Статья 17. ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

С 21 октября 2018 года действуют изменения в 216 и 217 статьях Уголовного кодекса (УК РФ). В связи с этим Верховный Суд разработает единообразный принцип применения этих статей УК РФ.

Публикация актуальная слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Изменения в статье 216 УК РФ

216 статья УК РФ претерпела изменения: из неё изъяли понятие «горные работы». Уголовная ответственность за нарушения требований безопасности при проведении горных работ полностью перенесена в 217 статью УК РФ. Ныне 216 статья носит новое название.

Старая версия стати 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ Новая версия ст. 216 УК. РФ Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ
1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, — 1. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —
  • наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Другими словами, эта статья рассматривает все случаи нарушения требований безопасности на производстве, которые не касаются опасных производств. Горное дело отнесено в категорию опасных производств, поэтому перенесено в 217 статью.

Изменения в статье 217 УК РФ

С 21 октября данная статья также претерпела изменения. Если раньше она рассматривала нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах, то теперь сюда относятся нарушения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах

Старая версия статьи 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах Новая версия статьи 217 Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов
1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 1. Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  2. наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  3. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  4. наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом данная статья предусматривает уголовную ответственность за допущенные нарушения правил безопасности на объектах опасных производств, повлекшие причинение вреда здоровью, крупного ущерба или смерть по неосторожности.

Судебная практика по делам о нарушениях правил безопасности и охраны труда на производстве за 2017 год

Всего в 2017 году официально зафиксировано 37 560 случаев производственного травматизма в виду нарушения правил безопасности на производстве.

В прошлом году на предприятиях России погибло 1722 человека.

Причины несчастных случаев на производстве в 2017 году:

В ¼ всех случав причиной несчастья послужило то, что работодатель пренебрёг требованиями законодательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда.Другая часть связана с тем, что работники пренебрегли требованиями безопасности и трудовой дисциплины.

  • В строительстве погибло в 2017 году – 24% от всех погибших на производстве.
  • Обрабатывающая промышленность — 15% случаев.
  • В сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве – 13%. На транспорте и хранение – 12,6%.
  • В добывающей промышленность (полезные ископаемые) – 8%.

Как будут рассматривать суды дела о нарушениях требований безопасности на производстве?

В связи с новой редакцией положений УК РФ, которые касаются уголовной ответственности за нарушения правил безопасности на производствах, Верховный Суд РФ определит правила единообразия в рассмотрении судами подобных дел.

Первое правило: при определении преступного деяния необходимо ссылаться на нормативно-правовые акты, в том числе разрешено опираться на локальные акты для конкретизации допущенных нарушений.

Иными словами, если лицо не исполнило или не надлежащим образом исполнило свои обязательства по обеспечению безопасности, что в итоге привело к несчастному случаю, то такое деяние является преступным.

Второе правило: потерпевшими могут быть все, кто так или иначе занят на производстве. Другими словами, потерпевшими могут быть следующие категории работников:

  • Работник, с которым заключён трудовой договор,
  • Работник, с которым не заключён трудовой договор, но был привлечён к работе с ведома работодателя или уполномоченного лица,
  • Стажеры и обучающиеся на производстве,

Тем не менее ответственность разграничивается при оформлении гражданско-правового договора.

Третье правило: суду при рассмотрении подобных дел необходимо установить причинную связь между нарушениями и наступившими последствиями. Здесь необходимо судам определить степень влияния небрежного поведения потерпевшего на наступления последствий.

Четвёртое правило: К уголовной ответственности можно привлекать также организации или лица, которые в силу гражданско-правового договора должны были обеспечивать сооблюдение требований по охране труда.

Пятое правило: При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, отнесенных к 217 статье УК РФ, судам необходимо опираться на положения действующего Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности дорожного движения (ПДД)

Как будут рассматриваться судебные дела, связанные с нарушениями ПДД и эксплуатацией транспортных средств? В этой области действует отдельная статья УК РФ 264.

Но если несчастный случай приозошел в ходе использования специальных самоходных машин, коими признаются тракторы, экскаватар, грейдер и т.д., то тогда деяния необходимо рассматривать по основаниям статей 216 и 217 УК РФ.

Роль надрозных органов в рассмотрении уголовных дел о нарушениях правил безопасности на производствах

Верховный суд определил, что при проведении расследования несчастного случая наряду с другими доказательствами могут быть исследованы материалы, подготовленные государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов. При этом указанные лица не могут быть привлечены в качестве экспертов (ст. 70 и ст. 168 Уголовно-процессуального кодекса), но при необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей.

На данный момент эти правила единообразия рассмотрения уголовных дел, которые связаны со статьями 216 и 217 УК РФ, оформляются в виде постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обсуждался проект Постановления «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Документ в ближайшее время будет доработан и вступит в силу.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

В статье 17 Федерального Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности прописано что, лица, виновные в нарушении настоящего ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

1. В теории права юридическая ответственность понимается в двух аспектах: во-первых, как принцип права, а во-вторых, как правоотношение.

В последнем случае она представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между субъектами права, например между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению требований законодательства.

  • В юридической науке традиционно выделяют четыре вида юридической ответственности:
  • — гражданско-правовая ответственность;
  • — административно-правовая ответственность;
  • — уголовно-правовая ответственность;
  • — дисциплинарная ответственность.
  • В сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, при нарушении законодательных предписаний эксплуатирующие организации, должностные лица и работники предприятий могут привлекаться ко всем вышеперечисленным видам юридической ответственности, за той лишь оговоркой, что субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть лишь эксплуатирующие опасные производственные объекты организации, к административной ответственности могут привлекаться как должностные лица, так и организации, а субъектами дисциплинарной и уголовной ответственности могут быть лишь физические лица.
Читайте также:  Статья 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий

2. Гражданско-правовая ответственность. Эксплуатирующая опасный производственный объект организация осуществляет деятельность, способную причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью человека, а также имуществу, следовательно, данная деятельность несет в себе потенциальную опасность.

При этом вред, причиненный опасным производственным объектом, должен быть возмещен, т.е. юридическое лицо, эксплуатирующее такой объект, подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности. В некоторых случаях наступление такой ответственности возможно и без наличия вины.

Безвиновной является ответственность юридического лица в случае причинения вреда источником повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ содержит открытый перечень видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, к которой относятся и экологически опасные виды деятельности, например использование атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и др.

Под особо опасной деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих с позиции эксплуатации опасных производственных объектов, можно понимать целенаправленное (активное) использование предметов повышенной опасности, а также обычное (пассивное) их хранение, когда вредоносные, опасные свойства предметов могут проявляться произвольно.

Таким образом, во-первых, данная деятельность должна быть связана с опасными производственными объектами, во-вторых, это должна быть сфера человеческой деятельности, в-третьих, данная деятельность должна быть правомерна, то есть не запрещена законом и, как правило, носить лицензионно-разрешительный характер.

В-четвертых, это деятельность не любая, а определенного рода, установленная законом и подтвержденная устойчивой судебной практикой. Учитывая, что законодатель не дал исчерпывающего перечня видов деятельности, поскольку с развитием научно-технического прогресса этого сделать практически невозможно, этот признак имеет факультативный характер.

И последний, пятый признак — наличие обязательного страхования ответственности при осуществлении такой деятельности. Тем самым государство признает необходимость того или иного рода деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и в императивном порядке принимает превентивные меры относительно возможных негативных последствий.

Этот признак также носит факультативный характер. Однако тенденция принимаемых законов ведет к тому, что этот признак может стать необходимым.

К признакам опасных производственных объектов, являющихся источниками повышенной опасности для окружающих, можно отнести:

1) вредоносность для человека и окружающей среды как качественная характеристика опасных производственных объектов. Структуру данного признака можно представить в виде следующих составляющих:

а) вредоносность внутри предприятия — опасного производственного объекта, которая выражается в наличии угрозы причинения вреда работникам предприятия.

