Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

В этом материале мы рассмотрим регулирование и саморегулирование на рынке ценных бумаг, а также защиту прав и интересов инвесторов.

Законом «О рынке ЦБ» № 39-ФЗ государственное регулирование на рынке ценных бумаг представлено следующими мерами:

  • Утверждение обязательных для исполнения требований к деятельности профессиональных участников рынка и эмитентов.
  • Контроль за соблюдением эмитентами обязательств и условий.
  • Регистрация выпусков ценных бумаг.
  • Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка.
  • Недопущение нелицензированной предпринимательской деятельности на рынке ЦБ.
  • Создание институтов защиты прав владельцев ценных бумаг.
  • Определение органами государственное власти и органами местного самоуправления лимита эмиссии ЦБ, выпускаемых органами соответствующей власти.

Деятельность профессиональных участников рынка регулируется следующими видами лицензий:

  1. Лицензия профессионального участника рынка ЦБ.
  2. Лицензия фондовой биржи.
  3. Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.

Регулирование классифицируют на два типа:

  • Внутреннее. Представляет собой подчиненность участников рынка собственным нормативным документам.
  • Внешнее. Предполагает подчиненность нормативным актам государства и иных организаций, а также международным соглашениям.
  • Различают также следующие виды регулирования:
  • Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг
  • Регулирование отечественного рынка ценных бумаг осуществляется следующими органами:
  • Государственные органы исполнительной власти.
  • Саморегулируемые организации (СРО), являющиеся профучастниками рынка ЦБ.
  • Общественные организации, занимающиеся защитой прав и интересов владельцев ЦБ.

Государственные органы исполнительной власти

Федеральным органом исполнительной власти по проведению госполитики в области рынка ЦБ выступает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В функции ФКЦБ входит:

  • Разработка ведущих направлений развития рынка и координация деятельности других государственных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ЦБ.
  • Утверждение стандартов эмиссии ЦБ, включая иностранные бумаги, выпускаемые на территории России, а также порядка регистрации эмиссии.
  • Утверждение единых требований к профессиональной деятельности, связанной с ценными бумагами.
  • Лицензирование всех видов деятельности на рынке ценных бумаг и специализированных организаций.
  • Обеспечение публичного раскрытия информации об отечественном рынке ЦБ – об эмитентах, участниках, ценных бумагах и т.п.
  • Проведение регистрации ЦБ нерезидентов и иностранных государств.
  • Установление совместно с Министерством финансов правил ведения учета и составление отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка.

Наряду с ФКЦБ есть и другие государственные органы исполнительной власти, участвующие в регулировании рынка ЦБ:

  • Высшие органы власти – Госдума, Президент, Правительство.
  • Министерство финансов.
  • Центральный банк РФ.
  • Государственный комитет по антимонопольной политике.
  • Страховой надзор.

Министерство финансов имеет следующие полномочия в рамках регулирования РЦБ:

  • Регистрация выпуска ценных бумаг.
  • Выполнение функций эмитента по выпуску ЦБ на федеральном уровне.
  • Ведение Единого госреестра всех ценных бумаг, зарегистрированных на территории РФ.
  • Подготовка и аттестация специалистов в сфере ЦБ.
  • Контроль покупки крупных пакетов акций, ведение реестра обыкновенных акций.
  • Разработка правил проведения операций, осуществления учета и предоставления отчетности по сделкам.

Центральный банк является одновременно государственным органом, регулирующим фондовый рынок, и профессиональным участником, проводящим операции с ценными бумагами. Его роль в системе регулирования:

  • Установление для банков правил совершения операций на рынке ЦБ, а также учета и отчетности по сделкам с ними.
  • Лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ЦБ.
  • Регистрация выпусков ЦБ банков.
  • Ведение реестра ценных бумаг банков.

Саморегулируемые организации

СРО — это добровольные некоммерческие объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их деятельность регулируется ФЗ «О рынке ЦБ» и «О защите прав и интересов инвесторов».

Создание саморегулируемой организации происходит на основании разрешения Федеральной комиссии. Свою деятельность СРО могут реализовывать в нескольких форматах:

  • Профессиональных союзов.
  • Ассоциаций различных типов.
  • Общественных профессиональных организаций.

В число прав СРО входит:

  • Получение информации по результатам проверок деятельности своих членов.
  • Разработка правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ЦБ своими членами.
  • Создание учебных программ и планов, проведение подготовки персонала организаций и должностных лиц, которые задействованы на рынке ЦБ, определение их квалификации и выдача аттестатов.
  • Образование третейских судов для разрешения споров между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных ими товаров/услуг.
  • Представление интересов членов СРО в их отношении с органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, СРО контролируют исполнение своими членами законодательства о защите прав и интересов инвесторов на рынке ЦБ.

В саморегулируемую организацию инвесторы могут подавать жалобы на действия ее членов. По результатам рассмотрения могут выноситься следующие решения:

  • Применение санкций к нарушителю в рамках установленных правил и стандартов.
  • Исключение профучастника из состава СРО и обращение в Федеральную комиссию с просьбой о приостановлении его лицензии.
  • Направление материалов по жалобе в правоохранительные органы или иные компетентные органы исполнительной власти.

На текущий момент статусом СРО в России обладают следующие организации:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка). В 1997 году стала первой официальной саморегулируемой организацией. Сегодня ее членами могут стать юридические лица – профессиональные участники рынка, имеющие лицензию. НАУФОР вправе принимать экзамены и выдавать аттестаты квалифицированных специалистов финансового рынка.
  • ПАРТАД (профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация).
  • НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов).

Общественные организации по защите прав и интересов инвесторов

Гарантии прав инвесторов определены ФЗ от 5.03.1999 года № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Возможность объединения инвесторов — физических лиц в общественные организации предусмотрена Гражданским кодексом.

Подобные организации представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, которые созданы по инициативе граждан-инвесторов, объединившихся по принципу общности интересов для реализации общих задач и целей.

Общественные организации могут создаваться в форме общественных:

  • организаций;
  • движений;
  • фондов;
  • учреждений;
  • органов общественной самодеятельности;
  • политических партий.

Александр Иванов

  1. Более 6 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
  2. Активно инвестирую в различные направления.
  3. На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.

Этой статьей стоит поделиться c друзьями: Вам также может быть интересно:

  • Александр Иванов Кто такой андеррайтер и какую функцию он выполняет на рынке ценных бумаг Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг Википедия дает определение андеррайтингу как услугам, которые могут предоставляться финансовыми, страховыми или иными учреждениями
  • Александр Иванов Как правильно выбрать акции для покупки на фондовом рынке Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг Я привел основные параметры, на которые ориентируюсь сам при выборе ценных бумаг. Надеюсь, статья оказалась полезной для Вас.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — что это?

Нужно ли регулировать биржевые рынки?

Даже у фанатичных приверженцев свободной экономики сложился четкий ответ на этот вопрос: нужно! И необходимо! Многие обожглись на финансовых пирамидах и МММ.

Ряд откровенно грабительских для населения IPO (например «Роснефти» и ВТБ) заставил даже самых смелых усомниться в честности и прозрачности торгов. И кто сказал, что государство не должно принимать участие в управлении «невидимой рукой рынка»?

Наоборот, государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) – один из главных шагов к развитию здоровой экономики! Отсутствие мошеннических схем, инсайдерских манипуляций с ценными бумагами, единое правовое поле для всех, понятные и прозрачные правила игры – это далеко не полный перечень условий, необходимых для формирования в России правильной культуры инвестирования.

Кто регулирует рынок ценных бумаг

В список регуляторов РЦБ входят:

  • президент и правительство РФ;
  • Государственная дума;
  • Банк России;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная антимонопольная служба, а также агентство по управлению государственным имуществом.

Как происходит государственное регулирование РЦБ в России

Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумагРегулирование может быть прямым и косвенным. Прямое осуществляется с помощью нормативно-правовых актов. Именно они устанавливают единые требования, лицензируют и регламентируют действия всех участников рынка, контролируют соблюдение всех правил и норм. Этот вид включает в себя ведение различных реестров как самих участников, так и всех финансовых активов.

Косвенное воздействие на рынок ценных бумаг включает:

  • изменение процентных ставок, системы налогообложения;
  • различные принципы формирования бюджета (либо иных фондов);
  • управление пакетами акций, принадлежащих государственным структурам.

