Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Целью санитарной охраны курортов является сохранение природных свойств имеющихся лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, повреждения и преждевременное истощение этих ресурсов.

С этой целью в рамках курорта устанавливается округ санитарной (горно — санитарной) охраны, представляет собой территорию земной поверхности, внешний контур которой совпадает с границей курорта.

Согласно Закону » О курортах » в пределах этой территории запрещаются любые работы, приводящие к загрязнению почвы, воздуха, воды, причиняющих вред лесу, другим зеленым насаждениям, способствуют развитию эрозионных процессов и отрицательно влияют на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние природных территорий курортов.

Для курортов, которые используют месторождения полезных ископаемых, принадлежащих к природным лечебным ресурсам (подземные минеральные воды, лечебные грязи и др.

), устанавливаются округа горно-санитарной охраны.

При использовании связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных ресурсов несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.

Зоны санитарной (горно-санитарной) охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и другие, для их санитарно эпидемиологической защищенности.

В пределах зон санитарной (горно-санитарной) охраны запрещается деятельность, которая может привести к причинению вреда подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистительных сооружениям, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.

Границы округов и зон санитарной охраны курортов государственного значения утверждаются Верховной Радой Украины одновременно с принятием решения об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значения.

Округ санитарной охраны делится на три зоны, устанавливаемые в его пределах в порядке разработки проектов землеустройства.

 Первая зона (зона строгого режима) охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории, на которых расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, лиманы, вода которых используется для лечения, пляжи, а также прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию ширине не менее 100 м.

На территории первой зоны (зоны строгого режима) запрещается: пользование недрами, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов, распашка земель, осуществление любой хозяйственной деятельности, а также другие действия, которые влияют или могут повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и его экологический баланс; прокладка кабелей, в том числе подземных кабелей высокого напряжения, трубопроводов, других коммуникаций; сооружение любых зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта; сброс дренажно-сбросных и сточных вод; устройство стоянок автомобилей, пунктов их обслуживания (ремонт, мойка и т.п.); устройство выгребов (накопителей) сточных вод, полигонов жидких и твердых отходов, полей фильтрации и других сооружений для приема и обезвреживания сточных вод и жидких отходов, а также кладбищ и скотомогильников; проезд автотранспорта, не связан с обслуживанием этой территории, использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью; постоянное и временное проживание граждан (кроме лиц, непосредственно обеспечивающих использование лечебных факторов).

  • Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месту выхода на поверхность минеральных вод или к месторождению лечебных грязей, к минеральным озер и лиманов, мест неглубокой циркуляции минеральных и пресных вод, формирующих минеральные источники; природные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей и территорию, на которой находятся санаторно — курортные учреждения и учреждения отдыха и которая предназначена для строительства таких учреждений; парки, леса и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения требований природоохранного законодательства и правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к ухудшению природных и лечебных факторов курорта.
  • На территории второй зоны (зоны ограничений) запрещается: строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, прибывающих на курорт; проведения горных и других видов работ, не связанных с непосредственным благоустройством территории; сооружения поглощающих колодцев, создание полей подземной фильтрации; загрязнения поверхностных водоемов при осуществлении любых видов работ; устройство свалок, навозохранилищ, кладбищ, скотомогильников, а также накопителей жидких и твердых отходов производства, других отходов, приводящих к загрязнению водоемов, почвы, грунтовых вод, воздуха; размещение складов пестицидов и минеральных удобрений; осуществления промышленной вырубки зеленых насаждений, а также любое другое использование земельных участков и водоемов, что может привести к ухудшению их природных и лечебных факторов; сброс в водные объекты мусора, сточных, подсланевых и балластных вод, утечки таких вод и веществ из транспортных (плавучих) средств и трубопроводов.
  • Третья зона (зона наблюдений) охватывает всю сферу формирования и потребления гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения вокруг курорта, а также территории, хозяйственное использование которых без соблюдения установленных для округа санитарной охраны курорта правил может неблагоприятно влиять на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, ландшафтно — климатические условия курорта, на его природные и лечебные факторы.

На территории третьей зоны (зоны наблюдений) запрещается: строительство предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых может отрицательно влиять на ландшафтно-климатические условия, состояние воздуха, почвы и вод курорта; спуск на рельеф неочищенных промышленных и бытовых сточных вод, проведения рубок зеленых насаждений (кроме санитарных рубок). Третья зона (зона наблюдений) является одновременно границей округа санитарной охраны курорта и на ее территории разрешается осуществление видов работ, не влияют на лечебные и природные факторы курорта, не ухудшающие его ландшафтно-климатических, экологических и санитарно-гигиенических условий.

Санитарная охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Режим санитарной охраны. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также работы, загрязняющие окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Режим санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны выполняются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ст. 91 ЗК земельные участки, на которых устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земли, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения*.

Положение предусматривает, что в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты): месторождения минеральных вод, лечебных грязей, природных газов и пара, имеющих лечебное значение, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (би-шофит, нафталан, озокерит, глины, соли и др.); лечебный климат; рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе; леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения; участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

Задача 1.

По решению администрации нескольким сельхозкооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника.

Несмотря на протесты дирекции заповедника, было произведено сенокошение на заповедной территории общей площадью 10 га.

В результате такого вмешательства в природу заповедника оказался нарушенным естественный заповедный режим, уничтожен на большой территории уникальный растительный и животный мир, причинен экономический и экологический вред.

Объясните порядок возмещения экономического и экологического вреда.

Решение

Статья 36. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий Согласно ч.2 ст. 36 з-на Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Согласно Уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда Согласно ч.3 ст.

Читайте также:  Статья 1. цели и задачи закона

36 з-на вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление. Глава XIV. ФЗ от 10 января 2002 г.

N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. (ст.77)

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. (ст.78)

Задача 2.

Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.

  • Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.
  • Задача 3.
  • Орган местного самоуправления обратился в районный комитет по охране природы с просьбой дать заключение по вопросу об образовании природного парка.
  • Согласно проекту Положения о данном природном парке включенная в его состав природная территория:
  • А) создается по решению органа местного самоуправления и находится в его ведении;
  • Б) отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения;
  • В) является муниципальной собственностью;
  • Г) разбита на функциональные зоны (природоохранную и рекреационную) с различными режимами охраны и использования;
  • Д) полностью исключена из гражданского оборота, на ней запрещается любая хозяйственная деятельность.
  • Соответствуют ли названные положения требованиям действующего законодательства, устанавливающего порядок образования и режим природных парков?
  • Решение
  • Данные положения полностью соответствуют требованию действующего законодательства, устанавливающего порядок образования и режим природных парков так как полностью опирается на принципы и положения указанные в законодательстве:
  • 1. создаются по решению уполномоченного органа
  • 2. зона парка является охраняемой территорией в введении региональных властей, которые владеют имуществом на праве муниципальной собственности
  • 3. положения делят парк на зоны с различной степенью охраны
  • 4. охраняемая зона не может быть предметом экономических споров и на ней не может вестись хозяйственная деятельность
  • Задача 4.

В связи с созданием государственного природного заказника (ландшафтного) был поставлен вопрос об изъятии у фермера К. части земельного участка.

  1. Возражения К. сводились к следующему:
  2. А) по действующему законодательству объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков;
  3. Б) предназначенные к изъятию угодья испокон веков использовались местными жителями и используются ими только для сенокошения и пастьбы скота, что не противоречит задаче сохранения ландшафта и поддержания экологического баланса;
  4. В) не соблюдена процедура, насколько ему известно – обязательная, резервирования земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями.

Каким должен быть ответ на возражения К.?

Каков порядок образования государственных природных заказников по действующему законодательству?

Необходимость новых подходов к разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их природных лечебных ресурсов

Особые требования к изучению, освоению и использованию природных лечебных ресурсов, на основе которых зарождались и развивались лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также территории их расположения, существовали с момента становления курортного дела в России.

Почти 300 лет, начиная от указов Петра I в 1717 г. «О поручении доктору Шоберу искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от разных болезней…» природным лечебным ресурсам, и в первую очередь минеральным водам, в нашей стране отводится особое внимание.

Указы, декреты и законы объявляют их объектами, имеющими государственное значение (Рескрипт Александра I от 24 апреля 1803 г.), общественное значение (Именные Высочайшие указы в 1886—1910 гг.), общегосударственное значение (Декрет Совета Народных Комисаров от 4 апреля 1919 г.), национальным достоянием (Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г.).

Таким образом, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты в России всегда находились под пристальным вниманием первых лиц государства, а их реальная защита от загрязнения и истощения осуществлялась посредством округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны.

Требования к организации округов охраны и их зон трансформировались под влиянием технического прогресса. Вначале все внимание было сосредоточено на сохранении от антропогенных нагрузок источников минеральных вод и проявлений лечебных грязей.

По мере их возрастания возникла необходимость в большей мере охранять и территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Общие принципы в решении проблемы рационального использования природных лечебных ресурсов сохраняются столетиями, что наглядно иллюстрируют законодательные акты XVIII века.

Так, для широко известных курортов на территории Кавказских Минеральных Вод (КВМ) основы рационального использования и охраны их природных лечебных ресурсов заложены в Именных Высочайших указах, которые нашли свое логическое развитие в советский период нашей страны, в частности, в не потерявшем силу действия Постановлении Совета Министров РСФСР № 300 от 9 июля 1985 г. «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В настоящее время статус курортов и положения о перечисленных выше курортах и границах округа утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 г. «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах».

Проект округа санитарной охраны курортов КВМ разрабатывался на основании требований «Положения о курортах» и «Инструкции по его применению», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР № 654 от 5 сентября 1973 г., а также «Методических указаний по разработке и установлению округов санитарной охраны курортов», выпущенных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1979 г.

В 1985 г. ЦНИИ курортологии и физиотерапии Минздрава СССР опубликована «Методика изучения природных курортных факторов с целью обоснования их горно-санитарной охраны».

Федеральные законы № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями) и № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями), постановления Правительства Российской Федерации № 1425 от 7 декабря 1996 г.

«Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и № 1426 «Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» были разработаны на основе многолетнего отечественного опыта с учетом мировой практики развития курортного дела и предусматривали внесение ряда корректив в методику определения границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

В настоящее время, в отличие от прежнего глобального подхода (граница округа часто проводилась по водоразделам), главное внимание в проектах определения границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей должно быть обращено на объективную оценку естественной (природной) защищенности природных лечебных факторов и лечебно-оздоровительных территорий. Учитывая реальности хозяйственной деятельности в современной России, необходимо предусмотреть в проектных решениях возможность создания нескольких округов в пределах одного курорта и совмещения второй и третьих зон охраны.

Ярким примером методических ошибок при обосновании границ зон санитарной охраны является проект 2013 г.

 установления округа горно-санитарной охраны курорта Анапа, где для строительства трубопровода в пределах округа был выделен коридор шириной в 1 км, пересекающий курорт с востока на запад, в том числе пляж, представляющий собой территорию первой зоны охраны — строгого режима.

Границы зон по обе стороны выделяемой территории элементарно совмещены в одну линию. При таком решении на детском курорте Анапа, и особенно в его пляжной части, в пределах километрового коридора может осуществляться деятельность, не гарантирующая экологическую безопасность территории.

Актуальна и требует решений проблема функционирования и хозяйственной деятельности в городах, расположенных в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Необходимо для них разработать и узаконить понятие город-курорт, а также надлежащее положение, регулирующее право их деятельности.

Читайте также:  Статья 194 БК РФ. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой (действующая редакция)

По нашему мнению, определение города-курорта может иметь следующую редакцию:

Город-курорт — городское поселение, находящееся в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального или регионального значения, основная деятельность которого направлена на осуществление курортного дела.

На территории города-курорта вводится коэффициент 0,8 ПДК на содержание загрязняющих окружающую среду веществ; хозяйственная и иная деятельность, а также условия проживания граждан регламентируются положением о городе-курорте, которое утверждается в установленном порядке в зависимости от статуса курорта.

В целях упорядочения границ округов и соблюдения режимов зон горно-санитарной охраны для ранее утвержденных проектов целесообразно на основании комплексной курортологической экспертизы объектов, расположенных в границах первых, вторых и, выборочно третьих зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, разработать техническое задание и проект установления (корректировки) границ округа (округов) и зон санитарной (горно-санитарной) охраны. Проект округа должен содержать раздел по методике выполнения работ и обязательно быть апробирован на Межведомственном экспертном совете по признанию территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения.

  • Целесообразно изыскать средства и объявить конкурс на разработку методики по обоснованию границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и их природных лечебных факторов.
  • Необходимо подготовить постановление Правительства Российской Федерации, ужесточающее требования по мониторингу окружающей среды курортов и лечебно-оздоровительных местностей, а также их природных лечебных ресурсов, и установить механизм пересечения факторов нарушения природопользования на этих территориях силами госструктур, имеющим соответствующие полномочия:
  • — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека;
  • — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Перманентно, начиная с 2000 г.

, Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее 26-ФЗ) и, как следствие, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее 33-ФЗ) и другие имеющие отношение к курортному делу законы вызывают крайнее недовольство у лиц, заинтересованных в ничем не ограниченном использовании курортных богатств России, и прежде всего территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона № 555658−6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами) (далее — Проект), который содержит ряд принципиальных ошибок и, в случае его принятия, безусловно, окажет крайне негативное влияние на состояние курортного дела в России.

Предлагаемая новая редакция понятия округа санитарной (горно-санитарной) охраны — «охранные зоны объектов, обладающих природными лечебными ресурсами…» не учитывает основополагающее значение округа в его неразрывной связи с понятиями лечебно-оздоровительной местности и курорта, которые, прежде всего, являются территориями, в пределах которых находятся природные лечебные ресурсы и их пользователи. В определении отсутствует ключевое назначение округа определенное в 26-ФЗ: «Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района)».

Ограничивая распространение действия федеральных законов только на охрану природных лечебных ресурсов, из которых, к большому удивлению специалистов, авторами Проекта выведены лечебные пляжи и примыкающие к ним акватории, на большинстве курортов федерального значения, особенно КМВ, Сочи и др., округа горно-санитарной охраны превратятся в зоны охраны для скважин, выводящих подземные минеральные воды, и мест непосредственной добычи лечебных грязей, при этом надежно защищенные от антропогенного воздействия глубокие скважины (на участке месторождений сероводородных вод в долине р. Мамайки в районе Сочи глубина скважин 4200—4500 м), будут иметь лишь зону охраны их оголовков радиусом в 15—30 м и останется без надлежащей охраны бальнеолечебница, рядом с которой станет возможным размещение не совместимого с курортной деятельностью объекта.

В случае принятия предлагаемых поправок каким образом будут устанавливаться округа и зоны санитарной охраны для специализированных туберкулезных санаториев, где основным и практически единственным природным лечебным фактором является лечебный воздух?

Нормальное функционирование курортов и лечебно-оздоровительных местностей, перспектива их развития могут осуществляться только при условии рационального использования занимаемой ими территории, которой прежде всего необходима защита от нецелевого использования, загрязнения и истощения ее природных лечебных ресурсов.

Современное развитие зарубежных курортов (Франция, Испания, Кипр, Турция, Тунис, Израиль, Египет) осуществляется на основе строгого и рачительного использования курортных территорий вне зависимости от существующих форм собственности на землю.

В нашей стране с момента организации первых курортов до пика расцвета курортной деятельности в 70—80-х годах прошлого столетия по объему санаторных коек и числу отдыхающих последовательно решались проблемы рационального использования курортных территорий, что и обеспечивало решение ряда социальных вопросов и проблем медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, а также организации лечения и отдыха в курортных условиях для граждан различных социальных групп и возрастов.

  1. Непозволительно в угоду удовлетворения непомерных амбиций весьма незначительной по численности части граждан проводить эксперименты на выживание для оставшихся пока еще заповедных территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, представляющих собой национальное достояние народов России.
  2. Конфликт интересов отсутствует.
  3. Участие авторов:

Концепция исследования: В.А., А.Р.

Сбор и анализ литературы, написание статьи: В.А.

Редактирование: А.Р.

Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 15.10.2018 № 180-ПМ «Об утверждении перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного надзора» (PDF, 1.58 МБ)

  • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (DOCX, 25.82 кб)
  • Приложение № 8
  • к приказу Заместителя Председателя

Правительства Московской области —  министра экологии и природопользованияМосковской области от 15.10.2018 № 180-ПМ

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Раздел I. Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза

№ п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*
Не применяется

Раздел II. Федеральные законы

№ п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю*
1. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». органы государственной власти,  юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, граждане статьи 16, 20
2.

Правительство предложило ввести охранные зоны вокруг курортов и санаториев

Минздрав подготовил проект постановления правительства об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов. Документ должен вступить в силу с 1 января 2022 года. Действовавшее ранее постановление Правительства РФ № 1425 от 7.12.1996 признается утратившим силу.

«Проект постановления направлен на сохранение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначенных ‎для лечения и отдыха населения и относящихся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании ‎и защите», — говорится в пояснительной записке к документу.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального и регионального значения признаются особо охраняемыми объектами и территориями с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Данный режим запрещает любые виды работ, которые приводят к к загрязнению почвы, воды и воздуха, наносят ущерб лесам и т.д. Ограничивается застройка — она допустима только в строгом соответствии с генеральным планом курорта.

Охранный статус получат месторождения минеральных вод, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива; месторождения лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафтеновые нефти, озокерит, глины, соли и другие), рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе; леса, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции, а также участки, прилегающие к зданиям и сооружениям санаторно-курортных организаций и предназначенные для санаторно-курортного лечения.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения принимается Правительством РФ. Ответственные за государственный надзор в области обеспечения санитарной охраны объектов — Росприроднадзор и Роспотребнадзор.

В прошлом году Минздрав представил пакет поправок в закон о природных лечебных ресурсах и курортах.

Санаторно-курортные организации обязали независимо от форм собственности предоставлять сведения в государственный реестр курортного фонда России, в том числе о количестве медицинских и фармацевтических работников ‎(с указанием числа штатных и занятых должностей, количества физических лиц), организации лечебного питания и возможности бесплатного получения услуг по санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации.

Презентация на тему "Санитарно-охранныезоны курортов Российской Федерации"

  • Слайд 1 Доклад подготовили:
    Студентки гр. ГЭ-12-06
    Стебенева Валерия
    Хурматова Гульнара
    Чуева Анастасия
  • Слайд 2

    Нормативно-правовая база

  • Слайд 3 ПОЛОЖЕНИЕОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Общие положения Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
    — в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
    — лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.
  • Слайд 4 В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
    месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
    месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
    месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
    месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
    лечебный климат;
    рапа лиманов и озер;
    акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
    пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
    леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
    участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
  • Слайд 5 Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
  • Слайд 6 Выдержки из Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями) Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
    1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
    3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
    На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
    На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
  • Слайд 7

    Примеры санитарных (горно-санитарных) защитных зон

  • Слайд 8 Условные обозначения:
  • Слайд 9 Курорт «Паратунка»
    Курорт расположен в 60 км от г.Петропавловска-Камчатского. Федеральный статус курорта определен постановлением Совета Министров РФ от 30.04.1993 №424 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Паратунка и Малкинского месторождения минеральных вод в Камчатской области». Площадь округа горно-санитарной охраны, полностью относящейся к особо охраняемой территории, составляет 23370 га. На Паратунском месторождении скважинами выводятся на поверхность термоминеральные воды трех типов. Общие эксплуатационные запасы вод Паратунского месторождения составляют 24800 м3.
  • Слайд 10 Приложение N 1
    к Постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1993 г. N 424 ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ОКРУГА САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТА ПАРАТУНКА В КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
    I. Границы округа санитарной охраны курорта
    Северная граница округа начинается от точки 1 и идет в северо-восточном направлении по левому берегу реки Левой Быстрой на протяжении 10750 метров до точки 2.
    Восточная граница начинается от точки 2 и идет по азимуту 173° на протяжении 100 метров до точки 3, далее — по азимуту 166° на протяжении 1650 метров до точки 4, далее — по азимуту 159° на протяжении 3150 метров до точки 5, далее — в юго-восточном направлении по автомобильной дороге от города Елизово до поселка Приморский на протяжении 5350 метров до точки 6, далее — по азимуту 203° на протяжении 5300 метров до точки 7, далее — по азимуту 178° на протяжении 350 метров до точки 8, далее — по азимуту 191° на протяжении 2100 метров до точки 9, далее — по азимуту 239° на протяжении 2850 метров до точки 10, далее — по азимуту 173° на протяжении 2000 метров до точки 11, далее — по азимуту 218° на протяжении 2850 метров до точки 12, далее — по азимуту 145° на протяжении 1050 метров до точки 13, далее — по азимуту 199° на протяжении 2500 метров до точки 14, далее — по азимуту 140° на протяжении 1200 метров до точки 15, далее — по азимуту 170° на протяжении 1800 метров до точки 16 и далее — по азимуту 184° на протяжении 1250 метров до точки 17.
    Южная граница начинается от точки 17 и идет по азимуту 266° на протяжении 1850 метров до точки 18, далее — по азимуту 292° на протяжении 1400 метров до точки 19, далее — по азимуту 217° на протяжении 2350 метров до точки 20, далее — по азимуту 269° на протяжении 1700 метров до точки 21 и далее — по азимуту 262° на протяжении 4150 метров до точки 22.
    Западная граница начинается от точки 22 и идет по азимуту 309° на протяжении 5000 метров до точки 23, далее — по азимуту 360° на протяжении 6700 метров до точки 24, далее — по азимуту 27° на протяжении 3000 метров до точки 25, далее — по азимуту 333° на протяжении 800 метров до точки 26, далее — по азимуту 3° на протяжении 1200 метров до точки 27, далее — по азимуту 70° на протяжении 1800 метров до точки 28, далее — по азимуту 4° на протяжении 2050 метров до точки 29, далее — по азимуту 63° на протяжении 1900 метров до точки 30, далее — в северном направлении по Тополовому хребту на протяжении 8000 метров до точки 31, далее — по азимуту 341° на протяжении 1300 метров до точки 32 и далее — по азимуту 353° на протяжении 1800 метров до точки 1.
    Общая протяженность границ округа санитарной охраны — 89250 метров.
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Санитарная (горно-санитарная) зона Кавказских Минеральных Вод

  • Слайд 15 Всего два года назад в Ставрополье была создана межведомственная группа, которая должна была разработать предложения по установлению границ зон горно-санитарной охраны городов-курортов КМВ. О том, какими они должны быть, уже не первый месяц спорят чиновники Пятигорска и их коллеги из администрации Кавминвод. Первые считают, что для нормального развития городов КМВ границы необходимо скорректировать, вторые утверждают, что это приведет к истощению лечебных минеральных источников.
  • Слайд 16 Власти Пятигорска подняли вопрос о корректировке границ охранных зон с учетом сложившихся обстоятельств.
    Существует постановление Совета министров РСФСР N 300 от 1985 года, которым
  • Слайд 17 Кисловодск – бальнеологический и климатический курорт, самый южный в группе городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. В настоящее перед городом поставлено несколько задач: в первую очередь это проведение мероприятий по улучшению санитарной обстановки, охране и рациональному использованию природных лечебных ресурсов, а также вывод предприятий, несовместимых с деятельностью курортов, за пределы санитарно-защитной зоны.
  • Слайд 18 Ессентуки
    -природные лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях, а также для промышленного разлива
    минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов. На территории устанавливается режим, предусматривающий проведение мероприятий по борьбе с шумом, запыленностью, загазованностью и т.д.
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Экологические зоны Байкальской природной территории

  • Слайд 22 Хамар-Дабан
    О. Ольхон
    Ульзиха
    Горячинск
  • Слайд 23 На берегах Байкала более двух десятков пещер, в которых в прошлом обитали древние люди, некоторые из этих пещер, можно посещать и в настоящее время, чем и привлекает этот регион искателей приключений. На курорте достаточно развит спортивный туризм – покорение горных вершин или сплавление по многочисленным рекам. Также распространен всем привычный пассивный отдых.
  • Слайд 24 1 — Центральная экологическая зона
    2 — Буферная экологическая зона
    3 — Экологическая зона атмосферного влияния
    Экологические зоны Байкальской природной территории
  • Слайд 25 В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (от 01.05.1999 № 94-ФЗ) граница санитарной курортной территории (БПТ) «включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал». Государственные природные заповедники
    Государственные природные заказники федерального значения
    Национальные парки
  • Слайд 26
  • Слайд 27 Ближайшие к озеру шламонакопителиСолзанского полигона отходов находятся менее чем в 300 метров от береговой линии.
    СЗЗ только данного полигона должна быть не менее 500 метров, не учитывая множество захоронений отходов и самого предприятия ЦБК, в итоге СЗЗ должна быть утроена и составлять НЕ МЕНЕЕ 1,5 км против 300 метров в реальности.
  • Слайд 28

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Ссылка на основную публикацию