Статья 17. сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

Председатель ЦИК Элла Памфилова назвала вопрос о референдуме по поводу пенсионного возраста правомерным.

«Наши граждане имеют право высказывать свое мнение о том, какой должна быть пенсионной система, — уточнила она. — Все дело в качестве самого вопроса».

Секретарь комиссии Гришина добавила, что «вопрос оказался непростым» и при необходимости комиссия проконсультируется с органами соцобеспечения.

Но по мнению Центризбиркома, вопрос для референдума был сформулирован недостаточно корректно. Формулировка «возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости» с достаточной степенью не конкретизирует ее содержание для участников референдума, говорится в постановлении.

«Это относится как к отсутствию указания на определенный возраст, так и к отсутствию определения указанного в вопросе вида пенсии», — считают авторы документа. Такая формулировка может ввести участников плебисцита в заблуждение, сообщается в документе.

  • Вопрос, который выносится на референдум, может быть признан не соответствующим требованию закона «О референдуме», если он допускает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
  • Решение о корректности формулировки вопроса остается на усмотрение Центризбиркома, следует из закона о референдуме.
  • Если ЦИК установила несоответствие вопроса требованиям федерального конституционного закона, она мотивирует это в своем заключении, которое утверждается и незамедлительно доводится до сведения всех избирательных комиссий, указано в документе.
  • Источник, близкий к Кремлю, говорил РБК, что обсуждалось два варианта решения: найти аргументацию для отказа в проведении референдума или разрешить с учетом того, что, если бы коммунистам разрешили проведение референдума, они бы все равно не смогли его провести из-за жестких требований закона и сжатых сроков его подготовки.

Если бы коммунистам разрешили проведение референдума, им было бы сложно его провести из-за сжатых сроков его подготовки, подтверждает сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Юрий Гурман.

По закону за референдум должны высказаться не менее 2 млн человек из более чем половины российских регионов.

Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 суток со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Собеседник РБК в КПРФ признал, что, если бы референдум разрешили, это «было бы менее выгодным сценарием, [чем запрет]».

«Так в свое время в Москве «поймали» Валерия Рашкина (глава московского горкома КПРФ. — РБК)», — напоминает собеседник РБК в КПРФ.

В 2015 году коммунисты решили провести в Москве референдум по трем вопросам: реформе здравоохранения, образования и возвращению памятника Дзержинскому на Лубянку. Однако Мосгордума признала соответствующим требованиям законодательства только вопрос о памятнике.

КПРФ, как заявляли ее представители, собрала 150 тыс. подписей граждан в поддержку референдума, однако в назначенные сроки так и не сдала их в Мосгоризбирком.

Рашкин на пресс-конференции мотивировал это тем, что в партии решили сначала дождаться результатов судебных тяжб по отказу в вынесении на референдум вопросов о реформе здравоохранения и образования.

Но источники РБК в КПРФ рассказали, что причина была в другом: коммунисты сомневались в качестве собранных ими подписей в поддержку плебисцита. К тому же у них были сомнения, что референдум только по одному вопросу — возвращению памятника Дзержинскому — соберет требуемую законом явку: не менее 50% граждан, при которой плебисцит признается состоявшимся.

Вопрос о пенсиях

Кабмин внес законопроект о пенсионной реформе 16 июня. Он предполагает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию — до 65 лет для мужчин к 2028 году и до 63 лет для женщин к 2034 году.

К 19 июля законопроект прошел первое чтение в нижней палате парламента. После этого президент Владимир Путин признался, что ему так же, как и большинству россиян, не нравится ни один вариант повышения пенсионного возраста.

Он пообещал выслушать все мнения по этому вопросу, за исключением тех, кто «пиарится» на проблеме.

Срок внесения поправок к законопроекту для второго чтения был продлен с 18 августа до 24 сентября.

Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума

1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

2. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

3. Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

4. Установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.

5. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, – не менее 20 дней.

6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.

Читайте также:  Статья 103.5-2. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа)

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

7. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей.

Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Сбор подписей граждан

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум.

В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе города.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.

Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.

Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.

Порядок проверки достоверности подписей граждан при инициировании гражданами республиканского или местного референдума аналогичен проверке подписей при проведении выборов.

Так, подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах.

При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах, сданных инициативной группой.

Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном для проверки и учета подписей граждан при выдвижении кандидата в Президенты.

Наряду с основаниями для признания подписей недостоверными, предусмотренными статьей 61 Избирательного Кодекса (фиктивные подписи, подписи лиц, не обладающие избирательным правом, подписи лиц, выполненные от имени разных граждан одним лицом и др.

), недостоверными при инициировании референдума считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.

  • В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
  • Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе.
  • В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более
  • 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.

О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.

Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.

Читайте также:  Статья 19. право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах.

На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, районных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы.

  1. После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами, инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
  2. Центральная комиссия:
  3. проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь; составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований Избирательного Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.
  4. Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
  5. Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:
  6. нарушения срока для сбора подписей граждан; отсутствия требуемого количества подписей; выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке; представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах; установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
  7. Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы).

Сходная процедура проверки подписных листов и установления достоверности итогов сбора подписей устанавливается и при инициировании проведения местного референдума.

В зависимости от вида местного референдума (областной, районный, городской, поселковый, сельский) проверка достоверности подписей в подписных листах и подведение итогов сбора подписей в поддержку референдума осуществляется соответствующими исполнительными комитетами.

В связи с тем, что Избирательный кодекс содержит отсылочную норму (статья 125) по всем этим вопросам, указывая на возможность применения аналогичных норм, связанных с проведением республиканского референдума, на практике могут возникнуть некоторые вопросы (до настоящего времени местные референдумы на территории Республики Беларусь не проводились), требующие более детального правового регулирования. Например, при инициировании референдума в сельсовете или поселке, исходя из смысла статьи 125 Избирательного кодекса, проверку достоверности подписей граждан должны осуществлять районные исполнительные комитеты, хотя более оправданной являлась бы такая проверка сельскими и поселковыми исполнительными комитетами и др.

После сбора необходимого количества подписей инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный комитет, который в свою очередь передает этот акт в местный Совет депутатов.

Законодательством установлено, что повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее, чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее, чем через три года после проведения референдума по этому вопросу. Следует отметить, что Избирательный кодекс не содержит подобных ограничений для других инициаторов – Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания республики Беларусь, хотя в законодательстве следовало бы такие ограничения установить.

  • Если сбор подписей был произведен в соответствии с законодательством, то первый этап подготовки референдума заканчивается принятием решения о назначении республиканского или местного референдума.
  • Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе в любое время или в двухмесячный срок после внесения предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан. В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:
  • дата проведения референдума; юридическая сила решения, принятого референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов); иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.
  • Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
  • Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
  • Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

Решение о назначении местного референдума принимается соответствующим местным Советом (при назначении такого референдума на территории района в городе с районным делением такое решение принимает городской Совет депутатов, так как районные в городе Советы депутатов не образуются) не позднее 30 дней после внесения предложения граждан. Если местный референдум проводится по инициативе самого местного Совета депутатов, то срок принятия решения в законодательстве не оговаривается.

После принятия решения о назначении местного референдума местный Совет депутатов обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса, выносимого на местный референдум и (или) проекта решения местного референдума.

Такое ознакомление осуществляется путем публикации в печати, сообщениями в иных средствах массовой информации (телевидение, радио и др.).

Сама дата проведения местного референдума устанавливается не позднее 3 месяцев после его назначения.

Задача №2: Организовать проведение референдума

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
    ЗАКОН
  • О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ
  • Статья 15. Порядок
    реализации инициативы проведения
    референдума, принадлежащей гражданам
    Российской Федерации

1. Участники референдума
образуют инициативную группу по
проведению референдума.

2.

Инициативная группа
должна состоять из региональных подгрупп,
создаваемых более
чем в половине субъектов РФ
.
В каждую региональную подгруппу должно
входить не менее 100
участников
, место
жительства которых находится на
территории того субъекта РФ, где
образована региональная подгруппа.

Читайте также:  Глава VII. Взаимоотношения правительства российской федерации и органов судебной власти

3. Граждане РФ, выдвинувшие
предложение об образовании инициативной
группы, должны организовать
собрание
для
официального принятия решения об
образовании региональной подгруппы.

  1. 14. Избирательная комиссия
    субъекта
    Российской
    Федерации в течение 15
    дней
    со дня получения
    ходатайства о регистрации региональной
    подгруппы проверяет соответствие
    ходатайства и приложенных к нему
    документов требованиям, предусмотренным
    настоящим законом, и принимает одно из
    следующих решений:
  2. — о регистрации региональной
    подгруппы.
  3. — об отказе в регистрации
    региональной подгруппы.

19. Только после
регистрации региональных

подгрупп более чем
в половине
субъектов
РФ уполномоченные представители этих
подгрупп вправе зарегистрировать
инициативную группу
.

Зарегистрировать
инициативную группу они должны не
позднее чем через два месяца со дня
регистрации первой региональной
подгруппы.

Статья 17. Сбор подписей
в поддержку инициативы проведения
референдума

1. Инициативная группа
обязана собрать
в поддержку проведения референдума не
менее двух миллионов подписей
.
При этом на один
субъект РФ
должно
приходиться не
более 50 тысяч подписей
,
место жительства которых находится на
территории данного субъекта.

2. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы

3. Право сбора подписей
принадлежит исключительно членам
инициативной группы.

4. Подписи могут собираться
только на территориях тех субъектов
РФ, избирательными комиссиями которых
были зарегистрированы региональные
подгруппы.

5.

В подписном листе
ставится подпись участника референдума
и дата ее внесения, а также указываются
его фамилия, имя и отчество, дата рождения,
адрес места жительства, серия и номер
паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина. Подпись и дату ее
внесения участник референдума ставит
собственноручно. Указанные сведения
вносятся только рукописным способом,
при этом использование карандашей не
допускается.

6. Участник референдума
вправе ставить подпись в поддержку
одной и той же инициативы проведения
референдума только один раз.

10. Участие органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, органов управления
организаций независимо от форм
собственности, членов комиссий референдума
с правом решающего голоса в сборе
подписей в поддержку инициативы
проведения референдума не допускается.

Запрещается в процессе сбора подписей
принуждать участников референдума
ставить свои подписи или вознаграждать
их за это в любой форме.

Запрещается
сбор подписей на рабочих местах, в
процессе и местах выдачи заработной
платы, пенсий, пособий, стипендий, иных
социальных выплат, оказания благотворительной
помощи.

Статья 18. Представление
подписных листов в ЦИК РФ

4. Количество собранных
подписей может превышать необходимое
количество подписей, не более чем на 5
процентов (то есть максимум можно собрать
только 2 100 000 подписей).

Статья 19. Проверка
соблюдения порядка сбора подписей

1. Центральная избирательная
комиссия в течение 30 дней со дня приема
подписных листов и документов, проверяет
соблюдение порядка сбора подписей, а
также соблюдение инициативной группой
порядка финансирования своей деятельности
и правил проведения агитации по вопросам
референдума.

4. Проверке подлежит не
менее 40% (800 000) подписей от необходимого
для реализации инициативы количества
подписей.

Статья 20. Принятие
Центральной избирательной комиссией
РФ решения о результатах выдвижения
инициативы проведения референдума

2.

В случае, если количества
достоверных подписей участников
референдума достаточно для назначения
референдума и при этом количество
недостоверных и (или) недействительных
подписей составило менее 5% (40 000) от
общего количества подписей, отобранных
для проверки, Центральная избирательная
комиссия РФ указывает это в своем
решении. Данное решение Центральная
избирательная комиссия РФ не позднее
чем через пять дней со дня его принятия
направляет Президенту РФ и одновременно
уведомляет о своем решении палаты
Федерального Собрания РФ.

Статья 23. Назначение
референдума

1. Референдум назначает
Президент РФ. Не позднее чем через 10
дней со дня поступления документов.

Президент направляет их в Конституционный
Суд РФ с запросом о соответствии
Конституции РФ инициативы проведения
референдума по предложенному вопросу
(предложенным вопросам) референдума.

Конституционный Суд РФ рассматривает
данное обращение, принимает по нему
решение и направляет это решение
Президенту РФ. Решение Конституционного
Суда РФ подлежит незамедлительному
опубликованию.

2.

Если Конституционный
Суд РФ признал инициативу проведения
референдума по предложенному вопросу
(предложенным вопросам) референдума
соответствующей Конституции РФ, Президент
РФ не позднее чем через 15 дней со дня
поступления решения Конституционного
Суда назначает референдум.

Подписан закон, позволяющий применять единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей избирателей на выборах любого уровня

События

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливаются формы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и списков кандидатов на федеральных, региональных и местных выборах, формы подписных листов для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, а также порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей и основания признания их недостоверными и (или) недействительными. Это позволит применять единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей избирателей, участников референдума на выборах любого уровня, региональном и местном референдумах.

Федеральным законом также уточняется перечень документов, представляемых политической партией (её региональным отделением или иным структурным подразделением) в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов и списков кандидатов.

В частности, при выдвижении списка кандидатов не потребуется представления копии устава политической партии, поскольку она будет представляться в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, в пятидневный срок со дня государственной регистрации устава политической партии либо внесенных в него изменений. В случае выдвижения кандидатов по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам нотариально удостоверенная копия устава политической партии, а также решение о выдвижении кандидатов представляются уполномоченным представителем политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения) либо первым представившим в избирательную комиссию эти документы кандидатом, выдвинутым соответствующим избирательным объединением.

Указанные изменения вносятся в федеральные законы «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию