Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата. Поиск и идентификация останков советских воинов, погибших во время Великой Отечественной, начались практически сразу после Великой Победы.

Однако в последние десять лет в России эти работы ведутся особенно активно. С 2006 года поиском павших в ВОВ и восстановлением их имён занимается Министерство обороны РФ вместе с общественными организациями.

О том, как сегодня сохраняется память героев Великой Отечественной войны, — в материале RT.

3 декабря в 1966 года, в канун 25-й годовщины разгрома нацистских войск под Москвой, прах Неизвестного Солдата был перенесён из братской могилы у 40-го км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен у Кремлёвской стены в Александровском саду. 8 мая 1967 года, накануне празднования Дня Победы, на этом месте был открыт мемориал и зажжён вечный огонь. С 2014 года в России 3 декабря отмечается День Неизвестного Солдата.

Поисковое движение

18 февраля 1946 года было издано постановление Совета Народных комиссаров СССР №405-1650 «О взятии на учёт воинских захоронений, о благоустройстве и сохранении братских могил и захоронений бойцов и командиров Красной армии, партизан и партизанок Великой Отечественной войны». В рамках этого постановления в течение нескольких лет в Советском Союзе на государственном уровне проводились поиск и идентификация останков погибших красноармейцев. Впоследствии к работе подключились добровольцы.

Поиск и восстановление имён погибших сопряжены с рядом трудностей. Во время Великой Отечественной в армии были созданы специальные похоронные команды. Порядок их работы регламентировался специальным приказом наркома обороны СССР.

Документ на восьми страницах скрупулезно описывал процедуру захоронения советских солдат и офицеров.

Однако, по словам экспертов, эти команды порой были недостаточно укомплектованы, к тому же в тяжёлых условиях боевых действий осуществлять захоронения должным образом удавалось далеко не всегда, поэтому теперь приходится прикладывать немало усилий, чтобы определить точное место поисков.

Идентифицировать останки тоже непросто. С 1941 года каждый военнослужащий Красной армии был обязан иметь при себе эбонитовый медальон-капсулу, в которой хранился бланк с его персональными данными.

«Медальоны-капсулы носили при себе не все солдаты. Кто-то использовал его в качестве мундштука для курения табака, кто-то — в качестве футляра для иголок и ниток, некоторые солдаты не носили медальоны из суеверия», — рассказал в беседе с RT участник поисковых экспедиций Пётр Петько, председатель Брестского отделения Белорусского республиканского союза молодежи.

Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

  • Медальон-капсула, в которой хранился бланк с персональными данными советского солдата
  • © Поисковый отряд Рубеж

В июле 1941 года в Советской армии была введена книжка красноармейца, и с 17 ноября 1942 года медальоны перестали выдавать.

«Однако некоторые солдаты по-прежнему сохраняли медальоны при себе или делали их самостоятельно — из гильз патронов. Введённые вместо медальонов книжки красноармейцев сохранялись хуже», — пояснил Петько.

Сохранение памяти

22 января 2006 года президент России Владимир Путин подписал указ №37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», в котором на Министерство обороны РФ были возложены полномочия по увековечению памяти и организации поиска останков безымянных защитников Отечества, а также работа по восстановлению их имён.

В рамках исполнения указа президента в 2006 году Министерством обороны России был создан интернет-проект объединённой базы данных (ОБД) «Мемориал», где на сегодня в открытом доступе находится 11,8 млн цифровых копий документов о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной. Также 1 апреля 2007 года был сформирован 90-й отдельный специальный поисковый батальон. С 2007 года при взаимодействии с общественными поисковыми организациями батальоном найдено 8620 останков советских воинов и установлены имена 502 погибших.

Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

  • Военнослужащие роты почётного караула Ленинградского военного округа на церемонии передачи останков лётчиков экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 Павла Кузнецова, Афанасия Фадеева и Константина Рогова в Ивангороде
  • РИА Новости

В 2011 году Общественной палатой России была учреждена медаль «За сохранение исторической памяти» в целях поддержки поисковой и военно-исторической работы. В 2013 году создано Поисковое движение России — общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества, которое объединяет более 42 тыс. человек.

«Поисковое движение России осуществляет полевые работы по поиску незахороненных останков людей, погибших в годы Великой Отечественной войны. По закону мы обязаны сообщать о найденных воинских останках в уполномоченные органы государственной власти.

Захоронением занимается исключительно государство, однако как для общественной организации для нас важно не просто обнаружить воинские останки, но и поспособствовать их идентификации и поиску живых родственников (погибших.

— RT)», — отметила в беседе с RT член Общественной палаты России Елена Цунаева.

В 2017 году движение провело около 1400 мероприятий по поиску, разведке и организации захоронений останков военнослужащих, погибших в годы ВОВ.

Также ежегодно поиском погибших бойцов занимается Российское военно-историческое общество (РВИО).

«За прошлый год удалось найти около 3 тыс. останков незахороненных военнослужащих. Большая часть находок была сделана в Ржевском районе Тверской области. Поиски также велись в Новгородской, Ленинградской, Смоленской и других областях страны», — сказал в беседе с RT научный директор РВИО Михаил Мягков.

В особых условиях

В 2017 году Минобороны РФ совместно с Поисковым движением России, Русским географическим обществом и Российским военно-историческим обществом провело 17 поисковых экспедиций в труднодоступной местности — в горных районах и под водой. 16 экспедиций проходили на территории России и одна — в Белоруссии.

Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

  • На церемонии возложения цветов к памятнику морякам Тихоокеанского флота в Гайдамакском сквере (Владивосток) во время памятного мероприятия, посвящённого Дню Неизвестного Солдата
  • РИА Новости

В поисковых мероприятиях приняли участие представители Западного, Южного, Восточного военных округов, всех флотов, 90-й отдельный специальный поисковый батальон и 34-я горная отдельная мотострелковая бригада, а также многочисленные общественные объединения. Всего было задействовано свыше 2400 человек из 58 регионов России и шести зарубежных стран.

В результате были найдены и обследованы останки 596 военнослужащих.

Никто не забыт

По сведениям Минобороны РФ, на 1 февраля 2017 года на территории России покоятся 1 974 688 неизвестных солдат.

Это общие данные по воинским захоронениям за последние сто лет, которые приводятся в докладе начальника Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны РФ Владимира Попова. Конечно, далеко не все из этих неизвестных солдат пали в годы Великой Отечественной.

По словам экспертов, поиски павших в ВОВ будут продолжены до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат. А сейчас родственники тех красноармейцев, чьи останки не найдены или не опознаны, приходят поклониться их памяти к Могиле Неизвестного Солдата.

«Создание мемориала Неизвестному Солдату дало возможность миллионам людей, чьи погибшие на войне родственники не были опознаны или найдены, отдать дань памяти своим близким. Появилось место скорби и боли целого народа, где люди могли почтить павших в боях за Отчизну. Это позволило сохранить связь разных времён и поколений», — подчеркнул Мягков.

Воинские захоронения России

Внезапная гибель – риск, который присутствует в жизни любого военнослужащего, от рядового до генерала. Он реален даже в мирное время: солдаты погибают на учениях или даже в казармах из-за халатности или несчастливого стечения обстоятельств. Во время боевых действий этот риск возрастает многократно.

Захоронение военных, погибающих вдали от дома – сложная и болезненная тема. Власти всегда тратили силы и средства на то, чтобы защитники страны нашли себе достойное последнее упокоение. Но как это устроено в современной России?

Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

Гарантии погребения российских военнослужащих

Армия в России, как и в подавляющем большинстве других государств, подчинена руководству всей страны. Соответственно, делами погибших действующих военнослужащих и уволенных в запас пенсионеров занимается государство через Министерство обороны. Порядок организации похорон и поддержки семей погибших военнослужащих определен постановлениями правительства. Два основных документа:

  • Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих».

Тонкость состоит в том, что власти занимаются организацией похорон лишь в особых случаях. Обычно они берут на себя эти обязанности только в связи с политическим резонансом или в случае наличия у умершего особых заслуг.

Так, во время Первой и Второй чеченских войн тела погибших солдат возвращали родственникам, которые хоронили их в общем порядке. Похороны часто проходили с воинскими почестями, но за деньги родственников погибших, и расходы в полном или частичном объёме компенсировались.

Похоронами занимались обычные ритуальные службы, пусть некоторые из них отказывались от подобных контрактов из-за их специфики.

При этом нередки были ситуации, когда выплаты и компенсации задерживались и вообще не доходили до родственников погибших: страна находилась в сложном экономическом положении, а в местных органах процветали халатность и коррупция.

