Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.

Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге.

Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами.

Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.

Сущность представительского органа

  • Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией
  • Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.
  • На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.

При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.

Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума.

Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании.

Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.

Система органов, осуществляющих защиту трудовых прав

Действующее законодательство предлагает достаточно широкий выбор способов защиты прав и законных интересов, нарушенных в ходе применения наемного труда. В основе их классификации лежит субъект, наделенный полномочиями осуществлять защиту. Так, в соответствии со ст.

325 ТК, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства ведут соответствующие государственные органы. Функцию общественной защиты трудовых прав работников выполняют профсоюзы в формах, определенных ТК.

Самозащиту работники реализуют самостоятельно, то есть без участия каких-либо юрисдикционных органов (по этой причине в данном разделе этот аспект не рассматривается). 

По утверждению ряда специалистов, следует обратить внимание на то, что защита трудовых прав и рассмотрение трудовых споров в соответствии с ТК не одно и тоже. По смыслу ст. 352 в ней перечислены не все, а только основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

В связи с этим не совсем логичным представляется отсутствие в указанном выше перечне такой формы защиты прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений, как разрешение трудовых споров.

Вместе с тем процедура разрешения коллективных трудовых споров, равно как и процесс рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, на наш взгляд так же является формой защиты.

Многообразие способов защиты обуславливает проблему выбора защищающей инстанции. Для правильного выбора, на наш взгляд, необходимо знать общую организацию и полномочия указанных органов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства закреплен ТК (гл. 57)  в качестве одного из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Так, под надзорно-контрольной деятельностью понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Статья 353 ТК устанавливает систему органов надзора и контроля, закрепляя в качестве ее составных элементов федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы прокуратуры.

Органы государственного надзора и контроля по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности предусмотрены ч. 2 ст. 353 ТК, среди них  наряду с органами федеральной инспекции труда названы федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности (ст. 366 – 369 ТК).

Указанные органы занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства. Их можно условно разделить на две категории.

Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

Ко второй относятся надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в Министерстве промышленности и энергетики РФ, которые занимаются вопросами энергетического надзора, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, ведающее вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в стране.

Для выполнения задач и осуществления своих функций государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных.

Например, Госатомнадзор России вправе: выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; выдавать тем же лицам предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности.

Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право наложения денежного штрафа на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области народнохозяйственной деятельности в порядке и размерах, установленных КоАП. Правовой статус надзорно-контрольных органов устанавливается Правительством РФ.

Читайте также:  Федеральный закон от 16.11.1998 n 170-фз "о внесении изменения в статью 4 федерального закона "о внесении изменений и дополнений в отдельные законы российской федерации о налогах"

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в соответствии с ч. 3 ст.

353 ТК осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

К ним, в частности, относится Правительство РФ, которое контролирует работу федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации. Федеральные министры контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный контроль в соответствии с законодательством РФ. Так, в соответствии со ст.

20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия (в том числе государственный контроль в подведомственных органам местного самоуправления организациях), если федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции издадут обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не изменяет их правовую природу, т.е. не превращает их в государственные надзорно-контрольные органы, поэтому их следовало бы исключить из текста ст. 353 ТК.

Принимая в то же время во внимание, что органы местного самоуправления в установленных случаях могут осуществлять полномочия по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства в подведомственных им организациях, было бы желательно главу 57 дополнить статьей, соответствующей по содержанию ст. 20 ФЗ № 131.

Среди органов государственного надзора кроме указанных, ТК выделяет органы прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК. В статьях 370 — 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.

В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно ст.

19 названного закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.

Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК. Защитная функция профсоюзов не ограничивается проведением проверок соблюдения законодательства о труде. Согласно ст.

371 ТК, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законом. Например, ч. 5 ст. 73 предоставляет работодателю право, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, в целях сохранения рабочих мест при массовом увольнении работников вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев.

Статьей 99 ТК допускается привлечение к сверхурочным работам по инициативе работодателя с письменного согласия работника и в некоторых случаях с учетом мнения представительного органа работников.

Дополнительно к установленным ТК, в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций могут включаться иные случаи, когда при вынесении решений работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 372 ТК.

Защитная функция профсоюзов реализуется также и в форме обязательного участия их выборного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК).

Например, его участие обязательно при решении вопросов: о возможном сокращении численности или штата работников (ч. 1 ст.

82 ТК); об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, из-за недостаточной квалификации или вследствие неоднократного неисполнения такими работниками без уважительных причин трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 82 ТК).

Указанные органы, обладая широкими возможностями, не являются органами уполномоченными разрешать трудовые споры. В случае конфликта прав профсоюзы, инспекции труда выполняют вспомогательные функции.

Например, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению трудовых споров (кроме судов) государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (ст. 357 ТК).

Обобщая можно сделать вывод, что защита прав с помощью профсоюзов и надзорных органов занимает промежуточную позицию между непосредственными переговорами с работодателем и трудовым спором. Органы уполномоченные решать трудовые споры по подведомственности можно разделить на две группы: разрешающие коллективные споры; разрешающие индивидуальные споры.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных споров, возникающих в организациях, за исключением споров, предусмотренных ст. 391 ТК.

Суды рассматривают (в общем порядке) индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, в том числе, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Рассмотрение коллективного спора начинается с работы примирительной комиссии, в состав которой входят представители работников и работодателя на равноправной основе.

Читайте также:  Раздел ii. нотариальные действия и правила их совершения

К помощи посредника прибегают в ситуации, когда процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии не привела к решению вопроса по существу, но стороны заинтересованы в продолжение примирительных процедур.

Главная функция посредника оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Отдельно нужно сказать о службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта служба самостоятельно не занимается разрешением коллективных трудовых споров. В ее функции входит содействие в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Таким образом, органы по разрешению трудовых споров четко определены ТК, а сами трудовые споры имеют конкретную подведомственность. Судам подведомственны все индивидуальные трудовые споры.

Что касается рассмотрения коллективных трудовых споров в суде, то важно подчеркнуть, что данные споры разрешаются согласно ТК только посредством примирительных процедур, и суд рассматривает дела только о признании забастовок незаконными.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что органы, уполномоченные государством на защиту прав работника, условно делятся на две большие группы. К первой относятся все органы, осуществляющие контроль и надзор, ко второй органы разрешающие трудовые споры.

Таким образом, органы надзора и контроля обеспечивают соблюдение трудового законодательства, и их деятельность имеет предупредительный или контрольный характер. В их полномочия входит рассмотрение вопросов, в которых присутствует явное и бесспорное нарушение закона и требуется лишь восстановление нарушенного права.

Вопросы о конфликте прав, в связи с определенной ограниченностью полномочий надзорных органов не могут быть ими разрешены и  рассматриваются судами.

Как учесть мнение представительного органа работников

Согласно ст.

12 Федерального закона “Об общественных объединениях”, “органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций”.Что следует из этих положений законодательства?

Правомочия непрофсоюзных представителей работников

Если говорить о полномочиях, которыми наделяются иные представители работников на территории конкретной организации, то они регламентируются пунктом 3 статьи 31 ТК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что представлять коллектив подобный орган имеет право только в рамках социального партнерства. Остальные полномочия возлагаются на плечи профсоюза.

В качестве иного представителя, который является непрофсоюзной организацией, может выступать:

  • сам трудовой коллектив компании;
  • орган общественной самодеятельности социального партнерства.

Про полномочия трудового коллектива написано достаточное количество юридической литературы. А вот тема, которая затрагивает собой органы общественной самодеятельности в рамках социального партнерства, требует дополнительных разъяснений.

Что же понимается под понятием орган общественной самодеятельности? Это общественное объединение, которое отличается отсутствием членства. Создано оно с целью решения коллективных проблем, в частности, в рамках трудового коллектива.

Орган общественной самодеятельности позволяет удовлетворить потребности и интересы неограниченного количества субъектов правоотношений, которые заключили трудовой договор с работодателем в рамках социального партнерства.

При этом все основополагающие цели, которые ставят перед представителем работники, должны быть полностью удовлетворены.

Строительство рабочего процесса представительного органа общественной самодеятельности выстраивается с учетом основополагающих пунктов, прописанных в Уставе той или иной организации, где и были выбраны представители от работников.

Этот орган не имеет какой-либо вышестоящей инстанции, которая контролирует выполнение правомочий. Не является обязательным условием для участия в объединении и оформление членства, что и считается основополагающим отличием от привычных профсоюзных организаций.

Вводная часть

Вопросы и ответы по птэ 1. основные обязанности работников железнодорожного транспорта. основными обязанностями работников железнодорожного Здесь необходимо указать:

  • наименование предприятия;
  • точную дату проведения;
  • место проведения;
  • количество присутствующих, сколько процентов они составляют от списочного состава.

Основная часть

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников. Комментарии

Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.

Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге.

Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами.

Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.

Читайте также:  Транспортное законодательство - советы юриста

Начнем с определений

Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива.

Если такие органы существуют на вашем предприятии, их мнение при приеме обязательных нормативных актов должно быть учтено и оформлено в виде протокола, о чем и должно стоять согласительная надпись на ЛНА.

Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст.

36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ. К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя.

Система формирования Совета

Для начала следует четко регламентировать работу самой этой структуры. То есть создать Положение о Совете трудового коллектива. Что оно из себя представляет? Пошагово и точно регламентирует деятельность органа самоуправления, указывая на то, каковы цели и задачи, функции и полномочия этой внутренней структуры.

Как правило, обозначенный документ состоит из следующих основных разделов (отметим, что формулировки могут быть различные, в зависимости от пожеланий руководства и коллектива конкретного предприятия):

  1. Общие положения.
  2. Свод целей и задач Совета.
  3. Функции структуры.
  4. Порядок формирования.
  5. Состав Совета.
  6. Права и обязанности представителей данной структуры.
  7. Ответственность членов Совета.
  8. Права и обязанности руководства.
  9. Алгоритм кооперации руководящего состава с членами трудового коллектива.
  10. Специфика организации деятельности.
  11. Иные положения.

Что такое – представительный орган работников предприятия

Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи.

Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация.

(Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. Текст можно скачать в приложениях к нашей статье).

Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия.

Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ).

Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже.

Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ).

Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники.

Работодатель не может участвовать в этом процессе. Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия

).

Из истории профессиональных союзов

В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.

Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.

Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.

В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности.

В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности.

С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.

Выбираем представительный орган работников предприятия

Для того, чтобы представительный орган был и имел право защищать интересы работников необходимо сделать следующее:

  • Все работники должны собраться на общее собрание трудового коллектива. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
  • Если предприятие большое, имеет несколько подразделений, особенно если эти подразделения находятся в разных регионах, выбор представительного органа может состояться в режиме конференции. Для проведения конференции делегаты избираются от каждого структурного подразделения организации (цеха, отдела и т.п.) пропорционально количеству работников каждого подразделения (например, по одному делегату от 30 работников). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Ссылка на основную публикацию