Следовательно, существует необходимость в принятии нормативно-правовых актов, в том числе нормативно-технического характера, регламентирующих применение средств индивидуальной защиты, правила работы с механизмами, приборами и оборудованием, нормирование негативного воздействия на территории рабочей и промышленной зоны, а также законов и иных нормативных актов (включая документы локального характера), устанавливающих повышенные требования по охране труда и мер социальной защиты работников;

б) высокий риск негативного воздействия за пределами особо опасного производственного объекта, при котором необходимо установление правовых предписаний, направленных на соблюдение эксплуатирующими организациями гигиенических и экологических нормативов воздействия на окружающую среду, платности такого воздействия.

Такие нормативно-правовые акты содержат обязанности по ограничению хозяйственной деятельности в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ), установлению вокруг некоторых разновидностей особо опасных объектов зоны защитных мероприятий (ЗЗМ) и обязанности эксплуатирующей организации по финансированию и организации социальных и иных мер по защите населения, проживающего в пределах ЗЗМ.

3. Невозможность осуществления полного контроля над опасными производственными объектами при определенных количественных параметрах.

Объекты материального мира, которые по своим свойствам несут вредоносную энергию, а ее количественные параметры находятся на уровне, подконтрольном человеку, не могут являться элементом источника повышенной опасности, поскольку в данном случае пришлось бы признать в качестве таковых практически все потенциально опасные объекты .

На практике всегда возникал вопрос о границе, отделяющей повышенную опасность от обычной. Со вступлением в силу комментируемого Закона эта проблема частично была решена.

Так, в приложении N 1 к комментируемому Закону перечислены категории опасных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а именно: газы, окисляющие вещества, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющие опасность для окружающей среды; установлен критерий их вредоносности.

Например, к высокотоксичным относятся вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели при введении в желудок не более 15 мл на 1 кг, при внесении на кожу не более 50 мл на 1 кг и смертельной концентрации в воздухе не более 0,5 мл на 1 литр.

К закону прилагаются две таблицы с наименованиями опасных веществ и их видов, предельное количество которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (например, для высокотоксичных веществ допустимое предельное количество составляет 20 тонн).

Исходя из смысла указанных законодательных положений, к источникам повышенной опасности относятся не все опасные объекты, а только те, которые перечислены в приложении к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Таким образом, под источником повышенной экологической опасности необходимо понимать опасный производственный объект, на котором осуществляется правомерная деятельность, как правило застрахованная, связанная с владением и пользованием вредоносными предметами, количественный параметр которых на соответствующих уровнях исключает возможность полного контроля со стороны человека, вследствие чего потенциально создается повышенная опасность для компонентов окружающей среды, жизни и здоровья человека .

Ответственность по ст. 1079 ГК РФ относят к особой или к специальной в силу происхождения вреда, который обусловлен воздействием источника повышенной опасности. Особая природа вреда объективно требует применения специального состава, а также особого субъектного состава в обязательстве.

В качестве обязанного лица по общему правилу выступает лицо, владеющее источником повышенной опасности на любом законном основании, — собственник, унитарное предприятие или учреждение, арендатор, доверительный управляющий, а также лицо, уполномоченное доверенностью, распоряжением в форме индивидуального административного акта на владение источником повышенной опасности

На законодательном уровне предупредительная (или превентивная) функция выражается в установлении возможности предъявления иска о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (ст. 1065 ГК РФ).

2. Административно-правовая ответственность. Несоблюдение требований в области промышленной безопасности может являться основанием привлечения к административно-правовой ответственности.

В отличие от преступлений в сфере промышленной безопасности, административные проступки характеризуются формальным составом, т.е.

в качестве обязательного признака правонарушения не требуются доказательства причинения вреда. Например, ст. 9.

1 КоАП РФ содержит несколько формальных составов административных правонарушений, для квалификации которых достаточно лишь установления факта нарушения законодательных требований.

Первый вид административного правонарушения в соответствии со ст. 9.1 КоАП состоит в нарушении должностными лицами, юридическими лицами и гражданами требований промышленной безопасности.

Вторая разновидность правонарушений — нарушение условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В-третьих, предусматривается ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.

В-четвертых, административная ответственность устанавливается за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Общим критерием, объединяющим правонарушения, указанные в ч. 1 ст. 9.1, является их предмет — опасные производственные объекты.

Характеризуя объективную сторону административных правонарушений в сфере промышленной безопасности, необходимо отметить, что совершение рассматриваемых проступков возможно как путем действия, так и путем бездействия, при этом наступление вредных последствий не является обязательным при квалификации деяния как правонарушения.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 9.

1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, а также лицензионных требований и условий на осуществление видов деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов. В случае если нарушение требований промышленной безопасности повлекло последствия, выразившиеся в причинении вреда жизни и здоровью людей, такое деяние должно быть квалифицировано как преступление, например, по ст. 216 УК РФ.

Предметом правонарушения, указанного в ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ, являются взрывчатые вещества, кроме того, предметом правонарушения могут быть и боеприпасы.

Данные вещества должны обладать следующими свойствами: при определенных видах внешнего воздействия они должны быть способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение или взрыв с выделением тепла и образованием газов.

При этом под боевыми припасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание.

К ним, в частности, относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п.

, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда — пули, картечи, дроби и т.п.) и не предназначенных для поражения цели. Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.

1 КоАП, характеризуется деянием, повлекшим нарушение требований промышленной безопасности при получении, использовании, переработке, хранении, транспортировке, уничтожении и учета взрывчатых веществ.

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, содержит признаки преступления (ст. 217 УК).

С объективной стороны проступок, предусмотренный ч. 3 ст. 9.

1 КоАП РФ, характеризуется действием или бездействием, заключающимся в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При этом содержание понятия грубого нарушения лицензионных требований и условий в отношении каждого лицензируемого вида деятельности свое, устанавливаемое Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

С субъективной стороны ст. 9.1 КоАП РФ не содержит требований к формам вины: все виды правонарушений, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектом правонарушений могут быть юридические лица или граждане, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В отношении правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ, по решению суда может применяться мера наказания, заключающаяся в административном приостановлении деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) на общий срок до 90 суток.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств .

Читайте также:  Статья 10. язык нотариального делопроизводства

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, также это может быть техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство — за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство — тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

4. Дисциплинарная ответственность.

К дисциплинарной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок, который представляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с обеспечением промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Необходимо обратить внимание, что проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей. Статьей 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Данный перечень взысканий не является исчерпывающим: в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий применительно к работникам.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

Изменения по ОТ и промбезопасности в проекте нового КоАП

11 февраля 2020

Предполагается изменение статьей по вопросам ответственности за нарушение требований охраны труда и промбезопасности.

В таблице ниже приведен сравнительный анализ административной ответственности за правонарушения требований охраны труда проекта нового КоАП и действующей редакции.

Обратите внимание, что у статей помимо содержания меняется и номер.

Вид правонарушения Нормы действующего КоАП Нормы проекта нового КоАП
Нарушение установленной продолжительности рабочего времени Часть 1 статьи 5.27.Штраф от 30 000 до 50 000 руб. Статья 8.3.Штраф от 30 000 до 70 000 руб.
Нарушение требований охраны труда повлекли создание угрозы жизни и здоровью работника Нет в текущей версии Часть 2 статьи 8.4.Штраф от 80 000 до 120 000 руб. или приостановление деятельности до 30 суток
Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда Часть 3 статьи 5.27.1.Штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Повторное нарушение – штраф от 100 000. до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток Статья 8.6.Штраф от 50 000 до 100 000 руб. Нарушение в отношении двух и более работников – штраф от 100 000 до 130 000 руб.
Необеспечение работников СИЗ Часть 4 статьи 5.27.1.Штраф от 130 000 до 150 000 руб. Повторное нарушение – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток Статья 8.7. Штраф от 70 000 до 100 000 руб. Нарушение в отношении двух и более работников – штраф от 100 000 до 150 000 руб.
Нарушения при расследовании несчастных случаев Нет в текущей версии Статья 8.8.Штраф от 80 000 до 100 000 руб.    
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к факторам производственной среды, трудовому процессу Нет в текущей версии Статья 8.17.Штраф от 30 000 до 50 000руб. При создании угрозы жизни и здоровью работника – штраф от 60 000 до 70 000 руб. Непроведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, изменения коснутся и ответственности за правонарушения промышленной безопасности.