Военные кладбища России

Проблемы при организации похорон военнослужащих были связаны с тем, что в России до недавних пор отсутствовали военные кладбища. И в советские годы, и в 90-е людей, погибших на военной службе, хоронили в обычных захоронениях.

Разумеется, на некоторых кладбищах военнослужащих оказывалось больше: такое происходило, если ближайшие населённый пункт находился близко к зоне конфликта, в нём располагались большие воинские части или военные училища.

Читайте также:  Статья 2. уничтожение химического оружия, хранящегося на территории российской федерации

Бывали и более прагматичные причины – например, в 2000-ом году Богородское кладбище в подмосковном Ногинске избрали местом захоронения останков множества солдат, погибших ещё в Первую чеченскую, просто потому, что там было свободное место.

Тем ни менее, все эти кладбища оставались в ведении местных властей, а за могилы отвечали семьи умерших.

Первое военное кладбище на территории страны создали только лишь недавно. В 1997 году с соответствующей инициативой выступила группа армейских командиров высокого звания.

Они захотели создать «российское Арлингтонское кладбище», аналог американского захоронения, созданного ещё в середине XIX века, где упокоилось множество военных, а также астронавты, президенты и председатели Верховного суда – к настоящему моменту около 320 тысяч человек.

Федеральное военное мемориальное кладбище

Инициатива получила ход только в 2001 году, с изданием указа Президента Российской Федерации «О Федеральном военном мемориальном кладбище».

В соответствии с ним новое кладбище должны были подчинить не местным властям, а непосредственно Министерству обороны, конкретно – созданному еще в советские годы Управлению по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Окончательно проект мемориального комплекса был утвержден в 2006-ом, тогда же было определено и местоположение мемориального комплекса– Мытищинский район Московской области.

Фактически работы начались в 2008-ом, а первое захоронение состоялось в 2013-ым – на кладбище были упокоены останки неизвестного солдата Великой Отечественной войны, найденного в Смоленской области.

Тогда же министр обороны Шойгу открыл Вечный огонь, а годом позже патриарх Кирилл осветил храм преподобного Сергия Радонежского.

С тех пор там было захоронено ещё 110 человек, а также установлено 144 кенотафа без вести пропавших во время Великой Отечественной войны Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Как хоронили погибших в Великую Отечественную Войну

Потребность в кенотафах погибшим героям Великой Отечественной войны велика, хотя с конца войны прошло уже больше семидесяти лет.

За несколько месяцев до начала самого кровопролитного конфликта в российской истории народный комиссар обороны СССР Семен Тимошенко издает приказ № 138 «О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава».

Документ предполагал, что убитых нужно хоронить с почестями в индивидуальных или братских могилах, вынос погибших с поля боя объявлен обязательным, накладывались специфические и достаточно высокие требования к местоположению и качестве захоронений. По факту же приказ почти никогда не исполнялся.

Проблема была не только в колоссальном количестве убитых, но и в самой сути конфликта. Как и многие командующие, Тимошенко «готовился к уже прошедшей войне» и исходил из опыта позиционных войн: Финской и Первой мировой. Позиционные противостояния давали возможность выносить убитых с «ничейной» земли после окончания атаки, и задача офицеров состояла в организации этого процесса.

Великая Отечественная война оказалась совершенно другой войной. Обе стороны маневрировали, с громадной скоростью преодолевая большие расстояния, а в тех случаях, когда армии вступали в прямое противостояние, как было под Сталинградом, высокая интенсивность боёв не оставляла никакой возможности организовать похороны погибших.

«Стихийные» захоронения Великой Отечественной войны

В годы войны тысячи солдат остались лежать на местах сражений. Часто их закапывали в тех же окопах, где они встретили свою смерть.

Иногда, особенно в случае победы советской стороны, местные жители могли воздать последние почести советским солдатам, в то время как регулярная армия уходила дальше, не имея возможности задержаться даже для опознания погибших, не говоря уже о похоронах. Братские могилы иногда терялись и забывались, а иногда становились основой для «стихийных» мемориалов.

Но большая часть солдат не удостаивалась и таких почестей, и просто оставалась лежать на полях сражений. И уж совсем были редки случаи, когда погибшего солдата хоронили в соответствии с указом Тимошенко или тем более возвращали в родные края.

Как правило, родные и соседи ушедших и не вернувшихся с войны довольствовались мемориалами, где перечисляли всех погибших в данной местности.

В крупных населённых пунктах такие мемориалы дополнял Вечный огонь.

