Статья 59.2. увольнение в связи с утратой доверия

Понятие «увольнение в связи с утратой доверия» означает, что работодатель вправе по собственному желанию прекратить трудовые отношения с «ненадёжным» членом коллектива.

То есть, если подчинённый умышленно или неумышленно совершил проступок, после которого работодатель больше не доверяет ему, закон разрешает расторгнуть договор.

Рассказываем, в каких ситуациях и кого увольняют по утрате доверия (а кого уволить таким образом нельзя), каким образом действует работодатель и можно ли оспорить несправедливое прекращение трудового договора в суде.

В каких случаях применяется увольнение по утрате доверия

Утрата доверия становится причиной снятия с должности государственных и муниципальных служащих и материально-ответственных сотрудников (или имеющих доступ к коммерческой тайне), которые нарушили конфиденциальность своего работодателя, повредили его репутации или вовсе причинили материальный ущерб.

Чаще всего это основание прекращения трудовых отношений затрагивает государственных и муниципальных служащих — чиновников разного уровня. К ним предъявляются повышенные требования, нарушение любого из которого может повлечь увольнение:

  • не урегулирован конфликт интересов;
  • не предоставлена ежегодная декларация о доходах;
  • занимался бизнесом (чиновникам запрещено вести предпринимательскую деятельность);
  • управлял коммерческой организацией (не имеет значения единолично или в составе учредителей);
  • использовал счёт в зарубежном банке (относится и к ближним родственникам).

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке, если сотрудник утратил его доверие

Однако «утрата доверия» используется в качестве причины увольнения и в коммерческой частной компании. Эта норма касается специалистов, обслуживающих материальные ценности — деньги, товары, продукцию, драгоценности.

Здесь причины не столь однозначны.

Например, если начальник узнает, что его подчинённый присваивает себе часть ценностей, нарушает порядок работы с кассой, пренебрегает безопасностью собственности организации, он вправе аннулировать договор с ним одностороннем порядке.

Сотрудников, в чьи обязанности не входит непосредственная работа с материальными ценностями, увольнять таким образом нельзя.

Упущенная выгода не считается проступком. То есть, если продавец не выполнил план продаж, и его начальник заработал меньше, чем планировал, этот факт не может считаться основанием для одностороннего расторжения договора.

Есть исключение, когда организация не имеет права уволить сотрудника, совершившего проступок: когда безопасность имущества нарушила беременная женщина. Нельзя увольнять несовершеннолетних (только с разрешения инспекции по охране труда) и находящихся в отпуске, в командировке или на больничном.

Обзор законодательства

«Увольнение в связи с утратой доверия» встречается в двух важных законодательных актах:

  • пункт 7, статья 81 ТК РФ — утрата доверия произошла из-за проступка специалиста, обслуживающего денежные или товарные ценности;
  • статья 59.2 федерального закона №79-ФЗ «О государственной и гражданской службе РФ» — перечень проступков гражданских служащих, дающий их работодателям право одностороннего расторжения трудового договора.

Следовательно, есть всего 2 категории специалистов, которые могут «утратить доверие»:

  • государственные и муниципальные служащие: чиновники, специалисты администраций, департаментов, министерств, прокуратуры;
  • сотрудники коммерческих компаний, в чьи функции входит обслуживание и контроль материальных ценностей.

К сожалению, в российском законодательстве нет более подробной информации о том, кого считать «непосредственно обслуживающими материальные ценности».

Из-за этого наблюдается путаница: работодатели по-разному толкуют норму закона, уволенные работники отрицают их решения и обращаются в суд.

Немного упростит понимание общепринятое правило — к данной категории относятся все, с кем подписано соглашение о материальной ответственности.

Трудовой кодекс допускает увольнять на таком основании только материально-ответственных лиц и гражданских служащих

Порядок действий при увольнении в связи с утратой доверия

Работодатель наделён правом односторонне прекратить трудовой договор, если больше не доверяет подчинённому. Но чтобы эта процедура считалась законной, необходимо соблюсти следующий порядок действий:

Нарушение выявляется и фиксируется с помощью служебной или докладной записки. Обнаружить проступок может любой член коллектива — руководитель, коллега, ответственное лицо.

