Статья 24.7. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Арендаторы и арендодатели часто спорят, кто должен платить за вывоз мусора из помещения. Мы разобрались в вопросе и позволим себе спойлер: по общему правилу это обязанность арендатора, и она не единственная относительно мусора. Однако есть частный случай. Теперь обо всём подробно.

Основной источник:

???? Закон Об отходах производства и потребления от 24.06.98 № 89-ФЗ

В чём проблема с мусором

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают. 

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию. 

Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.

Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.

Паспорт отходов и класс опасности

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы. 

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

На вывоз отходов заключают договор с региональным оператором. Чаще всего это обязанность арендатора

Мы уже говорили: чтобы из уличного контейнера регулярно вывозили мусор, надо заключить договор с региональным оператором. Такой есть в каждом городе.

По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано в ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Кроме того, именно арендатор обязан платить за содержание арендованного помещения по ч. 2 ст. 616 ГК РФ.

Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.

Если забить на вывоз мусора и, например, подбрасывать в чужой контейнер, будут проблемы.

Предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В лучшем случае выдадут предписание заключить договор на вывоз ТКО. Такое было с владельцем магазина сантехники — дело № А41-84137/19.

Ещё региональный оператор может обязать заключить договор через суд. И даже взыскать плату за уже вывезенный мусор с неустойкой. Такое тоже было — дело № А15-2160/2019.

По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя. 

Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает. 

Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:

Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.

Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Пока не выкинули в уличный контейнер, хранить мусор надо по санпинам 

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

Фитнес-клубы

СП 2.1.2.3304-15

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

Продуктовый магазин

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.

Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.

21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора.

В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.

В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).

Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.

Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов1. Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора.

Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов.

В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е.

он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.

Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Читайте также:  Статья 4. Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Перерасчёт за ТКО. Комментируем Решение ВС РФ № АКПИ19-967 от 26.02.2020 г

  • В данной статье рассматриваем судебную практику по вопросам начисления платы за ТКО.
  • Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
  • Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

 При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых — с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина на основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире — это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

Новые правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами как источник права и глубокой печали. Часть 2

Если рассмотренный в первой части заметки вопрос о раздельном сборе отходов — проблема, главным образом, административного права, то нормы, посвящённые договорам по обращению с отходами, безусловно, относятся к праву гражданскому. Потратим на них несколько минут…

Итак, Правилами утверждена примерная Форма договора на оказание услуг по обращению с бытовыми отходами. Указание на необходимость утвердить ее содержится в ст. 24.

7 Закона об отходах производства и потребления (далее – Закон), поэтому Правила в этой части, несомненно, являются источником гражданского права п. 4 ст. 3 ГК РФ).

Однако значение этой Формы (является ли она обязательной?) не ясно ни из Закона, ни их Постановления Правительства. 

С одной стороны, п. 5 ст. 24.7 Закона и п. 5 Правил говорят о том, что договор на обращение с ТКО заключается в соответствии с Формой, намекая тем самым на её обязательность. 

Однако гораздо больше аргументов можно найти в поддержку противоположной точки зрения.

В самом деле, форма носит «типовой» характер, что в соответствии с буквальным толкованием позволяет сторонам включать в неё и иные, не противоречащие закону положения (например, условие неустойке за просрочку платежа или вывоза отходов).

  Да и сам Закон указывает в том же п. 5 ст. 24.7, что договор может быть дополнен по соглашению сторон иными положениями, если они не противоречат законодательству.

Таким образом, представляется, что утверждённая Форма носит рекомендательный характер.

Её значение – обучить участников оборота новым правилам, позволив им на первое время не думать об условиях новой для них разновидности сделок.

Ни дополнение Формы иными условиями, ни изменение или отказ от части её положений не влечёт её недействительности (при соблюдении, разумеется, императивных условий законодательства, которых, замечу, не так и много). 

Характеристика договора  

В соответствии с нормами Закона и Правилами договор носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер. Эти положения едва ли требуют подробных комментариев. Сторонами договора являются Региональный оператор и потребитель. Региональный оператор — компания, которая получила соответствующий статус по итогам торгов (п. 4 ст. 24.

