Статья 56. Кадровая служба таможенных органов

Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов Статья 56. Кадровая служба таможенных органов

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПРОВОДИТСЯ: 1 при решении вопроса о присвоении ФГГС, не имеющему классного чина государственной гражданской службы РФ 2 при решении вопроса о присвоении ФГГС очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы 3 при решении вопроса о присвоении ФГГС классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет ФГГС.

4) Аттестация должностных лиц таможенных органов Аттестация сотрудников таможенных органов РФ проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года для решения вопросов: о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности о представлении сотрудника таможенного органа к государственной награде РФ

Аттестации не подлежат сотрудники: занимающие должности менее года находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий прикомандированные к органам государственной власти Российской Федерации и организациям сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и беременные женщины (аттестация указанных сотрудников проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска)

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года Определение соответствия гражданских служащих ФТС России замещаемым должностям гражданской службы на основе оценки их профессиональной служебной деятельности.

Приказ от 21 Февраля 2008 г.

N 166 аттестации не подлежат гражданские служащие: проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года достигшие возраста 60 лет беременные женщины находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена

5) повышение квалификации Современные подходы к совершенствованию таможенного оформления и контроля, повсеместное применение в таможенном деле перспективных информационных систем и технологий предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов.

Повышение квалификации работающих в таможенных органах В таможенных органах разработан порядок организации дополнительного профессионального образования (ДПО) должностных лиц и работников таможенных органов (утвержден Приказом ФТС РФ от 25. 07.

2008 № 915 ). Дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации и стажировка) должностных лиц и работников таможенных органов РФ (кадров) осуществляется в зависимости от категорий должностных лиц и работников.

Дополнительное профессиональное образование

По программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2011 году прошли обучение 17 903 человека, что составляет 33, 6 % от фактической численности должностных лиц таможенных органов). (в 2010 году – соответственно 18 257 человек или 31, 6 % от фактической численности должностных лиц таможенных органов )

6) создание резерва кадров — для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах; — номенклатуры ФТС России. • • При отборе кандидатов в резервы выдвижения учитываются: рекомендации их непосредственных начальников; профессиональные, деловые, личные и моральные качества; результаты их служебной деятельности; участие в общественной деятельности.

7) применение комплекса воспитательно-профилактических мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений в таможенных органах Разработан и утвержден порядок уведомления руководства о фактах обращения граждан в целях склонения должностных лиц таможни к совершению коррупционных правонарушений, созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

В 2011 году приоритетами в работе кадровых подразделений таможенных органов являлись: сохранение кадрового потенциала при проведении организационно-штатных мероприятий в связи с оптимизацией структуры таможенных органов в рамках реализации Концепции переноса ТОи.

К товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, и деятельности Таможенного союза, а также в условиях сокращения численности должностных лиц таможенных органов обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов; реализация мероприятий противодействию коррупции в таможенных органах, укрепление служебной дисциплины и правопорядка.

4. Организационно-штатная работа в таможенных органах Организационно-штатная работа – процесс разработки, согласования, утверждения, хранения штатных расписаний таможенных органов и внесения в них изменений, который включает: установление и соблюдение порядка проведения организационно-штатных мероприятий; разграничение полномочий между таможенными органами;

определение единого подхода к оптимальному использованию штатной численности и к выделению соответствующих средств обеспечение соблюдения установленных нормативов штатной численности разработку проектов правовых актов таможенных органов по вопросам организационно-штатной работы создание и сопровождение баз данных по штатной и списочной численности таможенных органов сбор, анализ и хранение справочно-аналитической информации, ведение учетно-отчетной документации

Основные принципы организационно-штатной работы n законность; n объективность; n научная обоснованность; n дифференцированность.

Штатное расписание – утвержденный приказом таможенного органа правовой документ, являющийся первичной формой учета кадров в таможенных органах, отражающий структуру таможенного органа, содержащий перечень должностей с соответствующими им специальными званиями, классными чинами и тарифными разрядами, количество штатных единиц должностей, должностные оклады, надбавки к ним, а также дополнительные сведения и дающий право руководителю (начальнику) на укомплектование таможенного органа должностными лицами и работниками в соответствии с квалификационными требованиями.