Специальным приказом учреждают комиссию (минимум 3 члена), которая проверит данные из служебной записки или докладной.

  1. Комиссия проводит проверку: выясняет, было ли нарушение, когда и почему оно произошло, определяет масштаб вреда и виновность сотрудника.
  2. «Обвиняемому» даётся 2 дня, чтобы подготовить письменное объяснение. Он может отказаться от объяснений в присутствии свидетелей — тогда подписывают акт об отказе дать объяснения.
  3. Комиссия снова изучает материалы расследования и сопоставляет их с данными сотрудника. На этом этапе определяется, есть ли причины уволить работника. Все данные оформляют письменно и знакомят с ними «обвиняемого». Желательно, предоставить ему экземпляр под подпись.
  4. Если решено снять специалиста с должности, руководитель издаёт стандартный приказ об увольнении по форме Т-8. Причиной указывают утрату доверия (со ссылкой на ТК РФ или закон о гражданских служащих), а основанием — материалы комиссии.
  5. Затем оформляют трудовую книжку. Причины и основания дублируют приказ. В последний день на рабочем месте увольняемый получает все стандартные денежные платежи: заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Документация, за исключением приказа об увольнении Т-8, издаётся в свободной форме. Унифицированных образцов нет. Комиссию составляют руководящие лица организации — начальники, их заместители, главный бухгалтер, начальник отдела кадров. Хорошей идеей будет пригласить независимого эксперта («третью сторону»), но на практике это не всегда возможно.

Увольнение производится в следующие сроки:

  • в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка;
  • от 6 месяцев до 2 лет со дня нарушения, если оно обнаружилось по ходу ревизии;
  • в течение 12 месяцев, если проступки совершены не на рабочем месте или не связаны со служебными обязанностями (норма касается гражданских служащих).

Если работник не согласен с увольнением, оно может попытаться восстановиться в должности через суд

Судебная практика

Аннулирование трудового договора из-за утраты доверия нередко становится началом судебных разбирательств. Уволенные не соглашаются с бывшим работодателем и пытаются защитить себя через суд — восстановиться на работе и получить материальную компенсацию за пропущенное время.

Сложившаяся судебная практика показывает, что на процессах такого рода рассматривается 3 типа вопросов:

  • относится ли истец к категории тех, кого допускается увольнять в связи с утратой доверия;
  • были ли нарушения, виновные действия, ставшие причиной аннулирования трудового договора;
  • соблюдал ли работодатель регламент — создал комиссию, провёл расследование и т.д.

Например, работник может оспорить свою причастность к категории тех, кого можно увольнять по таким статьям, если при трудоустройстве не подписывал договор о материальной ответственности.

Он вправе добиваться восстановления на работе даже если действительно был виновен, но начальник нарушил процедуру.

Например, не учредил комиссию, не провёл разбирательства, не предоставил возможность написать объяснительную записку.

Работодатель должен:

  • определить, входит ли работник в число подпадающих под действие одного из нормативных актов (Трудового кодекса или закона о гражданских служащих);
  • провести тщательное расследование обстоятельств нарушения;
  • ответственно подойти к документальному оформлению прекращения договора.

Можно ли оспорить ситуацию

Работник, несогласный со снятием с должности, вправе оспаривать его в суде. Поводом для иска может явиться отрицание факта нарушения (или отсутствие личной вины в нём) или ошибка в документах. Например, если человек действительно совершил проступок, а работодатель его уволил, но не создал при этом комиссию, вероятнее всего, что суд восстановит истца в должности.

Как действовать, если несправедливо уволили:

  • подать иск в суд, сформулировав обвинения и требования — восстановление в должности, денежная компенсация за время вынужденного прогула;
  • подготовить документы, которые докажут правоту;
  • привлечь свидетелей, которые подтвердят, что увольнение несправедливо или оформлено с ошибками.

Заключение

Работодатель вправе односторонне прекратить трудовой договор с государственными и муниципальными служащими и работниками коммерческих организаций, которые совершили проступок в отношении его материальных ценностей или репутации.

Прочих сотрудников увольнять таким образом нельзя. Чтобы решение работодателя было законным, он соблюдает регламентированную процедуру и привлекает к разбирательствам комиссию численностью от 3 человек.

Несогласный работник может добиваться восстановления в должности и материальной компенсации через суд.

Увольнение по статье за недоверие: пошаговая инструкция, образцы документов

Увольнение по утрате доверия возможно по различным основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ. Из нашего материала вы узнаете, когда возможно увольнение по этим основаниям, какова процедура увольнения за утрату доверия, существует ли реестр уволенных сотрудников.

Потеря доверия работодателя к сотруднику может повлечь расторжение трудовых отношений с последним. Увольнение по статье — утрата доверия — предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Прекращение трудовых отношений допустимо при наличии совокупности двух обстоятельств:

  1. Сотрудник обслуживает денежные и товарные ценности.
  2. Сотрудником совершены виновные действия, которые послужили основанием для утраты доверия работодателя к работнику.

Фактически увольнение по рассматриваемому основанию является дисциплинарным взысканием. Соответственно, при его применении должны быть соблюдены положения ст. 192, 193 ТК РФ — проведено расследование, иногда инвентаризация, у сотрудника взяты объяснения, соблюдены сроки применения взыскания.

ВАЖНО! Если работник совершил виновные действия корыстной направленности и был приговорен за это судом (брал взятки, похищал имущество), он может быть уволен и в том случае, если преступные действия не связаны с работой и не совершены на работе.

Список виновных действий, за которые можно уволить по утрате доверия

ТК РФ не раскрывает перечня действий, которые может совершить сотрудник для того, чтобы «заслужить» увольнение по утрате доверия. Это понятие оценочное, поскольку доверие по своей природе субъективно.

К виновным действиям можно приравнять:

  1. Хищение, утрату, уничтожение товаров и денежных средств, которые были вверены сотруднику. При этом решения суда не требуется.
  2. Нарушение кассовой дисциплины.
  3. Продажу товаров и услуг по ценам выше либо ниже установленных продавцом.
  4. Мошенничество.
  5. Нарушение локальных НПА, в которых прописан порядок выдачи товарных ценностей.
  6. Любые другие виновные действия, которые причиняют ущерб работодателю.
Читайте также:  Глава II. Организация деятельности органов внешней разведки российской федерации

Процедура увольнения за нарушения статей закона «О противодействии коррупции» — по недоверию к сотруднику (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

П. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ содержит перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия для лиц, которые не обслуживают товарные и денежные ценности. Эти основания связаны с нарушением антикоррупционного законодательства, а именно закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Уволить по данной статье могут сотрудника, который:

  1. Не принял мер, чтобы урегулировать возникший конфликт интересов.
  2. Не предоставил достоверные сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера о себе и членах семьи, об открытии счетов в банках.
  3. Открыл счет в иностранном банке либо владел и пользовался иностранными финансовыми инструментами.

В перечень должностей, на которые распространяются изложенные требования, входят:

  1. Лица, замещающие госдолжности РФ и субъектов РФ.
  2. Члены Совета директоров ЦБ РФ и иные должности в ЦБ РФ.
  3. Заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.
  4. Лица, работающие в госкорпорациях.
  5. Главы округов и муниципальных районов, муниципальных образований.
  6. Лица, замещающие должности государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Как фиксируется коррупционное правонарушение и что происходит при его обнаружении

Для того чтобы обнаружить и задокументировать нарушение, проводится проверка в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

Основанием является докладная записка, рапорт или иной документ. В ходе проверки лицо дает пояснения, предоставляет материалы в целях своей защиты. После того как проверка окончена, составляется доклад о ее результатах.

Представитель нанимателя на основании доклада принимает решение в том числе об увольнении по утрате доверия. Поскольку увольнение по данному основанию — это дисциплинарное взыскание, составляется акт о его наложении. Копия акта в течение 5 дней после его составления вручается сотруднику.

Привлечь к ответственности можно не позже полугода с момента обнаружения нарушения и не позднее 3 лет со дня совершения.

