На всех предприятиях, которые производят действия по обращению с отходами, согласно Федеральному закону РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» должен проводиться строгий мониторинг и контроль деятельности юридического лица. Меры, направленные на анализ и соблюдение требований закона в отношении обращения с отходами называются «Производственный контроль в области обращения с отходами». С 2010 года Росприроднадзор требует от всех предприятий, имеющих дело с отходами, составлять специальный свод документации — Порядок производственного контроля.
Что такое порядок производственного контроля?
Порядок производственного контроля – это свод документов и энциклопедических материалов, подробно описывающих природоохранные мероприятия на производстве.
В этом своде документации должна быть предоставлена достоверная и полная информация по процессу производственной деятельности компании, описание мероприятий и технологий, направленных на охрану окружающей среды и соответствие деятельности юридического лица тем законодательным актам, которые регулируют природоохранные мероприятия в нашей стране.
Кому необходимо составить порядок производственного контроля?
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами должен быть разработан и составлен на предприятии, и утвержден Росприроднадзором для каждого юридического лица, ведущего производственную и непроизводственную деятельность, связанную с обращением отходов. Вне зависимости от размера компании, уровня ее доходов и сферы деятельности, составление Порядка поможет грамотно и законно организовать природоохранные мероприятия и не допустить проблем с контролирующими органами.
Примеры юридических лиц, которым необходимо составить порядок — промышленные предприятия, водные объекты, предприятия общественного питания и т.д.
Если предприятие имеет несколько филиалов или подразделений, разрабатывается единый порядок производственного контроля для всех структур компании. В случае если филиал имеет особенности работы в области обращения отходов, могут быть внесены частичные изменения в принятый ранее единый свод документации.
Зачем нужен порядок производственного контроля?
Правильно составленный Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами выполняет ряд задач:
- Обеспечение охраны окружающей среды в процессе работы предприятия. Порядок подробно описывает технические нормативы образования отходов, что дает возможность контролировать этот процесс на всех этапах, не допуская сбоев и аварийных ситуаций. Если во время осуществления деятельности предприятия природоохранные требования все же будут нарушены, Порядок производственного контроля определит четкие правила поведения сотрудников, направленные на быстрое информирование руководства и устранение возникшей проблемы. Это станет залогом ведения хозяйственной деятельности без нанесения ущерба окружающей среды.
- Предотвращение штрафов и санкций со стороны Природоохранных органов. Порядок составляется таким образом, чтобы в процессе деятельности, предприятие строго соблюдало все требования технических регламентов в области экологии и охраны окружающей среды. Также такой свод документации определяет сроки и удобный формат взаимодействия юридического лица с государственными органами управления в области охраны окружающей среды. Это позволяет избежать судов, штрафов, потери лицензий и других наказаний.
- Сокращение затрат на утилизацию отходов. Грамотно разработанный порядок производственного контроля позволит компании сэкономить средства на процессе обращения с отходами, путем использования эффективных современных технологий утилизации и переработки.
Объекты производственного контроля
Обязательная часть «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами» — описание объектов контроля. К таким объектам относят все здания и сооружения предприятия, используемые предприятием для производственной и организационной деятельности.
Также под термином «объект производственного контроля» понимают техническое оборудование, все виды транспорта, материальное оснащение рабочих мест и санитарных зон компании. В некоторых случаях объектом могут считаться также материалы, полуфабрикаты и готовая продукция предприятия.
Этапы составления Порядка производственного контроля
- Этап №1 – Инвентаризация всей природоохранной документации, имеющейся на предприятии.
- Этап №2 – Проверка документальных актов на соответствие требованиям действующего законодательства.
- Этап №3 – Составление рекомендаций о необходимости проведения лабораторных исследований и разработка проектов ПНООЛР, ПДВ, СЗЗ, а также паспортов отходов.
- Этап №4 – Непосредственное оформление формы порядка производственного контроля с приложением всей собранной экологической документации.
- Этап №5 – Согласование составленного Порядка с контролирующими органами — Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и при необходимости с региональным министерством природных ресурсов.
Как мы работаем?
Компания «Экобезопасность» предлагает своим клиентам проведение всех этапов составления Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Наши услуги будут заключаться в такой последовательности действий.
Мероприятие | Описание |
Анализ процессов обращения с отходами на предприятии | Проведя инвентаризацию и изучение всех документов, связанных с экологической сферой деятельности предприятия, наши сотрудники дадут профессиональную оценку соответствия требованиям законодательства. |
Проведение лабораторных исследований и составление нормативных документов | Так как для составления грамотного Порядка производственного контроля необходимо привести документооборот в соответствие закону, специалисты «Экобезопасность» при необходимости организуют все лабораторные исследования с получением соответствующих документов. Также будут составлены проекты НООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов и т.д. |
Составление документального свода «Порядка осуществления производственного контроля» | На этом этапе наши сотрудники систематизируют все собранные и оформленные ранее документы, составят грамотную форму Порядка, внесут все необходимые данные в эту форму и приложат собранные документы. Этот этап обычно самый длительный и занимает от 3 дней. |
Согласование порядка осуществления производственного контроля | Наши сотрудники самостоятельно составляют обращения в соответствующие природоохранные органы и полностью проведут процедуру согласования и утверждения составленного Порядка. |
Составление и предоставление отчёта о выполнении мероприятий производственного контроля | Ежегодно, до 20 марта, наши специалисты будут составлять грамотный отчет, описывающий соответствие фактических мероприятий, проводимых на производстве, указанным в документах, и предоставлять отчетный документ его в территориальное отделение Росприроднадзора. |
Стоимость услуги
Стоимость всего комплекса мероприятий производственного контроля в компании «Экобезопасность» стартует от 25 тысяч рублей. Воспользовавшись нашим предложением, руководство предприятия полностью освобождается от хлопот, связанных с проведением производственного контроля в области обращения с отходами.
Цена формируется на основании таких услуг, предоставляемых сотрудниками нашей компании:
- работа с документами, инвентаризация и анализ имеющихся нормативно-правовых актов;
- составление и оформление всей необходимой документации, отсутствующей на предприятии;
- разработка и утверждение программы производственного контроля;
- профессиональная оценка физических и химических факторов, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
- оценка состояния здоровья работников;
- составление отчетов в государственные органы;
- все уровни взаимодействия с природоохранными организациями;
- личное участие специалиста в ходе проверок и контролирующих мероприятий.
Сроки
Наша компания предлагает провести весь комплекс мероприятий по оформлению Порядка производственного контроля в максимально сжатые сроки – от 3 дней. После проведения согласования документа в Росприроднадзоре, он действует ровно 3 года. При этом каждый год подается отчет об исполнении норм Порядка производственного контроля в государственные органы.
Пример Порядка производственного контроля
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами имеет четко регламентированную форму и состоит из таких пунктов:
- Титульный лист. Заглавный лист должен содержать наименование документа, дату составления и согласования, подписи руководителя предприятия и представителя Росприроднадзора, в чью компетенцию входит согласование Порядка.
- Введение. Короткий текст, в общих чертах отвечающий на вопрос, зачем составляется Порядок, и какие задачи ставит перед собой предприятие в области природоохранных мероприятий.
- Раздел «Цели и задачи». В этом разделе четко формулируются все цели, которые должен выполнить данный порядок.
- Раздел «Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля». Этот раздел полностью посвящен организации, которая на предприятии занимается природоохранной деятельностью. В качестве подтверждения к разделу прилагается приказ об утверждении данной структуры на предприятии, копии свидетельств (сертификатов) экологов на право работы с отходами I–IV классов опасности и другие документальные подтверждения.
- Раздел «Объекты производственного контроля». В этом разделе необходимо максимально подробно описать все материальные объекты, которые имеют отношение к хозяйственной деятельности предприятия (здания, помещения, оборудование, транспорт, материалы и т.д.).
- Раздел «Контроль соблюдения требований законодательства». Данный раздел составляется на основе Положения о производственном экологическом контроле и составляется план-график по его выполнению.
- Раздел «Контроль осуществления плана-графика ПЭК. Составляется только при наличии на предприятии собственных объектов размещения отходов.
- Раздел «Контроль работы систем и устройств природоохранного назначения». В этом разделе отмечаются факты проверки технической исправности оборудования предприятия, связанного с оборотом отходов.
- Раздел «Контроль за соблюдением ликвидации чрезвычайных ситуаций». Важный пункт о мерах и мероприятиях, которые должны быть проведены при возникновении чрезвычайной ситуации.
