Чрезвычайные ситуации возникают в современном мире достаточно часто.
Средства массовой информации с завидной регулярностью сообщают о лесных пожарах, наводнениях и землетрясениях, происходящих в разных регионах страны.
Здесь нужно учитывать, что подобные ситуации всегда влекут за собой социальные последствия, поэтому граждане, оказавшиеся в районе бедствия, имеют право на поддержку со стороны государства.
Нормативно-правовая база
Основой безопасности жизнедеятельности считается Конституция Российской Федерации. В частности, здесь можно выделить следующие моменты:
- ст.37 закрепляет за каждым гражданином право на труд в условиях, которые полностью отвечают требованиям безопасности;
- ст.42 гарантирует право на благоприятную среду, своевременное информирование о её состоянии и возможность получения компенсации за причинённый вред здоровью и имуществу.
Более конкретная информация изложена в нормах Федерального и регионального законодательства.
Федеральный закон
Здесь можно обратиться к Федеральному закону № 68-ФЗ, где рассмотрены права и обязанности граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Статья 18 рассматриваемого закона определяет права пострадавших. Здесь прямо указано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, граждане России имеют право:
- защиты принадлежащей им собственности, здоровья и жизни;
- получать своевременную информацию о районах, где им может грозить опасность;
- обращаться в уполномоченные инстанции по вопросам защиты населения;
- принимать участие в ликвидации последствий ЧС;
- получать медицинское обслуживание и социальные гарантии;
- претендовать на компенсацию причинённого ущерба, в том числе, при участии в ликвидации последствий;
- получать социальные выплаты в связи с утратой работоспособности, обретенным заболеванием или инвалидностью;
- получать бесплатные консультации и правовую поддержку.
Статья 19 регламентирует обязанности граждан, оказавшихся в зоне ЧС. Сюда относятся такие положения:
- соблюдение законов и иных нормативных актов, действующих в районе чрезвычайной ситуации;
- соблюдать меры безопасности и трудовую дисциплину;
- изучать способы защиты: оказание неотложной медицинской помощи, мероприятия по спасению пострадавших, правила использования средств персональной защиты;
- неукоснительно соблюдать правила поведения при возникновении ЧС.
Важно! В законе указана обязанность оказывать содействие спасательным бригадам, если возникает такая необходимость.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”
Областной закон
На региональном уровне устанавливается порядок обращения граждан в уполномоченные инстанции за получением необходимой помощи и полагающихся денежных выплат. Помощь оказывается на основании заявления гражданина. Чтобы получить компенсацию из средств Федерального бюджета, обращение пишется на имя губернатора области или края, выплаты из региональных фондов предполагают написание заявления на имя главы местного муниципалитета. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность пострадавшего и факт проживания в зоне стихийного бедствия.
Важно! Если документы отсутствуют, нужно обратиться в суд с просьбой установить факт проживания в помещении, пострадавшем в результате катастрофы.
Чем различаются чрезвычайные ситуации, обстоятельства и положения
Несмотря на некоторую схожесть и созвучность, эти определения имеют разный юридический статус и довольно чёткое разграничение. Такое разделение появилось после вступления в законную силу Приказа МВД России № 363дсп, принятого к исполнению 24 марта 2015 года.
На основании этого подзаконного акта выделяются следующие признаки:
- Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы, несущая прямую угрозу жизнедеятельности граждан. Предполагается, что такие ситуации могут повлечь появление человеческих жертв;
- Чрезвычайное обстоятельство — угроза жизнедеятельности людей или Конституционному строю, предотвратить которую невозможно без принятия соответствующих мер. Сюда можно отнести угрозу террористических актов или захват заложников, захват объектов инфраструктуры или государственных учреждений, конфликты, возникающие на религиозной или национальной почве;
- Чрезвычайное положение — меры по обеспечению порядка, вводимые на территориях ЧС. Подчиняться таким правилам должны все без исключения, независимо от национальности, возраста и социального статуса.
Важно! В рассматриваемом приказе отмечено определение чрезвычайного происшествия. Этим термином обозначают события криминального характера, которые не подразумевают глобальных масштабов.
Права граждан на возмещение ущерба
Чрезвычайные ситуации всегда происходят спонтанно, поэтому оказавшиеся в бедственном положении граждане должны точно знать, на какую именно помощь они могут рассчитывать, какие компенсации и пособия им полагаются, в каком размере производятся выплаты.
Все перечисленные положения регулируются на государственном уровне, закреплены нормами Федерального и регионального законодательства.
Права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях или экологически небезопасных районах
Помимо ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, которая была рассмотрена выше, права граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, закреплены Основами законодательства РФ по охране здоровья гражданского населения.
В частности, ст.28 наделяет пострадавших в результате ЧС следующими правами:
- получать медицинскую помощь, включая санаторно-курортное лечение и реабилитацию на бесплатной основе;
- получать бесплатные медицинские консультации;
- получать лекарственные препараты и другие медицинские средства бесплатно;
- получать материальные компенсации в полном объёме, согласно установленным на законодательном уровне нормам.
Пособия
Пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций гражданам выплачиваются следующие виды пособий:
- по безработице, исходя из среднемесячного заработка на предыдущем месте работы;
- по инвалидности;
- пострадавшим в результате ЧС: 200 000-400 000 рублей в зависимости от степени тяжести, причинённого здоровью вреда;
- за погибших и умерших членов семей: по 1 000 000 рублей на каждого человека;
- на погребение: в размере, равном стоимости ритуальных услуг в регионе.
Сюда можно отнести единовременные финансовые выплаты:
- всем пострадавшим — 10 000 рублей на человека, но не больше 50 000 на каждую семью из регионального бюджета, и 10 000 рублей из Федерального;
- гражданам, которые были захвачены в заложники, но не получили вреда здоровью — 100 000 рублей.
Компенсация полученного ущерба
Выплачивается единовременно за вред, причинённый имуществу пострадавших. Размер компенсационных выплат зависит от характера ущерба:
- частичное повреждение — 50 000 рублей;
- полное уничтожение — 100 000 рублей.
Указанные суммы полагаются каждому члену семьи. Оценка степени повреждений проводится в соответствии с протоколом, утверждённым оперативным штабом, созданным для ликвидации последствий ЧС.
Оценка ущерба проводится в 3-дневный срок после обращения пострадавших. По результатам проверки составляются акты обследования жилого строения и имущества пострадавших. После этого, органами местного самоуправления принимается решение о включении или невключении пострадавших в списки на получение пособий и единовременной материальной помощи.
Важно! Если гражданина не включили в списки, ему должны сообщить об этом в течение 24 часов с обязательным указанием причин для отказа.
Последние новости
На рассмотрение депутатам Государственной думы был вынесен законопроект, который не позволит гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия, получать компенсации за вред, причинённый имуществу, если оно не было застраховано.
Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайных ситуаций
Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.
№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституций и Уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов.
Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В названном ФЗ в общем виде отражены права граждан РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановлению Правительства от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС:
- ЧС локального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. руб.;
- ЧС муниципального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
- ЧС межмуниципального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
- ЧС регионального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
- ЧС межрегионального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
- ЧС федерального характера – количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб.
В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.
С каждым годом число природных и техногенных чрезвычайных ситуаций неуклонно растет. Так, например, только в 2012 году произошло 8 сильнейших катастроф.
- 29декабря: землетрясение в Республике Тыва город Кызыл.
- 10 октября: наводнение в Республике Дагестан.
- 5 сентября: пожары в Сибири.
- 23 августа: наводнение в Краснодарском крае.
- 26 августа: наводнение в Приморском крае.
- 14 августа: град в Сибири город Междуреченск.
- 29 июля: лесные пожары в Сибири.
- 7 июля: массовые наводнения на юге России. Считается, что это самые сильные наводнения за последние 70 лет!
Несмотря на научно-технический прогресс, количество жертв катастроф в мире меньше не становится. В результате действия разрушительных сил ЧС помимо человеческих жертв население зачастую теряет все имущество, нажитое за долгие годы. В настоящей статье попробуем разобраться, как получить компенсацию за утраченное имущество вследствие ЧС.
Условия предоставления компенсации за пострадавшее или утраченное имущество
Подробнее про режим ЧС/ЧП/повышенной готовности и возмещение ущерба и вреда
Ранее я писал, почему власти не вводят ни режим чрезвычайной ситуации, ни карантин, ни чрезвычайное положение? Ну, чтобы причиненный вред не возмещать.
Три недели уже наблюдаю, как разные люди разными способами пытаются обосновать правоту властей, «так как он дает властям возможность вводить новые ограничения».
Мне уже приходили ссылки на видосы в WhatsApp и по другим сетям, где якобы какие-то юристы доказывают, почему введение ЧС и ЧП это плохо-плохо. И сразу наступит военное положение и расстрелы без суда и следствия. Как будто у нас суд в мирное время был.
Большой пост с такими же аргументами написал Илья Варламов со ссылками на видео Максима Каца. Он там еще призывает через тот самый суд взыскивать компенсации (ха-ха). Я — большой противник склок и интернет срачей, но выглядит как темник.
Напомню, мы все ещё живем в правовом режиме «повышенной готовности». Уже и на плато вышли, и 60 тыс. «официальных» случаев, а все готовность к чему-то.
А нежелание властей делиться с людьми деньгами и помогать бизнесу разве не доказывает правоту вывода о причинах не вводить state of emergency, как это сделали в большинстве стран мира? В общем, призываю поддержать призыв Навального к властям делать прямые выплаты из кубышки.
Разъясню. Я не цивилист ни разу, поэтому пришлось посоветоваться и покопаться дополнительно. Но многие оппонирующие мне — и вовсе не юристы, поэтому читать, слушать и смотреть их нужно с известной долей скепсиса (no bullying!).
- В законе о ЧС указано, что граждане имеют право на возмещение ущерба.
- В законе о санитарном благополучии сказано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу.
- В законе о чрезвычайном положении написано: лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, возмещается причиненный материальный ущерб.
Итак, речь идет об ущербе и вреде. И гарантии их возмещения государством в случае введения режима чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или карантина.
С ущербом все понятно. Гражданский кодекс (статья 16.1) гласит: ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Учитывая, что ущерб вместе с упущенной выгодой составляют убытки (статья 15 ГК РФ), можно сделать вывод, что упущенная выгода в результате накладываемых ограничений по этим трем законам не возмещается. Но возмещение ущерба при этом гарантировано.
Реального ущерба бизнесу ограничения причиняют немалые. Взять одну обязанность платить зарплаты по указу Путина, платить аренду и налоги, не имея возможности зарабатывать. А еще оплата хранения, консервации производства, убытки из-за пропуска срока годности и хранения, охраны и прочего на период вынужденного простоя из-за запрета деятельности.
Что касается «вреда», то Гражданский кодекс РФ такого понятия не раскрывает. При этом указано, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (статья 1064). В любом случае понятие вреда шире ущерба, поскольку в него входит физический вред и моральный вред наряду с имущественным вредом. Доказывать подлежащее возмещению придется в суде.
Главное, режим ЧС или ЧП или хотя бы карантин запускает установленные в законе обязательства, а в нынешнем положении такие ссылки невозможны, нужно сначала доказать, что режим повышенной готовности — это де-факто режим ЧС.
Введение режима ЧС или ЧП или карантина возлагает на власти обязанность возмещения вреда, и вопрос остается только в размере, сумме и определении деталей. Эти детали — кто на что может рассчитывать — должны устанавливаться постановлением правительства.
