уровня были даны согласия на возбуждение уголовных дел, а в 2019 г. эта цифра составила 20 судей, что в целом свидетельствует о низком уровне противозаконного поведения судей и скорее исключительности таких случаев.

В заключение председатель Совета судей отметил, что с июля 2019 г.

Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации передано полномочие давать согласие на возбуждение уголовных дел в отношении мировых и районных судей, которое ранее осуществляли региональные квалификационные коллегии судей. Это, по его мнению, способствует повышению объективности в принятии решений и доверия к ним со стороны граждан.

Полномочия Совета судей Российской Федерации:

  • • созывает Всероссийский съезд судей;
  • • дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • • избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами;
  • • избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между съездами;
  • • изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
  • • определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
  • • представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании Российской Федерации;
  • • Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации;
Читайте также:  Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

• вправе запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности. Запросы, обращения и решения органов судейского сообщества подлежат рассмотрению в месячный срок со дня их поступления в государственные органы, общественные объединения и к должностным лицам.

Советы судей субъектов Российской Федерации:

• рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;

  1. • созывают конференции судей;
  2. • избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей
  3. • избирают членов экзаменационных комиссий субъектов РФ — по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между конференциями судей;
  4. • вправе запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.
  5. Общие собрания судей судов:

могут проводиться для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения, выборов делегатов на съезд (конференцию) судей. Общие собрания судей судов в каждом суде проводятся не реже чем один раз в год. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.

  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • 1) рассматривает заявления кандидатов на должность Председателя Верховного Суда РФ и представляет Президенту РФ свои заключения;
  • 2) рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда РФ — председателей судебных коллегий, председателя Апелляционной коллегии, заместителя председателя Апелляционной коллегии, судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • 3) рассматривает предложения Председателя Верховного Суда РФ, касающиеся представления Президенту РФ кандидатур судей Верховного Суда РФ для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда РФ, и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • 4) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
  • 5) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей, в отношении которых правомочна принимать решения с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
  1. 6) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи) судей, в назначении которых она принимала участие;
  2. 7) осуществляет квалификационную аттестацию судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов.
  3. 8) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
  4. 9) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;
  5. 10) налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, а также членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка;
  6. 11) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
  7. 12) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
  8. 13) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;
  9. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  10. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи:
  11. • принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
  12. • осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации;

• утверждает регламенты экзаменационных комиссий. Полномочия экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации: принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи:

Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава.

При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии.

Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи. Экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным Судом РФ.

79. Совет судей рф и советы судей субъектов рф: порядок формирования, полномочия

Совет
судей РФ — это высший орган судейского
самоуправления
,
формирующийся на основе выборности,
срочности и подотчетности, по установленным
нормам представительства для выражения
интересов судейского сообщества между
съездами. Совет судей Российской
Федерации является выборным органом
судейского сообщества, подотчетным
только съезду. Совет судей Российской
Федерации созывается по мере необходимости,
но не реже 2 раз в год.

Рабочим
органом Совета судей Российской Федерации
является Президиум Совета судей
Российской Федерации, который создается
для оперативного коллегиального решения
вопросов, определяемых регламентом
Совета судей Российской Федерации.
Заседания Президиума Совета судей
Российской Федерации проводятся по
мере необходимости, но не реже четырех
раз в год.

  • Совет
    судей РФ правомочен:
  • • созывает
    Всероссийский съезд судей;
  • • дает
    согласие на назначение на должность и
    освобождение от должности Генерального
    директора Судебного департамента при
    Верховном Суде Российской Федерации и
    заслушивает его годовые отчеты об
    организационном, кадровом и ресурсном
    обеспечении судебной деятельности;
  • • избирает
    судей в состав Высшей квалификационной
    коллегии судей Российской Федерации
    вместо выбывших в период между съездами;
  • • изучает,
    обобщает и распространяет опыт работы
    органов судейского сообщества,
    разрабатывает рекомендации по
    совершенствованию их деятельности;
  • • определяет
    порядок участия судей гарнизонных
    военных судов, действующих за пределами
    Российской Федерации, в работе органов
    судейского сообщества субъектов
    Российской Федерации;
  • • осуществляет
    иные полномочия, отнесенные к его ведению
    федеральными законами.

Органами
судейского сообщества, выполняющими
функции контроля, наблюдения и иной
направляющей деятельности в субъектах
РФ, являются советы
судей субъектов РФ
.
Они образуются путем выборов на
конференциях судей.

  1. Советы
    судей субъектов Российской Федерации:
  2. • рассматривают
    в период между конференциями судей все
    вопросы, отнесенные к компетенции
    конференций судей, за исключением
    избрания квалификационных коллегий
    судей субъектов Российской Федерации
    и заслушивания их отчетов;
  3. • созывают
    конференции судей;
  4. • избирают
    судей в состав квалификационных коллегий
    судей соответствующих субъектов
    Российской Федерации вместо выбывших
    в период между конференциями судей.

80. Высшая квалификационная коллегия судей рф: порядок формирования, полномочия, срок полномочий

Высшая
квалификационная коллегия судей
Российской Федерации формируется в
количестве 29 членов

коллегии. Члены коллегии из числа судей
избираются по следующим нормам
представительства:

  • от судей Верховного Суда Российской Федерации — два судьи;
  • от судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — два судьи;
  • от судей федеральных арбитражных судов округов – два судьи;
  • от судей арбитражных апелляционных судов – два судьи
  • от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — четыре судьи;
  • от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации — три судьи;
  • от судей окружных (флотских) военных судов — три судьи.

Десять
членов коллегии — представители
общественности назначаются Советом
Федерации РФ. Один член коллегии —
представитель Президента Российской
Федерации назначается Президентом РФ.

Ссылка на основную публикацию