Иногда в этом месте или вокруг него хоронили останки отдельных участников конфликта, которые благодаря усилиям энтузиастов, сослуживцев или местных властей всё-таки оказывались найдены.

Перезахоронение погибших

При этом все подобные захоронения, как содержащие реальные останки, так и построенные в память об ушедших кенотафы, находятся в ведении местной администрации. Юридически они считаются кладбищами или памятниками местного значения.

Только мемориальные комплексы, выстроенные на местах крупнейших боёв, к примеру, под Ржевом, получили статус объектов федерального значения. Они подчинены всё тому же министерскому Управлению по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Управление также занимается перезахоронением останков советских военнослужащих, убитых за пределами страны: в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза.

Такая ситуация создаёт дополнительные проблемы с опознанием и возвращением в родные края останков солдат. Военное ведомство много десятилетий не имело соответствующих служб, а местным властям было сложно решать такую задачу.

Ведь зачастую люди, останки которых находились в одной области, происходили из другой части страны, удалённой на тысячи километров.

Без единой, составленной на федеральном уровне базы данных опознать их было практически невозможно, хотя отдельные группы энтузиастов добивались впечатляющих успехов, во многом благодаря работе с архивами Министерства обороны.

С 2006-го года в России действует 90-ый отдельный специальный поисковый батальон, задача которого состоит в поиске и предании земле праха людей, павших в войне за Родину, как правило – в Великой Отечественной Войне.

Впрочем, результаты работы батальона пока довольно скромные: за весь период с 2006-го по 2017-ый найдено только 8612 умерших, а опознано – 499.

Но можно надеяться, что это лишь начало пути, и со временем больше солдат, отдавших жизнь за свою страну, получат достойное захоронение, а их потомки узнают имена и обстоятельства гибели героев.

8 Мая 2019

Актуальные вопросы охраны гражданских и военных захоронений



На протяжении всей жизни, от рождения и до самой смерти, человек нераздельно связан с историей и культурой своего народа. Представления о культуре складываются из разрозненных убеждений, традиций, обычаев, привычек представителей этноса.

И хотя, несомненно, существуют особенности, характерные для различных стран, тем не менее, можно проследить некоторые сходные черты, выражающие отношение к какому-либо явлению или событию в мире.

Так, вне зависимости от расы, вероисповедания, уровня благосостояния, у всех представителей национальной культуры существует трепетное отношение к телу умершего, к ритуалу захоронения и почитания усопших.

Формирование глубочайшего почтения к покойнику складывается на протяжении всей истории человечества. По мнению С. Рязанцева [11, с.

125], «владея количеством отрывочных данных, можно отметить, что издревле человек проявлял особую заботу и уважение к умершим, поклонение которым было священной обязанностью».

Вопросы правового регулирования содержания и охраны гражданских и воинских захоронений периодически становятся темой для обсуждения среди теоретиков и практиков в сфере юриспруденции.

Достойное содержание не только гражданских, но и воинских захоронений, установление имён похороненных, открытие новых мемориалов в память о погибших защитниках Отечества является святым долгом каждого гражданина.

  • В соответствии с положениями статьи 3 Закона № 4292–1, захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
  • К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
  • Согласно статье 5 указанного Закона, ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.
  • В соответствии со статьей 10 Закона № 4292–1, работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.
  • Согласно статье 11 Закона № 4292–1, регламентирующей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

То обстоятельство, что муниципальное образование не является собственником земельного участка, на котором расположено захоронение, а также отсутствие земельного участка в реестре муниципальной собственности муниципального образования, не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения соответствующих требований законодательства в области охраны захоронений. Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики, например в определении Ленинградского областного суда от 18 июня 2014 года № 33–3066/2014 [8].

Согласно положениям Закона № 4292–1 к формам увековечения памяти погибших относятся мероприятия по сохранению и благоустройству воинских захоронений и объектов, увековечивающих память погибших (в том числе без праха военнослужащих), ведение учета погибших, установление сведений о пропавших без вести, занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в Книги Памяти, сооружение памятников и мемориалов и другое.

Читайте также:  Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе по установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления. Данный вывод поддерживается материалами судебной практики.

Так, например, решение о возложении обязанности на Администрацию Кировоградского городского округа установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта в целях обеспечения сохранности «Братской могилы 12 умершим в госпитале в годы войны солдат», поскольку захоронение является памятником местного значения, содержится в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 4 августа 2015 года по делу № 33–11735/2015 [7].

