Статья 10.1. Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Что на самом деле значит режим ЧС для бизнеса и обычных граждан?

В последнее время СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях пишут о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС бизнесу и гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки и будет выдавать маски, медикаменты и продукты.

Одна из петиций за введение режима ЧС набрала больше 130 тысяч подписей. Даже в статье Т⁠—⁠Ж предприниматели говорят, что если бы в стране ввели карантин и объявили ЧС, то им стало бы намного легче.

Я не доверяю тому, что пишут СМИ, но доводы уважаемых юристов и статья в Т⁠—⁠Ж мне кажутся надежными.

Прошу рассказать, действительно ли государство не вводит режим ЧС потому, что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу? И что на самом деле произойдет, если государство объявит режим ЧС?

Иван

Кроме того, введение ЧС возложит на граждан и организации дополнительные обязательства.

Руководитель известной правозащитной организации на своей странице в Фейсбуке написал, что государство не объявляет карантин, режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, потому что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу. А якобы по всем законам государство такое возмещение гарантирует.

Чтобы обосновать свое мнение, юрист привел ссылки на три пункта разных законов. Разберу каждый из них — так вы поймете, что в обязательствах государства не все просто.

Сначала юрист ссылается на статью 9 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Сразу отмечу, что этот закон вообще никак не относится к ЧС и применяется как во время чрезвычайной ситуации, так и без нее.

Юрист пишет, что индивидуальные предприниматели и юрлица имеют право на полное возмещение вреда, который причинен их имуществу в результате санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Этот тезис действительно есть в законе, но с оговоркой: предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Читайте также:  Статья 38. контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.

В заключение юрист ссылается на статью 29 закона «О чрезвычайном положении»: лицам, которые пострадали в результате обстоятельств для введения ЧП или в связи с мерами по их устранению или ликвидации последствий, возмещается материальный ущерб.

В России ЧП на общефедеральном уровне никогда не вводилось, а на региональном уровне — только в Ингушетии и Северной Осетии. Последний раз режим ЧП действовал в Москве в 1993 году — после разгона Верховного Совета.

Получается, что в мнении юриста есть существенные нестыковки.

В соцсетях и СМИ утверждают, что режим ЧС позволит бизнесу не исполнять свои обязанности по договорам, а гражданам — не платить по кредитам.

Одни говорят, что в случае ЧС государство должно выплатить кредиты народу

Другие — что при ЧС не нужно платить коммуналку, налоги и кредиты

Третьи утверждают, что еще можно не платить зарплату, а государство возьмет на себя какое-то обеспечение. Видимо, обеспечение всех граждан РФ новыми Айфонами

А вот такая картинка несколько раз попадалась мне на глаза в Инстаграме и ряде чатов в Вотсапе: якобы все договоры теряют силы, а государство берет на себя все издержки

На самом деле это не так. Режим ЧС не снимает с бизнеса и граждан обязанность исполнять условия договоров, платить по кредитам и за ЖКУ, зарплату и налоги.

Режим ЧС обычно вводили в отдельных субъектах РФ в связи с лесными пожарами или наводнениями. Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС был введен в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов.

В марте 2020 года в некоторых городах России был введен режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и в Абакане — столице Хакасии.

Режим ЧС позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать к ее ликвидации силы и средства властей и бюджетов разных уровней. Если очень упрощать, этот режим позволяет задействовать все силы для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы минимизировать ущерб.

В правовых актах о введении режима ЧС я не нашел ни одного указания, что при ЧС граждане вправе не платить налоги, коммуналку и кредиты, а бизнес — не исполнять свои договорные обязательства. Откуда появилась идея, что при ЧС все обязанности аннулируются, мне непонятно.

Как мне кажется, ни один предприниматель такого не захочет.

Ограничения для работников. Введение ЧС может ухудшить положение работников. Ограничения прямо предусмотрены трудовым кодексом на случай чрезвычайных обстоятельств и эпидемий.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Предприниматели рассказывают, что режим ЧС позволит им не платить арендную плату. Но они заблуждаются, если считают, что ЧС аннулирует договоры аренды или дает право не платить по ним. Как мне кажется, предприниматели путают режим ЧС и форс-мажор.

В законодательстве нет перечня форс-мажорных обстоятельств. Стороны определяют их сами и закрепляют в договоре. Форс-мажор не начинает действовать автоматически. Одной из сторон договора необходимо уведомить другую о форс-мажоре, представить доказательства его наступления и доказать, что между форс-мажором и сложностью в исполнении договора есть прямая причинно-следственная связь.

Чтобы объявить ситуацию форс-мажорной, необязательно вводить режим ЧС. Пандемию коронавируса уже признали обстоятельством непреодолимой силы Торгово-промышленная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба и Минфин.

Сертификат ТПП РФ о форс-мажоре позволяет российским предпринимателям освободиться от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров с иностранными партнерами.

Другие предприниматели также могут попробовать подтвердить форс-мажор, если сошлются на документы ТПП, ФАС и Минфина.

Введение режима ЧС не позволит абсолютно всем предпринимателям не исполнять договоры или снизить размер арендных платежей.

Но предприниматели могут избежать или минимизировать свою ответственность и без режима ЧС, если в их регионах местные власти официально объявят ситуацию форс-мажором или сами предприниматели смогут договориться со своими партнерами. Главное при этом — закрепить все договоренности на бумаге.

Если не поддаваться панике и хайпу, а разобраться в деталях, то введение режима ЧС, о котором так просят в соцсетях и петициях, не станет панацеей.

Даже при введенном режиме ЧС граждане все равно будут обязаны платить налоги, кредиты и ЖКХ, а организации — зарплату и налоги. Но предприниматели могут избежать ответственности за неисполнение договоров без режима ЧС, если докажут форс-мажор.

Режим ЧС наложит на граждан и бизнес дополнительные обязательства и ограничит ряд прав. Сейчас государство и без режима ЧС пытается помочь гражданам и бизнесу — утверждает меры по поддержке наиболее пострадавших отраслей.

О некоторых льготах бизнесу и пособиях для граждан мы уже писали:

  1. Режим ЧС не отменяет обязанность платить налоги и погашать кредиты.
  2. Режим ЧС не расторгает договоры — их все равно нужно исполнять.
  3. При ЧС государство не берет на себя обязанность покрыть абсолютно все убытки и издержки бизнеса и граждан.
  4. Режим ЧС может ухудшить положение работников: работодатели вправе расторгнуть трудовой договор, заставить работать сверхурочно и в выходные дни или отправить в простой.
  5. Форс-мажор может быть признан и без введения ЧС. Он отсрочит исполнение договоров и освободит от договорных санкций.
  6. Даже режим ЧС не позволит списывать любое неисполнение договора на форс-мажор.
  7. При режиме ЧС конституционные права ограничиваются, а у граждан и организаций появляются дополнительные обязательства.

Теперь вы вооружены знанием. Передайте другим, чтобы они тоже смогли победить истерику»}, «_extra»: {}, «_metadata»: {«statsApiUrl»: «/api/configdata/1056/stats/», «configId»: 1056, «configName»: «sharers-feature», «featureId»: «sharers»}} style=min-height: 0 data-sc=>

Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧС

2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или чрезвычайной ситуации.

Как должны действовать граждане и организации в случае ЧС

Правила содержат всего 7 пунктов. Так, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.

Коронавирус «дал» больше полномочий Правительству РФПриняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

В частности, услышав сигнал оповещения и (или) экстренного сообщения, граждане должны немедленно прослушать информацию об алгоритме действий по радио или телевидению либо посредством подвижной радиотелефонной связи (а организации – незамедлительно оповестить сотрудников и иных лиц, находящихся на территории организации), либо обратившись в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб.

При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.

При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС.

Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь.

Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.

При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.

Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.

В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Адвокаты по-разному оценили Правила

Комментируя «АГ» данные Правила, адвокат КА НСО «Полковников, Тарасюк и партнеры» Вадим Делов оценил их положительно.

«Правила представлены в виде понятного, легко воспринимаемого текста, минимизированы ссылки на иные нормативные правовые акты, – пояснил он.

– Также они универсальны и не сводятся только к прикладным задачам для разрешения ситуаций, обусловленных пандемией коронавируса. Обязанности граждан и организаций сформулированы конкретно, с необходимой степенью детализации допустимого поведения».

Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФВ целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках

Эксперт подчеркнул, что полномочия правительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дополненные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», были реализованы очень оперативно.

«Обратим внимание на фактор времени: 1 апреля были внесены поправки в закон, 2 апреля подготовлено постановление правительства, и на следующий день оно уже вступило в силу, – отметил Вадим Делов.

– Это показатель высокого уровня компетентности и работоспособности, хороший прогностический признак. Вспоминается ситуация из практики начала века, когда после законодательного изменения порядка лицензирования медицинской деятельности ожидание подзаконного нормативного акта растянулось на месяцы, со всеми негативными последствиями».

Данное постановление, по мнению адвоката, имеет большое значение для предупреждения каких-либо злоупотреблений, задает единый подход к реализации мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций. «Энтузиазм исполнителей на местах разумно и правомерно ограничивается», – пояснил Вадим Делов.

В то же время, добавил он, некоторый опыт, в том числе правоохранительных органов, нуждается в пристальном изучении. «Так, в Новосибирской области сотрудники полиции продолжают проверки граждан на предмет соблюдения режима самоизоляции. Составлено 7 административных протоколов по ст. 19.

4 КоАП РФ, проведено свыше 60 тыс. профилактических бесед с гражданами. При этом количество затраченных сил и средств на проведение указанных мероприятий обнародовано не было.

Читайте также:  Статья 22. оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности

Элементарный расчет, исходящий из того, что общее число лиц, обязанных самоизолироваться, по состоянию на 31 марта составляло менее 6000 человек, а данные о числе профилактических бесед были опубликованы 2 апреля, указывает на необходимость дополнительной проверки информации, опубликованной на сайте ГУ МВД РФ по Новосибирской области», – отметил адвокат, добавив при этом, что участие граждан в профилактических беседах Правилами не предусмотрено.

Запреты для граждан, установленные Правилами, по мнению Вадима Делова, настолько соответствуют элементарным требованиям безопасности жизнедеятельности, что не нуждаются в специальном толковании, за исключением подп. «д» п. 4, касающегося распространения заведомо недостоверной информации о распространении ЧС или ее угрозе.

«Полагаю, необходимы уточнения, являются ли понятия “информация”, “распространение информации”, использованные в Правилах, идентичными одноименным терминам, содержащимся в Законе об информации. Также следует установить критерии заведомой достоверности и недостоверности информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Без детальной проработки этих понятий практическое применение санкций за нарушение Правил будет очень сложным», – считает он.

Адвокат АП Челябинской области Елена Цыпина особое внимание обратила на п. 3 Правил, касающийся обязанностей граждан при введении режима ЧС. «Даже при первом взгляде на этот пункт в части исполнения налагаемых обязанностей возникают неразрешимые практические вопросы, – отметила эксперт.

– Так, гражданам “после получения соответствующих инструкций от указанных должностных лиц, в том числе через СМИ, предписано эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС и использовать средства индивидуальной или коллективной защиты (в случае их предоставления органами власти)”.

Такая ситуация легко моделируется при наличии, например, зоны заражения с инфекцией, внесенной в перечень особо опасных (карантинных) на территории РФ, – к примеру, выявлен очаг сибирской язвы.

Как правило, такая зона имеет ограниченную территорию, на которой применяются нормы давно утвержденных и действующих в настоящее время санитарно-эпидемиологических правил».

Адвокат пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – наряду с сибирской язвой, чумой, холерой и т.д., в отношении которых выработаны санитарно-эпидемиологические правила.

Что касается COVID-19, в отношении данной инфекции санитарно-эпидемиологических правил не принято.

«Функционирование системно значимых предприятий и организаций частично продолжается, эвакуировать никто никого не собирается, способ информирования не детализирован, процедуры не формализованы, что неизбежно ведет к неразберихе и злоупотреблениям. Остается рассчитывать на здравомыслие и правовую культуру исполнителей», – добавила Елена Цыпина.

По мнению эксперта, данные Правила трудноприменимы к реалиям, накладывают обязанности, не исполнимые в текущей санэпидемиологической обстановке, и не позволяют полноценно ее разрешить.

«Не сомневаюсь, что к разработке документа были привлечены ученые, эпидемиологи и вирусологи, также однозначно участвовали экономический и силовой блоки правительства.

Но, учитывая разнонаправленность целевых функций экспертов, результат получился как в той басне, где воз (не ВОЗ!) поныне там», – резюмировала адвокат.

Чп и повышенная готовность: новые полномочия правительства — новости право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Уже много лет действуют законы, согласно которым президент России вправе ввести в период эпидемии чрезвычайное положение, а правительство – карантин. Несмотря на это, недавно был принят новый документ, позволяющий правительству объявлять режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Зачем это нужно, высказались эксперты «Право.ru».

Чрезвычайное положение вводится на территории всей страны или её части указом президента при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России (Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). К таким обстоятельствам относятся в том числе эпидемии, которые могут повлечь человеческие жертвы и нанесение ущерба здоровью людей. При введении чрезвычайного положения финансирование социальных выплат и компенсаций понесшим ущерб гражданам и организациям осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 27 № 3-ФКЗ).

«Вероятно, что отказ от введения режима чрезвычайного положения обусловлен стремлением показать, что ситуация находится под контролем и принятия чрезвычайных мер не требуется, чтобы не создавать излишнюю панику у населения», – считает юрист ЮФ Федеральный рейтинг.
Елена Дмитриева.

Правительство имеет возможность ввести по всей стране ограничительные мероприятия (карантин), если это предписывает главный государственный санитарный врач или его заместители (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При введении карантина индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу (ст. 9 № 52-ФЗ). «Если в результате введения противоэпидемиологических мер снизились доходы, можно ставить вопрос о возмещении ущерба с государства. Правовым основанием для этого может послужить ст.

15 ГК (общие правила о полном возмещении убытков) и ст. 16.1 ГК (компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления)», – говорит партнер Федеральный рейтинг.

группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
Алексей Коневский.

Почему власти не объявляют ни карантин, ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение? Ответ простой. При их введении государство гарантирует возмещение причинённого гражданам и юридическим лицам вреда.

Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора»

Новые полномочия

Карантин, ЧС и режим повышенной готовности — ответы на вопросы о российских законах во время пандемии коронавируса — Разборы на TJ

Что происходит в России с точки зрения закона и есть ли разница в установленных режимах.

«12 канал. Новости Омска»

Во всех регионах России с середины марта введён режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. В апреле вслед за Москвой и Подмосковьем десятки субъектов ввели режим изоляции и самоизоляции.

Как власти, так и обычные граждане столкнулись с неразберихой в законах и терминах. Как назвать тот или иной режим работы и на что государство получает право — эти и другие вопросы сопровождались противоречивыми ми чиновников и резкой критикой в соцсетях. А в официальных документах и в СМИ государство старается не употреблять слово «карантин», что только усугубляет ситуацию.

Мы не ставили целью выяснить, целесообразны ли меры властей во время пандемии. Этот материал — исключительно анализ того, соответствуют ли закону действия государства.

Да, почти во всех регионах. Понятие карантина раскрыто в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Если кратко: карантин — это ограничительные мероприятия, которые вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

С этим простым вопросом регулярно возникают сложности. Прежде всего потому, что слово «карантин» практически не используется в официальной риторике, только «самоизоляция» и «изоляция». О «карантине» чиновники и федеральные каналы говорят только в контексте нарушения гражданами принятых мер. Исключение — власти некоторых регионов.

