Статья 56.1. особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом

В новом видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов рассказал о сложностях и нюансах управления многоквартирными домами, признанными объектами культурного наследия. Узнайте подробности.

Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домомКакие существуют способы управления зданиями с апартаментами

Многоквартирные дома могут быть признаны памятниками архитектуры или ансамблем

  • Многоквартирный дом – это недвижимое имущество, которое может относиться к объектам культурного наследия народов России, если представляет собой ценность с точки зрения истории, архитектуры или градостроительства. О том, как таким домом управлять, рассказал эксперт Павел Кузнецов в очередном видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ»:
  • Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️
  • Вопрос управления объектами культурного наследия и их содержания остро стоит для малых городов: дома, имеющие историческую ценность, сносятся под застройку или не поддерживаются в надлежащем состоянии. Некоторые из таких объектов являются многоквартирными домами и могут быть:
  • памятниками архитектуры в виде отдельных построек, зданий и сооружений с исторически сложившимися территориями;
  • ансамблем – группой объектов капитального строительства, локализуемой на исторически сложившейся территории (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Такие МКД могут выступать объектами культурного наследия федерального, регионального и муниципального значения. После получения такого статуса они охраняются государством. Также законодательство содержит такое понятие, как «историческое поселение». Это населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включённые в реестр (ч. 2 ст. 59 № 73-ФЗ). Примеры таких домов и поселений вы найдёте в выпуске онлайн-журнала.

Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом«Школа ЖКХ»: эксперт рассказал об управлении коттеджными посёлками

К управлению мкд – объектами культурного наследия предъявляются общие и специальные требования нпа

Как указал Павел Кузнецов, если многоквартирный дом включён в реестр объектов культурного наследия, то к деятельности по управлению таким МКД применяются общие и специальные требования.

Общие требования связаны с положениями ЖК РФ:

  • наличие у УО лицензии на управление домом, если в нём не созданы ТСЖ/кооператив;
  • заключение обязательных договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, на обслуживание ВДГО и лифтового оборудования;
  • надлежащее содержание и эксплуатация, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции (пп. «е» п. 10 ПП РФ № 491).

Специальные нормы по управлению многоквартирным домом – объектом культурного наследия содержатся, прежде всего, в № 73-ФЗ.

  1. На фасаде такого дома не допускается размещение наружной рекламы, кроме информации о проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (ч. 1 ст. 35.1 № 73-ФЗ).
  2. На МКД должны быть установлены вывески/указатели с надписями и обозначениями, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по размещению таких надписей лежит на управляющей домом организации (ч. 1 ст. 27, ч. 11 ст. 47.6 № 73-ФЗ).

В отношении многоквартирного дома устанавливаются охранные обязательства. Их состав определён № 73-ФЗ и может корректироваться по решению управляющей организации, ТСЖ или общего собрания собственников.

В этом случае охранные обязательства подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 56.1 № 73-ФЗ).

Подробнее об указанных и иных требованиях к содержанию и управлению объектами культурного наследия узнайте из выпуска онлайн-журнала.

Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домомКак УО включить в квитанцию плату за допуслуги в отношении ОИ дома

Муниципалитеты вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию объектов культурного наследия

Как рассказал Павел Кузнецов, в ряде муниципальных образований есть дополнительные ограничения и требования к содержанию объектов культурного наследия.

Например, в Казани отделка фасадов зданий, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляется по согласованию с надзорными органами, а благоустройство на придомовой территории происходит на основании соответствующего проекта.

Процедура управления многоквартирными домами, являющимися объектами культурного наследия, имеет ряд ограничений: они направлены на сохранение и поддержание исторического городского облика.

Организациям и ТСЖ, приступающим к управлению МКД такого типа, следует ознакомиться с федеральными и муниципальными НПА, которые регулируют эту работу и определяют специальные нормы к содержанию объектов культурного наследия.

Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отнесенные к объектам культурного наследия

Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом

    В соответствии с п.3 Федерального закона от 25.06.2002г. за №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон о памятниках) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. 

  •    Существуют следующие категории объектов культурного наследия:
  •    • Объекты культурного наследия федерального значения,
  •    • Объекты культурного наследия регионального значения,
  •    • Объекты культурного наследия местного значения.

