Статья 38. контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Адвокат Антонов А.П.

Какие органы осуществляют контроль?

Согласно ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных (а в отношении военнослужащих — командованием их воинских частей). К осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Какой порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных?

Порядок осуществления контроля за поведением регулируется ст. 188 УИК РФ. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Если в качестве дополнительного наказания назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет мероприятия, предусмотренные ст.ст. 33 — 38 УИК РФ.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями (а военнослужащие перед командованием воинских частей) о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, возмещать вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.

  • В случае уклонения от контроля за поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения.
  • Если периодичность явки условно осужденного для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.
  • Как исчисляется испытательный срок?

В соответствии со ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется в порядке, установленном ст. 73 УК РФ. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Какова ответственность условно осужденных?

В силу ст.

190 УИК РФ при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция (или командование воинской части в отношении военнослужащих) предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.

В случае неисполнения условно осужденным указанных в ч. 4 ст.

188 УИК РФ требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции (или командование воинской части) вносит в суд соответствующее представление.

Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию (или командованию воинской части).

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией (или командованием воинской части) в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок и привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля (т.е.

место нахождения не установлено в течение более 30 дней), то начальник уголовно-исполнительной инспекции (или командование воинской части) направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение 1 года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности.

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение 1 года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Деятельность уголовно исполнительных инспекций по исполнению наказаний | Юридические Советы

Последнее обновление: 31.01.2020

Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома.

В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

УИИ надзирает за исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества. Так, если лицу назначается лишение свободы с отбыванием в колонии, приговор направляется в СИЗО, где содержится осужденный, после чего администрация учреждения самостоятельно определяет, в какой именно город, район, в какую колонию направить лицо для отбывания наказания.

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

В городе может быть несколько инспекций. В основном, их разделение происходит по районам, округам. Например, в Москве около 30 инспекций, в Саратове – 7, в Калуге – один отдел УИИ.

Осужденный отбывает наказание по месту своего постоянного жительства, обычно этот адрес указан в приговоре, при оглашении которого судья подробно разъясняет, что нужно делать осужденному, с чего начать.

Так, процедура отбывания наказания всегда начинается с визита в инспекцию, где делается отметка о посещении, заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные и т.д. С этого дня осужденное лицо считается «состоящим на учете в УИИ».

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы — закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

    Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.

  4. Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
  5. Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры.

Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1. Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К.

по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К.

направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

Читайте также:  Статья 5. страхователи

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением.

Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей.

Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

3. не соблюдать обязанности, возложенные судом. После первого нарушения инспекция обязана письменно предупредить осужденного о возможной отмене условного осуждения, после второго – направить в суд представление о направлении осужденного в места лишения свободы.

Пример №2. Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания.

Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день).

Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон.

Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания.

Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию.

Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией.

 Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах).

Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет.

В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя.

После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

Приказ Минюста РФ от 31.01.2006 N 16 Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 января 2006 г. N 16

  • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
  • ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
  • МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  • В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В соответствии со статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; 1998, N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871; 1999, N 7, ст. 873; 1999, N 11, ст. 1255; 1999, N 12, ст. 1407; 1999, N 28, ст. 3489; 1999, N 28, ст.

3490; 1999, N 28, ст. 3491; 2001, N 11, ст. 1002; 2001, N 13, ст. 1140; 2001, N 26, ст. 2587; 2001, N 26, ст. 2588; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3424; 2001, N 47, ст. 4404; 2001, N 47, ст. 4405; 2001, N 53 (ч. I), ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; 2002, N 11, ст. 1021; 2002, N 19, ст. 1793; 2002, N 19, ст. 1795; 2002, N 26, ст.

2518; 2002, N 30, ст. 3020; 2002, N 30, ст. 3029; 2002, N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; 2003, N 15, ст. 1304; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2708; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2712; 2003, N 28, ст. 2880; 2003, N 50, ст. 4848; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 30, ст. 3091; 2004, N 30, ст. 3092; 2004, N 30, ст. 3096; 2005, N 1 (ч. I), ст.

1; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13);

статьей 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» («Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1993, N 33);

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108);

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109);

подпунктами 4.1, 4.3 пункта 4 раздела I Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305);

Общая характеристика государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний

Мазалева Людмила Валерьевна1, Рахманкин Егор Александрович21Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказания, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета2Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказания, преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Читайте также:  Статья 6. Эксплуатация авиационной техники

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В., Рахманкин Е.А. Общая характеристика государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24450 (дата обращения: 31.05.2021).

Государственный контроль осуществляется государственными органами и должностными лицами, представляющими различные ветви государственной власти.

Сущность данного вида контроля состоит в том, что вышеуказанные должностные лица и органы наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями, в рамках которых они правомочны давать обязательные для исполнения указания работникам пенитенциарных учреждений и органов.

В компетенцию субъектов государственного контроля также входит применение мер государственного принуждения в случае неисполнения законных требований.

Уголовно-исполнительное законодательство, в частности, статьи 19-24 УИК РФ, регламентируют относительно самостоятельные виды контрольной деятельности и субъектов, ее осуществляющих: контроль федеральных органов государственной власти (ст. 19 УИК РФ), судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст.

21 УИК РФ), прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ), участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека (ст. 23 УИК РФ).

Кроме того, регламентируется и посещение учреждений и органов, исполняющих наказания 1, С. 18-20.

В научной литературе существует и иная классификация разновидностей контрольной деятельности пенитенциарных учреждений. Например, доктор юридических наук Зубарев С. М.

приводит следующую дифференциацию: 1) контроль Президента РФ; 2) контроль Парламента РФ (Государственной Думы и Совета Федерации); 3) контроль Правительства РФ; 4) контроль Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний (ведомственный контроль); 5) судебный контроль; 6) контроль Уполномоченного по правам человека (правозащитный контроль); 7) контроль Счетной Палаты и Министерства финансов (финансовый контроль); 8) прокурорский надзор 2, С. 126.

В своем исследовании мы предприним попытку несколько совместить данные классификации, рассмотрев все виды контроля в рамках уголовно-исполнительного законодательства. По-нашему мнению, финансовый контроль является самостоятельным и довольно обширным видом контроля, не предусмотренным гл. 3 УИК РФ, поэтому мы не будем его рассматривать в рамках нашего теоретического исследования.

Конституция РФ, а именно статья 11, повествует нам о том, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ 3, С. 6.

Поэтому для целей дальнейшего анализа удобно дифференцировать виды государственного контроля следующим образом: президентский, парламентский, правительственный и судебный контроль мы рассмотрим в данном параграфе, а остальные виды контроля проанализируем в последующих параграфах.

Президент РФ обладает всеобъемлющим конституционно-правовым статусом. Доказательством данного вывода может служить анализ главы четвертой основного закона страны.

Президент РФ является главой государства, верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, гарант прав и свобод, субъект законотворчества.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что Президент РФ осуществляет контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, рассматривая жалобы и заявления осужденных, ходатайства об их помиловании.

Общая функция пенитенциарного контроля главы государства определена конституционными нормами, содержащимися в п. «а» – «в», «д» статьи 83, ч. 3 статьи 115 Конституции РФ и др. Важнейшая контрольная функция – это участие в формировании состава субъектов исполнительной власти.

Согласно ч. 13 Указа Президента № 314 был закреплен статус ФСИН как федеральной службы, входящей в структуру органов исполнительной власти, и определены ее основные направления деятельности 4.

Руководящим звеном в структуре исполнительных органов выступает Президент РФ, ведающий на основании статьи 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», органами исполнительной власти по вопросам юстиции 5.

Президент РФ Указом № 1314 утвердил Положение о ФСИН России, разрешил иметь семь заместителей директора службы и девятнадцать управлений по основным направлениям деятельности, а также утвердил численность должностей в УИС 6, а в соответствии с Указом № 317 определил перечень должностей высшего начальствующего состава 7. Указом № 682 утвердил точное количество штатных.

Проанализировав вышеуказанную нормативно-правовую базу, мы можем выделить следующие полномочия Президента РФ в области пенитенциарного контроля: 1) назначает на должность и освобождает от должности директора ФСИН, его заместителей и высший начальствующий состав сотрудников УИС; 2) устанавливает количество заместителей директора, количество должностей и управлений по основным направлениям деятельности.