Кто не будет согласен, получит возможность обратиться в суд и требовать большего. Но уже опираясь на само обязательство властей о возмещении.
Кроме того, режим ЧС предполагает сверх возмещения ущерба еще компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (статья 18).
А при нынешнем мутном режиме повышенной готовности власти никому ничего не должны, только бизнес должен платить зарплату и нести расходы.
При этом комендантский час, закрытие административных границ, повальный досмотр и аусвайсы могут вводиться только в рамках чрезвычайного положения. При «повышенной готовности» обязательство что-либо кому-либо возмещать у власти не возникает, его еще доказывать нужно.
Перспектива такого доказывания в российском суде, особенно при такой позиции властей, ни у кого иллюзий вызывать не должна.
Оригинал
Еще раз о возмещении вреда здоровью подвергшимся воздействию радиации
Еще раз о возмещении вреда здоровью подвергшимся воздействию радиации
С большим вниманием и уважением прочитал статью в блоге Владимира Михайловича Завьялова. Очень квалифицированный и подробный разбор ситуации. Однако, хотелось бы сделать некоторые дополнения.
При рассмотрении проблемы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС следует принимать во внимание, что существует принципиальной различие между гражданами, проживавшими (проживающими) на территории, подвергшейся воздействию радиации и гражданами, направленными(командированными, призванными на специальные военные сборы) для ликвидации последствий катастрофы, тем более, что направление граждан для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС было осуществлено с существенным нарушением Конституции и законодательства СССР.
Конституция СССР не предусматривала чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и порядок привлечения граждан к ликвидации их последствий.
Во избежание правовой коллизии и для правового обоснования направления граждан в зону повышенной опасности было издано Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС РСФСР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07.05.1986 №524-156. В соответствии с Конституцией СССР, данный документ имел статус Закона, как подписанный (изданный) Президиумом Верховного Совета РСФСР.
В соответствии с пунктом 10 Постановления «пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях. Пенсии по инвалидности военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 №811-О-О для кадровых военнослужащих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не является военной службой (исполнением служебных обязанностей).
Постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 5 июня 1986 года №665-195 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды.» по формальным признакам полностью отвечает требованиям коллективного договора между представителем работодателей (Совет Министров СССР) и представителем работников (ВЦСПС). Данное Постановление так же устанавливало, что инвалидность или заболевание, полученное вследствие катастрофы на ЧАЭС должны рассматриваться как профессиональное заболевание.
Глава 5. Права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ФЗ «Об уничтожении химического оружия»)
Статья 16. Право граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду
Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Данное право обеспечивается путем проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и непосредственно персоналом объектов в пределах своих полномочий организационных, технических, социальных, экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, экологических, природоохранных и других мероприятий, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов.
Выбрать другую статью 5 главы ФЗ «Об уничтожении химического оружия»
Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г
Выбрать другую статью 5 главы ФЗ «Об уничтожении химического оружия»
Статья 18. Право граждан на медицинскую помощь
При выявлении заболевания и установлении связи заболевания с функционированием объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, гарантируются медицинская помощь и приобретение лекарств по рецептам врачей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Выбрать другую статью 5 главы ФЗ «Об уничтожении химического оружия»
Статья 19. Право граждан на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия
Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Возмещение ущерба, причиненного объектам окружающей среды вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется законодательством Российской Федерации.
Выбрать другую статью 5 главы ФЗ «Об уничтожении химического оружия»
Статья 20. Право граждан и юридических лиц на получение информации
Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения, имеют право запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, в том числе в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, у руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Предоставляемая информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия должна быть гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия предоставляется бесплатно, за исключением расходов, связанных с воспроизведением и тиражированием информации.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами умышленно искаженной или ложной информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выбрать другую статью 5 главы ФЗ «Об уничтожении химического оружия»
Статья 21. Право доступа на объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия
Граждане, представители органов государственной власти Российской Федерации, в том числе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право на посещение в ознакомительных целях объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия. Порядок посещения указанных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация о статьях, главах, законах, и кодексах представлена сайтом Правовой онлайн помощник в помощь действующим юристам и простым гражданам, которые столкнулись с не правовыми действиями в свой адрес со стороны. Кроме того Вы можете ознакомиться со статьями, и юридическими терминами.
Глава 5. Права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий
Информация
об изменениях:
Федеральным
законом
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16
настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие
в силу
с 1 января 2005 г.
-
См.
текст статьи в предыдущей редакции -
Статья
16.
Право граждан на безопасные условия
проживания, труда и благоприятную
окружающую среду - Граждане,
проживающие и работающие в зонах защитных
мероприятий, имеют право на безопасные
условия проживания и труда, коллективную
и индивидуальную защиту жизни и здоровья
в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия, а также на благоприятную
окружающую среду. - Данное
право обеспечивается путем проведения
федеральными
органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления и непосредственно
персоналом объектов в пределах своих
полномочий организационных, технических,
социальных, экономических,
лечебно-профилактических,
санитарно-гигиенических, экологических,
природоохранных и других мероприятий,
полностью исключающих или в максимальной
степени снижающих негативное воздействие
на здоровье человека и окружающую среду
при проведении работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического
оружия, в соответствии с требованиями
настоящего Федерального закона, других
федеральных законов и нормативных
правовых актов. - ГАРАНТ:
-
См.
комментарии
к статье 16 настоящего Федерального
закона
Статья
17.
Утратила
силу
с 1 января 2005 г.
Информация
об изменениях:
См.
текст статьи 17
Федеральным
законом
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 18 настоящего
Федерального закона изложена в новой
редакции, вступающей
в силу
с 1 января 2005 г.
-
См.
текст статьи в предыдущей редакции -
Статья
18.
Право граждан на медицинскую помощь -
При
выявлении заболевания и установлении
связи заболевания с функционированием
объектов по хранению химического оружия
и объектов по уничтожению химического
оружия гражданам, проживающим и работающим
в зонах защитных мероприятий, гарантируются
медицинская помощь и приобретение
лекарств по рецептам врачей в соответствии
с законодательством Российской Федерации. - ГАРАНТ:
-
См.
комментарии
к статье 18 настоящего Федерального
закона - Информация
об изменениях:
Федеральным
законом
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 19 настоящего
Федерального закона изложена в новой
редакции, вступающей
в силу
с 1 января 2005 г.
-
См.
текст статьи в предыдущей редакции -
Статья
19.
Право граждан на возмещение вреда
вследствие чрезвычайных ситуаций,
возникших при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия -
Граждане,
проживающие и работающие в зонах
защитных мероприятий,
имеют право на возмещение вреда,
причиненного их здоровью вследствие
чрезвычайных ситуаций, возникших при
проведении работ по хранению, перевозке
и уничтожению химического оружия. - Возмещение
ущерба, причиненного объектам окружающей
среды вследствие чрезвычайных ситуаций,
возникших при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия, осуществляется
законодательством Российской Федерации. - ГАРАНТ:
-
См.
комментарии
к статье 19 настоящего Федерального
закона - Статья
20.
Право граждан и юридических лиц на
получение информации - Граждане
и юридические лица, в том числе общественные
объединения, имеют право запрашивать
в органах государственной власти
Российской Федерации, в том числе в
федеральных органах исполнительной
власти, осуществляющих функции надзора
и контроля, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления, у
руководителей объектов по хранению
химического оружия и объектов по
уничтожению химического оружия информацию
в области проведения работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического
оружия. -
Предоставляемая
информация в области проведения работ
по хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия должна быть гласной
и открытой, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации. -
Информация
в области проведения работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического
оружия предоставляется бесплатно, за
исключением расходов, связанных с
воспроизведением и тиражированием
информации. -
Сокрытие,
несвоевременное предоставление либо
предоставление должностными лицами
умышленно искаженной или ложной
информации в области проведения работ
по хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия влекут ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации. - ГАРАНТ:
-
См.
комментарии
к статье 20 настоящего Федерального
закона - Статья
21.
Право доступа на объекты по хранению
химического оружия и объекты по
уничтожению химического оружия
Граждане,
представители органов государственной
власти Российской Федерации, в том числе
федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих функции надзора
и контроля, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и
общественных объединений имеют право
на посещение в ознакомительных целях
объектов по хранению химического оружия
и объектов по уничтожению химического
оружия. Порядок посещения указанных
объектов устанавливается Правительством
Российской Федерации.
- ГАРАНТ:
-
Постановлением
Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 143
утверждено Положение
о посещении объектов по хранению
химического оружия и объектов по
уничтожению химического оружия и
перечень
должностных лиц, допускаемых к посещению
этих объектов -
См.
комментарии
к статье 21 настоящего Федерального
закона
Обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями по пресечению террористического акта
УДК 347.5
Е.В. Карманова
Аспирант кафедры гражданского права и процессаПермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье исследуются обязательства из причинения вреда правомерными действиями при пресечении террористического акта. Анализируется судебная практика о компенсации вреда, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта. Исследуется механизм компенсации вреда, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта.
Выявляется связь причинения вреда правомерными действиями при пресечении террористического акта и крайней необходимости.
Ключевые слова: обязательства из причинения вреда правомерными действиями; правомерные действия; терроризм; государство; крайняя необходимость; компенсация вреда
Российское законодательство устанавливает случаи причинения вреда не только противоправными, но и правомерными действиями.
При этом причинение вреда правомерными действиями предусматривается различными федеральными законами: ГК РФ, УК РФ, а также специальными федеральными законами.
Так, правомерное причинение вреда предусмотрено и Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействие терроризму» [5].
Статья 22 данного закона устанавливает, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными. При этом статья 18 указанного закона предусматривает: вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.
Эта же статья устанавливает, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанный закон предусматривает два случая причинения вреда правомерными действиями.
Во-первых, причинение вреда правомерными действиями лицу, участвующему в совершении террористического акта. Возмещение такого вреда не осуществляется.
Во-вторых, причинение вреда правомерными действиями другим лицам при пресечении террористического акта, такой вред должен быть возмещен.
При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции.
Такие действия не являются противоправными, поскольку совершаются в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан: «В данном случае уполномоченные на причинение вреда Вооруженные Силы РФ, исполняя свои обязанности от имени Российской Федерации, действуют добросовестно, а значит, правомерно.
Следовательно, презумпция противоправности генерального деликта как бы заменяется презумпцией правомерности»[2, с. 113].
Однако судебная практика неоднозначно оценивает обстоятельства, при которых причиняется вред, в ходе контртеррористической операции. Так, по одному из дел, суд отказал в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате размещения войсковых частей ответчика (Министерства обороны РФ) на землях, принадлежащих КФХ «Олимп» (истцу).
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены на том основании, что вред подлежит возмещению как причиненный незаконными действиями государственных органов на основании ст. 1071 ГК РФ. В апелляционной инстанции решение суда не проверялось. Кассационная инстанция решение первой инстанции отменила, дело направила на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что при осуществлении контртеррористических действий в результате размещения на земельном участке истца войсковых частей был причинен ущерб урожаю озимой пшеницы и земельному участку истца, который подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Суд в кассационной инстанции пришел к следующему выводу. Действия, предпринятые в рамках контртеррористической операции, не являются противоправными, поскольку совершались в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан. В соответствии со ст.
1067 ГК РФ суд, с учетом обстоятельств причинения вреда, может освободить причинителя вреда от его возмещения полностью или частично в случае, если такой вред причинен в состоянии крайней необходимости.
