Раздел v. призыв граждан на военную службу по мобилизации

Как известно, прохождение воинской службы считается почетной обязанностью. Российскую армию по праву считают одной из самых сильных на планете.

Культ сильной российской армии в последнее время все более распространяется не только по российскому телевидению, об этом сейчас трубят и многие зарубежные СМИ.

По этой и многим другим причинам много молодых людей желают попасть в вооруженные силы РФ.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Кроме того, популярность службе в армии добавляют и последние принципы в комплектовании российских вооруженных сил. Большая часть военнослужащих армии нашего государства являются контрактниками. Тем не менее, прохождение службы по призыву считается важнейшим условием боеспособности наших Вооруженных сил.

Призыв на военную службу в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «О воинской обязанности», который был принят в 2006 году.

Данным правовым актом регулируется большинство всех аспектов, актуальных для укомплектования наших Вооруженных сил с помощью призывников, а также контрактников. Непосредственно регулирование призыва в армию происходит в 4-м разделе уже упомянутого ФЗ.

К примеру, его 22-я статья, разъясняет о тех гражданах, которые могут быть призваны на военную службу в ВС РФ.

Порядок призыва на военную службу

Пройти военную службу по призыву является почетной обязанностью всех российских граждан мужского пола 18-27-летнего возраста. Одним из основополагающих критериев считается пребывание на военном учете, а также отсутствие положения находящегося в запасе ВС РФ.

В свой черед, не могут призываться в ряды вооруженных сил российские граждане, которые официально были освобождены от соответственных обязанностей.

В частности такие граждане, у которых имеются отсрочки, а также граждане, которые на самых разнообразных основаниях не подлежали к поступлению на службу в армию.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Увольнение в связи с призывом на военную службу

Следует знать, что граждане, работающие в государственных органах, которые были призваны в российскую армию, по окончании службы могут предъявлять свои права на трудоустройство на последнем месте работы, причем на должности не ниже тех, которые занимали ранее.

Какие имеются основания для увольнения

Уволить в связи с призывом в армию могут граждан на основании повесток, в которых могут быть требования:

Повестки лишь с означенным содержанием служат основанием для того, чтоб прекратить трудовые отношения. Документы могут направляться по местам проживания мужчин, подлежащих призыву, а также и по местам нахождения организаций, в которых они работали. В первом случае документы могут предоставляться в отделы кадров работником лично.

Весенний призыв 2020 года

Гражданам, подлежащим призыву на военную службу следует знать, что призыв на военную службу в армию в России проводится двумя этапами. Традиционно, это осенний призыв в армию и весенний.

Когда начнется весенний призыв в армию в 2020 году

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Многих молодых людей, имеющих призывной возраст, в настоящее время несомненно интересуют вопросы, связанные с началом весеннего призыва 2020 года .

В соответствии с российской нормативно-правовой документацией в нынешнем году так же, как и в предшествующем, весенний призыв начнется с 1 апреля.

Обыкновенно, дату, с которой связывают начало весеннего призыва, считают датой, когда начинают проводиться первые медицинские комиссии в военкоматах.

Время окончания весеннего призыва

В противоположность осеннему призыву, продолжительность которого может составлять приблизительно 90 дней, продолжительность весеннего призыва длиться на две недели дольше.

Иначе говоря, окончание весеннего призыва 2020 года приходится на 15 июля.

В связи с этим выпускники ВУЗов, подлежащие призыву на военную службу, которые успели защитить свои дипломные проекты, не должны забывать, что они располагают действующими отсрочками лишь до конца августа.

Новые сроки призыва на военную службу

Не исключено, что многим ребятам довелось слышать об увеличении сроков срочной службы до 18 месяцев в 2020 году? Тем не менее, активно распространяющиеся сведения в СМИ по этой теме являются всего лишь слухами. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, которые пойдут в армию в период этого весеннего призыва, будут служить все так же 12 месяцев, невзирая на все слухи об изменениях сроков службы.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Призыв в армию 2020: нововведения

В этом году все граждане подлежащие призыву на военную службу, получат так называемые несессеры — унифицированные сумки, в которых находятся средства личной гигиены. Это несомненно повлияет на повышение комфортных условий службы, а также упрощение проблемы личных вещей.

Сейчас все военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, будут обладать бритвенными принадлежностями, маникюрным набором, а также другими полезными мелочами.

