Статья 9. Особенности предоставления земельных участков, расположенных на территории города Москвы

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение формирования и предоставления в собственность или в аренду земельных участков в г. Москве, занятых объектами недвижимости. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением земельных отношений в г. Москве, включая:

Собственнику объекта недвижимости предоставлено исключительное право на приобретение занятого таким объектом участка в собственность или в аренду. Реализация данного права применительно к участкам в Москве на практике сопряжена с рядом особенностей.

Статья 9. Особенности предоставления земельных участков, расположенных на территории города Москвы

Определение площади участка

  • Существует неопределенность относительно того, как определяется площадь участка, предоставляемого по данному основанию.
  • Особое значение данный вопрос имеет в Москве в связи с дефицитом земли в пределах городской территории и ее высокой стоимостью.
  • При этом в Москве в отношении большей части ее территории отсутствуют и утвержденные проекты планировки и проекты межевания, на основании которых можно было бы определить площадь и границы участка.

Так, применительно к Москве при определении площади участка должны применяться, помимо прочего, региональные градостроительные нормативы (МГСН), которые во многих случаях устанавливают нормативную площадь участка либо прямо, либо косвенно (исходя из необходимого количества машиномест, озеленённых территорий и т.д.).

При этом со стороны Департамента городского имущества г. Москвы в условиях крайне нечеткого нормативного регулирования существует негативная практика предоставления участков минимальной площади, необходимых для нормальной эксплуатации здания.

Во многих случаях требуется проведение экспертизы (как независимой досудебной, так и судебной) относительно площади и границ участка.

Специалисты Правового центра ДВА М готовы оказать помощь при обосновании площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта капитального строительства.

В активе земельных юристов Правового центра – многолетний опыт сопровождения проектов по получению прав на земельные участки в г. Москве, понимание законодательства и практики работы компетентных органов государственной власти, а также контакты с лучшими земельными экспертами г. Москвы.

Установление разрешенного использования участка

Вид разрешенного использования устанавливается участку в соответствии с градостроительным регламентом участка, установленным Правилами землепользования и застройки г. Москвы.

В связи с этим в случае, если текущий вид разрешенного использования земельного участка не соответствует цели деятельности, которую собственник объекта недвижимости планирует осуществлять на нем, ВРИ участка можно изменить лишь в том случае, если желаемый вид разрешенного использования закреплен в градостроительном регламенте.

В противном случае установление желаемого ВРИ участка упирается в необходимость изменения содержания Правил землепользования и застройки г. Москвы.

Специалисты Правового центра ДВА М помогут определить вид разрешенного использования земельного участка, который является наиболее рентабельным для осуществления планируемой на земельном участке деятельности, а также установят данный вид в отношении Вашего участка, в том числе, в рамках процедуры изменения Правил землепользования и застройки.

Иные распространенные споры при оформлении прав на застроенные участки

При получении прав на земельный участок, занятый объектом недвижимости, Департамент городского имущества г. Москвы нередко ставит под сомнение статус самого объекта недвижимости.

Так, зачастую отказ связан с тем, что Департамент городского имущества считает объект недвижимости самовольной постройкой или же некапитальным объектом. Такие претензии могут быть заявлены даже в тех случаях, когда право собственности на недвижимость было надлежаще зарегистрировано значительное время назад.

Во многих случаях негативные решения выносятся в отношении владельцев зданий из быстровозводимых конструкций либо построенных на участках, первоначально отводившихся под размещение некапитальных объектов. Либо в случаях, когда допущены нарушения при первоначальной регистрации права на объект, например, регистрация в упрощённом порядке по декларации объекта, не подпадающего под данный льготный режим.

Кроме того, при предоставили собственникам недвижимости участков в Москве расположенные на них объекты весьма придирчиво проверяются на предмет самовольной реконструкции, особенно — увеличения площади: пристроек и надстроек. Нередко наличие незначительных по площади спорных площадей (пристройки, мансарды вспомогательные сооружения и т.д.) становится препятствием к оформлению права на участок под законно возведенными объектами.

Также следует ждать отказа в предоставлении в случае, если земельный участок испрашивается для эксплуатации зарегистрированных как недвижимость покрытий земельного участка (дороги, площадки и т.д.), ограждения, даже если такие объекты находятся на участке наряду с полноценными объектами недвижимости.

