Статья 12. требования к объектам размещения отходов

За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов.

Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться.

Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.

Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами

Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов

Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:

  • Законодательные акты, Правительственные Постановления и Кодексы.
  • Общегосударственные санитарные нормы и правила.
  • Основные строительные нормативы и положения.
  • Госстандарт и документ ТУ.
  • Регламентированность во время эксплуатации с вредными компонентами на небезопасных территориях.
  • Нормативы образования хлама его использования и локализации. Документ ПНООЛР.

Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89

Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:

  • Размещение отходов — это содержание и погребение негодных компонентов.
  • Хранение отходов — это складирование остатков на специально подобранной местности на период больше 11 месяцев, для утилизации, обезвреживания, погребения.
  • Складирование отходов — это упорядоченное группирование вторсырья в контролируемых помещениях или спецхранилищах, в течение больше 6 месяцев, но меньше 11 месяцев.
  • Накопление отходов — это краткосрочное скопление утиля на срок не больше чем 11 месяцев. Он предназначен в местах, которые обустроены согласно требованиям законодательства, в сфере охраны природы и в области санитарно-эпидемиологического контроля. В дальнейшем его ждет переработка, нейтрализация, расположение, транспортировка.

Объекты накопления, размещения и хранения отходов

К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.

При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.

Требования к объектам размещения отходов

Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:

  • Строго исполнять экологические, санитарные и другие распоряжения, которые установлены согласно законодательству РФ, в сфере охраны окружающей природы и здоровья населения.
  • Владеть технической и технологической документацией об использовании и ликвидации утиля.

Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.

Требования к местам временного накопления отходов

Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.

Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.

Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.

Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.

Государственный реестр объектов размещения отходов

Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.

База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.

Где запрещается складирование

Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:

  • на границах поселений, в лесонасаждениях;
  • в зонах отдыха: санаториях, оздоровительных здравницах;
  • на водосборных укрытиях и расположенных к ним природных ископаемых;
  • на строениях, которые не внесены в базу ГРОРО.

Также запрещено:

  • Захоронение остатков, в содержание которых входят полезные вещества, подлежащие утилизации.
  • Применение предметов коммунального мусора для восстановления земель и котлованов.

На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания

В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по санпин

Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.

Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:

  • Первая группа пагубного влияния — в приспособленной и герметичной таре. Это контейнеры, бочки, цистерны. Они обязаны быть герметичны, толщина не меньше 10 мм и необходимая скорость разъедания материала 0,1 мм/год. Все отбросы в строгом порядке устраняются с участка в течение 24 часов.
  • Негативное действие второй группы — в прочной закрытой таре (в герметично запечатанных мешках ПВД или пакетах из пластика).
  • Третья группа отрицательного воздействия — используют бумажные, текстильные и хлопчатобумажные мешки. Сыпучие твердые вещества, которые хранятся в таре, пакетах или мешках, удаляются с места предприятия в течение двух дней.
  • Четвертый и пятый тип опасности хранятся в виде насыпи, возвышенности. Перевозить дозволено кучей.
  • Существующие площадки размещаются от жилых застроек с заветренной стороны.
  • На площадках организовываются разделения мусора, которые пригодны для повторного использования.
  • При попадании осадков на площадку требуется укрытие, навес или заградительные сооружения.
  • Попадания загрязнений с места складирования в дождевую городскую канализацию или в водохранилища запрещается.
Читайте также:  Статья 60. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона

На отходы первого – четвертого класса риска вредных факторов составляется паспорт. Учреждают его при наличии данных о содержании и свойствах вторсырья и анализа их опасности.

Деятельность частных бизнесменов и действующих самостоятельных организаций, в ходе которых образовались остатки неизрасходованные первого – четвертого типа, могут быть временно запрещены.

Такое может произойти вопреки законодательству РФ при недостаточном техническом обеспечении.

Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.

Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.

Хранение отходов 4 класса опасности

Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.

Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.

