Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ

  • См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону
  • Президент Российской Федерации
  • 31 декабря 1996 года
  • Закон вступает в силу с 1 января 1997 г.

Закон регулирует основные положения судебной системы и статуса судей в РФ. Согласно статье 35 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями и Положение о военных трибуналах в ред. Закона СССР от 25 июня 1980 г. применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон введен в действие с 1 января 1997 г. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 6 января 1997 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

  1. В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  2. Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
  3. Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
  4. Пункт 6 статьи 1 изменений вступает в силу с 1 октября 2019 г.
  5. Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
  6. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
  7. Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
  8. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
  9. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
  10. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
  11. Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.

1 Среди действующих феде­ральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает осо­бое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране 2 .

Он не только подтвердил наличие фе­деральных судов, но и определил суды субъектов Федерации — конститу­ционные (уставные) суды и мировые судьи.

Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) Вер­ховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федераль­ных арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления судебной сис­темы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и миро­выми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-

Глава 2 Источники права о правоохранительных органах

‘СЗРФ 1997 № 1.Ст 1.

2 Содержание других федеральных конституционных законов изложено в главах, посвященных арбитражным судам (гл 7), Конституционному Суду (гл 8), военным судам (§ 4 гл 6)

водства; в) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов Федерации; г) признания обя­зательности исполнения на всей территории России судебных постановле­ний, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления един­ства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета 1 .

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы право­судия, Закон этим не ограничивается.

В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное про­явление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).

Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбит­ражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство осуществ­ляется на русском языке.

В то же время судопроизводство и делопроизвод­ство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на терри­тории которой находится суд.

Читайте так же:  Документы для получения средств материнского капитала

Подтверждая установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, непри­косновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21) 2 . Специальная глава Федерального кон-

Финансовое обеспечение деятельности мировых судей в части зарплаты и соци­альных выплат осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение- в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федера­ции» — СЗ РФ. 1998. № 51 Ст 6270)

Читайте также:  Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

В соответствии со ст. 354-355 УПК РФ (2001 г) районный суд является судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировым судьей

Раздел I. Общие положения

ституционного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деятельности судов (ст. 30-33) и др.

При этом для обеспече­ния деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ.

Такой орган образован и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.) 2 .

Согласно этому Закону Судебный департа­мент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и финансового обеспече­ния судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд Российской Федерации не наделен властными полномочиями в отно­шении вновь созданного органа и подчиненных ему структур.

Федеральным конституционным законом от 28 ноября 2001 г. (15 де­кабря 2001 г.) № 5-ФКЗ 1 внесены дополнения и изменения в Закон о судеб­ной системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принци­пов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приве­дения его в соответствие с другими нормативными актами.

Наиболее суще­ственных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пре­бывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конститу­ционного Суда РФ) — 65 лет (ст. 14).

Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не может быть назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же федерального су да (ст. 13).

‘ Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федера­ции» принят 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022. 2 СЗРФ 1998. №2. Ст. 223. 3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст 4825.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Об органах судейского сообщества

Согласно статье 10 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с положениями статьи 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 14.03.2002 № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»:

  • Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (пункт 1 статьи 3).
  • Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов Российской Федерации;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • советы судей субъектов Российской Федерации;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 19  Закона).

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

  • рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 Закона);
  • приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации (подпункт 5 пунктa 2 статьи 19 Закона);
  • налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка (подпункт 8 пункта 2 статьи 19 Закона).

Последнее обновление: 15 августа 2018 г., 22:15

30 ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Особенность судебной системы заключается в том, что, являясь одной из ветвей государственной власти, эта система достаточно закрыта и существует внутри себя.

Структура судебной системы подстроена под эту особенность.

Поэтому помимо судебных органов, непосредственно осуществляющих правосудие, внутри судейского сообщества существуют также различные структурные единицы, выполняющие регулятивные, контролирующие, оценочные и иные функции.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ был принят 14 марта 2002 года. Судейское сообщество — это совокупность всех лиц, осуществляющих судебную деятельность в России. Закон о статусе судей в РФ подробнее тут:

Согласно ст. 29 ФКЗ «О судебной системе РФ» 1996 года, высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он, в свою очередь, формирует кадровый состав Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии России. Полномочия и порядок формирования органов судейского сообщества устанавливаются законом ФЗ N 30, который мы рассмотрим в настоящей статье.

