Skip to content
- Home
- Обо мне
- Регистрация частнопрактикующего ветеринарного врача в Москве
Ветеринарным врачом работаю давно, в основном занимаюсь лечением птиц, и никогда не требовалось узнавать — а нужно ли как-то регистрироваться? Все знакомые коллеги тоже не беспокоились по этому поводу, собственно никто и никогда не спрашивал о регистрации, но однажды клиенты очень настоятельно попросили предоставить соответствующие документы, а именно: свидетельство о регистрации специалиста в области ветеринарии.
Что это такое? Конечно же первым делом полез в закон «О ветеринарии» (скачать его можно и тут) — в законе есть статья 4 «Право на занятие ветеринарной деятельностью», которая гласит:
«Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.»
Т.е. помимо диплома о ветеринарном образовании, в соответствии с законом, ветеринарный врач, если он занимается частной практикой в России, обязан зарегистрироваться в ветеринарном департаменте субъекта РФ.
Подтверждением того, что ветеринарный врач занимается частной практикой является его регистрация как предпринимателя с указанием в ЕГЮРЛ основного вида деятельности «Ветеринарная деятельность» — это код ОКВЭД 75, вот расшифровка этой аббревиатуры:
75.00 — Деятельность ветеринарная
Эта группировка включает:
— деятельность, связанную с лечением и контролем состояния здоровья сельскохозяйственных животных;
— деятельность, связанную с лечением и контролем состояния здоровья домашних животных
Эта группировка также включает:
— деятельность помощников ветеринара и прочего вспомогательного персонала;
— клинико-патологические и другие виды диагностических работ в отношении животных;
— деятельность скорой ветеринарной помощи для животных
75.00.1 — Деятельность ветеринарная для сельскохозяйственных животных
75.00.2 — Деятельность ветеринарная для домашних животных
Соответственно, чтобы зарегистрироваться как частнопрактикующий ветеринарный врач в местном комитете ветеринарии, сначала нужно зарегистрироваться как частный предприниматель в налоговой службе.
С полученными документами идем в местный комитет ветеринарии и пишем заявление о регистрации. Я не сразу нашел куда необходимо идти и что писать. Написал по электронной почте, которую нашел на сайте Комитета ветеринарии города Москвы — [email protected] -ответ пришел не быстро (недели две пришлось подождать), когда я уже решил, что письмо останется без ответа вдруг:
Уважаемый Валентин Евгеньевич!
«Комитет ветеринарии города Москвы (далее — Комитет) рассмотрел ваше обращение от …. и сообщает.
В соответсвии со ст. 4 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979 -1 «О ветеринарии» для осуществления ветеринарной деятельности частнопрактикующими ветеринарными специалистами на территории города Москвы необходимо получить «Свидетельство о регистрации специалиста в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью на территории города Москвы» (далее — Свидетельство).
Оформление Свидетельства осуществляется в соответсвии с Административным регламентом предоставления государственной услуги в городе Москве «Выдача свидетельства о регистрации специалиста в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью на территории города Москвы» утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 июля 2012 г № 356-ПП.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги:
— запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
— фотография заявителя 3 х 4 (матовая);
— копии документов, подтверждающих уровень профессионального образования заявителя. Копии документов, не заверенные нотариусом, предоставляются заявителем вместе с оригиналами документов;
— паспорт или иной документ, которым в соответсвии с Едиными требованиями может воспользоваться заявитель (представитель заявителя) для удостоверения личности;
— копия документа, подтверждающая полномочия представителя (с предъявлением оригинала).
Образец запроса для предоставления данной Госуслуги располагается на информационном стенде Комитета (г. Москва, ул. Донская, д. 37, корп. 3) и официальном сайте moskomvet.mos.ru в разделе Госуслуги Служба одного окна Образцы заявлений.
Для получения дополнительной консультации Вы можете обратиться в отдел противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий Комитета по тел. 8-495-633-78-09.»
Собрал все документы и отнес по указанному адресу, там одно окно, рядом стенд с бланками заявлений о регистрации специалиста в области ветеринарии, занимающегося предпринимательской деятельностью в городе Москва.
В дополнительном бланке галочками отмечается чем именно занимается «вет-предприниматель», не помню все опции, но если вы занимаетесь вакцинацией домашних животных, то это единственная опция, которая требует каких-то лишних телодвижений; так как я этим не занимаюсь, то не расскажу что это такое.
Через 2 недели получил свою регистрацию. В общем-то обещали за 7 рабочих дней сделать, но выпали праздники — так что как получилось. Регистрация дается на 5 лет. В общем-то — все.
Частый вопрос от клиентов нужна ли лицензия на ветеринарную деятельность в Российской Федерации? — НЕ НУЖНА. Лицензирование ОТМЕНЕНО.
Ну и частый вопрос от коллег — а что будет, если нет регистрации ветеринарного врача? Меня тоже это заинтересовало, когда возникла необходимость — сам ответа не нашел. В комитете ветеринарии на устный вопрос строго ответили: «будет штраф от 2х до 5 тыс», но кто штрафует, кто проверяет и пр. — внятно ответить не смогли.
Административная ответственность за правонарушения в сфере ветеринарии
Помимо общих статей КоАП РФ, протоколов, которые уполномочены составлять большинство органов государственного контроля (надзора), лицензирующих органов и правоохранительных органов, органы государственного ветеринарного надзора в полном объеме уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6, 10.7, 10.8 КоАП РФ.
Сразу следует сказать, что ст. 10.
7 КоАП РФ применяется крайне редко (например, должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея за четыре года составлено только два протокола и вынесено такое же количество постановлений по делам об административном правонарушении), в связи с тем что доказать вину в данном случае чрезвычайно сложно, и, кроме того, правоохранительные органы, как правило, изначально квалифицируют подобные правонарушения как уголовные.
Исходя из целей и задач, законодательно поставленных перед ветеринарией и государственным ветеринарным надзором в РФ, ст. 10.6 КоАП РФ, видимо, следует относить к нарушению правил, связанных с предупреждением болезней животных, их лечением; а ст. 10.
8 КоАП — к нарушению правил, связанных с выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, хотя в обеих статьях четкой грани не проведено. Более того, эти две задачи никак не отделить от третьей — защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Практика также показывает, что ст. 10.
6 КоАП РФ органы по контролю и надзору в сфере ветеринарии применяют за нарушение любого нормативно-правового акта, в названии которого присутствует слово «правила».
Административная практика по ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ весьма значительна. За пять месяцев 2005 г.
(с августа, момента начала работы Управления в области административной практики ветнадзора, по декабрь) должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено 187 постановлений по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП и 277 — по ст. 10.
8 КоАП РФ, наложено штрафов по этим двум статьям на 270,5 тыс. руб.; в 2006 г. вынесено 481 постановление по ст. 10.6 КоАП РФ и 662 — по ст. 10.8, наложено штрафов на 901,6 тыс. руб.; в 2007 г. вынесено соответственно 568 и 710 постановлений и наложено штрафов на 6090,2 тыс. руб.; за 2008 г. — 563 и 598 и штрафов на 7176 тыс. руб.
Итак, следует разобраться, нарушение каких нормативно-правовых актов является основой состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ. В данных статьях идет речь о нарушении ветеринарно-санитарных правил, а в ст. 10.6, кроме того, — правил карантина животных.
Что же это за правила, какова их система и о чем в них говорится? Попробуем прояснить этот вопрос, тем более что при рассмотрении данных дел в судах (а согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 23.
1 данные дела имеют право рассматривать мировые судьи) и при обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере ветеринарии первый вопрос, который задают судьи «Какие именно ветеринарно-санитарные правила нарушены?», делая акцент именно на нарушение нормативно-правового акта с названием «Ветеринарно-санитарные правила».
В качестве аналогии возьмем близкую по целям, задачам и мерам воздействия систему санитарных правил. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дает понятие санитарных правил, относит эти правила к нормативно-правовым (т.е.
общеобязательным для исполнения) актам, определяет общие принципы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, разработки, утверждения и введения в действие санитарных правил.