Способы размещения отходов

К завершающей процедуре переработки относятся:

  • захоронение вторичных компонентов;
  • удержание на подготовленных зонах полигона.

Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.

Когда нужно получать лицензию для размещения

Такой документ обязателен для получения, когда осуществляется деятельность по транспортировке, утилизации, нейтрализации и распределения опасных веществ. Чтобы получить разрешение на выдачу, желательно выполнить некоторые распоряжения.

Например, предъявить паспорт агрессивных компонентов или документ на проект нормативов образования исходных материалов и лимитов по их сортировке (ПНООЛР).

Можно предоставить ведомости 2–ТП, которые имеют СЭС или положительное решение комиссионной экспертизы по охране природы.

Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.

Размещение отходов производства и потребления: что это такое, виды, отчетность и государственный реестр

  • Проблема отходов в настоящее время — одна из самых актуальных.
  • В связи с этим управление обращением с мусором является важной задачей, стоящей перед государством.
  • Росприроднадзор следит за правильным размещением отходов производства и потребления, регламентируя эту деятельность на законодательном уровне.

Что это такое? Определение термина

Термин «размещение отходов» согласно закону № 89-ФЗ означает хранение и захоронение мусора, не подлежащего дальнейшей утилизации.

Размещаются отходы производства и потребления на оборудованных для этих целей территориях, либо на специализированных объектах:

  • полигонах;
  • комплексах;
  • участках недр;
  • сооружениях.

Использование полигонов возможно только с разрешения компетентного исполнительного органа. Предприятия, которые размещают и обезвреживают мусор, предварительно получают лицензию.

Какие классы опасности отходов подлежат размещению?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 отражены особенности размещения отходов производства и потребления: в этом нормативном документе нюансов больше, чем в 89-ФЗ.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам тип размещения отходов зависит от класса их опасности.

Особенности размещения отходов разных классов опасности:

I II III IV V
Тип тары
герметичная закрытая открытая/без тары
в контейнерах, цистернах, бочках. в пластиковых пакетах, мешках из полиэтилена. х/б и текстильных мешках, бумажной таре, ларях. навалом, насыпью, в грядах, в брикетах, кипах, тюках, штабелях, на стойках, в поддонах.

Виды и варианты

Размещение отходов может быть:

  1. Кратковременное (период до 11 месяцев). Такой тип размещения называется накоплением.
  2. Длительное. Если отходы хранятся более 11 месяцев – это складирование отработанного материала.

Отходы, которые невозможно утилизировать, захоранивают на охраняемых полигонах – обширных специально оборудованных территориях.

Согласно законодательству РФ, мусор размещается следующими способами:

  1. На полигонах ТБО (с 2019 года ТКО). На этих площадках, построенных на глинистых почвах или оборудованных водонепроницаемым слоем, размещаются отходы, поступающие из жилья, предприятий общественного питания, учреждений, а также некоторые виды строительного и промышленного мусора.
  2. На полигонах промышленных отходов. Здесь размещают отработанное сырье химических, строительных, нефтяных производств.

Вывоз ТКО на полигон: договор, талоны, описание процесса

Твердые коммунальные отходы (ТКО), образуемые населением, на полигон вывозит оператор ТКО, обслуживающий конкретный регион.

Региональный оператор (РО) заключает с полигоном договор, согласно которому РО обязуется:

  • доставлять мусор в указанном объеме;
  • вовремя оплачивать услугу;
  • соблюдать требования законодательства РФ.
  1. Исполнитель (полигон) берет на себя размещение отбросов на своей территории и действует в соответствии с законами в области обращения с отходами.
  2. Оператор при заключении договора с полигоном получает специальные талоны с уникальным номером и серией, которые заверены фирменной печатью организации.
  3. Также полигон ведет базу данных, где фиксируется информация о заказчиках, марках транспортных средств, выданных пропусках.
  4. По одному талону на размещение на полигоне на муниципальной свалке можно выгрузить определенное количество мусора.
  5. Существует несколько категорий талонов в зависимости от вида мусора, ввозимого на полигон:
  • для отходов строительства;
  • для грунта;
  • для вывоза ТБО и крупногабаритных отходов.
  • для прочих отходов.
Читайте также:  Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения

На свалку организация может вывезти свои отходы самостоятельно или воспользовавшись услугами клининговой фирмы, имеющей лицензию на вывоз отходов.

С весны 2018 года уникальный талон на однократный въезд на территорию полигона можно получить через систему «Электронный талон». Потребуется регистрация и заполнение анкеты.

Как пользоваться талоном:

  1. Талон необходимо предъявить в контрольном пункте при въезде на полигон. В талоне указан объем и категория отходов, а также информация о транспортном средстве, которое въезжает на полигон.
  2. Водитель на выезде из полигона получит обратно отрывную часть талона, которая подтвердит факт посещения.

Чем грозит несанкционированное размещение на полигоне?

Люди и предприятия, которые оставляют мусор в непредназначенном месте, в том числе на территории полигона без получения разрешения, нарушают закон. Наказание зависит от тяжести последствий для природы и степени опасности оставленного мусора.

Правонарушение Статья Размер штрафа
Административная ответственность
Сбор, накопление или утилизация мусора в неположенном месте ч. 1-3 ст. 8.2 КоАП 1 нарушение Повторное нарушение Причинен вред
Граждане 2 тыс. руб. 2-3 тыс. руб. 3-4 тыс. руб.
Должностные лица 10-30 тыс. руб. 30-40 тыс. руб. 40-50 тыс. руб.
ИП 2 тыс. руб. 2-3 тыс. руб. 3-4 тыс. руб.
Юр. лица 30-50 тыс. руб. 50-70 тыс. руб. 70-80 тыс. руб.
Размещение мусора в неположенном месте ч. 4-6 ст. 8.2 КоАП Граждане 3-5 тыс. руб. 5-6 тыс. руб. 6-7 тыс. руб.
Должностные лица 20-40 тыс. руб. 40-50 тыс. руб. 50-60 тыс. руб.
ИП 40-50 тыс. руб. 50-60 тыс. руб. 60-70 тыс. руб.
Юр. лица 300-400 тыс. руб. 500-600 тыс. руб. 600-700 тыс. руб.
Размещение мусора сверх установленных лимитов ч. 8 ст. 8.2 КоАП. (применяется только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС). Граждане не привлекаются
Должностные лица 20-40 тыс. руб.
ИП 40-60 тыс. руб.
Юр. лица 200-350 тыс. руб.
Уголовная ответственность
За нарушение правил размещения радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов. ч.1 ст. 247 УК РФ до 200 тыс. руб.;
принудительные работы;
ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.
Если нанесен вред здоровью человека, случилась массовая гибель животных. ч.2 ст. 247 УК РФ лишение свободы до 5 лет.
Смерть человека или массовое заболевание людей ч. 3 ст. 247 УК РФ лишение свободы до 8 лет.

Временное складирование на территории предприятия

Предприятия по закону № 89-ФЗ могут в течение 11-ти месяцев накапливать отходы на своих складах и площадях при условии правильного оборудования мест временного накопления:

  1. Специальные площадки, выделенные строго для накопления отходов, должны соответствовать всем требованиям СанПиН и законов в области охраны природы.
  2. Разные виды отходов следует накапливать раздельно, обращая внимание на классы опасности и виды складируемого мусора.
  3. Отдельные требования касаются тары, в которой твердые и жидкие отходы накапливаются на территории предприятия. Тара должна обеспечивать безопасное хранение отходов, исключать попадание токсичных веществ в окружающую среду.

Как производится отчетность?

Организациям и предпринимателям, ведущим деятельность по обращению с отходами, необходимо в срок подавать экологическую отчетность.