- Раздел «Перечень аккредитованных организаций, которые привлекались к проведению производственного контроля». Здесь следует указать наименования лабораторий, научно-исследовательских центров и экологических организаций, принимавших участие в подготовке Порядка.
- Раздел «Ответственные». В этом пункте указываются лица, несущие ответственность за надлежащую организацию производственного контроля.
- Раздел «Ведение и хранение документации». В этом разделе определяется порядок ведения и заполнения журналов, протоколов и других документальных актов природоохранной сферы.
- План мероприятий по осуществлению производственного контроля в области обращения с опасными отходами. В этот план должны включаться все природоохранные мероприятия, предусмотренные на предприятии. При этом важно указывать только достоверную и правдивую информацию, чтобы строго соблюдать порядок мероприятий, указанных в этом плане.
- Приложения. Этот раздел предполагает приложение документов, не вошедших в предыдущие разделы Порядка.
Необходимые документы для процедуры
Для проведения процедуры производственного контроля предприятию потребуются следующие документальные подтверждения:
- учредительные и правоустанавливающие документы юридического лица;
- заявление о согласовании Порядка по установленной форме;
- нормативные акты, утверждающие факт образования отходов и лимиты на их размещение;
- сведения о характере деятельности, в результате ведения которой образуются отходы;
- схема движения отходов;
- характеристика мест хранения и утилизации отходов;
- подтверждения класса опасности отходов и паспорта;
- лицензия на деятельность, связанную с обращением с отходами;
- перечень лиц, допущенных к обращению с отходами;
- документы о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами;
- документ об осуществлении юридическим лицом производственного контроля.
Особенности процедуры
Для получения согласования Порядка органами Росприроднадзора, составление этого свода документов следует доверить профессионалам в области экологического законодательства.
Отсутствие отдельных разделов и документальных подтверждений иногда выступает причиной отказа госорганов в согласовании Порядка производственного контроля. Юристы уверяют, что это незаконно, но на практике такие ситуации возникают довольно часто.
Специалисты нашей компании помогут избежать форс-мажоров и получить положительное решение Росприроднадзора в кратчайшие сроки.
Ответственность и штрафы за отсутствие Порядка производственного контроля
Отсутствие оформленного согласно стандартам и правилам Порядка производственного контроля приводит к нарушениям норм природоохранного законодательства. Ответственность за такие правонарушения устанавливается статьей 8.
2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».
Для юридических лиц нарушения по этой статье караются денежным штрафом в размере от 100 до 250 тысяч рублей, а также приостановкой коммерческой деятельности сроком на 90 дней.
Наши клиенты
Порядок производственного экологического контроля в области обращения с отходами (ППК)
Производственный экологический контроль (ПЭК), в соответствии со ст. 67 Федерального Закона № 7 от 10.01.
2002 «Об охране окружающей среды», осуществляется организациями и предприятиями в целях обеспечения выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.
Производственный экологический контроль в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и Положением о производственном экологическом контроле.
Положение о производственном экологическом контроле — комплексный документ, содержащий цели и задачи производственного экологического контроля (ПЭК), методы их решения; объекты контроля и пр.
В Положении приводится описание порядка осуществления ПЭК по организации, указываются обязанности и права должностных лиц, ответственных за производственный экологический контроль на предприятии.
Положение о производственном экологическом контроле утверждается руководителем предприятия.
Порядок производственного контроля в области обращения с отходами (ППК)
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами является обязательным документом для всех юридических лиц, чья деятельность связана с обращением отходов (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) — ст. 26 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
ППК разрабатывается единый на всю организацию, в обязательном порядке утверждается руководителем предприятия и согласовывается с территориальным органом Росприроднадзора.
Объектом контроля являются отходы производства и потребления хозяйствующего субъекта. ППК устанавливает методы контроля и планы-графики его осуществления, определяет круг лиц, ответственных за производственный контроль на предприятии. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами утверждается сроком на 3 / 5 лет. Срок согласования в Росприроднадзоре — 30 дней.
Специалисты Компании «ТЕХНОКОНС» оперативно и качественно разработают для Вашей организации Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, а также обеспечат его своевременное согласование в территориальном департаменте Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора). Для получения подробной информации об условиях сотрудничества свяжитесь с нашими менеджерами:
Москва: +7 499 220-03-17
- Санкт-Петербург: +7 812 456-70-17
- Регионы: 8 800 555-70-16 (звонок бесплатный)
Порядок производственного контроля
Компании, деятельность которых связана со сферой обращения с отходами, должны организовывать и осуществлять ПК с соблюдением всех законодательных норм РФ в данной области.
Контроль в сфере обращения с отходами выступает важным элементом экологического контроля, который выполняется в рамках природоохранного законодательства.
Указанные тезисы отражены в законе № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года.
На граждан будет возложена административная санкция в размере 1-2 тысячи рублей, если не будут соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические нормы при транспортировке, использовании, размещении или другом обращении с производственными отходами либо опасными веществами.
При несоблюдении вышеуказанных норм штраф составляет 10-30 тысяч рублей для должностных лиц. В случае с лицами, которые осуществляют деятельность без статуса юридического лица, санкция составляет 30-50 тысяч рублей либо приостановление работы на 90 дней.
Когда речь идет о несоблюдении установленных норм обращения с отходами либо опасными веществами юридическими лицами, то они заплатят штраф в размере 100-200 тысяч рублей либо приостановление работы на 90 дней.
Создание порядка несет задачу подтверждения соответствия правилам законодательства, а также приносит практическую пользу самим организациям.
Эко-аудиторы и эко-аналитики нашей компании разрабатывают грамотный подход к созданию производственного контроля. Применяется принцип цикличности на базе аналитики природоохранной работы компании.
Порядок осуществления производственного контроля
- С клиентом работает эколог, производящий документальную инвентаризацию.
- Основываясь на данных инвентаризации, создается и утверждается клиентом план мероприятий на определенный период.
- Результатом работы становится отчет о выполнении мероприятий.
Осуществление производственного контроля характеризуется:
- комплексом природоохранной документации на предприятии. Документы хранятся в специальном месте, что исключает поиски, путаницу перед проверками контролирующих органов,
- анализом изменений в структуре компании по поводу обращения с отходами,
- возможностью правильно оценивать рентабельность затрат с использованием статистики за нужные периоды времени.
Как осуществляется контроль на производстве?
Для того, чтобы упорядочить ведение данной процедуры, нужно подготовить ряд документов:
- Общая информация об организации
- Структура предприятия
- Информация об экологическом подразделении инициатора контроля или информация о тех лицах, которые отвечают за экологию на территории данной организации (Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, приказ о введении в должность)
- Нормативы на отходы и лимиты на их хранение. Сведения о том, что производственный процесс и используемые материалы за прошедший год не менялись. (Если данный отчет присутствует) или:
- Подробное описание производственного процесса организации, касаемо отходов и их потребления. Также перечень оборудования и тех.процессов, которые имеют отношение к отходам производства. Список получаемых отходов.
- Информация о потреблении воды, ее отведении, снабжении теплом и электроэнергией.
- Информация об автомобильном транспорте организации и специально технике
- Краткие сведения об очистных сооружениях, применяемых в сточных водах, или данные о водоподготовке организации.
- Краткие сведения о пыле- и газоочистных приспособлениях, а также информация об очистке воздуха, применяемая на предприятии
- Данные о складировании отходов на территории предприятия.
- Схема организации и принадлежавшей ей территории, где могут временно складироваться отходы.
- Данные полигонах – местах захоронения отходов, которые курируются предприятием.
- Информация о перевозке и захоронении отходов, как вид деятельности организации.
- Информация о подразделении организации, специальных лабораториях, должностные требования лиц, которые непосредственно принимают участие в процедуре контроля на производстве. (Если таковые имеются).
- Справочные данные о применении специального оборудования для переработки, устранению вреда и захоронении отходов.
- Свидетельства или сертификаты, которые позволяют осуществлять разные виды деятельности с отходами 1-4 классов опасности. (Копии).
- Перечень ответственных лиц, которых руководство предприятия допустило к работе с вредными отходами производства. (Приказ).
- Договор аренды на землю или сооружение, или свидетельство о праве на собственность.
- Список предприятий, которые принимают отходы. Информация о лицензии, позволяющей работать с опасными отходами: устранять вред и складировать. (Договоры и лицензии, копии этих документов).
- Данные о разработке специальной программы проверки окружающей среды в местах складирования отходов. Если имеется, то отчет о проведении этой программы за предыдущий год.
- Результат проведения (отчет) проверки экологической экспертизы в местах длительного складирования и захоронения отходов, относящихся к 1-5 классам опасности. (Если таковые имеются).
- Сертификаты метрологических проверок (копии) в собственных лабораториях. Или данные о сторонних лабораториях, которые привлекали с целью организации проверки состояния окружающей среды в местах складирования отходов и в пределах влияния их на среду (информация об их аккредитации). Если таковые имели место быть.
Весь пакет документов, который формируется, необходимо заверить Заявителем. По действующему в нашей стране законодательству деятельность предприятия в отношении отходов не применяется к таким отходам, как радиоактивные, биологические и медицинские.
Как осуществляется порядок контроля на производстве?
- Инвентаризация всех документов, связанных с охраной природы, а также технологических процессов по работе с отходами в организации.
- Проверка документов (нормативов и актов) на соответствие их с предписаниями действующего законодательства.
- Предписание о том, что нужно проводить испытания в лабораториях, о формировании методических документов (проектов, паспортов на отходы и т.д.), об осуществлении внутреннего документооборота, поддержании безопасных мер при работе с отходами в организации, о видах отчетов и сроках их передачи в соответствующие службы и другие.
- Формирование порядка проведения контроля на производстве в части деятельности с отходами в соответствии с законодательным регламентом.
- Утверждение порядка проведения контроля на производстве в части работы с отходами с соответствующими службами.
Утверждение порядка
Порядок проведения контроля на производстве в части работы с отходами согласовывается со следующими службами:
- Мин.природных ресурсов в своем регионе. Если объект принадлежит региональному контролю.
- Росприроднадзор по соответствующему региону. Если объект принадлежит федеральному контролю.
Сроки проведения производственного контроля
Данный порядок утверждается на три года. После прошествии этого срока порядок перерабатывается и согласовывается заново. Результаты проведения контроля на производстве организации обязаны предоставлять в контролирующие органы каждый год, следующий за отчетным, не позднее 20 марта.
Положение о производственном экологическом контроле на предприятии
Производственный контроль является обязательным пунктом программы, если компания владеет и управляет опасным производственным объектом. Везде, где есть вероятность получения профессиональных заболеваний, где у сотрудников вредные либо опасные условия труда, необходима эта бумага.
Срок, после которого производится текущий производственный контроль, может быть разным. Частота его зависит от многих факторов, например:
- Санитарно-эпидемиологическое состояние в целом по отрасли.
- Количество случаев серьезного травматизма в организации за последний год. Если это количество равняется нулю, то минимальный срок между плановыми контролирующими мероприятиями может быть значительно увеличен.
- Область деятельности компании. Бывают сферы, в которых производственный контроль осуществляется раз в год даже при самых благоприятных условиях.
- Частота проведения профилактических мероприятий.
- Имеются ли случаи профессиональных заболеваний (которые произошли из-за условий труда, отсутствия мер профилактики и пр.)
Словом, приказ о производственном контроле подписывается руководителем по мере необходимости и для соблюдения требований в конкретной ситуации.
Регулируется эта деятельность Федеральным законом №116-ФЗ, действующим с 21 июля 1997 года, и другими законами относительно промышленной безопасности и организации производственного контроля.
Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.
Приняты новые правила осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Правила утверждены Постановлением Правительства №2168 от 18.12.2020 г. и вступают в силу с 01 января 2021 года.
Рассмотрим ключевые отличия новой редакции правил от предыдущей. Для эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций имеются две новости: хорошая и не очень.
Начнем с хорошей. С нового года более не требуется предоставлять в Ростехнадзор заверенную копии положения о производственном контроле. Однако назвать эту новость хорошей можно с большой натяжкой.
Дело в том, что в подготовленном проекте приказа Ростехнадзора о порядке представления в надзорный орган сведений об организации производственного контроля копия положения о производственном контроле должна направляться в Ростехнадзор в составе ежегодного отчета по производственному контролю.
Да и само положение о производственном контроле в новом году придется пересматривать и вносить в него изменения. Во-первых, большинство нормативных актов, указываемые в преамбуле положения, утратили силу с 1 января 2021 года, а во-вторых, изменились требования к содержанию самого локального нормативного акта.
Теперь в положении о производственном контроле на предприятии закрепляется не только порядок проведения внутренних проверок состояния промышленной безопасности, но и порядок осуществления контроля за устранением выявленных при проведении проверок нарушений.
Заказать разработку положения о производственном контроле для предприятий, на которых эксплуатируются ОПО – сети газопотребления, подъемные сооружения или оборудование, работающее под избыточным давлением, с учетом новых требований законодательства можно на этой странице.
Теперь плохая новость. В новых правилах добавилось новое квалификационное требование для работников, ответственных за осуществление производственного контроля.
На объектах IV класса опасности ответственные за производственный контроль лица наряду с высшим техническим образованием должны теперь иметь и дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности (проходить профпереподготовку или повышение квалификации), а лица, ответственные за производственный контроль на объектах III, II и I классов опасности, дополнительное профессиональное образование должны получать с периодичностью раз в 5 лет.
Очевидно, продвигающие регуляторную гильотину чиновники не слишком глубоко разбирались в древнегреческой мифологии. На примере отмены прежних и принятии новых правил организации производственного контроля, целью которых должно было быть снижение нагрузки на бизнес, мы получаем наглядную иллюстрацию мифа о Лернейской гидре, у которой на месте одной отсеченной головы вырастали две новых.
Алгоритм
Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:
- Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
- Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
- Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.
Какие преимущества дает предприятию наличие разработанной ППК?
Положение о производственном контроле должно разрабатываться на всех предприятиях — эксплуатирующих ОПО вне зависимости от их класса опасности. Стоит сразу отметить, что наличие данного документа будет не только свидетельствовать об исполнении предприятием обязательных требований законодательства, но и иметь весьма ощутимую практическую значимость, а именно:
- Залог благополучного исхода проверок инспекторами Ростехнадзора (отсутствие оснований для наложения административного штрафа).
- Реализация одной из подготовительных стадий для похождения процедуры лицензирования ОПО.
- Точное распределение функциональных обязанностей между работниками ОПО, а также повышение уровня информированности персонала о предустановленных действиях, нацеленных на упреждение аварий и иных нештатных ситуаций на объекте.
- Уменьшение финансовых рисков предприятия, сопряженных с затратами на восстановление объектов, поврежденных авариями, и на выплаты компенсаций ущерба причиненного пострадавшим (могут исчисляться миллионами и десятками миллионов рублей).
Юридические тонкости
Для разработки как положения, так и приказа лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Для каждой области специфика этих документов будет разная.
Приказ, общий по учреждению, не может сам по себе подразумевать проведение каких-либо мероприятий по производственному контролю. Он только «приводит в действие» утвержденное в Ростехнадзоре Положение.
Кстати, перед тем как послать его на утверждение, рекомендуется проконсультироваться со специалистами Ростехнадзора о возможности утверждения. Иначе есть вероятность получить отказ в присвоении регистрационного номера ввиду несоответствия с существующими требованиями.
Кем может осуществляться разработка ППК?
Предприятия, использующие в своей деятельности опасные объекты, вправе самостоятельно заниматься составлением положения о производственном контроле, доверившись квалификации и компетентности штатных специалистов.
Журнал для регистрации инструктажа на рабочем месте
В случае возникновения каких-либо затруднений законодательством не возбраняется привлечение сторонних специализированных компаний для содействия в вопросе составления программы производственного контроля. Обязательного наличия каких-либо лицензионных или разрешительных документов для оказания услуг по разработке ППК для ОПО законодательством не предусмотрено.
Составные части приказа
Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают).
Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа.
Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.
В основной части обычно прописывается следующая информация:
- Ссылка на Федеральный закон №116-ФЗ, действующий с 21 июля 1997 года. Это обязательный пункт. В соответствии с этим основным законодательным актом все и делается. При необходимости к нему добавляется ссылка на разработанное и утвержденного Положение.
- Утверждение Положения. Этим приказ вводит его в силу.
- Кто будет являться ответственным лицом за соблюдение производственного контроля на предприятии в целом. При этом прописываются должность сотрудника и его ФИО. Также обязательное условие правильного оформления этого приказа – наличие подписи назначаемого лица в нижней части документа.
- Кто ответственен за ознакомление указанного круга сотрудников с приказом. Это может быть секретарь, начальник отдела кадров и пр.
- За каким лицом в организации остается контроль за выполнением приказа. Часто руководитель оставляет его за собой. Хотя в больших организациях это может быть заместитель либо начальник подразделения.
Дополнительно могут быть указаны сроки выполнения каждого из пунктов. Например, под первым пунктом введения в действие Положения можно указать срок выхода приказа. А под пунктами, которые предусматривают распространение копий Положения и приказа, – недельный срок.
Еще одна деталь – приведение технических устройств и документации в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями. Для этого может быть выделен отдельный пункт с назначением ответственных.
Приложением будет являться Положение, принятое Ростехнадзором, с присвоенным номером. На него должна иметься ссылка.
Завершается бумага должностями, ФИО и подписями руководителя и всех упомянутых в приказе лиц. Без них он не будет иметь юридической силы.
Зачем нужно положение о производственном контроле на ОПО
На любом опасном производственном объекте (ОПО) должен осуществляться производственный контроль, то есть должен быть принят перечень мер, обеспечивающих безопасное функционирование предприятия и способствующих предотвращению опасных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Для этого в обязательном порядке нужно разработать и ввести в действие положение об организации и осуществлении производственного контроля. Это требование установлено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
При этом ответственность за осуществление производственного контроля лежит не только на ответственном лице в организации, назначенном приказом, но и распространяется на генерального директора компании.
Поэтому необходимо вовремя инициировать создание необходимой документации, вовремя проводить все мероприятия по обучению персонала и следить за исполнением правил промышленной безопасности.
Сколько должно быть документов: одно или несколько
Положение о производственном контроле может быть одно или их может быть несколько на предприятии. Все зависит от количества ОПО и места их расположения.
Если объект один или их несколько, но они расположены территориально близко, можно разработать только один локальный акт.
Если же объекты находятся в разных местах, которые территориально удалены друг от друга, документов может быть несколько.
Можно разработать одно Положение о производственном контроле. Это зависит и от того, каким образом осуществляется производственный контроль и насколько он при этом эффективен. Удобнее создавать один документ на конкретный объект, он будет ориентирован на осуществление контроля с учетом специфики производства. При изменении на объектах внести соответствующие правки будет проще.
Ответственность за отсутствие ППК
В случаях, когда на предприятиях, применяющих в своей производственной деятельности опасные объекты отсутствует составленное и утвержденное положение о производственном контроле, в отношении них применяются меры административного воздействия. В частности, отсутствие ППК интерпретируется как несоблюдение предприятием правил промышленной безопасности, что предусматривает наложение штрафов, согласно статье 9.1. КоАП следующих размеров:
- 1. Несоблюдение норм промбезопасности или правил лицензирования предполагает наложение штрафа:
- • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
- • на ответственных должностных лиц предприятий — от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от должности на срок от полугода до одного года);
- • на предприятия — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).
- 2. В случае грубых нарушений правил и норм промышленной безопасности законодательством предусмотрены следующие размеры штрафов:
- • на ответственных должностных лиц предприятий — от 40000 до 50000 рублей (либо отстранение от должности на срок от 1 года до 2 лет);
- • на предприятия — от 500000 до 1000000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).
Производстенный контроль в области обращения с отходами производства
Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспортов опасных отходов;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
- проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
- проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
- лимитов на размещение отходов;
- договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
- документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
Кто разрабатывает и в какие сроки
В п.5 ПП РФ от 10.03.1999 №263 сказано, кто должен разрабатывать положение о производственном контроле. Ответственность несут руководители и лица, на которых и возложены такие обязанности. Но руководитель вправе делегировать разработку сторонней организации либо своим сотрудникам, обладающим необходимыми познаниями:
Должностная инструкция инженера-технолога
- один из заместителей руководителя (если численность работающих на ОПО сотрудников меньше 150 чел.);
- специально назначенный работник (численность от 150 до 500 чел. на ОПО);
- руководитель службы производственного контроля (численность свыше 500 чел.).
Разработка допускается до срока ввода в эксплуатацию объекта.
В территориальный орган Ростехнадзора, по месту нахождения объекта, подается в течение месяца со дня ввода в эксплуатацию. После этого ежегодно в срок до 1 апреля.