Статья 26. производственный контроль в области обращения с отходами

Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами

На всех предприятиях, которые производят действия по обращению с отходами, согласно Федеральному закону РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» должен проводиться строгий мониторинг и контроль деятельности юридического лица. Меры, направленные на анализ и соблюдение требований закона в отношении обращения с отходами называются «Производственный контроль в области обращения с отходами». С 2010 года Росприроднадзор требует от всех предприятий, имеющих дело с отходами, составлять специальный свод документации — Порядок производственного контроля.

Что такое порядок производственного контроля?

Порядок производственного контроля – это свод документов и энциклопедических материалов, подробно описывающих природоохранные мероприятия на производстве.

В этом своде документации должна быть предоставлена достоверная и полная информация по процессу производственной деятельности компании, описание мероприятий и технологий, направленных на охрану окружающей среды и соответствие деятельности юридического лица тем законодательным актам, которые регулируют природоохранные мероприятия в нашей стране.

Кому необходимо составить порядок производственного контроля?

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами должен быть разработан и составлен на предприятии, и утвержден Росприроднадзором для каждого юридического лица, ведущего производственную и непроизводственную деятельность, связанную с обращением отходов. Вне зависимости от размера компании, уровня ее доходов и сферы деятельности, составление Порядка поможет грамотно и законно организовать природоохранные мероприятия и не допустить проблем с контролирующими органами.

Примеры юридических лиц, которым необходимо составить порядок — промышленные предприятия, водные объекты, предприятия общественного питания и т.д.

Если предприятие имеет несколько филиалов или подразделений, разрабатывается единый порядок производственного контроля для всех структур компании. В случае если филиал имеет особенности работы в области обращения отходов, могут быть внесены частичные изменения в принятый ранее единый свод документации.

Зачем нужен порядок производственного контроля?

Правильно составленный Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами выполняет ряд задач:

  • Обеспечение охраны окружающей среды в процессе работы предприятия. Порядок подробно описывает технические нормативы образования отходов, что дает возможность контролировать этот процесс на всех этапах, не допуская сбоев и аварийных ситуаций. Если во время осуществления деятельности предприятия природоохранные требования все же будут нарушены, Порядок производственного контроля определит четкие правила поведения сотрудников, направленные на быстрое информирование руководства и устранение возникшей проблемы. Это станет залогом ведения хозяйственной деятельности без нанесения ущерба окружающей среды.
  • Предотвращение штрафов и санкций со стороны Природоохранных органов. Порядок составляется таким образом, чтобы в процессе деятельности, предприятие строго соблюдало все требования технических регламентов в области экологии и охраны окружающей среды. Также такой свод документации определяет сроки и удобный формат взаимодействия юридического лица с государственными органами управления в области охраны окружающей среды. Это позволяет избежать судов, штрафов, потери лицензий и других наказаний.
  • Сокращение затрат на утилизацию отходов. Грамотно разработанный порядок производственного контроля позволит компании сэкономить средства на процессе обращения с отходами, путем использования эффективных современных технологий утилизации и переработки.

Объекты производственного контроля

Обязательная часть «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами» — описание объектов контроля. К таким объектам относят все здания и сооружения предприятия, используемые предприятием для производственной и организационной деятельности.

Также под термином «объект производственного контроля» понимают техническое оборудование, все виды транспорта, материальное оснащение рабочих мест и санитарных зон компании. В некоторых случаях объектом могут считаться также материалы, полуфабрикаты и готовая продукция предприятия.

Этапы составления Порядка производственного контроля

  1. Этап №1 – Инвентаризация всей природоохранной документации, имеющейся на предприятии.
  2. Этап №2 – Проверка документальных актов на соответствие требованиям действующего законодательства.
  3. Этап №3 – Составление рекомендаций о необходимости проведения лабораторных исследований и разработка проектов ПНООЛР, ПДВ, СЗЗ, а также паспортов отходов.

  4. Этап №4 – Непосредственное оформление формы порядка производственного контроля с приложением всей собранной экологической документации.
  5. Этап №5 – Согласование составленного Порядка с контролирующими органами — Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и при необходимости с региональным министерством природных ресурсов.

Как мы работаем?

Компания «Экобезопасность» предлагает своим клиентам проведение всех этапов составления Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Наши услуги будут заключаться в такой последовательности действий.