Порядок действий при увольнении по утрате доверия сотрудников, которые обслуживают денежные и товарные ценности

ВАЖНО! Работодатель не обязан увольнять работника в случае обнаружения оснований, которые позволяют применить к нему соответствующее взыскание. Он вправе как не применять никаких санкций, так и применить более мягкие взыскания — выговор, замечание.

В первую очередь необходимо зафиксировать факт нарушения. Документа, который фиксирует данное обстоятельство, закон не определяет. На практике чаще всего составляется докладная записка от лица, обнаружившего проступок.

В ней в произвольной форме отражается Ф.И.О. сотрудника, который узнал о совершенном виновном действии, обстоятельства совершения нарушения, дата и время события. Когда информация поступила из правоохранительных органов или от третьих лиц, оформление докладной записки необязательно.

Кроме того, выявление нарушения возможно по результатам инвентаризации. В этом случае составляется акт.

Проведение расследования

На основании акта или докладной записки проводится расследование. Его осуществляет комиссия, сформированная из незаинтересованных работников организации. В ее составе должно быть не меньше трех сотрудников. Для формирования комиссии работодатель издает приказ.

Сформированная комиссия истребует объяснения от подозреваемого и иных служащих организации (свидетелей), изучает результаты инвентаризации или иные документы, свидетельствующие о допущении нарушения, формирует материалы расследования.

По окончании расследования комиссия составляет акт, в котором указывается, какие действия были совершены, при каких обстоятельствах, с какой степенью вины сотрудника. Кроме того, в акте указывается, какое наказание может быть назначено. Акт подписывают все члены комиссии.

С данным актом должен быть ознакомлен тот сотрудник, в отношении которого проводилось расследование. Если он отказывается, составляется акт об этом.

Оформление увольнения после расследования

ВАЖНО! Работник должен дать объяснения по факту совершенного нарушения. Если он отказывается дать объяснения, составляется акт об этом, который заверяют 3 свидетеля отказа. Форма объяснений законом не предусмотрена, соответственно, может быть произвольной. О необходимости дать объяснения сотруднику вручается письменная просьба под подпись.

Сотруднику должно быть дано 2 дня для подготовки объяснений (ст. 193 ТК РФ). Без запроса объяснений последующее увольнение будет признано незаконным.

Применение взыскания производится приказом работодателя. Нет необходимости составлять два приказа — о применении взыскания и увольнении. Такая позиция подтверждается судебной практикой, например Апелляционным определением Верховного суда РФ от 9.11.2012 № 60-АПГ12-7.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Достаточно распространенной причиной увольнения работников стала причина — утрата доверия. Однако данная процедура освобождения от трудовых обязанностей может быть использована только в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве. Во-первых, трудящийся должен быть связан, так или иначе, с денежными или же товарными ценностями.

Во-вторых, другим вариантом может быть совершение трудящимся действий виновного характера, которые дают основания для его руководства подов для утраты доверия.

Такие действия должны в обязательном порядке иметь доказательственную базу, в противном случае увольнение по вышеуказанным основаниям может быть оспорено  в судебном порядке и соответственно признано незаконным.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование.

Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку.

В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия.

Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое.

Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества.  Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Читайте также:  Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий.

В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса.

Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности.

  Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

А также общие сведения о том проступке, который нарушал положения трудового или же коллективного договора, должных инструкций и иных нормативных актах, с обязательным  документарным подтверждением данных нарушений. Помимо этого приказ о взыскании должен отразить в себе обстоятельства при совершении виновных действий, степень вины и степень тяжести данной вины со стороны работника.

Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

При проведении данной процедуры в трудовую книжку человека делается запись о том, что он был уволен в связи с утратой доверия по определенным основаниям, ссылки на которых находятся в ТК РФ. Выдается трудовая книжка непосредственно в день увольнения.

Необходимо отметить, что такой тип увольнения подразумевает полное сохранение за работником таких выплат как оплата труда за все отработанное и не оплаченное время, компенсационные выплаты, причитающиеся премии и надбавки, которые выдаются в последний рабочий день. Работодатель не имеет права, удерживать какие-либо суммы материального или же морального вреда, поскольку в данном случае увольнения этого не предусмотрено на законодательном уровне.