Государственный надзор за их выполнением осуществляют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Имеется классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, например, определено, что срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на пять лет.
И такие продления, в том числе для санитарных правил, принятых еще в СССР, проводятся регулярно и очень системно, последний раз — в 2007 г., например, в области гигиены питания.
Однако о системе санитарных правил можно рассуждать очень долго, вернемся к теме данной статьи.
Закон РФ «О ветеринарии» не дает понятия «ветеринарно-санитарные правила», при этом в нескольких статьях данного Закона (ст. ст. 5, 8, 9, 12, 16) есть упоминание о ветеринарных правилах и о ветеринарных нормах (также без расшифровки понятия), хотя из смысла ст.
8 можно понять, что ветеринарные правила являются нормативным актом, обязательным для исполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; однако там же указывается, что эта сфера может регулироваться и другими нормативными актами (какими — не конкретизировано).
В то же время в ст. 18 данного Закона сказано, что предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, а в ст.
21 — что порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами. Получается полный разнобой.
При этом сразу оговорюсь, что четкая законодательная классификация ветеринарных подзаконных нормативно-правовых и других актов (какая имеется в области санитарно-эпидемиологического надзора) совершенно отсутствует.
При этом в ст.
2 Закона имеется понятие «ветеринарное законодательство»: ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Входят ли в группу иных нормативно-правовых актов ветеринарно-санитарные правила, непонятно.
При поиске в любой электронной информационно-поисковой правовой системе такого документа, как ветеринарно-санитарные правила, неискушенный человек не получит впечатляющего результата.
Так, поиск через вид документа вообще ничего не даст, в случае использования этого словосочетания в названии документа будут выданы всего лишь ветеринарно-санитарные правила: для птицеводческих хозяйств (1973 г., скорее всего, не действуют, так как в 2006 г.
Минсельхозом России были утверждены соответствующие ветеринарные правила), для предприятий по переработке птицы (1987 г.), по биологическим отходам (1996 г.), по дератизационным мероприятиям (2001 г.), еще два касаются использования навоза и животноводческих стоков (1993 и 1997 гг.).
Причем однозначно об общеобязательности для исполнения можно говорить для двух из них: по биологическим отходам (зарегистрированы в Минюсте России) и — для птицепереработки (в эпоху СССР обязательной регистрации нормативных актов в Минюсте не было).
Если заняться вопросом поиска более глубоко и детально, то можно наткнуться на сборник «Ветеринарное законодательство» (т. 1 — 4), в котором найдется еще около двух десятков ветеринарно-санитарных правил (все приняты еще в СССР).
Может ли быть, что такая сфера деятельности, как ветеринария, задачами которой являются предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, регулируется таким мизерным количеством нормативных актов?
Помимо ветеринарно-санитарных правил имеются нормативно-правовые акты с другими названиями, регулирующие эту сферу, например: санитарные правила (именно так, но только те, контроль за которыми прямо возложен на государственную ветеринарную службу или органы государственного ветеринарного надзора, например, Санитарные правила для предприятий мясной промышленности, или Санитарные правила для колхозных рынков; хотя их количество невелико, и в основном такие правила принимались еще в СССР, но есть и исключения, к примеру, СаНПиН (санитарные правила и нормы) «Производство и реализация рыбной продукции», правила (например, Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов), в том числе и утвержденные актами других ведомств, в частности касающиеся перевозок (например, железнодорожных), санитарные и ветеринарные правила (например, для молочных ферм). В 1996 г. совместно с Госсанэпиднадзором была принята серия из двух десятков документов под названием «Санитарные правила.
Ветеринарные правила», касающихся профилактики и борьбы с заразными болезнями, общими для человека и животных, например, бешенством, другими заболеваниями. В 1999 г.
приняты ряд (более сорока) ветеринарных и ветеринарно-санитарных требований, регулирующих вопросы ввоза в РФ животных (суточных цыплят ), пищевых продуктов животного происхождения (молока), кормов и сырья животного происхождения (напр., растительных кормов). В 2006 г.
