Статья 15. несменяемость судьи

Статья 15. Несменяемость судьи kremlin.ru

Президент Владимир Путин подписал большой пакет законов. Среди них инициативы о несменяемости мировых судей, запрет на сложившуюся практику возбуждения дел по популярным «наркотическим» статьям, поправки о судебных спорах с работодателем. А также ставшие уже привычными в последнее время поправки об ужесточении уголовной ответственности и повышении административных штрафов.

Обнуление президентских сроков

Внесены изменения в избирательное законодательство. В частности, поправками в закон о выборах президента РФ уточняются положения, связанные с ограничением на замещение должности более двух сроков.

При этом данное ограничение теперь не распространяется на тех, кто занимал должность главы государства до вступления в силу поправок в Конституцию РФ. Дополняются требования к кандидату в депутаты ГД положением о необходимости его постоянного проживания в РФ.

Вводится 30-летний возрастной ценз для председателя ЦИК РФ.

Мировые судьи станут несменяемыми

Отменяются ограничения срока полномочий для переназначенных на должность мировых судей. Поправки вносятся в законы о статусе судей и о мировых судьях. Устанавливается, что впервые назначенный на должность мировой судья исполняет свои полномочия в течение трех лет.

И только в случае успешного переназначения он будет работать бессрочно, до достижения 70-летнего возраста. После дня вступления в силу настоящего федерального закона действующие мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. Поправки были инициированы Верховным судом РФ.

Как отмечали авторы инициативы, среди судов общей юрисдикции только полномочия мирового судьи ограничены сроком, определенным в законе субъекта РФ.

МВД ограничат в поводах для возбуждения «наркотических» дел

Поправка в ст. 140 УПК РФ запрещает сложившуюся практику возбуждения дел по популярным «наркотическим» статьям в отношении неустановленных сбытчиков наркотиков.

Устанавливается, что сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не может служить основанием для возбуждения уголовных дел по ст. 228.1 и 228.4 УК РФ в части незаконного сбыта наркотических средств.

Этот закон был одобрен Советом Федерации только со второй попытки, несмотря на то, что инициатива принадлежит кабмину. Такое крайне редко встречается в последнее время в парламентской практике.

В итоге после консультаций с Генпрокуратурой и МВД был принят компромиссный вариант (подробнее о перипетиях читайте на L.R здесь). Напомним, по ст. 228.1 было сфабриковано уголовное дело в отношении журналиста Ивана Голунова, о чем стало известно Путину.

В ТК РФ внесены поправки о судебных спорах с работодателем

Внесены изменения в ст. 391 (рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах) и ст. 392 (сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора) ТК РФ.

Устанавливается, что требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику работодателем, может быть заявлено работником одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. Ранее КС РФ обнаружил правовой пробел, связанный с отсутствием в ТК РФ указания на срок обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в том числе после их восстановления решением суда. Законодателю было предписано внести изменения.

Дана отмашка «гаражной амнистии»

Вводится особый порядок оформления прав граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, построенные до введения в действие ГК РФ, то есть до 30 декабря 2004 года.

Устанавливается перечень документов, подтверждающих владение объектом гаражного назначения. Регионы, в свою очередь, наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом. Закон вступит в силу 1 сентября 2021 года.

Срок действия амнистии — до 1 сентября 2026 года. L.R подробно писал об этой законодательной инициативе здесь.

Расширяется перечень лиц, подлежащих госзащите

Внесены изменения в закон о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

К лицам, подлежащим госзащите, отнесены федеральные государственные гражданские служащие ВС РФ, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом, а также федеральные государственные гражданские служащие органов внешней разведки РФ, принимавшие непосредственное участие в спецоперациях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Министру юстиции открывают «зеленый коридор» в СИЗО

Расширен перечень лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Теперь в этот список включен министр юстиции, который, обладая значительными полномочиями в отношении ФСИН, до сих пор не был наделен такими полномочиями.

Согласно положению о ФСИН, глава Минюста утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности службы, а также отчеты о ее деятельности, дает директору ФСИН обязательные для исполнения указания.