Мероприятие Описание
Анализ процессов обращения с отходами на предприятии Проведя инвентаризацию и изучение всех документов, связанных с экологической сферой деятельности предприятия, наши сотрудники дадут профессиональную оценку соответствия требованиям законодательства.
Проведение лабораторных исследований и составление нормативных документов Так как для составления грамотного Порядка производственного контроля необходимо привести документооборот в соответствие закону, специалисты «Экобезопасность» при необходимости организуют все лабораторные исследования с получением соответствующих документов. Также будут составлены проекты НООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов и т.д.
Составление документального свода «Порядка осуществления производственного контроля» На этом этапе наши сотрудники систематизируют все собранные и оформленные ранее документы, составят грамотную форму Порядка, внесут все необходимые данные в эту форму и приложат собранные документы. Этот этап обычно самый длительный и занимает от 3 дней.
Согласование порядка осуществления производственного контроля Наши сотрудники самостоятельно составляют обращения в соответствующие природоохранные органы и полностью проведут процедуру согласования и утверждения составленного Порядка.
Составление и предоставление отчёта о выполнении мероприятий производственного контроля Ежегодно, до 20 марта, наши специалисты будут составлять грамотный отчет, описывающий соответствие фактических мероприятий, проводимых на производстве, указанным в документах, и предоставлять отчетный документ его в территориальное отделение Росприроднадзора.

Стоимость услуги

Стоимость всего комплекса мероприятий производственного контроля в компании «Экобезопасность» стартует от 25 тысяч рублей. Воспользовавшись нашим предложением, руководство предприятия полностью освобождается от хлопот, связанных с проведением производственного контроля в области обращения с отходами.

Цена формируется на основании таких услуг, предоставляемых сотрудниками нашей компании:

  • работа с документами, инвентаризация и анализ имеющихся нормативно-правовых актов;
  • составление и оформление всей необходимой документации, отсутствующей на предприятии;
  • разработка и утверждение программы производственного контроля;
  • профессиональная оценка физических и химических факторов, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
  • оценка состояния здоровья работников;
  • составление отчетов в государственные органы;
  • все уровни взаимодействия с природоохранными организациями;
  • личное участие специалиста в ходе проверок и контролирующих мероприятий.

Сроки

Наша компания предлагает провести весь комплекс мероприятий по оформлению Порядка производственного контроля в максимально сжатые сроки – от 3 дней. После проведения согласования документа в Росприроднадзоре, он действует ровно 3 года. При этом каждый год подается отчет об исполнении норм Порядка производственного контроля в государственные органы.

Пример Порядка производственного контроля

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами имеет четко регламентированную форму и состоит из таких пунктов:

  • Титульный лист. Заглавный лист должен содержать наименование документа, дату составления и согласования, подписи руководителя предприятия и представителя Росприроднадзора, в чью компетенцию входит согласование Порядка.
  • Введение. Короткий текст, в общих чертах отвечающий на вопрос, зачем составляется Порядок, и какие задачи ставит перед собой предприятие в области природоохранных мероприятий.
  • Раздел «Цели и задачи». В этом разделе четко формулируются все цели, которые должен выполнить данный порядок.
  • Раздел «Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля». Этот раздел полностью посвящен организации, которая на предприятии занимается природоохранной деятельностью. В качестве подтверждения к разделу прилагается приказ об утверждении данной структуры на предприятии, копии свидетельств (сертификатов) экологов на право работы с отходами I–IV классов опасности и другие документальные подтверждения.
  • Раздел «Объекты производственного контроля». В этом разделе необходимо максимально подробно описать все материальные объекты, которые имеют отношение к хозяйственной деятельности предприятия (здания, помещения, оборудование, транспорт, материалы и т.д.).
  • Раздел «Контроль соблюдения требований законодательства». Данный раздел составляется на основе Положения о производственном экологическом контроле и составляется план-график по его выполнению.
  • Раздел «Контроль осуществления плана-графика ПЭК. Составляется только при наличии на предприятии собственных объектов размещения отходов.
  • Раздел «Контроль работы систем и устройств природоохранного назначения». В этом разделе отмечаются факты проверки технической исправности оборудования предприятия, связанного с оборотом отходов.
  • Раздел «Контроль за соблюдением ликвидации чрезвычайных ситуаций». Важный пункт о мерах и мероприятиях, которые должны быть проведены при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Раздел «Перечень аккредитованных организаций, которые привлекались к проведению производственного контроля». Здесь следует указать наименования лабораторий, научно-исследовательских центров и экологических организаций, принимавших участие в подготовке Порядка.
  • Раздел «Ответственные». В этом пункте указываются лица, несущие ответственность за надлежащую организацию производственного контроля.
  • Раздел «Ведение и хранение документации». В этом разделе определяется порядок ведения и заполнения журналов, протоколов и других документальных актов природоохранной сферы.
  • План мероприятий по осуществлению производственного контроля в области обращения с опасными отходами. В этот план должны включаться все природоохранные мероприятия, предусмотренные на предприятии. При этом важно указывать только достоверную и правдивую информацию, чтобы строго соблюдать порядок мероприятий, указанных в этом плане.
  • Приложения. Этот раздел предполагает приложение документов, не вошедших в предыдущие разделы Порядка.
Читайте также:  Статья 4. уставный капитал народного предприятия

