Статья 4. принципы гражданской службы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.Комментарий к статье 4

В комментируемой статье закрепляются основные принципы государственной гражданской службы. Исходя из смысла термина «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе .

Комментируемый Закон является базовым для всей системы государственной гражданской службы. Поэтому принципы, закрепленные в нем, должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о государственной гражданской службе.

———————————

Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.1) Первым среди принципов государственной гражданской службы назван принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государственная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст.

18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

2) Государственная гражданская служба несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего (гл. 3 комментируемого Закона); установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

3) Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это положение в целом соответствует требованиям п. «c» ст.

25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.

), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе.

Основным отличием комментируемой нормы от указанного выше положения п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском Законе на обязательность владения гражданином, претендующим на поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации.

Данное требование является вполне обоснованным, т.к. вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова, в основном, специфика государственной гражданской службы).

В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе комментируемым Законом установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (а равно замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2 — 4 ст. 22 Закона и носит исчерпывающий характер. 4) Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. В силу этого п. 4 комментируемой статьи закрепляет принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые комментируемым Законом требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 — 63). 5) Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и др. 6) Принцип доступности информации о государственной гражданской службе основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Комментируемым Законом предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно: а) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19); б) в состав конкурсной комиссии (ст. 22); в) в состав аттестационной комиссии (ст. 48). 7) Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

8) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность также является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности.

Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности.

Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укрепление в качестве основных элементов планомерного развития страны и улучшение благосостояние населения.

Эти задачи являются одним из ключевых приоритетов государства, отраженном в концепции развития. Государственная служба является важнейшим элементом системы развития, теснейшим образом связанная с целями и задачами всей политики государства.

Ключевые слова: государственная служба, гражданская служба, Конституция, право, закон, нормативные акты.

At present, the processes related to the formation of statehood, which began in the years of perestroika, are continuing in Russia.

The ultimate goal of these processes is to consolidate the social, democratic and legal aspects, further strengthen them as the main elements of the planned development of the country and improve the well-being of the population.

Читайте также:  Статья 4. Обязанности экспедитора

These tasks are one of the most important priorities of the state, reflected in the development concept. At the same time, the civil service is an essential element of the development system, which is closely linked to the goals and objectives of the entire state policy.

Keywords: civil service, civil service, Constitution, law, law, regulations.

Сегодня институт государственной гражданской службы является важным инструментом реализации политики. Именно поэтому он должен соответствовать мировым критериям и стандартам. Государство активно предпринимает меры, касающиеся и правового, и функционального аспектов, для улучшения и совершенствования государственной службы.

Стоит отметить, что само понятие государственной гражданской службы понимается двояко. Во-первых, в качестве отдельного вида службы; во-вторых, как ее подсистема. Эта особенность объясняется двойственностью ее природы.

Принципы работы гражданской государственной службы определяются современными исследователями в качестве основополагающих черт и особенностей, в совокупности с сущностными характеристиками самой службы.

Эти принципы законодательно закреплены в различных нормативных актах, главные из которых — Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».

На основе этих правовых актов строится целая система законодательного урегулирования государственной службы.

Принципы работы отражены также в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента РФ, а также постановлениях Правительства Российской Федерации, уставах, других нормативных и законодательных актах субъектов РФ. Все они тесно связаны друг с другом и формируют единую систему, отдельно отражая определенную норму. Эффективная работа системы государственной службы возможна лишь при комплексной реализации всех составляющих.

  • В число главных принципов построения и функционирования государственной службы, изложенных в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», входят:
  • − федерализм, который позволяет обеспечить функционирование системы государственной службы как единого организма, а также контролирует соблюдение конституционных разграничений предметов и областей ведения и осуществляемых полномочий между всеми федеральными и региональными органами власти;
  • − обеспечение защиты работников государственной службы от необоснованных и неправомерных вмешательств в их профессиональную деятельность представителей государственных органов, а также юридических, физических и должностных лиц;
  • − обеспечение профессионализма и высокой компетентности служащих;
  • − гарантия законности;
  • − обеспечение равных прав и одинакового доступа граждан к гос. службе;
  • − гарантия приоритета прав и свободы каждого человека, неукоснительное их признание, соблюдение и защита;
  • − обеспечение четкой взаимосвязи между государственной и муниципальной службой;
  • − формирование открытости и доступности института государственной службы для осуществления общественного контроля. Своевременное, объективное полное информирование общества о функционировании работников государственной службы;
  • − обеспечение единства нормативной базы, а также всех правовых, организационных и других основ функционирования государственной службы, законодательно закрепленный единый подход к систематизации работы.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации, также формулирует ряд принципов организации работы гражданской службы, в большинстве своем совпадающим с вышеупомянутым Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако, существуют и некоторые отличия, например, терминологического характера.

  1. Помимо сформулированных в федеральных законах гражданские служащие используют в своей работе и вспомогательные принципы, изложенные во множестве различных нормативных актах и документах, а именно:
  2. − оптимизация работы системы государственного управления, усовершенствование взаимодействия управляющих и управляемых ее элементов;
  3. − делегирование обязанностей и полномочий, результатом которого должна стать передача части функционала от руководителя к подчиненному без дальнейшего активного вмешательства в работу последних;
  4. − разумная управляемость, согласно которой одному руководителю непосредственно подчиняется 3–7 исполнителей;
  5. − двустороннее соответствие, согласно которому работник и занимаемая им должность соответствуют друг другу с учетом интеллектуальных, физических и профессиональных возможностей исполнителя;
  6. − автоматическое замещение отсутствующего работника другим компетентным сотрудником с учетом действующих должностных инструкций;
  7. − осуществление открытого взаимодействия между гражданами Российской Федерации и различными общественными объединениями.

Последний указанный принцип в настоящее время имеет несколько нерешенных проблем. Согласно названию, гражданская служба и гражданское общество должны взаимодействовать в обязательном порядке.

Законодательной основой этого взаимодействия является статья 13 Конституции Российской Федерации, в которой изложены принципы многопартийности, политического и идеологического многообразия в нашей стране.

Таким образом, ни одна идеология не является и не может быть установлена как государственная и обязательная.

То есть принцип открытого взаимодействия различных составляющих существующей политической системы и гражданской службы должен осуществляться с учетом политической нейтральности и самой службы, и ее служащих. Практическое значение понимания данного принципа объясняется ключевым словом — взаимодействие — в отличии от существовавшего ранее закона.

Особо важные составляющие слаженной работы государственной службы принципы призваны отображать ее особенности, специфические черты и характеристики.

Их задача — регламентирование ключевых закономерностей системы, а также гарантирование ее деятельности во благо общества и государства в целом.

Несоблюдение же главных принципов ведет к отрицательным последствиям, в том числе подрыву авторитета власти.

Таким образом, особое внимание стоит уделять соответствию принципов актуальным тенденциям и требованиям.

Литература:

  1. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. — М.: КноРус, 2014. — 616 c.
  2. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. — М.: КноРус, 2014. — 542 c.
  3. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление в России / В. Г. Игнатов. — М.: Феникс, 2016. — 394 c.
  4. Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. — М.: ТЕИС, 2017. — 512 c.
  5. Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е. В. Охотский. — М.: Экономика, 2016. — 704 c.

Принципы организации и функционирования государственной службы

Фз 58. Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

  • 1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
  • 1.—федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 2—законность;
  • 3—приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • 4—равный доступ граждан к государственной службе;
  • 5—единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • 6—взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • 7—открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • 8—профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • 9—защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Фз 79. Статья 4. Принципы гражданской службы

  1. Принципами гражданской службы являются:
  2. 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  3. 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  4. 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  5. 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  6. 5) стабильность гражданской службы;
  7. 6) доступность информации о гражданской службе;
  8. 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  9. 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
  10. Принципы организации и функционирования муниципальной службы.

Фз 25. Статья 4. Основные принципы муниципальной службы

  • Основными принципами муниципальной службы являются:
  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • 4) стабильность муниципальной службы;
  • 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • 6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • 10) внепартийность муниципальной службы.
  • Система федеральной государственной службы в России.
  • Фз 58
Читайте также:  Статья 13. гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

Ст 4. Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Ст. 5.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Статья 6. Военная служба

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Принципы государственной гражданской службы

  • Принцип — центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
  • Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.
  • В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы.

В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих.

С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

  1. — быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
  2. — хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
  3. — знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;
  4. — владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
  5. — иметь общую и профессиональную подготовку;
  6. — знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная и муниципальная служба

В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим.

В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а государственные служащие, в свою очередь, обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся:

  • принцип федерализма;
  • принцип законности;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.

  • Нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ.
  • Организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
  • Функциональный аспект самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.
  • Финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

Читайте также:  Статья 103.5-1. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии договора управления залогом

При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и область применения законов.

Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:

  • принцип единства правовых и организационных основ государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
  • принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
  • принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы.

Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и без обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

  • компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы;
  • квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;
  • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Государственные служащие находятся под защитой государства.

Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц.

В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

В научных источниках называется и ряд других принципов, таких как: служение государству и обществу, субординация и единоначалие,

стабильность и обновление кадров государственной службы, эффективность государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Принципы государственной службы

Определение 1

Принципы государственной службы – это совокупность основополагающих начал, в соответствии с которыми осуществляется несение государственной службы лицами, занятыми на ней.

Под государственной службой в России понимают профессиональную служебную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий:

  • во-первых, собственно России;
  • во-вторых, органов государственного управления федерального уровня;
  • в-третьих, органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, лиц, которые замещают должности, предусмотренные на уровне Конституции России, федеральных законов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государственного управления федерального уровня;
  • в-пятых, лиц, которые замещают должности, установленные такими нормативными актами как конституции, уставы и законы регионального уровня с целью осуществления исполнения полномочий органов государственного управления регионального уровня в непосредственной форме.

Осуществление и организация государственной службы регламентируется определенными принципами этой службы, действие которых не распространяется на деятельность тех лиц, которые замещают государственные должности федерального и регионального уровня.

В современной России в соответствии с законодательством система государственной службы включает в себя следующие составляющие:

  • во-первых, государственная гражданская служба, которая включает в себя государственную службу федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, военная служба;
  • в-третьих, государственная служба других видов.

Формирование правовой базы организации несения государственной службы федерального уровня выступает в качестве предмета ведения Российской Федерации. Государственная гражданская служба регионального уровня выступает в качестве совместного предмета ведения России и ее субъектов, при этом организационные вопросы является предметом ведения регионов.

Характеристика содержания принципов государственной службы

Перечень принципов государственной службы устанавливается статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

К числу принципов государственной службы относятся следующие.

Принцип федерализма, который призван обеспечивать единство государственной службы в системном смысле и соблюдение закрепленного в Конституции разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня.

Сущность данного принципа состоит в том, что государственная служба выступает в качестве системы должностей, которые учреждаются единой системой органов государственной власти. По отношению к государственной службе федерализм рассматривается в нормативном, организационном, финансовом и функциональном аспекте.

Сущность нормативного аспекта федерализма государственной службы состоит в конституционных и законодательных разграничениях компетенций государственной службы федерального и регионального уровня.

Сущность организационного аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма при организации государственной службы, ее делении на федеральную и региональную.

Сущность финансового аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма в отношении ресурсного обеспечения государственной службы за счет бюджетов соответствующего уровня. Сущность функционального аспекта государственной службы состоит в самостоятельности ее действий при решении вопросов кадрового обеспечения и иных вопросов функциональной значимости.

Принцип законности, подразумевающий полное регулирование порядка несения государственной службы федеральным законодательством, а также региональными нормативными актами. Кроме того, данный принцип подразумевает соответствие всех нормативных актов Конституции России и федеральным законам, регулирующим государственную службу.

Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека, выражающийся в непосредственном действии этих свобод и прав, обязательности их соблюдения, признания и защиты.

В контексте государственной службы свободы и права гражданина и человека выступают в качестве определяющего смысла, содержания и области применения законодательства.

Установлен запрет на дискриминацию граждан со стороны лиц, несущих государственную службу, по любым признакам. И тот же запрет действует в отношении дискриминации государственных служащих.

  • Принцип равенства доступности государственной службы для всех граждан России, подразумевающий возможность поступления на государственную службу любого дееспособного человека, обладающего соответствующими знаниями и опытом работы.
  • Принцип единства основ государственной службы правового и организационного характера, выражающийся в законодательном закреплении единообразного подхода к процессу организации и несения государственной службы.
  • Принцип взаимосвязи муниципальной и государственной службы, выражающийся в установлении соответствия между видами и категориями государственных и муниципальных служащих.
  • Принцип открытости несения государственной службы и ее подведомственности контролю со стороны общества, обеспечения объективного информирования общественности о действиях государственных служащих.
  • Принцип компетентности и профессионализма лиц, занятых на государственной службе, подразумевающий наличие у государственных служащих специальных знаний, навыков и умений, позволяющих им эффективно осуществлять свои должностные обязанности.
  • Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществление ими профессиональной служебной деятельности со стороны физических, юридических лиц, должностных лиц и государственных органов.
Ссылка на основную публикацию