В таможенных органах штатное расписание состоит из двух частей: штатно-должностной структуры и финансовой части и ведется соответственно в двух подразделениях: кадровом (отделе кадров) и финансовом (финансово-экономическом отделе РТУ или отделе бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни)

Штатное расписание формируют и утверждают при создании и реорганизации таможенного органа. Срок действия утвержденного штатного расписания не ограничивается. В течение действия утвержденного штатного расписания в него могут вноситься изменения.

Структурное подразделение Наимено Код вание 1 Руководс тво 2 Должность (специальность, Количество профессия), разряд, класс штатных единиц Со. Ра(категория), квалификация Госутруд- бот.

Должность Специальное дарственные ники низвание, гражки классный данчин, ские категория должности служащие 3 4 5 6 7 Начальник таможни Полковник таможенной службы Первый замес- Полковник титель натаможенной чальника службы таможни по таможенному контролю 1 1 Тарифная ставка (оклад), руб. Оклад по специальному званию, классному чину, руб. Надбавки, При % меча ние 8 9 10 11

Организационно-штатная структура таможенного органа – оформленный в виде таблицы перечень подразделений и отдельных должностей, сгруппированных согласно функциям и установленному порядку в определенной последовательности с указанием штатной численности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников по подразделениям и общей штатной численности таможенного органа.

Структурное подразделение – это элемент таможенного органа, выделенный организационно в его штатном расписании (главное управление и управление (только в ФТС России), служба, отделение), имеющий наименование, руководителя, установленное количество штатных единиц должностей, определенное нормативами штатной численности.

Штатная численность – количество штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников, установленное штатным расписанием, определяющееся исходя из объема задач, возложенных на таможенный орган (подразделение). Отдела эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры СЗТУ: 7/1/1 7 ФГГС / 1 сотрудник / 1 работник

Организационно-штатные мероприятия – один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации таможенного органа и внесению изменений в его штатное расписание.

5. Анализ использования трудовых ресурсов Направления анализа: 1. Анализ качественного состава.

Проводятся группировки, и рассчитывается удельный вес должностных лиц и работников таможенного органа: n по уровню образования (среднее, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее); n по стажу работы (до 1 года, 1 – 5 лет, 5 – 10 лет, 10 – 15 лет и более); n по возрасту (например, до 30 лет, 31 – 50 лет, 51 год и более);

по полу (количество и удельный вес мужчин и женщин, в том числе по отдельным подразделениям); n по основным видам деятельности: n ¨ подразделения, связанные с таможенным оформлением и контролем; ¨ правоохранительные подразделения; ¨ подразделения силового обеспечения; ¨ подразделения обеспечения функционирования таможенного органа; ¨ таможенные посты.

2. Анализ укомплектованности кадрами Укомплектованность кадрами рассчитывают в процентах как отношение списочной численности к штатной. Укомплектованность кадрами всех таможенных органов РФ в 2011 составила 90, 4 % (в 2010 году – 92, 2 %).

3. Анализ текучести кадров Данный показатель рассчитывают в процентах как отношение уволенных к списочной численности. Уволенные 2006 2007 2008 2009 По собственному желанию 361 348 263 228 С правом на пенсию 229 445 148 91 52 43 158 64 25 6 8 12 179 169 146 124 По организационноштатным За нарушения По другим причинам

Текучесть кадров в 2009 году уменьшилась и составила 2, 1 % (2008 год 2, 4 %). Текучесть кадров среди вновь принятых в 2008 году составила: по сотрудникам – 1, 5 %, по государственным служащим – 4, 3 % (в 2008 году – 2, 7% и 3, 4 % соответственно). Текучесть кадров в таможенных органах в 2011 году составила 12, 8 % (в 2010 году – 7, 9 %).

4. Анализ перемещения кадров По характеру перемещения должностные лица могут передвигаться по службе: n на вышестоящую должность; n на равную должность; n на нижестоящую должность.

Читайте также:  Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

По причинам перемещения возможны передвижения должностных лиц таможенных органов: n в связи с проведением организационноштатных мероприятий; n в интересах службы; n по личным обстоятельствам; n в порядке дисциплинарного взыскания.

6. Производительность труда в таможенных органах — Производительность характеризует эффективность использования трудовых ресурсов Основные показатели производительности труда: выработка; трудоемкость.

