10 июня 2021 г.
Новая услуга для заказчиков Торгового портала: шаблон стандартного Ценового запроса
Подробнее
10 июня 2021 г.
Единый личный кабинет для секции «Закупки корпоративных заказчиков»
Подробнее
07 июня 2021 г.
ЭТП ГПБ приветствует нового Заказчика — Группу «Интер РАО»!
Подробнее
07 июня 2021 г.
Новая Предквалификация Группы «Газпром» — внешний контроль качества инженерных изысканий
Подробнее
07 июня 2021 г.
Формирование НМЦК согласно Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»
Подробнее
07 июня 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в конце июня 2021 года
Подробнее
07 июня 2021 г.
Предквалификация Группы «Газпром» — деятельность в сфере телекоммуникаций
Подробнее
04 июня 2021 г.
Электронное обжалование в ЕИС в сфере закупок
Подробнее
04 июня 2021 г.
Подписано соглашение о сотрудничестве между ООО «Газпром межрегионгаз», Газпромбанком и ПАО «Ростелеком» в области реализации цифровых проектов
Подробнее
03 июня 2021 г.
Тендер на 9 миллиардов и не только — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
03 июня 2021 г.
Расширение линейки дополнительных услуг на ЭТП ГПБ
Подробнее
02 июня 2021 г.
Отмена платы с победителя по заказам ПАО «Фортум»
Подробнее
02 июня 2021 г.
ЭТП Газпромбанка и CUSTIS создадут цифровые сервисы для промышленных гигантов
Подробнее
31 мая 2021 г.
Мероприятие в честь 100-летнего юбилея Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия с участием представителей ЭТП ГПБ
Подробнее
31 мая 2021 г.
Персональная страница — Торговый Портал ЭТП ГПБ помогает поставщикам стать заметнее
Подробнее
28 мая 2021 г.
Ценовой запрос «Быстрая закупка» — автоматизированный механизм быстрого заказа на Торговом Портале ЭТП ГПБ
Подробнее
28 мая 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ — середина июня 2021 года
Подробнее
28 мая 2021 г.
Прейскурантные закупки ПАО «Газпром» на ЭТП ГПБ
Подробнее
27 мая 2021 г.
Освоение газовых скважин, капитальное строительство, лесорубочные работы — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
24 мая 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в июне 2021 года
Подробнее
20 мая 2021 г.
Тендеры на миллиард и выше — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
20 мая 2021 г.
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков: 7 советов от эксперта
Подробнее
17 мая 2021 г.
УКЛОНЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ЗАКУПКИ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА
Подробнее
17 мая 2021 г.
Правительство одобрило законопроект об электронном документообороте
Подробнее
17 мая 2021 г.
Правительство сократило сроки оплаты по госконтрактам для некоторых заказчиков
Подробнее
14 мая 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в мае-июне 2021 года
Подробнее
13 мая 2021 г.
Поставка НКТ и строительно-монтажные работы — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
11 мая 2021 г.
ПредприниМАЙ
Подробнее
11 мая 2021 г.
Поставка авиационного топлива, работы по строительству разведочной скважины — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
11 мая 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в начале июня 2021 года
Подробнее
11 мая 2021 г.
С Днем Победы!
Подробнее
11 мая 2021 г.
Персональный список заказчиков – новая услуга для поставщиков от Торгового Портала ЭТП ГПБ
Подробнее
30 апреля 2021 г.
Восстановите бизнес после пандемии — «ПредприниМАЙ!» на ЭТП ГПБ
Подробнее
30 апреля 2021 г.
Приглашаем к участию в онлайн-семинаре по участию в закупках для МСП и самозанятых
Подробнее
30 апреля 2021 г.
Поздравляем с 1 мая!
Подробнее
30 апреля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ — середина мая 2021 года
Подробнее
29 апреля 2021 г.
Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой по ФЗ №44
Подробнее
29 апреля 2021 г.
Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719
Подробнее
29 апреля 2021 г.
Устройство свайного основания, капитальный ремонт, водоснабжение и строительство — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
28 апреля 2021 г.
О работе ЭТП ГПБ в праздники и нерабочие дни с 1 по 10 мая 2021 года
Подробнее
26 апреля 2021 г.
Торговый Портал ЭТП ГПБ помогает поставщикам стать заметнее
Подробнее
26 апреля 2021 г.
Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой на действия (бездействия) заказчика по ФЗ №223
Подробнее
26 апреля 2021 г.
Разработка ПО, строительство объектов газораспределения, мониторинг ледовой обстановки — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
26 апреля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ за май 2021 года
Подробнее
19 апреля 2021 г.
Предквалификация Группы «Газпром» по виду деятельности «Проведение независимой оценки объектов»
Подробнее
19 апреля 2021 г.
Реконструкция узла редуцирования, крупная поставка труб, услуги судов обеспечения для строительства нефтяных скважин — крупные закупки на ЭТП ГПБ
Подробнее
19 апреля 2021 г.
Региональные ИТ-специалисты прошли обучение работе с новой биллинговой платформой реализации газа и взаимодействия с абонентами
Подробнее
19 апреля 2021 г.
На электронной торговой площадке Газпромбанка появилась новая схема торгов: голландский аукцион
Подробнее
19 апреля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в мае 2021 года
Подробнее
12 апреля 2021 г.
Электронный документооборот и электронная подпись: просто о сложном
Подробнее
12 апреля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в конце апреля и начале мая 2021 года
Подробнее
09 апреля 2021 г.
Обновление функционала Торгового Портала — «Динамика цен»
Подробнее
09 апреля 2021 г.
Конференция по закупкам лекарственных средств состоялась в Оренбурге
Подробнее
09 апреля 2021 г.
Эксперты ЭТП ГПБ на семинаре в Йошкар-Оле
Подробнее
05 апреля 2021 г.
Обучающий центр ЭТП ГПБ — все самое важное в апреле 2021 года
Подробнее
05 апреля 2021 г.
НСИ для поставщиков – главное, интересное, важное. Интервью с Инной Борсовой
Подробнее
05 апреля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ — апрель-май 2021 года
Подробнее
05 апреля 2021 г.
ЭДО ЭТП ГПБ на НЕФТЕГАЗСНАБ-2021
Подробнее
02 апреля 2021 г.
Генерация по новым правилам: Российский ТЭК в контексте «зеленой» повестки современности
Подробнее
01 апреля 2021 г.
«Закупки с полки» — новая процедура на секции по 44-ФЗ ЭТП ГПБ
Подробнее
01 апреля 2021 г.
Торговый портал ЭТП ГПБ поддержит российских производителей электроники и ПО
Подробнее
29 марта 2021 г.
Соглашение по развитию ЕНН с Союзом АПК «Возрождение»
Подробнее
29 марта 2021 г.
АО «РАДАР-2633» готовит к публикации процедуры по продаже имущества
Подробнее
29 марта 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в апреле 2021 года – все самое интересное
Подробнее
29 марта 2021 г.
«Газпром межрегионгаз» внедрил новую биллинговую платформу для потребителей газа в Самарской области
Подробнее
24 марта 2021 г.
Партнерство Союз АПК «Возрождение» и ЭТП ГПБ в рамках технологии ЕНН
Подробнее
22 марта 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в первой половине апреля 2021 года
Подробнее
22 марта 2021 г.
Изменился порядок взаимодействия с владельцами электронных подписей
Подробнее
17 марта 2021 г.
«МСП: Акселератор инноваций» — экспертная программа развития для быстрорастущих предприятий от Корпорации МСП и Иннопрактики
Подробнее
15 марта 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в марте-апреле 2021 года
Подробнее
12 марта 2021 г.
Комитетом Госдумы одобрен законопроект по упрощению госзакупок
Подробнее
10 марта 2021 г.
Адаптация КТРУ от службы НСИ ЭТП ГПБ
Подробнее
04 марта 2021 г.
Эксперты ЭТП ГПБ выступили на lll Пензенской конференции государственных, муниципальных и корпоративных закупок «Вакцина для закупок»
Подробнее
04 марта 2021 г.
Изменение условий оплаты услуги по нормализации позиций на Торговом портале ЭТП ГПБ с 1 марта
Подробнее
04 марта 2021 г.
Срок продления подачи заявок при внесении изменений в извещение
Подробнее
04 марта 2021 г.
НАПРАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА О ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЗАКУПОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Подробнее
03 марта 2021 г.
Все самое значительное в закупках — мероприятия Обучающего Центра ЭТП ГПБ в марте 2021
Подробнее
01 марта 2021 г.
Имитация – это болезнь сегодняшней системы управления
Подробнее
01 марта 2021 г.
Март 2021 — торги имуществом на ЭТП ГПБ
Подробнее
01 марта 2021 г.
Предлагают ввести дополнительные механизмы деофшоризации в госзакупках
Подробнее
20 февраля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в марте 2021 года
Подробнее
18 февраля 2021 г.
Правительство подготовило новый пакет поддержки МСП
Подробнее
18 февраля 2021 г.
Правительство одобрило законопроект о требованиях к банковским гарантиям при закупках госкомпаний
Подробнее
15 февраля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в феврале-марте 2021 года
Подробнее
11 февраля 2021 г.
Новый хит Обучающего центра ЭТП ГПБ — вебинар по квотированию посетило более двух тысяч человек
Подробнее
08 февраля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ во второй половине февраля
Подробнее
04 февраля 2021 г.
Мероприятия Корпорации МСП с поддержкой ЭТП ГПБ в феврале 2021 года
Подробнее
01 февраля 2021 г.
III Пензенская конференция государственных, муниципальных и корпоративных закупок «Вакцина для закупок»
Подробнее
01 февраля 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ за февраль 2021
Подробнее
01 февраля 2021 г.
Все, что нужно знать — обучающие мероприятия ЭТП ГПБ в феврале 2021 года
Подробнее
29 января 2021 г.
Уведомление об изменении тарифной модели
Подробнее
28 января 2021 г.
Эксперты ЭТП ГПБ провели обучение сотрудников ОК РУСАЛ
Подробнее
25 января 2021 г.
Новая услуга Торгового Портала — 5 бесплатных позиций для новых участников
Подробнее
24 января 2021 г.
Новая услуга ЭТП ГПБ — калькулятор тарифов
Подробнее
24 января 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в начале февраля 2021 года
Подробнее
18 января 2021 г.
Торговый портал ЭТП ГПБ – просто, удобно, функционально. Интервью с Анатолием Лаврухиным
Подробнее
18 января 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в январе-феврале 2021 года
Подробнее
18 января 2021 г.
Обучающий Центр ЭТП ГПБ — итоги 2020 года
Подробнее
14 января 2021 г.
Интересные закупки на ЭТП ГПБ в январе 2021 года
Подробнее
14 января 2021 г.
Андрей Садофьев: ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!
Подробнее
14 января 2021 г.
Обучающие мероприятия ЭТП ГПБ для поддержки бизнеса в январе 2021 года
Подробнее
11 января 2021 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ за вторую половину января 2021
Подробнее
28 декабря 2020 г.
График работы ЭТП ГПБ и ЕИС в новогодние праздники 2021
Подробнее
28 декабря 2020 г.
Постановление Правительства № 2013
Подробнее
28 декабря 2020 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в январе 2021
Подробнее
21 декабря 2020 г.
Новые Заказчики на площадке
Подробнее
21 декабря 2020 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ – декабрь 2020 и январь 2021
Подробнее
16 декабря 2020 г.
«Успеть до конца года: итоги и секретные приемы от экспертов по финансовым продуктам» – состоялась финансовая конференция ЭТП ГПБ
Подробнее
14 декабря 2020 г.
Полезные изменения на Торговом портале ЭТП ГПБ
Подробнее
14 декабря 2020 г.
Осторожно, мошенники! Обновление информации
Подробнее
14 декабря 2020 г.
Закон о закупках – наболевшие изменения и неотвратимые перспективы
Подробнее
14 декабря 2020 г.
Новые Заказчики на ЭТП ГПБ
Подробнее
14 декабря 2020 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ за декабрь 2020 и в январе 2021
Подробнее
14 декабря 2020 г.
На ЭТП ГПБ размещено невостребованное имущество АО «Уралэлектромедь
Подробнее
11 декабря 2020 г.
Подарки и советы — адвент-календарь от ЭТП ГПБ
Подробнее
09 декабря 2020 г.
Казначейство: Электронное актирование и оптимизация процедур 44-ФЗ – главная задача 2020. Обзор от эксперта ЭТП ГПБ
Подробнее
09 декабря 2020 г.
Пока бумажные, но могут станут электронными
Подробнее
07 декабря 2020 г.
Закупка товаров в целях исполнения государственного (муниципального) контракта
Подробнее
07 декабря 2020 г.
Новые заказчики октября-ноября на ЭТП ГПБ
Подробнее
07 декабря 2020 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ в декабре 2020 и январе 2021
Подробнее
03 декабря 2020 г.
Состоялся IX Интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
Подробнее
03 декабря 2020 г.
ЭТП ГПБ, Газпромбанк и «Газпром нефть» обсудили запуск цифровой экосистемы для промышленного сектора
Подробнее
02 декабря 2020 г.
Актуальные, свежие, лучшие – вебинары для поддержки бизнеса в декабре!
Подробнее
30 ноября 2020 г.
Заказчики октября 2020 года на ЭТП ГПБ
Подробнее
30 ноября 2020 г.
Торги имуществом на ЭТП ГПБ за декабрь 2020
Подробнее
23 ноября 2020 г.
Обзор нарушений при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ. — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) имеет одну специфическую черту – его нормы носят диспозитивный характер, то есть разрешено все, что не запрещено. И перечень оснований для обжалования, установленный ч.
10 ст. 3 данного закона, короткий и является закрытым. Несмотря на это количество жалоб на действия (бездействие) заказчиков растет год от года, так что в настоящее время достаточно административной и судебной практики, чтобы проанализировать и выявить наиболее распространенные нарушения.
О них мы и расскажем сегодня.
По сравнению с Законом № 44-ФЗ[1], Закон № 223-ФЗ не такой уж и большой. Он устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ и услуг:
- принципы закупок;
- требования к правовому документу заказчика о закупках товаров, работ и услуг (положение о закупке);
- отдельные процедурные сроки;
- требования к содержанию извещения и документации о закупке;
- отчетность; и др.
А вот способы закупок, порядок их проведения, требования к участникам, составу заявок, процедуре исполнения договора и иные моменты закупок в учреждении заказчик устанавливает самостоятельно в положении о закупке.
Из анализа практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков следует, что все нарушения Закона № 223-ФЗ можно условно поделить на несколько групп:
- Противоречие положений о закупке нормам Закона № 223-ФЗ.
- Несоблюдение принципов закупок.
- Нарушение порядка осуществления закупок.
Положения о закупке
Поскольку «правила игры» устанавливаются заказчиком в положении о закупке, при рассмотрении жалоб или проведении проверки контролирующий орган вынужден изучать этот документ – ведь в каждом конкретном учреждении один и тот же вид закупки может быть регламентирован по-разному.
В настоящее время достаточно распространенным нарушением является установление сроков заключения контракта по итогам закупочных процедур в нарушение норм Закона № 223-ФЗ. Приведем примеры.
Решение Татарстанского УФАС от 05.05.2016 № ИП-04/6334 по жалобе № Т04-145/2016.
В положении о закупке МУП установлено, что срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор, не должен превышать пять дней либо срок, указанный в документации о закупке.
223 ФЗ о закупках — актуальная редакция. Последние изменения
Главная
Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:
- Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
- Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
- Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.
Подготовка к закупочной деятельности
Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:
- Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
- На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
- На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
- Формулирование положений.
- Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
- Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
- Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.
После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.
Публикация сведений в ЕИС
В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:
- Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
- Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
- Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
- Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
- Порядок заключения договора между сторонами.
- Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
- Порядок наложения штрафов и их объем.
- Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.
Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.
Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.
Самое важное для заказчика- таблица сроков
Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:
- Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
- Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
- Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
- Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
- Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
- Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
- Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.
Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
Последняя редакция 223-ФЗ
В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:
- Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
- Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
- Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
- Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
- Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
- Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
- Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
- Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
- Переход практически всех заявок в электронный формат.
Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.
223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать
Нормативные правовые акты 223-ФЗ
Что нужно изменить в Положении о закупке по 223-ФЗ в 2021 году
12.04.2021
Требования о внесении изменений в Положение о закупке установлены в трех законах:
- Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 443-ФЗ);
- Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 452-ФЗ) — изменения нужно внести в Положения о закупке до 29 июня 2021 года;
- Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 86-ФЗ) — вступает в силу 16.04.2021, Положения нужно изменить до 14 июля 2021 г.
1.
В отношении требований закона № 443-ФЗ, если в Положении были перечислены все заказчики, на которых распространяет свое действие закон № 223-ФЗ, то нужно заменить слова «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» на слова «обращения с твердыми коммунальными отходами». Если такого перечисления не было, то заказчикам, которые не имеют отношения к обращению с ТКО, изменений в Положение вносить не требуется.
2. В отношении требований закона № 452-ФЗ, объем изменений зависит от того, на сколько подробно в Положении о закупке описаны конкурентные процедуры с участием субъектов МСП. Если в Положении были даны только ссылки на статью 3.4 закона № 223-ФЗ, то изменения в этой части не требуются.
Если же процедура конкурентной закупки у субъектов МСП была описана подробно, то соответствующий раздел следует полностью переработать с учетом новой редакции статьи 3.
4 закона № 223-ФЗ (изменения необходимы в части этапов конкурентных процедур среди субъектов МСП, требований к участникам закупки, к составу заявки, к протоколам и др.).
Кроме того, если Положение дублировало обязанности оператора электронной площадки из статьи 3.3 закона № 223-ФЗ в части обеспечения конфиденциальности информации, соответствующие правила также нужно либо изменить, либо исключить из Положения.
Если требования к участникам закупки и к составу заявки на участие в закупке выделены в общей части Положения о закупке (в общих положениях о проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений), то в отношении закупок у субъектов МСП теперь нужно определить приоритет специальных норм, установленных новой редакцией статьи 3.4 закона № 223-ФЗ.
Дополнительно можно рекомендовать заказчикам единые требования к участникам закупки в части формулировок унифицировать с требованиями, указанными в виде декларации в п.9 ч. 19.1 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.
3.
В отношении требований закона № 86-ФЗ: необходимо дополнить или отредактировать Положение таким образом, чтобы в нём был определен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.
Кроме того, необходимо внести изменения в требования к документации о конкурентной закупке — добавить пункт об обязательном включении в документацию обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги.
В этой части следует обратить внимание заказчиков на то, что цена в документации о конкурентной закупке, как и до принятия закона № 86-ФЗ, указывается одним из трех возможных способов:
- В виде начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).
- В виде формулы цены и максимального значения цены договора.
- В виде цены единицы товара, работы, услуги (ЦЕ ТРУ) и максимального значение цены договора.
Порядок обоснования необходим именно в отношении НМЦД или начальной ЦЕ ТРУ. Здесь можно рекомендовать использовать уже проверенные методы, перечисленные в статье 22 федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ), за исключением нормативного метода и затратного метода, с допустимостью обоснования применения иного метода, когда методы анализа рынка, тарифный или проектно-сметный не позволяют определить цену договора.
В отношении формулы цены следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 13.01.
2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», с учетом которого можно в Положении перечислить объекты закупки, в отношении которых возможно использовать формулу цены, по аналогии.
Рекомендуется предусмотреть, что конкретная формула цены будет установлена в документации о закупке (в проекте договора), так как практика закупок в рамках контрактной системы показала разнообразные подходы к её определению.
Что касается максимального значения цены договора, то оно определяется, как правило, расчетным путем, исходя из выделенных объемов финансирования на соответствующий объект закупки, ориентировочного количества необходимого товара (планового объема работ, услуг), установленных предельных цен (если определение предельных цен практикуется в организации заказчика).
4. В отношении минимальной доли закупок российских товаров (постановление от 3 декабря 2020 г. № 2013), в Положении рекомендуется предусмотреть возможность закупки российских товаров, включенных в реестры Минпромторга, способами неконкурентных закупок, в том числе у единственного поставщика (такие рекомендации, например, даны в письме Минфина от 15 января 2021 г. № 24-03-07/1390).
Кроме того, рекомендуется перечень исключений из сферы регулирования закона № 223-ФЗ и Положения о закупке предусмотреть в виде ссылки на часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ, не перечисляя в Положении соответствующие пункты закона. Практика показывает, что постоянные изменения этого перечня законодателем требуют неоправданных и неэффективных затрат ресурсов заказчиков на внесение соответствующих изменений в Положения о закупке.