Так,
из нескольких статей планируется исключение санкции в виде приостановления деятельности
до 90 суток, размер штрафа остался в проекте неизменным – от 200 000 до
300 000 руб.:

  • Часть 1 статьи 9.1. Нарушение
    требований промбезопасности или условий лицензий (новый порядковый номер по
    проекту – статьи 18.1. часть 1);
  • Часть 2 статьи 9.1.Нарушение
    требований промбезопасности к получению, использованию, переработке, хранению,
    транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО (новый
    порядковый номер по проекту – статьи 18.1. часть 1).

Проектом
также предлагается снизить максимальный срок приостановления деятельности с 90
суток до 30 в таких статьях как:

  • Часть 3 статьи 9.1. Грубое
    нарушение требований промбезопасности или условий лицензии (новый порядковый
    номер по проекту – часть 3 статьи 18.1.), размер штрафа остается прежним – от
    500 000 руб. до 1 млн руб.
  • Часть 2 статьи 9.1.1.Нарушение
    требований к обеспечению безопасности лифтов, создающее угрозу причинения вреда
    жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии (новый порядковый номер по
    проекту – часть 2 статьи 18.19.), размер штрафа остается прежним – от
    300 000 до 350 000 руб.

У статьи 9.1. части 4 «Дача заведомо ложного заключения экспертизы промбезопасности» планируется изменить только номер: в проекте данное нарушение прописано в  части 4 статьи 18.1.

Кроме
того, были добавлены штрафы от 1 млн до 5 млн руб. либо приостановление
деятельности до 30 суток. Штраф такого размера налагается при причинении вреда
жизни и здоровью человека, аварии или техногенной катастрофы, если

  • нарушены требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;
  • введены в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющие объекты, электро- и теплосетевых объекты без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор;
  • нарушены правила пользования топливом и энергией, правила устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, электрических и тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Ряд штрафных санкций остался прежним:

  • при нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права;
  • при нарушении порядка проведения СОУТ;
  • при сокрытии страхового несчастного случая;
  • при нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов;
  • при несоблюдении требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
  • при нарушении требований к организации безопасного использования и содержания лифтов.

Планируемая дата введения новой редакции – 1 января 2021 года.

Проектом предлагается утверждение еще двух проектов нормативных актов:

  • Нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Процессуального Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проект-административного-КодексаСкачать Проект-процессуального-КодексаСкачать

Источник: Пресс-служба SRG

Административная и уголовная ответственность за нарушения в области промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности — это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Об административной и уголовной ответственности за нарушения в области промышленной безопасности мы расскажем в нашей статье.

Федеральный закон от 21.07.1997 г.

N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

  • Положения Федерального закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
  • Промышленная безопасность опасных производственных объектов — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
  • Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

Отмечаем, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»).

Статья 16 Федерального закона N 116-ФЗ гласит, что под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом N 116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.

2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом N 116-ФЗ.

Согласно статье 17 Федерального закона N 116-ФЗ лица, виновные в нарушении этого закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 9 КоАП РФ содержит составы административных правонарушений в сфере промышленности, строительства и энергетики.

Статья 9.1 указанной главы КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» закрепляет ответственность именно в сфере промышленной безопасности.

Объективную стороны правонарушений статьи 9.1 КоАП РФ составляют:

Ответственность

Статья
1
7.
Ответственность
за нарушение законода
тельства
в области промышленной безопасности

Лица,
виновные в нарушении настоящего
Федерального зако
на,
несут ответственность в соответствии
с законодатель
ством
Российской Федерации.

1.
Комментируемая статья не устанавливает
перечень нарушений за­конодательства
о промышленной безопасности. Составить
его можно лишь
на основе анализа КоАП, УК, ГК, Трудового
кодекса.

Читайте также:  Статья 11.6. ведение реестров лицензий

Правонарушением
согласно статье 2.1 КоАП признается
про­тивоправное,
виновное действие (бездействие)
физического или юридического
лица, за которое этим Кодексом или
законами субъектов
Российской Федерации об административных
правона­рушениях установлена
административная
ответственность.

КоАП
предусматривает следующие составы
административных правонарушений,
которые можно отнести к нарушениям
законода­тельства
о промышленной безопасности.

Часть
1 статьи 9.1 предусматривает
административную ответ­ственность
за нарушение требований промышленной
безопасности или
условий лицензий на осуществление видов
деятельности в об­ласти
промышленной безопасности опасных
производственных объектов,
которые регламентированы статьями 3, 6
и 9 ФЗ № 116 от 21.07.97 г.

Нарушение
указанных требований и условий влечет
админист­ративное
наказание в виде штрафа на
граждан

в размере от
десяти
до
пятнадцати минимальных размеров оплаты
труда
;
на
должност­
ных
лиц

от
двадцати до тридцати минимальных
размеров оплаты
труда;
на
юридических лиц — от двухсот до трехсот
минимальных размеров оплаты труда
.

В
случае нарушений указанных требований,
которые привели к угрозе жизни и здоровью
людей, наступлению техногенной
катаст­рофы,
причинению существенного вреда состоянию
или качеству окружающей
среды
возможно назначение административного
на­казания
в виде административного
приостановления деятельности
лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без об­разования
юридического лица, юридических лиц, их
филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственных
участков,
а также эксплуатации агрегатов, объектов,
зданий или сооружений,
осуществления отдельных видов деятельности
(работ), оказания
услуг, на
срок до 90 суток
.
Назначаться
административ­ное
приостановление деятельности может
только судом.

Часть
2 статьи 9.

1 выделяет нарушение
требований промышлен­ной
безопасности к получению, использованию,
переработке, хра­нению,
транспортировке, уничтожению и учету
взрывчатых веществ на
опасных производственных объектах как
правонарушение с повышенной
общественной опасностью
и устанавливает администра­тивный
штраф на
граждан в размере от пятнадцати до
двадцати пяти минимальных
размеров оплаты труда;
на
должностных лиц — от тридцати
до сорока минимальных размеров оплаты
труда;
на
юри­дических лиц — от трехсот до
четырехсот минимальных размеров оплаты
труда,
а также административное приостановление
деятель­ности
на
срок до 90 суток
.

Часть
3 статьи 9.

1 выделяет как правонарушение
с повышен­ной степенью общественной
опасности грубое нарушение усло­вий,
предусмотренных лицензией на осуществление
видов дея­тельности
в области промышленной безопасности
опасных про­изводственных
объектов,
и устанавливает административный штраф
на
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятель­ность
без образования юридического лица, в
размере от тридцати до
сорока минимальных размеров оплаты
труда
или
администра­тивное
приостановление на срок до 90 суток;
на
должностных лиц
— от тридцати до сорока минимальных
размеров оплаты тру­да;
на
юридических лиц — от трехсот до четырехсот
минимальных размеров
оплаты труда или административное
приостановление деятельности
на срок до 90 суток.

Понятие
грубого нарушения устанавливается
Правительством в
отношении конкретного лицензируемого
вида деятельности.

Статья
9.

2 предусматривает административную
ответственность за
нарушение норм и правил безопасности
при проектировании, строительстве,
приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,
ре­монте,
реконструкции, консервации либо выводе
из эксплуатации гидротехнического
сооружения
и предусматривает назначение
ад­министративного
штрафа на
граждан в размере от десяти до пят­надцати
минимальных размеров оплаты труда;
на
должностных лиц
— от двадцати до тридцати минимальных
размеров оплаты тру­да;
на
юридических лиц — от двухсот до трехсот
минимальных раз­меров
оплаты труда или административное
приостановление дея­тельности
на срок до 90 суток.

Статья
11.

20 предусматривает административную
ответствен­ность
за
нарушение правил безопасности при
строительстве, эксп­луатации
или ремонте магистральных трубопроводов,
а равно пуск их
в эксплуатацию с техническими
неисправностями и
влечет на­значение административного
штрафа на
граждан в размере от од­ного до трех
минимальных размеров оплаты труда;
на
должност­ных
лиц — от трех до пяти минимальных
размеров оплаты труда;
на
юридических
лиц — от тридцати до пятидесяти
минимальных раз­меров
оплаты труда или административное
приостановление дея­тельности
на срок до 90 суток.

Статья
19.

22 предусматривает административную
ответственность за
нарушение правил государственной
регистрации транспортных средств
всех видов, механизмов и установок в
случае, если такая ре­гистрация
обязательна, влечет предупреждение или
назначение ад­министративного
штрафа
на
граждан в размере одной второй
мини­мального
размера оплаты труда;
на
должностных лиц — от одного до трех
минимальных размеров оплаты труда;
на
юридических лиц — от
десяти до тридцати минимальных размеров
оплаты труда.

Должностные
лица Ростехнадзора, имеющие право
составлять протоколы
об административных правонарушениях,
определены соответствующим документом'.

1
Перечень должностных лиц Федеральной
службы по экологическому, технологичес­кому
и атомному надзору, уполномоченных
составлять протоколы об административных
правонарушениях,
утвержден приказом Ростехнадзора от
29.11.04 № 278.

Уголовная
ответственность

может наступать только при совер­шении
физическим лицом преступления,
предусмотренного Осо­бенной
частью УК. В соответствии со статьей 14
УК преступлением
признается
виновно совершенное общественно опасное
деяние, запрещенное
УК под угрозой наказания.

Уголовно
наказуемыми де­яниями
в области промышленной безопасности
являются такие де­яния
(действие, бездействие), которые нарушают
законодательство о промышленной
безопасности.

Уголовная
ответственность может
быть
установлена как за нарушение собственно
законодательства о
промышленной
безопасности, так и за нарушение других
отраслей
законодательства,
в том числе за нарушение законодательства
о го­сударственной гражданской службе
(так называемые должностные
преступления
в сфере промышленной безопасности), в
том числе
и
по совокупности преступлений.