   В целях эффективного осуществления функций по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также недопущения нарушений норм действующего законодательства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания (далее — Управление) тесно взаимодействует с Комитетом по охране объектов культурного наследия по Республике Северная Осетия – Алания (далее — Комитет). Комитет предоставляет в Управление актуальные общие сведения о выявленных объектах культурного наследия и объектах культурного наследия на текущую дату для использования в работе.

   В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона от 13.07.

2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):

  1.   1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2.   2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр;
  3.    3) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4.   4) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия, об установлении или изменении зон охраны объекта культурного наследия;
  5.    5) об установлении защитной зоны объекта культурного наследия.

   В соответствии со ст.48 Закона о памятниках объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

    В соответствии со ст.47.

1 Закона о памятниках ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством.

   В соответствии со ст.47.

6 Закона о памятниках в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее — охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр. В соответствии с п.4 ст.47.6 Закона о памятниках неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.

   В соответствии с п.7.1 ст.47.

6 Закона о памятниках охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями.

В отношении выявленных объектов культурного наследия выдается собственнику (пользователю) уведомление об ограничении (обременении) прав собственника (пользователя) на выявленный объект культурного наследия.

   В ходе осуществления правовой экспертизы документов, представляемых заявителями в Управление выявляются несоответствия в представленных заявителями документах, заключающиеся в следующем:

  1.

 В правоустанавливающем документе собственника объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия отсутствуют условия, подтверждающие, что данный объект недвижимого имущества является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, а также условия, обязывающие собственника осуществлять должное использование объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, а также условия, запрещающие собственнику данного объекта определенные Законом о памятниках действия в отношении объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия.  Результатом подобного рода выявленных несоответствий является приостановлении государственной регистрации, незамедлительное уведомление собственника недвижимого имущества о выявленных несоответствиях и предоставление возможности собственнику исправить несоответствия. Как правило, собственник недвижимого имущества устраняет выявленные государственным регистратором несоответствия в процессе приостановления регистрации и государственный регистратор прав принимает решение о проведении регистрации права собственности;

  2. В представленных собственником объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия документах отсутствует охранное обязательство, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) вносится запись об ограничениях.

Последствием подобного рода выявленного несоответствия является приостановлении государственной регистрации, незамедлительное уведомление собственника недвижимого имущества о выявленном несоответствии и предоставление возможности собственнику исправить несоответствие.

Читайте также:  Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации

Как правило, собственник недвижимого имущества устраняет выявленное государственным регистратором прав несоответствие в процессе приостановления регистрации и государственный регистратор принимает решение о проведении регистрации права собственности;

    В данных случаях государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственной регистрации, в ходе которого собственник устраняет несоответствия и представляет дополнительные документы, позволяющие возобновить государственную регистрацию и зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимого имущества. В редких случаях собственник не представляет дополнительные документы, результатом чего становится выносимое государственным регистратором прав решение об отказе в государственной регистрации права собственности.

   Управление рекомендует собственникам объектов недвижимого имущества обращаться за получением квалифицированной консультации по поводу отнесения принадлежащих им объектов недвижимого имущества к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия непосредственно до момента представления документов на государственную регистрацию во избежание выявления несоответствий в представляемых заявителями документах в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, то есть в Комитет по охране объектов культурного наследия по Республике Северная Осетия – Алания для выяснения вопроса об отнесении принадлежащих собственникам объектов недвижимого имущества к объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия. 

    В случае, если объект недвижимого имущества, принадлежащий собственнику окажется объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, необходимо заключить охранное обязательство с Комитетом, а в случае, если принадлежащий собственнику объект недвижимого имущества окажется объектом культурного наследия (памятником), то в соответствии со ст.21 Закона о памятниках собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, помимо охранного обязательства.

   При проведении государственной регистрации прав и сделок с объектами культурного наследия или с выявленными объектами культурного наследия, Управлением в ЕГРН в обязательном порядке вносится соответствующая запись об ограничении (обременении) данного объекта недвижимого имущества.

   Таким образом, в Республике Северная Осетия – Алания организованно и эффективно осуществляется взаимодействие между Управлением и Комитетом, в рамках которого не допускается нарушение действующего законодательства в части охраны объектов культурного наследия.  