Ужесточаются санкции за реабилитацию нацизма в интернете

Поправками в ст. 354.1 УК РФ вводится уголовная ответственность за оправдание нацизма с использованием интернета — до 5 лет лишения свободы. Устанавливается уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны. Оно будет приравнено к реабилитации нацизма.

За публичное унижение чести или достоинства ветеранов, а также за осквернение символов воинской славы России или явное неуважение к дням воинской славы, совершенное через СМИ или интернет, штрафы составят до 5 млн рублей. Максимальное лишение свободы — до 5 лет.

Увеличиваются штрафы за реабилитацию нацизма — до 3 млн рублей (сейчас их размер составляет до 300 тыс.).

Поправками в ст. 3.5 и 13.15 КоАП РФ (административный штраф, злоупотребление свободой массовой информации) вводится административная ответственность для юрлиц за публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветеранов, а также за публичное отрицание решений Нюрнбергского трибунала и оправдание нацистских преступлений.

Штрафы составят от 3 млн до 5 млн рублей. Кроме того, для юрлиц усиливается административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе через интернет или СМИ.

Штрафы будут аналогичными (сейчас до 1 млн рублей).

Повышаются штрафы за ряд нарушений

Усиливается административная ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений. Изменения предусмотрены в ст. 10.

5 КоАП РФ (непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа).

Штрафы для граждан повысятся до 4 тыс. рублей; для должностных лиц — до 10 тыс.; для юридических лиц — до 100 тыс. рублей.

Подписаны поправки об усилении ответственности за нарушение правил или норм эксплуатации техники и оборудования (ст. 9.3 КоАП РФ). Теперь штрафы для граждан составят от 500 до 1000 рублей (ранее — 100–300 рублей), для должностных лиц — 3000–5000 рублей (ранее — 500–1000).

Устанавливается ответственность за несоблюдение правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов (изменения вносятся в ст. 6.31 КоАП РФ).

Полиция ответит на запросы чиновников

Уточняется состав информации, предоставляемой полицией по представлениям, запросам уполномоченных органов и должностных лиц.

Среди прочего это информация, необходимая для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Кроме того, на полицию возлагается обязанность по запросам чиновников предоставлять информацию об осуждении за совершение административных правонарушений и преступлений, связанных с организацией публичных мероприятий.

Поправка о праве на обжалование

В ст. 30.12 КоАП РФ расширяется перечень лиц, обладающих правом на обжалование вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Предусматривается, что такое право также получит руководитель коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших постановление по делу об административном правонарушении.

Поправка устраняет правовой пробел.

В закон об образовании внесены запретительные нормы

Федеральным законом вводится понятие «просветительская деятельность», а также устанавливаются общие требования к осуществлению просветительской деятельности.

Так, запрещается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ. Кроме того, устанавливаются особенности заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, а также особенности научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

Поправки в Налоговый кодекс РФ

Поправками в ст. 219 НК РФ вводится социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему и его детям профильными организациями и ИП физкультурно-оздоровительные услуги.

Налоговый вычет на физкультуру будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 тыс. рублей в год в совокупности с другими социальными вычетами.

Одновременно поправками в закон о физической культуре вводится понятие физкультурно-оздоровительной услуги. Их перечень и правила оказания утверждаются правительством РФ.

Несменяемость судей и сроки их полномочии

Несменяемость судей судьи прежде всего означает, что он не может быть назначен на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, это находит свое отражение в Конституции ст. 121, Законе о статусе судей ст. 12, Законе о судебной системе ст. 15.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, предельный возраст не распространяется на председателя Верховного Суда (ст. 12 п. 2) и Председателя Конституционного Суда (ст. 12). Для судей Уставного суда Свердловской области предельный возраст составляет 65 лет.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации (Свердловская область 3 года), но не более чем на пять лет.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет (Свердловская область 10 лет).

В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

  • Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
  • Полномочия судьи федерального суда прекращаются:
  • в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста;
  • на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.
  • Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.
  • При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.
  • Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
Читайте также:  Статья 19. Порядок выдачи лицензий

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера.