Под производительностью труда в таможенных органах понимают количество оказанных услуг или выполненных работ одним должностным лицом или работником в единицу времени.

Выбор показателя для измерения производительности труда в таможенном деле зависит от: n целей проводимого анализа; n уровня управления (таможня, РТУ, ФТС); n конкретного содержания трудовых процессов; n возможности количественного определения результатов труда.

Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одного работающего: n количество обработанных документов (ДТ, ДКД, ТПО и т. п. ); n число пропущенных физических лиц; n количество оформленных единиц транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов и т. д. ).

Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации. Для анализа и сравнения производительности труда таможенные органы группируют: ¨ по статусу; ¨ по специализации; ¨ по сходным внешним условиям деятельности.

В методических и нормативных документах ГТК/ФТС для характеристики объема работ, выполняемых должностными лицами таможенного органа, и их сравнения используются понятия «напряженность» труда и «загруженность» личного состава

Особенностью труда в таможенных органах является то, что на него влияют случайные, вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки, в других – к чрезмерной напряженности труда

Направления изучения загруженности должностных лиц структурных подразделений таможенных органов: n n выявление основных проблемных вопросов; эффективность использования имеющейся штатной численности; обеспечения взаимодействия с иными структурными подразделениями для более эффективного решения поставленных задач; определение факторов, влияющих на скорость обработки информации.

n n На производительность труда (загруженность) должностных лиц таможенных органов оказывают влияние следующие основные факторы: трудоемкость операций с различными видами документов; широта номенклатуры товаров, представленных в ДТ; необходимость углубленной проверки по товарам, относимым к группам риска; степень внедрения современных информационных технологий и комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

n n n качество программных продуктов; возможности используемых ТСТК; вид транспорта, на котором доставлен и предъявлен к таможенному досмотру товар; распределение компетенции по отдельным вопросам таможенного оформления между таможенными органами разного уровня; квалификация и профессиональный опыт должностных лиц; степень мотивации к труду.

Показатель производительности труда выполняет следующие функции: 1) плановую (с учетом производительности труда обосновывается перспективная численность личного состава); 2) учетную (этот показатель позволяет определить эффективность использования труда в таможенном деле в целом, в отдельных таможенных органах); 3) стимулирующую (при правильной организации поощрения обеспечивается заинтересованность исполнителей в увеличении объема работ…).

§ § § Важнейшие факторы роста производительности труда в таможенных органах: внедрение новейших информационных технологий; комплексная автоматизация таможенного оформления; использование прогрессивных технических средств таможенного контроля; повышение квалификации кадров; совершенствование организации труда.

Близким по значению к понятию «производительность труда» , но более широким по содержанию является понятие «эффективность труда» , которое выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах. • • выражает не только количественные, и качественные результаты труда; отражает экономию трудовых ресурсов.

Кадровая работа в таможенных органах

Деятельность таможенных органов в современных условиях предъявляет все более высокие требования к подбору и расстановке кадров, обеспечению профессионального и морально-этического уровней должностных лиц таможенных органов, в том числе с применением новых принципов кадровой политики.

В результате проводимой кадровыми подразделениями таможенных органов работы была обеспечена укомплектованность таможенных органов кадрами на уровне, достаточном для исполнения возложенных на них задач.

Укомплектованность таможенных органов должностными лицами составила 93,9% (в 2013 году – 93,7%), в том числе по должностям сотрудников – 92,6% (в 2013 году – 90,7%), государственных гражданских служащих – 94,4% (в 2013 году – 94,8%). Предельная численность должностных лиц Федеральной таможенной службы по сравнению с 2013 годом не изменилась и составила 52 361 единицу.

Совершенствовалась нормативная правовая база, в 2014 году издано 14 приказов ФТС России, регламентирующих вопросы прохождения службы (работы) и социальной защищенности должностных лиц и работников таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России.

Особое внимание уделялось вопросам создания и эффективного функционирования Крымской и Севастопольской таможен. Реализовано преимущественное право поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации должностных лиц таможенных органов Республики Крым.

В целях обеспечения социальной защищенности должностных лиц Крымской и Севастопольской таможен были подготовлены проекты указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которыми определен порядок зачета выслуги лет лиц, проходивших службу в государственных органах Крыма на момент присоединения к Российской Федерации, а также лиц, ранее проходивших службу в государственных органах на должностях, по которым предусмотрено присвоение воинских или специальных званий.

