Статья 15. осуществление контроля за финансово — хозяйственной деятельностью народного предприятия

Данная статья в несколько расширенном виде была опубликована на сайте Экспертной юридической системы Lexpro http://www.lexpro.ru/opinions/view/797.

  • С любезного разрешения коллег и с благодарностью за помощь в написании данной статьи хотелось бы поднять данную тему и на нашем форуме.
  • Одним из плюсов реформирования системы учреждений называется снижение бремени содержания бюджетных и автономных учреждений, отмена субсидиарной ответственности учредителя-собственника по отношению к указанным типам учреждений, однако, при этом — сохранение контроля за финансовой и имущественной составляющей деятельности учреждений.
  • В то же время действующее законодательство, даже после внесения в него соответствующих поправок, не содержит ясных и понятных норм, регулирующих осуществление финансового и имущественного контроля деятельности учреждений, что может повлечь нарушение прав самих учреждений или, наоборот, недостаточный контроль со стороны учредителя.

Поскольку учреждение обладает закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и получает средства из бюджета, контрольно-счетный орган соответствующего уровня может проверить расходование выделенных средств и порядок использования закрепленного имущества.

Это закреплено в статье 12 Федерального закона от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и статьях 9-10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Однако такие контрольные права органов финансового контроля не будут распространяться на денежные средства, заработанные учреждением самостоятельно или полученные иным путем (например, подаренные учреждению), а также на имущество, приобретенное за счет таких средств. Следовательно, указанные финансы и имущество выпадают из сферы государственного и муниципального финансового контроля в понимании главы 26 Бюджетного кодекса РФ.

Очевидно, что основное бремя осуществления контроля ложится на учредителя, которого интересует в первую очередь выполнение бюджетным и автономным учреждением государственного или муниципального задания, а также использование закрепленного за учреждением имущества.

При этом практически ни один нормативный акт не содержит системных требований к процедурам осуществления финансового контроля в этой сфере, даже подзаконный.

Такой контроль скорее всего будет осуществляться в виде проверок, которые могут быть камеральными и выездными, поскольку именно такой метод контроля рекомендуют использовать Минфин РФ и Минэкономразвития РФ в своем совместном приказе №136н и №526 от 29 октября 2010 года «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением». Можно сделать вывод, что камеральные проверки должны проводиться в месте нахождения учредителя и иметь своим предметом документацию учреждения, а выездные проверки должны осуществляться на территории самого учреждения.

Очевидно, что эффективность контроля и соблюдение прав проверяемых зависят от того, насколько грамотно и подробно учредитель сумеет закрепить указанные в Приказе моменты в соответствующем документе (например, периодичность проверок, их сроки, предмет контроля, порядок назначения проверок и пр.). При этом для каждой группы учреждений, подведомственной тому или иному учредителю, могут быть сформированы свои правила осуществления контроля за их деятельностью. Если же учредитель не сумеет правильно и точно сформулировать указанные моменты, он сам не сможет достичь нужной степени эффективности осуществления финансового и имущественного контроля, в том числе не сможет воздействовать на учреждение в целях исправления допущенных нарушений, выявления виновных, возмещения понесенного публично-правовым образованием ущерба и т.п.

В целях предварительной проверки расходования бюджетных средств учреждением, учредитель должен проконтролировать составление плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, хотя сам план как документ учреждение составляет самостоятельно.

Впоследствии предварительные показатели плана уточняются и приводятся в соответствие с утвержденными показателями бюджета соответствующего уровня, что позволит проконтролировать расходование всех бюджетных средств, выделенных учреждению, в том числе инвестиций, так называемых «субсидий на иные цели», средств на развитие автономных учреждений.

Учредитель может осуществлять предварительный контроль за деятельностью бюджетных и автономных учреждений в части совершения ими крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В соответствии со статьей 9.