Кроме вышеназванных полномочий Президент РФ имеет право беспрепятственного посещения учреждений и органов УИС, находящихся в любом уголке страны, без специального на то разрешения (ст. 24 УИК РФ), рассмотрение докладов Министерства юстиции РФ, заслушивание руководства данного Министерства и службы о состоянии дел в УИС, рассматривает заявления осужденных, сотрудников и др.

Президент РФ, в силу большого объема обязанностей может, так скажем, делегировать свои полномочия в области контролирования пенитенциарной сферы полномочным органам – Контрольному управлению Президента РФ и полномочным представителям в определенном федеральном округе.

Таким образом, проанализировав правовое закрепление статуса главы государства, мы выяснили, что он занимает главенствующее положение в иерархии субъектов контрольной деятельности.

Следующим субъектом пенитенциарного контроля выступает высший законодательный орган – Парламент РФ – Федеральное Собрание РФ.

Функция контроля со стороны данного органа власти проявляется через законодательный процесс – издание законов, предопределяющих статус, цели деятельности и компетенцию учреждений и органов УИС.

Основными законодательными актами являются УИК РФ и Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Специфику конституционно-правового статуса Парламента РФ определяет глава 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».

Методы и формы парламентского контроля чрезвычайно богаты. Все они четко расписаны, так скажем, в статье 5 Федерального закона «О парламентском контроле».

К ним относится, например, заслушивание отчетов Правительства РФ, направление парламентских запросов, проведение парламентских слушаний, расследований и др.

Важнейшее значение имеет взаимодействие Парламента РФ с иными органами государственной власти – Счетной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека  РФ, Генеральным прокурором РФ (п. 12-14 ч. 5 вышеназванного закона) по вопросам эффективности функционирования ФСИН России.

Например, в целях оценки расходования бюджетных средств в УИС Государственная Дума дает поручения Счетной палате провести соответствующие процедуры контроля деятельности персонала УИС, отчет о проведении которых потом заслушивается на общих собраниях.

В целом, парламентский контроль проводится в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, противодействия коррупционным проявлениям, укрепления законности и правопорядка в местах лишения свободы, а также выявления ключевых проблем деятельности УИС.

Для реализации именно данных целей ФЗ [8] и УИК РФ (ст. 24) предусматривают индивидуальные формы парламентского контроля: рассмотрение заявлений и жалоб осужденных, посещение учреждений УИС, обращение с вопросами к министру юстиции и директору ФСИН и др.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем обобщить, что контрольная деятельность законодательного органа разделяется на коллективную и индивидуальную работу. В коллективе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы издаются нормативные источники, а индивидуальная работа осуществляется путем рассмотрения заявлений, обращений, личного посещения учреждений УИС и др.

Специфику конституционно-правового статуса основополагающего органа исполнительной власти воспроизводит глава 6 Основного закона РФ «Правительство РФ». Предметом контроля данного субъекта в области пенитенциарной системы является исполнение законодательных актов, в том числе и международных, а также соблюдение пенитенциарных стандартов деятельности персонала УИС.

К контрольным полномочиям Правительства РФ относится: создание, реорганизация и ликвидация исправительных учреждений, следственных изоляторов, производственных и иных вспомогательных предприятий и учреждений УИС (научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, военно-врачебные комиссии 9 и т.д.

), порядок обеспечения сотрудников оружием и боеприпасами, порядок постановки их на вооружение, нормы питания различных категорий осужденных: занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, осужденных женщин и их детей, осужденным, имеющим рост свыше 190 сантиметров, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находящихся в следственных изоляторах УИС  и др.

В целом, правительственный контроль отличается от парламентского практической направленностью действий – проверка соблюдения нормативных актов Парламента РФ, а также издание постановлений по конкретным вопросам функционирования УИС.

Мы определили, что к федеральным органам государственной власти относятся и судебные органы, осуществляющие самостоятельный контроль. Судебный контроль, как писал Николюк В. В., есть «важнейшее средство укрепления законности при исполнении приговора».

Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 20 УИК РФ) определяет полномочия суда в области контроля за УИС: 1) контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 и 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ (ч.