Еще одно нововведение этого весеннего призыва — дневной сон для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Организация призыва на военную службу

Организация призыва граждан на военную службу складывается из нескольких этапов.

И первым будет обеспечить явку граждан для прохождения медицинского осмотра с последующим заседанием территориальных призывных комиссий, ответственных за включение в ВС РФ молодого пополнения.

Далее по срокам, утвержденным законом, призывники обязаны явиться в военкоматы по местам регистрации, после чего отправиться к местам прохождения службы. Средством сообщения между военкомом и гражданами подлежащими призыву на военную службу являются повестки.

Помимо комиссий, призыв граждан на военную службу имеет в виду участие и других структурных подразделений. Преимущественно, это вышестоящие призывные комиссии субъектов РФ. Кроме того, в случае определения военкоматами того, что подлежащие призыву на военную службу молодые люди преднамеренно избегают армии, необходимые сведения о личностях призывников передаются правоохранителям.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Призыв офицеров запаса на военную службу

Ни для кого не является секретом, что вслед за демобилизацией военнослужащие отправляются в запас. Время от времени после Указа Президента они могут быть направлены на прохождение военных сборов. Офицеры запаса независимо от присвоенных им воинских званий могут быть призваны в армию, но это уже не будет назваться срочной службой, потому что:

  • С одной стороны, период обучения в высших военных учебных заведениях – это то же прохождение срочной службы, только значительно дольше, от 4 до пяти лет;
  • С другой стороны, по окончании гражданских высших учебных заведений, в которых имелись военные кафедры, выпускники получают военные билеты и направляются в запас.

Призыв на военные сборы

По большей части прохождение учебных сборов офицеров запаса организационно сходно со сборами сержантского и рядового состава.

Определены также и сроки по единовременному пребыванию, которые могут составлять не более двух месяцев.

В итоге, суммарная численность всех мероприятий, в которых будут принимать участие уже не военнослужащие, и не проходящие военную службу по призыву, но военнообязанные, будет определяться общей протяженностью всех учений.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Обычно они составляют 12 месяцев. Период времени вместе с продолжительностью военных сборов в течение календарного года устанавливается непосредственно Верховным Главнокомандующим. В связи с этим издается специальный Указ о призыве на военные сборы.

В противоположность призывным кампаниям, старт учебных сборов дается в первых числах февраля.

Следует особо подметить, что всем офицерам, отправленным в запас, которые не проходили срочную службу, предстоит если не полноценный призыв на военную службу, то, как минимум прохождение учебных сборов.

К тому же, если у военнообязанных будут отсутствовать уважительные причины, чтобы избежать сборов, то они пробудут в общей сложности в течение всего календарного года.

Ответственность за неявку на сборы, впрочем, как и в связи с призывом на военную службу, одинаковая как для рядового, так и для офицерского состава. Конечно, это не та ответственность, как за уклонение от призыва военную службу. Тем не менее, она подразумевает вынесение предупреждений или незначительного штрафа до 500 рублей.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Предельный возраст для призыва, когда офицеры могут принимать участие в сборах, находится в прямой зависимости от их воинских званий. В самом исключительном случае он может доходить до 70 лет.

Читайте также:  Статья 52. рассмотрение заявлений о назначении пенсий

И в этом есть своя логичность и закономерность, поскольку профессиональные военнослужащие с огромным многолетним командным опытом в любых вооруженных силах приравниваются к золотому запасу государства.

Практический опыт показывает, что подбор военнообязанных производится главным образом на индивидуальном уровне.

Таким образом, при составлении министерских приказов не значатся заранее подготовленные списки таких военнообязанных, что является вполне естественным.

Военными комиссариатами рассматриваются личные дела всех запасников, с учетом их воинских званий, занимаемых ранее должностей, возраста, иных обстоятельств. В общей сложности выходит, что возрастные пределы варьируются в пределах между 45 и 55 годами.

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.

2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников.

Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью.

Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте).

Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

  • К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
  • Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
  • К военнообязанным относятся:
  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

Подготовленные документы:

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года.

Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом.

Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы.

Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Читайте также:  Федеральный закон от 28.10.2002 n 129-фз "о внесении изменений в федеральный закон "о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

  1. Татьяна Андрияшкина эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»
  2. Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
  3. Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Кто подлежит призыву по мобилизации, а кто на военную службу

Начиная со времени первичной постановки на воинский учет, каждого юношу интересует вопрос призыва. Он отражает некоторое недопонимание структуры действующих вооруженных сил, поэтому и формулируется такими типовыми тезисами, как призыв в мирное время или призыв в военное время.

Естественно, чтобы в полной мере ответить сразу на все возможные вопросы, придется погрузиться в законодательную базу, что, в принципе, под силу каждому. Однако трактовать сухой язык юриспруденции достаточно тяжело, поэтому и появляются статьи, в которых доступно и с примерами изложен необходимый материал.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Отличия призыва от мобилизации

Состав вооруженных сил РФ достаточно разнообразен. В него включены солдаты, проходящие срочную службу, профессиональные военные, несущие службу по контракту, офицерский состав, рабочие, имеющие военно-учетную специальность, обслуживающий персонал.

Но не стоит забывать, что потенциал армии содержится еще и в контингенте, пребывающем в запасе.

Единовременно содержать многочисленные ряды нет необходимости, при условии, что в случае внешней угрозы можно будет достаточно быстро пополнить их мобилизационными кадрами.

Из сложившейся картины становится видно, что призыв в армию, как процесс, подразделяется на прохождение срочной службы и мобилизацию. Оба этих вида призывов проходят по определенному регламенту, устанавливаются сроки и категории граждан, прописываются возможные отсрочки для лиц, подлежащих призыву.

Необходимо отметить, что имеются определенные аналогии в организации, а также кардинальные различия. Но самое главное отличие заключается в том, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется после объявления данного мероприятия. Обычно этому предшествует введение военного положения.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Срочная служба

В ФЗ о воинской обязанности четко прописано, кто подлежит призыву, причем перечень категорий граждан проще рассматривать с двух позиций: кого призывают и кого не призывают в армию. Так, в России ряды ВС должны пополнять граждане в возрастном промежутке от 18 до 27 лет.

Узнай:   Призыв запасников на военные сборы 2019, указ и организация

Однако возможность служить обязана установить специально созданная медицинская экспертная комиссия. После освидетельствования гражданина выносится решение в виде присвоенной категории годности.

На срочную службу отправится призывник, возраст которого удовлетворяет вышеописанному условию, а категория годности значится литерой «А» или «Б».

Это мужчины, у которых не было обнаружено существенных заболеваний, или отклонения в здоровье которых не противопоказывают военную деятельность, а ограничения касаются выбора воинских частей.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Граждане, которые могут быть освобождены от армейского быта, проще перечислить по категориям.

  • Юноши, у которых при освидетельствовании были обнаружены существенные отклонения в здоровье. По решению комиссии им присваивается категория «Г», «В» или «Д». Причем категория «Г» освобождает от призыва только на время, категория «В» не освободит от мобилизации, а «Д» — означает полное снятие с воинского учета.
  • Граждане, которые отбывают наказание в МЛС.
  • Несмотря на призывной возраст, если мужчина постоянно проживает за границей, то его не призывают на службу.
  • Временная отсрочка полагается юношам, получающим образование, ухаживающим за больными родственниками, имеющим двоих детей.
  • После 27 лет заканчивается призывной возраст, поэтому преодоление этого порога означает пребывание в запасе.

После выполнения основной воинской обязанности относительно срочной службы гражданин становится на учет в том отделе комиссариата, который расположен на территории постоянного проживания. Его воинская обязанность заключается в пребывании в запасе.

Мобилизация

Как было уже указано ранее, в случае внешней агрессии в стране объявляется военное положение, что позволяет мобилизовать требуемую часть контингента для укомплектования рядов ВС. Под призыв по мобилизации попадают уже отслужившие и пребывающие в запасе лица, кроме тех, которые в текущий период и так проходит срочную службу.

Суть работы по воинскому учету и сама мобилизационная подготовка заключается не только в оперативном сборе личного состава, но и в проведении разъяснительных работ. Необходимо довести до сведения, кто должен призываться в первую очередь, а кто несколько позже.

Возрастной порог для солдат в звании до прапорщика включительно составляет 50 лет. Это значит, что мужчин старше указанного возраста не направят на службу ни при каких обстоятельствах.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Важным отличием от обычного призыва является привлечение к службе женщин, которые освоили хотя бы одну из военно-учетных специальностей. Некоторые граждане заведомо получают последовательность действий в виде мобилизационного предписания. Оно хранится в виде вкладыша к военному билету. Имеется перечень категорий, которые не задействуются даже в военное время.

  • Если при постановке на первичный учет или при последующих освидетельствованиях было выявлено тяжелое заболевание, ведущее к прогрессирующим изменениям в организме, то гражданин признается не годным и получает категорию «Д».
  • Юноши, призванные на срочную службу, не подчиняются плану действий при мобилизации.
  • Лица с судимостью за тяжкие преступления (если она еще не погашена) по мобилизации не могут попасть под призыв и на военную службу не отправляются.
  • Для полноценного функционирования важнейших государственных структур требуются профессиональные кадры, на которых оформляется бронь. Эти кадры не призываются, а обеспечивают работу в тылу. Примером могут служить органы власти, внутренних дел, МЧС, ученый сектор.
  • Законом предусмотрена отсрочка от армии, хоть ее условия и отличаются от отсрочки в мирное время. Это перенос времени призыва по случаю выявленного заболевания, воспитания 4 детей, ухода за больным родственником, а также отсрочки по личному распоряжению Верховного Главнокомандующего.

Узнай:   Приписное удостоверение гражданина подлежащего призыву в армию

Чтобы пребывающие в запасе не потеряли навыков военной службы, который они приобрели ранее, для них устраиваются сборы. Явка на сборы по значимости приравнивается к самому призыву.

Специальный учет граждан запаса в организации

24 декабря

8003

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Что такое бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)? Это отдельное направление воинского учета в организациях. Цель бронирования — обеспечить производства ценными профессионалами в военное время и в периоды мобилизаций.

Узнайте о передаче персональных данных в военкомат и другие организации из нашего дистанционного курса.

Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию граждан (МКБ) ВС РФ и органы местной власти. Забронированные сотрудники не освобождаются от военных обязанностей, они составляют особую часть — специальный воинский учет.

Кто состоит на спецучете:

  • военнообязанные граждане, которые забронированы организациями, органами власти. Часто это руководители и высококлассные специалисты;
  • находящиеся на службе в органах МВД, пожарной службе, в УИС и органах по контролю за оборотом наркосредств.

Забронированным предоставляется отсрочка от призыва в военное время и освобождение во время мобилизаций и военных сборов на все время отсрочки. Основные виды бронирования граждан в организации:

  • по перечням должностей и профессий;
  • персональный воинский учет — бронирование по постановлениям МКБ;
  • по отдельным постановлениям МКБ.

Перечни бронируемых должностей бывают двух видов — федерального и регионального уровней:

  • в название перечней первого уровня присутствуют наименования федеральных органов власти, МВК присваивает им регистрационные номера;
  • перечень второго уровня называется Территориальный.
Читайте также:  Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

Проекты Перечней должностей и профессий разрабатывают органы госвласти и организации, утверждает Межведомственная комиссия по бронированию.

Воинский учет — обязанность всех работодателей. Как правило, отделы кадров предприятия организуют работу по воинскому учету и бронированию ГПЗ. Однако бронирование ведут только те организации, которые имеют на это основания:

  • подписанные с правительством или органами власти разных уровней договоры о выполнении поставок для госнужд в военное время или в период мобилизации;
  • участие в выполнении заданий на поставку продукции ( работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
  • в полномочия организации входят задачи, установленные органами власти разных уровней;
  • деятельность организации в военное время обеспечивает безопасность государства, жизнедеятельность населения.

Этими критериями руководствуются Межведомственная комиссия по бронированию, федеральные органы госвласти, территориальные комиссии субъектов РФ при определении организаций для бронирования ГПЗ.

В военкоматах на местах работают территориальные комиссии по вопросам спецучета. В их обязанности входит организация бронирования граждан, пребывающих в запасе и контроль за этой деятельностью на предприятиях.

Совет Направьте запрос — должна ли ваша организация осуществлять бронирование.

Если ваша компания входит в списки, комиссия направит вам утвержденные перечни должностей и профессий.

Как организовать воинский учет и бронирование в компании:

  1. Назначьте ответственного, согласуйте назначение с военкоматом.
  2. Издайте приказ о назначении, согласуйте и утвердите планы по ведению спецучета и бронированию на текущий год.
  3. Основываясь на присланных списках должностей, составьте проект перечня забронированных работников своей компании.
  4. Передайте список в территориальную комиссию для утверждения.
Обратите внимание! При ведении спецучета данные на забронированного работника собираются аналогично обычному учету.

Информация заносится в бланк специального учета — форму 4, состоящую из извещения и удостоверения:

  • извещение содержит информацию о постановке на специальный учет,
  • удостоверение подтверждает отсрочку.

Количество остающихся в организации бланков отмечают в специальной справке по форме 20 — скачать.

Важно! Бланки спецучета — документы строгой отчетности.

Кроме выдачи бланков спецучета, организация ежегодно отчитывается по формам 6 и 18:

Дополнительно работники кадров разрабатывают и ведут обязательные документы:

  • план замещения сотрудников, призываемых на службу,
  • план действий по передаче удостоверений об отсрочке;
  • журнал учета выдачи удостоверений;
  • другое.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Важно! Храните документы строгой отчетности по специальным правилам.

Кадровики часто путают сотрудников, не подлежащих бронированию, с теми, кто вообще не подлежит воинскому учету:

  • женщины, не имеющие воинской специальности;
  • отбывающие наказание;
  • проживающие за рубежом;
  • проходящие службу по призыву или АГС.
Важно! Не подлежащие спецучету и военному учету — это разные категории!

Не подлежат бронированию следующие категории работников:

  • в первые 5 лет пребывания в запасе уволенные с военной службы 1 разряда;
  • не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований и зачисленные в запас по достижении 27 лет;
  • водители транспортных средств, машин и механизмов, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
  • предназначенные в специальные формирования;
  • заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.

Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Перечень граждан, не подлежащих бронированию, утверждается постановлением Межведомственной комиссии. Уточняйте в военкомате.

Скачать формы воинского учета по бронированию и Правила работы с бланками специального воинского учета

Скачать примерный план работы по бронированию

Переводите кадровые документы в электронный вид и повышайте эффективность своего труда после нашего курса.

 

В случае объявления войны из запаса будут призываться военнослужащие. по какой статье трудового кодекса рф их необходимо будет увольнять — по п. 1 ст. 83 тк рф или же п. 7 ст. 83 тк рф?


Точно можно этим воспользоваться?
Раздел V. Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Консультация предоставлена 08.09.2017 года   

В случае объявления войны из запаса будут призываться военнослужащие. По какой статье Трудового кодекса РФ их необходимо будет увольнять — по п. 1 ст. 83 ТК РФ или же п. 7 ст. 83 ТК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

По нашему мнению, трудовой договор в рассматриваемой ситуации может быть прекращен по п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ.

Обоснование позиции:

Как следует из ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время.

В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; далее — Закон N 31-ФЗ).

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе (п. 2 ст. 17 Закона N 31-ФЗ).

Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (п. 2 ст. 20 Закона N 31-ФЗ).

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в случае объявления войны или фактического начала военных действий, граждане, пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу по мобилизации.

Обратим внимание, что Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) различает призыв на военную службу по призыву и призыв на военную службу по мобилизации (смотрите ст. 1 Закона N 53-ФЗ).

При этом п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ, предусматривающий прекращение трудового договора в связи с призывом работника на военную службу, не конкретизирует, по какому основанию осуществлен призыв на военную службу: по призыву или по мобилизации.

Факт же призыва работника на военную службу по мобилизации очевидно исключает продолжение выполнения им своих трудовых обязанностей. При этом Закон N 53-ФЗ предусматривает освобождение от работы или учебы только на время прохождения военных сборов (п. 2 ст.

 6 Закона N 53-ФЗ). Соответственно, полагаем, что в случае объявления войны или фактического начала военных действий трудовой договор с гражданами, пребывающими в запасе и подлежащими призыву на военную службу по мобилизации, может быть прекращен по п. 1 части первой ст.

 83 ТК РФ.

По нашему мнению, будет неправильным расторгнуть трудовой договор в рассматриваемой ситуации по п. 7 части первой ст.

 83 ТК РФ, то есть в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Само по себе наступление чрезвычайных обстоятельств не является основанием для прекращения трудового договора (смотрите решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 09.10.2013 по делу N 2-467/2013). Для расторжения трудовых договоров по п. 7 части первой ст.

 83 ТК РФ необходимо одновременное наличие трех условий: наличие чрезвычайного обстоятельства (военные действия); данное обстоятельство препятствует продолжению трудовых отношений; взаимосвязь этих фактов признана Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором произошли события (смотрите решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21.06.2017 по делу N 2-1998/2017).

  •   Ответ подготовил:
  • Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  •  Наумчик Иван
  •  Контроль качества ответа:
  • Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Кудряшов Максим
Ссылка на основную публикацию