Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Новый законопроект о народных художественных промыслах (НХП) готовится к внесению в Государственную думу РФ. Представители отрасли считают, что поправки угрожают развитию культуры народов страны.

Они полагают, что, с одной стороны, документ заменяет искусство России промышленным подходом. Некоторые промысловики считают, с другой стороны, что реформа может привести к излишней бюрократизации отрасли.

О том, почему правительственная инициатива разобщила художников и законодателей, читайте в материале ФАН.

Создать условия для развития промыслов

Ушедший 2020 год оказался очень непростым для большинства отраслей экономики. Не стали исключением и народные промыслы, которым пришлось буквально выживать из-за отсутствия сбыта и сокращения турпотока. Для помощи отрасли Минпромторг РФ в прошлом июне представил проект федерального закона о народных художественных промыслах.

Инициатива, в частности, направлена на охрану интеллектуальной собственности и уникальных традиций НХП, так как в действующем законодательстве подобные положения отсутствуют.

Помимо этого, документ также предполагает создание экономической модели, которая позволит предприятиям НХП выплачивать достойную зарплату мастерам и обеспечивать продажи изделий.

В декабре данный законопроект направили в правительство России. При этом документ могут внести на рассмотрение Госдумы уже в течение весенней сессии, рассказала ФАН вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова.

Парламентарий пояснила, что временная комиссия Совфеда провела большую работу над обновленной редакцией действующего закона о НХП.

Совместно с федеральными министерствами, регионами руководителями крупных предприятий и представителями профильных ассоциаций подготовлено и передано в Минпромторг более 120 замечаний и предложений к законопроекту.

В результате в документе определены основные цели и направления государственной политики в сфере НХП, установлен конкретный перечень мер по ее реализации, введены новые понятия «творческая мастерская народных художественных промыслов», «центр народных художественных промыслов».

Как отметила Карелова, особенно важно, что на федеральном и региональном уровнях предусматриваются меры государственной поддержки организаций НХП, усиливается социальная защита мастеров и молодых специалистов. Все эти меры будут способствовать привлечению кадров в отрасль и повышению ее привлекательности для молодых людей.

Статья 6. Мастер народного художественного промыслаcouncil.gov.ru  / Пресс-служба Совета Федерации РФ

«В России отрасль насчитывает 420 организаций в 65 регионах, — сказала вице-спикер.

— Главная задача на сегодня — не просто сохранить эти предприятия, а создать условия для развития промыслов на всей территории страны, повысить их конкурентоспособность и качество.

Кроме того, важно сформировать благоприятный инвестиционный климат и привлечь бизнес в эту сферу. Именно на достижение этих целей направлен законопроект».

Документ разрушит систему НХП

При этом представители НХП сомневаются в эффективности нового законопроекта. Они утверждают, что разработанный документ в завуалированной̆ форме направлен на слом и разрушение системы НХП России.

Так, инициативная группа, состоящая из художников, ремесленников и мастеров Гжели, направила в комитет Госдумы по делам национальностей письмо с просьбой остановить прохождение законопроекта в нижней палате.

Документ есть в распоряжении ФАН.

«Народные художественные промыслы нуждаются в законе, помогающем развитию промысловых территорий на основаниях, не разрушающих их историю, культуру, традиции, экологию, и исходящих из интересов людей, проживающих здесь, а значит, исходя из интересов государства, — написали общественники. — Такой подход единственно плодотворный, который только и может дать долгосрочную перспективу развитию бизнеса, туризма и экономики. В противном случае мы получим другую историю, в которой уже завтра придется забыть о народных художественных промыслах».

Глава профильного комитета Госдумы Валерий Газзаев, на имя которого пришло это письмо, сообщил ФАН, что направил письмо главе Минпромторга Денису Мантурову. Депутат попросил изложить позицию ведомства по обращению инициативной группы. ФАН также направил в Минпромторг России соответствующий запрос.

«Заявители выразили обеспокоенность в связи с новым законодательным регулированием, которое предлагает ввести для отрасли Минпромторг, — сказал Газзаев.

— Для комитета по делам национальностей тема сохранения народных художественных промыслов народов страны является одной из важнейших и значимых.

Задачи государственной поддержки, развития и сохранения богатейшего историко-культурного наследия наших народов включены во все документы стратегического планирования государственной национальной политики».

Статья 6. Мастер народного художественного промыслаduma.gov.ru  / Государственная Дума РФ

Законодатель подчеркнул, что отрасль народных художественных промыслов требует особого внимания и поддержки со стороны государства. Важно, чтобы позицию энтузиастов художников, заслуженных мастеров своего дела услышали разработчики законопроекта, заметил он.

«Комитет будет держать на контроле эту тему и уже обратился в Минпромторг с соответствующим запросом, — добавил депутат. — На наш взгляд, необходимо широкое профессиональное обсуждение такой законодательной инициативы. Нам нельзя допустить тех возможных негативных последствий, о которых говорят авторы коллективного обращения».

Полностью пересмотреть подход

Архитектор и художник декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Сергей Карпухин в беседе с ФАН заявил, что законопроект «явно идет не от интересов промысловых исторических территорий». Он пояснил, что промышленный подход, который предлагают авторы документа, совершенно недопустим в той отрасли, где главную решающую роль играет ручной труд и творчество.

«Художественному творчеству остается очень мало места, потому что вводится промышленный подход к промыслу, — сказал эксперт.

— Дизайнеры, которые ничего не смыслят в народных промыслах, набегами сюда приезжают, делают какие-то глупости и выдают это за коллаборацию с народным промыслом. Одно это слово чего стоит — коллаборация.

Вместо того чтобы заниматься творением, они занимаются коллаборациями».

Карпухин убежден, что следует провести анализ состояния народно-художественных промыслов, посоветоваться с людьми, живущими здесь и работающими, сохраняющими эти традиции.

«Надо работать экспертам, чтобы правильно делать предложения, надо работать над большим документом, — заметил он. — Прежде всего, нужно обратиться к тем художникам, которые живут на промысловых территориях, а не уничтожать и не гоняться за их прибылями, которых, в общем-то, нет».

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Возмущения законопроектом вызваны тем, что он готовился без участия организаций промыслов, добавил замдиректора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов. Он объяснил ФАН, что сфера народного искусства является культурным наследием нашей страны, которую нужно беречь.

«Мы считаем, что этот вопрос требует серьезного обсуждения и компетентной оценки, — сказал почетный член Российской академии художеств.

— Исходя из того, как этот текст создавался, Минпромторг не хочет вести никакую дискуссию, хочет только добиться своей односторонней позиции. Идет втягивание сферы народных промыслов в какие-то креативные проекты, по которым тоже пока ничего непонятно.

Минпромторг предлагает, чтобы дизайнеры пришли с улицы на промыслы, стали создавать какие-то новые изделия, которые якобы нам помогут что-то продавать».

Долгов также убежден, что введение понятия «саморегулирования», саморегулированных организаций (СРО) и жестких стандартов, которым должны все участники этой сферы деятельности следовать, категорически недопустимо. Нет необходимости вводить жесткие стандарты в сферу народных промыслов, которая представляет из себя очень узкий сегмент участников, заметил он.

«Главная задача — проинформировать людей, что такое народные промыслы, начиная с детского дошкольного образования, — сказал эксперт. — Наших людей надо с детства готовить к жизни и говорить, что Россия имеет самобытные черты, и они выражаются через простые вещи, которые существуют только на нашей земле, и тем самым мы отличаемся от других прочих народов».

Отметим, что в июне прошлого года в Совете Федерации была создана временная комиссия по сохранению и развитию народных художественных промыслов в России, которую возглавила Галина Карелова.

В 2020 году комиссия провела мониторинг федерального законодательства, нормативной базы регионов, мер государственной поддержки, состояния социально-экономического развития территорий, где расположены предприятия НХП.

Убыточная самобытность

Народные художественные промыслы и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растет, число мастеров неумолимо сокращается. От печальной участи уникальную отрасль могло спасти только чудо. И оно, похоже, может случиться. Как загибалась российская самобытность и почему питерский предприниматель Антон имеет шанс остаться в памяти многих поколений народных умельцев, выяснял «Огонек»

Наталия Нехлебова

«С народными промыслами у нас все стабильно,— говорит председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин,— стабильно плохо». И поясняет: вот уже 25 лет наш «базис самобытной национальной культуры» (так определяет народные промыслы в своих документах Минпромторг) тихо помирает…

Трагичные нотки в словах главы ассоциации понять можно: объем производства год от года падает, численность мастеров неуклонно сокращается.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200-300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей.

Естественно, за такие деньги молодежь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. «Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь»,— констатируют в ассоциации.

И добавляют мрачных красок в унылую картину: в прошлом году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать ее они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1 до 3 процентов, больше половины — убыточные. Руководитель одного из самых известных художественных промыслов России «Хохломская роспись» Елена Краюшкина вздыхает: «О прибыли говорить не приходится».

Что же это? Наша дымковская игрушка, палехская шкатулка, лаковые миниатюры, которые, по идее, могут кормить целые регионы, развивать сельский туризм, никому не нужны?

Ускользающая идентичность

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям.

В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов.

Читайте также:  Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шел на экспорт…

Потом на смену госзаказу пришел рынок и капризная мода. То, что прежде считалось «вековым наследием» и едва ли не «душой народа», для новых русских превратилось в китч.

А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться.

В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. «Стоимость аренды в Москве и Санкт-Петербурге непомерна,— рассказывает Елена Краюшкина,— колоссальные ставки за 1 квадратный метр. Нам такие суммы даже не снились!»

Средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в Реестр народного художественного промысла Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел

Для известных промыслов, таких как, например, хохлома, один из основных рынков сбыта — это оптовые корпоративные клиенты. Но тут уже не об искусстве речь, а о капризах клиента — фирмы заказывают подарки сотрудникам, опираясь на собственный креатив, так что на свет появляется всякая дичь: то матрешки с встроенной флешкой, то ноутбуки, расписанные «под хохлому».

Однажды даже царский трон какому-то поклоннику самодержавия делала хохломская фабрика в борьбе за окупаемость. И, что греха таить, перепрофилировала ряд мощностей для производства обычной дачной мебели — на нее спрос стабильный.

Но хохломское производство — крупное, а у маленьких предприятий, выпускающих уникальную промысловую продукцию, такой возможности зарабатывать нет.

В Москве или Питере сегодня можно купить все, что угодно. Кроме… традиционных российских изделий. Ни настоящего вологодского кружева, ни палехских шкатулок не сыскать. Китайские подделки, белорусские и украинские товары на сувенирных развалах даже в городах Золотого кольца теснят оригинального производителя.

«Многие турфирмы решают проблему обеспечения туристов сувенирами за счет дешевой привозной китайской продукции»,— кручинятся в ассоциации «Народные художественные промыслы». И признаются: бороться с этим практически невозможно.

«Объем нелегальной продукции, нарушающей авторские права, в несколько раз превосходит обороты нашего предприятия,— рассказывает Елена Краюшкина.— Было несколько судов. Мы сделали контрольные закупки контрафактной продукции у разных ИП.

Затем получили экспертное заключение, подтверждающее нарушения наших авторских прав, направили иск в Арбитражный суд. В процессе делопроизводства ИП зарываются, дело выходит из-под юрисдикции Арбитражного суда и передается в Мировой суд, где нарушителям присуждается штраф в 2 тысячи рублей.

И что? Да ничего: штраф оплатили, а через месяц на рынке те же нарушители открывают новые ИП и продолжают делать то же самое. Им тяжба обошлась в мизерный штраф, а мы заплатили за экспертизу, потратились на юристов… То есть нам суд стоит 150-200 тысяч, а им — 2 тысячи. И что толку в таких судебных делах?»

На всех не рассчитано

Государство поддерживает промыслы точечно и крохами. Впрочем, хорошо, что хоть так — во многих жизнь еле теплится только благодаря субсидиям (в этом году выделено 450 млн рублей). Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности.

Но денег отчаянно не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в Реестр народного художественного промысла Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел.

А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства.

Удача капризна и улыбается не всем. Вот, например, русская мозаика — знаменитый промысел создания панно из цветного камня — уже 10 лет пытается попасть в этот реестр и все никак.

Уникальное искусство существует 300 лет, его мастера украшали Исаакиевский собор еще в царские времена, а в советскую эпоху дорогие панно из уральской яшмы члены политбюро дарили иностранным гостям.

Но, оказывается, для министерской комиссии, ведающей записями в реестре, этого недостаточно.

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

— На художественном совете у нас спрашивали, где в Приволжском регионе горы,— рассказывает о кабинетных злоключениях Наиль Бадтрединов, руководитель предприятия НХП «Артель».— Претензия была, что наш промысел не привязан к определенной деревне, как остальные.

И что им ответить? Обыкновенные у нас горы. Уральские. А пояс яшмы через множество поселений проходит… В другой раз оформление документов у нас оказалось неправильное, потом выяснилось, что недостаточно традиционные мы. Вот в очередной раз подали заявку. Ждем.

Надеемся…

Ассоциация народных художественных промыслов давно бьется за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году.

Там вообще много чего хорошего написано, но все пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью. «У нас работают 700 человек.

90 процентов ручной труд,— говорит Елена Краюшкина,— самая большая затратная часть в стоимости изделия — это зарплата и налоги на заработную плату, почти 75 процентов в объеме себестоимости — колоссальная сумма.

И мы платим все налоги и страховые взносы как крупные, высокотехнологичные и автоматизированные предприятия. Это непосильное бремя для нас».

Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность. «Те популярные промыслы, которые отказались от ручного труда, чувствуют себя лучше»,— признает Дрожжин.

Это, например, павловопосадские платки — некогда неповторимый узор на них теперь рисует не умелец, а печатает принтер.

И потерянная идентичность, похоже, кураторов отрасли не смущает: Министерство промышленности и торговли поставило задачу увеличить количество предприятий народных художественных промыслов с минимальной долей ручного труда.

То есть как таковые по-настоящему промысловые изделия они делать перестанут, зато будут делать дешевые. На это готовы выделять государственные деньги — закупать оборудование. Только вот спасет ли это хранителей старинных ремесел и маленькие предприятия, которые не в состоянии магазин открыть?

В мире действуют иначе. В Германии, например, производства, использующие ручной труд, имеют существенные налоговые льготы, они позволяют за несколько лет полностью вернуть затраты. Там значительно ниже, чем в России, стоимость аренды торговых площадей.

В Канаде действует централизованная система сбыта: мастер сдает произведенные им изделия в кооператив, который отправляет их в места продаж.

Во Франции, если выпускники художественных училищ поступают на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся нa ручном художественном труде, то в течение трех лет получают доплату, обеспечивающую им заработок выше среднего в регионе.

А в Японии народные мастера и вовсе имеют статус национального достояния. И государство гарантированно выкупает изделия мастеров и их учеников для пополнения музейных и подарочных фондов, для продажи в других странах.

О печальной судьбе российских народных промыслов высокие чиновники в курсе: ассоциация «Народные художественные промыслы России» проводит ежегодные конференции, общается с Минпромторгом, забрасывает глав регионов криками о помощи. Увы…

Зато у нас, как выясняется, безотказно работает другой метод — достучаться до небес.

Слово Первого

Антон Георгиев два года назад купил обанкротившуюся фабрику «Крестецкая строчка» в селе Крестцы Новгородской области. Со всеми «родовыми проблемами» отрасли, о которых шла речь выше, столкнулся непосредственно.

Уперся в главные: кому продавать крестецкое кружево и почему государство не помогает.

Но ему, в отличие от коллег по цеху, крупно повезло: он оказался в числе 10 бизнесменов, которые в конце апреля встретились в Великом Новгороде с Владимиром Путиным.

Антон подробности свидания не афиширует, признается только, что доложил президенту: с промыслами у нас все стабильно плохо. Добавляет еще, что после этого все ответственные чиновники вдруг взбодрились.

А дальше уже официальная хроника: через неделю стало известно, что президент дал правительству поручение разработать «план мероприятий, обеспечивающих сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел».

Поручается, в частности, продумать использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования, развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного существования народных художественных промыслов. А главное — наметился ответ на вопрос: «Кто будет покупать?». Предлагается в рамках федеральной контрактной системы создать систему приоритетных государственных закупок изделий промыслов для пополнения музейных фондов, коллекций в образовательно-культурных учреждениях. К тому же у всех министерств, Роснефти, «Газпрома» есть подарочные фонды — они тоже будут закупать. Отчитаться о создании включающего все эти позиции плана Дмитрий Медведев должен президенту в конце августа…

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Излагая все эти радужные перспективы, Антон не без гордости сообщил «Огоньку»: в подарочном фонде президента уже приняли решение приобретать работы «Крестецкой строчки». А еще фабрика Георгиева получила госзаказ от Новгородской области.

Неужто спасение? «Если у нас будут закупать продукцию подарочные фонды, музейные коллекции будут каким-то образом восполняться элементами промыслов, это будет большим подспорьем»,— говорит Елена Краюшкина. «В Советском Союзе большое количество наших произведений шло в подарочные фонды,— соглашается Наиль Бадтрединов,— если все вернется, конечно, это нам поможет».

Мастера рассчитывают, что министерства, которых касается данное президентом поручение, теперь как-то «сплотятся во имя спасения российских традиций».

И грезят: Ростуризм включит предприятия промыслов в федеральный туристический маршрут; Минкульт даст указание Третьяковке и Эрмитажу закупать у них продукцию; Минобр поможет с подготовкой кадров; Минпромторг создаст сеть магазинов в крупных городах, где будут представлены все народные промыслы…

— Человек шел бы за подарком и понимал, что он идет за подарком, который произведен в России, является объектом коллекционирования, может передаваться по наследству другому поколению,— мечтают в ассоциации.

Читайте также:  Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

Но готовы и к исполнению более скромных желаний: если ведомства все это не осилят или замотают (не построят дороги, не создадут туристическую инфраструктуру, не откроют магазины и пр.

), то пусть хотя бы принудительно закупают на подарки «изделия национальной самобытной культуры».

А то как ее, нашу самобытность-то, иначе сохранить?..

Mr.Toymaker или титулы и звания в столярном деле

Приветствую Вас, мои подписчики и гости канала о секретах и нюансах производства деревянных игрушек! Поговорим про вопросы престижа в профессии. На какой титул может рассчитывать мастер, производящий деревянные игрушки, за свою многолетнюю преданность столярному делу? Благодарю за лайк и подписку! Приятного прочтения!

Второй канал Radugagrad_scrollsaw, авторские переводы журналов Scrollsawe & woodworking с переводом надписей с английского, чертежей из дюймов в сантиметры.

Второй канал Radugagrad_scrollsaw, авторские переводы журналов Scrollsawe & woodworking с переводом надписей с английского, чертежей из дюймов в сантиметры.

В любимом мной с детства фильме «Д»артаньян и три мушкетера» мне запомнилась фраза из разговора Миледи и кардинала Ришелье по поводу вознаграждения за подвески.

Что Вы хотите за преданность?- спросил кардинал. Деньги! Деньги и титул !- сказала Миледи. И добавила после небольшого раздумья: Титул, который я могла бы передать по наследству! А есть ли титулы в столярном деле?

За границей ремесленная деятельность хорошо организована.

В странах Евросоюза действуют федеральные законы «О ремесленной деятельности» (Германия), «Кодекс ремесленного производства» (Франция) регулирующие ремесленную деятельность, перечень ремесленных профессий, единые требования и система подготовки кадров по ним. Это позволяет мастеру из Германии открыть свою столярную мастерскую, либо устроиться на работу во Франции, а французу в Швейцарии.

Там ремесленник это 1. Лицо, которое имеет собственную мастерскую, руководит и лично принимает участие в ее работе. 2.

Имеет диплом (свидетельство) и профессиональный стаж, подтвержденный сертификатом Ремесленной Палаты. 3.

Входит в ремесленный реестр или является членом ремесленной палаты Департамента (аналог субъекта РФ) Всего 124 профессиональных федерации по ремеслам и ремесленным видам деятельности.

Ремесленная палата ведет реестр, выдает ремесленникам дипломы и свидетельства, проводит экспертизу продукции (выдает сертификаты), организует профессиональное обучение и взаимопомощь, в том числе консультированием, оборудованием, рекламой, социальными льготами и субсидиями, разрабатывает схемы рационального размещения ремесленников и удобную транспортную логистику, помогает с организацией внешнеэкономической деятельности (продаж продукции за границу).

В России иностранный статус «ремесленник» эквивалентен статусу «мастер народных художественных промыслов».

Применительно к традиционным художественным промыслам в России говорят «Мастер» и добавляют название вида промысла, которым человек занимается: мастер кузнечного или гончарного дела, мастер берестяной или деревянной игрушки). Человек, хорошо владеющий навыками данного промысла и ремесла считается мастером.

Звание Мастер народного художественного промысла . Этот статус может быть присвоен официально в соответствии с ФЗ » О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г № 7-ФЗ .

Каждый субъект российской Федерации определяет список народных художественных промыслов с требованиями для присвоения статуса «Мастер промысла»: перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, процедуру отнесения производимых мастером изделий к изделиям народных художественных промыслов. Статус присваивает Экспертный совет по художественным промыслам.

Минус в узкой профильности данного звания Мастер народного художественного промысла Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах»» Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;изделия, изготовленные на вязальных машинах — автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.

Звание Мастер- ремесленник . В России на данный момент нет Федерального закона, регулирующего ремесленную деятельность, нет единого федерального органа, которому подчиняются ремесленники, нет алгоритма присвоения званий.

В центральном федеральном округе (Москва и область) местные Палаты руководствуются старым положением в соответствии с «Перечнем видов ремесленной деятельности», утвержденным Мэром Москвы (№ 643-РМ от 04 июля 2001 года). Субъекты РФ узаконили процедуру присвоения звания с выдачей удостоверения «Мастер-ремесленник».

Ремесла, по которым присуждается звание «мастер- ремесленник» по отраслям.

1. Лаковая миниатюра 2. Ювелирное искусство 3. Керамика и фарфор 4. Православное искусство 5. Департамент реставрации и строительства  Подсекции строительства: — печная; — ландшафтная; — скульптуры и малых форм; —  другие ( мозаист, мраморщик, каменотес, резчик, маэстро бани и т.д.) Подсекции реставрации: — реставратор мебели; — реставратор  книг и фолиантов; — реставратор  металла; — реставратор фарфора и т.д. 6. Художественной обработки металлаПодсекции: — кузнец художественной ковки; — кузнец оружейник (холодное оружие); — гальванопластика; — чеканка; — гравировка и т.д. 7. Камнерезное искусство 8. Художественный книжный переплёт 9. Изготовления авторских музыкальных инструментов 10. Мода и дизайн 11. Художественная фотография 12. Современное эмальерное искусство 13. Живопись 14. ДПИ (декоративно-прикладное искусство)15. Минералогия 16. Авторские куклы 17. Резьба по кости 18. Монументально-Декоративное искусство 19. Витражное и стеклодувное искусство. 20. Художественная кожа.

21. Лозоплетение, бондарное искусство.

В соответствии с проектом Положения о звании мастер-ремесленник (Утверждено на заседании Ученого Совета Русской Академии Ремёсел23 июня 2018 года. Ректор НОЧУ ДПО РАР Просвирина Е.А.) II. Порядок присвоения звания Мастера ремесленника 2.5. Звание Мастера ремесленника присваивается лицам:- сохраняющим основы традиционного мастерства;- создающим ноу-хау технологии на применяемые инструменты и материалы, художественно-технические приемы их обработки;- передающим навыки своего мастерства другим гражданам.- имеющим авторский стиль в изделиях и приемах работы;- имеющим высокий художественный уровень изделий;

имеющим стаж ремесленной деятельности не менее 8 лет;

  • Можно будет получить звания: Мастер ремесленник Академии Ремёсел, Мастер народно художественного промысла, Мастер ремесленник, мастер года, авторитетный Мастер ремесленник, столичный Мастер ремесленник, лучший Мастер ремесленник и др.
  • Не запрещенные законодательством звания, титулы, регалии присваиваются по решению экспертного художественного совета из состава Ученого Совета Академии Ремёсел и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
  • Полученное звание лишь дополнение к необходимости выпуска качественной продукции, ее сертификации, последующего участия во внешнеэкономической деятельности и международных выставках, оформления торговой марки для брендирование выпускаемой продукции, наличия собственного сайта, наработки сети оптовых покупателей, выстраивания розничных продаж.

Подписаться: Канал на Дзен/ Канал на Ютуб/ InstagramСодержание Канала ДЗЕН. Навигация по статьям. Моя электронная почта [email protected]. До новых публикаций!

Кто может считаться мастером народных художественных промыслов — promysly-tula

В научной практике и терминологии, принятой в России термин «мастер народных художественных промыслов» эквивалентен  термину «ремесленник», принятых в ряде стран.

 В данном случае подчеркивается разница, указывающая на то, что  человек занимается именно художественным ремеслом.

Понятие ремесленник  может обозначать мастера не обязательно владеющего приемами художественного ремесла.

Поэтому обычно, применительно к традиционны художественным промыслам,  в России говорят «Мастер», а не «Ремесленник», добавляя  вид ручного  производства (мастер филимоновской  игрушки, мастер кузнечного дела и проч.)

Мастером человек часто считается по факту владения навыками  промысла или ремесла, а не по официальному статусу. Однако существует и официальный статус, который может быть присвоен мастеру. 

Каждый субъект российской Федерации вправе определять список народных художественных промыслов и применять  характеристику «мастер  промысла» к отдельным персоналиям.

Это входит в обязанности и сферу полномочий Экспертных советов по народным  художественным промыслам.   Если  субъект Российской Федерации не определяет законодательно иное,  то Федеральный закон «О народных художественных промыслах дает следующее определение: 

  • Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. народный художественный промысел — одна из форм народноготворчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов; 
  • место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
  • изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения,изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;

В Тульской области нет  Закона о  народных художественных промыслах. Соответственно и не определен статус  Мастера народных художественных промыслов. Чтобы быть официально признанным мастером, необходимо пройти процедуру утверждения через Экспертный совет. Рекомендуем всем заинтересованным лицам пройти Анкетирование. 

Читайте также:  Статья 48. Хранение или захоронение радиоактивных отходов

Также существует квалификационное звание «Народный мастер России», присваиваемое Комиссией по народному искусству  Союза Художников РФ. 

Рекомендуем  познакомиться с материалами на странице Обмен опытом ( прецедентная база работы с НХП в других регионах России)

Как организована ремесленная деятельность за рубежом? Кто такой ремесленник в этих странах ?

Гжель, хохлома и финифть

Полина Калмыкова

носительница русской культуры

Профиль автора

  • В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
  • На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
  • В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
  • Когда появилось: в 1944 году
    Где делают: в Раменском районе Московской области
    Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
  • Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

  1. Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
  2. Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
  3. Например:
    ✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
    ✨ Кашпо — 1790 Р
    ✨ Чайник — 3280 Р
  4. Когда появилось: в 17 веке
    Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
    Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома.

Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика.

Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи.

Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи.

Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р

Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

  • На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
  • Например:
    ✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р ✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р ✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
  • Когда появилось: в начале 19 века
    Где делают: в деревне Жостово Московской области
    Где купить: на сайте Жостовской фабрики

Жостовская роспись возникла вслед за федоскинской миниатюрой — в мастерских тех же художников, которые занимались росписью папье-маше. Только вместо картонных заготовок жостовскую роспись наносят на кованые предметы: в первую очередь на подносы.

  1. Способ создания рисунков такой же, как в федоскинской миниатюре, а вот сами сюжеты отличаются: в жостовской росписи преобладают реалистичные цветочные композиции.
  2. Жостовская фабрика приглашает туристов в музей картин на металле и на мастер-класс, в течение которого каждый посетитель создаст поднос по жостовской технологии.
  3. Например:
    ✨ Поднос — 1360 Р
    ✨ Стальной кувшин — 4500 Р
    ✨ Сервировочный стол — 19 000 Р
  4. Когда появилось: в 1924 году
    Где делают: в поселке Палех Ивановской области
    Где купить: в интернет-магазине «Палехские мастерские Александра Гусаковского»

Палехская миниатюра — еще один вид лаковой росписи по папье-маше, но вместо масляных красок мастера используют темперу.

Стиль палехской миниатюры вырос из иконописи: после революции палехские иконописные мастерские объединились в артель древней живописи и стали расписывать шкатулки.

Библейские сюжеты сменились на сказочные и агитационные: например, аллегорическое представление Третьего интернационала или изображение полета Гагарина в космос.

Например:
✨ Ручка «Жар-птица» — 7990 Р
✨ Шкатулка «Тройка» — 9800 Р
✨ Новогодний шар — 11 990 Р

Когда появилось: в 18 веке
Где делают: в городе Ростове Ярославской области
Где купить: на сайте фабрики «Ростовская финифть»

Ростовские художники известны миниатюрной росписью по эмали — по-другому ее называют финифтью. Этот промысел объединяет в себе живописное и ювелирное искусство: расписными эмалевыми пластинками украшают металлические изделия — в основном из меди и серебра.

В 18—19 веках финифть производили в первую очередь для монастырей: делали кресты, иконы и Евангелие. В советское время мастерские переквалифицировались на повседневные товары: украшения, пудреницы, подстаканники и шкатулки. Сейчас на ростовской фабрике финифтью украшают практически все: от наборов для литургии до ножей и флешек.

При фабрике «Ростовская финифть» работает музей, где собраны образцы разных периодов. Для туристов, которые хотят увидеть процесс создания изделия от и до, проводят экскурсии в ювелирный и художественный цеха и мастер-классы по созданию эмалевых миниатюр.

  • Например:
    ✨ Карманное зеркало — 3344 Р ✨ Серебряные серьги — 3377 Р ✨ Шкатулка «Москва белокаменная» — 29 520 Р
  • Когда появилось: в 9—10 веке
    Где делают: в Одоевском районе Тульской области
    Где купить: на сайте мастеров филимоновской игрушки
  • Филимоновская игрушка — один из древнейших русских промыслов: самые ранние обнаруженные образцы археологи датируют 9—10 веком, но подозревают, что традиция лепить такие фигурки появилась еще раньше.

Узнаваемые черты филимоновской игрушки — примитивные формы, схематичные лица и яркая раскраска. Обычно в росписи используют только три цвета — красный, желтый и зеленый, — а узор состоит из линий: параллельных друг другу или собранных в более сложный орнамент — солнышко, елочку или звездочку.

Например:
✨ Блюдце — 500 Р ✨ Игрушка «Любота с хлебом» — от 900 Р ✨ Игрушка «Козел с баяном» — 2500 Р

Когда появилось: в 15—16 веке
Где делают: в Кирове
Где купить: в интернет-магазине дымковской игрушки Союза художников России

Дымковская игрушка — традиционный женский промысел, который зародился на Вятке: секреты создания ярких глиняных фигурок передавалась от матери к дочери. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии.

Образы дымковских игрушек не слишком детализированы, хотя выглядят более реалистично, чем филимоновские. Фигурки украшают геометрическими узорами ярких и контрастных цветов и дополняют небольшими фрагментами золотой фольги.

Игрушки никогда не повторяются. Даже заказывая изделие по каталогу, покупатель никогда не получит именно такое, как на фотографии: обязательно будут отличаться узоры, жесты или другие детали.

  1. В Кирове можно посетить Музей дымковской игрушки и договориться о встрече с мастерицей, чтобы увидеть процесс лепки своими глазами.
  2. Например:
    ✨ Кошечка — 1250 Р
    ✨ Лошадка — 1500 Р
    ✨ Свинка с поросятами — 1875 Р
  3. Когда появилось: в 18 веке
    Где делают: в Оренбурге
    Где купить: в интернет-магазине фабрики Оренбургских пуховых платков

Оренбургский платок вяжут из пуха оренбургских коз — самого тонкого козьего пуха в мире. Готовое изделие получается очень легким, а небольшие платки даже могут просочиться сквозь обручальное кольцо: раньше этот тест использовали, чтобы проверить подлинность аксессуара.

В 1851 году оренбургские платки представили на Всемирной выставке промышленных работ всех народов в Лондоне — с тех пор этот народный промысел стал знаменит. В 20 веке ручную работу частично заменила машинная вязка, хотя некоторые мастерицы создают платки вручную и сегодня.

Например:
✨ Палантин — 4740 Р
✨ Теплая косынка — 4740 Р
✨ Пуховый платок — 6750 Р

Когда появилось: в 19 веке
Где делают: в Вологде
Где купить: в интернет-магазине «Снежинка»

Вологодское кружево выделяется среди других стилей плетения четким разделением узора на фон и рисунок: основное изображение выполняют толстой тесьмой, которая проходит непрерывной линией по всему изделию. Наиболее известный узор вологодского кружева — снежинка, хотя мастерицы выплетают тесьмой самые разнообразные рисунки: от абстрактных узоров до иллюстраций к классическим произведениям.

Кружева до сих пор делают вручную по старинным технологиям: в Вологде этим промыслом в основном занимаются сотрудники кружевной фирмы «Снежинка».

Увидеть мастериц за работой можно на экскурсии по предприятию, а посмотреть выдающиеся примеры кружевных работ — в вологодском Музее кружева: там представлены как кружева 19 века, с которых начинался промысел, так и сложные произведения современных художников.

Например:
✨Воротник — 2640 Р
✨Серьги — 4880 Р
✨Оплечье — 26 300 Р

Когда появилось: в 19 веке
Где делают: в поселке Крестцы Новгородской области
Где купить: на сайте фабрики «Крестецкая строчка»

Крестецкая строчка — это особый вид вышивки: чтобы получить узор, мастера сначала выдергивают из ткани нити, а потом заполняют получившуюся сетку другими. Таким способом на текстильных изделиях получаются тонкие геометрические рисунки: абстрактные узоры или целые сюжетные картины.

Сначала мастера работали поодиночке, но в 20 веке объединились в артель, которая со временем превратилась в фабрику. Часть работы на фабрике выполняют машины, но некоторые узоры мастера создают вручную: посмотреть на работу разных цехов можно на экскурсии по предприятию.

Еще при фабрике работает музей со строчкой разных периодов, а самое старое сохранившееся произведение — полотенце «Священное дерево жизни», вышитое в 1861 году, — находится в экспозиции «Русского музея» в Санкт-Петербурге.

Например:
✨ Платье — 4950 Р
✨ Льняная наволочка — 7000 Р
✨ Панно с вышивкой — цена по запросу

Ссылка на основную публикацию