Тенденции развития регулирования РЦБ

Российский биржевой рынок еще относительно молод. Многие правила и нормы только предстоит выработать. В частности, пока нет контроля над ценными бумагами третьего эшелона, некоторые правовые акты изложены двояко. Не выработана единая концепция при обнаружении инсайдерских манипуляций.

Читайте также:  Статья 59 АПК РФ. Ведение дел в арбитражном суде через представителей (действующая редакция)

Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

Основная тенденция регулирования РЦБ должна быть одна – вернуть доверие рядового инвестора. Стоит разработать комплекс мер по защите мелких игроков, ограждая их от произвола крупных компаний. Следует ужесточить отбор компаний, чтобы сквозь сито на торги не проходили откровенные пустышки.

Заключение

Государственное регулирование – процесс сложный, тернистый путь проб и ошибок. Но только он может привести рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг к максимальной капитализации, вернуть доверие рядовых инвесторов, а также убедить крупные международные фонды и корпорации в прозрачности и открытости.

Только так можно создать один из крупнейших мировых финансовых центров, стимулировать развитие экономики и поднять ВВП страны.

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Определение 1

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Замечание 1

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.
Читайте также:  Статья 3. Адвокатура и государство

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Статья 42. Регулирование и надзор на рынке ипотечных ценных бумаг

Инна Хаванцевич

Преподаватель бизнес-анализа

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Глава 6. Полномочия государственных органов по рынку ипотечных ценных бумаг

Статья
42. Государственное регулирование и
государственный контроль на рынке
ипотечных ценных бумаг

1.

Государственное регулирование выпуска
ипотечных ценных бумаг, деятельности
ипотечных агентов и управляющих ипотечным
покрытием, а также государственный
контроль за их деятельностью осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти по рынку ценных бумаг (см.
комментарий
к статье 43)
и Центральным банком РФ в соответствии
с законодательством РФ.

  • Государственное
    регулирование рынка ценных бумаг
    осуществляется путем:

  • установления обязательных требований
    к деятельности эмитентов, профессиональных
    участников рынка ценных бумаг и ее
    стандартов;

  • регистрации выпусков эмиссионных ценных
    бумаг и проспектов эмиссии и контроля
    за соблюдением эмитентами условий и
    обязательств, предусмотренных в них;

  • лицензирования деятельности
    профессиональных участников рынка
    ценных бумаг;

  • создания системы защиты прав владельцев
    и контроля за соблюдением их прав
    эмитентами и профессиональными
    участниками рынка ценных бумаг;

  • запрещения и пресечения деятельности
    лиц, осуществляющих предпринимательскую
    деятельность на рынке ценных бумаг без
    соответствующей лицензии.

Представительные
органы государственной власти и органы
местного самоуправления устанавливают
предельные объемы эмиссии ценных бумаг,
эмитируемых органами власти соответствующего
уровня (см. ст. 38 Федерального закона «О
рынке ценных бумаг»).

Все
виды профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг, указанные в главе
2 Федерального закона «О рынке ценных
бумаг», осуществляются на основании
специального разрешения — лицензии,
выдаваемой федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг или уполномоченными им органами
на основании генеральной лицензии.

Кредитные
организации осуществляют профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг в
порядке, установленном Федеральным
законом «О рынке ценных бумаг» для
профессиональных участников рынка
ценных бумаг.

Дополнительным основанием
для отказа в выдаче кредитной организации
лицензии на осуществление профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, ее
приостановления или аннулирования
является аннулирование или отзыв
лицензии на осуществление банковских
операций, выданной Банком России.

  1. Органы,
    выдавшие лицензии, контролируют
    деятельность профессиональных участников
    рынка ценных бумаг и принимают решение
    об отзыве выданной лицензии при нарушении
    законодательства РФ о ценных бумагах.
  2. Деятельность
    профессиональных участников рынка
    ценных бумаг лицензируется тремя видами
    лицензий:

  3. лицензией профессионального участника
    рынка ценных бумаг,

  4. лицензией на осуществление деятельности
    по ведению реестра,

  5. лицензией фондовой биржи.

Условием
оказания брокером и/или дилером услуг
по подготовке проспекта ценных бумаг
является его соответствие установленным
нормативными правовыми актами федерального
органа исполнительной власти по рынку
ценных бумаг требованиям к размеру
собственного капитала и квалификационным
требованиям к сотрудникам (работникам)
(см. ст. 39 Федерального закона «О рынке
ценных бумаг»).

