Статья 12. квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы

Работа посвящена сравнительно-правовому анализу изменений в нормативно-правовых актах Российской Федерации касательно требований квалификации, предъявляемых для замещения должностей государственной гражданской службы.

Проведен анализ изменений и дополнений законодательства в части требований к образованию лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы и кандидатов на замещение должностей, требований к стажу работы по государственной службе и профессиональному стажу.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, должность государственной гражданской службы, квалификация, уровень образования, стаж работы на государственной службе, профессиональная служебная деятельность государственных гражданских служащих

Государственное управление обретает эффективность, если исполнители, являющиеся государственными служащими, качественно выполняют задачи и функции государственных органов, обладают надлежащей квалификацией. Квалификация в общем смысле означает уровень образования человека, его опыт работы, профессиональные знания и умения. [10, с.1]

Необходимость поступления квалифицированных и компетентных государственных служащих на государственную гражданскую службу влечет за собой необходимость разработки и внедрения в системе государственной службы необходимого набора требований к квалификации.

Эти требования должны ориентироваться на цели и задачи государственных органов, включать уровень профессионального образования, необходимые знания, умения и навыки. В таком случае государственное управление приобретет и в будущем не потеряет эффективность.

Именно на развитие профессионализма государственной службы должны быть направлены изменения в законодательстве, регулирующем данную отрасль. [7, с.3]

Закон не содержит легального определения понятия «квалификационные требования», его можно вывести лишь синтетическим путем. Анализ законодательства позволил определить квалификационные требования к государственным гражданским служащим как совокупность уровня образования и стажа, необходимых для занятия определенной должности.

Подобной точки зрения придерживаются и ученые. Так, Б. В. Лытов [9, с.6] определяет квалификационные требования как уровень профессионализма служащего, состоящий из стажа и образования, соответствующий его должности. В. Ю. Войтович [7, с.

138] квалификацией служащих называет набор необходимых для занятия определенных должностей образования и стажа службы.

Новейшие изменения в законодательство в области квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2, с. 1].

Изначально квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы предусмотрены в ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В указанной статье предусмотрены требования об образовании к лицам, замещающим государственные должности, указано, что требования к стажу работы по государственной службе или профессиональной работы для занятия государственных должностей устанавливаются Президентом Российской Федерации или законами субъектов РФ для государственных служащих этих субъектов.

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установившем уровни профессионального образования: среднее профессиональное, высшее — бакалавриат и высшее — специалитет и магистратура, введены требования к уровню профессионального образования к кандидатам на замещение должностей государственной гражданской службы.

С учетом изменений законодательства, установлено, что для занятия высших и главных должностей государственной службы необходимо иметь образование не ниже высшего — специалитет, магистратура, для замещения ведущих должностей — образование не ниже высшего (включая бакалавриат), для занятия старших и младших должностей — профессиональное образование.

Также указанным законом введено положение, согласно которому представитель нанимателя (государственный орган) своим решением может установить необходимость соответствия квалификации кандидата квалификационным требованиям к специальности и направлению профессиональной подготовки.

Аналогичная норма также введена в Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Установленные квалификационные требования к знаниям и умениям для занятия государственных должностей, должны найти отражение в должностных регламентах государственных гражданских служащих, то есть, в должностных инструкциях.

Следующие изменения в квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской службы произошли с принятием Указа Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [3, с. 1].

В данном указе нашли отражение новые требования по стажу работы по специальности, опыту в области государственной службы, который необходим для занятия соответствующих должностей государственной гражданской службы. [6, с.6]

  • Данным указом установлены следующие требования в области стажа:
  • 1) для занятия высших должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум шесть лет стажа государственной гражданской службы или минимум семь лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 2) для занятия главных должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум четыре года стажа государственной гражданской службы или минимум пять лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 3) для занятия ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — минимум два года стажа государственной гражданской службы или минимум четыре года стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • 4) для занятия старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.
  • Таким образом, для занятия должностей государственной гражданской службы, был необходим стаж работы на государственной службе несколько меньший, чем профессиональный стаж.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 12 октября 2017 г. № 478 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» [4, с. 1] в состав установленных квалификационных требований внесены изменения.

Данным нормативным правовым актом квалификационные требования к стажу снижены, как к стажу работы на государственной службе, так и к стажу профессиональной работы. Так, для занятия высших должностей государственной службы, теперь необходимо всего четыре года государственной службы.

Причем, новые изменения приравняли стаж работы по государственной службы к стажу профессиональной работы. Для занятия высших должностей государственной службы также необходимо четыре года профессионального стажа, как и стажа работы на государственной службе.

Для занятия главных должностей государственной службы, соответственно, стало необходимо иметь два года стажа работы на государственной службе или профессиональной работы. Для занятия ведущих, старших и младших должностей, требования к стажу не предъявляются.

Отметим, что такое снижение квалификационных требований является существенным и не содействует повышению профессионализма государственных гражданских служащих.

Требования для занятия высших и главных должностей государственной службы, и без того чрезвычайно невысокие — всего шесть лет службы, теперь снижены до совсем небольшого значения — четыре года.

