Статья 11.1. Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Рассматривая вопрос понятия и общей характеристики Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, необходимо отметить, что данная комиссии, в соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации[1]», является органом судейского сообщества.

Следовательно, чтобы понять правовую природу и дать общую характеристику Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, сначала необходимо в общем дать характеристику органам судейского сообщества в Российской Федерации (далее по тексту – РФ).

Судейское сообщество — совокупность всех судей в РФ государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст.

29 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[2] высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи[3].

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных Конституцией Российской Федерации[4], федеральными конституционными законами и федеральными законами, формируется на принципах выборности, сменяемости и подотчетности избравшему ее органу. Принятые комиссией решения не подлежат изменению либо отмене избравшим ее органом[5].

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации проводит квалификационный экзамен, цель которого — установить наличие у кандидата профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

Следует отметить, что Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи по своей правовой природе представляет собой квалификационный орган, с помощью которого государство оценивает будущего представителя судебной власти.

Создание отдельной системы квалификационных органов по приему экзаменов на должность судьи обусловлено тем, что судебная власть представляет собой профессиональную деятельность, которую невозможно осуществлять без специальной подготовки. Специальная подготовка осуществляется в образовательных учебным заведениях, а также в процессе последующей юридической практики лица, претендующего на замещение должности судьи[6].

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи осуществляет свою деятельность на основе ряда принципов:

Принцип верховенства закона – данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что весь экзаменационный процесс, его конечная цель и процедурные вопросы строятся в соответствии с действующим законодательством, и прямые указания закона являются высшим источником регуляции экзаменационного процесса.

Статья 11.1. Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Принцип гласности данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что деятельность комиссии осуществляется открыто и гласно, т.е. любое лицо имеет право ознакомиться с результатами работы комиссии.

Квалификационный экзамен на должность судьи: как оценивают знания будущих служителей Фемиды

Экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи – одна из первых инстанций по отбору кандидатов на должности судей.

В состав комиссии традиционно избираются одни из наиболее опытных и авторитетных судей, представители общественности, компетенции которых позволяют установить, обладает ли кандидат на должность судьи необходимыми знаниями и навыками в области правоприменения.

О порядке и особенностях процедуры сдачи экзамена, уровне подготовки сегодняшних кандидатов в судьи мы беседуем с председателем Экзаменационной комиссии Удмуртской Республики по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, судьёй Верховного Суда Удмуртской Республики Александром Сундуковым.

– Александр Юрьевич, расскажите, что представляет собой квалификационный экзамен и каков порядок его проведения?

Экзамен сдаётся по билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и на должность судьи арбитражного суда.

Билет включает в себя три теоретических вопроса на знание различных отраслей права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. На подготовку к устному ответу отводится не менее трёх часов.

В процессе подготовки кандидатам разрешается пользоваться нормативными правовыми актами, постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Пользоваться мобильным телефоном, какими-либо другими средствами связи кандидату запрещено, в случае их обнаружения комиссия вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на этом заседании комиссии. Если же человек понимает, что не готов к сдаче экзамена, то он может прийти в другой раз.

При выставлении итоговой оценки учитывается и то, насколько хорошо претендент знает материальный и процессуальный закон, владеет темой, как справился с практической частью, его способность к аналитическому мышлению, умение владеть собой и уровень подготовки кандидата в целом.

– То есть, комиссия оценивает и то, насколько психологически кандидат подготовлен?

Экзаменационная комиссия не оценивает психологическую подготовку кандидата как некий элемент имеющихся у него навыков. Пожалуй, нет человека, который не испытывал бы волнение при сдаче экзамена, это абсолютно нормально.

Но опыт показывает, что успешная сдача экзамена зависит не только от того, какие знания теории и практики имеет кандидат, но и от степени его собранности и готовности их продемонстрировать. Поэтому нужно постараться справиться с волнением, суметь скорректировать собственное психологическое состояние и преодолеть этот стрессовый фактор.

В первую очередь, это необходимо для самого кандидата, поскольку сильное волнение может помешать ему ясно мыслить и показать уровень своей подготовки в полной мере.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трёх лет со дня его сдачи, а после назначения на должность судьи – в течение всего времени пребывания в качестве судьи и в течение трёх лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку. Если кандидат не сдал экзамен, он вправе пересдать его через полгода.

В то же время человек, который хочет стать судьёй, должен понимать, что судья всегда находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, это неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности.

В силу своих должностных обязанностей, своей особой правовой позиции судья находится под давлением чужих интересов, в споре и конфликте.

Он должен уметь управлять диалогом, разрешать конфликты, сглаживать эмоционально напряжённые ситуации в процессе судебного разбирательства, обеспечив состязательный характер судопроизводства. Поэтому кандидатам нужно также уделять внимание и своей психологической подготовке.

Но надо сказать, что атмосфера на сдаче экзамена у нас всегда доброжелательная, отношения абсолютно комплементарные. У членов комиссии нет какой-либо предвзятости по отношению к кандидатам.

– Многие эксперты считают, что судейскому корпусу необходимо обновление, российским судам нужны судьи из числа бывших адвокатов, прокуроров, следователей, то есть юристов с богатым практическим опытом. Вы поддерживаете это мнение?

Я считаю, главное, чтобы судейский корпус пополнялся аналитически мыслящими специалистами, умеющими правильно толковать и применять закон, обладающими широкими познаниями в праве.   

Задача экзаменационной комиссии объективно и беспристрастно оценить знания и практические навыки кандидата, и мы относимся с одинаковой долей уважения и внимания и к работникам судебной системы, и к работникам других ведомств. Требования на экзамене предъявляются не к опыту работы, а к уровню профессиональной подготовки кандидата.

Право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи принадлежит любому гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, достигшему 25-летнего возраста и не имеющему заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Мы бы с радостью приняли в свои ряды профессионалов из внесудебной системы, представителей различных отраслей, коммерческих структур, адвокатского сообщества, правозащитников. Но, к сожалению, желающих среди них очень мало.

За последние четыре года, если я не ошибаюсь, сдавали экзамен всего два три человека из адвокатского сообщества, два представителя органов федеральной службы безопасности, оба, кстати, сдали экзамен на «отлично».

Читайте также:  Статья 21. основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации

Хороший уровень подготовки показывают представители следственного комитета, гораздо хуже – сотрудники органов внутренних дел.

Традиционно желающих стать судьёй, и, соответственно, сдающих экзамен, конечно же, больше среди помощников судей, и это вполне объяснимо. Люди, которым интересна судейская работа, изначально выбирают работу в суде. Немало среди сдающих экзамен тех, кто в суде проработал более пяти и даже десяти лет. И многие на экзамене показывают достойный уровень подготовки.

Повторюсь, что судейское сообщество должны представлять грамотные  и компетентные юристы, настоящие профессионалы своего дела, от этого зависит качество отправления правосудия и доверие граждан, поэтому возможность войти в его состав есть у каждого кандидата, отвечающего соответствующим требованиям.

– Александр Юрьевич, что вы, как председатель экзаменационной комиссии и судья с большим опытом работы, посоветуете тем, кто собирается сдавать экзамен?

Прежде всего, кандидаты должны понимать, что бояться сдавать экзамен не нужно. Если вы твёрдо решили строить карьеру судьи, к этому нужно быть готовым.

Не надо расценивать экзамен как психологический стресс, как какое-то сложное испытание, хотя это, конечно, испытание, но, в большей степени, это беседа, диалог профессионалов.

Чтобы сдать экзамен, надо не просто выучить кодекс, необходимо знать правовые позиции Конституционного суда и судебную практику высших судов Российской Федерации по применению конкретной нормы права.

Не нужно бояться отстаивать свою точку зрения, если уверены в существе вопроса, нужно уметь аргументировать, ведь в правоприменении дискуссионных вопросов немало и даже правовые позиции высших судов зачастую меняются на прямо противоположные.