6 Закона) и может заключать и исполнять договоры с потребителями только на время действия своего особого статуса. Потребитель – собственник отходов или уполномоченное им лицо.

Если собственником отходов практика считает лицо, в чьей хозяйственной деятельности они образуются, то «уполномоченным лицом», видимо, следует считать управляющие компании всех видов.

Договор носит срочный характер – он может заключаться только на срок полномочий Регионального оператора. Из Правил совершенно не ясно, каковы последствия досрочного лишения Регионального оператора соответствующего статуса.  В соответствии с п.

41 Правил в подобном случае Региональный оператор обязан исполнять свои обязанности до дня, когда к своим обязанностям приступит новый Региональный оператор. После этого, «старый» оператор обязан передать «новому», среди прочего, реестр заключённых договоров и их копии.

Означает ли это автоматическую замену стороны в договоре, то есть и переход соответствующих прав требований, и перевод долгов (ст. 392.3 ГК)?  Я, если честно, подобных оснований не вижу ни в нормах ГК о перемене лиц, ни в нормах Закона об отходах.

Читайте также:  Статья 52. Государственная регистрация установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия

Более того, для «нового» Регионального оператора сохраняется публично-правовая обязанность направить всем потребителям предложения заключить договор (п. 6 Правил), так что, полагаю, смена Регионального оператора влечёт начало новой договорной компании.

Ещё одним общим вопросом является обязательность заключения договора. Пункт 1 ст. 24.7 Закона устанавливает, что договор является публичным для Регионального оператора на одинаковых для всех сторон условиях. Именно в связи с этим Оператор и обязан направить всем потребителям на своей территории предложения заключить договор. И здесь начинается самое интересное.

Обязан ли заключать договор Потребитель? Я не увидел в Законе или в Правилах положений, которые бы на это указывали. Иными словами, для потребителя заключение договора обязательным не является — по закону.

Более того, предложение заключить договор направляется по адресу МКД или адресу, который содержится в ЕГРЮЛ – наверное, излишне доказывать, что в подобных случаях письма могут и не дойти до адресата.

Однако мусор вывозить ему нужно — иначе он быстро станет нарушителем экологического законодательства или вынужден будет «подкидывать» кому-то свои отходы (так могут вести себя собственники частных домов, нося мусор к муниципальным или чужим контейнерам.

В посёлках вблизи Петербурга это весьма распространённая ситуация. Зачем платить за вывоз отходов, если можно подарить их соседу). Однако, Региональный оператор на определённой территории всего один.

Маловероятно, что он будет готов вести переговоры с каждым, кого не устроит его предложение. Следовательно, Потребитель попадает в положение, когда он вынужден либо соглашаться на предложенные условия, либо обходиться без вывоза отходов.

Создав региональных монополистов, государство де-факто сделало заключение договоров с ними обязательным на условиях оператора.

Сказанное возвращает нас к вопросу о значении примерной Формы договора.

Если Региональный оператор в своём предложении заключить договор отступит от Формы в пользу Потребителя, он ничего не нарушит, однако кто же станет действовать себе в убыток? Если же он отступит от неё «в свою пользу», его монопольный характер может послужить основой для обвинения в злоупотреблении доминирующим положением. Поэтому с точки зрения Регионального оператора целесообразнее следовать этой Форме буквально, тем более, её неконкретный характер оставляет ему достаточный объём свободы в исполнении обязательств. В этой связи велика вероятность, что основная часть предложений заключить договор будет сделана путём буквального воспроизведения Формы. С учётом экономической невозможности для Потребителей что-то в предложении изменить, Форма будет воспроизведена, полагаю, в подавляющем большинстве заключаемых договоров и станет де-факто обязательной. 

Продолжение следует… 

Права и обязанности исполнителя услуг по твёрдым коммунальным отходам

В одной из предыдущих статей мы рассказали, как заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Рано или поздно во всех регионах появятся региональные операторы, и вы заключите с ними договоры.

Сегодня мы объясним, что обязан делать исполнитель услуги после заключения договора. Наша тема сегодня – права и обязанности исполнителя КУ по обращению с ТКО.

Обязанности исполнителя КУ

Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 перечисляет многочисленные обязанности исполнителя КУ по обращению с ТКО. Главная из них – предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объёмах и надлежащего качества по заключённому договору.