  1. В качестве ещё одного основания для отклонения заявки на предоставление выступает «нецелевое использование» участка – осуществление на нем (в том числе арендаторами помещений) деятельности, не соответствующей целевому назначению и разрешённому использованию такого участка.
  2. На практике также часто возникают споры, связанные с тем, что объект недвижимости находится в зоне с особыми условиями использования территории, которая ограничивает формирование и предоставление участка.
  3. Так, одним из оснований для отказа в предоставлении застроенного участка в собственность (но не в аренду) является пересечение его границ линиями градостроительного регулирования, устанавливающими границы территорий общего пользования (красные линии).
  4. В подобных ситуациях вопросы о формировании и предоставлении участка, его площади, а при необходимости — и о законности создания либо приобретении объекта недвижимости необходимо разрешать в судебном порядке.

Кроме того, применительно к Москве особенно актуальной является проблема формирования и предоставления участков под зданиями (или комплексами зданий), принадлежащими нескольким собственникам.

В таких случаях в зависимости от фактических обстоятельств возможно либо только заключение договоров аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, либо формирование отельных участков для каждого из собственников.

Кроме того, многие собственники зданий и помещений в г. Москве сталкиваются с тем, что земельный участок, на котором расположены их объекты, предоставлен без их ведома иному лицу. В этом случае также следует прибегать к судебной защите своего исключительного права на земельный участок, на котором расположено принадлежащее Вам капитальное строение.

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с защитой прав собственников объектов недвижимости при возникновении споров с органами государственной власти г. Москвы по вопросу предоставления земельных участков.

В том числе, земельные юристы Правового центра оспорят отказ в предоставлении участка по мотиву наличия на участке объектов самовольного строительства, защитят Ваши права при пересечении границ участка с участком другого собственника либо добьются пересмотра границ зоны с особыми условиями использования или красных линий.

Возможность увеличения площади ранее предоставленных участков

Собственники и арендаторы земельных участков в г. Москве вправе приобрести без проведения торгов земельные участки, смежные с застроенными участками, если утверждёнными проектами межевания смежные участки предназначены для эксплуатации соответствующих зданий. Предоставление участков в данном порядке возможно, если они не предоставлены иным лицам.

  • Предоставление смежных участков собственниками и арендаторам осуществляется соответственно в собственность либо в аренду на общих условиях предоставления участка собственнику недвижимости.
  • Так, в собственность участки предоставляются за 100% кадастровой стоимости.
  • Арендная плата рассчитывается в том же порядке, что и за ранее предоставленный участок, непосредственно занятый недвижимостью.
  1. Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих приобретение прав на земельные участки.
  2. Мы подберем наиболее эффективную организационно-правовую схему реализации Вашего проекта, защитим Ваши права на применение установленных законодательством льготных режимов и добьемся положительного разрешения споров с контрагентами и государственными органами во внесудебном или судебном порядке.
  3. Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно.

Содержание

Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно. В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно. Основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь.

При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета.

Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям).

Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  • Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;
  • ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  • нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.
Читайте также:  Статья 13. Права объединения работодателей

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда. В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  • многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  • пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  • молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;
  • лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  • договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).
  • иные основания, которые предусматривает закон.

Порядок предоставления земельных участков бесплатно. Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  • На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.
  • Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  • Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  • Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  • Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  • После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  • На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов. Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность.

Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  • Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).
  • Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  • Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  • Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  • Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  • Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  • Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Бесплатное предоставление земельных участков инвалидам

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе.

Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение. Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  • возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  • ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  • постройка гаража;
  • разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка. Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  • земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;
  • гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  • субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Предоставление земельных участков юридическим лицам бесплатно

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст. 39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти.

Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок.

Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление. Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете.

Предоставление земельного участка религиозной и некоммерческой организации

Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации. Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ.

Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике. Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера.

При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года.

Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.

Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами. Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется.

А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно на территории Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года.

Читайте также:  Статья 27. приостановление и возобновление выплаты пенсии при пропуске срока переосвидетельствования

В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям. По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

  • Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями.
  • Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка.
  • Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Установленные предельные размеры земельных участков в 2021 году

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС

Размеры земельных наделов, принадлежащих государству и выделяемых гражданам под ИЖС, устанавливаются, исходя из правовых норм, закрепленных в российском законодательстве. За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.

По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.

Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.

Также была аннулирована ст.

33 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и ИЖС, – правовые акты органов местной власти.

  Примеры заявлений в гжи о проведении проверки

Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Другая причина проведения таких реформ – попытка устранить противоречия, ставшие следствием применения законодательства о минимальном размере принадлежащих государству земельных наделов, выдающихся во владение гражданам, к другим отношениям, которые с предоставлением земли никакой связи не имеют.

На данный момент предельные размеры участков земли устанавливаются градостроительными регламентами, что указано в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Градостроительные регламенты указаны в правилах пользования земельными наделами и застройки городских образований, после чего утверждаются представительным органом местной власти.

В градостроительных регламентах достаточно часто можно найти так называемые отсылочные нормы, ссылающиеся на другие муниципальные правовые акты, регламентирующие минимальные и максимальные размеры земельных наделов.

В соответствии с градостроительным зонированием отдельных регионов, земля может выделяться под различные типы строительства. Разумеется, каждый из типов имеет свою уникальную норму.

Также каждый регион имеет свои собственные предельные размеры надела. Не следует забывать об особенностях, обусловленных зонированием территории. Именно они распределяют земли на те, где можно строить жилые дома, и где этого делать нельзя.

Уточнить особенности нормативов можно в местной администрации. Предельные размеры земельного надела устанавливаются согласно п.1 ст. 11.9 ЗК РФ и ч. 6 ст. 30 ГК РФ.

В случае выделения надела без внесения какой-либо платы, его размеры будут установлены, исходя из следующих условий:

  • Если земля является государственной, ее размеры будут регламентированы федеральными законами;
  • Если земля находится в собственности конкретного субъекта, ее предельные размеры будут регулироваться законами РФ;
  • Если землей владеет муниципалитет, размеры будут определены, исходя из нормативных правовых актов.
  • Более точные цифры размеров участков под ИЖС можно узнать в местной администрации, так как данные показатели зависят именно от местных нормативно-правовых актов.
  • Но здесь следует учитывать один важный момент – Федеральное законодательство и Конституция РФ являются главенствующими нормативными актами, и никакой региональный акт не может им противоречить.
  • Средний размер выделяемых наделов под ИЖС по РФ составляет 300 квадратных метров (в некоторых регионах – до 600 или даже 900 квадратных метров).

Более детальные цифры формируются в каждом случае свои, в зависимости от различных факторов. Минимальная площадь земельного надела под ИЖС регламентирована местными нормативными актами.

  1. Прежде всего, нормы предельных границ размеров участка земли формируются с учетом правил эксплуатации земельных ресурсов, правил застройки земли и СниПов.
  2. Для того чтобы будущий жилой объект недвижимости не представлял угрозы для людей, проживающих по соседству, а также не доставлял им дискомфорта, размещать его следует на установленном законом расстоянии от границ земельного надела и соседнего жилого дома.
  3. Дистанция может равняться 8, 12 и 15 метрам, исходя из строительных материалов, из которых планируется возведение строения.
  4. Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
  5. Как определить кадастровую стоимость земельного участка, читайте тут.
  6. О видах целевого назначения земельных участков читайте по ссылке:
  7. Для того чтобы данные требования были удовлетворены, размер участка формируется из этих и следующих данных:
  • Зона размещения наделов;
  • Количество участков;
  • Спрос на земельные участки под ИЖС в этом районе;
  • Уровень экономического развития конкретного населенного пункта, в пределах которого находится данный участок, а также региона, в пределах которого находится этот населенный пункт.
  • Поскольку определение пределов размера земельного участка является обязательством региональных и муниципальных властей, эти самые размеры в каждом населенном пункте свои.
  • К примеру, минимальный размер земельного участка под ИЖС в Краснодарском крае равен 300 квадратных метров, в то время как в Московской области аналогичный показатель достигает 800 квадратных метров.
  • Перед началом проведения подготовительных работ по приобретению земли, запросите информацию о допустимых размерах наделов в вашей местной администрации.

Особенности

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично,существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

Смотрите видео: Новый закон о садоводстве и огородничестве

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Предельный минимальный размер земельного участка в Московской области

Минимальный и максимальный размер выделяемого земельного надела регламентируется актами, которые выпускают региональные либо местные власти.

Также важно отметить, что цена варьируется в зависимости от того, с какой целью выделяется участок, будь то градостроительство или размежевание с дальнейшим предоставлением участков, находящихся в собственности государства либо муниципалитета. Рассмотрим оба случая на примере столицы РФ – Москвы, а также области.

Читайте также:  Статья 218 БК РФ. Исполнение бюджетов по доходам (действующая редакция)

Российский градостроительный кодекс накладывает на местные городские и муниципальные власти обязательство по установке соответствующих регламентов. Данные бумаги устанавливают порядок застройки участков в черте определенного населенного пункта, начиная с зонирования поселения и завершая архитектурным обликом дома, подходящим для определенной улицы.

Также градостроительный регламент любого населенного пункта РФ регламентирует следующее:

  • Минимальный и максимальный размер земельного надела под ИЖС;
  • Какие территории не имеют минимальных и максимальных размеров.

Россия – очень большая страна, обладающая огромным количеством населенных пунктов и, как следствие, местные регламенты здесь многочисленны и разнообразны. А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.

Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. №120-ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.

Особенности предоставления земельных участков в аренду в г. Москве

Предоставлением московских земель в аренду занимается Департамент городского имущества. Арендовать участок в Москве можно двумя способами. Собственники или владельцы строений, расположенных на участках, могут получить эти земли в аренду на основании простой заявки. Любые заинтересованные лица могут выкупить право на аренду земли на торгах.

Торги на аренду земель организует московский Департамент по конкурентной политике.

Для выкупа права на аренду участка и последующего строительства на нем недвижимости, нужно ознакомиться со списком предполагаемых к выставлению или уже объявленных на торги земель на официальной торговой площадке Москвы. Далее надо подать заявку на участие в торгах, внести задаток и в случае выигрыша реализовать свой строительный проект.

Договор аренды участка будет оформлен на пять лет одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней. После регистрации договора в Росреестре арендатор должен вносить арендную плату каждый квартал. За последние два года действия аренды надо платить по двойной ставке, согласно Постановлению Правительства Москвы № 273-ПП.

Плата за землю устанавливается в процентном соотношении от кадастровой цены и исходя из вида ее разрешенного использования. Если торг велся на ставку арендной платы, то она уже не изменяется и устанавливается на весь срок договора.

Для участия в торгах надо предоставить:

  • Заявку по форме. Скачать бланк заявки можно здесь.
  • Платежку с отметкой банка о переводе задатка. Если заявитель откажется участвовать в аукционе, то задаток ему вернут в течение трех дней.
  • Организациям надо предоставить выписку из ЕГРЮЛ, а предпринимателям – выписку из ЕГРИП.
  • Организациям надо предоставить выписку уполномоченного органа предприятия об одобрении участия в аукционе.
  • Гражданам надо предоставить копию паспорта или другого подобного документа.

Не допустить к торгам могут в том случае, если:

  • В отношении заявителя имеются ограничения на приобретение земель.
  • Представлены не все полагающиеся документы.
  • Заявка подана неуполномоченным лицом (например, неправильно оформлена или отсутствует доверенность).
  • Задаток не переведен либо отсутствует подтверждение о переводе на нужный счет и в нужный срок.

Арендатор должен подписать договор аренды участка в течение пяти дней после подготовки протокола.

Предоставление участков в аренду владельцам или пользователям строений, расположенных на землях

Передачей участков в аренду владельцам или собственникам строений занимается московский Департамент городского имущества.

Арендовать участок имеют право:

  • Граждане, ИП или организации, являющиеся собственниками или владельцами сооружений или помещений, находящихся на землях, принадлежащих городу или государству.
  • Организации, которым такие участки принадлежат на праве бессрочного пользования.
  • Арендаторы государственных или местных участков, на которых расположены здания, сооружения.
  • Арендаторы участков, желающие оформить право на смежные земли в собственности Москвы, если их использование предусматривается для эксплуатации зданий, сооружений.

Для аренды земли надо предоставить в Департамент:

  • Заявку по форме. Скачать бланк заявки можно здесь.
  • Паспорт или другой личный документ заявителя либо доверенность представителя.
  • Документ о праве заявителя на строение и на землю.

По итогам рассмотрения заявки в течение 22 дней, Департамент предоставит договор аренды участка или решение об отказе. Незаконный отказ можно опротестовать в Главном контрольном управлении города Москвы или в суде.

Если вам нужно арендовать городской (муниципальный) земельный участок в Москве, вы можете воспользоваться профессиональной поддержкой наших экспертов, которые урегулируют все организационные вопросы за вас – вам надо лишь подготовить доверенность на право осуществлять указанную деятельность в ваших интересах.

Особенности владения земельными участками в Москве

Существует несколько оснований для приобретения земли в собственность. Основное и наиболее распространенное – это приобретение участка у его владельца по договору купли-продажи.

