Статья 6. дополнительные гарантии права на образование

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Министерство просвещения РФ в своём Письме от 2 ноября 2018 года за номером ТС-459/07 дает разъяснения по вопросу получения общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Предельный возраст получения любого образования не ограничен

Обязательными уровнями образования согласно законодательству являются

  • начальное общее,
  • основное общее,
  • среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет.

Предельный возраст получения образования не ограничен. Другими словами, лица, достигшие 18 лет, могут по своему желанию продолжить обучение в школе.

Вместе с тем обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Свидетельство об обучении для учащихся с ограниченными возможностями

Часть 13 статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г.

N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», гласят, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) при не усвоении адаптивной программы выдаётся свидетельство об обучении.

Свидетельство не является документом об уровне образования и профессиональная подготовка

Если учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не освоили программы обучения, которые предполагают освоение уровня образования согласно ФГОСов, то им выдаётся свидетельство об обучении. Оно не является документом об уровне образования.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Тем не менее свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292, или обучение в 10 — 12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Учащиеся с ОВЗ могут учится в школе или специальном профессиональном учебном заведении не зависимо от возраста

  • При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.
  • Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.
  • Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.
  • Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Право граждан на образование

  1. Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
  2. В связи с изложенным рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.
  3. Скачать Письмо Минпросвещения от 2 ноября 2018 года №ТС-459/07

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Право сирот на образование и труд

Согласно действующей Конституции РФ, наша страна признается социальным государством, в котором обеспечиваются и реализуются права всех граждан. Ниже будет рассмотрено право сирот на образование и труд в 2021 году.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Законом гарантируется получение каждым человеком основного образования. Дальше гражданин вправе самостоятельно выбирать направление своей деятельности.

Поступить на дальнейшее обучение в ВУЗ или даже в учреждение среднего образования уже не так просто. Поэтому законодательно закреплены положения по оказанию помощи гражданам, оставшимся без родительской помощи.

Ежегодно расходуется значительное количество средств из бюджетов всех уровней, но и этого не хватает на всех желающих.

Кто может рассчитывать на государственную поддержку?

Федеральный закон №159-ФЗ устанавливает основные положения.

В нем содержатся положения, согласно которых на помощь государства могут рассчитывать:

  • лица в возрасте до 18 лет (они являются приоритетными и составляют большую часть из нуждающихся);
  • лица в возрасте до 23 лет, в случае обучения за счет средств государственного бюджета;
  • в исключительных случаях могут рассчитывать и более старшие граждане.

Во всех вышеперечисленных случаях требуется официальное подтверждение своего статуса сироты.

Статус можно получить в случаях, когда родители/родитель ребенка:

  • умерли, либо были признаны пропавшими без вести или умершими решением суда;
  • решением суда были признаны утратившими дееспособность;
  • были лишены родительских прав за нарушение принадлежащих им обязанностей;
  • по иным причинам не могут реализовывать возложенные на них семейным законодательством права.

В большинстве случаев сирота будет поставлен на полное государственное обеспечение. В качестве другого варианта – установление опеки другими родственниками или иными людьми.

На что могут рассчитывать сироты

Согласно вышеуказанному Федеральному закону, сироты могут рассчитывать на следующие льготы:

  • организация бесплатного посещения подготовительных курсов, направленных на подготовку абитуриента к поступлению в заведения среднего и высшего образования;
  • предоставление бесплатного места на получение образования. Такие лица имеют больше преимуществ при поступлении при равном количестве баллов за экзамены;
  • предоставление специальных выплат и пособий при обучении на бюджетном месте.

Стоит отметить, что получить все вышеперечисленные льготы могут и лица, ставшие сиротами во время прохождения обучения.

  Сироты могут дважды обучаться на бесплатной основе (бюджет), в то время как остальная часть студентов имеет право только единожды.

ВАЖНО !!! Согласно действующему законодательству, нахождение в статусе сироты возможно до наступления совершеннолетия, после чего статус снимается. Однако, возможно продление статуса. Например, при обучении на бюджетной основе в организациях высшего или среднего специального образования, статус сироты будет продлен до наступления 23 лет.

Продление сохраняет все перечисленные права и льготы:

  • бюджетная форма обучения;
  • социальные и иные выплаты.

В некоторых случаях содержание на государственном обеспечении возможно вплоть до окончания получения образования. При этом возраст не будет учитываться.

Дополнительные льготы

Имеются две категории сирот:

  • лица, находившейся перед поступлением в специализированных учреждениях;
  • лица, имевшие ранее опекунов.

Для первой категории предусмотрено полное содержание за счет средств бюджета.

Эти студенты на протяжении всего времени обучения могут рассчитывать:

  • на ежемесячную стипендию:
  • ежегодное трёхкратное пособие для приобретения необходимых учебных материалов.

Студенты на протяжении учебы обеспечиваются:

  • жилым местом в общежитии;
  • питанием во время обучения;
  • льготами на транспортные услуги;
  • предметами первой необходимости;
  • разовым приобретением билетов до места родного жительства.

Помимо этого, право сирот на участие в иных программах поддержки обрезания не ограничивается. Они могут принимать участие в конкурсах на получение всех видов пособий. При этом социальные выплаты сохраняются.

Важно отметить, что производственная практика первой категории студентов оплачивается в полном объеме.

Помощь в трудоустройстве

Далеко не всегда найти рабочее место сразу после окончания образования бывает просто. По этой причине, на сирот действует программа государственной поддержки при поиске первого официального места трудоустройства:

  • при невозможности найти подходящее рабочее место выпускнику будет назначено пособие по безработице на срок до полугода. Его размер не может быть менее размера среднего заработка по конкретному субъекту РФ;
  • у выпускников есть право на осуществление переквалификации за счет бюджетных средств;
  • регулярно органами местного самоуправления выделяются специальные рабочие места, предназначенные для данной категории работников;
  • выпускники сироты могут иметь иные привилегии, устанавливаемые местным законодательством.

Помимо этого, на работников с этим статусом распространяются особые права, устанавливаемые трудовым законодательством. Работодатель должен соблюдать целый перечень требований при увольнении такого работника, что является дополнительной гарантией.

ВНИМАНИЕ !!! Молодым людям, не имеющих собственного жилья может быть предоставлено жилое помещение на основании социального найма. Этими вопросами занимаются органы местного самоуправления и необходима консультация опытного юриста. Выдача недвижимости происходит в порядке очереди.

Читайте также:  Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

Закрепленные законодательством правила обязательны для исполнения всеми органами и лицами. В случае нарушения прав и свобод, следует обращаться за помощью к юристу с последующими действия по восстановлению нарушенных прав.

Ответы на вопросы

  • Правоприменение → Ответы на вопросы
  • Нет, не вправе.
  • Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Содержание государственных гарантий реализации прав граждан на образование в Российской Федерации изложено в статье 5 данного Федерального закона. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2 статьи 5).

Общедоступность и бесплатность (в соответствии с ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) согласно части 3 статьи 5 гарантируется.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в частности, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования (пункт 1 части 5).

Прием на обучение по образовательным программам СПО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ (часть 3 статьи 55).

При этом, как отмечается в части 4 статьи 68, при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с данным Федеральным законом.

В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

Отдельные (дополнительные) гарантии получения образования инвалидами предусмотрены статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа установлены статьей 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установлены статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ. Для этих лиц предусмотрена возможность обучения по адаптированным образовательным программам, а также особый уровень предоставляемых государственных гарантий.

Указанные федеральные законы не предусматривают преимущества данных категорий граждан при поступлении на обучение по программам СПО.

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36 (далее – Порядок приема).

Разделами V и VI Порядка приема урегулированы вопросы вступительных испытаний при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, а также установлены особенности проведения таких испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, указано, что эти лица сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 32).

Каких-либо положений о преимущественном праве указанных категорий граждан на поступление на обучение по программам СПО законодательство Российской Федерации не содержит.

Получение образования инвалидами и лицами с ОВЗ Прием, перевод, отчисление и восстановление обучающихся

Ответ опубликован 30.01.2019

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

  • Бесплатная юридическая консультация
  • +7 (499) 653 61 48 Москва
  • +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года

Включает все изменения до 6 февраля 2020 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Читайте также:  Статья 15. Режим в местах содержания под стражей

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

  1. Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.
  2. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
  3. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей следующие гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни, образования, здравоохранения, труда, судопроизводства, уплаты налогов и сборов, обеспечения жильем, а также в иных сферах, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Во-первых, это гарантия права на устройство в семью.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право на устройство в семью на воспитание (усыновление, удочерение): под опеку (детей до 14 лет) или попечительство (детей от 14 до 18 лет), в приемную или патронатную семью. При отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, им гарантируется пребывание в организации для детей-сирот (п. 1 ст. 123, ст. 152, ст. 155.1 СК РФ).

Усыновление либо передача под опеку или попечительство братьев и сестер разным лицам не допускается, кроме случаев, когда это отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145 СК РФ).

При усыновлении ребенка или передаче его под опеку или попечительство гарантируется учет его мнения, а если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145 СК РФ).

В РФ гарантируется сохранение тайны усыновления (ст. 139 СК РФ). За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 155 УК РФ.

Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют различные гарантии в сфере образования, в частности (ст. 6 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

1) право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих;

2) преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

3) право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных средств — при наличии у ребенка среднего общего образования (ч. 7, 8 ст. 71 Закона № 273-ФЗ);

4) преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (ч. 9 ст. 71 Закона № 273-ФЗ);

5) до 01.01.2017 право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ч. 5 ст. 71, ч. 14 ст. 108 Закона № 273-ФЗ);

6) полное государственное обеспечение до завершения обучения по образовательным программам очного среднего профессионального образования или высшего образования за счет бюджетных средств;

7) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, — детям, обучающимся по основным образовательным программам (п. 5 ст. 6 Закона № 159-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона № 273-ФЗ);

8) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;

9) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;

10) обеспечение выпускников федеральных государственных образовательных организаций одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб. (Приложение   № 4 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 N 659).

  • В-третьих, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере здравоохранения, в частности:
  • гарантии в сфере здравоохранения,  в частности:
  • 1) бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;
  • 2) путевки в оздоровительные лагеря и санатории при наличии медицинских показаний.
  •  В-четвертых, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере труда, в частности:

1) проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости (ст. 9 Закона № 159-ФЗ);

2) выплата пособия по безработице. Пособие назначается ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного и выплачивается в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.

В это время органы службы занятости должны проводить для данной категории граждан профессиональную ориентацию, направлять их для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и организовывать их трудоустройство;

3) профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата) (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет.

В-пятых, в сфере судопроизводства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ (ст. 10 Закона № 159-ФЗ).

В-шестых, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные льготы по уплате налогов и сборов, в частности:

1) освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи независимо от источника выплаты (п. 26 ст. 217 НК РФ);

2) освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ (п. 3 ст. 333.29, пп. 9 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Региональным и местным законодательством могут быть предусмотрены другие льготы по налогам, в том числе освобождение от уплаты земельного налога или налога на имущество физических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).

Указанный перечень гарантий не является исчерпывающим. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2017 вступил законную силу Федеральный закон  от 28.12.

2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» предусматривающий дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: в пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены следующие изменения: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

Читайте также:  Землепроходцы и первооткрыватели - история России

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Права и социальные гарантии педагогов закреплены за руководителями образовательных организаций на федеральном уровне

Законодательство о трудовых правах и социальных гарантиях педагогическим работникам

Перечень трудовых прав и социальных гарантий педагогическим работникам (рабочее время, отпуск, пенсия, жилье и др.) устанавливается:

  • статьей 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

В соответствии с этой нормой законодательства об образовании в РФ педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Рассмотрим особенности основных положений данной законодательной нормы.

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

  Заслуженный энергетик российской федерации список

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам может быть установлена продолжительность рабочего времени (или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в размере 18, 20, 24, 25, 30 и 36 часов в неделю.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

1.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имеют право на
обучение на подготовительных отделениях
образовательных организаций высшего
образования за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации в порядке, установленном
Федеральным законом от 29 декабря 2012
года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

2.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, имеют право на
получение второго среднего профессионального
образования по программе подготовки
квалифицированных рабочих без взимания
платы.

Размер и порядок возмещения
расходов профессиональных образовательных
организаций на обучение детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
устанавливаются нормативными правовыми
актами органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.

3.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающиеся по
имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам среднего
профессионального образования или
высшего образования по очной форме
обучения за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, а также обучающиеся, потерявшие
в период обучения обоих родителей или
единственного родителя, зачисляются
на полное государственное обеспечение
до завершения обучения.

В
период обучения по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам
среднего профессионального образования
или высшего образования по очной форме
обучения за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации за лицами из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, за обучающимися, потерявшими
в этот период обоих или единственного
родителя, в случае достижения ими
возраста 23 лет сохраняется право на
полное государственное обеспечение и
дополнительные гарантии по социальной
поддержке при получении среднего
профессионального образования или
высшего образования до окончания
обучения по указанным образовательным
программам.

4.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающимся за
счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации
по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам, наряду с
полным государственным обеспечением
выплачиваются стипендия в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012
года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ежегодное пособие на
приобретение учебной литературы и
письменных принадлежностей в размере
трехмесячной стипендии, а также сто
процентов заработной платы, начисленной
в период производственного обучения и
производственной практики.

Размер
и порядок выплаты пособия на приобретение
учебной литературы и письменных
принадлежностей, а также заработной
платы, начисленной в период производственного
обучения и производственной практики,
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающимся за
счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации или местных
бюджетов по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам,
устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации и (или) нормативными
правовыми актами органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

5.

Выпускники организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, —
дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, приезжающие в
каникулярное время, выходные и праздничные
дни в эти организации, по решению их
органов управления могут зачисляться
на бесплатное питание и проживание на
период своего пребывания в них.

6.

Выпускники организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, обучавшиеся
по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам за счет
средств федерального бюджета, — дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
за исключением лиц, продолжающих обучение
по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам по очной
форме за счет средств федерального
бюджета, однократно обеспечиваются за
счет средств организаций, в которых они
обучались и (или) содержались, воспитывались,
одеждой, обувью, мягким инвентарем и
оборудованием по нормам, утвержденным
Правительством Российской Федерации,
а также единовременным денежным пособием
в размере не менее чем пятьсот рублей.
По желанию выпускника ему может быть
выдана денежная компенсация в размере,
необходимом для приобретения указанных
одежды, обуви, мягкого инвентаря и
оборудования, или такая компенсация
может быть перечислена в качестве вклада
на имя выпускника в учреждение
Сберегательного банка Российской
Федерации.

Выпускники
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, обучавшиеся по имеющим
государственную аккредитацию
образовательным программам за счет
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации или местных бюджетов, —
дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, за исключением
лиц, продолжающих обучение по имеющим
государственную аккредитацию
образовательным программам по очной
форме за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации или местных
бюджетов, обеспечиваются одеждой,
обувью, мягким инвентарем, оборудованием
и единовременным денежным пособием в
порядке, установленном законами субъектов
Российской Федерации и (или) нормативными
правовыми актами органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

7.

При предоставлении обучающимся —
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, академического
отпуска по медицинским показаниям за
ними сохраняется на весь период полное
государственное обеспечение, им
выплачивается стипендия. Организация,
осуществляющая образовательную
деятельность, содействует организации
их лечения.

8.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающиеся за
счет средств федерального бюджета по
имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам, обеспечиваются
бесплатным проездом на городском,
пригородном, в сельской местности на
внутрирайонном транспорте (кроме такси),
а также бесплатным проездом один раз в
год к месту жительства и обратно к месту
учебы.

Порядок
проезда детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, обучающихся за
счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации или местных
бюджетов по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам,
на городском, пригородном, в сельской
местности на внутрирайонном транспорте
(кроме такси), а также проезда один раз
в год к месту жительства и обратно к
месту учебы определяется нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.

Ссылка на основную публикацию