Также читайте ФЗ о ветеринарии тут:

Закон ФЗ-30 содержит 5 глав, включающих 29 статей. Обозначим структуру закона тезисно:

  • Судейское сообщество России: органы судейского сообщества, их основные задачи, принципы организации работы, срок полномочий выборных органов, внутренние регламенты, взаимодействие органов судейского сообщества.
  • Полномочия квалификационных коллегий: Высшей коллегии и ее Президиума, а также региональных; порядок пересмотра вынесенных ранее решений ввиду вновь открывшихся обстоятельств.
  • Производство в квалификационных коллегиях: порядок и сроки рассмотрения материалов, особенности рассмотрения сообщений о дисциплинарных нарушениях, протоколы заседаний, порядок принятия и обжалования решений квалификационной коллегии.
  • Полномочия экзаменационных комиссий: организация работы комиссии, правила принятия экзамена и оценки знаний кандидата на должность судьи, обжалование решений.
  • Обеспечение деятельности органов судейского сообщества: организационное, финансовое и материально-техническое; выплаты членам экзаменационных комиссий.
Читайте также:  Статья 91. Условия совершения исполнительной надписи

Согласно настоящему закону, органами судейского сообщества в России являются:

  • Общероссийский съезд судей;
  • Конференции судей отдельных регионов РФ;
  • Совет судей России и субъектов страны;
  • Общие собрания судей отдельных судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей России и коллегии российских субъектов;
  • Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов России. Этот орган проводит экзамены для юристов, желающих стать судьей.
  • Федеральный закон о конституционном суде смотрите тут:
  • Для повышения эффективности работы системы, органы судейского сообщества обязаны информационно взаимодействовать друг с другом.
  • Закон N 30-ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации существует в неразрывной связи с ФКЗ о судебной системе в РФ и законом о статусе судей, о которых мы писали ранее.

Последние поправки, внесенные в 30 ФЗ

Последние поправки в закон о судейских сообществах России вносились в 2015 и 2016 годах.

Закон N 284-ФЗ от 05.10.2015 внес изменения в абзац третий пункта 7-го статьи 11 закона. В положении закона о невозможности избрания одного и того же человека на роль председателя или зам.председателя квалификационной коллегии более 2-х раз подряд, исключение сделано для Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Федеральный закон об органах судейского сообщества в РФ

  • Принят Государственной Думой 15 февраля 2002 года
  • Одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 года
  • Глава I. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
  •      Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации
  •      Судейское сообщество в Российской Федерации (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
  •      Статья 2. Судья — член судейского сообщества

    1.

Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

     2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

     Статья 3. Органы судейского сообщества

     1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

  1.      2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
  2.      Всероссийский съезд судей;
  3.      конференции судей субъектов Российской Федерации;
  4.      Совет судей Российской Федерации;
  5.      советы судей субъектов Российской Федерации;
  6.      общие собрания судей судов;
  7.      Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  8.      квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

     3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

  •      Статья 4. Основные задачи органов судейского сообщества
  •      Основными задачами органов судейского сообщества являются:
  •      1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  •      2) защита прав и законных интересов судей;
  •      3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  •      4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  •      Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

     1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

     2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

     Статья 6. Всероссийский съезд судей

     1. Всероссийский съезд судей (далее также — съезд) является высшим органом судейского сообщества.

Понятие и структура правового статуса квалификационных коллегий судей

В последние десятилетия в науке ведется разработка конструкций статусов различных субъектов права – государства, территориальных образований, органов государственной власти, объединений граждан и отдельных групп граждан и других субъектов права.

По отношению к квалификационным коллегиям судей при анализе понятия правового статуса следует использовать конструкцию правового статуса государственных органов.

Применительно к органам государственной власти наиболее распространено отождествление правового статуса органа власти с его компетенцией. Представляется, что в подобном случае можно вести речь лишь о статусе в узком смысле слова.