2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

В автономном учреждении, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

Кроме того, в автономных учреждениях требуется предварительное одобрение наблюдательного совета также для сделок, в отношении которых имеется заинтересованность. Однако наблюдательный совет в автономном учреждении состоит не только из представителей учредителя, но и из иных лиц, в том числе представителей самого учреждения и сторонних лиц, поэтому нельзя сказать, что учредитель способен в абсолютном большинстве случаев повлиять на совершение таких сделок в автономном учреждении.

Основным способом последующего контроля является получение учредителем отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Приказ Министерства финансов РФ от 30 сентября 2010 года №114н утвердил общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

При этом законодательство не предусматривает четкого алгоритма действий учредителя в случае выявления нарушений со стороны учреждения. Также в нем не описаны варианты возможного властного воздействия на учредителя.

Таким образом, можно наблюдать, с одной стороны, расширение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, что провозглашалось одной из целей реформы государственных и муниципальных учреждений, с другой стороны – отсутствие системного подхода к осуществлению контроля над финансами и имуществом учреждений.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Отчет ревизионной комиссии

В процессе выполнения ревизии осуществляется тотальная фактическая и документальная проверка организации. Это касается абсолютно всех операций (финансовых и хозяйственных), которые организация провела за определенное время. Проверяющие используют различные подходы и методики.

К примеру, сверку имеющихся на месте документов. Результативной бывает проверка в организациях, поддерживающих связи с проверяемым предприятием. Именно благодаря ревизии есть возможность выявить ошибки в составлении бухгалтерского учета, заполнении бухгалтерами отчетности.

Регулярные проверки позволяют не упустить нарушения действующих норм законодательства.

Отчет ревизионной комиссии по организации. Подготовительный этап к осуществлению ревизии

Для всех форм и типов деятельности критерии подготовки, основы, порядок, организация и осуществление ревизии универсальны. Включительно с аудиторской проверкой. Чтобы качественно и эффективно провести контроль финансов и экономической деятельности, надо придерживаться последовательности, общих правил. Независимо от типа проверки и ревизоров. 

Перед тем, как начать проверку или ревизию, проверяющие инспектора обязаны выполнить важное задание. Это ознакомление с деятельностью проверяемого предприятия.

Такой ознакомительный этап поможет впоследствии грамотно оценивать события, сделки, применяемые способы учета. Понимание деятельности проверяемого объекта влияет на процесс контроля.

А также на результаты ревизии, которые будут представлены в итоговом документе.

Для того чтобы разобраться в нюансах деятельности проверяемого производства, нужно обратить внимание на две задачи. Вначале собрать и изучить данные о специфике отрасли, праве собственности организации, ее управлении, сделках. Далее необходимо взвесить достаточность полученной информации для полноценного осуществления проверки.

Ревизия финансовой деятельности. Составление плана по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности

Бывают проверки и ревизии как плановые, так и внеплановые. Если ревизия плановая, то ее осуществляют согласно принятым на год планам. Ревизия внеплановая может проводиться, если вдруг возникает такая необходимость. Либо правоохранительные органы поручают ее выполнить.

Годовой план осуществления ревизий принимает контрольный орган, вернее, его руководитель. В данном плане должны быть указаны такие сведения, как наименование проверяемого объекта, должность руководителя отдела, который несет ответственность за организацию ревизии. А также период осуществления ревизии, даты, когда начнется и закончится, отметка о проведении.

Читайте также:  Статья 15. Тайна связи

Необходимо скрупулезное планирование проверок или ревизий. Такой подход обеспечит качественное выполнение задания. Это является начальной стадией проведения мероприятий по осуществлению полноценного контроля. Состоит из разработки общего плана и программы.

В плане представлены такие данные: ожидаемый объем, графики, сроки проведения ревизий или проверок. В программе указаны объем, виды и последовательность проведения контрольных процессов.

Это понадобится для того, чтобы в итоге сформировать реальные и убедительные выводы, касающиеся объекта проверки.

Когда происходит планирование мероприятий по осуществлению ревизии, проверяющие должны пополнять и учитывать информацию о деятельности проверяемого предприятия. Важен отбор нужных аналитических процедур, составление плана, программы проверки.

В процессе планирования проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий необходимо придерживаться следующих принципов: комплексности, непрерывности, оптимальности.

 Принцип комплексности планирования подразумевает обеспечение согласованности и взаимосвязанности всех стадий планирования мероприятий по осуществлению контроля.

Учитывается как предварительное планирование, так и составление общего плана и программы.

Принцип непрерывности планирования означает установление сопряженных заданий проверяющим. Важна увязка стадий планирования по времени и смежным хозяйствующим субъектам (к примеру, филиалам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования предполагает обеспечение возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы. Основанием являются нормы, которые устанавливает контролирующий орган.

Отчет ревизионной комиссии по ООО/ИП/АО. Оценивание систем бухучета и внутреннего контроля предприятия 

В процессе проверки или ревизии следует разобраться в таких системах проверяемого объекта, как бухгалтерский учет и внутренний контроль. Причем необходимо проанализировать средства контроля, благодаря которым можно определить суть, затраты времени и масштаб предполагаемых процедур контроля.

Масштаб и специфика системы внутреннего контроля и степень их формализации обязаны соответствовать размерам предприятия и особенностям его деятельности. В ходе ревизии нужно проверить, как система бухучета отражает хозяйственную деятельность проверяемого объекта (достоверно или не достоверно). Сформировать определенное убеждение поможет специфика системы внутреннего контроля.

Когда осуществляется проверка, надо не забывать документировать исследования и оценивание особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для успешного проведения данной работы рекомендуют применять:

  • специальные тесты;
  • протоколы, акты;
  • графики, блок-схемы;
  • специальные бланки;
  • проверочные листы;
  • списки замечаний;
  • перечни типовых вопросов.

Органы контроля принимают участие в разработке различных методик по исследованию и оцениванию систем бухучета и внутреннего контроля. Следят за порядком изучения, планируют процедуры контроля. В этом деле важны результаты анализа.

Планирование детальности и выборочности осуществления контрольных процедур зависят от уровня организации и эффективности систем бухучета и внутреннего контроля организации. Наличие выявленных недостатков данных систем необходимо отметить в итоговом документе. Кроме того, нужно дать рекомендации для устранения найденных недочетов.

Отчет ревизионной комиссии по организации. Правила осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В процессе проведения мероприятий, которые касаются финансово-экономического контроля объекта, происходит сбор информации. Ведь в итоге понадобятся доказательства, чтобы оценить и подтвердить полученные результаты. Если взять за основу контрольные процедуры, которые предусмотрены программой, можно сделать грамотные выводы.

Существуют различные типы контрольных процедур, с помощью которых можно получить важную информацию:

  • процедуры аналитические; 
  • проверка в деталях правильности указанных в бухучете оборотов и сальдо по счетам;
  • оценивание системы внутреннего контроля проверяемого объекта.

Качество и количество информации определяется органами контроля. Главное — получить достоверные данные, без которых невозможно составить итоговый документ, основывающийся на результатах проверки. Причем следует принять во внимание и такой нюанс, что должностные лица проверяемого предприятия могут предоставить искаженную финансово-экономическую информацию.

Бывают различные типы доказательств, подтверждающие результаты контрольных мероприятий, — внутренние, внешние, смешанные.

Доказательства внутренние — это информация, которую предоставляют должностные лица проверяемого объекта. Могут быть в устном или письменном виде.

Внешние доказательства включают в себя данные от третьей стороны. Обычно в письменном виде, поскольку идут по письменному запросу органа контроля.

Смешанные доказательства, по сути, объединяют внутренние и внешние. То есть они состоят из информации, полученной от контролируемого предприятия в устном или письменном виде. А также из данных, подтвержденных третьей стороной в письменном виде.