Реализован комплекс мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на 2014 – 2015 годы, утвержденным приказом ФТС России от 11 июня 2014 г. № 1089.

В рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации в 2014 году обучено по различным формам 19 362 человека, из них дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам получили 17 989 должностных лиц (в 2013 году – 21 754 и 18 279 соответственно).

В полном объеме выполнены мероприятия, предусмотренные Планом реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» в Федеральной таможенной службе, утвержденным руководителем ФТС России А.Ю.

Бельяниновым 17 марта 2011 года, в соответствии с которым в таможенных органах были проведены смотры-конкурсы самодеятельного художественного творчества, в которых приняло участие более 8 тысяч должностных лиц и работников таможенных органов. 28 ноября 2014 года в г.

Ялте проведен заключительный гала-концерт 19-го смотра-конкурса самодеятельного художественного творчества в таможенных органах с участием более 200 лауреатов смотра-конкурса и творческих коллективов (в 2013 году – 8,5 тысяч участников и 230 лауреатов соответственно).

За безупречное выполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации 21 должностное лицо таможенных органов было награждено государственными наградами (в 2013 году – 14 должностных лиц), в том числе старший государственный таможенный инспектор Южного таможенного управления – орденом Мужества за смелые и решительные действия, проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни, при спасении жизни людей, находившихся во время обстрела на территории таможенного поста МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, 3 должностных лица награждены правительственными наградами (в 2013 году – 15 должностных лиц), 11,5 тысяч человек – ведомственными наградами (в 2013 году – 10,5 тысяч человек), 219 сотрудникам досрочно присвоены специальные звания (в 2013 году – 168 сотрудникам).

Противодействие коррупции.В 2014 году продолжалась работа по противодействию коррупции в таможенных органах. По материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов следственными органами возбуждено 305 уголовных дел (в 2013 году – 247 уголовных дел).

Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 155 уголовных дел, в том числе 103 уголовных дела в отношении 74 должностных лиц таможенных органов и 52 – в отношении 58 взяткодателей.

Значительно увеличилось в сравнении с прошлым годом количество уголовных дел, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в отношении должностных лиц таможенных органов, по следующим статьям: статье 290 УК РФ (получение взятки) – на 34,5% (с 29 до 39 дел), статье 292 УК РФ (служебный подлог) – на 36,8% (с 19 до 26 дел).

По статье 293 УК РФ (халатность) возбуждено 18 уголовных дел, что в три раза больше чем в 2013 году (в 2013 – 6 уголовных дел), по иным преступлениям против интересов государственной службы количество уголовных дел по сравнению с 2013 годом выросло в два раза (с 10 до 20 дел).

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в 2014 году, являлись: дача взятки, получение взятки и служебный подлог.

Из следственных и судебных органов получены сведения об осуждении за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, 58 должностных лиц таможенных органов, 42 взяткодателя и 11 других лиц.

Читайте также:  Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"

Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов.

Так, за 2014 год этот показатель составил 90% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов.

В 2014 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов рассмотрено 236 обращений граждан и организаций по фактам коррупции. По результатам рассмотрения указанных обращений 37 материалов направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам возбуждено 9 уголовных дел.

По всем фактам выявленных нарушений должностных обязанностей и служебных полномочий проводятся служебные проверки. По их результатам принимаются необходимые меры дисциплинарного, профилактического и иного характера, проводятся мероприятия по устранению причин и условий совершения нарушений. В 2014 году по инициативе подразделений по противодействию коррупции или с их участием проведена 461 функциональная, инспекторская и служебная проверка, по результатам которых уволено со службы в таможенных органах 6 должностных лиц, привлечены к дисциплинарной ответственности – 380 должностных лиц.

Деятельность Российской таможенной академии.