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.

Статья 15. Несменяемость судьи

  1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  2. 1) письменное заявление судьи об отставке;
  3. 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  4. 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  5. 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  6. 6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  7. 6.1) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  8. 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  9. 7.1) избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
  10. 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  11. 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  12. 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
  13. 13) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Несменяемость судьи как гарантия его независимости

Часть 1 статьи 120 Конституции РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса.

Судья не обязан отчитываться перед кем- либо в своей деятельности.

Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается органами судейского самоуправления), предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Несменяемость судьи — одна из важнейших гарантий его независимости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения им предельного возраста. Однако действием лишь одних возрастных критериев принцип несменяемости судей не ограничивается, его содержание значительно шире. Так без согласия судьи его нельзя перевести в другой суд или на другую, даже вышестоящую должность.

Непосредственно конституционные гарантии несменяемости российских судей закреплены в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, которая предельно кратко провозглашает: «Судьи несменяемы».

Данная норма Конституции РФ провозглашает конституционный принцип несменяемости судей, который является одной из важнейших гарантий независимости судей, а также независимости, устойчивости и стабильности судебной власти в целом, и в качестве основополагающего принципа включена во многие конституции европейских стран, начиная с XVIII в.

С этого момента было введено правило несменяемости всех судей, входящих в судебную систему России.

Введение в России несменяемости судей по европейскому образцу было позитивным шагом и означало курс на формирование настоящего правового государства с сильной и независимой судебной властью.

По крайней мере, такое впечатление складывалось при чтении конституционных положений. В Конституции РФ, правда, содержание термина «несменяемость» не было истолковано. Видимо, предполагалось, что оно не нуждается в толковании. Но на деле оказалось иначе.

Согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ», толкование этого термина есть. В ст. 12 Закона указано: «Судья несменяем.

Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом».

Получается, правило несменяемости понимается только как положение, согласно которому судью нельзя лишь перевести на другую должность без его согласия. Ведь и так понятно, что его полномочия можно прекращать только на законных основаниях.

При таком толковании конституционный принцип несменяемости судей в России превращается почти в «балластную» норму, ни в чем не ограничивающую законодателя при регулировании статуса судьи. С другой стороны, в первоначальной редакции Закона было закреплено, что полномочия судьи все же не ограничены сроком, поэтому реально несменяемость существовала.

«Отменить несменяемость судей ничего не стоит»

Вчера президент Владимир Путин фактически объявил о начале конституционной реформы – самой значительной за всё время существования Основного Закона.

Часть упомянутых им изменений напрямую касается российской судебной системы – например, расширение полномочий Конституционного суда и введение механизма отрешения от должности судей КС и ВС.

«Адвокатская улица» собрала все новации, обещанные для судебной системы, и попросила прокомментировать их Тамару Морщакову, судью Конституционного суда в отставке.

– Мы хотим узнать ваше мнение о тех предложениях президента Путина, которые затрагивают российскую судебную систему. И начнём с его слов о возможности не применять международные нормы, если они противоречат Конституции. Значит ли это, что будет изменена часть 4 статьи 15 Конституции?

– Нет, конечно. Изменения, которые должны вноситься в первую или вторую главу Конституции, требуют, чтобы действующая Конституция была отложена в сторону и вместо неё разрабатывалась новая.

Причём она может быть принята либо Конституционным собранием, либо вынесена на референдум. А такой вариант сразу отрицался – президент заявил, что речь не идёт о смене Конституции.

Значит, в первых двух главах изменений не будет.

Президент Владимир Путин: «…сегодня ряд политических общественных объединений ставят вопрос о принятии новой Конституции. Сразу же хочу ответить: считаю, что такой необходимости нет.

Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества».

Гораздо интереснее, с моей точки зрения, другой вопрос. Если кардинальные изменения в первые две главы Конституции разрабатывать и вносить не собираются, то это значит, что и часть 1 статьи 17 Конституции продолжит действовать.

А в ней написано, что в Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Читайте также:  Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению

То есть Конституция поставлена на второе место – как следующая правилам, закреплённым в международном праве относительно прав и свобод человека. И это, я считаю, является главным в соотношении юрисдикции международной, скажем так, и национальной.