Необходимые документы для процедуры

Для проведения процедуры производственного контроля предприятию потребуются следующие документальные подтверждения:

  • учредительные и правоустанавливающие документы юридического лица;
  • заявление о согласовании Порядка по установленной форме;
  • нормативные акты, утверждающие факт образования отходов и лимиты на их размещение;
  • сведения о характере деятельности, в результате ведения которой образуются отходы;
  • схема движения отходов;
  • характеристика мест хранения и утилизации отходов;
  • подтверждения класса опасности отходов и паспорта;
  • лицензия на деятельность, связанную с обращением с отходами;
  • перечень лиц, допущенных к обращению с отходами;
  • документы о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами;
  • документ об осуществлении юридическим лицом производственного контроля.

Особенности процедуры

Для получения согласования Порядка органами Росприроднадзора, составление этого свода документов следует доверить профессионалам в области экологического законодательства.

Отсутствие отдельных разделов и документальных подтверждений иногда выступает причиной отказа госорганов в согласовании Порядка производственного контроля. Юристы уверяют, что это незаконно, но на практике такие ситуации возникают довольно часто.

Специалисты нашей компании помогут избежать форс-мажоров и получить положительное решение Росприроднадзора в кратчайшие сроки.

Ответственность и штрафы за отсутствие Порядка производственного контроля

Отсутствие оформленного согласно стандартам и правилам Порядка производственного контроля приводит к нарушениям норм природоохранного законодательства. Ответственность за такие правонарушения устанавливается статьей 8.

2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».

Для юридических лиц нарушения по этой статье караются денежным штрафом в размере от 100 до 250 тысяч рублей, а также приостановкой коммерческой деятельности сроком на 90 дней.

Наши клиенты

Порядок производственного экологического контроля в области обращения с отходами (ППК)

Производственный экологический контроль (ПЭК), в соответствии со ст. 67 Федерального Закона № 7 от 10.01.

2002 «Об охране окружающей среды», осуществляется организациями и предприятиями в целях обеспечения выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Производственный экологический контроль в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и Положением о производственном экологическом контроле.

Положение о производственном экологическом контроле  — комплексный документ, содержащий цели и задачи производственного экологического контроля (ПЭК), методы их решения; объекты контроля и пр.

В Положении приводится описание порядка осуществления ПЭК по организации, указываются обязанности и права должностных лиц, ответственных за производственный экологический контроль на предприятии.

Положение о производственном экологическом контроле утверждается руководителем предприятия.

Порядок производственного контроля в области обращения с отходами (ППК)

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами является обязательным документом для всех юридических лиц, чья деятельность связана с обращением отходов (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) — ст. 26 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

ППК разрабатывается единый на всю организацию, в обязательном порядке утверждается руководителем предприятия и согласовывается с территориальным органом Росприроднадзора.

Объектом контроля являются отходы производства и потребления хозяйствующего субъекта. ППК устанавливает методы контроля и планы-графики его осуществления, определяет круг лиц, ответственных за производственный контроль на предприятии. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами утверждается сроком на 3 / 5 лет. Срок согласования в Росприроднадзоре — 30 дней.
Специалисты Компании «ТЕХНОКОНС» оперативно и качественно разработают для Вашей организации Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, а также обеспечат его своевременное согласование в территориальном департаменте Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора). Для получения подробной информации об условиях сотрудничества свяжитесь с нашими менеджерами:

Москва: +7 499 220-03-17

  • Санкт-Петербург: +7 812 456-70-17
  • Регионы: 8 800 555-70-16 (звонок бесплатный)

Порядок производственного контроля

Компании, деятельность которых связана со сферой обращения с отходами, должны организовывать и осуществлять ПК с соблюдением всех законодательных норм РФ в данной области.

Контроль в сфере обращения с отходами выступает важным элементом экологического контроля, который выполняется в рамках природоохранного законодательства.

Указанные тезисы отражены в законе № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года.

На граждан будет возложена административная санкция в размере 1-2 тысячи рублей, если не будут соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические нормы при транспортировке, использовании, размещении или другом обращении с производственными отходами либо опасными веществами.

При несоблюдении вышеуказанных норм штраф составляет 10-30 тысяч рублей для должностных лиц. В случае с лицами, которые осуществляют деятельность без статуса юридического лица, санкция составляет 30-50 тысяч рублей либо приостановление работы на 90 дней.

Когда речь идет о несоблюдении установленных норм обращения с отходами либо опасными веществами юридическими лицами, то они заплатят штраф в размере 100-200 тысяч рублей либо приостановление работы на 90 дней.

Создание порядка несет задачу подтверждения соответствия правилам законодательства,  а также приносит практическую пользу самим организациям.

Эко-аудиторы и эко-аналитики нашей компании разрабатывают грамотный подход к созданию производственного контроля. Применяется принцип цикличности на базе аналитики природоохранной работы компании.

Порядок  осуществления производственного контроля

  1. С клиентом работает эколог, производящий документальную инвентаризацию.
  2. Основываясь на данных инвентаризации, создается и утверждается клиентом план мероприятий на определенный период.
  3. Результатом работы становится отчет о выполнении мероприятий.

Осуществление производственного контроля характеризуется:

  • комплексом природоохранной документации на предприятии. Документы хранятся в специальном месте, что исключает поиски, путаницу перед проверками контролирующих органов,
  • анализом изменений в структуре компании по поводу обращения с отходами,
  • возможностью правильно оценивать рентабельность затрат с использованием статистики за нужные периоды времени.

Как осуществляется контроль на производстве?

Для того, чтобы упорядочить ведение данной процедуры, нужно подготовить ряд документов:

  1. Общая информация об организации
  2. Структура предприятия
  3. Информация об экологическом подразделении инициатора контроля или информация о тех лицах, которые отвечают за экологию на территории данной организации (Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, приказ о введении в должность)
  4. Нормативы на отходы и лимиты на их хранение. Сведения о том, что производственный процесс и используемые материалы за прошедший год не менялись. (Если данный отчет присутствует) или:
    •  Подробное описание производственного процесса организации, касаемо отходов и их потребления. Также перечень оборудования и тех.процессов, которые имеют отношение к отходам производства. Список получаемых отходов.
    • Информация о потреблении воды, ее отведении, снабжении теплом и электроэнергией.
    •  Информация об автомобильном транспорте организации и специально технике
    • Краткие сведения об очистных сооружениях, применяемых в сточных водах, или данные о водоподготовке организации.
    • Краткие сведения о пыле- и газоочистных приспособлениях, а также информация об очистке воздуха, применяемая на предприятии
    • Данные о складировании отходов на территории предприятия.
    • Схема организации и принадлежавшей ей территории, где могут временно складироваться отходы.
    • Данные полигонах – местах захоронения отходов, которые курируются предприятием.
    •  Информация о перевозке и захоронении отходов, как вид деятельности организации.
  5. Информация о подразделении организации, специальных лабораториях, должностные требования лиц, которые непосредственно принимают участие в процедуре контроля на производстве. (Если таковые имеются).
  6. Справочные данные о применении специального оборудования для переработки, устранению вреда и захоронении отходов.
  7. Свидетельства или сертификаты, которые позволяют осуществлять разные виды деятельности с отходами 1-4 классов опасности. (Копии).
  8. Перечень ответственных лиц, которых руководство предприятия допустило к работе с вредными отходами производства. (Приказ).
  9.  Договор аренды на землю или сооружение, или свидетельство о праве на собственность.
  10. Список предприятий, которые принимают отходы. Информация о лицензии, позволяющей работать с опасными отходами: устранять вред и складировать. (Договоры и лицензии, копии этих документов).
  11. Данные о разработке специальной программы проверки окружающей среды в местах складирования отходов. Если имеется, то отчет о проведении этой программы за предыдущий год.
  12. Результат проведения (отчет) проверки экологической экспертизы в местах длительного складирования и захоронения отходов, относящихся к 1-5 классам опасности. (Если таковые имеются).
  13. Сертификаты метрологических проверок (копии) в собственных лабораториях. Или данные о сторонних лабораториях, которые привлекали с целью организации проверки состояния окружающей среды в местах складирования отходов и в пределах влияния их на среду (информация об их аккредитации). Если таковые имели место быть.
Читайте также:  Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ (с изм. от 24.12.2002) "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"