В случае же возникновения спорных вопросов, или же отказом руководства выплатить все причитающиеся денежные суммы своему работнику он имеет право подавать исковое заявление в суд. Также и работодатель, если имеет материальные претензии к своему работнику, который потерял доверие и был уволен, может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Увольнение в связи с утратой доверия: порядок и основания, кого можно уволить, последствия для сотрудника, как оформить и прочие нюансы

Увольнение — не что иное, как разрыв трудовых договорных взаимоотношений. Часто стараются сделать это мирно, по взаимному согласию. Однако случаются ситуации, где неизбежен конфликт и расторжение трудовых соглашений с нежелательным послесловием. Подрыв доверия — веский предлог для завершения сотрудничества, влекущий за собой массу неприятностей для работников и риски для компаний.

Утрата доверия: расшифровка понятия и основания для увольнения

Во взаимоотношениях между сотрудником и руководителем, помимо профессиональных, рабочих этапов, присутствуют нравственные, моральные приоритеты, среди которых доверие. Доверять люди должны и в деловых отношениях.

Понятие «трудового доверия» относится к сотрудникам с материальными и интеллектуальными обязательствами. Сюда причисляют руководителей, кассиров, продавцов и т. д.

Наниматель должен быть уверен, что работник достаточно честен и ответственен, чтобы занимать свою должность.

Процесс увольнения проводится на законных основаниях, которые предусмотрены ТК РФ в статье 81 пункте 7 части 1. Основополагающая причина расторжения договорных отношений — утрата руководителем доверия к сотрудникам, отвечающим за финансовые средства компании, материальные ценности, товары, которая произошла из-за их доказанных виновных действий.

Прежде чем уволить сотрудника с записью об утрате доверия, проводятся мероприятия:

  • рабочее расследование по факту нарушения;
  • ревизия денежных средств, материальных ценностей, товаров;
  • требование письменного объяснения подозреваемого лица.

Без этих процедур уволить законно не получится. Важно помнить об этом и не нарушать закон. Такие меры, как замечание или выговор могут приниматься, но не обязательны.

Лица, которых увольняют в связи с утратой доверия

Сотрудникам отдела кадров предстоит непростая задача при оформлении увольнения работников, потерявших к себе доверие. Чтобы избежать ошибок, знайте, кого отстраняют по этому поводу, а кого нет. По трудовому законодательству под статью «утрата доверия» могут попасть следующие категории лиц:

  • сотрудники, обслуживающие денежные или товарные ценности (приём, хранение, транспортировка, распределение и т. п.) на основании специальных законов или письменных договоров;
  • государственные служащие и лица на государственных, муниципальных должностях (в том числе чиновники, полицейские, прокуроры);
  • сотрудники банков;
  • военнослужащие.

Присвоение денег компании — веская причина для утраты доверия

На деле основание увольнения по утрате доверия не столь распространено. Под статью попадают:

  • «нечистые на руку» продавцы, кассиры, кладовщики;
  • чиновники и госслужащие, уличённые в получении либо передаче взяток, а также скрывающие доходы, зарубежные активы и действующий бизнес;
  • военнослужащие — взяточники, пойманные на предательстве, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Независимо от категории сотрудников, факт виновных действий доказывают. Для избежания лишних вопросов Трудовой инспекции или судей руководителю стоит прописывать в должностных инструкциях материально ответственных сотрудников обязанности по сохранности ТМЦ, денежных средств. Так легче будет доказать вину и применить наказание к работнику.

Кого нельзя уволить по утрате доверия

В список лиц, которых нельзя уволить из-за потери доверия, попадают следующие лица:

  • беременные женщины — прекратить трудовые отношения с ними можно только при ликвидации компании;
  • товароведы, бухгалтеры, маркировщики, контролёры — материальные ценности им лично не вверяются;
  • несовершеннолетние сотрудники — их нельзя уволить без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Трудовой инспекции;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске или на больничном.

Руководство компаний считает главных бухгалтеров материально ответственными, так как те отвечают за финансовые потоки предприятия, распределяют и контролируют денежные средства. Однако законодательство не предусматривает подобных обязательств.