Такой подход представляется ограниченным, не раскрывающим сущности того или иного органа государственной власти. Поэтому необходимо рассматривать вопрос о статусе в широком смысле как совокупности элементов, характеризующих, в частности, орган со всех сторон[3].

В его содержание, как правило, включают порядок формирования, задачи и функции, принципы деятельности, права и обязанности (полномочия), гарантии деятельности и ответственность.

Правовой статус квалификационной коллегии как органа судейского сообщества регулируется нормами публичного права: конституционного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, международного и других отраслей права.

Однако четко определить отраслевой статус квалификационных коллегий не представляется возможным, поскольку они являются специфическим субъектом права.

Хотя в науке есть работы, где квалификационные коллегии рассматриваются с точки зрения административного права[4].

Правовой статус квалификационной коллегии судей — это совокупность правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах и характеризующих этот орган как часть судейского сообщества, определяющих его как самостоятельную организационную единицу, а также как орган, участвующий в осуществлении особой функции государства – управлении судейскими кадрами. Правовой статус – сложная правовая конструкция, сердцевину которого составляют полномочия квалификационных коллегий (их права и обязанности).

Элементами правового статуса квалификационных коллегий являются: порядок формирования и организация квалификационных коллегий; принципы и гарантии деятельности квалификационных коллегий; компетенция и ответственность. Центральное место в структуре статуса квалификационных коллегий занимает компетенция (система полномочий) коллегий.

Для характеристики элементов правового статуса квалификационных коллегий и особенностей правового регулирования их деятельности важным представляется вопрос о целях и задачах квалификационных коллегий. Цели и задачи предопределяют функции и полномочия органа (квалификационных коллегий судей).

Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ[5] в ст. 29 определяет, что органы судейского сообщества формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Федеральный закон об органах судейского сообщества в РФ[6] повторяет положение ФКЗ и определяет задачи органов судейского сообщества (ст. 4).

Следует признать, что более точно цель квалификационных коллегий формулировал Закон СССР «О статусе судей в СССР» (п. 1 ст. 15): квалификационные коллегии создаются в целях обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.

Читайте также:  Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Цель обеспечения независимости судей и судебной власти органами судейского сообщества и органами, участвующими в формировании судейского корпуса, провозглашается и международными актами, регулирующими статус судей и принцип независимости судебной власти (см. пар. 1.2.).

Цель квалификационных коллегий как гаранта независимости судей подтверждается и положением ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей в РФ[7].

Основными задачами органов судейского сообщества являются согласно Закону об органах судейского сообщества: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Следует признать, что для квалификационных коллегий прежде всего актуальны будут задачи утверждения авторитета судебной власти, обеспечения выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики, и участия в кадровом обеспечении судебной деятельности, хотя последняя задача является, скорее, функцией квалификационных коллегий.

Однозначного определения функций квалификационных коллегий судей в российской юридической науке не существует. Можно выделить следующие функции квалификационных коллегий: участие в формировании кадрового корпуса судей, обеспечение развития судейской карьеры, привлечение судей к дисциплинарной ответственности,  организационную.

Принципы и гарантии деятельности квалификационных коллегий. В своей деятельности квалификационные коллегии опираются на принципы, определяющие сущность органов судейского сообщества.

Деятельность квалификационных коллегий судей характеризуется принципами, общими для всех органов судейского сообщества, и специальными, определенными для деятельности квалификационных коллегий.

Статья 5 Закона об органах судейского сообщества определяет следующие общие принципы органов судейского сообщества: коллегиальность, гласность, соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность.

Закон и Положение определяют специальные принципы организации и деятельности квалификационных коллегий судей. Их можно разделить на три группы:

Закон об органах судейского сообщества РФ

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Судейское сообщество в Российской Федерации представляет собой цельную структуру, объединяющую всех судей государства. В него входят судьи всех специализаций и уровней. В целях регулирования деятельности органов, формирующихся в рамках судейского сообщества в Российской Федерации был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Описание Федерального закона 30

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ принят Госдумой в третьем чтении 15 февраля и одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 года.

Официальная публикация настоящего нормативного акта и его вступление в силу произошли 14 марта того же года.