В разговорной речи «карантином» ещё называют изоляционный режим, который применяется к уже инфицированным или тем, в отношении кого есть подозрение на инфекцию. В этом смысле слово употреблял и Владимир Путин на одном из совещаний. В законодательном смысле полный комплекс мероприятий по карантину шире.

По предписанию главного государственного санитарного врача. О введении ограничительных мероприятий могут объявить правительство, власти регионов, главы городов.

Формально в законе перечня запретов нет. Статья 31 говорит, что порядок ограничительных мероприятий устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В рекомендациях Минздрава сказано, что мероприятия по предупреждению распространения вируса установлены распоряжениями правительства и постановлениями главного государственного санитарного врача.

Власти разных стран объявили о масштабных финансовых льготах для населения на период пандемии. Например, во Франции приостановили начисление счетов за коммунальные ресурсы, а также арендную плату для некоторых предприятий.

В Чехии гражданам предоставили отсрочку по кредитам и налогам на три месяца, многие страны декларировали ипотечные каникулы.

В России отменили пени при неоплате коммунальных услуг до конца года, однако многие не согласны с тем, что такие меры достаточны.

Санитарное законодательство в России не предусматривает обязанности государства оплачивать все убытки. Статьи 8 и 9 закона №ФЗ-52 действительно говорят, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий.

Во-первых, возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом. Этот порядок подробно описан в 59 главе Гражданского кодекса. Во-вторых, вред возмещает тот, кто его нанёс, а это не всегда государство. В-третьих, возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.

Это ситуации из разных областей законодательства, они никак не соотнесены между собой. Карантин — это понятие из санитарного законодательства, чрезвычайная ситуация — это понятие из законодательства о ГО и ЧС. Карантин сам по себе не является ЧС и наоборот.

В Трудовом кодексе отдельно упоминаются выходные дни и нерабочие праздничные дни. В связи с этим возник вопрос, насколько легально президент использовал термин «нерабочие дни» в указе от 25 марта. На самом деле это тоже вполне объяснимо в рамках существующих законов.

Трудовое законодательство в России может регулироваться указами президента, они при этом не должны противоречить ТК. Формально указ не противоречит кодексу, поскольку вводит новое понятие, которого ещё нет в нормативных актах. А по вопросам, не урегулированным законом, указ президента фактически сам имеет силу закона.

Основная претензия состоит в том, что Путин объявил о «нерабочей неделе» с сохранением зарплат, не объяснив, откуда бизнес должен эти деньги взять.

Создав новое понятие в трудовом законодательстве, президент не обеспечил его нормативной базой, из-за чего работодателям пришлось действовать только по разъяснениям Минтруда. Это породило множество проблем, связанных с начислением налогов и зарплаты.

Бизнес неоднократно отмечал, что «нерабочий» месяц с лишним скажется на нём «самым тяжёлым образом».

Читайте также:  Статья 237 - 238 БК РФ. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ. (действующая редакция)

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы власти работают в режиме «повышенной готовности».

В этом режиме власти имеют право:

  • ограничивать доступ людей и транспорта на территорию, на которой есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • определять порядок разбронирования резервов;
  • определять порядок использования транспорта, средств связи и оповещения, принадлежащих не только властям, но и организациям;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принимать меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

Закон обязывает граждан соблюдать правила, введённые властями в режиме ЧС, и, если необходимо, помогать властям при аварийно-спасательных работах.

На местах этот режим исполнители понимают очень по-разному. Например, в Москве оперативному штабу уже пришлось опровергать информацию о введении комендантского часа в Московской области. Власти Челябинской области и Чечни пытались закрыть административную границу регионов, однако правительство запретило им это делать.

В разных регионах полиция далеко не всегда чётко понимает и реализовывает карантинные меры. Например, в Самаре врач пожаловался на сотрудников ДПС, которые не пускали его на экстренную операцию, пока выписывали штраф.

Адвокаты «Агоры» сообщили, что за первую неделю применения новых статей КоАП на нарушителей было составлено уже несколько сотен протоколов, однако суды чаще всего не штрафуют граждан за формальные отхождения от запретов и ограничиваются устным предупреждением.

В отдельных городах режим ЧС введён. Первым об этом объявили власти Абакана — 18 марта. Через несколько дней этот режим ввели в Элисте и в Черногорске. 27 апреля в Саяногорске глава города также объявил режим ЧС. 15 мая о введении ЧС объявили в Южно-Курильске.

По закону президент объявляет ЧС, если требуется привлечение Вооружённых сил. Это называется «особым уровнем реагирования». Президент так уже делал раньше: например, в июле 2019 года он издал указ для ликвидации последствий наводнения в Тулуне.

Хотя пока о привлечении армии не объявлялось, Путин уже поручил проверить войска РФ на готовность к борьбе с коронавирусом, а Минобороны сообщило, что проводит такую проверку. Если привлечения войск не нужно, то ЧС федерального уровня может объявить правительственная комиссия, а с апреля 2020 года — правительство.

В соцсетях часто пишут, что при ЧС государство якобы берёт на себя все расходы граждан. Это мнение особенно популярно, поскольку государство обвиняют в недостаточно серьёзных мерах, например, объявлении «нерабочей недели» без предоставления средств на оплату работников.

В стране «самоизоляция», а не карантин. Слово карантин закреплено юридически. Карантин и ЧС — это форс-мажор, при нем все договора теряют свою силу и государство берет на себя все ваши издержки, а при самоизоляции вы отвечаете сами за все свои риски.

2367

11523

За государством действительно закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС, однако обязанности нести «все издержки» в нём нет.

Статьи 10 и 11 того же закона говорят, что правительство и власти регионов принимают решения об оказании единовременной материальной помощи пострадавшим.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление правительства №1928, которым определяются правила предоставления межбюджетных трансфертов регионам страны.

Это средства, которые федеральный бюджет выделяет из резервного фонда на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Документ предусматривает, что средства могут быть запрошены регионом на следующие цели:

  • выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации — в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего;
  • выплату пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий или средней тяжести вред — 400 тысяч рублей на человека, лёгкий вред — 200 тысяч рублей на человека);
  • оказание гражданам материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека.

Обновлено 27 апреля: Адвокат Павел Чиков обратил внимание, что семьи 794 (по состоянию на 27 апреля) официально погибших от коронавирусной инфекции россиян могли бы претендовать на эти выплаты в случае объявления режима ЧС. Также в них заинтересованы те, кто получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью из-за вирусной инфекции, однако пока непонятно, кого в эту категорию могли бы зачислить. Официальной статистики по такому типу пострадавших нет. Однако правила не предусматривают возможности компенсации жилищно-коммунальных платежей за граждан, кредитов или аренды для предпринимателей. Таким образом, бизнес, который рассчитывает переложить на государство часть убытков при введении режима ЧС или ЧП, обманывается в своих ожиданиях.

Нет. То, что ситуация форс-мажорная, должно доказывать не правительство, а должник. Это следует из Гражданского кодекса, который предусматривает, что предприниматель освобождается от ответственности, если докажет, что имела место непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Налоговая служба признала, что ситуация с коронавирусом — это обстоятельство непреодолимой силы, и поручила учитывать это при рассмотрении дел. Но форс-мажор не аннулирует договоры.

Более того, падение спроса на продукцию, вызванное пандемией, либо отсутствие на рынке нужных товаров, даже отсутствие у должника необходимых денежных средств по закону не считаются форс-мажором, таким как землетрясение или внезапные военные действия.

Неверно полагать, будто режим чрезвычайной ситуации по закону ЧС и чрезвычайные обстоятельства по Гражданскому кодексу — это одно и то же. Форс-мажорная ситуация может быть как отмечена введением режима ЧС, так и состояться без него.