Весь пакет документов, который формируется, необходимо заверить Заявителем. По действующему в нашей стране законодательству деятельность предприятия в отношении отходов не применяется к таким отходам, как радиоактивные, биологические и медицинские.

Как осуществляется порядок контроля на производстве?

  • Инвентаризация всех документов, связанных с охраной природы, а также технологических процессов по работе с отходами в организации.
  • Проверка документов (нормативов и актов) на соответствие их с предписаниями действующего законодательства.
  • Предписание о том, что нужно проводить испытания в лабораториях, о формировании методических документов (проектов, паспортов на отходы и т.д.), об осуществлении внутреннего документооборота, поддержании безопасных мер при работе с отходами в организации, о видах отчетов и сроках их передачи в соответствующие службы и другие.
  • Формирование порядка проведения контроля на производстве в части деятельности с отходами в соответствии с законодательным регламентом.
  • Утверждение порядка проведения контроля на производстве в части работы с отходами с соответствующими службами.

Утверждение порядка

Порядок проведения контроля на производстве в части работы с отходами согласовывается со следующими службами:

  1. Мин.природных ресурсов в своем регионе. Если объект принадлежит региональному контролю.
  2. Росприроднадзор по соответствующему региону. Если объект принадлежит федеральному контролю.

Сроки проведения производственного контроля

Данный порядок утверждается на три года. После прошествии этого срока порядок перерабатывается и согласовывается заново. Результаты проведения контроля на производстве организации обязаны предоставлять в контролирующие органы каждый год, следующий за отчетным, не позднее 20 марта. 

Положение о производственном экологическом контроле на предприятии

Производственный контроль является обязательным пунктом программы, если компания владеет и управляет опасным производственным объектом. Везде, где есть вероятность получения профессиональных заболеваний, где у сотрудников вредные либо опасные условия труда, необходима эта бумага.

Срок, после которого производится текущий производственный контроль, может быть разным. Частота его зависит от многих факторов, например:

  • Санитарно-эпидемиологическое состояние в целом по отрасли.
  • Количество случаев серьезного травматизма в организации за последний год. Если это количество равняется нулю, то минимальный срок между плановыми контролирующими мероприятиями может быть значительно увеличен.
  • Область деятельности компании. Бывают сферы, в которых производственный контроль осуществляется раз в год даже при самых благоприятных условиях.
  • Частота проведения профилактических мероприятий.
  • Имеются ли случаи профессиональных заболеваний (которые произошли из-за условий труда, отсутствия мер профилактики и пр.)

Словом, приказ о производственном контроле подписывается руководителем по мере необходимости и для соблюдения требований в конкретной ситуации.

Регулируется эта деятельность Федеральным законом №116-ФЗ, действующим с 21 июля 1997 года, и другими законами относительно промышленной безопасности и организации производственного контроля.

Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.

Приняты новые правила осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Правила утверждены Постановлением Правительства №2168 от 18.12.2020 г. и вступают в силу с 01 января 2021 года.

Рассмотрим ключевые отличия новой редакции правил от предыдущей. Для эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций имеются две новости: хорошая и не очень.

Начнем с хорошей. С нового года более не требуется предоставлять в Ростехнадзор заверенную копии положения о производственном контроле. Однако назвать эту новость хорошей можно с большой натяжкой.

Дело в том, что в подготовленном проекте приказа Ростехнадзора о порядке представления в надзорный орган сведений об организации производственного контроля копия положения о производственном контроле должна направляться в Ростехнадзор в составе ежегодного отчета по производственному контролю.

Да и само положение о производственном контроле в новом году придется пересматривать и вносить в него изменения. Во-первых, большинство нормативных актов, указываемые в преамбуле положения, утратили силу с 1 января 2021 года, а во-вторых, изменились требования к содержанию самого локального нормативного акта.

Теперь в положении о производственном контроле на предприятии закрепляется не только порядок проведения внутренних проверок состояния промышленной безопасности, но и порядок осуществления контроля за устранением выявленных при проведении проверок нарушений.

Заказать разработку положения о производственном контроле для предприятий, на которых эксплуатируются ОПО – сети газопотребления, подъемные сооружения или оборудование, работающее под избыточным давлением, с учетом новых требований законодательства можно на этой странице.

Теперь плохая новость. В новых правилах добавилось новое квалификационное требование для работников, ответственных за осуществление производственного контроля.

На объектах IV класса опасности ответственные за производственный контроль лица наряду с высшим техническим образованием должны теперь иметь и дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности (проходить профпереподготовку или повышение квалификации), а лица, ответственные за производственный контроль на объектах III, II и I классов опасности, дополнительное профессиональное образование должны получать с периодичностью раз в 5 лет.

Очевидно, продвигающие регуляторную гильотину чиновники не слишком глубоко разбирались в древнегреческой мифологии. На примере отмены прежних и принятии новых правил организации производственного контроля, целью которых должно было быть снижение нагрузки на бизнес, мы получаем наглядную иллюстрацию мифа о Лернейской гидре, у которой на месте одной отсеченной головы вырастали две новых.

Алгоритм

Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:

  1. Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
  2. Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
  3. Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.

Какие преимущества дает предприятию наличие разработанной ППК?

Положение о производственном контроле должно разрабатываться на всех предприятиях — эксплуатирующих ОПО вне зависимости от их класса опасности. Стоит сразу отметить, что наличие данного документа будет не только свидетельствовать об исполнении предприятием обязательных требований законодательства, но и иметь весьма ощутимую практическую значимость, а именно:

  1. Залог благополучного исхода проверок инспекторами Ростехнадзора (отсутствие оснований для наложения административного штрафа).
  2. Реализация одной из подготовительных стадий для похождения процедуры лицензирования ОПО.
  3. Точное распределение функциональных обязанностей между работниками ОПО, а также повышение уровня информированности персонала о предустановленных действиях, нацеленных на упреждение аварий и иных нештатных ситуаций на объекте.
  4. Уменьшение финансовых рисков предприятия, сопряженных с затратами на восстановление объектов, поврежденных авариями, и на выплаты компенсаций ущерба причиненного пострадавшим (могут исчисляться миллионами и десятками миллионов рублей).
Читайте также:  Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц

Юридические тонкости

Для разработки как положения, так и приказа лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Для каждой области специфика этих документов будет разная.

Приказ, общий по учреждению, не может сам по себе подразумевать проведение каких-либо мероприятий по производственному контролю. Он только «приводит в действие» утвержденное в Ростехнадзоре Положение.

Кстати, перед тем как послать его на утверждение, рекомендуется проконсультироваться со специалистами Ростехнадзора о возможности утверждения. Иначе есть вероятность получить отказ в присвоении регистрационного номера ввиду несоответствия с существующими требованиями.

Кем может осуществляться разработка ППК?

Предприятия, использующие в своей деятельности опасные объекты, вправе самостоятельно заниматься составлением положения о производственном контроле, доверившись квалификации и компетентности штатных специалистов.

  Журнал для регистрации инструктажа на рабочем месте

В случае возникновения каких-либо затруднений законодательством не возбраняется привлечение сторонних специализированных компаний для содействия в вопросе составления программы производственного контроля. Обязательного наличия каких-либо лицензионных или разрешительных документов для оказания услуг по разработке ППК для ОПО законодательством не предусмотрено.

Составные части приказа

Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают).

Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа.

Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.

В основной части обычно прописывается следующая информация:

  • Ссылка на Федеральный закон №116-ФЗ, действующий с 21 июля 1997 года. Это обязательный пункт. В соответствии с этим основным законодательным актом все и делается. При необходимости к нему добавляется ссылка на разработанное и утвержденного Положение.
  • Утверждение Положения. Этим приказ вводит его в силу.
  • Кто будет являться ответственным лицом за соблюдение производственного контроля на предприятии в целом. При этом прописываются должность сотрудника и его ФИО. Также обязательное условие правильного оформления этого приказа – наличие подписи назначаемого лица в нижней части документа.
  • Кто ответственен за ознакомление указанного круга сотрудников с приказом. Это может быть секретарь, начальник отдела кадров и пр.
  • За каким лицом в организации остается контроль за выполнением приказа. Часто руководитель оставляет его за собой. Хотя в больших организациях это может быть заместитель либо начальник подразделения.