1 ст. 20 УИК РФ); 2) рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 20 УИК РФ); 3) рассматривает уведомления данных учреждений и органов и месте и начале исполнения и отбывания того или иного вида наказания (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).

Контроль за исполнением приговора осуществляется как судом, непосредственно вынесшим обвинительный приговор данному лицу, так и судом, находящимся на территории того субъекта, на территории которого находится соответствующее исправительное учреждение или следственный изолятор. Данное утверждение вытекает из ч. 2 ст.

396 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее: УПК РФ). Также ч. 5,6 ст. 393 УПК РФ гласят, что «учреждения и органы, на которые возложено исполнение наказания, немедленно извещают суд о его исполнении и месте отбывания наказания». Рассмотрение же судами жалоб лица, содержащегося под стражей, регламентируется ст.

126 УПК РФ: администрация места содержания под стражей немедленно направляет жалобу лица в судебный орган.

Рассмотрев теоретические аспекты основных видов государственного контроля над персоналом исправительных учреждений, мы выяснили, что субъекты данного вида контроля, как правило, без специального разрешения могут посещать исправительные учреждения. Однако в данном направлении нельзя не заметить некоторые противоречия.

Читайте также:  Статья 25.5. Особенности организации питания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Факт конкуренции норм статей УИК РФ и Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». В связи с этим, поддерживая мнения автора диссертации Бакулина В. К.

, мы предлагаем внести изменения в статью 24 УИК РФ и статью 38 Закона № 5473-1, ограничивая право органов государственной власти и органов местного самоуправления посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Данное мнение основывается на положениях п. «о» ст.

71 Конституции РФ, согласно которому уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении исключительно Российской Федерации, а не в совместной собственности с ее субъектами.

Библиографический список

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ : в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29 (часть I), ст. 4386.
  2. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации : [от 13 окт. 2004 г. № 1314] // Рос. газ. – 2004. – 19 окт.
  3. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации : [от 21 марта 2005 г. № 317] // Рос. газ. – 2005. – 19 окт.
  4. С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / 5-е изд. испр., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013.

Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) пункт исключен с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ. – См. предыдущую редакцию;

  • 1) Федеральное Собрание Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 14 марта 2001 года Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ);
  • 2) Президент Российской Федерации;
  • 3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года № 132-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

  1. Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:
  2. 1) Президент Российской Федерации;
  3. 2) Председатель Правительства Российской Федерации;
  4. 3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека (пункт дополнен с 14 марта 2001 года Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
  5. 4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий (пункт дополнен с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года № 104-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
  6. 5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;
  7. 6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;
  8. 7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий.
  9. 8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий (пункт дополнительно включен с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года № 132-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  10. 9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий – учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;
  11. (Пункт дополнительно включен с 16 декабря 2011 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ.)

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации – в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 – 172, 173.1 – 174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185 – 185.4, 190 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ.)

(Часть четвертая в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 октября 2009 года Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 223-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.
  • (Часть дополнительно включена с 18 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 76-ФЗ.)
  • Президент

Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 21 июля 1993 года

№ 5473-1

Стр. 1 | § 6. Ведомственный контроль | Глава 8. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ | ОБЩАЯ ЧАСТЬ |

СТАТЬИ АРБИР

31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ).

Так, согласно действующему положению, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН России обеспечивают законность деятельности подчиненных им подразделений, в том числе и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Кроме того, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и ФСИН возлагается обязанность осуществлять ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных центров, а также судебных приставов-исполнителей.

Одной из форм ведомственного контроля является посещение и инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. «в» ч. 1 ст.

24 УИК РФ осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения.

В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности персонала, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания.

Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос работников персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами.

Рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб на действия персонала также является действенной формой ведомственного контроля.

Инспектирование учреждений и органов ФСИН России осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, для чего в составе указанных органов создаются специализированные комиссии.

В ходе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежат оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, гауптвахт контроль осуществляет командование воинских подразделений Министерства обороны РФ. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвахта.

  • В основном же на практике сложились две формы ведомственного контроля:
  • — отчетность нижестоящих учреждений и органов;
  • — инспектирование (плановое и внеплановое).
  • По результатам ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной и иной деятельности составляются аналитические справки и формулируются конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.
  • Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010

Количество показов: 4697

Ссылка на основную публикацию