В 2014 году академия осуществляла подготовку специалистов для таможенных органов Российской Федерации и таможенных служб государств – участников СНГ по четырем специальностям высшего профессионального образования: «Таможенное дело», «Экономика и управление на предприятии (таможня)», «Юриспруденция», «Мировая экономика» и по трем направлениям подготовки: – «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). По результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 году, академия по всем семи показателям мониторинга превосходит установленные пороговые значения и признана эффективным ВУЗом, занимающим лидирующее место в Московской области (протокол Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 3 июня 2014 года). Подготовлена, одобрена на заседании ученого совета академии и утверждена руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым 14 апреля 2014 года Программа развития государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» на 2014 – 2020 годы.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации разработана Программа модернизации имущественного комплекса государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», которая одобрена на заседании рабочей группы академии (протокол от 14 июля 2014 г.№ 2).

Общий конкурс в 2014 году на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составил 15,3 человека на место. В академии и филиалах по программам основного высшего профессионального образования по всем формам обучаются 8 765 человек, в том числе: в академии – 3 676 человек, во Владивостокском филиале – 1 248 человек, в Санкт-Петербургском им. В.Б.

Бобкова филиале – 2 266 человек, в Ростовском филиале – 1 575 человек.

В 2014 году завершили обучение 15 842 человека, в том числе в системе высшего образования – 1 796 человек, из них по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры – 1 762 человека (получили дипломы с отличием 260 человек); по программам подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) – 34 человека.

Государственными экзаменационными комиссиями присвоены соответствующие квалификации и выданы дипломы о высшем профессиональном образовании специалистам: 668 человекам – «специалист таможенного дела»; 284 человекам – «экономист-менеджер», 95 человекам – «экономист»; 543 человекам – «юрист».

Выданы дипломы о высшем образовании с присвоением квалификации «бакалавр» по направлению подготовки «Юриспруденция» – 66 человекам, с присвоением квалификации «магистр» по направлениям подготовки «Экономика» – 36 человекам, «Менеджмент» – 10 человекам, «Юриспруденция» – 60 человекам.

В 2014 году прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 13 415 человек – олжностные лица таможенных органов: в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации академии и на факультетах переподготовки и повышения квалификации филиалов академии – 12 701 человек; в Институте правоохранительной деятельности прошли обучение 714 человек из числа должностных лиц оперативно-розыскных и других правоохранительных подразделений таможенных органов. Во исполнение распоряжения ФТС России от 25 марта 2014 г. № 97-р «Об обучении должностных лиц таможенных органов, расположенных в Крымском федеральном округе» в марте – апреле 2014 года дополнительно организовано и проведено обучение 497 должностных лиц Крымской и Севастопольской таможен, в декабре 2014 года – 18 должностных лиц Крымской и Севастопольской таможен.

В академии выполнено 120 научно-исследовательских работ по актуальным проблемам модернизации и развития таможенной службы Российской Федерации в рамках Таможенного союза. При кафедрах академии и ее филиалов работают студенческие научные кружки и научно-исследовательские лаборатории.

В июне 2014 года создан научно-исследовательский институт, что позволит более эффективно проводить исследования теоретических и практических проблем таможенного дела.

В диссертационных советах академии состоялись защиты пяти диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и одна – на соискание ученой степени доктора экономических наук.

В аспирантуре академии обучаются 169 человек, в том числе 66 человек – по очной форме, 103 человека – по заочной форме; 8 человек – соискатели; 3 человека – докторанты.

Продолжается издание ежеквартального научного журнала «Вестник Российской таможенной академии», включенного в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2014 году в издательстве учебной литературы академии издано: учебников – 2, учебных пособий – 23, монографий – 26, сборников научных трудов и материалов конференций академии – 30. В академии обучаются 612 студентов иностранных государств.

В 2014 году в академии проведены семь международных научно-практических конференций.

В ноябре проведена Международная конференция, организованная ФТС России совместно с ЕЭК, на тему«Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна». В работе конференции приняли участие представители Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Латвии, Малайзии, Нидерландов, США, Таиланда.

Организационно-структурная работа. В 2014 году в рамках организационно-структурной работы были проведены следующие мероприятия. На основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г.

№ 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 21 марта 2014 г.

№ 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 г.

№ 147 «О признании Республики Крым» созданы таможенные органы Российской Федерации в Республике Крым (Крымская таможня и 8 таможенных постов) и городе федерального значения Севастополе (Севастопольская таможня и 2 таможенных поста).