В некоторых случаях ответы на правовые вопросы в нормативных правовых актах, ввиду наличия в них пробелов, отсутствуют, встречаются и коллизии между различными правовыми актами.

В этой ситуации важно не только знать содержание правовых актов, нужно обладать способностью к аналитическому мышлению, чтобы, став судьёй, суметь принять правильное решение в случае отсутствия однозначной регламентации в законе.

Если кандидат своё мнение обосновывает, пусть даже оно с общепринятой позицией не совпадает, если мы видим, что человек понимает суть проблемы, мотивирует свою точку зрения, мы всегда поставим ему положительную оценку.

Ну и, конечно же, нужно готовиться к экзаменам, не жалеть ни времени, ни сил.

Это в любом случае принесёт человеку пользу: во-первых, всегда есть возможность сдать экзамен на положительную оценку и в итоге занять должность судьи, во-вторых, это своеобразная «шлифовка» знаний, перезагрузка, которая полезна для мышления в любом возрасте. Человек усовершенствует свои знания, приобретёт новые и, в любом случае, повысит уровень своей компетенции.

Наталья Нургаянова

Александр Сундуков закон профессия судья

Госдума изменила правила сдачи экзаменов на должность судьи — новости Право.ру

Спустя полтора месяца после поступления в Госдуму президентского законопроекта, который устанавливает новый порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи, документ был поддержан нижней палатой парламента во втором, ключевом чтении. Серьезных поправок, дополняющих идею Дмитрия Медведева, к документу так и не поступило, хотя оппозиция ранее говорила об опасности расширения коррупции в судейском корпусе.

Дмитрий Медведев 8 октября внес в Госдуму законопроект № 610726-5 «О внесении изменений в статью 5 Закона „О статусе судей в РФ“, Федеральный закон „Об органах судейского сообщества в РФ“ и в Гражданский процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи».

Согласно внесенному президентом законопроекту, экзаменационные комиссии по приему квалифэкзаменов станут самостоятельными органами судейского сообщества, равными по статусу Всероссийскому съезду судей, конференциям судей субъектов РФ, советам судей и квалифколлегиям. В законопроекте особо устанавливается, что они «не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения». Сейчас экзаменационные комиссии находятся при квалифколлегиях, которые и назначают экзаменаторов «из числа наиболее опытных судей».

Экзаменационные комиссии будут формироваться из числа судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом число судей должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии.

Оставшаяся часть комиссии будет формироваться из преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего  профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридическим наукам, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые будут осуществлять полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе. Члены региональных экзаменационных комиссий будут избираться конференциями судей субъектов.

Помимо региональных экзаменационных комиссий, будет создана еще и Высшая экзаменационная комиссия (ВЭК), которая будет состоять из 21 экзаменатора. В нее войдут 8 человек из судей судов общей юрисдикции, 8 арбитражных судей, четыре преподавателя права или научных работника с ученой степенью и один представитель общероссийского общественного объединения юристов.

Что касается порядка сдачи экзаменов, то многие пункты положения ВККС от 15 мая 2002 года должны перекочевать в закон «О статусе судей в РФ». Но не все. Новшеством будет «освобождение от сдачи экзамена для кандидатов и докторов юридических наук, имеющих звание заслуженных юристов РФ».

Кроме того, в экзаменационном билете появится новое задание для кандидата в судьи. Помимо трех теоретических вопросов и двух практических задач, кандидату необходимо будет подготовить «процессуальный документ по макету дела».

Также законопроект предусматривает, что решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в том случае, если была нарушена процедура его принятия. Рассмотрением таких жалоб будут заниматься суды общей юрисдикции.

Однако в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении оппозиция в Госдуме отнеслась к предложенным новеллам весьма настороженно. В частности, депутат от фракции КПРФ Нина Останина выразила опасение, что могут расшириться инструменты давления на судей, и «вместо того, чтобы минимизировать коррупцию, мы еще больше ее расширим».

С ней не согласился единоросс, глава думского Комитета по госстроительству Владимир Плигин.

«С моей точки зрения, появление дополнительных институтов давления на те или иные [органы] власти, если это давление осуществляется в соответствии с законом, является разумной и необходимой мерой для совершенствования любой системы, — сказал он.

— Появление общественной оценки профессиональных знаний, если говорим об экзаменационный комиссиях, потенциальных кандидатов в судьи является рациональной чертой. Большая степень открытости [в деятельности экзаменационных комиссий] не помешает».

  • Судейское сообщество
  • ВККС
  • Дмитрий Медведев

Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена у кандидатов в судьи города Москвы

  • Абызова Елена Равильевна — судья Арбитражного суда города Москвы
  • Агафонов Вячеслав Борисович — доктор юридических наук , профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
  • Басыров Ильнар Ирфанович — судья Московского городского суда
  • Богданова Елена Евгеньевна — доктор юридических наук, и.о. заведующего кафедрой гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
  • Вырышева Ирина Владимировна — председатель Басманного районного суда города Москвы
  • Кондрат Елена Николаевна — судья Арбитражного суда города Москвы
  • Кравчик Олеся Анатольевна — председатель судебного состава Арбитражного суда города Москвы
  • Кравченко Дмитрий Валерьевич — кандидат юридических наук, член ассоцации юристов, адвокат Московской городской коллегии адвокатов (Адвокатская контора № 31 «Аснис и партнеры»)
  • Селиверстова Анна Андреевна — судья Московского городского суда
  • Суворов Андрей Александрович — судья Московского городского суда
  • Худобко Иван Васильевич — судья Арбитражного суда города Москвы

Экзаменационная комиссия г. Москвы по приему квалификационного экзамена на должность судьи действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.03.2002 г. «Об органах судейского сообщества в РФ». Полномочия экзаменационной комиссии определены ст. 26.1 вышеуказанного закона.

Основным направлением деятельности экзаменационной комиссии г. Москвы по приему квалификационного экзамена на должность судьи является установление наличия профессиональных знаний и умений у претендента на должность судьи, что дает возможность получить наиболее полное представление об уровне подготовленности претендента к осуществлению правосудия.

Читайте также:  Статья 43. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом

В соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке.

Хотите стать судьей? Как сдать экзамен

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, при этом претендовать на замещение должности судьи может только гражданин, сдавший специальный квалификационный экзамен.

Сдать экзамен вправе любой гражданин РФ с высшим юридическим образованием в случае, если он соответствует требованиям на должность судьи соответствующего суда. Для этого подается заявление в экзаменационную комиссию соответствующего уровня, к которому прикладываются следующие документы (п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей):

  • — подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина РФ, и его копия;
  • — анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;
  • — подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
  • — копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
  • — документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
  • Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме экзаменов гражданину при условии, что он соответствует требованиям федеральных законов на должность судьи и предоставил все вышеуказанные документы.
  • Даты, время и место проведения экзамена определяются специальным графиком проведения квалификационного экзамена. График утверждается на календарный год в конце текущего года
  • Допускается проведение внеочередных заседаний комиссии.
  • Копии документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов
  • Секретарь комиссии при приеме заявления извещает кандидата устно о дате, времени и месте приема экзамена, о чем делается соответствующая запись в заявлении. Если документы направлялись по почте — извещение по телефону
  • Если кандидат не предоставил нужные документы и (или) не соответствует требованиям на должность судьи, ему отказывают в допуске к экзамену, о чем он извещается устно на заседании комиссии, а по его заявлению и в письменной форме

Кандидат должен явиться на сдачу экзамена не позднее двух месяцев с момента подачи заявления, в противном случае ему возвращаются документы без рассмотрения. Аналогичный порядок и в случае отказа от сдачи экзамена.

Экзамен принимается по экзаменационным билетам, которые составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, судьи арбитражного суда, судьи специализированного суда. Билеты должны содержать (п. 2 ст. 26.3 Закона об органах судейского сообщества):

  1. — три теоретических вопроса по различным отраслям права;
  2. — две задачи по вопросам судебной практики;
  3. — письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.
  4. Время на подготовку ответа — не менее трех часов
  5. В это время кандидат вправе:
  6. 1) пользоваться печатными текстами нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ либо же предоставленными комиссией техническими средствами с указанными текстами, но без доступа к сети Интернет;
  7. Во время экзамена запрещено пользоваться какими-либо иными источниками информации, в том числе мобильным телефоном, другими средствами связи, а также иными техническими средствами, в том числе позволяющими осуществлять выход в сеть Интернет;
  8. 2) делать соответствующие записи по вопросам и задачам билета.
  9. Процессуальный документ составляется на листах бумаги со штампом комиссии.

По окончании подготовки кандидат приглашается для устного ответа, представляется комиссии и передает на проверку проект подготовленного процессуального документа.

Ответы на вопросы и задачи излагаются устно, при этом члены комиссии вправе задавать дополнительные вопросы в пределах содержания вопросов и задач по билету.

По окончании устного ответа комиссия оглашает свое мнение по составленному кандидатом проекту процессуального документа и может задать вопросы, связанные с его составлением

По окончании ответа кандидат удаляется из помещения, и члены комиссии совещаются о результатах сдачи экзамена и уровне знаний и навыков, умений кандидата. Решение комиссии оглашается лично кандидату, приглашенному обратно в помещение, либо всем кандидатам вместе (общая оценка).

Вопросы, задачи и процессуальный документ оцениваются по отдельности, за каждый выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», а также общая итоговая оценка.

Кандидат, сдавший экзамен, получает соответствующее удостоверение о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

В удостоверении указываются оценки по каждому теоретическому вопросу, по каждой правовой задаче и по проекту процессуального документа, а также общая оценка. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки удостоверение не выдается.

По письменной просьбе кандидата ему также в течение трех рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии о результатах сдачи квалификационного экзамена

Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта РФ.

Если же кандидат не сдал экзамен либо приступил к ответу и отказался от сдачи экзамена, то повторно обратиться для сдачи квалификационного экзамена он вправе только через шесть месяцев со дня проведения экзамена.

Отчетный доклад председателя высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи в.в. ершова на ix всероссийском съезде судей

  • Уважаемые делегаты и участники съезда!
  • За период между VIII и IX Всероссийским съездом судей (с 1 января 2013 года по 5 декабря 2016 года) Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи (в дальнейшем – ВЭК) прежде всего обеспечивала:
  • 1)          прием квалификационных экзаменов на должности судей;
  • 2)          выработку предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности экзаменационных комиссий;
  • 3)          организационное и методическое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерация.
  • I.                  Прием квалификационных экзаменов на должности судей

За отчетный период ВЭК провела 41 заседание, на которых сдавали экзамен 397 кандидатов на должности судей. Из них 57 кандидатов (14,4 процентов) – на должности судей судов общей юрисдикции, 120 кандидатов (30,2 процентов) – на должности судей арбитражных судов, 220 кандидатов (55,4 процентов) – на должности судей военных судов.

Оценку «отлично» получили 177 кандидатов (44,6 процентов), оценку «хорошо» — 126 кандидатов (31,7 процентов), оценку «удовлетворительно» — 60 кандидатов (15,1 процентов, оценку «неудовлетворительно» — 25 кандидатов (6,3 процентов). 9 кандидатов (2,3 процентов) отказались от сдачи экзамена.

Таким образом, 94 кандидата (23,7 процентов – почти каждый четвертый) оказались не готовыми к сдаче экзаменов на должности судей.

Кандидаты, сдавшие экзамен на оценку «хорошо», не продемонстрировали достаточных теоретических знаний специальной литературы, а также необходимых практических навыков рассмотрения споров в условиях коллизий и пробелов в нормативных правовых актах.

  1. II. Правовое регулирование деятельности экзаменационных комиссий
  2. ВЭК в 2013 году подготовила предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации доработал предложенный нашей комиссией законопроект, 9 июля 2013 года принял Постановление № 26 и внес его в Государственную Думу Российской Федерации.
  4. 6 апреля 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  5. Делегатам и гостям Съезда напомню только три принципиальных дополнения в названные законы.
  6. 1)   В статье 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в новой редакции выработано важнейшее требование к кандидатам в судьи: кандидат в судьи должен иметь высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Читайте также:  Статья 45. Аппарат арбитражного суда

2)   Статья пятая данного Закона содержит основополагающую норму: кандидат в судьи вправе сдавать экзамен только в соответствующей экзаменационной комиссии, т.е. установлена, образно говоря, «подсудность» экзаменационных комиссий.

3)   Фундаментальная норма права выработана и в статье 26.1. Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствии с которой ВЭК осуществляет не только методическое, но и общее руководство.

Данная норма права по существу обеспечила практическое создание единой системы экзаменационных комиссий в России.

К сожалению, в названном Законе имеются и спорные, на наш взгляд, нормы права. Например, согласно статье 26.

3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации».

В связи с этим в различных субъектах Российской Федерации (в частности, в Республике Бурятия, Свердловской области и других) возникли различные правовые требования к данным кандидатам в судьи.

Вместе с тем, как представляется, в целом общие требования к правовому статусу всех кандидатов в судьи должны быть установлены на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации вправе только конкретизировать данные требования, т.е.

уточнять и детализировать общие требования, установленные Российской Федерацией.

  • Думаем, данное и другие соответствующие предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности экзаменационных комиссий должны быть проанализированы новым составом ВЭК.
  • III. Организационное и методическое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации
  • Нашей комиссией за отчетный период были организованы и проведены два семинара-совещания для членов ВЭК и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, а также секретарей названных комиссий.
  • Активное участие в организации и проведении данных семинаров-совещаний приняли Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев, Председатель Совета судей Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Краснов, Председатель ВККС Николай Викторович Тимошин, начальник Департамента Администрации Президента Российской Федерации Александр Александрович Аникин и многие другие.
  • В процессе данных совещаний были рассмотрены многочисленные специальные вопросы деятельности экзаменационных комиссий и выработаны необходимые ответы.
  • Кроме того, нашей комиссией регулярно даются оперативные ответы на текущие вопросы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, которые направляются в соответствующие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации и публикуются на сайте ВЭК с целью изучения сложившейся практики нашей комиссии.
  • IV. Далее не могу не остановиться на некоторых важнейших вопросах работы Университета правосудия

1. Вопросы повышения квалификации федеральных и мировых судей, а также профессиональной переподготовки впервые назначенных на должности федеральных судей.

  1. В 2016 году Университет выполнил соответствующие планы обучения данных слушателей.
  2. Кроме того, утверждены и до конца года будут выполнены дополнительные планы повышения квалификации и переподготовки слушателей.
  3. Уважаемые председатели областных и равных им судов!
  4. Обращаю Ваше внимание на то, что в декабре 2016 года Вам будут направлены предложения по организации стажировки впервые назначенных на должности федеральных судей.
  5. В соответствии с документами, подготовленными для делегатов IX Всероссийского съезда судей, фактическая численность мировых судей составляет 7112 человек.

Однако число мировых судей, проходящих повышение квалификации в Университете за счет средств субъектов Российской Федерации, ежегодно уменьшается. Так, если в 2012 году в Университете повысили квалификацию 762 мировых судей, то в 2016 году только — 513 мировых судей.

  • Радикальное изменение сложившейся ситуации видим в повышении квалификации мировых судей за счет средств федерального бюджета.
  • Предлагаю внести данное предложение в итоговое Постановление IX Всероссийского съезда судей, обратившись с соответствующим поручением в Правительство Российской Федерации.
  • 2. Вопросы подготовки студентов Университета
  1. Современные образовательные программы должны отвечать потребностям практики и основываться на утвержденных профессиональных стандартах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 профессиональные стандарты должны быть разработаны для работников всех отраслей и ведомств, в том числе и для работников судебной системы. В профессиональных стандартах, в частности, необходимо установить квалификационные требования к уровням высшего юридического образования, которым должен отвечать кандидат на какую-либо должность в судебной системе:
  • бакалавра;
  • магистра или специалиста.

Кроме того, в целях улучшения кадрового обеспечения аппаратов судов Университет разработал программу подготовки специалистов среднего звена «Право и судебное администрирование».

Предлагаем дополнить итоговое Постановление IX Всероссийского съезда судей поручением Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Российскому государственному университету правосудия подготовить квалификационные требования, устанавливающие возможность занимать в судебной системе определенные должности лицам со средним профессиональным образованием.

3. Научная деятельность Университета

Как представляется, действительно достоверные теоретические выводы и практические предложения о праве прежде всего должны быть основаны на:

  • общенаучных выводах и закономерностях;
  • объективной практике.

При таком основополагающем методологическом подходе исследования проблем права прежде всего должны базироваться на фундаментальных философских категориях:

  • общее;
  • особенное;
  • единичное.

Полагаю, сказанное – ключ к анализу многих правовых явлений. В том числе – к категории «регулирование общественных отношений». При таком общенаучном подходе правовое регулирование общественных отношений возможно дифференцировать на:

  1. и
  2. В свою очередь «единичное» в процессе исследования правовых явлений точнее называть «индивидуальным регулированием» общественных отношений.
  3. Такой общенаучный подход позволяет выделить следующие виды регулирования общественных отношений:
  4. 1)               общее правовое регулирование;
  5. 2)               специальное правовое регулирование;
  6. 3)               индивидуальное регулирование.

1. Общее (универсальное) правовое регулирование общественных отношений осуществляется в результате реализации судами основополагающих (общих) принципов национального и (или) международного права, содержащихся, например, в Конституции и международных договорах, являющихся неоспоримым правом (jus cogens).

2. Особенное или специальное правовое регулирование общественных отношений — посредством реализации судом специальных принципов и норм национального и (или) международного права, выработанных, например, в национальных кодексах и других федеральных законах.

3. Единичное или индивидуальное регулирование общественных отношений – в результате, например, принятия судом судебных актов.

Как известно, судебные акты в отличие от принципов и норм права обязательны не для неопределенного круга лиц, а лишь для участников судебных процессов.

В соответствии с таким фундаментальным методологическим подходом представляются по меньшей мере дискуссионными множество «устоявшихся» в праве выводов.

Например, понятие «мягкое право». Право, полагаю, должно быть не «мягким», а «определенным».

Университет подготовил Спецвыпуск нашего журнала «Российское правосудие» к IX Съезду судей, в котором также имеется на эту тему статья «Принцип правовой определенности или определенность права?»

Многие научные и практические работники активно применяют понятие «эволютивное толкование». Но ведь толкование с позиции общей теории права – это уяснение для себя и разъяснение для других имеющихся принципов и норм права, в то время как «эволюция» — развитие чего-либо. При таком подходе понятие «эволютивное толкование» представляется по меньшей мере спорным.

Далее: обратимся к термину «судебный прецедент», которое является родовым.

С точки зрения названного выше фундаментального подхода теоретически более обоснованным представляется терминне «судебный прецедент права», а термин «результат индивидуального судебного регулирования».

Многие научные и практические работники допускают возможность. «конкретизации права в правоприменительном процессе». Поскольку конкретизация права – это его уточнение, детализация, постольку, на мой взгляд, конкретизация права возможна лишь в правотворческом процессе.

И последнее: с целью повышения степени определенности права, учитывая, что в соответствии с Конституцией России суд является правоприменительным, а не правотворческим органом, считаю необходимым разработать и принять следующие федеральные законы:

  • «О толковании права»,
  • «О конкретизации права»,
  • «О формах национального и международного права, реализующихся в Российской Федерации».

Благодарю всех членов Высшей экзаменационной комиссии и членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации за совместную работу.

Спасибо за внимание!

Ссылка на основную публикацию