в связи со вспышками птичьего гриппа было принято несколько ветеринарных правил по этому вопросу, например Ветеринарные правила для птицеводческих хозяйств закрытого типа. Последние утверждались приказами Минсельхоза России, регистрировались в Минюсте России, и их статус вполне ясен.
Но непонятно, влечет ли нарушение этих правил административную ответственность, ведь они не называются ветеринарно-санитарными правилами.
Некоторые акты в сфере ветеринарии в своем названии вообще не имеют слов «ветеринарные», «санитарные» и «правила»: инструкции (по ветеринарному клеймению мяса), порядки (по поставкам гуманитарной помощи), указания (о ввозе кормов для пушного звероводства), в том числе и других ведомств, письма (о продуктах, поступающих из стран Евросоюза).
Большинство из вышеперечисленных документов принимались Минсельхозом России (в том числе ранее — его Департаментом ветеринарии), который является органом нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии согласно указу Президента РФ, и Россельхознадзором (который в настоящее время структурно также подчиняется Минсельхозу). Несмотря на данную функцию Минсельхоза России, ряд вопросов в сфере ветеринарии не имеют глубокого раскрытия в его подзаконных актах, а регулируются в общем порядке нормативно-правовыми актами более высокой юридической силы.
Так, вопрос об обязательности наличия маркировки и срока годности пищевых продуктов (с точки зрения ветеринарного надзора за этим нормативом) содержится только в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в Постановлении Правительства РФ N 1263. Вопросы оформления перевозок подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов вообще урегулированы международным соглашением.
Некоторые вопросы в сфере ветеринарного надзора вообще урегулированы только нормативными актами субъектов РФ (в связи с этим также возникает вопрос о правомерности надзора за такими вопросами со стороны федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере ветеринарии, т.е. Россельхознадзора, однако этот вопрос не совсем относится к теме статьи).
В частности, в письме Минсельхоза России «Об усилении ветеринарно-санитарного контроля» содержится требование о проведении аттестации всех предприятий по заготовке и убою скота (птицы) и переработке продукции животного происхождения (в том числе мясоперерабатывающих), а также рынков и выдаче этим предприятиям по результатам аттестации (в случае если они отвечают предъявляемым к ним ветеринарно-санитарным требованиям) ветеринарного регистрационного удостоверения.
Однако насколько данный документ можно считать нормативным (по вышеперечисленным причинам), неизвестно.
В настоящий момент требование о наличии у подконтрольных государственному ветеринарному надзору предприятий ветеринарного регистрационного (или ветеринарного, ветеринарно-санитарного) удостоверения содержится в нормативно-правовых актах некоторых субъектов РФ, например Краснодарского и Алтайского краев, г. Москвы.
Исходя из всего вышеизложенного возникает главный вопрос — правомерно ли квалифицировать нарушения вышеперечисленных правовых актов (особенно тех, которые не называются ветеринарно-санитарными правилами) как административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 10.6 и 10.8 КоАП РФ?
К счастью, судебная практика, как правило, дает на это положительный ответ.
Так Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем Постановлении признал правомерным привлечение юридического лица Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай к ответственности в соответствии со ст. 10.
8 КоАП РФ при отсутствии у юридического лица ветеринарного регистрационного удостоверения (предусмотренного Законом Алтайского края «О ветеринарии»), разрешающего и подтверждающего соответствие ветеринарным требованиям условий заготовки, переработки, хранения, перевозки и реализации безопасной продукции и сырья животного происхождения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.03.
2007 по делу N А29-1297/2007, которое, в свою очередь, признало законным и обоснованным постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии со ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, учета и отпуска лекарственных средств списков А и Б, предназначенных для ветеринарных целей.
Суд также признал, что эти правила не затрагивают права, свободы, обязанности человека и гражданина и не устанавливают правовой статус организаций, не имеют межведомственного характера и, таким образом, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
Кроме того, суд также определил, что данное правонарушение является также нарушением Закона «О лекарственных средствах», который распространяется не только на деятельность организаций — производителей лекарственных средств, но и на деятельность специалистов, использующих лекарственные средства, в том числе и ветеринарного назначения.
Ветеринарное законодательство
ЛЕКЦИЯ 1 Законодательство
по вопросам ветеринарии
Ветеринарное
законодательство включает в себя Закон
РФ «О ветеринарии», принимаемые в
соответствии с ним законодательные
акты республик в составе РФ, правовые
акты автономных областей, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга и другие правительственные
акты, а также издаваемые Департаментом
ветеринарии МСХ РФ положения, инструкции,
наставления, правила, указания, нормы,
нормативы, рекомендации и другие
документы, регулирующие ветеринарную
деятельность в стране. Названные
нормативные акты объединяют специальные
сборники документов и издают под общим
названием «Ветеринарное законодательство
регулирует отношения в области
ветеринарии, производства продуктов
животноводства и защиты населения от
болезней, общих для человека и животных.
- Ветеринарное
законодательство регламентирует: - 1) ветеринарные
мероприятия, обязательные для выполнения
в животноводческих хозяйствах, комплексах,
крестьянских, фермерских, подсобных
хозяйствах, животноводческих кооперативных
и других предприятиях, занятых разведением
и выращиванием животных; - 2) обязательные
зоогигиенические и ветеринарно-санитарные
условия содержания, кормления и
производственного использования
животных; - 3) порядок
и условия карантинирования животных,
охраны хозяйств, населенных пунктов,
водоемов от заноса возбудителей заразных
болезней; - 4) ветеринарные
требования при реализации животных,
продуктов и сырья животного происхождения; - 5) правила
ветеринарно-санитарной экспертизы; - 6) способы
и условия применения биологических,
химиотерапевтических, дезинфицирующих
препаратов, их дозировку, методики
проведения диагностических исследований
на инфекционные, инвазионные болезни
и других специальных мероприятий, когда
требуется неукоснительное соблюдение
установленных методик; - 7) порядок
и критерии оценки результатов
диагностических исследований; - 8) нормы
материального обеспечения ветмероприятий; - 9) нормы
затрат труда ветспециалистов на
выполнение ветработ; - 10) правовые
вопросы ветеринарного дела; - 11) порядок
госветнадзора и его организацию, правила
деятельности должностных лиц,
осуществляющих государственный
ветнадзор; - 12) систему
и порядок финансирования ветеринарной
деятельности; - 13)
организационную структуру ветеринарной
службы.
Закон российской федерации о ветеринарии
- Закон о
ветеринарии – это правительственный
акт, определяющий задачи организаций
и учреждений государственной ветеринарии,
права и обязанности ветеринарных
специалистов, состоящих на государственной
службе или работающих на сельскохозяйственных
предприятиях, кооперативных организациях,
занимающихся предпринимательской
деятельностью, обязанности руководителей
хозяйств, других должностных лиц, а
также населения по сохранению поголовья
животных. - Закон РФ
«о ветеринарии» состоит из 7 разделов
и 25 статей. - В первом
разделе «Общие положения» сформулированы
общие положения о ветеринарии в РФ,
характеризующие задачи ветеринарии,
ветеринарное законодательство и
регулирующие основные направления
ветеринарной деятельности. - Основными
задачами ветеринарии в РФ являются: - 1) реализация
федеральных целевых программ по
предупреждению и ликвидации карантинных
и особо опасных болезней животных и
осуществление региональных планов
ветеринарного обслуживания животноводства; - 2) формирование
федеральных программ по подготовке
специалистов в области ветеринарии,
производству препаратов и технических
средств ветеринарного назначения, а
также организация научных исследований
по проблемам ветеринарии; - 3) контроль
за соблюдением ветеринарного
законодательства органами исполнительной
власти, должностными лицами, предприятиями,
учреждениями, организациями и иными
хозяйствующими субъектами независимо
от их подчиненности, общественными
объединениями, международными
организациями, иностранными юридическими
лицами, гражданами РФ, иностранными
гражданами и лицами без гражданства –
владельцами животных и продуктов
животноводства; - 4) охрана
территории России от заноса заразных
болезней животных из иностранных
государств; - 5) проведение
государственного ветеринарного и
ведомственного ветеринарно-санитарного
надзора. - Названные
задачи в стране решают государственная