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

На момент прекращения существования Советского Союза в областных военных комиссариатах и посольствах СССР за рубежом имелись данные количественного учета воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, собранные в 40–50-е годы XX века. Всего на территории Союза ССР насчитывалось более 40 тысяч воинских захоронений.

По состоянию на 1 января 2011 года на основании проведенного мониторинга насчитывается 46972 российских (советских) воинских захоронений (на территории Российской Федерации — 24318, на территории зарубежных государств — 22654), из них 30891 паспортизировано (на территории Российской Федерации — 19354, на территории зарубежных государств — 11537) [3].

Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно увеличивается количество останков воинов, имена и места захоронения которых установлены.

Государственный учет воинских захоронений на территориях иностранных государств ведется российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Так, например, при Посольстве России в Федеративной Республике Германия в 2010 году был создан отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Паспортизация российских (советских) воинских захоронений на территории Германии — основа работы отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Её цель — составление полного перечня российских (советских) воинских захоронений, предоставление возможности родственникам погибших на основе содержащихся в карточке сведений самостоятельно найти могилу своего близкого.

По учетным данным управления Министерства обороны РФ, в 49 зарубежных государствах захоронено 3974869 защитников Отечества, из них пофамильно известны 747311 [10].

Советские воинские захоронения содержатся за счет средств иностранных государств, с которыми заключены межправительственные соглашения об охране воинских могил, в которых определен порядок ухода, содержания и благоустройства захоронений. Межправительственные соглашения по воинским захоронениям заключены с иностранными государствами, на территориях которых находится наибольшее количество воинских захоронений защитников Отечества.

К сожалению, не все страны относятся к воинским захоронениям в соответствии с Женевскими конвенциями. Всё чаще фиксируются акты вандализма по отношению к могилам советских бойцов в Эстонии, Латвии, Польше, Чехии, и особенно на Украине.

«Парадокс заключается в том, что России оказалось легче договориться о сохранности и уходе за воинскими могилами с государствами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, чем с бывшими советскими республиками» [9].

В настоящее время существуют политические трудности, связанные с позицией отдельных государств по историческим вопросам, а также такое позорное явление как вандализм в отношении воинских захоронений.

Но хуже всего, когда это соединяется воедино — противоправные действия отдельных лиц не пресекаются властями и не находят должного осуждения в обществе, что фактически означает поощрение вандализма.

  1. Полагаем, что необходимо формировать атмосферу абсолютной нетерпимости к любым актам вандализма по отношению к воинским и иным захоронениям, и тем более к ситуациям, когда это не преследуется властями соответствующих государств.
  2. Считаем, что на отношение к российским (советским) захоронениям может повлиять только поиск совместных с зарубежными странами решений на основе межгосударственных договоров и соглашений.
  3. Не менее актуальным является необходимость совершенствования отдельных российских нормативных правовых актов по содержанию гражданских и воинских захоронений.

Согласно положениям Федерального закона от 19.05.

1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» [1] ответственность за сохранение памятников возлагается на федеральные, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Соответственно, на содержание мемориалов должны выделяться средства из различных бюджетов. В итоге в регионах конкретные суммы разительно отличаются, до мелких городских и сельских поселений они просто не доходят.

Кроме того, в Законе о погребении старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях на территории Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод о том, что если такие захоронения будут обнаружены на территориях других государств, они не будут обладать таким статусом.

Необходима корректировка законодательства и по объёмам полномочий федеральных органов в отношении воинских захоронений.

Несмотря на создание специально уполномоченного органа по увековечению памяти защитников Отечества, организация учёта, паспортизация воинских захоронений на территориях других государств, проведение мероприятий по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий одновременно возложены и на МИД России.

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г.

№ пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации [5] и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» [2], Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.

В целях сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов в Орловской области Правительство Орловской области Постановлением от 07.11.2012 № 400 [6] утвердило государственную программу Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области».

Данная государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р [4].

Срок реализации данной программы: 2014–2020 годы.

В рамках данной программы предусмотрен ряд мероприятий по восстановлению и обустройству воинских захоронений; перезахоронению останков военнослужащих из братских и одиночных могил; разработке муниципальных программ (планов, перечней мероприятий) по содержанию и благоустройству воинских захоронений и другие. Общая сумма бюджетных ассигнований на финансирование подпрограммы «Сохранение объектов культурного наследия и военно-мемориальных объектов в Орловской области» составляет 15 102 300 рублей.