  • УК
    предусматривает следующие составы
    преступлений, кото­рые
    прямо или косвенно можно отнести к
    нарушениям законода­тельства
    в области промышленной безопасности.
  • В
    соответствии с частью 1 статьи 216 УК
    нарушение
    правил бе­зопасности
    при ведении горных, строительных или
    иных работ, если это
    повлекло по неосторожности причинение
    тяжкого вреда здоро­вью
    человека либо крупного ущерба,
    наказывается
    штрафом в размере до восьмидесяти тысяч
    рублей или в размере заработной
    платы
    или иного дохода осужденного за период
    до шести месяцев,
    либо
    ограничением свободы на срок до трех
    лет с лишением права
    занимать
    определенные должности или заниматься
    определенной
    деятельностью
    на срок до трех лет или без такового
    .
  • В
    соответствии с частью 2 данной статьи
    то
    же деяние, повлек­шее по неосторожности
    смерть человека,
    наказывается
    ограни­
    чением
    свободы на срок до пяти лет либо лишением
    свободы на срок
    до
    пяти лет с лишением права занимать
    определенные должности
    или
    заниматься определенной деятельностью
    на срок до трех лет
    или
    без такового.
  • В
    соответствии с частью 3 данной статьи
    деяние,
    предусмотрен­ное
    частью 1 этой статьи, повлекшее по
    неосторожности смерть двух или
    более лиц, —
    наказывается
    лишением свободы на срок до семи
    лет
    с лишением права занимать определенные
    должности или за­
    ниматься
    определенной деятельностью на срок до
    трех лет или без
    такового.
  • В
    соответствии с частью 1 статьи 217 УК
    нарушение
    правил бе­зопасности
    на взрывоопасных объектах или во
    взрывоопасных це­хах,
    если это могло повлечь смерть человека
    либо повлекло причи­нение
    крупного ущерба,
    наказывается
    штрафом в размере до
    восьмидесяти
    тысяч рублей или в размере заработной
    платы или
    иного
    дохода осужденного за период до шести
    месяцев, либо огра
    ничением
    свободы на срок до трех лет с лишением
    права занимать
    определенные
    должности или заниматься определенной
    деятель­ностью
    на срок до трех лет или без такового
    .
  • В
    соответствии с частью 2 данной статьи
    то
    же деяние, повлек­шее
    по неосторожности смерть человека,
    — наказывается
    ограни­чением
    свободы на срок до пяти лет либо лишением
    свободы на срок до
    пяти лет с лишением права занимать
    определенные должности или
    заниматься определенной деятельностью
    на срок до трех лет или
    без такового.
  • В
    соответствии с частью 3 данной статьи
    деяние,
    предусмотрен­ное
    частью 1 этой статьи, повлекшее по
    неосторожности смерть двух или
    более лиц,
    — наказывается
    лишением свободы на срок до семи лет
    с лишением права занимать определенные
    должности или за­ниматься
    определенной деятельностью на срок до
    трех лет или без такового.
  • В
    соответствии со статьей 218 УК нарушение
    правил учета, хра­нения,
    перевозки и использования взрывчатых,
    легковоспламеня­ющихся веществ и
    пиротехнических изделий, а также
    незаконная пересылка
    этих веществ по почте или багажом, если
    эти деяния повлекли
    по неосторожности причинение тяжкого
    вреда здоровью или
    смерть человека,
    — наказывается
    ограничением свободы на срок
    до пяти лет либо лишением свободы, на
    срок до пяти лет с ли­шением
    права занимать определенные должности
    или заниматься определенной
    деятельностью на срок до трех лет или
    без такового.
  • В
    соответствии со статьей 219 УК нарушение
    правил пожарной безопасности, совершаемое
    лицом, на котором лежала обязанность
    по их соблюдению, если это повлекло по
    неосторожности причинение тяжкого
    вреда здоровью человека –
    наказывается
    штрафом в размере до 80 тысяч рублей или
    в размере заработной платы или иного
    дохода осужденного за период до шести
    месяцев, либо ограничением свободы на
    срок до трех лет, либо лишением свободы
    на срок до трех лет с лишением права
    занимать определенные должности или
    заниматься определенной деятельностью
    на срок до трех лет или без такового;
  • То
    же деяние, повлекшее по неосторожности
    смерть человека,
    наказывается ограничением свободы на
    срок до пяти лет или лишением свободы
    на срок до 5 лет с лишением права занимать
    определенные должности или заниматься
    определенной деятельностью на срок до
    трех лет или без такового,
  • Деяние,
    предусмотренное частью первой настоящей
    статьи, повлекшее по неосторожность
    смерть двух или более лиц,
  • наказывается
    лишением свободы
    на
    срок до семи лет с лишением права занимать
    определенные должности или заниматься
    определенной деятельностью на срок до
    трех лет или без такового.
  • Применительно
    к статьям 216-217 УК крупным
    ущербом при­
    знается
    ущерб, сумма которого превышает пятьсот
    тысяч рублей.
  • В
    соответствии с частью 1 статьи 269 УК
    нарушение
    правил безо­пасности
    при строительстве, эксплуатации или
    ремонте магистраль­ных
    трубопроводов, если это деяние повлекло
    по неосторожности причинение
    тяжкого вреда здоровью,
    — наказывается
    ограничени­ем
    свободы на срок до четырех лет, либо
    арестом на срок от трех до шести
    месяцев, либо лишением свободы на срок
    до двух лет с ли­шением
    права занимать определенные должности
    или заниматься
    определенной
    деятельностью на срок до трех лет или
    без такового.
  • В
    соответствии с частью 2 данной статьи
    то
    же деяние, повлек­шее
    по неосторожности смерть человека,
    — наказывается
    лишени­ем свободы на срок до пяти лет.
  • В
    соответствии с частью 3 данной статьи
    деяние,
    предусмотренное частью
    1 этой статьи, повлекшее по неосторожности
    смерть двух или более
    лиц,
    — наказывается
    лишением свободы на срок до семи лет.
Ссылка на основную публикацию