Калининградская областная таможня передана из подчинения Северо-Западного таможенного управления в непосредственное подчинение ФТС России. Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни преобразован в Астраханский таможенный пост (центр электронного декларирования).

Изменено местонахождение Брянской и Нижегородской таможен, а также 27 таможенных постов.

В рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 9 декабря 2010 года продолжена работа по созданию в данных республиках специализированных таможенных органов. По состоянию на 1 января 2015 года в систему таможенных органов входят 8 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 89 таможен и 552 таможенных поста.

Вопросы:

1. Какие вопросы актуальны в реализации кадровой работы в таможенных органах? Как они решаются? Какие еще направления кадровой работы, на ваш взгляд, необходимо реализовать?

2. Какое значение уделяется борьбе с коррупцией в таможенных органах? К каким последствиям может привести коррупционная деятельность в таможенной системе? Насколько успешно реализуются поставленные задачи по борьбе с коррупцией?

3. Какой вклад в решение кадровых вопросов вносит деятельность РТА? Какие направления работы с кадрами охватывает деятельность РТА?

4. Насколько успешно и объективно актуально проведена организационно-структурная работа в таможенной системе РФ? Какие еще направления преобразований, на ваш взгляд, необходимы?

5. Составьте таблицу SWOT-анализа по рассматриваемым материалам и обобщите полученные данные.

Читайте также:  Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Проблемы совершенствования кадрового обеспечения в таможенных органах

УДК 331

Экономические науки

Клитинова Владислава Алексеевна

Корсунова Наталия Михайловна (Кандидат экономических наук)

Ключевые слова: СОТРУДНИК; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ; ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ; CUSTOMS AUTHORITIES; PERSONNEL; OFFICER; EMPLOYEE; FEDERAL CIVIL SERVANT; SERVICE IN THE CUSTOMS AUTHORITIES; THE RECEIPT OF THE SERVICE.

Аннотация: В статье представлена роль кадрового обеспечения в таможенных органах, рассмотрены категории должностных лиц, их звания и классные чины, льготы и другие аспекты деятельности в таможенных органах.

Кадры в таможенных органах – совокупность лиц, которые обеспечивают эффективность деятельности таможенного органа или иных учреждений таможенного профиля. Кадры в любой сфере, в том числе и в таможенных органах, являются главным элементом достижения поставленных результатов.

Служба в таможенных органах является добровольным решением каждого гражданина. Для поступления на службу, следует учесть базовые требования, например, возрастное ограничение, наличие соответствующего образования и предоставление необходимого пакета документов [1].

При успешном прохождении испытаний, сроком до 6 месяцев, гражданину присваивается либо специальное звание, либо классный чин. Основную долю должностных лиц занимает категория «федеральные государственные гражданские служащие». В табл. 1 приведены классные чины должностных лиц таможенных органов, поступающие на службу в качестве федеральных государственных гражданских служащих: [2]

Таблица 1.

Группы должностей и соответствующие им классные чины федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов.

Группа Классный чин
Высшая должность Действительный государственный советник РФ 1,2,3-го класса
Главная должность Государственный советник РФ 1,2,3-го класса
Ведущая должность Советник РФ 1,2,3-го класса
Старшая должность Референт 1,2,3-го класса
Младшая должность Секретарь 1,2,3-го класса

Должностным лицам таможенных органов полагаются следующие виды привилегий: [2]
1. Оплата любого общественного транспорта.
2. Льготы при оплате коммунальных платежей. Должностное лицо, которое было ранено во время службы и оплатившее коммунальные платежи в полном объеме, вправе потребовать возместить 50% от полного платежа.
3.

Надбавки к окладу за выслугу лет. Максимальной надбавкой к окладу является надбавка в размере 30% за выслугу более 15 лет в таможенных органах.
4. Надбавка за особые условия труда в размере 200% оклада.
5. Надбавка за работу со сведениями, являющимися государственной тайной.
6. Премии за выполнение сложных заданий.
7.

Выплата ежемесячного денежного поощрения.

8. Единовременная выплата при отпуске должностного лица и материальная помощь.

Стоит отметить, несмотря на ряд вышеуказанных привилегий, заинтересованность молодых специалистов крайне мала.

