Статья 18. органы управления здравоохранением и медицинские организации

Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений.

Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях.

Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г.

№541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.

Руководитель медицинской организации — кто это?

  • Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
  • Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
  • Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
  • Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
  • для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
  • для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
  • для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

Статья 18. Органы управления здравоохранением и медицинские организации

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)).

А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч.

в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

Система органов управления здравоохранением

Определение 1

Система органов управления здравоохранением — это система органов государственного и муниципального управления, ответственных за вопросы медицинского обслуживания населения.

В структуре управления здравоохранением можно выделить три уровня, соответствующих уровням организации системы здравоохранения:

  • во-первых, уровень государственного управления здравоохранением;
  • во-вторых, уровень регионального управления здравоохранением;
  • в-третьих, уровень местного управления здравоохранением.

В настоящий момент система здравоохранения в России не характеризуется полноценной единой политикой, но стремится к ней. Основной проблемой функционирования сферы здравоохранения является низкий уровень финансирования, составляющий от 3 до 4% валового национального продукта.

Роль Министерства здравоохранения в управлении системой здравоохранения

  • Центральным органом управления здравоохранением является Министерство здравоохранения, которое находится в городе Москве.
  • Министерство здравоохранения выступает в качестве федерального органа исполнительного характера, призванного осуществлять и вырабатывать государственную политику и правовое регулирование сферы здравоохранения, медицинского страхования, обращения лекарств и прочего.
  • Министерство здравоохранения регулирует не только сферу оказания медицинских услуг, но и деятельность в области фармацевтики, обращения лекарств, контроля качества, безопасности и эффективности лекарств, обращения медицинских изделий, курортного дела, санитарно- эпидемиологической обстановки и прочего.
  • Министерство здравоохранения признано осуществлять следующие функции:
  • разрабатывать основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
  • осуществлять мониторинг, аналитическую обработку и оценку состояния здоровья российских граждан;
  • разрабатывать и реализовывать целевые программы в сфере здравоохранения;
  • осуществлять координацию мероприятий по подготовке медицинских работников;
  • осуществлять стандартизацию и сертификацию услуг в сфере здравоохранения.

Региональный уровень управления здравоохранением

На региональном уровне функция управления здравоохранением возлагается на департамент здравоохранения, который призван осуществлять следующие функции:

  • во-первых, осуществление разработки и реализации региональных программ в сфере здравоохранения совместно с иными органами государственного федерального и регионального управления;
  • во-вторых, организация медицинской профилактики, помощи и экспертизы;
  • в-третьих, организация охраны материнства, семьи и детства;
  • в-четвертых, осуществление подготовки и повышения квалификации медицинского персонала;
  • в-пятых, организация охраны труда и обеспечения социальных гарантий медицинскому персоналу;
  • в-шестых, обеспечение организации медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Региональные органы управления здравоохранением осуществляют работу в рамках соглашений между региональной администрацией, Министерством здравоохранения и государственным Фондом обязательного медицинского страхования, разграничивающих их обязанности и полномочия, а также в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи и так далее.

Особенности управления здравоохранением на муниципальном уровне

Управление здравоохранением на муниципальном уровне занимаются Горздравотделы.

Функции Горздравотдела в сфере управления здравоохранением включает в себя осуществление следующих действий:

  1. проведение анализа состояния здоровья граждан и оказания медицинской помощи;
  2. установление приоритетных направлений развития сферы здравоохранения;
  3. организация функционирования и координации действий в сфере здравоохранения;
  4. осуществление разработки и реализации муниципальных программ в сфере здравоохранения;
  5. осуществление регулирования политики финансового управления лечебно-профилактическими учреждениями;
  6. осуществление работы по обращениям граждан по вопросам здравоохранения;
  7. организация профилактики, экспертизы и экстренной медицинской помощи;
  8. осуществление контроля за качеством оказания медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями;
  9. осуществление охраны труда работников в лечебно-профилактических учреждений на территории муниципального образования и так далее.
Читайте также:  Статья 45. Аппарат арбитражного суда

Принципы функционирования органов управления здравоохранением

Органы управления системой здравоохранения функционируют в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность основных правил и требований законодательства в отношении организации процесса управления здравоохранением.

К числу этих принципов относятся:

  • во-первых, целенаправленность, подразумевающая наличие цели управления системой здравоохранения;
  • во-вторых, правовая защищенность, подразумевающая соблюдение требований законодательства при разработке и осуществлении реализации управленческого решения в сфере здравоохранения;
  • в-третьих, непрерывность оптимизации системы управления здравоохранением, подразумевающая осуществление постоянного совершенствования структуры органов государственного и муниципального управления здравоохранением;
  • в-четвертых, достаточность централизации и децентрализации управления здравоохранением. Децентрализация и централизация власти выступает в качестве двух взаимно противоположных процессов управления здравоохранением, предполагающих наличие единой политики здравоохранения при делегировании ряда полномочий управления здравоохранением на места;
  • в-пятых, единоначалие, подразумевающее реализацию единого подхода к управлению системой здравоохранения на территории всей страны;
  • в-шестых, делегирование полномочий, подразумевающее передачу части функций по управлению системой здравоохранения региональным и местным органам власти.

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция

2.

Система органов управления здравоохранением и их компетенция

В соответствии со ст.

 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов Федерации государственные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности.

Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Так, например, в целях укрепления вертикали президентской власти и усиления государственного регулирования в отрасли приказом Министра здравоохранения РФ от 30 июня 2000 г. № 239 «О представителях Министерства здравоохранения в федеральных округах» была учреждена специальная должность представителя этого министерства в федеральном округе.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.

https://www.youtube.com/watch?v=luOFiuJkEU8\u0026t=1242s

Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

В систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ входят: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

В современных условиях рыночной экономики в систему органов управления здравоохранением входят также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, которые осуществляются страховыми медицинскими организациями.

Страховая медицинская организация вправе одновременно проводить добровольное и обязательное медицинское страхование, но на основе отдельных лицензий. При этом страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения, а органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования и является финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, включающим: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

При Фонде социального страхования РФ действует правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы как совещательные коллегиальные органы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются: финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи на всей территории России; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Для решения этих задач ФОМС осуществляет следующие управленческие функции: участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования и выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам ОМС для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС; совместно с территориальными фондами ОМС контролирует своевременность и полноту перечисления страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС, проводит ревизии и целевые проверки с целью осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования и ряд других функций.

Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором Федерального фонда, который, как и его первый заместитель, назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения.

Центральной районной больницей является районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района или одновременно функции органа управления здравоохранением сельского района и функции органа управления здравоохранением города. Центральная районная поликлиника организуется в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции органа управления здравоохранением района. Центральной городской больницей является больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением города в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих органов управления здравоохранением в городских районах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Управление медицинской организацией — Каталог статей — Управление здравоохранением

Источник: журнал «Главный врач». Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел судебную практику по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях и принял соответствующее постановление. Документ направлен на разрешение возникающих у судов многочисленных вопросов по делам о взяточничестве, превышении должностных полномочий и коммерческом подкупе. Часть из этих вопросов непосредственно касается руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, а также рядовых медицинских работников.
Источник: журнал «Главный врач». Врачебная комиссия медицинской организации (далее — ВК) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, экспертизы трудоспособности и профессиональной пригодности, иных медико-социальных вопросов в пределах своей компетенции, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в данной медицинской организации.
Читайте также:  Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
Источник: журнал «Главный врач». Исследования показывают, что только в США примерно 2,1 миллиона пациентов (6% всех случаев госпитализаций) ежегодно инфицируются внутрибольничными инфекциями. Каждый год от 20 тыс. до 80 тыс. смертельных исходов являются результатом этих инфекций, что ставит внутрибольничные инфекции среди первых 10 основных причин смерти в США. В среднем внутрибольничные инфекции, не влекущие за собой летального исхода, добавляют 4 дополнительных дня к пребыванию пациентов в стационарах и обходятся, приблизительно, в 1800 долларов; эти затраты обычно несет больница, а не пациент. Успешный контроль за инфекциями — это результат проведения активной программы в масштабах всего ЛПУ с использованием эффективных мер предотвращения, выявления и контроля за инфекциями, возникшими в медицинском учреждении или внесенными извне.
Александров М.А. Научный консультант редакции журнала «Главный врач» Инструкция по делопроизводству – основной локальный документ в области организации делопроизводства и оформления документов в медицинском учреждении (больнице, поликлинике, МСЧ, диспансере и пр.). Представленная информация предназначена для руководителей медицинских организаций, их секретарей, работников канцелярий, отделов кадров, а также всех, интересующихся вопросами делопроизводства. Содержит ссылку для скачивания полного текста инструкции по делопроизводству в медицинской организации.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
Источник: журнал «Главный врач». В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Как повысить эффективность рабочих групп
В повседневной управленческой практике руководители органов управления и учреждений здравоохранения сталкиваются с проблемами повышения эффективности различных рабочих групп (комиссий, комитетов, советов и т.д.). Часто их собрания (заседания) превращаются в пустопорожние разговоры или являются поводом для взаимных обид. От чего зависит эффективность рабочих групп, – рассказывается в представленной публикации, подготовленной на основе апробированных организационных и психологических принципах современного менеджмента.
Как правильно провести переговоры в сфере трудовых отношений
Источник: журнал «Главный врач». Обладание навыками ведения эффективных переговоров является важнейшим качеством современного руководителя бюджетного учреждения и лидера профсоюзной организации. Данная публикация объясняет простым языком, что такое переговоры, шаги, которые могут последовать, чтобы сделать переговоры более конструктивными и успешными. Она может быть использована как для занятий в группе, так и для индивидуального обучения. Данное руководство подготовлено Р. Хероном, старшим специалистом по управлению трудом, и К. Ванденейбл, экспертом в области трудового права и производственных отношений, работающими в Международной организации труда (МОТ). Руководство адаптировано к условиям деятельности бюджетных организаций на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Тонкости закона. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Оглавление:

Суть закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты

Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

• Конституцию РФ – основной закон; Федеральные конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ – это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации – это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления – это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.
Читайте также:  Статья 2. цели создания особой экономической зоны и программа развития особой экономической зоны

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г.

№ 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г.

№ 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует.

Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г.

Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер.

К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии? Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Ссылка на основную публикацию