Следующая по важности задача исполнителя КУ – заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание этой услуги.

Исполнитель КУ обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с помощью которых потребителям предоставляется КУ по обращению с ТКО. Делать это можно самостоятельно или привлекать на помощь специализированные организации.

Кроме того через исполнителя должны проходить все расчёты, связанные с предоставлением коммунальной услуги:

  • расчёт размера платы за КУ,
  • перерасчёт,
  • проверка правильности исчисления,
  • проверка задолженности или переплаты потребителя,
  • проверка правильности начисления неустойки.

Проверки расчётов исполнитель проводит по заявлению потребителей и сразу после них выдаёт потребителям документы, в которых платежи начислены правильно. Если потребитель попросит, документы нужно заверить печатью исполнителя и подписью руководителя. Если печати нет, делать её специально не нужно, достаточно будет подписи руководителя.

Исполнитель КУ должен уметь общаться с потребителями. Сфера жилищно-коммунальных услуг ничем не отличается от других сфер, где есть продавцы и покупатели, и где к покупателям относятся с уважением. Точно так же должны научиться общаться с потребителями и коммунальщики.

Исполнитель КУ по обращению с ТКО должен уметь принимать от потребителей гневные сообщения о некачественной услуге, или услуге, оказанной с перерывами. Принимать сообщения и проводить по ним проверку.

Заявления, обращения, требования и жалобы потребителей не могут уходить в пустоту. Исполнитель КУ должен вести их учёт и за три рабочих дня после получения сообщения или жалобы направлять потребителю ответ.

А чтобы жалоб стало меньше, нужно научиться заранее сообщать потребителям о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления КУ по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами. Проинформировать о перерыве в предоставлении КУ нужно за десять дней до него.

В век открытой и доступной информации исполнитель КУ должен уметь сообщать о себе данные потребителю. Делать это можно следующими способами:

  • указать в договоре,
  • разместить на досках объявлений во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка.

Вот перечень сведений, которые необходимо открыть для потребителей:

  • наименование, адрес, данные о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя;
  • цены на коммунальную услугу по обращению с ТКО и реквизиты НПА, которыми они установлены;
  • порядок и форма оплаты;
  • информацию о последствиях несвоевременной или неполной оплаты;
  • показатели качества КУ, предельные сроки устранения аварий;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти;
  • данные об обязанности потребителя сообщать исполнителю об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • информацию для собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Ещё одна обязанность исполнителя КУ – за три рабочих дня после получения заявления сообщать потребителям в письменной форме:

  • о помесячных объёмах и массе ТКО, которые образуются в помещении в  МКД;
  • о суммарном объёме и массе ТКО, которые образуются в жилых и нежилых помещениях в МКД.

Что изменилось в правилах оказания услуги по обращению с ТКО после выхода ПП РФ N 232, узнайте в статье

Права исполнителя КУ

Прав у исполнителя КУ по обращению с ТКО гораздо меньше, но они важные и неудобные для потребителей коммунальной услуги.

Самое приятное право – требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу и уплаты неустоек, штрафов и пеней.

Начислять плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, готовить для доставки квитанции и непосредственно их доставлять можно не самостоятельно. Разрешается привлекать для этого стороннюю организацию или индивидуального предпринимателя.

Исполнитель КУ может устанавливать количество граждан, проживающих в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять соответствующий акт для расчёта размера платы за предоставленную КУ.

Еще одно право исполнителя – уведомлять потребителя о задолженности:

  • по оплате коммунальной услуги,
  • по уплате неустоек, штрафов или пеней.

Для этого можно:

  • выслать смс-сообщение,
  • позвонить,
  • послать электронное письмо,
  • написать в личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ,
  • разместить информацию на официальной странице исполнителя в интернете,

Образец заявления региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами

Я имею квартиру в собственности, в которой никто не зарегистрирован и никто не проживает.

Жилая площадь сама не может вырабатывать мусор без жильцов – закон природы, однако. Но закон природы нарушают «мусорограбители» — регоператоры по обращению с ТБКО. Пользуются юридической неграмотностью населения.

Есть п. 148(36) Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011:

«При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».

Но формулы расчета с учетом только количества собственников ни в каких законодательных актах нет. И речь в тексте этого пункта закона идет только об объеме данной коммунальной услуги. Об оплате речи нет! Так же ссылаются «мусорограбители» на местный закон:

«Приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области №1023 от 29.12.2018 „Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 м² общей площади жилого помещения“».

В тексте этого закона речь тоже только о нормативах накопления твердых коммунальных отходов.

Об оплате речи нет! Как бы сказали в Одессе: объем и норматив коммунальной услуги и оплата ее – две большие разницы! Объем коммунальной услуги и нормативы накопления твердых коммунальных отходов, конечно, имеют причинно-следственную связь с оплатой за утилизацию мусора.

Но она наступит, только когда закон четко определит, кто должен платить? Закон о защите прав потребителя дает четкий ответ: платить должен тот гражданин, который потребляет коммунальные услуги за потребленные коммунальные услуги.

А «мусорограбители» «по умолчанию», в целях незаконной наживы, назначают оплату всем владельцам жилых помещений. И даже бывают случаи – умершим много лет назад. И не заботятся о последствиях.

  • И мне приходят платежные квитанции для внесения платы за услугу по обращению с ТБКО на адрес моей квартиры, где никто не зарегистрирован и никто не проживает.
  • На этот пункт 148(36) и приказ №1023 ссылаются все службы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами («мусорограбители») и всяко-разно юристы-консультанты с одной целью – уговорить и напугать гражданина заплатить за неоказанную услугу.
  • Праздник абсурда, однако!
  • Мои возражения и предложения: во-первых, это вымогательство, а также незаконное обогащение.
  • Граждане не обязаны платить за непотребленную услугу.

«Отношения между потребителями и выполняющими для них услуги предпринимателями, организациями регулируются гл. III закона РФ „О защите прав потребителей“ от 07.02.1992 №2300-I.

То есть по ЗоЗПП потребитель оплачивает только за фактически потребленные услуги, а не «нарисованные цифры» в бумажках…»

Цитаты из комментариев к ЖК РФ:

Читайте также:  Статья 5. союзы (ассоциации) кооперативов

«Вне зависимости от даты возникновения права собственности, покупатель, принявший квартиру от застройщика и подписавший акт приемки, несет всю полноту обязанностей по оплате содержания дома и услуг ЖКХ, согласно п.п. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ, так как оплата производится не за наличие права собственности, а за потребленные услуги».

«Владельцы жилья обязаны оплачивать услуги региональных операторов по вывозу мусора, однако, только за фактически оказанные услуги и по обоснованным и утвержденным тарифам. Все случаи необоснованного взимания платы, при невозможности решить вопрос мирным путем, следует обжаловать в судебном порядке».

Почти во все времена истории человечества одним из главных столпов жизнедеятельности человеческого общества были товарно-денежные отношения между человеками.

Человеки платили деньги за купленный товар и за реально потребленные услуги. Другого варианта финансовых отношений между человеками не было и не может быть.

Если вариант отношений другой, то это уже предмет внимания компетентных органов.

Во-вторых: где конкретная формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, с учетом только количества собственников такого помещения, где никто не зарегистрирован и никто не живет?

В данном случае потребителю «услуга предоставлена», но потребителем не востребована. В Постановлении Правительства РФ от 27.02.2017 №232 приведены формулы расчета платы за ТБКО для разных случаев жизни и грамотно пояснены.

Но формул расчета с учетом только количества собственников ни в каких законодательных актах нет.

В-третьих: согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане, следовательно, собственник, который не пользовался своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.

Да, постановление правительства РФ №354 предусматривает перерасчет услуги по обращению с ТБО, если зарегистрированные и проживающие в квартире люди временно отсутствуют.

Для этого надо пройти сложнейшую процедуру сбора необходимых документов и подачи их регоператору на перерасчет. А перерасчет невозможен из-за сложности и запутанности процедуры. Но перерасчет услуги для постоянно отсутствующих (незарегистрированных и не проживающих) людей законодателем не предусмотрен.

Где логика и здравый смысл. Очередной признак аферы.