Исходя из этого, у главного бухгалтера нет доступа к ценностям и средствам, а значит его нельзя уволить по утрате доверия. Прекратить трудовые отношения с ними можно по другим основаниям.

А вот бухгалтер-кассир в случае недостачи будет уволен за недоверие на вполне законных основаниях.

Видео: вопросы и ответы о хищениях на работе и утрате доверия

Точного перечня действий работника, приводящих к потере доверия со стороны руководства, в законодательных актах нет. Руководитель сам определяет, какова ценность тех или иных активов и за что несут ответ сотрудники. Принципы и нюансы материальной ответственности прописываются в трудовых договорах, должностных инструкциях, дополнительных соглашениях.

На практике чаще всего встречаются такие виновные действия ответственных лиц:

  • недостачи при инвентаризациях;
  • хищение, утрата или намеренная порча вверенного имущества;
  • обвешивание;
  • обсчитывание;
  • нарушение кассовой дисциплины;
  • неправильное хранение и выдача ТМЦ;
  • завышение, занижение цен на товары;
  • самовольное списание товаров и ценностей;
  • мошенничество;
  • дача или приём взятки;
  • злоупотребление служебным положением;
  • сокрытие судимости — действующей либо погашенной.

Если появится подозрение, руководство начнёт процедуру проверки. Важно не пропустить нюансы и оформить всё правильным образом.

Последствия для сотрудника

Руководитель предприятия, потеряв доверие к сотруднику, вполне законно может применить следующие меры дисциплинарного взыскания:

  • сделать замечание — самый лояльный метод наказания;
  • сделать выговор — наказание средней степени;
  • произвести денежное взыскание похищенной суммы или ТМЦ;
  • уволить — крайняя жёсткая мера наказания.

Виды наказаний для сотрудника за трудовое правонарушение работодатель определяет самостоятельно, исходя из тяжести проступка, личности виновного, значимости его для предприятия

На работника наиболее благоприятное влияние окажут устное замечание и выговор. В письменной форме подобные методы воздействия будут действеннее, что снизит вероятность повторения проступка.

Читайте также:  Статья 18. принципы третейского разбирательства

Исходя из практических ситуаций, желательно все фактические проступки сотрудников оформлять документально. Сохранить докладную записку, потребовать письменное объяснение. Это поможет отстоять право работодателя в случае обращения работника в судебные органы и избежать штрафных санкций.

Запись в трудовой книжке об увольнении в связи с утратой доверия для сотрудников повлечёт массу неприятных последствий:

  • прервётся трудовой стаж;
  • человек не сможет получать пособие по безработице в течение 3 месяцев;
  • будет невозможно занимать руководящие должности.

Прямой запрет занимать определённые должности распространяется в основном на госслужащих. Для коммерческих предприятий не предусмотрено механизма, по которому, например, вороватый кассир не сможет устроиться в другой магазин.

Но на практике новое место для реализации своих возможностей и талантов ему трудно будет подыскать. Владельцы фирм настороженно отнесутся к кандидату с записью в трудовой об увольнении в связи с утратой доверия.

Можно готовиться к постоянным отказам.

Порядок фиксации нарушения и создания комиссии для расследования

Увольнение по статье в связи с утратой доверия — довольно сложная процедура. Прежде чем разрывать трудовые отношения, руководителю нужно доказать виновность сотрудника. В противном случае увольнение по данному факту будет незаконным.

А это руководству компании грозит неприятностями. Сбор доказательной базы начинается с внутреннего расследования, основанием которого будет служебная докладная записка о проступке сотрудника, составленная, к примеру, начальником отдела.

Служебная записка о факте нарушения

Внутренняя служебная записка предусматривает следующие правила оформления:

  1. Вверху, в левом углу ставится название отдела, который доводит информацию.
  2. В верхнем правом углу указывается адресат, его должность, фамилия, инициалы.
  3. В центре или около левой границы листа заглавными буквами — название документа.
  4. На следующей строке ставится дата и индекс докладной. Дата пишется арабскими цифрами, например 21.02.18 г., — день, когда документ был составлен и подписан.
  5. Излагается информация, которую необходимо донести руководителю.
  6. В заключение ставится должность, фамилия, инициалы, подпись составителя записки (всё на одной строке).

Грамотно составленная докладная записка на сотрудника-нарушителя поспособствует в сборе доказательной базы для контролирующих органов.

В тексте докладной записки на сотрудника перечисляются факты нарушений

Объяснительная от сотрудника

Как только руководитель получил докладную служебную записку на недобросовестного работника, в первую очередь нужно потребовать у последнего объяснить причину своих действий. Это должно быть зафиксировано письменно.

Иными словами, сотруднику предлагают написать объяснительную записку в течение 2 дней после выявленного нарушения.

В случае отказа дать письменные объяснения составляется акт, где фиксируются действия работника.

Если сотрудник отказывается дать объяснения нарушению, об этом составляется акт

На практике в ситуациях с обманом и мошенничеством сотрудников руководство не обращает внимания на мелкие детали при увольнениях. В порыве злости увольняют без разбора и объяснений.

Потом собственники компаний пытаются доказать виновность мошенников в судах, но, увы, безрезультатно. Отсюда вывод — любая мелочь должна быть зафиксирована письменно.

В суде именно нюансы помогут добиться истины и наказать виновного.

Лучшим вариантом будет составленное в письменном виде объяснение, желательно в рукописном виде, на имя руководителя с указанием причины нарушения, подписью, датой.

Если сотрудник объяснит нарушение уважительной причиной, его нельзя считать виновным

В канцелярии необходимо зарегистрировать объяснительную записку и поставить на ней дату приёма. После ознакомления с причиной нарушения руководитель принимает решение по дисциплинарным мерам наказания сотрудника.

Создание комиссии для расследования нарушения

Приняв во внимание поступившие сведения о нарушениях, объяснения провинившегося сотрудника, руководитель издаёт приказ о проведении внутреннего расследования с созданием специальной комиссии, состав которой определяет самостоятельно. Количество присутствующих членов комиссии должно быть не менее трёх.

Создание комиссии нужно для объективного расследования нарушения

В обязательном порядке приказ должен содержать:

  • дату и цель создания;
  • Ф. И. О. и должности членов комиссии;
  • срок проведения служебного расследования;
  • подписи членов комиссии.

Приказ обязательно подписывает руководитель компании, он заверяется печатью.

Окончание служебного расследования

После всех формальностей комиссия начинает служебное расследование.

Важно, чтобы проверяющая группа непредвзято исследовала факты и причины нарушения, оценила убытки, выявила ответственных, собрала достаточное количество доказательств и определила степень вины.

По окончании внутренней проверки составляется акт, к которому прилагаются добытые в ходе работы письменные доказательства. Вынесенный комиссией вердикт не в пользу сотрудника — веское основание для увольнения в связи с потерей доверия.

Акт комиссии представляет результаты служебного расследования

В случае невозможности провести расследование нарушения собственными силами владелец фирмы обращается в правоохранительные органы. При таком раскладе событий виновника накажут гораздо строже.

Алгоритм увольнения в связи с потерей доверия

Разрыв трудовых отношений по инициативе работодателя всегда имеет «подводные камни». Утрата доверия — довольно серьёзное основание для расторжения договора. Специалисту кадровой службы компании важно не ошибиться с формулировкой основания, подобрать правильную статью ТК РФ и верно оформить личные документы сотрудника.

Уведомление об увольнении

Доказав виновность сотрудника в непростительном поступке, руководитель принимает решение его уволить. Первым действием будет направление письменного уведомления об увольнении, составленного в произвольной форме, с реквизитами компании.

Обязательным условием является личная подпись работника. При отказе подписать предупреждение составляется соответствующий акт. Прервать договорные отношения с виновным сотрудником в связи с потерей доверия можно без двухнедельной отработки.

Согласитесь, вряд ли можно доверить работу с денежной наличностью кассиру, который украл 100 тысяч рублей и чья вина доказана. Вполне понятно, почему увольняют таких работников без отработки.

Приказ об увольнении

Приказ об увольнении составляется по утверждённой форме № Т-8, выдаётся для ознакомления под роспись работнику в течение 3 рабочих дней. В случае отказа от подписи также составляется акт в произвольной форме.

Текст приказа об увольнении опирается на статью Трудового кодекса

Заполнение трудовой книжки

Запись в трудовой книжке работника должна полностью совпадать с формулировкой в приказе. Кроме того, сотрудник отдела кадров заполняет и личную карточку работника, внося ту же запись.

Внесённая запись в трудовую заверяется печатью организации, если таковая имеется. Работник ставит подпись в трудовую книжку, в личную карточку.

Запись в трудовую книжку ставится такая же, как и в приказе

Расчётные выплаты при увольнении

Прекратив трудовые отношения с работником, руководитель обязан произвести с ним полный расчёт, в который включаются:

  • заработная плата за отработанное время;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • премии, надбавки.

Выходного пособия в данном случае не положено. Кроме того, возмещение убытков материально ответственного лица удерживается из расчётных выплат в размере не более среднего заработка работника. Если сумма ущерба больше, порядок возмещения будет определён в судебном порядке.

Пакет документов при увольнении

В день увольнения работодатель выдаёт следующий пакет документов:

  • трудовую книжку;
  • справку о заработной плате за 2 года перед увольнением и за текущий календарный год;
  • сведения о персонифицированном учёте, о страховом стаже, начислениях в фонды;
  • по заявлению работника — копии приказов об увольнении, о приёме, выписка из трудовой;
  • справку 2-НДФЛ;
  • справку о среднемесячной зарплате за 3 последних месяца.

Все копии должны быть заверены печатью, с датой и записью «Копия верна». У работодателя есть 3 дня для выдачи запрашиваемых документов и справок по заявлению уволенного.

Последствия незаконного увольнения для работодателя

Разочаровавшись в том или ином сотруднике, работодатель в состоянии гнева, злости может совершить необдуманные действия, разрывая договорные отношения на основании потерянного доверия.

Важно спокойно затребовать у работника письменные объяснения, провести служебную проверку, учесть показания свидетелей, правильно оформить документы, выдать расчёт.

Малейшее нарушение установленного порядка для данного варианта увольнения создаст массу неприятностей для компании.

Чтобы избежать последствий незаконного увольнения, на первом этапе трудовых взаимоотношений необходимо заключить с сотрудниками соглашения о полной материальной ответственности, прописать права и обязательства для каждого в должностных инструкциях.

Расторгнуть трудовые договоры по недоверию можно только с лицами, непосредственно работающими с денежными средствами, товарно-материальными ценностями. Уволить человека, не несущего за них ответственности — большая ошибка. Вина работника должна быть обязательно доказана.

В противном случае увольнение по статье 81 пункту 7 ТК РФ судебные органы признают незаконным.

В случае незаконного увольнения суд может обязать работодателя:

  • восстановить на работе пострадавшего;
  • выплатить ему моральный ущерб;
  • выплатить компенсацию за дни вынужденного прогула;
  • аннулировать запись в трудовой книжке;
  • выплатить штраф:
    • должностным лицам компании и индивидуальным предпринимателям — от 1000 до 5000 руб.;
    • юридическим лицам — от 30000 до 50000 руб.

Незаконно уволенный работник имеет право обратиться в суд для восстановления своих прав

Судебная практика

Судебные иски по поводу увольнений за недоверие довольно разнообразны. Обиженные работники пытаются восстановить свои права и честное имя.

Владельцы фирм стараются оградить своё имущество от недобросовестных служащих. Конечные результаты споров зависят от полноты и правильности представленных судебным органам доказательств с обеих сторон.

Вопросы, которые подлежат изучению и анализу в суде:

  • отнесение работника к категории лиц, в отношении которых можно применить соответствующую статью закона, устанавливающую основания для увольнения в связи с утратой доверия;
  • факт совершения дисциплинарного проступка, административного или уголовного правонарушения, связанного с хищением, взяточничеством и иными корыстными правонарушениями, дающего работодателю основание для утраты доверия к работнику;
  • соблюдение порядка увольнения работника работодателем.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]