Одним из эффективных типов процедур контроля являются аналитические процедуры. Они выявляют, анализируют и оценивают соотношения между финансово-экономическими показателями деятельности контролируемого объекта.

Используются аналитические процедуры благодаря наличию причинно-следственной связи между исследуемыми показателями. При проведении ревизии фхд применяются аналитические процедуры с целью выявления отсутствия или наличия неверно отраженных либо необычных фактов и результатов деятельности.

Определяются области потенциального риска. Поэтому требуется пристальное внимание при проведении контрольной деятельности.

Кроме того, аналитические процедуры проводят для достижения других целей:

  • исследование деятельности объекта;
  • оценивание финансового положения предприятия;
  • анализ перспектив непрерывности деятельности организации;
  • уменьшение количества детальных процедур контроля;
  • обеспечение тестирования для получения ответов на возникшие вопросы;
  • обнаружение ошибок в бухгалтерской отчетности. 

К слову, аналитические процедуры могут выполняться в процессе всей проверки. Их использование не случайно, а преимущества очевидны. Качество проверки повышается, а время на ее проведение сокращается.

Еще на стадии планирования контрольной проверки выполнение аналитических процедур играет большую роль. Оно помогает выявить участки, где возможны риски, способствует изучению деятельности объекта, где нужно произвести проверку. Когда происходит формирование общего плана и программы, использование аналитических процедур ориентирует на уменьшение числа и объема других процедур контроля.

При непосредственном осуществлении проверки процедуры аналитические могут выполняться одновременно с другими нужными процедурами контроля. Это актуально для изучения различных нестандартных отклонений показателей в бухгалтерской отчетности предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=twN-HIZZVvA\u0026t=524s

На финальной стадии проверки аналитические процедуры окончательно рассматривают наличия в отчетности существенных ошибок или других финансовых недочетов. Таким путем они могут обнаружить участки, которые требуют дополнительных процедур контроля.

По ходу реализации финансово-экономического контроля нередко возникает необходимость в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств контролируемого объекта.

Кстати, в процессе выполнения финансово-экономического контроля инвентаризации могут подвергнуть абсолютно любое имущество проверяемой организации. Местонахождение роли не играет.

Также инвентаризация распространяется на все виды финансовых обязательств, запасы производства и другое имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в учете бухгалтера. Еще это касается имущества, которое по каким-то причинам учтено не было.

Инвентаризация проходит по местонахождению имущества. Материально ответственное лицо должно присутствовать.

Подробнее на сайте: https://mnk-expertiza.ru/ekonomicheskaya-ekspertiza/reviziya-finansovo-xozyajstvennoj-deyatelnosti.html

Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Читайте также:  Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений.

Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

Внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности

В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).

Финансовый контроль государственных организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е.

выполнения денежных обязательств перед государством, таких как: 1) налоги и другие обязательные платежи; 2) соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов; 3) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ. Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.

Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внезапные.

Счетная палата как орган внешнего контроля.

— счетная палата – (контроль со стороны законодательной власти) основная цель деятельности – контроль фед бюджета как на стадии его формирования, так и на стадии исполнения.

Контроль фед бюджета строится по трехлетнему циклу. В каждый конкр момент времени – проверка за 3 года. Осуществляется предварительный контроль – контроль проекта бюджета на предстоящий год, одновременно с этим текущий контроль исполнения бюджета, и последующий контроль, т.е. контроль исполнения бюджета за прошедший год. (п.1. и п.3. занимаю меньше человеко-часов, чем п.2.)

  • Контроль бюджета фед фондов
  • Определение эф-ти и целесообразности использования гос имущества
  • Контроль за состоянием гос внутреннего и внешнего долга, контроль за исп кредитных ресурсов.
  • Контроль за банковской системой РФ в части обслуживания банками фед бюджета и гос долга РФ.

Предварительный контроль бюджета — В виде проверки основных макро-эк и бюджето-образующих показателей, и на их основе контроль доходных и расходных статей бюджета. Результатом предварительного контроля явл заключение, подготавливаемое счетной палатой на проект фед бюджета.

Последующий контроль – проверка счетной палаты приравнивается к комплексной ревизии. Формально сч палата обладает полномочиями контролировать любые предприятия или учреждения, которые участвуют в формировании Д или Р фед бюджета (практически на любое предприятие, потому что они платят налоги). Или управляют (владеют) имуществом, принадлежащим РФ. (аренда).

  1. Права счетной палаты, если будут обнаружены правонарушения:
  2. · Предписания
  3. · Арест расчетных счетов фирмы (блокирует все платежи по банковским счетам).
  • В дальнейшем передаются в исп органы власти, которые и будут налагать санкции.
  • Основные функции, задачи Федеральной налоговой службы РФ.
  • Фед Налоговая служба
  • Осн задача – контроль полноты и своевременность уплаты налогов и сборов,
  • А так же решает ряд задач, которые закреплены кодексом:
  • — контроль кассовой дисциплины
  • Более сложная структура:
  • Москва – головное управление
  • Ниже уровнем — Управление НС по субъектам федераций
  • Существуют параллельно межрегиональные управления НС (формируются по фед округам)
  • Управление НС по субъектам федераций – контролирует нижестоящие орг
  • межрегиональные управления НС – контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков (Газпром)
  • Ниже – районные и межрайонные налоговые инспекции.

Деятельность НС осуществляется на условиях инф обмена между НС, МВД, таможенной службы, и контр органами внебюджетных фондов. Т..е передача инф между этими структурами не явл нарушением налоговой тайны.

В то же время др фед службы не могут запрашивать инф о деятельности налогоплательщика

2 вида проверок – камеральные и выездные.

Камеральные – на территории нал инспекции, при этом исп-ся инф из налоговых деклараций налогоплательщика, документы кот налогоплательщик предоставляет помимо декларации (по желанию или по запросу), и инф из др источников (сведения от др налогоплат-ов, от осведомителей и т.д.).

Нал инсп непосредственно может получать от налогоплат-ка только нал декларации, а так же док-ты подтверждающие нал льготы или нал вычеты.

Для проведения камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководства нал инспекции.

Если при камеральной проверки обнаруживаются ошибки или противоречия налоговой декларации, то об этом информируется налогопл-к и ему дается 5 дней, чтобы представить объяснения или внести изменения в нал декларацию. (ротиворечия могут возникнуть не только внутри декл ,но и при сравнении с инф от др источников).

Чтобы подтвердить свою позицию – можно представить любые доказательства подтверждающие правильность расчета.

Если объяснения не предоставлены, либо объяснения не убедительны, то составляется акт о проведении камеральной налоговой проверке. Если нарушения при камеральной проверки не обнаружены – то акт не составляется.

Выездные – отличаются тем, что проводятся по месту нахождения налогоплательщика и при этом кроме инф из нал деклараций исп-ся данные бух и нал учета налогоплательщика ( и данные фактического контроля, если нал инспекция решит его проводить)

Налоговая инспекция может проверять уплату налогов за 3 года, предшествующих году проверки ( в 2011 – 8,9,10). Проверка может происходить как по одному налогу, так сразу и по нескольким налогам.

Нал инспекция может организовывать самостоятельную проверку филиалов и представительств по рег и местным налогам.

Ограничения: запрещается 2жды проводить проверку по одному и тому же налогу за один и тот же период. ИСКЛ: повторная проверка – проводится с целью контроля работы налоговой инспекции и её инициатором выступает упр НС по субъектам федерации. Второй случай – если налогоплат-к передает уточненную декларацию за уже проверенный период и сумма налогов меньше, чем была раньше.

Читайте также:  Статья 15.2. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Длительность выездной налоговой проверки – максимально 2 месяца, но в искл случаях срок м.б. продлен до 6 месяцев.

Существует такое понятие как приостановление налоговой проверки – предполагает временное прекращение всех контрольных процедур в отношении налогоплательщика, приостанавливают проверку на период для получения ответа на запрос, который высылают нал-плат-ку или контрагентам. Имеет право приостанавливать лишь один раз по каждому из запрашиваемых контрагентов.

Затем приостановка проверки может происходить на время, требующее перевода док-в с иностранного языка, а так же в случае, если необходимо провести экспертизу.

(и-за остановок – начало в янв – конец хоть в декабре). На период приостановки – НИ обязана вернуть все документы, полученные, кроме тех, которые получены в ходе выемки документов. (т.е. НИ может либо запросить док-т, либо в ходе выемки – если есть основание, что док-ты могут быть уничтожены или быть фальсифицированы)

  1. Для проведения выемки – руководитель НИ должен составить обоснование выемки.
  2. Полномочия в ходе проведения выездной проверки :
  3. 1. Запрос док-ов
  4. 2. Применение методов фактич контроля
  5. 3. Налогоплат-к обязан обеспечить раб место для инспектора

В последний день выездной нал проверки сост-ся справка о проведенной проверке – которая вручается налогоплательщику. В ней указывается предмет и сроки проверки.

Затем в течении 2х месяцев, после составления справки должен быть составлен акт о выездной налоговой проверке. Акт подписывается лицами проводившими нал проверку и лицами со стороны налогоплат-ка. Реквизиты акта – в нал кодексе (период, налоги, по кот проверка, методы, документы, кого, кто, нарушения).

Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя.

Если налогоплат-к не подписывает акт – то этот акт направляется ему по почте заказным письмо. Временем вручения – 6 дней после отправки.

Дается 15 дней для выражения несогласия с использованием любых доказательств (правильно оформленных — заверенные копии документов). После 15дневного срока дается 10 дней налоговой службе, чтобы принять решение по акту налоговой проверки. Это решение должно приниматься в присутствии налогоплат-ов. (налогоплат-ка уведомляют где и когда будет разбор полетов).

Принятие решения производится руководителем НИ или его замом, в ходе рассмотрения материалов д.б. сделан вывод: имело ли место нарушение, был ли умысел, анализ отягчающих и смягчающих обстоятельств (в кодексе они НЕ перечислены).

По рез-там рассмотрения дел налогоплат принимается решение о привлечение к ответственности либо отказ к привлеч к ответственности – при этом мотивы, суммы к взысканию, суммы пени и суммы штрафов – указываются.

(если нет отягч – то может быть – суммы заплатить и пени, а штрафов не будет)

Фактически дается 10 дней на обжалование решения. Существует 2 способа – адм и судебное обжалование. В первом – в вышестоящее упр нал службы, во втором – в арбитражном суде.

НИ обладает полномочиями проводить контроль адм правонарушения. Если обнаружены – составляется протокол (руководителем или замом НИ) об адм правонаруш – затем в зависимости от характера рук-ль принимает решение о привл к адм отв-ти, либо вопрос о привлечении к отв-ти будет приниматься судом. (см ГК РФ)

Функции и полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. 21. Валютный контроль в России.

  • Росфиннадзор – осн задача – осуществление фин бюдж контроля – контроля за исп-ем ср-в фед бюджета. Задачи:
  • 1. По проведению валютного контроля (спец подразделения)
  • 2. Бюджетный Контроль средств, принадлежащих фед бюджетным органам
  • 3. Контроль исп-ия имущества, находящегося в фед собственности

4. Контроль соблюдения требований бюджетного законодательства получателями средств фед бюджета в независимости от того в какой форме эти ср-ва предоставляются.

Контролю подлежат не только организации получающие бюдж суммы, но и получатели кредита, бюдж ссуд.