Текст 30-ФЗ об органах судейского сообщества в Российской Федерации включает в себя 5 глав и 29 статей.

Настоящий Федеральный закон о судейском сообществе регламентирует ( ст. 14):

  • Деятельность Всероссийского съезда судей;
  • Порядок заседаний Совета судей Российской Федерации;
  • Упорядочивание деятельности Квалификационных судейских коллегий;
  • Организацию и ревизию деятельности Высшей экзаменационной комиссии.

Согласно статье 2 рассматриваемого закона, каждый судья, ведущий деятельность в субъектах Российской Федерации, вступает в членство судейского сообщества в момент принесения им присяги. Вышедшие в отставку судьи указанного членства не лишаются и могут привлекаться к деятельности в органах судейского сообщества на основе его добровольного решения.

Преимущественными задачами судейского сообщества являются:

  • Совершенствование судопроизводства;
  • Протекция юридических прав судей;
  • Содействие организаторскому, кадровому и информативно-ресурсному обеспечению судебной системы;
  • Утверждение авторитетности судебных органов;
  • Следование уставу Кодекса судейской этики.

Органы судейского сообщества и их полномочия

Согласно тексту статьи 6 действительного Федерального закона, Всероссийский судейский съезд представляет собой высший уполномоченный орган судейского сообщества. Под полномочия съезда не попадает только решение вопросов относительно квалификационных коллегий и комиссий по экзаменационным процедурам. Судейский этический кодекс утверждается и видоизменяется съездом.

Делегация съезда определяется и назначается в следующем составе:

  • 10 представителей судейства от Конституционного суда РФ;
  • 20 судей от Верховного суда Российской Федерации;
  • По 2 вершителя правосудия от арбитражных и апелляционных судов каждого округа;
  • По 1 судье от мировых судей, арбитражных судов всех регионов РФ, Окружных военных, уставных и других судов каждого объекта Российской Федерации.

Созыв съезда происходит 1 раз в 4 года и считается проведённым, если в нём приняло участие больше половины назначенных делегатов. Главенствующую роль на указанном мероприятии занимает председатель Совета судей Российской Федерации.

В полномочия Высшей квалификационной коллегии входят следующие обязанности:

  • Рассмотрение заявлений соискателей должности Председателя Верховного суда РФ и предоставление заключений Президенту;
  • Рассмотрение заявлений соискателей должности Заместителя Верховного суда РФ и прочих должностных лиц соответствующего юридического органа;
  • Осуществление проверки информации, опубликованной в СМИ и повествующей о недобросовестности и превышении полномочий определённого судьи;
  • Объявление в СМИ об освобождении вакансии на должности Председателя Верховного суда Российской Федерации, Заместителя Председателя верховного суда и других должностей;
  • Лишение полномочий определённых судей, а также приостановление и возобновление их деятельности;
  • Осуществление аттестации и признания квалификации судей Высшей судебной палаты;
    Присуждение судьям первые и вторые классы по квалификации;
  • Назначение взысканий по причине дисциплинарных нарушений на служителей Верховного суда Российской Федерации;
  • Принятие решений о присвоении служителям Фемиды наград государственного масштаба;
  • Распоряжение о привлечении к деятельности судейского сообщества находящихся в отставке служителей закона.
  • Деятельность Высшей квалификационной коллегии не может осуществляться, если существует в составе менее 2/3 от требуемого числа членов.

Ознакомьтесь  161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Если рекомендация в пользу соискателя на должность судьи оформлена Высшей квалификационной коллегией, экзамены на допуск к озвученной должности принимает Высшая экзаменационная комиссия (ст. 26.1).

Как и другие Федеральные законы, ФЗ-30 регулярно претерпевает актуальные изменения. Последние поправки в действительный Федеральный закон внесены 2 июня 2016 года.

Скачать

Для подробного изучения деятельности судейского сообщества необходимо ознакомиться с положениями соответствующего нормативного акта.

Текст Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» N 30-ФЗ с последними поправками можно скачать по ссылке:

Изменения в ФЗ о судейском сообществе

Последние поправки в ФЗ об органах судейского сообщества в РФ произведены 2 июня 2016 года. Изменяющим документом стал нормативный акт N 168-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию