Статья 15. понятие земельной доли

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Статьи по Наследству » Наследование имущества » Особенности раздела земельного участка

Раздел может быть совершен только того земельного участка, чьи границы установлены и зафиксированы.

Содержание

Понятие земельного участка означает часть земной поверхности определенного размера и назначения, границы и виды которой зафиксированы в соответствии с действующим законодательством РФ. Земля может находиться в государственной, муниципальной либо частной собственности, а также использоваться единолично или совместно.

Понятие муниципальной собственности означает принадлежность земли к органам администрации и иным. Понятие частной собственности предусматривает принадлежность участка физическому лицу с определенными правами на данные участок, какие были предусмотрены ЗК РФ.

Раздел земельного участка является особой юридической процедурой, при которой из единого участка определенного размера образуются несколько меньших территорий сельскохозяйственного и иного назначения.

Раздел земельного участка между собственниками предполагает, что у них совместно появится преимущественное право собственности на образовавшиеся участки, в то время как первоначальный участок прекратит свое существование.

Порядок раздела единого земельного участка сельскохозяйственного либо иного назначения включает в себя несколько этапов.

Первым является выполнение всех необходимых землеустроительных работ:

  • межевание;
  • согласование границ;
  • составление и оформление землеустроительного дела;
  • экспертиза;
  • установление порядка землепользования;
  • получение документов.

Экспертиза проводится частной или муниципальной организацией путем исследования участка и его границ.

Следующим этапом будет постановка участка на кадастровый учет в соответствующем органе и получение подтверждающих документов. Если были представлены не все бумаги, заявитель может получить отказ.

Далее составляется договор о разделе участка, либо предоставляется судебное решение. После того, как новые земельные участки сельскохозяйственного или иного назначения будут выделены для дальнейшего пользования ими, их также следует поставить на учет в соответствующих государственных органах.

Заключительным этапом станет предварительное обоснование, оформление и регистрация права собственности и землепользования на новые земельные участки, а также получение соответствующего свидетельства.

Основания и условия раздела земельного участка

Действующим законом РФ предусмотрены особые принципы, нормы и основания, при соблюдении которых процедура раздела земельного участка определенного землепользования и назначения становится правомерной.

Прежде всего, раздел может быть произведен только над тем участком, виды границ которого установлены и зафиксированы. Для этого предусмотрена специальная экспертиза землепользования, выполняющаяся государственной либо частной организацией.

Экспертиза заключается в проведении определенных процедур специального назначения, виды которых содержит договор. Проводиться экспертиза может только уполномоченной муниципальной либо коммерческой организацией.

Раздел земельного участка между собственниками может быть осуществлен на основании соглашения землепользования этих собственников либо в соответствии с принятым решением суда.

Например, раздел нажитого земельного участка при разводе предусматривает возможность заключения супругами соответствующего соглашения. Если между супругами не было принято общего решения, либо от одного из них получен отказ на раздел, второй должен обратиться в суд для урегулирования вопроса землепользования.

Земельный участок, как и другая недвижимость, входит в состав совместно нажитого имущества супругами.

Законом РФ установлены и определенные условия, при соблюдении которых у каждого собственника появляется возможность раздела участка:

  • результат выдела и раздела единого приватизированного либо федерального участка должен представлять собой образование нового участка без изменения его ранее установленного целевого назначения, например, садоводства;
  • площадь новых территорий не может быть меньше нормативов, установленных законом;
  • полученные участки обязательно должны иметь доступные места для подъезда и доступа к ним;
  • на участке не должно быть ранее наложенного временного ограничения и иных санкций, виды которых предусмотрены законом. Это касается как приватизированного, так и арендованного участка, находящегося в собственности, а также раздела совместно нажитого участка.

Правила, принципы и этапы раздела земельного участка

  • Любой земельный участок сельхозназначения, находящийся в пользовании, может являться делимым либо неделимым, так как у каждого могут иметься свои нюансы, виды и особенности.
  • Данные о том, возможно ли оформление раздела того или иного единого участка, как правило, содержатся в его ранее зарегистрированном градостроительном плане, составление и получение которого является обязательным.
  • Главным правилом раздела участка, помимо установленных законом нормативов по размерам, является и необходимость прохождения государственного учета на образовавшиеся участки и их виды, после их выдела, осуществленного и учтенного ранее.

Одним из главных принципов раздела участка является то, что прежний участок должен прекратить свое существование после выдела новых в реальном времени. При этом право собственника ранее существовавшего участка сохраняется в отношении новых участков, полученных в результате выдела.

Если ранее существовавший участок находился в общей долевой собственности, например, совместно нажитого имущества супругами, участники вправе оформить договор, установив особые условия, требования и принципы перехода прав долевой собственности. Договор подлежит обязательной регистрации, иначе может быть выдан отказ.

Законом РФ предусмотрено несколько этапов раздела земли и выдела из нее новых участков.

Первым этапом является получение согласия от других владельцев, если участок находится в совместно долевой собственности. Их отказ делает невозможной дальнейшую процедуру раздела.

Второй этап включает в себя саму процедуру раздела единого участка сельхозназначения, а также согласование и процесс выдела новых.

Третий этап является заключительным и состоит в государственной регистрации прав долевой собственности владельцев.

Раздел долей земельного участка и виды разделов

Факт наличия участка, находящегося в общей долевой собственности, заведомо предполагает, что каждый из собственников имеет абсолютно такое же право на данный участок, как и другие, независимо от размера долей.

Общее право долевой собственности образуется в том случае, если участок становится собственностью двух и более лиц на основании приватизации, решения суда, если произошло наследование, получение нажитого имущества т.д.

Право общего владения и пользования чаще всего возникает между супругами, наследниками, а также между членами всей семьи, если речь шла о ранее проведенной государственной приватизации.

Раздел земельного участка при разводе будет являться делением совместно нажитого имущества, если данная земля сельхозназначения была приобретена супругами во время их брака.

При этом преимущественное право получения и пользования землей никому принадлежать не будет.

Право требовать раздел участка, находящегося в общедолевой собственности, принадлежит каждому из владельцев, имеющему соответствующие документы, также как и отказ от раздела.

Первым и наиболее оптимальным видом раздела является договор или соглашение. Собственники подготавливают все необходимые документы, дают свое согласие на раздел и совместно подписывают договор.

Затем все требующиеся документы и договор сдаются в местный отдел администрации, с целью утверждения границ новых участков и проверки возможности раздела.

После того, как все документы будут проверены муниципальной организацией, собственник должен обратиться в Регистрационную палату для того, чтобы зарегистрировать право собственности, путем подачи письменного заявления и необходимых бумаг в установленный срок.

Иные виды раздела участка включают в себя и судебный раздел.

Он требуется в тех случаях, когда владельцы долей не могут прийти к общему решению либо считают, что их законное право ущемляется действиями других собственников долей.

Исковое заявление о разделе земельного участка и порядке установления землепользования может быть подано одним из собственников, а также иными заинтересованными лицами совместно.

Документы для раздела земельного участка и нормы раздела

Установленные законодательством РФ правила, условия, требования и особенности оформления раздела земельного участка предполагают обязательное предоставление всех необходимых документов в соответствующие органы, в установленный срок.

Действующие правила включают в себя следующие обязательные документы:

  • межевое дело и кадастровый паспорт единого участка, находящегося в долевой собственности, в котором содержится раздел с измененным земельным участком;
  • свидетельство на участок, ранее выданное уполномоченной государственной или муниципальной организацией;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие правомерность владения и землепользования данным участком;
  • письменное согласие на раздел от других владельцев долей;
  • паспорта всех владельцев общего участка.

После сбора всех необходимых документов следует обратиться в геодезическую компанию и заключить договор о проведении процедуры межевания единого участка.

Экспертиза проводится государственной либо частной организацией, которая имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности и получение всех необходимых данных.

Договор и экспертиза несут за собой определенные расходы, которые ложатся на владельца участка, находящегося в его собственности.

Помимо этого, государственной системой РФ и нормами федерального закона установлены определенные требования и особенности, которые обеспечивают возможность либо невозможность раздела конкретного участка.

Согласование единого общего участка и его раздела зависит, прежде всего, от площади территории сельскохозяйственного или иного участка.

В разных регионах данные нормативы могут представлять абсолютно различные цифры, все будет зависеть от порядка пользования участком, находящегося на данной территории, от его целевого назначения, установленного порядка землепользования и т.д.

Раздел земельного участка между наследниками и особенности такого раздела

Согласно законам РФ, наследование единого земельного участка, ранее принадлежавшего наследодателю, происходит на общих условиях, в установленном порядке.

Если наследование участка осуществляется несколькими наследниками, они совместно могут составить соглашение о разделе. Данное соглашение может быть составлено только после выдачи свидетельства о наследстве.

Его образец можно взять в нотариальной палате.

Соглашение о приобретении прав наследниками должно содержать все важные условия этой юридической процедуры, а также данные о каждом из наследников. Сюда также можно отнести сведения о порядке пользования землей, о соблюдении наследниками совместно определенных правил и об ответственности, которая может быть понесена наследником за их нарушение.

Если наследниками не было найдено общего решения о порядке раздела приватизированного либо иного участка, а также о дальнейшей схеме пользования землей, единственным выходом остается обращение в суд путем подачи иска одним наследником. Судебное решение будет принято в определенный срок, на основании представленных данных, путем их анализа и изучения.

Дальнейший раздел земельного участка между наследниками будет осуществлен на основании минимального размера территории участка. Во время рассмотрения дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проверка назначения земли, порядка пользования ею и т.д.

Читайте также:  Статья 4. принципы гражданской службы

Невозможность раздела участка, а также условия и порядок его предоставления, преимущественное право

Невозможность раздела чаще всего возникает по причине того, что площадь учтенного участка меньше установленных нормативов.

Именно из-за размера участка граждане, после того, как совместно была проведена экспертиза, часто получают отказ от уполномоченного органа муниципальной или государственной службы федерального региона.

Помимо этого, отказ часто выдают по причине отсутствия определенных документов. Отказ и вынесенное решение всегда можно оспорить, если на это имеются основания.

Порядок предоставления земельных участков сельхозназначения для пользования установлен ЗК РФ.

Участки, находящиеся в муниципальной либо государственной собственности сельскохозяйственного назначения, могут быть предоставлены гражданам для пользования – садоводства, сельхозназначения и т.д.

Участки могут находиться у граждан в бессрочном, т.е. постоянном пользовании, либо в течение временного периода, на определенный срок.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены гражданам совместно для пользования и в виде арендованного имущества.

В аренде участка большую роль играет договор, который обязательно должен содержать все важные сведения, включая допустимые виды землепользования, преимущественное право и т.д.

Реальный образец договора и его обоснование можно посмотреть в нотариальной палате либо администрации.

При этом ЗК РФ устанавливает преимущественное право покупки земли, находящейся в государственной либо муниципальной собственности, для определенных граждан.

Само понятие «преимущественное право» означает возможность как можно быстрее осуществить покупку земли для дальнейшего пользования ею. К лицам, у которых есть преимущественное право, относятся собственники объектов незавершенного строительства и иные категории. Преимущественное право не может быть передано по наследству.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как рассчитать долю в праве общей собственности на общее имущество, расчет доли земельного участка, в многоквартирном доме

Недавно меня вновь поразило некое открытие в сфере недвижимости. Оказывается, многие юристы, кадастровые инженеры и иные лица, имеющие отношение к соответствующему вопросу, не имеют общего мнения по вопросу определения доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

[1]. Доля в праве на общее имущество в многоквартирном доме

Ни для кого не секрет, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме:

  • – помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме;
  • – иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме;
  • – крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • – земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
  • Таким образом, общим имуществом является и земельный участок, и некоторые помещения в многоквартирном доме, и даже конструкции и оборудование – то есть некий комплекс объектов.