5. Контроль за исполнением законодательства о фин бюдж контроля, осуществляющие этот контроль как на фед уровне так и на субъектах.

СТРУКТУРА: в Москве головное управление, которое координирует работу террит управлений. Каждый субъект фед контролируется территориальным подраделением. Каждое управление делится на подр-ия занимающиеся бюдж и валютным контролем.

  1. Полномочия:
  2. · Проводить как проверки камеральные, так и выездные.
  3. · Выездные – в форме ревизии
  4. · Может запрашивать у организации любые документы относящиеся к операциям с бюдж ср-вами или ср-вами внеб фондов
  5. · Проводить осмотр мест хранения ценностей
  6. · Проводить инвентаризацию
  7. · Направлять запросы контр агентам
  8. · Получать разъяснения от мат отв и должностных лиц
  9. · Принимать решение о проведении экспертизы документации

· Ограничение: — контр только фед ср-ва или фед имущество!!!!

· Городской бюджет он контролировать не может. Только проверять деятельность местных контр органов.

  • Валютный контроль осущ Росфиннадзором:
  • Осуществляет ЦБ РФ, и Росфиннадзор.
  • ЦБ – ком банки и др кредитные организации и вал биржи
  • РФН – все кроме того, что относится к компетенции ЦБ.
  • Кроме органов валютного контроля – есть агенты валютного контроля:
  • 1. Кредитные организации
  • 2. Таможенная служба
  • 3. Налоговая служба
  • В их компетенцию входит:
  • · Первичная проверка правильности заполнения документаций для осущ оераций с валютой
  • · Контроль реальности сдлок, предполагаих асчеты валюты.
  • Осн задача вал контроля – недопущение незаконного перемещения валюты как с территории РФ, так и на территорию РФ.
  • (Раньше была задача — необходимо было часть вал выручки реализовывать на росс вал рынке через биржи.)
  • Агенты вал контроля в случае нарушений фиксируют их протоколом, и направляют его с подтв-щими документами в орган вал контроля (в ЦБ или в РФН).
  • Органы вал контроля принимают решение либо о проведении проверки организации, допустившей нарушение, либо (если док-ва очевидны), сразу налагают адм взыскание (штраф).

Валютным контролем охватывается за месяц ~ 3000орг и физ лиц. Средний штраф около 25000р. ~ 700млн р. (осн нарушения: порядка оформления паспортов сделок, и иных док-ов оформляющих Э И операции, и невозврат или незаконное перечисление валюты в зарубежные компании или банки – деньги отправили – товар не получили или товар отправили – выручку не получили.).

  1. Контрольные функции Федерального казначейства России.
  2. Фед Казначейство
  3. Структура:
  4. Главное – москва
  5. Тер подр – в субъектах фед (83)
  6. Осн задача – контроль кассового исполнения фед бюджета, но и бюджетов субъектов федерации.
  7. Гибрид банка и фед контр органа.

Фед казнач-во осущ предв, тек и посл контроль кассового исполнения бюджета. Хотя наиболее значимым является текущий контроль. Именно здесь выявляется наибольшее число нарушений.

предварительный контроль – проводится путем сверки плановых сметных назначений с лимитами бюджетного финансирования.

Сметное назначение – каждое бюдж учреждение составляет предв смету – передает её в орган, контролирующий, там ин обобщается и созд-ся общий бюджет. Обсуждение закона в госдуме.( по этому запрос может и не совпасть с выделением средств)

Лимит бюджетного финансирования

текущий контроль —

Федеральное казначейство предполагает проверку платежей осуществляемых со счетов федерального казначейства, утвержденных лимитом финансирования и сметам бюджетных учреждений. При этом могут проверяться как только суммы, так и наличие договоров и документов, подтверждающих обоснованность платежа.

контроль последующий – в виде камеральных и выездных проверок, проходит так же как и контроль росфиннадзора.

23. Организация контроля расхода средств федерального и регионального бюджетов.

Ссылка на основную публикацию