Если эти нормы и главы не меняются, то по-прежнему будет действовать это правило. Вот и всё, а больше ничего здесь нельзя увидеть.

Суверенитет народа, который президент называет «безусловным», и так провозглашён в статье 4 главы 1 Конституции.

Более того, в статье 79 уже закреплено, что Россия может участвовать в международных организациях и международных соглашениях – но только если они не противоречат закреплённым в Конституции правам и свободам человека и основам конституционного строя.

Мне кажется, президент в послании ровно эту идею статьи 79 и подтвердил. Может, нужно было послать в публичное пространство дополнительный тезис, обнадёживающий такой, что Россия дорожит своим суверенитетом. Если кто-нибудь сомневался.

Владимир Путин: «Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Суверенитет нашего народа должен быть безусловным. (…) Пришло время внести в Основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.

Это означает буквально следующее: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».

– Сразу возникает уточняющий вопрос. Эти изменения могут как-то повлиять на исполнение решений ЕСПЧ по жалобам россиян?

– Ну вы меня спрашиваете о прагматике и о практике. Вы знаете прекрасно, что Минюст и так всегда может у Конституционного суда спросить, не противоречит ли это конкретное решение Конституции. И ответы возможны разные.

Но и европейская юрисдикция заинтересована в том, чтобы по результатам её рассмотрения были приняты конкретные меры. На самом деле, путь к этому весьма разнообразен. Например, «дело Анчугова и Гладкова», которое, казалось бы, бескомпромиссно столкнуло решение ЕСПЧ и российскую Конституцию.

Потому что российская Конституция четко указывает: все лишённые свободы лишаются и избирательных прав. А в ЕСПЧ заявили о нарушении прав граждан. Но на самом деле у России просто был недифференцированный понятийный аппарат для квалификации того, что есть лишение свободы.

Ведь лишением свободы бывает и колония для пожизненно осуждённых, и колония-поселение, и осуждение к лишению свободы условно. А значит, российскому законодателю достаточно определиться, какие из этих видов наказания подпадают под термин «лишение свободы» в конституционной норме.

И КС в своём решении одновременно подтвердил противоречие между решением ЕСПЧ и нашей Конституцией – но и обозначил возможности согласования.

– Спасибо, это интересный пример. Но давайте вернемся к посланию. Владимир Путин сказал о возможности предоставить Совету Федерации – по представлению президента – полномочия отрешать от должности судей Конституционного и Верховного суда. Не противоречит ли это принципу независимости судебной власти?

– На самом деле, это очень напоминает процедуру импичмента по отношению к судьям, которая уже действует в разных правовых системах. В России отрешение от должности происходит просто в дисциплинарном порядке – и отрешить судью может просто судейское сообщество.

В Конституционном суде это может сделать Пленум КС, в Верховном суде – Высшая квалификационная коллегия судей.

И понятно, что судейские сообщества вообще (я не об этих конкретно говорю) грешат желанием расправиться с некоторыми свободными личностями в судейском корпусе, не всегда безропотно принимающими указания с верха судебной иерархии.

Вообще в теории давно обсуждается, что лишение судейских полномочий должно происходить в порядке импичмента. Это было бы положительным явлением, потому что сдерживало бы возможность судебной бюрократии расквитаться с теми судьями, которые выпадают из общей массы голосующих в поддержку решений начальства.

Но вот что плохо в предложенной конструкции – то, что орган, назначающий судей (президент, или, в отношении высших судей, Совет федерации), и орган, лишающий судей статуса, совпадают. Вот это должно быть разведено.

Или должны быть так распределены функции этих двух инстанций, чтобы был обеспечен баланс. Чтобы не могло быть сговора. Чтобы по приказу одной инстанции не могло быть безапелляционного согласия другой.

Но это дело конкретного законотворческого процесса и формулировок.

Владимир Путин: «…

считаю необходимым предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению президента России отрешать от должности судей Конституционного и Верховного Судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи. Это предложение делается исходя из сложившейся практики».

Если Совет Федерации будет так же безропотно лишать судей статуса, как он сейчас по представлению президента их назначает, то тогда придется поставить точку в конституционном принципе несменяемости судьи.

Кстати говоря, принцип несменяемости судьи в Конституции закреплён в главе 7 – и вот она может быть изменена.

И если уж её изменили настолько, что вместо двух высших судов, рассматривающих конкретные правовые конфликты, сделали один новый – то понятно, что отменить несменяемость судей ничего не стоит.

Тем более что российская правовая система долго была приучена к ротации с помощью перевыборов судейского корпуса: через 4 года, через 5 лет, через 10 лет; через прямые выборы народом, потом через выборы законодательными органами. То есть она привыкла скорее к системе постоянной смены судейских кадров, чем к принципу несменяемости.

– А насколько критична отмена несменяемости судей?

– Это было бы очень печально, очень. Потому что способы гарантировать независимое правосудие конечны. И несменяемость является одним из незаменимых способов. Она может осуществляться в разных формах: судьи назначаются или выбираются, но на длительные сроки, без права повторного выбора. Тогда она сохраняется. А вот если это периодические выборы – тогда несменяемости нет.

– Ещё в послании упоминалось о возможности наделить Конституционный Суд возможностью проверить конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, но ещё не подписанных президентом.

Но не повлияет ли это в будущем на рассмотрение КС жалоб граждан по тем же самым законопроектам, которые суд раньше признал конституционными? Останется ли вообще у граждан возможность жаловаться на закон, который КС ранее одобрил?

– Вы правильно определили самый больной момент. Может быть, президент хочет, чтобы КС превентивно исключал неконституционное регулирование в правовой системе? И если норма предлагается с такой целью, то это имеет определённый смысл.

Если КС заявляет о неконституционности закона, то документ не подписывается – и всё, закона просто нет. Тогда гражданам и жаловаться не на что.

Если же КС согласился с возможностью подписания нормы на этом этапе, то закон действует и может быть в дальнейшем обжалован гражданином.

Но есть опасность, что таким образом вводится попытка разделить ответственность за неконституционную норму на две части. Если закон – может быть, даже инициированный президентом – поддержан КС, то позже президент может сказать, что никаких претензий к нему лично быть не может.

Вы правильно указываете, что орган, подтвердивший доброкачественность законопроекта, потом вряд ли может быть допустимым судьёй, если на этот закон пожалуются другие субъекты. Получается, что ему придётся быть судьёй в собственном деле.

Когда в КС было две палаты, то ещё можно было сказать, что жалобы на закон рассмотрит другая палата: она самостоятельна и никогда не будет поддакивать той, которая первоначально проверяла это регулирование.

А когда все дела рассматриваются в пленарном заседании суда, этот механизм вообще не существует.

Но пока неизвестно, как это будет в конечном итоге реализовано. Может быть, президент хочет, чтобы появилась такая норма, согласно которой глава государства не сможет наложить вето на закон в силу его несоответствия Конституции, не получив сначала заключения на этот счёт от Конституционного суда. Это сложный и новый алгоритм, но надо увидеть, как он будет прописан в законе.

Владимир Путин: «…для повышения качества отечественного законодательства, для надёжной защиты интересов граждан предлагаю усилить роль Конституционного суда, а именно: наделить его возможностью по запросам президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства».

Могу сказать, что я всегда была против предварительного конституционного контроля – я считаю, что тогда объективность суда в конституционном правосудии вообще не обеспечена.

– Я вижу один возможный выход – поправьте, пожалуйста, если это не так. Ведь и сейчас КС в своих постановлениях указывает, что закон признан неконституционным только в той части, где он сочетается с другим законом. Может быть, в случае принятия поправок, КС сможет уточнять: «Мы этот закон одобрили, он хороший, но в сочетании с другим законом, оказывается, возникли проблемы…»

– Или, например, КС сможет указать, что суды применяют его в неконституционном смысле и это плохо. Да, и такой опыт у КС был.