Таможенник – ответственное лицо, который отвечает не только за деятельность своего таможенного органа, но и за общее благосостояние страны. На него возложена огромная ответственность. Так, в Федеральном законе от 21 июля 1997г. N114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в статье 17 определены обязанности сотрудника таможенного органа. Так, он обязан [1]:

  • 1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • 2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • 3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
  • 4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
  • 5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
  • 7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

На данный момент в таможенных органах наблюдается жесткая нехватка кадров. Молодые специалисты не заинтересованы в службе в таможенных органах. При жестком отборе, большой ответственности в дальнейшем и выполнении широкого спектра задач, федеральные государственные служащие, например, на должности инспектора, имеют оклад около 16 000 рублей на 2017 год. [4]

Кадровое обеспечение является неотъемлемой частью эффективности деятельности всего таможенного органа. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определены направления совершенствования, одним из которых является укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности. [5]

Несмотря на высокую заинтересованность таможенных органов в кадрах, создание всех условий для успешного поступления на службу, по мнению многих авторов, вопрос о кадровом обеспечении остается открытым.

Так, проблемы кадрового обеспечения тревожат таможенную сферу не только последние 5 – 10 лет, но и в 1920 годах они были актуальны. Например, Е.А. Ватутин в своей статье описал актуальные и по сей день проблемы кадров таможенной службы: «… вопрос со служебной дисциплиной в то время стоял остро.

Проведённая в марте 1926 г. инспекторская проверка Кош-Агачской таможни показала не только низкий уровень дисциплины, но и слабую организацию деятельности, низкий уровень образования сотрудников».

Или другая цитата на проблему кадров: «Кроме того, руководство таможни указывает и на то, что служащие из местного населения не проявляют должного интереса к работе, не развиваются в профессиональном плане». [6]

Автор Попова В.Е.

, в свою очередь, также высказалась о проблемах кадров таможенной службы, выявив, на ее взгляд, ключевую: «Одна из ключевых проблем формирования кадровой политики государственных органов заключается в том, что кадровый потенциал системы государственной службы используется не в полной мере, что, в первую очередь определяется незначительным вниманием, уделяемым анализу сложившейся кадровой ситуации и эффективности использования кадрового потенциала». [8]

  1. Таким образом, можно сказать о том, что проблема кадрового обеспечения является актуальной и по сей день.
  2. Авторы пишут об одной и той же проблеме кадров – низкая заинтересованность молодых специалистов в службе в таможенных органах, но если молодые специалисты имеются, то их навыки слишком ограничены для возлагаемых на них задач:
  3. 1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
  4. 2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
  5. 3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Говоря о кадровой функции, нельзя не отметь то, что она очень сложна. В связи с этим она возложена на руководителя. Но зачастую она делегирована специальному подразделению – управление государственной службы и кадров ФТС России.

Возможное решение данной проблемы основывается на том, что молодые кадры не видят перспективы для роста. Приходя на службу в таможенные органы, имея отличное образование, потенциал в работе, они не видят будущего в своей службе.

Даже при наличии перспективы роста до начальствующего состава в будущем, эти перспективы слишком далеки. Например, чтобы дослужиться до майора, в Указе Президента определен срок в 4 года, после всех предыдущих званий [3].

Но это далеко не так, на самом деле майорское звание получают лишь единицы, несмотря на преобладающее число «возрастных» сотрудников в таможенных органах.

Если рассматривать пример с коммерческой организацией, в ней будет достаточно того, что работник не нарушает общей дисциплины, сдает материалы в срок и в нужном количестве. Такой работник будет поощряться повышением в должности.

В таможенных органах все обстоит иначе: не нарушая порядок, выполняя свои обязанности и поручения руководителя, должностное лицо может рассчитывать на прибавку в денежном выражении, которое не велико и не сопоставимо с проделанным трудом. Отсюда возможны и последующие проблемы, например, коррупция.

Поэтому следует разработать некий план повышений по службе, который включал бы в себя определенные правила, придерживаясь которых, лицо смогло бы не только получать материальное вознаграждение и авторитет среди коллег, но и двигаться по «служебной лестнице».

На данный момент перед ФТС стоит огромная задача в области кадровой политики – изменение видения российского таможенника в общественном сознании. Видение его не как коррупционера, готового пойти на преступление, а как, в первую очередь, лицо государства, порядочного, ответственного и исполнительного гражданина.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Ссылка на основную публикацию