Дополнительно могут быть указаны сроки выполнения каждого из пунктов. Например, под первым пунктом введения в действие Положения можно указать срок выхода приказа. А под пунктами, которые предусматривают распространение копий Положения и приказа, – недельный срок.

Еще одна деталь – приведение технических устройств и документации в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями. Для этого может быть выделен отдельный пункт с назначением ответственных.

Приложением будет являться Положение, принятое Ростехнадзором, с присвоенным номером. На него должна иметься ссылка.

Завершается бумага должностями, ФИО и подписями руководителя и всех упомянутых в приказе лиц. Без них он не будет иметь юридической силы.

Зачем нужно положение о производственном контроле на ОПО

На любом опасном производственном объекте (ОПО) должен осуществляться производственный контроль, то есть должен быть принят перечень мер, обеспечивающих безопасное функционирование предприятия и способствующих предотвращению опасных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

Для этого в обязательном порядке нужно разработать и ввести в действие положение об организации и осуществлении производственного контроля. Это требование установлено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

При этом ответственность за осуществление производственного контроля лежит не только на ответственном лице в организации, назначенном приказом, но и распространяется на генерального директора компании.

Поэтому необходимо вовремя инициировать создание необходимой документации, вовремя проводить все мероприятия по обучению персонала и следить за исполнением правил промышленной безопасности.

Сколько должно быть документов: одно или несколько

Положение о производственном контроле может быть одно или их может быть несколько на предприятии. Все зависит от количества ОПО и места их расположения.

Если объект один или их несколько, но они расположены территориально близко, можно разработать только один локальный акт.

Если же объекты находятся в разных местах, которые территориально удалены друг от друга, документов может быть несколько.

Можно разработать одно Положение о производственном контроле. Это зависит и от того, каким образом осуществляется производственный контроль и насколько он при этом эффективен. Удобнее создавать один документ на конкретный объект, он будет ориентирован на осуществление контроля с учетом специфики производства. При изменении на объектах внести соответствующие правки будет проще.

Ответственность за отсутствие ППК

В случаях, когда на предприятиях, применяющих в своей производственной деятельности опасные объекты отсутствует составленное и утвержденное положение о производственном контроле, в отношении них применяются меры административного воздействия. В частности, отсутствие ППК интерпретируется как несоблюдение предприятием правил промышленной безопасности, что предусматривает наложение штрафов, согласно статье 9.1. КоАП следующих размеров:

  1. 1. Несоблюдение норм промбезопасности или правил лицензирования предполагает наложение штрафа:
      • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
  2. • на ответственных должностных лиц предприятий — от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от должности на срок от полугода до одного года);
  3. • на предприятия — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).
  4. 2. В случае грубых нарушений правил и норм промышленной безопасности законодательством предусмотрены следующие размеры штрафов:
      • на ответственных должностных лиц предприятий — от 40000 до 50000 рублей (либо отстранение от должности на срок от 1 года до 2 лет);
  5. • на предприятия — от 500000 до 1000000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).

Производстенный контроль в области обращения с отходами производства

Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

  • проверку порядка и правил обращения с отходами;
  • анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
  • учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
  • составление и утверждение паспортов опасных отходов;
  • определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
  • мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
  • проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
  • проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
  • проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
  • лимитов на размещение отходов;
  • договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
  • документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

Кто разрабатывает и в какие сроки

В п.5 ПП РФ от 10.03.1999 №263 сказано, кто должен разрабатывать положение о производственном контроле. Ответственность несут руководители и лица, на которых и возложены такие обязанности. Но руководитель вправе делегировать разработку сторонней организации либо своим сотрудникам, обладающим необходимыми познаниями:

  Должностная инструкция инженера-технолога

  • один из заместителей руководителя (если численность работающих на ОПО сотрудников меньше 150 чел.);
  • специально назначенный работник (численность от 150 до 500 чел. на ОПО);
  • руководитель службы производственного контроля (численность свыше 500 чел.).

Разработка допускается до срока ввода в эксплуатацию объекта.

В территориальный орган Ростехнадзора, по месту нахождения объекта, подается в течение месяца со дня ввода в эксплуатацию. После этого ежегодно в срок до 1 апреля.

Ссылка на основную публикацию