Порядок оформления земли в этом случае довольно прост – с продавцом заключается соглашение в простой письменной форме, после чего этот контракт регистрируется в Росреестре и покупатель получает свидетельство, подтверждающее переход собственности на землю к нему.

Другими основаниями являются:

  • Приватизация государственной или муниципальной земли гражданами или организациями.
  • Выкуп арендуемой государственной или муниципальной земли ее арендаторами (организациями или предпринимателями, относящимися к малому или среднему бизнесу).
  • Приобретение государственной или муниципальной земли на торгах.
  • Предоставление городской земли собственникам сооружений, находящихся на ней.

Вопросами согласования возможности предоставления московской земли в собственность и ее оформления ведает Департамент городского имущества. Именно туда заинтересованным лицам надо обращаться с заявлением о приобретении земли по одному из вышеизложенных оснований.

В Департамент надо предоставить:

  • Заявление по форме.
  • Паспорт или другой личный документ заявителя, либо доверенность представителя, либо приказ о назначении на должность руководителя организации.
  • Для организации – учредительные документы.
  • Документ, подтверждающий право на обращение за предоставлением земли в собственность – например, договор аренды земли или свидетельство о праве собственности на строение, расположенное на этом участке.

Дальнейший порядок согласования и пакет прилагаемых к заявке документов зависит от основания приобретения земли. Уточнить их можно у наших специалистов.

Обратите внимание, что ряд документов, необходимых для получения земли, заявитель не обязан предоставлять лично. Многие бумаги Департамент городского имущества Москвы получит самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия. Например, такие как:

  • Выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ о заявителе – организации или предпринимателе.
  • Выписку из ЕГРП на выкупаемую землю.
  • Выписку из ГКН на приобретаемый участок.
  • Кадастровый паспорт участка.
  • И т.п.

Согласование возможности предоставление московской земли в собственность осуществляется Департаментом бесплатно. Что же касается цены за выкупаемую землю, то она зависит от оснований ее приобретения.

Например, арендаторы могут выкупить землю по рыночной стоимости, установленной независимым оценщиком. А граждане в ряде случаев могут приобрести землю и вовсе бесплатно. Например, безвозмездно приватизировать землю согласно статье 39.5. Земельного кодекса может:

  • Гражданин, получивший участок для личного или крестьянского хозяйства более чем на 6 лет. Подать заявку можно по прошествии 5 лет со дня оформления на него земли.
  • Гражданин, получивший землю для ИЖС или подсобного хозяйства более чем на 6 лет, если он работает по определенным законом специальностям. Подать заявку можно по прошествии 5 лет со дня оформления на него земли.
  • Гражданин, имеющий 3х детей и больше.
  • И т.п.
  • Подать заявку о приобретении московских участков в собственность можно непосредственно в Департамент (лично или через представителя), либо через Многофункциональный центр, либо через сайт госуслуг, либо по почте (ценным письмом с уведомлением о вручении).
  • От лица организации подать заявку имеет право ее руководитель (действующий на основании протокола и приказа о назначении на должность) или другой представитель, действующий по заверенной руководителем доверенности – например, наш специалист.
  • После рассмотрения заявки Департамент выдаст либо обоснованный отказ от передачи земли в собственность, либо:
  • Договор купли-продажи участка.
  • Распоряжение об условиях приватизации.
  • Правовой акт Правительства Москвы об условиях приватизации имущества, если площадь недвижимости более 1000 кв.м.
  • Другой документ, в зависимости от оснований обращения.

Возможные основания для отказа:

  • В Департамент обратилось лицо, не являющееся надлежащим заявителем.
  • Несоответствие представленного заявления и документов требованиям, установленным законом.
  • Представленные документы утратили силу.
  • Нет полного комплекта необходимых документов.
  • В документах имеются недостоверные или противоречивые данные.
  • Заявку подал неуполномоченный представитель (например, у него нет правильно оформленной доверенности).
  • Документы, полученные Департаментом от других ведомств, не совпадают с поданными заявителем документами или данными.
  • По арендной плате выкупаемого участка имеется задолженность.
  • И т.п.

Незаконный отказ можно опротестовать в Московском Главном контрольном управлении или в суде.

Если вам нужно приобрести в Москве участок в собственность, вы можете воспользоваться профессиональной поддержкой наших экспертов, которые урегулируют все организационные вопросы за вас – вам надо лишь подготовить доверенность на право осуществлять указанную деятельность в ваших интересах.

Ссылка на основную публикацию