Данный комплекс объектов вместе с жилыми и нежилыми помещениями (которые не относятся к общему имуществу в многоквартирном доме) и представляет собой многоквартирный дом в широком смысле, и этот многоквартирный дом нуждается в управлении, содержании и т.п. В том числе и для этих целей законодатель вводит понятие «доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

[2]. Определение (расчет) доли

Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Проще говоря: размер доли прямо зависит от размера соответствующего помещения собственника.

С учетом фактически сложившихся отношений

20 августа 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приняла определение N 127-КГ19-12, в котором дала толкование положения Земельного кодекса Российской Федерации, касающегося определения порядка пользования земельным участком (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

В данном определении Верховный Суд РФ отразил ряд небезынтересных с правовой точки зрения выводов, которые совсем скоро могут явиться основой для формирования нового пласта правоприменительной практики по спорам долевых собственников, чья общая недвижимость расположена на предоставленном в бессрочное пользование земельном участке.

Фабула дела 

В центр спора помещен конфликт двух групп долевых собственников домовладения, находящегося в Республике Крым и состоящего из жилых строений и надворных построек.

Первая группа представлена собственницей доли в домовладении в размере 34/100 (истец), полученной по наследству от мужа.

В состав второй группы входят два собственника, владеющие долей в размере 66/100 (ответчики), которая ранее была приобретена ими у мужа истца по договору купли-продажи.    

Земельный участок, на котором расположено домовладение, был предоставлен правопредшественнику действующих собственников в 1958 году городским органом исполнительной власти в бессрочное пользование для строительства индивидуального жилого дома.

Из текста судебного акта усматривается, что стороны конфликта не могут осуществить оформление права собственности на спорный земельный участок ввиду возникших разногласий по вопросу пользования им. То есть собственники домовладения продолжают оставаться субъектами права бессрочного пользования, а предметом иска выступает требование определить порядок пользования земельным участком.

При этом стороны самостоятельно без юридического оформления определили порядок пользования строениями, входящими в состав домовладения (дома фактически распределены между истцом и ответчиками без каких-либо дополнительных работ по выделению долей).

Также истец утверждает, что к моменту приобретения ответчиками долей в праве на домовладение, сложившийся порядок пользования спорным земельным участком уже существовал. С ним, по версии истца, и согласились ответчики при приобретении доли, подписав договор купли-продажи. Кроме того, на спорном участке более 15 лет установлен разграничительный забор.    

В ходе проведенной в рамках дела строительно-технической экспертизы было установлено, что:

• площадь земельного участка по данным публичного реестра (485 кв. м) меньше площади фактически используемого сторонами земельного участка (545 кв. м)

• каждый из домов расположен на обособленной части земельного участка, оборудован изолированным входом и имеет независимую систему электро-, водо-, газоснабжения, отопления и водоотведения

• экспертом предложен вариант определения порядка пользования земельным участком, согласно которому часть участка площадью 246 кв. м предоставляется в пользование истцу, другая часть площадью 299 кв. м – ответчикам.

Суды первой и апелляционной инстанций оставили иск без удовлетворения.

Главным аргументом Железнодорожного районного суда города Симферополя явилось то, что порядок пользования земельным участком, предложенный экспертом с учетом фактической площади земельного участка (545 кв. м), не соответствует долям собственников в праве общей долевой собственности на домовладение, что, по мнению суда, нарушает абз. 2 п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

  • Верховный Суд Республики Крым в своем апелляционном определении признал упомянутый довод суда первой инстанции неправовым, однако оставил решение без изменения как соответствующее закону, указав, что определение порядка пользования земельным участком возможно лишь после определения судом порядка пользования расположенными на таком участке строениями либо одновременно с ним, а также после оформления в установленном законом порядке права пользования земельным участком, установления его границ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.    
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с правовой аргументацией судов нижестоящих инстанций, отменила принятые ими судебные акты и направила дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
  • Выводы Верховного Суда РФ и их практическое значение.   
  1. Действующее законодательство не устанавливает необходимости точного соответствия выделяемой в пользование части земельного участка размеру доли в праве общей долевой собственности на здание.    

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Буквальное прочтение данного положения раскрывает не менее двух аспектов, учитываемых судами при определении порядка пользования участком: а) размер доли в праве собственности на здание; б) сложившийся порядок пользования земельным участком. Причем наличие между ними союза «или» подразумевает, что оба упомянутых критерия не могут быть использованы одновременно.

Читайте также:  Статья 23. Исключена. - Федеральный закон от 30.12.1999 N 223-ФЗ.

Кроме того, сама формулировка нормы (фраза «с учетом») дает понять, что указанные критерии являются для судов неким законодательным ориентиром в принятии справедливого решения, но вовсе не означает невозможности отступить от такого ориентира в случае необходимости. А необходимость в рассматриваемом деле как раз имеется.

Из текста определения Судебной коллегии следует, что часть спорного земельного участка, находящаяся в фактическом пользовании истца, имеет существенные недостатки. Так, доступ к участку возможен по узкому проходу общей площадью 42 кв.

м, одна из сторон которой является подпорной стеной к косогору с перепадом высоты около трех метров, а под вымощенной бетонными плитами дорожкой со стороны улицы устроена система для отвода ливневых вод с вышерасположенного земельного участка.

Таким образом, если бы суд выделил истцу в пользование часть спорного земельного участка, соответствующую его доле в праве собственности на домовладение (34/100), это привело бы к тому, что часть участка, необходимая для обслуживания строений истца, оказалась бы в пользовании ответчиков, что не позволило бы истцу в полной мере реализовать свои правомочия владения и пользования строениями.

https://www.youtube.com/watch?v=K-DZnTM0C4Q\u0026t=81s

Чтобы глубже вникнуть в логику Верховного Суда РФ, следует обратиться к практике разрешения аналогичного вопроса на примере общих положений Гражданского кодекса РФ об определении порядка владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Нередко встречаются случаи, когда доля одного из сособственников в праве на общее здание настолько мала, что произвести раздел такого здания в натуре либо выделить из него долю не представляется возможным.

Однако это вовсе не означает, что собственник в обязательном порядке будет принудительно лишен своей доли с последующей выплатой ему компенсации (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

В случае, когда сособственники не ставят своей целью раздел общего недвижимого имущества, однако не могут прийти к согласию в вопросе владения и пользования им, у каждого из них есть право обратиться в суд с иском об определении порядка владения общим имуществом (п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в п. 37 Постановления N 6/8 от 01.07.

1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что такое право имеет и собственник, долю которого невозможно выделить, в том числе, по причине ее незначительного размера. Разрешая такое требование, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из сособственников в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования.

Представляется очевидным, что данную позицию можно и следует применять по аналогии и к правоотношениям лиц, произрастающим из совместного пользования земельным участком, переданным таким лицам в бессрочное пользование.

В рассматриваемом определении Верховный Суд РФ указал на то, что важнейшими вопросами, подлежащими исследованию в подобных делах, является вопрос нуждаемости каждого из пользователей земельного участка в использовании той или иной его части и сложившийся порядок пользования участком. А также что несоразмерность передаваемой собственнику части участка его доле в праве на домовладение может быть устранена путем предоставления денежной компенсации.     

Поскольку за 15 лет у сторон сложился некий порядок пользования спорным земельным участком (и даже существует разграничительный забор), суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, вероятно, будет вынужден принять данное обстоятельство во внимание, как и недостатки той части земельного участка, которой пользуется истец.                   