Что учесть УО при управлении МКД – объектом культурного наследия

Эксперт Ассоциации «Р1» П. Кузнецов рассказал о сложностях и нюансах управления многоквартирными домами, признанными объектами культурного наследия. 

Многоквартирный дом – это недвижимое имущество, которое может относиться к объектам культурного наследия народов России, если представляет собой ценность с точки зрения истории, архитектуры или градостроительства. Вопрос управления объектами культурного наследия и их содержания остро стоит для малых городов: дома, имеющие историческую ценность, сносятся под застройку или не поддерживаются в надлежащем состоянии. 

Некоторые из таких объектов являются многоквартирными домами и могут быть: 

— памятниками архитектуры в виде отдельных построек, зданий и сооружений с исторически сложившимися территориями; 

— ансамблем – группой объектов капитального строительства, локализуемой на исторически сложившейся территории (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ). 

Такие МКД могут выступать объектами культурного наследия федерального, регионального и муниципального значения. После получения такого статуса они охраняются государством. Также законодательство содержит такое понятие, как «историческое поселение». Это населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включённые в реестр (ч. 2 ст. 59 № 73-ФЗ). 

Как указал П. Кузнецов, если многоквартирный дом включён в реестр объектов культурного наследия, то к деятельности по управлению таким МКД применяются общие и специальные требования. Общие требования связаны с положениями ЖК РФ: 

  1. наличие у УО лицензии на управление домом, если в нём не созданы ТСЖ/кооператив; 
  2. заключение обязательных договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, на обслуживание ВДГО и лифтового оборудования; 
  3. надлежащее содержание и эксплуатация, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции (пп. «е» п. 10 ПП РФ № 491). 

Специальные нормы по управлению многоквартирным домом – объектом культурного наследия содержатся, прежде всего, в № 73-ФЗ. На фасаде такого дома не допускается размещение наружной рекламы, кроме информации о проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (ч. 1 ст. 35.1 № 73-ФЗ). 

На МКД должны быть установлены вывески/указатели с надписями и обозначениями, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по размещению таких надписей лежит на управляющей домом организации (ч. 1 ст. 27, ч. 11 ст. 47.6 № 73-ФЗ). 

В отношении многоквартирного дома устанавливаются охранные обязательства. Их состав определён № 73-ФЗ и может корректироваться по решению управляющей организации, ТСЖ или общего собрания собственников. В этом случае охранные обязательства подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 56.1 № 73-ФЗ). 

В ряде муниципальных образований есть дополнительные ограничения и требования к содержанию объектов культурного наследия. Например, в Казани отделка фасадов зданий, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляется по согласованию с надзорными органами, а благоустройство на придомовой территории происходит на основании соответствующего проекта. 

Процедура управления многоквартирными домами, являющимися объектами культурного наследия, имеет ряд ограничений: они направлены на сохранение и поддержание исторического городского облика.

Организациям и ТСЖ, приступающим к управлению МКД такого типа, следует ознакомиться с федеральными и муниципальными НПА, которые регулируют эту работу и определяют специальные нормы к содержанию объектов культурного наследия.

На сайте РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций можно посмотреть видео по управлению такими домами, для этого перейдите по ссылке https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/12186-chto-uchest-uo-pri-upravlenii-mkd-obektom-kulturnogo-naslediya

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан

  • ПАМЯТКА
  • «О порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы
  • земельного участка и порядке утверждения проекта зон охраны ОКН»
  • В связи с многочисленными обращениями физических и юридических лиц о применении норм Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объектов культурного наследия, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – Управление) сообщает следующее.

I. АРХЕОЛОГИЯ.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются на земельных участках при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи федерального закона.
  2. В соответствии с абзацем 9 статьи 28 Закона №73-ФЗ фактналичия (отсутствия) на определенной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, определяется государственной историко-культурной экспертизой, в случае если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных (информации) об отсутствии таких объектов на испрашиваемом земельном участке.
  3. Факт отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, без проведения историко-культурной экспертизы установить невозможно.
  4. В соответствии со статьей 30 Закона №73-ФЗ, документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ является объектом государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Закона №73-ФЗ, государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 32 Закона №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 ст. 31 Закона №73-ФЗ.