Можно предположить, что такое смягчение квалификационных требований откроет дорогу на самые ответственные посты для кандидатов недостаточной квалификации.

Положительным моментом рассматриваемых нововведений является уравнивание стажа работы на государственной службе и профессионального опыта по профилю деятельности, что способствует увеличению в государственном управлении профессионалов, знающих особенности и реальные проблемы направлений хозяйствования.

В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г.

№ 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» также содержится важное нововведение в части квалификационных требований к государственным служащим. Если ранее обладатели дипломов об окончании учебных заведений «с отличием» имели три года льготного периода для занятия ведущих должностей государственной службы — минимум один год службы, то в соответствии с Указом от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», такие лица имеют также период в три года со снижением требования для занятия должностей государственной службы, но уже не ведущих, а главных, что по нашему мнению благотворно сказывается на профессионализме служащих и повышает качественный состав «среднего звена» государственной службы. Специалист, «на отлично» окончивший высшее учебное заведение, практически гарантированно будет качественно выполнять должностные обязанности и эффективно работать.

Читайте также:  Статья 97. Принятие на хранение документов

Для реализации указанных нововведений законодательства, Министерством труда и социальной защиты РФ для помощи государственным органам в разработке квалификационных требований, предъявляемых к государственным служащим, разработан справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [5, с 1].

Справочник содержит описание квалификационных требований к государственным служащим, среди которых требования к уровню образования, стажу работы по государственной службе или по профессии, знанию русского языка (государственного языка РФ), основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и противодействию коррупции, умениям обращаться с информационно-коммуникационными технологиями. Справочник содержит разделение профессионально-функциональных требований в зависимости от обязанностей служащих: нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики; осуществление контрольно-надзорной деятельности; предоставление государственных услуг; осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций и другие.

Отметим, что данный справочник разработан впервые и в полной мере способствует унификации квалификационных требований к государственной службе.

Если раньше представители нанимателя данные требования разрабатывали и устанавливали самостоятельно при разработке должностных инструкций, то теперь они обязаны руководствоваться только теми требованиям, которые установлены в Указе и квалификационном справочнике.

Таким образом, проведя исследование новейших изменений законодательства в области квалификационных требований для замещения должностей на государственной гражданской службе, можно сделать вывод, что современные тенденции законодательства идут по пути обеспечения единства требований к профессионализму персонала на разных уровнях управления. Требования к квалификации служащих унифицируются, что дает основание к единообразному подходу оценки как кандидатов на замещение должностей, так и уже работающих служащих. Это является положительным моментом и серьезным шагом к обеспечению профессионального и качественного исполнения должностных обязанностей, обеспечивает некий гарантированный минимум качества государственного управления. И для того чтобы стать государственным служащим, соискателям придется соответствовать определенным требованиям к уровню образования, стажу работы и другим показателям. Применение единообразного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для повышения эффективности кадровой политики в системе государственного управления. Конечно, нельзя однозначно сказать, насколько будут эффективны новые квалификационные требования, но можно сказать точно, что изменения требовались.

Литература:

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на системной основе осуществляется поддержание в актуальном состоянии Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России за период со II квартала 2019 г. по II квартал 2020 г.

Также обновлен Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который является основой раздела «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника.

Подходы к применению справочника приведены в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) (далее – Методический инструментарий).

Справочник и Методический инструментарий рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской при совершенствовании должностных регламентов гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан Российской Федерации).

Минтрудом России на основе информации, представленной государственными органами за период с III квартала 2019 г. по II квартал 2020 г.

, осуществлена актуализация рейтинга лучших практик государственных органов по совершенствованию должностных регламентов государственных гражданских служащих Российской Федерации с учетом областей и видов профессиональной служебной деятельности (далее – рейтинг).

Актуализированный рейтинг демонстрирует активную работу государственных органов по реализации установленных показателей. Результаты рейтинга могут быть дополнены с учетом представления государственными органами обновленной информации.

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

doc 9,11 МБ

Скачать

Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации

xlsx 243,49 КБ

Квалификационные требования к должностям гражданской службы | Администрация Томской области

   В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

            1) к уровню профессионального образования (статья 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

            1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

            2.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

            2) к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки (статьи 2, 4 Закона Томской области 09.12.2005 № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области»)

  •             1. Для замещения должностей государственной гражданской службы Томской области устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или к стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки:
  •             высших должностей государственной гражданской службы Томской области категории «руководители» — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, из них не менее трех лет стажа (опыта) работы на руководящих должностях;
  •             высших должностей государственной гражданской службы Томской области категории «помощники (советники)» — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки;
  •             главных должностей государственной гражданской службы Томской области — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки;
  •             ведущих должностей государственной гражданской службы Томской области — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки;
  •             старших и младших должностей государственной гражданской службы Томской области — без предъявления требований к стажу.

            2.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или к стажу (опыту) работы по специальности для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы Томской области — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа (опыта) работы по специальности.

Читайте также:  Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся

            3) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей

            1. Базовые квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей устанавливаются постановлением Администрации Томской области от 07.05.

2010 № 89а «Об утверждении Положения о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей на должностях государственной гражданской службы Томской области в Администрации Томской области, а также на должностях руководителей иных исполнительных органов государственной власти Томской области».

            2.

Специальные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретной должности гражданской службы, устанавливаются должностным регламентом.

Основы государственной службы и кадровой политики

Важную роль в формировании кадрового состава и отборе персонала на гражданскую службу играют квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Под квалификационными требованиями понимаются единые профессиональные и иные критерии и признаки, предъявляемые к соискателям той или иной должности гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности человека к определенному виду деятельности на государственной службе.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ1Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 12. определяет следующие основные квалификационные требования:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу гражданской службы;
  • к стажу (опыту) работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам.

Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц, поступающих на гражданскую службу, так и для гражданских служащих.

Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Уровень профессионального образования. Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.

Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной службе.

Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей достаточно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего. Прежний закон разрешал наличие среднего профессионального образования только для младшей группы должностей.

Требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ.

Стаж государственной службы даст право служащему не только на замещение соответствующих должностей, но и на получение надбавки за выслугу лет и выплате вознаграждения при выходе на пенсию.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, предъявляются в целях повышения уровня его профессионализма и компетенции, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих по конкретной должности устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего.

На гражданской службе России имеются общие квалификационные требования, предъявляемые для всех должностей, которые были изложены выше. Кроме общих, предъявляются и особые квалификационные требования к каждой конкретной должности. Поэтому квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение и реализуются в должностном регламенте гражданского служащего.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ впервые определил содержание этого важного документа.

Вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заметающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего;

Результаты исполнения должностного регламента служащим учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры работника.

Наряду с этим Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 21) предъявляет иные обязательные требования к поступлению на гражданскую службу и нахождению на ней. Их можно назвать условиями, или критериями поступления на гражданскую службу и нахождения на ней. Они были уже рассмотрены ранее.

Что такое квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы? | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

  • Что такое квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы?
  • Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.
  • Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы посвящена ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон N 79-ФЗ).

Читайте также:  Статья 17. Международные связи торгово-промышленных палат и участие в международных организациях

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

С 1 июля 2016 года уточнены квалификационные требования к образованию гражданских служащих, необходимому для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты» высшей и главной групп.

Связано это со вступлением в силу Федерального закона от 30.06.

2016 N 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

  1. С 1 июля 2016 года установлено, что для замещения должностей гражданской службы категорий:
  2. А) «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;
  3. Б) «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования;
  4. В) «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
  5. До того как вступили в силу изменения, не было требований к уровню высшего образования гражданских служащих, замещающих должности указанных категорий и групп.
  6. Однако, в действии квалификационных требований предусмотрены некоторые исключения. Так, квалификационное требование для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:
  7. 1) к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;
  8. 2) к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу Закона N 224-ФЗ, в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.

Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 04. 07. 1998 № 8-РЗ «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республики» (далее – Закон Республики) квалификационные требования к уровню профессионального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе следующих типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы:

 б) для замещения иных высших должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности;

в) для замещения главных должностей муниципальной службы — высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности.

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. «б» и «в» ч. 1 ст.

12 Закона Республики в той мере, в какой они устанавливают дополнительные условия для замещения должностей муниципальной службы, требующие наличия высшего образования, соответствующего направлению деятельности, указывая, что подобного условия федеральным законодательством непредусмотрено.

 Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Прокурором Республики принесено апелляционное представление о неправильном применение судом норм материального права при принятии решения.

Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Статьей 8 указанного Федерального закона установлена классификация должностей по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы). Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе к уровню профессионального образования.

Указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.

2007 № 25-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ закреплено положение о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.

Такая же норма содержится в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 12 данного Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются актами государственного органа с учётом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Под государственным органом в данном случае подразумевается наниматель, сторона трудового договора (контракта).

Из анализа приведенных законоположений следует, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, а требования к направлению профессионального образования, соответствующего специфике деятельности органа местного самоуправления, а также обязанностям по замещаемой муниципальной должности, то есть к специализации, — правовыми актами органов местного самоуправления, выступающих стороной в трудовом договоре (контракте).

Указанные суждения согласуются и с установлениями ст. 6 Федерального закона от 02.03.

2007 № 25-ФЗ, в части 1 которой отражено, что должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

 Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на определение лишь типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с классификацией последних. Установление квалификационных требований к направлению профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы составляет предмет полномочий органов местного самоуправления.

 Из содержания оспариваемых положений усматривается, что Законом Республики регламентированы не только типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения высших и главных должностей муниципальной службы в Кабардино- Балкарской Республике, но и иные, не предусмотренные федеральным законом требования, что не согласуется с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, и выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судебной коллегией по административным делами Верховного Суда РФ принято новое решение об удовлетворении заявления прокурора Кабардино-Балкарской Республики (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2013 № 21-АПГ13-3).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Ссылка на основную публикацию