В-четвертых: я зарегистрирован и проживаю в другом месте и плачу мусорный налог по этому адресу. Почему «налог»? Потому что налоги начисляются на количество имущества и на физический объем этого имущества, имеющегося у гражданина.

А услуги оплачиваются потребителем по объему потребленных услуг. Все коммунальные услуги по данной квартире я аккуратно оплачиваю, кроме мусорного налога.

По месту прописки мы платим по варианту оплаты в соответствии с размером жилой площади. А это есть признаки налога, но не услуги.

И до сих пор непонятно, почему приходят платежки на всех собственников помещения с учетом размера всей жилой площади для каждого, а не по долевой части собственников.

А подтвердить «непроживание» граждан в жилом помещении можно из показаний счетчиков воды и электричества. Нужно только урегулировать процедуру.

В-ПЯТЫХ: все коммунальные компании имеют личные кабинеты владельцев жилых помещений. Где есть нужные сведения по оплате коммунальных платежей за временные периоды. Все расписано и разложено по полочкам. Можно анализировать и делать выводы. Можно иметь связь с коммунальной кампанией.

Но ни один региональный оператор по обращению с ТБКО таких личных кабинетов владельцев жилых помещений на своих сайтах не имеет. Все покрыто «мраком».

От «мусорограбителей» можно получать только требования: «платить и только платить».

Или угрозы: «Начислим пени и штрафы и подадим в суд». А суды в основном, повторяю, – за малым исключением на стороне «мусорограбителей».

Очередной признак деятельности «мусорной мафии».

Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Кабмину РФ необходимо принудить «мусорограбителей» иметь на сайтах личные кабинеты владельцев жилых помещений.

Выводы на основании вышеизложенного: оплата за утилизацию ТБКО, назначенная на основании ссылки на п.148(36) Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.

2011, назначена «мусорограбителями» «по умолчанию», то есть всем владельцам жилых помещений, без соблюдения логики и здравого смысла, является абсурдной.

 Считать пункт 148(36) ничтожным и изъять его из ПП РФ №354 от 06.05.2011.

P. S. Мне пришло письмо от регоператора по обращению с ТБО, в котором он извещает:

В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за помещение и коммунальные услуги. Таким образом, потребитель коммунальных услуг оплачивает их по месту проживания и отдельно — за помещение, в котором является собственником и при условии отсутствия там зарегистрированных лиц.

Но я никоим образом не являюсь потребителем услуги по обращению с ТБО в помещении, принадлежащем мне и где никто не живет и никто не зарегистрирован. Почти все коммунальные платежи идут по показаниям счетчиков, кроме отопления.

Но отопление помещений происходит, а вывоз мусора из вышеуказанного помещения не происходит, его нет в данном случае, данный факт отсутствует. А юриспруденция оперирует только с имеющимися установленными фактами.

Все яснее ясного.

Я задал вопрос дежурному юрконсультанту в интернет-юрконсультации: действует ли в данном случае закон о защите прав потребителей в части оплаты потребителем только за фактически потребленные услуги. Ответ четкий и ясный: в данном случае не действует.

  1. Классика жанра аферизма: «Тут играем, тут не играем, тут селедку заворачивали».
  2. И шо теперь в нашем государстве издаются законы и тут же их «в данном случае» или «для конкретного случая» отменяют, кому это надо.
  3. Еще я имею перл законотворчества наших законотварей: «В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации, не установлен порядок перерасчета данной платы за временное отсутствие потребителей».

«Мусорограбители» трактуют это положение закона в свою пользу. Дескать, порядок перерасчета данной платы не установлен законодателем, и это значит, владельцы помещений будут платить из расчета общей площади помещения вне зависимости от проживания или непроживания людей в помещении до установления порядка перерасчета. Законодательного порядка перерасчета, конечно, они не дождутся!

Это из области: «Закон что дышло. КУДА повернул, туда и вышло»

Мои комментарии: «Не установлен порядок перерасчета». А он и не нужен.

  • Нет мусора и нет платы за его утилизацию.
  • Просто региональный оператор, при получении соответствующих документов от владельца помещения, не выставляет ему счета до заселения помещения жильцами.
  • Далее, здесь четко и ясно указано: «За временное отсутствие потребителей».
  • То есть нет их, потребителей.