Доказательств того, что опасность террористических акций могла быть устранена иными средствами, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о вине Министерства обороны Российской Федерации в причинении какого-либо вреда истцу.
При таких обстоятельствах суд решил, что отсутствуют основания для вынесения решения об удовлетворении исковых требований [7].
Таким образом, несмотря на то, что первая инстанция вынесла решение об удовлетворении исковых требований, кассационная инстанция решение отменила и иск оставила без удовлетворения, сославшись на п. 2. ст.
1067 ГК РФ о крайней необходимости, поскольку ранее действующий закон «О борьбе с терроризмом» [3] содержал ст.
17, устанавливающую, что возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
При рассмотрении другого дела суд в кассационной инстанции вынес аналогичное решение.
Водоканал обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании ущерба.
Иск о возмещении вреда, причиненного имуществу, мотивирован тем, что в декабре 1999 года при осуществлении контртеррористических действий и действий по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике в непосредственной близости от принадлежащих истцу артезианских скважин были установлены тяжелые орудия и установки залпового огня «Град». В результате колебаний почвы вышло из строя насосно-энергетическое оборудование. Стоимость восстановительных работ взыскана с Министерства обороны Российской Федерации как с причинителя вреда. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда – отмене по следующим основаниям.
Статья 21 названного закона предусматривает: при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда имуществу террористов и иным правоохраняемым интересам.
При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства самовольных либо противоправных действий подразделений Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что действия силовых ведомств осуществлялись в целях восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике, т.е. в целях предотвращения более серьезных общественно-опасных последствий для всего населения.
В соответствии со ст. 1067 ГК РФ суд может освободить от возмещения вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости, лицо, причинившее вред, а также третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред.
Учитывая, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда следует отменить, в иске отказать [6].
По нашему мнению, несмотря на то, что военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от возмещения вреда, причиненного при проведении контртеррористической операции, государство должно этот вред возмещать, поскольку государство, осуществляя борьбу с терроризмом, защищая свои (государственные) интересы, причиняет вред другим лицам, не имеющим отношения к террористической деятельности. Пресечение террористических актов есть прямая функция государства по обеспечению безопасности. И если террористические акты совершаются на территории страны – это свидетельствует только о том, что государство не смогло обеспечить безопасность своих граждан. При этом государство в обязательствах по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями, является более сильной стороной, чем лица, которым такой вред причинен. Таким образом, при отказе в удовлетворении исковых требований лиц, которым причинен вред правомерными действиями при пресечении террористических актов, суды, освобождая государство от возмещения вреда, снимали с него «ответственность» за необеспечение безопасности страны.
В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, устанавливает постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г.
№750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных последствий» [4].
Так пункт 3 постановления определяет, что Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Таким образом, постановление Правительства еще раз подтвердило право лиц, которым причинен вред правомерными действиями при пресечении террористического акта, на компенсацию этого вреда.
Также можно сделать вывод о том, что осуществление правомерных действий при пресечении террористического акта следует отнести к одному из видов крайней необходимости.
Вред при пресечении террористического акта причиняется менее ценному благу (имуществу конкретного лица), для спасения более ценного (безопасности всего государства).
При этом военнослужащие и другие лица, участвующие в контртеррористической операции, причиняют вред в состоянии крайней необходимости в интересах государства.
Поэтому вред, причиненный такими действиями, должен возмещаться по правилам, регулирующим компенсацию при крайней необходимости, а именно согласно п. 2. ст. 1067 ГК РФ, в котором предусмотрено, что суд может возложить обязанность возмещения вреда на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред (на государство).
Библиографический список
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №5, ст. 410.
-
Кокоева Л.Т., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Трушин С.А. Гражданско-правовой механизм возмещения вреда, причиненного актом терроризма: монография. М.: Юрист, 2009. 179 с.