Название отчета Содержание отчета Регламентирующий нормативный документ Срок подачи отчетности Куда передать отчет
Отчет по обороту отходов за 2019 г. Сведения, касающиеся оборота отходов 1-5 класса опасности Приказ Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г. до 10 января Росприроднадзор

К вопросу о требованиях, предъявляемых к объектам размещения отходов производства и потребления

Татарников, А. В. К вопросу о требованиях, предъявляемых к объектам размещения отходов производства и потребления / А. В. Татарников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67270/ (дата обращения: 05.07.2021).



Отходы жизнедеятельности человека представляют исключительную опасность для окружающей среды, что потребовало принятия решений об упорядочивании всего технологического процесса начиная от планирования производство отходов и хранения до их утилизации.

Принятие Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [1] имело своей целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Названный Федеральный закон под объектами размещения отходов понимает: «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов» (ст.1).

Положения данного закона по своей сути является детализацией норм другого, более общего природоохранного закона — Федерального закона об охране окружающей среды [2], который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон об охране окружающей среды регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Статья 24 закона об охране окружающей среды прямо устанавливает необходимость наличия и специального закона, устанавливающего в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение устанавливается государственная пошлина.

Многообразие и разносторонность жизнедеятельности человека напрямую отражается на характеристике отходов, что предполагает необходимость регламентации их размещения и хранения. А это в свою очередь, требует установление общих и специальных требований к хранилищам (местам хранения или объектам хранения).

Читайте также:  Статья 15 БК РФ. Местный бюджет (действующая редакция)

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст.12 Закона об отходах производства и потребления.

В части второй данной статьи установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соответственно, данная норма носит отсылочный характер и выводит на иные нормативные акты, например, на Градостроительный кодекс РФ [3].

В статье 6 Градостроительного кодекса установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов и в некоторых других территориях Российской Федерации. Статья 47 содержит требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. А статья 48.1 говорит об особо опасных и технически сложных объектах, к которым относятся, в том числе, и объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).

Таким образом, положения статьи 12 Закона об отходах производства и потребления носят общий характер, которые в конкретной форме, в форме, ориентированной на непосредственного правоприменителя, выражаются в подзаконных актах.

Например, Постановление Правительства Российской Федерации об обращении с твердыми коммунальными отходами [4] в Разделе III — Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов устанавливает, что при выборе технологий обработки твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки твердых коммунальных отходов. А при выборе технологий обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью. К требованиям таким объектам относится и то, что при осуществлении обработки твердых коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов. В другом Постановлении Правительства РФ от 26.05.2016 N 467

«Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» [5] обязывает лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, подготавливать отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

В Приказе Минприроды РФ «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» [6] определено, что инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

А по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов.

Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором целях регулирования деятельности по обращению с отходами (для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов).

Вместе с тем, следует отметить, что в Законе «Об отходах производства и потребления» не содержатся конкретные требования к объектам хранения, но их можно выделить путем толкования его положений.

Так, в статье 1 дается понятие объектов размещения отходов, к которым относятся — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом, термин «размещение отходов» включает в себя их хранение и захоронение, а «хранение отходов» включает в себя их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

  • Из понятия «объектов размещения отходов» можно выделить следующие три признака, одновременное наличие которых позволяет относить объект к объектам размещения отходов:
  • − во-первых, речь идет о сооружении, предназначенном для размещения отходов;
  • − во-вторых, соответствующее сооружение для размещения отходов должно быть специально оборудованным;
  • − в-третьих, такое сооружение включает в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Определяя, что сооружение для размещения отходов должно быть специально оборудованным, в то же время законодатель не устанавливает критерии, каким образом должно осуществляться такое специальное оборудование.

Системный анализ требований законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что такие объекты должны соответствовать как нормам законодательства об охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, так и требованиям законодательства о техническом регулировании, и требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [7].

Литература:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]