Из глобальных изменений Положения о закупке рекомендуется подумать о требованиях к составу заявки при проведении конкурентных и неконкурентных процедур закупки не для субъектов МСП. Нововведения в части 19.1 статьи 3.
4 закона № 223-ФЗ могут быть частично распространены на все закупки, например, в части подтверждения полномочий лица на подписание заявки, подтверждения предоставления обеспечения заявки, предоставления в виде декларации информации об официальном сайте, где в открытом доступе находится информация о лицензиях или членстве в СРО.
Также следует задуматься о количестве и содержании протоколов, оформляемых при проведении конкурентных закупок.
Поскольку оператор электронной площадки теперь не обязан обеспечивать конфиденциальность информации о ценовых предложениях участников до подведения итогов закупки, появилась возможность (с учетом функционала электронной площадки) подвести итоги без оформления отдельного протокола рассмотрения заявок (рассмотрения вторых частей заявок). Например, при проведении запроса котировок в электронной форме может быть оформлен всего один протокол — подведения итогов закупки, хотя требования статьи 3.2 закона № 223-ФЗ о двух вариантах протоколов (промежуточных и итоговом) остались без изменений. При проведении электронного аукциона заказчик мог бы оформлять только два протокола: рассмотрения первых частей заявок и подведения итогов аукциона. Такой подход к минимизации трудозатрат заказчиков при проведении процедур закупок давно существует в закупках по закону № 44-ФЗ.
С учетом административной и судебной практики в соответствующем регионе заказчикам следует обратить внимание на порядок сопоставления ценовых предложений, предусмотренный Положением о закупке: с учетом всех налогов (как рекомендует и указывает в предписаниях по результатам рассмотрения жалоб ФАС России) или в определенных исключительных случаях без учета НДС, если такая практика принципиальна для заказчика с учетом обеспечения соблюдения требований об эффективности соответствующих закупок.
В заключении следует напомнить, что Положение о закупке должно быть эффективным инструментом, позволяющим заказчикам построить максимально удобную систему закупок с учетом специфики структуры и объемов закупок конкретного заказчика, а также требований о минимизации рисков обжалования и отмены процедур закупок, заключения договора с недобросовестным поставщиком.
Богацкая Софья Германовна, Руководитель направления по государственным, муниципальным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», к.э.н.
223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно). Курс в Москве
Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ.
Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 223-ФЗ, тематическим подборкам судебной и административной практики, образцам и примерам заполнения документов, а также возможность закрепить и расширить полученные знания в электронной информационно-образовательной системе.
Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию
Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует отношения в сфере госзакупок так же, как и 44-ФЗ.
Но если 44-ФЗ действует там, где заказчики на 100% относятся к государственному или муниципальному сектору, то 223-ФЗ — закон для заказчиков с определённой долей (от 50%) участия государства, региона или муниципального образования.
https://www.youtube.com/watch?v=ESML_W_0dcI\u0026t=1535s
Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.
223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.
Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.
Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.
С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.
Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.
Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще.
Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.
Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.
Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:
- По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
- 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
- Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
- Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
- Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.
Основные принципы закупок по 223-ФЗ
Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.
Принципы закупок:
- Информационная открытость.
- Равные для участников требования и условия закупки.
- Недопустимость дискриминации участников закупки.
- Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
- Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
- Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
- Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.
Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:
- конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
- закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
- закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
- закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
- закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
- информационного обеспечения закупок (ст. 4);
- мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
- обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).
Требования к участникам закупок
223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
- юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
- физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
- индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.
Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.
Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.
В положении и документации о закупке должны быть отражены:
- требования непосредственно к участникам;
- требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
- требования к условиям исполнения договора (контракта);
- критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:
- Регистрация на территории РФ.
- Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
- Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
- Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
- Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
- Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
- Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
- Наличие определённой материально-технической базы.
- Требования к деловой репутации.
- Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
- Наличие опыта определённой деятельности.
- Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
- Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.
Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.
Правительство РФ вправе устанавливать:
- приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
- перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
- квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
- запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
- перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
- основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.
Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.
Как контролируют закупки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.
Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.
В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов: https://iitrust.ru/articles/