– Дальше президент сказал, что «можно подумать» о ещё большем расширении полномочий КС – дать право оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти. Но разве КС не делает этого уже сейчас? И как это может повлиять на распределение полномочий внутри судебной системы?

Читайте также:  Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

– Региональные законы Конституционный Суд проверяет и проверял всегда. Акты федерального уровня, но не такой нормативной силы, как законы, КС тоже проверяет.

Например, когда федеральный законодатель делегировал правительству федеральным законом решить, конкретизировать, урегулировать какой-то вопрос – в соответствии с принципами, сформулированными законом. Тогда КС проверяет постановление правительства, конкретизировавшее закон, как часть этого закона.

И это важно – потому что какой иной судебный контроль предусмотрен для актов уровня ниже закона? Предусмотрен судебный контроль в судах общей и арбитражной юрисдикции.

Когда в порядке абстрактного нормоконтроля, то есть когда обжалуются акты, или когда в порядке конкретного нормоконтроля, если гражданин жалуется на применение акта – это могут решить общие суды. Но если это была делегированная компетенция федерального законодателя, тогда юридическая сила решения общего суда не приведёт к признанию акта недействительным.

Владимир Путин: «Можно подумать и о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня».

Так что всё здесь нормально. Подвисает только одно – кому будет принадлежать полномочие обжаловать такие акты в КС? Гражданам не может, потому что граждане по этим вопросам должны спорить в судах.

И гражданам обратиться в Конституционный суд можно только тогда, когда закон уже в судах применён или проверен. То есть гражданин должен сначала всё равно будет обратиться в суд – в общий или арбитражный – чтобы проверили ту норму, которую он считает нарушающей его права.

Без этого КС всё равно бы его не принял к рассмотрению. Полномочий же ординарного суда довольно, чтобы закон был признан недействующим.

Но кто признáет закон недействительным? Ведь недействительность закона порождает его ничтожность с момента принятия. Это, конечно, может решить только КС – не общий суд и не арбитражный. И если закон признан недействительным с момента принятия, то у гражданина появляется возможность защитить права, которые были нарушены в период, пока этот закон ещё не был признан таковым.

На самом деле, жалоб граждан так много (и около 98% из них не могут быть рассмотрены КС из-за недопустимости), что распространить их право жаловаться на любые нормативные положения ниже уровня закона невозможно. И это противоречит Конституции – сначала нужно поменять часть 4 статьи 125, где написано, что гражданин может обжаловать только закон и только применённый в его деле.

– И последний вопрос. Судьи были ещё раз упомянуты в послании, совсем коротко, в списке госслужащих, которым будет запрещено «иметь иностранное гражданство, вид на жительство, либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства». Но разве такого запрета нет сейчас?

– Судьи и сейчас всего этого не могут. А само это положение было сформулировано по отношению ко всем государственным служащим. Вот что удручает! Это же очень большой корпус граждан, права которых несоразмерно ограничиваются. Я вижу у этого только плохие социальные последствия.

Несменяемость судей и сроки их полномочий

Несменяемость судьи означает, что он не может быть назначен на другую должность или переведен в другой суд без его согласия. Несменяемость судей тесно связана с бессрочностью осуществления судейских полномочий до достижения предельного возраста в должности судьи.

Председатели федеральных судов и их заместители назначаются на должности на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено Председателем (заместителем Председателя) одного и того же суда не более двух раз подряд.

Мировые судьи назначаются на должность на срок, который устанавливают субъекты РФ, но впервые – на срок не более 5лет, и при последующем назначении – не менее 5 лет. Например мировые судьи Свердл.обл впервые назначаются на 3 года, а при повторном назначении срок полномочий составляет 10 лет. Предельный возраст мирового судьи – 70 лет.

Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается их же законами. Например, судьи Уставного суда Свердл.обл. назначаются на 6 лет, повторное назначение не допускается, предельный возраст пребывания в должности – 65 лет.

Полномочия судей могут быть приостановлены, т.е. временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей.

Полномочия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов приостанавливаются, если судья был признан безвестно отсутствующим решением суда; или в отношении судьи возбуждено уголовное дело; или участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента, депутатовГосдумы и др.