Таким образом, Верховный Суд в своем определении подтвердил наличие у судов возможности проявлять определенную степень гибкости при разрешении споров об определении порядка пользования земельными участками, что гипотетически будет способствовать принятию судами справедливых решений по данной категории споров с учетом всех особенностей конкретного участка и сложившихся отношений долевых собственников зданий.     

  1. У долевых собственников сооружения отсутствует обязанность определять в суде порядок владения и пользования им до обращения в суд с иском об определении порядка пользования земельным участком, на котором такое сооружение расположено. 

В самом деле, обстоятельства таковы, что истец и ответчики определили порядок пользования домовладением самостоятельно, спор между сторонами по данному вопросу отсутствует. Вместе с тем суд апелляционной инстанции в своем определении пришел к выводу о необходимости разрешения в судебном порядке и этого вопроса до принятия решения по настоящему делу либо одновременно с ним.  

Судебная коллегия Верховного Суда РФ констатировала факт отсутствия в законе такого требования.

Позиция о незаконности возложения на лиц обязанности обращаться за судебной защитой своих прав и законных интересов в ситуации, когда отсутствует спор о праве, представляется логичной и соответствующей принципу недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Не содержат действующие нормативно-правовые акты и положений, обязывающих долевых собственников сооружений переоформлять право пользования земельным участком (приводить документы в соответствие законодательству РФ), а равно и осуществлять установление границ (межевание) такого земельного участка.  

Существенным вопросом, практически не затронутым определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 20.08.2019 г.

N 127-КГ19-12, осталось соотношение фактически используемой собственниками площади и площади земельного участка по данным правоустанавливающих и правоподтверждающих документов.

По всей видимости, дать правовую оценку данному обстоятельству и определить степень влияния на исход конфликта предстоит уже Железнодорожному районному суду города Симферополя при новом рассмотрении дела.

Порядок расчёта и предоставления земельных долей

Детальный порядок расчета и предоставления земельных долей, а также распоряжения ими определен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»[1].

При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли.

  • На получение в собственность земельных долей имеют право:
  • – работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации по сокращению численности работников после 1 января 1992 г, а также временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, женщины, находящиеся в отпуске по беременности, родам, уходу за ребенком). В их число не включаются работники временные, сезонные, работающие по гражданско-правовым договорам, совместители;
  • – пенсионеры, вышедшие на пенсию в данной сельскохозяйственной организации (или той, которая располагалась на этих землях до реорганизации) и проживающие на ее территории;
  • – лица, занятые в социальной сфере на селе работники организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образования, расположенных на территории сельскохозяйственной организации;
  • – наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
  • Важно подчеркнуть, что перечисленные лица имеют право на первичное получение земельной доли только в одной сельскохозяйственной организации.
  • Размер индивидуальной земельной доли устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении.
  • Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства за исключением земельных участков:
  • — включенных в фонд перераспределения земель;
  • — переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
  • — переданных данному хозяйству в аренду;
  • — используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель. Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.

Размер земельной доли рассчитывается в гектарах и баллогектарах.

Так, размер земельной доли в гектарах рассчитываются путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной организации на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей Общая площадь земельных долей определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии – по государственному акту. Размер земельной доли в баллогектарах рассчитывается путем деления суммы баллогектаров всех сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую собственность на всех лиц, имеющих на это право.

З.С. Беляева, О.А. Самончик, Э.И. Павлова, Л.П. Фомина указывают, что при этом был установлен размер районной доли, который определялся путем деления площади продуктивных земель района на число граждан занятых в сфере сельскохозяйственного производства[2].

  1. Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют, так сказать, в документальном выражении, до тех пор, пока в установленных законом, случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного участка, равного по размеру установленной земельной доле.
  2. Если площадь земельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно, окажется меньше площади прежних земельных угодий, члены коллектива имеют приоритетное право выкупить или арендовать оставшиеся участки.
  3. Индивидуальная земельная доля определяется условно в натуральном (в гектарах) или стоимостном (50-кратный налог на землю) выражении.
  4. Для избегания потенциально возможного излишнего дробления землепользования и соблюдения принципа социальной справедливости целесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям работников, заведомо не желающим вести индивидуальное производство на земле (например, пенсионерам, не имеющим наследников в данном хозяйстве), изначально предусматривать компенсацию земельной доли имущественной.
  5. Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами:
  6. — получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю — не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;
  7. — внести их в уставной капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется;
  8. — внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его
  9. часть в него реорганизуется;
  10. — продать их целиком или частично другим владельцам долей;
  11. — передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.
  12. Собственники земельных долей имеют право на выдел земельного участка в натуре как для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, так и для расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.
  13. Для выделения одной или нескольких земельных долей в натуре в любых правомерных целях собственники земельных долей подают заявления в администрацию района (города) на имя представителей сособственников земельного участка или на имя руководителя сельскохозяйственной организации, которая использует земельный участок.
Читайте также:  Статья 103.5-2. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа)

Не позднее чем через месяц со дня подачи заявления» о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей.

В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные земельные участки. Такое решение должно быть принято единогласно.

Единогласие считается достигнутым, если в течение месяца со дня уведомления каждого сособственника о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделяемых земельных долей, или способе его определения заявители и внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации не получили возражений в письменной форме ни от кого из сособственников.

  • Если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, который представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.
  • При наличии разногласий между сособственниками и заявителями или между несколькими заявителями по поводу выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
  • При несогласии собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.

Законодательство субъектов Российской Федерации вносит в установленный порядок отдельные дополнения и уточнения. Так например, Законом Свердловской области от 6 декабря 1995 г.

№ 92 «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области»[3] определено, что собственник земельной доли, подавший заявление о выделении ее в натуре, вправе обратиться в суд, если собрание собственников земельных долей отказывает в предоставлении участков, уклоняется от принятия решения или допускает просрочку с принятием решения, а также, если он не согласен с решением собрания.

Этим же Законом предписано предоставлять для крестьянских хозяйств земельные участки, имеющие кадастровую оценку, как правило, на уровне средней кадастровой оценки по данному хозяйству. Если же качество земель окажется ниже этой оценки, органы местного самоуправления устанавливают для таких хозяйств налоговые и иные льготы.

[1] САПП РФ 1995. № 96. Ст. 1478; 2002. № 71. Ст. 997.

[2] Беляева З.С., Самончик О.А., Павлова Э.И., Фомина Л.П. Аграрная реформа в российской федерации: правовые проблемы и решение. М.,1998. С.208.

[3] Закон Свердловской области от 6 декабря 1995 г. № 92 «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» // Свердловские вести. 1995. № 16. С.4.

Новости аграрного рынка и сельского хозяйства → Не выделил земельную долю? Можешь с ней попрощаться!

Правительство России решило больше не церемониться с пайщиками-молчунами. В 2020 году они останутся без земли: их доли могут отойти государству.

Минсельхоз РФ разработал законопроект, который завершит выдел земельных долей. Произойдёт это в духе современной России, под лозунгом: «Всё ничейное станет государственным». Так что если вы попадаете в число «потенциальных обездоленных», начинайте действовать сегодня же.

Кому грозят лишения?

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа сельскохозяйственной землёй.

Работники колхозов и совхозов получили в подарок от государства непонятное тогда ещё, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Это свалившееся на голову селянину счастье обозначалось как тысячная дробь или определённое количество баллогектаров. Что делать с щедрым подарком, представляли смутно.

Со временем земельные пайщики поделились на две категории: тех, кто был порасторопнее, и тех, кто жил по инерции.

Те, кто был порасторопнее, свои земельные доли выделили в натуре.

Участки, образованные из общего земельного массива, были поставлены на кадастровый учёт, а их владельцы получили зарегистрированное право собственности — либо на обыкновенные земельные участки (где 1 участок = 1 хозяин), либо на земельные участки в долевой собственности (в случаях, когда участок в счёт своих долей выделяла группа единомышленников). Эти люди могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Те же, кто жил по инерции, особенно в земельные вопросы не вникали, межеванием предпочитали не заниматься (недешёвое удовольствие!) и довольствовались уже тем, что регулярно получают арендную плату. Так в России образовались огромные земельные массивы с сотнями собственников (часть из которых всё ещё жива, часть — отошла в разряд «мёртвых душ»).

Так вот.

Тем, кто, получив земельную долю, никогда ничего не межевал и до сих пор состоит в так называемом общем земельном массиве, как раз и стоит беспокоиться.

За них-то и примутся наши доблестные чиновники. Вернее, не за них, а за их земли, которые до сих пор не поставлены на учёт.

  • Согласно законопроекту Минсельхоза, 1 января 2020 года органы местного самоуправления (ОМС) получат право:
  • а) заказать кадастровые работы на эти земельные массивы;
  • б) уточнить местоположение и границы участков;
  • в) зарегистрировать землю.

Таким образом, органы местного самоуправления проделают всю ту работу, которую в своё время не провели собственники земли. И проделают, конечно, не без пользы для себя: участок будет зарегистрирован в качестве бесхозного и через год сельская администрация (или муниципальный район) сможет получить его в собственность. 

Земле давно нужен был порядок

В том, что правительство России решило «пригосударить» землю, нет ничего удивительно. Давно к этому шло.

Лет десять, если не больше, власти призывают собственников земельных паёв навести порядок, выделить доли и оформить свою собственность, как полагается.

Последняя попытка была предпринята в 2010 году, когда ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» был дополнен пунктом 3 ст. 19.1.

Этот пункт обязал местные администрации организовывать собственников-молчунов: помочь им провести общее собрание и протолкнуть вопрос о межевании и проведении кадастровых работ.

Эту работу сельские чиновники должны были активизировать ещё в 2013 году. Предполагалось, что за пару лет выдел земельных долей в России будет завершён.

Но, видимо, что-то пошло не так. То ли собственники не находились, то ли не хотели скидываться на кадастрового инженера – короче, федеральное правительство решило, что дальше это терпеть нельзя. Землю будут межевать в принудительном порядке — и забирать. У земли должен быть хозяин.

Кстати, по этой же причине муниципалитеты могут больше не церемониться с невостребованными земельными долями.

Раньше им приходилось долго и нудно судиться за доли «потеряшек», а суды постоянно норовили отказать в иске: то ответчик не надлежащий, то хозяин доли умер, то невозможно найти его наследников…

Законопроект облегчит жизнь сельским администрациям: теперь судиться ни с кем не нужно. Дождался 2020 года — и межуй в своё удовольствие любые бесхозные доли.

Что делать?

Выход для пайщиков есть один: как можно быстрее организовываться и выделять долю в натуре, ставить её на кадастровый учёт, регистрировать в Росреестре право собственности. Пока не поздно.

Крепко задуматься о своём будущем стоит и сельхозтоваропроизводителям, которые обрабатывают не отмежеванные ещё поля. На месте таких аграриев я бы донесла до реальных, живых пайщиков опасность потерять землю и призвала бы их выделять участки в счёт своих долей. В противном случае земля станет государственной — и может быть сдана в аренду или продана другому сельхозпроизводителю.

Минсельхоз пишет, что по состоянию на 1 января 2016 года общая площадь невостребованных земельных долей составила 16,8 млн. га. С учётом земельных долей, чьи хозяева до сих пор не провели межевание не выделили землю в натуре, эта площадь может быть значительно больше. 

Ссылка на основную публикацию