Постановлениями
ФКЦБ РФ были утверждены:

Порядок
лицензирования видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг
Российской Федерации (постановление
ФКЦБ РФ от 15 августа 2000 г. N 10);

Положение
о лицензировании различных видов
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг Российской Федерации
(постановление ФКЦБ РФ от 23 ноября 1998
г. N 50).

2.
Согласно части 2 ст.

42 комментируемого
Федерального закона (введенной Законом
193-ФЗ нормативные правовые акты,
устанавливающие требования в части
раскрытия информации о финансово-экономическом
состоянии, финансово-экономической
деятельности и иной финансовой информации
кредитных организаций — эмитентов
облигаций с ипотечным покрытием,
принимаются федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг (ФСФР России) по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации.

  • Согласно
    ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002
    года N 86-ФЗ «О Центральном банке
    Российской Федерации (Банке России)»
    Центральный банк Российской Федерации
    осуществляет, в частности, следующие
    функции:
  • устанавливает
    правила проведения банковских операций;
  • принимает
    решение о государственной регистрации
    кредитных организаций, выдает кредитным
    организациям лицензии на осуществление
    банковских операций, приостанавливает
    их действие и отзывает их;
  • осуществляет
    надзор за деятельностью кредитных
    организаций и банковских групп (далее
    — банковский надзор);
  • регистрирует
    эмиссию ценных бумаг кредитными
    организациями в соответствии с
    федеральными законами;
  • осуществляет
    самостоятельно или по поручению
    Правительства Российской Федерации
    все виды банковских операций и иных
    сделок, необходимых для выполнения
    функций Банка России;
  • устанавливает
    правила бухгалтерского учета и отчетности
    для банковской системы Российской
    Федерации.
  • Статья
    43. Права федерального органа исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг
  • В
    статье устанавливаются:

  • права федерального органа исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг и его
    сотрудников;

  • обязанности сотрудников ряда
    профессиональных участников рынка
    ценных бумаг по представлению документов,
    информации и даче объяснений, необходимых
    для осуществления деятельности
    федерального органа исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг.
  • 1.
    Федеральный орган исполнительной власти
    по рынку ценных бумаг вправе:

  • устанавливать требования к размеру
    собственных средств ипотечных агентов
    и порядок его расчета;

  • регулировать деятельность ипотечных
    агентов и управляющих ипотечным покрытием
    в соответствии с Федеральным законом
    «Об ипотечных ценных бумагах»;

  • устанавливать требования, направленные
    на предупреждение конфликта интересов
    управляющих ипотечным покрытием и
    специализированных депозитариев;

  • устанавливать совместно с федеральным
    органом исполнительной власти в области
    финансов правила бухгалтерского учета
    и отчетности ипотечных агентов,
    управляющих ипотечным покрытием,
    специализированных депозитариев;

  • устанавливать квалификационные
    требования к работникам управляющих
    ипотечным покрытием, специализированных
    депозитариев, а также требования к
    профессиональному опыту лиц, осуществляющих
    функции единоличного исполнительного
    органа управляющих ипотечным покрытием
    и специализированных депозитариев;

  • устанавливать требования к порядку
    погашения ипотечных сертификатов
    участия, в том числе к определению суммы,
    выплачиваемой при погашении ипотечных
    сертификатов участия;

  • осуществлять контроль за деятельностью
    ипотечных агентов, управляющих ипотечным
    покрытием, специализированных
    депозитариев;

  • устанавливать совместно с федеральным
    органом исполнительной власти,
    осуществляющим государственное
    регулирование аудиторской деятельности
    (Министерством финансов РФ), требования
    к аудиторам, имеющим право оказывать
    аудиторские услуги ипотечным агентам,
    управляющим ипотечным покрытием,
    специализированным депозитариям;

  • контролировать соблюдение Федерального
    закона «Об ипотечных ценных бумагах»,
    рассматривать жалобы граждан и юридических
    лиц, связанные с нарушениями Федерального
    закона «Об ипотечных ценных бумагах»;

  • осуществлять проверку деятельности
    ипотечных агентов, управляющих ипотечным
    покрытием, специализированных
    депозитариев;

  • утверждать правила ведения реестра
    владельцев ипотечных сертификатов
    участия;

  • направлять ипотечным агентам, управляющим
    ипотечным покрытием, специализированным
    депозитариям предписания об устранении
    нарушений Федерального закона «Об
    ипотечных ценных бумагах», нормативных
    правовых актов федерального органа
    исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг и устанавливать сроки устранения
    таких нарушений;

  • обращаться в суд с требованием о
    ликвидации юридических лиц, осуществляющих
    предусмотренную Федеральным законом
    «Об ипотечных ценных бумагах»
    деятельность без соответствующих
    лицензий или деятельность, не разрешенную
    им в соответствии с Федеральным законом
    «Об ипотечных ценных бумагах» либо
    в установленном им порядке;

  • обращаться в суд с иском в интересах
    владельцев ипотечных ценных бумаг в
    случае нарушения их прав, предусмотренных
    Федеральным законом «Об ипотечных
    ценных бумагах»;

  • устанавливать порядок определения
    размера ипотечного покрытия;

  • устанавливать дополнительные требования
    к составу сведений и правила ведения
    реестра ипотечного покрытия;

  • устанавливать дополнительные требования
    к структуре и минимальному размеру
    ипотечного покрытия;

  • осуществлять иные полномочия,
    предусмотренные Федеральным законом
    «Об ипотечных ценных бумагах»;.
Читайте также:  Статья 10. общее собрание акционеров


обращаться в Центральный банк Российской
Федерации с предложением о принятии
установленных федеральными законами
мер воздействия, включая отзыв лицензии
на осуществление банковских операций,
к кредитной организации — управляющему
ипотечным покрытием в случае несоблюдения
ею требований настоящего Федерального
закона и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также неустранения ею
нарушений в установленные сроки (см.
комментарий
к ч. 2 ст. 42).

2.

Сотрудники федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг, уполномоченные федеральным
органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг в установленном им порядке,
в целях исполнения служебных обязанностей
имеют право беспрепятственного доступа
в помещения эмитентов облигаций с
ипотечным покрытием, управляющих
ипотечным покрытием, специализированных
депозитариев, регистраторов и ознакомления
на основании запроса в письменной форме
с необходимыми документами и информацией,
которые указаны в представленном
запросе, при условии неразглашения ими
государственной тайны, служебной тайны
и коммерческой тайны.

Отношения,
возникающие в связи с отнесением сведений
к государственной тайне, их засекречиванием
или рассекречиванием и защитой в
интересах обеспечения безопасности
Российской Федерации, регулируются
Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О
государственной тайне».

Государственная
тайна — защищаемые государством сведения
в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб безопасности
Российской Федерации.

Перечень сведений,
составляющих государственную тайну, —
совокупность категорий сведений, в
соответствии с которыми сведения
относятся к государственной тайне и
засекречиваются на основаниях и в
порядке, установленных федеральным
законодательством (см. ст.

2 Закона РФ
«О государственной тайне»).

Значение
понятий «служебная тайна» и
«коммерческая тайна» установлены
в ст. 139 ГК РФ.

Информация составляет
служебную или коммерческую тайну в
случае, когда информация имеет
действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам, к ней нет свободного
доступа на законном основании и обладатель
информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности.

Сведения, которые
не могут составлять служебную или
коммерческую тайну, определяются законом
и иными правовыми актами (Перечень
сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну, утвержден
постановлением Правительством РСФСР
от 5 декабря 1991 г. N 35; в редакции
постановления Правительства РФ от 3
октября 2002 г.).

Информация,
составляющая служебную или коммерческую
тайну, защищается способами, предусмотренными
ГК РФ и другими законами.

Лица,
незаконными методами получившие
информацию, которая составляет служебную
или коммерческую тайну, обязаны возместить
причиненные убытки. Такая же обязанность
возлагается на работников, разгласивших
служебную или коммерческую тайну вопреки
трудовому договору, в том числе контракту,
и на контрагентов, сделавших это вопреки
гражданско-правовому договору (см. ст.
139 ГК РФ).

Эмитенты
облигаций с ипотечным покрытием,
управляющие ипотечным покрытием,
специализированные депозитарии,
регистраторы обязаны представлять в
федеральный орган исполнительной власти
по рынку ценных бумаг документы, иную
информацию и давать в письменной и (или)
устной форме объяснения, необходимые
для осуществления деятельности
федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг.

Постановлением
ФКЦБ РФ от 24 сентября 2003 г. N 03-40/пс Порядок
проведения проверок эмитентов,
профессиональных участников рынка
ценных бумаг, саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка
ценных бумаг и иных лицензируемых
Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг организаций.

Статья
44. Ответственность федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг за соблюдение коммерческой тайны

В
статье устанавливается ответственность
федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг за соблюдение
коммерческой тайны.

1.

Составляющие коммерческую тайну
сведения, полученные федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг в связи с осуществлением деятельности
в соответствии с Федеральным законом
«Об ипотечных ценных бумагах», не
подлежат разглашению.

2.

Сотрудники федерального органа
исполнительной власти по рынку ценных
бумаг (ФСФР) в случае разглашения ими
сведений, составляющих коммерческую
тайну, несут ответственность в порядке,
установленном законодательством РФ.
Убытки, причиненные организации таким
разглашением, подлежат возмещению в
соответствии с гражданским законодательством.

  1. Статья
    45. Предписание федерального органа
    исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг об устранении нарушения
  2. Федеральный
    орган исполнительной власти по рынку
    ценных бумаг (ФСФР) в случае выявления
    нарушения Федерального закона «Об
    ипотечных ценных бумагах»,
    законодательства РФ о ценных бумагах
    и (или) нормативных правовых актов
    федерального органа исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг эмитентом
    облигаций с ипотечным покрытием,
    управляющим ипотечным покрытием,
    специализированным депозитарием
    направляет нарушителю в установленном
    федеральным законом порядке обязательное
    для исполнения предписание об устранении
    допущенного нарушения.
  3. Статья
    46. Меры, применяемые федеральным органом
    исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг
  4. В
    статье устанавливаются меры, применяемые
    федеральным органом исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг (ФСФР) к
    профессиональным участникам рынка
    ценных бумаг.

1.

В случае нарушения эмитентом облигаций
с ипотечным покрытием, управляющим
ипотечным покрытием, специализированным
депозитарием Федерального закона «Об
ипотечных ценных бумагах», других
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации о
ценных бумагах, нормативных правовых
актов федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, неисполнения
предписания ФСФР, отказа от предоставления
информации, предоставления неполной
или недостоверной информации, а также
ложной и вводящей в заблуждение информации
ФСФР имеет право требовать от указанных
лиц устранения выявленных нарушений,
принимать меры, которые установлены
законодательством РФ об административных
правонарушениях.

Основным
актом законодательства РФ об
административных правонарушениях
является Кодексом об административных
правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г.

N
195-ФЗ (действует в редакции, вступившей
в силу с 1 января 2004 г.).

В главе 15
«Административные правонарушения в
области финансов, налогов и сборов,
рынка ценных бумаг» КоАП установлена
ответственность, в частности за совершение
следующих видов административных
правонарушений:


недобросовестная эмиссия ценных бумаг
(ст. 15.17 КоАП);


незаконные сделки с ценными бумагами
(ст. 15.18 КоАП);


нарушение требований законодательства,
касающихся представления и раскрытия
информации на рынке ценных бумаг (ст.
15.19 КоАП);


воспрепятствование эмитентом или
регистратором осуществлению инвестором
прав по управлению хозяйственным
обществом (ст. 15.20 КоАП);


использование служебной информации на
рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП);


нарушение правил ведения реестра
владельцев ценных бумаг (ст. 15.22 КоАП);


уклонение от передачи регистратору
ведения реестра владельцев ценных бумаг
(ст. 15.23 КоАП);


публичное размещение, реклама под видом
ценных бумаг документов, удостоверяющих
денежные и иные обязательства (ст. 15.24
КоАП).

2.

В случае неисполнения в установленный
ФСФР срок предписания об устранении
нарушений, а также в случае, если эти
нарушения создали реальную угрозу
законным интересам владельцев ипотечных
сертификатов участия, ФСФР вправе
приостановить выдачу ипотечных
сертификатов участия на срок до 6 месяцев.

Ссылка на основную публикацию