Полномочия судей Конституционного Суда РФ приостанавливаются по решению Конституционного суда РФ в случае, если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или привлечен в качестве обвиняемого; и если по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности.

Полномочия судей могут быть прекращены, т.е полное отстранение судьи от исполнения своих полномочий. В судах общей юрисдикции и арбитражных судах на основании письменного заявления судьи об отставке, либо переходом на другую работы, а также по состоянию здоровья; при достижении предельного возраста и т.д.

Судьей Конституционного суда на основании заявления об отставке, если нарушен порядок назначения судьей, предельный возраст, совершение проступка или по состоянию здоровья и т.д.

  • Вопрос 37
  • Неприкосновенность судей.
  • Неприкосновенность судей – это средство обеспечения его независимости и самостоятельности, которое должно ограничить судью от всяких посягательств.
  • В Законе «О статусе судей» содержится система правовых средств (или гарантий), обеспечивающих судейскую неприкосновенность:
  1. Судья, в том числе после прекращения полномочий, не может быть привлечен к ответственности за принятые им решения. Если только судом не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении.
  2. К уголовной ответственности судьи привлекаются в особом порядке.
  3. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по другим основаниям, если его личность изначально не была установлена, то после установления личности должен быть немедленно освобожден.
  4. Не допускается личный досмотр судей, кроме случаев предусмотренных фед.законами для обеспечения безопасности других людей.
  5. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным судом.
  6. Порядок оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий зависит от того возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело, если возбуждено, то мероприятия проводятся в обычном порядке.
  7. К административной ответственности судью могут привлечь по решению коллегии из трех судей Верховного суда по представлению генерального прокурора.

Вопрос 38

Место прокуратуры в государственном механизме России.

Прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Исходя из этого прокурорский надзор в РФ – это вид государственной правоохранительной деятельности по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законодательства РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека.

С начала 90-х годов надзорная власть прокуратуры была существенно ограничена. Из-за того, что наукой не было определено место прокуратуры в системе разделения властей, органы пр-ры были исключены из Конституции как носители госуд. Власти.

Недостатком правового регулирования прокурорского надзора является и то, что Конституция не содержит главу о прокуратуре. Законодатель лишь предусмотрел Ст.

129, которая включена в главу «Судебная власть», несмотря на то, что пр-ра не входит в судебную систему РФ. Надзор за соблюдением Конституции сейчас регулируется лишь Федеральным законом.

Не нашли отражение в Конституции и вопросы прокурорской неприкосновенности (в отличие депутатской, судебной неприкосновенности).

По Конституции Генеральный прокурор лишился права законодательной инициативы и права на обращение в Конституционный суд по вопросам проверки конституционности нормативного акта.

Только в Законе «О прокуратуре» появилась норма права Генерального прокурора на обращение в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав граждан законом примененным в конкретном деле, хотя в Конституции эта норма не отражена.

Вопрос 39

Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.

Прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Исходя из этого прокурорский надзор в РФ – это вид государственной правоохранительной деятельности по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законодательства РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека.

Прокурорский надзор как самостоятельная форма государственной деятельности обладает рядом особенностей:

  1. Пр-ра не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций
  2. Прокурорский надзор осуществляется от имени высших законодательных и исполнительных органов власти – Федерального собрания и Президента Рф, а пр-ра явл. Их службой по надзору за исполнением законов.
  3. Пр-ра суть высший надзорный орган по отношению к другим надзорным и контролирующим органам и не подменяет их функции, а следит за тем чтобы они должным образом выполняли обязанности по борьбе с правонарушениями в пределах своей компетенции.
  4. Прокурорский надзор распространяется на всю территорию РФ и явл. Универсальным, т.к. в его сферу деятельности входят все правоотношения.
  5. Прокурорский надзор обладает специфическими полномочиями. Прокурор рассматривает заявления и сообщения о правонарушениях, анализирует их с точки зрения законности, не вдаваясь в вопросы экономики, технологии, морали.

Вопрос 40

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ссылка на основную публикацию