В Областном управлении культуры Орловской области и архивного дела не скрывают, что существует ряд проблем по вопросам охраны воинских захоронений, в связи с этим и принята программа, согласно которой будут выделяться средства на реставрацию памятников, многие из которых находятся в запущенном состоянии.

Нерешённым остаётся также вопрос отсутствия собственников и балансодержателей военно-мемориальных памятных мест и сооружений.

Проблема заключается в том, что многие памятники, установленные в 1950–80-х годах и построенные за счёт средств предприятий, в уставный капитал при приватизации не вошли и в установленном порядке не были переданы муниципальным образованиям.

Работа по определению собственников мемориальных мест началась в канун 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (основанием послужили поручения президента Российской Федерации). Однако, как показало время, финансовые трудности и ряд других причин в данной сфере в неюбилейные годы приостановили либо тормозят эту работу.

Считаем, что активным участником военно-мемориальной политики должны быть и общественные институты, а именно шефские организации. Сегодня данная работа проводится в основном силами общеобразовательных школ. Многие предприятия и учреждения остаются в стороне, хотя могли бы внести существенный вклад.

Кроме того, приведенная судебная практика свидетельствует о том, что на сегодняшний день существует множество проблем в сфере охраны воинских захоронений как памятников истории, а также в вопросе объемов полномочий федеральных и местных органов власти в отношении воинских захоронений.

На основании вышеизложенного, целесообразно сделать вывод о разрозненности действий различных уровней власти и общества по формированию целенаправленной политики сохранения военно-мемориальных сооружений.

Координирующим и информационным центром должна выступить именно региональная администрация с целью объединить усилия и донести до муниципальных властей основы федерального законодательства в сфере сохранения памяти погибших при защите Отечества.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // СЗ РФ, — 1995. — № 21 — Ст. 1928; 2014. — № 45 — Ст. 6142.

Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Читайте также:  Статья 26. производственный контроль в области обращения с отходами

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.

  • Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.
  • При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
  • Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших.
  • Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, Приказов и директив командования.

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территории других государств – представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территории других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

  1. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
  2. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
  3. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
  4. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Предприятия, учреждения, организации, или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

По каким правилам хоронили погибших солдат в Великую Отечественную — Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое — медиаплатформа МирТесен

На войне тела погибших солдат не всегда получалось передать родственникам. Порой даже просто быть погребенным, а не оставленным на поле боя было за роскошь. Для последнего упокоения воинов существовали специальные похоронные команды. Погребальные ритуалы в Советской Армии и войсках вермахта в период Великой Отечественной войны были регламентированы соответствующими указами и значительно отличались друг от друга.

За три месяца до начала Великой Отечественной войны Нарком обороны СССР Семён Тимошенко подписал приказ No 138 «О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава». Этот восьмистраничный документ, датируемый 15 марта 1941 года, во всех подробностях описывал регламент захоронения советских солдат и офицерского состава.

В 108 пункте этого распоряжения значилось, что вынос тел убитых с поля сражения для последующего предания земле является обязательным действием, вне зависимости от условий боя. Рыть могилы и хоронить бойцов, погибших как непосредственно в битве, так и скончавшихся от ран после боя, должны были члены специальной команды погребения, которая создавалась командиром полка.

Согласно директиве, солдат РККА могли хоронить как в индивидуальных, так и братских могилах, в то же время представители офицерского состава должны были обрести вечный покой только в отдельных захоронениях.

Военнослужащих необходимо было хоронить в нательном белье, гимнастёрках, брюках и обуви.

Для рытья могил рекомендовалось выбирать сухую местность. Если погребение осуществлялось в городской черте, то приоритет отдавался территориям кладбища, парков, площадей, скверов, вне населённых пунктов лучшими местами считались курганы, перекрёстки дорог, рощи.

Каждая могила должна была быть 1,5-метровой глубины и обязательно иметь опознавательный знак – временный памятник, на котором фиксировались личные данные погибших: имя, фамилия, отчество, звание, дата рождения и смерти.

Порядок отдания воинских почестей не был регламентирован, отмечалось лишь, то, что командир полка мог самостоятельно устанавливать их в зависимости от значимости подвига, при совершении которого погибли бойцы рядового, сержантского и офицерского состава.

В случае гибели офицеров высшего командного состава, тело необходимо было передать сотрудникам Красного креста, которые должны были транспортировать его до родственников погибшего.

  • Сразу же после начала Великой Отечественной войны стало очевидным, что беспрекословное выполнение пунктов приказ No 138 в условиях маневренного блицкрига невозможно.
  • Рассчитанный на условия неспешной позиционной борьбы, он не отвечал сложившейся обстановке, когда под натиском войск вермахта советские бойцы вынуждены были спешно сдавать свои позиции и смещаться вглубь страны.
  • В эти страшные дни никто не помышлял о захоронении сослуживцев согласно директиве с выбором хороших мест для рытья ям и индивидуальными могилами для офицеров.
  • В страшной мясорубке считалось удачей просто предать земле тело убитого, чтобы одичавшие собаки и вороны не растерзали его останки.

В сборнике Константина Сомова «Война – ускоренная жизнь», где описывается бытовая сторона жизни солдат, приводятся воспоминания бойцов, свидетельствовавших о том, что погибших, без разбора звания наспех хоронили в братских могилах, в роли которых выступали воронки от авиабомб, окопы, дорожные кюветы и природные овраги.

Попавший в августе 1941 года в окружение под Николаевом связист 9 -й армии, Иона Дубараша, рассказывал, что однажды очнувшись после боя, он увидел, как его сослуживец в темноте закапывал прямо в окопе трёх убитых рядом с ним солдат.

Похоронные команды дивизий просто не успевали делать свою работу – столь значительными были потери Красной армии в первые месяцы войны.

Однако и после переломного этапа, когда советские войска перешли в атаку, похоронные команды не справлялись со своим делом, и на помощь им приходили крестьяне освобождённых сёл.

Они хоронили бойцов в братских могилах, но не всегда отправляли в военкоматы сведения о погребённых военных, увеличивая списки пропавших без вести солдат.

Педантичным немцам приписывалось на Восточном фронте придерживаться погребального ритуала, разработанного для армии ещё во времена кайзера Вильгельма II и слегка отредактированного Верховным командованием вермахта.

Согласно тексту документа немецких военнослужащих полагалось хоронить со всеми последними почестями, под музыкальное сопровождение военного оркестра.

Каждому погибшему бойцу отводилась индивидуальная могила и гроб, который накрывался военным флагом. Возглавлять похоронную процессию должны были люди, нёсшие на подушечках награды погибшего солдата.

Прежде чем придать тело земле, офицер обязан был дать команду о начале трехкратного салюта.

После погребения на могилу следовало возложить венок от вермахта с надписью «Вооруженные силы Германии» имевший две красные ленты: одну из них украшал Железный крест, на другую была нанесена свастика.

Если в ходе боёв погибал офицер высшего чина, его тело через медицинские службы должно было быть отправлено в Германию и передано родным.

Хотя многие историки отмечают слаженную работу погребальных команд вермахта, похоронные правила ими тоже соблюдались далеко не всегда и не везде.

На начальном этапе, когда немецкие войска лишь наступали, не оказываясь в окружении и не спасаясь бегством, они спокойно следовали инструкциям, хороня бойцов в отдельных могилах, и устанавливая на них деревянные кресты с табличками с личными данными погибшего.

Но с изменением обстановки на Восточном фронте действительность вносила свои корректировки и в помпезный ритуал погребения, призванный продемонстрировать воинам, что государство высоко оценивает вклад каждого бойца в дело победы и торжество идеологии нацизма.

Ефрейтор 10-й пехотной дивизии немецких войск, Гельмут Клаусман, который вместе с сослуживцами спешно покидал Крым, отмечал в своих воспоминаниях: «Убитых хоронили по-разному. Если было время и возможность, то каждому полагалась отдельная могила и простой гроб.

Но если бои были тяжелыми и мы отступали, то закапывали убитых кое-как. В обычных воронках из-под снарядов, завернув в плащ-накидки или брезент. В такой яме за один раз хоронили столько человек, сколько погибло в этом бою и могло в нее поместиться.

Ну а если бежали, то вообще было не до убитых».

Свои поправки в похоронную деятельность вермахта внёс суровый климат, который сковывал морозом землю, превращая рытьё могил в тяжкий труд. В этих условиях мало кто задумывался о том, что погребение в братской могиле не соответствует военному похоронному ритуалу, поскольку важным стало просто предать тела мёртвых земле.

Ссылка на основную публикацию