Да, но только федеральным законом. После того, как в Москве ввели жёсткие ограничения, в соцсетях стали писать, что соблюдение домашней изоляции может быть исключительно добровольным.

Статья 19. Обязанности граждан. «соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности… которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций» Нет ЧС – никто не может заставлять носить маску и сидеть дома. Тем более наказывать. Всё сугубо добровольно.

52

174

Однако статья 55 Конституции указывает, что права человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. Законом можно ограничить право на свободу передвижения россиян там, где введены особые условия из-за инфекции. Одно из таких «особых условий» — это режим повышенной готовности, который в марте ввели во всех регионах.

Многие юристы, в том числе адвокаты правозащитной группы «Агора» сомневаются, соразмерна ли реальная опасность тем ограничениям, которые ввела власть. К моменту написания заметки известно о пяти исках, поданных в суды по поводу режима изоляции.

  • адвокат Мансур Гильманов и активист Дмитрий Кисиев подали административный иск в Мосгорсуд к правительству Москвы (по данным на сайте суда оставлен без движения);
  • муниципальный депутат округа Кунцево Денис Шендерович ещё около двух десятков москвичей подали иск к мэру Москвы Сергею Собянину;
  • адвокат из Екатеринбурга Антон Мамаев подал иск в Свердловский областной суд на губернатора Евгения Куйвашева;
  • депутат городской думы Батайска Родион Башкатов подал административный иск в Ростовский областной суд на губернатора Василия Голубева;
  • группа жителей Санкт-Петербурга подала в суд коллективный иск о признании недействительным ряда норм постановления правительства города.

Как будут рассматриваться эти дела — пока неясно, поскольку Верховный суд приостановил приём граждан в судах. Впрочем, суд в Свердловской области уже нашёл, как выйти из положения и закрыл кафе, проведя заседание по WhatsApp.

Обновлено 30 апреля: Мосгорсуд отклонил шесть исков, поданных к мэру Москвы Сергею Собянину по поводу его указов о режиме повышенной готовности. Такое же решение принял Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев исковые заявления к правительству региона.По данным «Коммерсанта», в регионах иски частично возвращены заявителям или оставлены без движения из-за формальных нарушений при составлении документов, либо также отклонены.

Своим постановлением ВС разрешил рассматривать только безотлагательные вопросы. К ним суд отнёс, например, решения по поводу меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного. Кроме того, можно рассматривать дела в упрощённом порядке, которые не требуют вызова сторон. Как выяснили в «Би-би-си», рассмотрение всех прочих исков переносят на один или два месяца.

Чрезвычайное положение — наиболее жёсткий из возможных режимов деятельности органов власти. Его регулирует специальный закон и может ввести только президент. Юристы отмечали, что ограничения, вводимые властями, фактически описывают именно этот режим. В частности, именно ЧП позволяет властям ограничивать свободу передвижения, свободу собраний, движение транспорта.

Действия, которые могут предпринять власти по закону о ЧП, характерны не только для него. Например, статья 13 разрешает введение карантина и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Однако карантин можно ввести и в повседневном режиме деятельности, без специального указа президента.

Статья 12 закона о ЧП предусматривает возможный комендантский час — запрет находиться на улице и в иных общественных местах в установленное время суток. Комендантский час для отдельных категорий граждан в российских регионах существует и без ЧП: гражданам до 16 лет запрещено находиться в ночное время в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью или развитию.

Адвокат «Агоры» Павел Чиков указывал, что статья 29 закона о чрезвычайном положении гарантирует, что пострадавшим при ЧП возмещается материальный ущерб.

По его мнению, власти до сих пор не ввели ни один из специальных режимов именно потому, что они не хотят возмещать убытки российскому бизнесу.

Однако, как следует из положений той же статьи, ущерб возмещается на условиях и в порядке, установленных правительством. То есть власти на своё усмотрение определяют, кому оказывать помощь и в каком размере.

#законы #карантинвроссии #covid19

Ссылка на основную публикацию