А деньги требуют. Так о чем же речь-то? Абсурд и еще 44 раза абсурд!!!

Помогите, грабят!!! Средь бела дня на людном месте!

Тогда значит, извините, неуважаемые «мусорограбители». У меня с оператором по обращению с ТБКО в данном случае нет никаких хозяйственно-финансовых отношений. Наш родной законодатель не предусмотрел.

И наконец, в конце концов:

Решение Верховного суда РФ от 26 февраля 2020 г. №АКПИ19-967:

«Суд отказал в признании недействующим пункта 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г №354.

Верховный суд РФ отказал заявительнице в оспаривании этой нормы, но при этом отметил, что ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, плата за которые рассчитывается по нормативам потребления. Если в квартире никто не проживает, плата должна быть пересчитана. Отказ регоператора заявительница может обжаловать в суде».

«По нормативам потребления», то есть должен быть потребитель, а его нет.

Сделаем выводы из сказанного выше:

В данном вопросе закон полностью на стороне потребителя. То есть в данном случае владелец жилого помещения не должен оплачивать непотребленную услугу.

  1. «Мусорограбители» в целях незаконного обогащения исказили трактовку закона в свою пользу.
  2. «Мусорограбители» ведут свою производственно-финансовую деятельность, используя мошеннические способы.
  3. Это была преамбула.
  4. В бухгалтерию регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
  5. Заявление:

Я имею квартиру в собственности, по адресу: г. «Москва», ул. «Кремль», д. ХХ, кв. ХХ, в которой никто не зарегистрирован и никто не проживает.

На основании вышеизложенного (преамбула):

  1. Лицевой счет №хххххххххххххххх не закрывать на случай заселения квартиры;
  2. Счета на оплату с ХХ.ХХ.2020 на неоказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отозвать и впредь не выставлять до заселения квартиры.
  3. Оплачивать отказываюсь на основании требований гл. III закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-I.

Прилагаемые документы:

  1. Справку о зарегистрированных в моей квартире гражданах вы обязаны запросить сами. Соответствующие органы данную справку в бумажном виде не выдают.
  2.  Фотокопия моей прописки по адресу проживания из моего паспорта.
  3. Фотокопия квитанции оплаты услуги в компании ВывозоМусор по адресу проживания.
  4. Фотокопии показаний счетчиков воды и электричества в квартире по адресу: г. «Москва», ул. «Кремль», д. ХХ, кв. ХХ за период ХХ.ХХ.2020 – ХХ.ХХ.2020 гг. (в личном кабинете на сайте управляющей кампании).

В свою очередь в дальнейшем обязуюсь высылать фотокопии показаний счетчиков воды и электричества в моей незаселенной квартире по электронной почте на е-mail вашей бухгалтерии в начале каждого календарного квартала.

Дата: ХХ.ХХ.2020 Подпись: «В. В. Путин»

Уважаемые и неуважаемые граждане, законопослушные и не очень, малые и б-о-о-о-льшие начальники. Если получили эту прокламацию, прочтите, вникните и включайтесь в процесс наведения порядка в данном вопросе.

Порядок не там, где метут…

Отдельное дополнение

Верховенство закона «О защите прав потребителей».

Много чего навозмущались, нашумелись, нажаловались уважаемые граждане по поводу «мусорной реформы». Но есть «но», которое называется «НО». Никто — ни власти, ни юристы, ни суды, ни граждане — не вспоминают о законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-I. По которому потребитель имеет право не платить за непотребленную услугу согласно гл. III этого закона!

  • Закон государственный, принятый законодателем (Госдумой РФ).
  • Но налицо прямо массовая деменция, потеря памяти или «дежавю» населения в стране.
  • Вышеназванный закон имеет верховенство над всеми подзаконными актами принятыми организациями исполнительной власти: кабмине, министерствах и местных органах исполнительной власти.
  • Цитата из решения Верховного суда РФ:

«Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами».

От этого закона надо плясать при всех разборках. Все остальное – вторично. Такая забывчивость на руку «мусорограбителям», и создана она специально.

Поставной Василий Михайлович, е-mail: [email protected]

Ссылка на основную публикацию