ветеринрная служба, ведомственные
ветеринарно-санитарные службы, а также
специалисты в области ветеринарии,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью. - К ведению
РФ относятся: - 1) федеральное
законодательство; - 2) разработка
и утверждение федеральных целевых
программ по предупреждению и ликвидации
карантинных и особо опасных болезней
животных, проведению научных исследований
по проблемам ветеринарии, а также
контроль за их реализацией; - 3) формирование
и реализация на территории России
федеральных программ в области
ветеринарии; - 4) установление
и отмена на территории России карантина,
других ограничений, направленных на
предотвращение распространение и
ликвидацию очагов заразных и массовых
незаразных болезней животных; - 5)
государственная сертификация и
регистрация отечественных и импортных
препаратов и технических средств
ветеринарного назначения, руководство
системой их стандартизации и аттестации,
выдача разрешений на их производство
и реализацию;
6) разработка
и утверждение вет.-сан. требований и
норм по безвредности кормов и кормовых
добавок;
- 7) охрана
территории страны от заноса заразных
болезней животных из иностранных
государств; - 8) сотрудничество
с международными организациями,
иностранными государствами по вопросам
ветеринарии. - Республики
в составе РФ, автономные области, округа,
края, области, города Москва и
Санкт-Петербург самостоятельно решают
вопросы ветеринарии, за исключением
тех, которые отнесены к ведению органов
РФ.
Законом
предусмотрено право на ветеринарную
деятельность специалистов с высшим и
средним ветеринарным образованием.
В
профессиональной деятельности они
руководствуются ветеринарным
законодательством РФ и подконтрольны
соответствующим органам управления
государственной ветеринарной службы.
Специалисты в области ветеринарии,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью, обязаны зарегистрироваться
в соответствующих органах управления
государственной ветеринарной службы.
- Второй
раздел закона регламентирует
государственную, ведомственную и
производственную ветеринарные службы. - В систему
государственной ветеринарной службы
входят: - 1) Департамент
ветеринарии МСХ РФ, управления (отделы)
ветеринарии в составе администраций
автономной области, округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
районов и городов; - 2) ветеринарные
научно-исследовательские и
научно-производственные учреждения; - 3) ветеринарные
лаборатории, противоэпизоотические
отряды и экспедиции, другие ветучреждения,
непосредственно подчиненные Департаменту
ветеринарии МСХ РФ, ветеринарные
лаборатории и станции по борьбе с
болезнями животных в республиках в
составе РФ, автономных областей, округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, районов и городов;
подразделения госветнадзора на
предприятиях по переработке и хранению
продуктов животноводства, лаборатории
ветеринарно-санитарной экспертизы на
рынках, другие подразделения и учреждения
ветеринарного и ветеринарно-санитарного
профиля.
Ведомственные
ветеринарно-санитарные службы имеют
Министерство обороны и Министерство
внутренних дел РФ, Служба исполнения
наказаний, ФСБ.
Предприятия, учреждения
и организации за счет собственных
средств могут создавать производственные
ветеринарные службы.
Ведомственные
ветеринарно-санитарные и производственные
ветеринарные службы осуществляют свою
деятельность под методическим руководством
главного государственного ветеринарного
инспектора РФ.
Третий
раздел закона посвящен организации
государственного, ведомственного и
производственного ветеринарно-санитарного
надзора.
В нем приведены понятия о
государственном ветеринарном надзоре,
его основные функции перечень должностных
лиц, осуществляющих государственный
ветеринарный надзор; права главного
государственного ветеринарного
инспектора РФ, главных госветинспекторов
национально-государственных,
административно-территориальных
образований и их заместителей; гарантии
деятельности должностных лиц, учреждений
и организаций госветслужбы РФ,
осуществляющих госветнадзор.
Следует
отметить, что государственные
ветинспектора, другие должностные лица
госветслужбы РФ, осуществляющие
госветнадзор, являются представителями
исполнительной власти и находятся под
защитой государства.
Органы
исполнительной власти и местного
самоуправления, предприятия, учреждения
и организации, деятельность которых
связана с производством и хранением,
переработкой и реализацией животных,
продуктов животноводства и кормов,
обязаны представлять безвозмездно в
пользование учреждениям и организациям
госветслужбы служебные помещения,
необходимое оборудование и средства
связи, а также компенсировать затраты
на их эксплуатацию.
Ведомственный
вет.-сан. надзор также осуществляется
на объектах Министерства обороны,
Министерства внутренних дел РФ и др. в
соответствии со специальными положениями.
Четвертый
раздел регламентирует общие требования
по предупреждению и ликвидации болезней
животных и обеспечению безопасности в
ветеринарном отношении продуктов
животноводства.
Законом предусмотрено,
что при планировке и строительстве
животноводческих объектов различного
типа и форм собственности должны быть
предусмотрены благоприятные условия
для содержания животных и производства
продуктов животноводства, для
предупреждения загрязнения окружающей
природной среды производственными
отходами и возбудителями заразных
болезней. В помещениях для временного
или постоянного содержания животных
также должны обеспечиваться благоприятные
для их здоровья условия.
Важное
место в законе занимают меры по охране
территории РФ от заноса заразных болезней
животных из иностранных государств;
заготовке, переработке, хранению,
перевозке и реализации продуктов
животноводства; производству, внедрению
и применению вакцин и других средств
защиты животных от болезней.
Изложены
обязанности предприятий, учреждений и
граждан – владельцев животных и
производителей продуктов животноводства.
Ответственность за здоровье, содержание
и использование животных несут их
владельцы, а за выпуск безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении
продуктов животноводства – производители
этих продуктов.
- Владельцы
животных и производители продуктов
животноводства обязаны: - 1) осуществлять
хозяйственные и ветеринарные мероприятия,
обеспечивающие предупреждение болезней
животных и безопасность продуктов
животноводства, содержать в надлежащем
состоянии животноводческие помещения
и сооружения для хранения кормов и
переработки продуктов животноводства,
не допускать загрязнения окружающей
среды отходами животноводства; - 2) соблюдать
зоогигиенические и ветеринарно-санитарные
требования при размещении, строительстве,
вводе в эксплуатацию объектов, связанных
с содержанием животных, переработкой,
хранением и реализацией продуктов
животноводства; - 3) предоставлять
работникам государственных ветеринарных
органов по их требованию животных для
осмотра, извещать их обо всех случаях
внезапного падежа и массового заболевания
животных; выполнять мероприятия по
профилактике болезней животных и борьбе
с этими болезнями. - Пятый раздел
регламентирует защиту населения от
болезней общих для человека и животных,
и пищевых отравлений. - В шестом
разделе предусмотрена ответственность
за нарушение ветеринарного законодательства
РФ; основания и порядок применения
органами государственного ветнадзора
мер административной ответственности
за нарушение ветзаконодательства РФ. - Седьмой
раздел регламентирует международные
отношения по ветеринарным вопросам. - Ответственность
за выполнение требований закона РФ «О
ветеринарии» несут:
1) руководители
животноводческих ферм, предприятий и
организаций (председатели колхозов,
директора совхозов, животноводческих
комплексов, птицефабрик, подсобных
хозяйств руководители акционерных
обществ, животноводческих товариществ,
ассоциаций, заведующие фермами, начальники
цехов, управляющие отделениями и т.д.);
2) животноводы
(колхозники, рабочие совхозов, фермеры,
крестьяне, кооператоры арендаторы и
другие работники животноводства);
3) руководители
предприятий, цехов по переработке,
транспортировке, торговле, хранению
продуктов и сырья животного происхождения
(директора мясокомбинатов, молочных,
кожсырьевых заводов, работники
железнодорожного, водного, воздушного
транспорта, руководители предприятий
общественного питания, торговли,
работники рынков и т.д.);
4) ветеринарные
работники (ветврачи и фельдшеры);
5) граждане
страны и иностранных государств, если
ими допущены нарушения ветеринарного
законодательства в период пребывания
в нашей стране.
Должностные
лица и граждане, виновные в нарушении
вет. законодательства РФ, несут
дисциплинарную, административную,
уголовную или иную ответственность.