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

Порядок проведения археологических полевых работ регулируется статьей 45.1 Закона №73-ФЗ.

Археологические полевые работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в соответствии с заключением Института археологии РАН) сроком не более чем на один год разрешения (Открытого листа), подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (пункт 7 статьи 45.1).

  • Разрешение (Открытый лист) выдается физическому лицу – гражданину Российской Федерации, обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоявшему в трудовых отношениях с юридическим лицом, уставной целью деятельности которого является проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов, музейных коллекций и артефактов.
  • Заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36 и 45.1 Закона №73-ФЗ обязан:
  • обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Закона №73-ФЗ;
  • представить в государственный орган охраны объектов культурного наследия документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта).
  • В случае расположения выявленного объекта культурного наследия в зоне хозяйственного освоения определенного объекта, а также в случае обнаружения в границе земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и после принятия государственным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, Заказчику работ необходимо:
  • разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия (далее – документация или раздел документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия);
  • получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в государственный орган охраны объектов культурного наследия на согласование;
  • обеспечить реализацию согласованной государственным органом охраны объектов культурного наследия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
  • Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проведение историко-культурной экспертизы земельных участков в компетенцию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не входят.
Читайте также:  Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

В целях определения объема бюджетного финансирования, а также формирования начальных (максимальных) цен контрактов на проведение работ по государственной историко-культурной экспертизе на участках строительства заказчикам возможно использовать «СЦНПР-91.

Реставрационные нормы и правила. Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. Раздел 6. Архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры», утвержденный приказом Министерства культуры СССР от 05.11.

1990 №321.

Методические рекомендации по проведению государственной историко-культурной экспертизы земельного участка прилагаем.

II. АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ.

В соответствии с требованиями статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 г. № 387 утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Башкортостан, имеющих защитные зоны.

В соответствии со статьей 34.

1 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

  1. В случае отсутствия выданных до 3 октября 2016 года разрешенийна строительство, в том числе в случаях продления сроков их действийили изменения застройщика, строительство объектов капитального строительства
  2. и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), запрещается:
  3. — для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника;
  4. — в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Полная информация о защитных зонах объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, размещена на сайте Управления по адресу: https://okn.bashkortostan.ru/documents/526881/, раздел «документация», подраздел «действующие документы».

  • Отмечаем, что защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны объекта (объектов) культурного наследия в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона№ 73-ФЗ.
  • Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12сентября 2015 года №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».
  • Методические рекомендации по разработке и утверждению проекта зон охраны объектов культурного наследия прилагаем.
  • В соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, включая выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране.
  • Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органов государственной власти, в случае если данный государственный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативно-правовых актов.
  • В соответствии с Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4, Управление не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
  • ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
МЕРОПРИЯТИЯ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
1 Договор с юридическим лицом, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности. п.4 Статья 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»(далее — Федеральный закон №73-ФЗ) 5 рабочих дней 117 календарных дней
2 Получение исполнителем работ специального разрешения (открытого листа) в Министерстве культуры Российской Федерации пп. 1-6 ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 №127«Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» 30 календарных дней
3 Проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования археологами Статья 45.1 Федерального закона №73-ФЗ 5 рабочих дней
4 Подготовка документации (исполнителем работ), содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Направление документаций на историко-культурную экспертизу аттестованному Министерством культуры РФ эксперту Ст.30 Федерального закона №73-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» 10 рабочих дней
5 Проведение экспертизы документации, содержащей результаты археологических (полевых) работ аттестованным Министерством культуры РФ экспертом Ст.30 Федерального закона №73-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» 10 рабочих дней
6 Рассмотрение заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов Управлением п. 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569 в течение 5 рабочих дней
7 Размещение на официальном сайте Управления заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов (далее – Акт ГИКЭ)(okn.bashkortostan.ru) п. 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569 15 рабочих дней
8 Размещение на официальном сайте Управления заключения экспертизы и прилагаемых к нему документов и материалов (далее – Акт ГИКЭ)(okn.bashkortostan.ru) п.30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569 в течение 10 рабочих дней
9 По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, принятие решения Управлением о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы. п.30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 569
Читайте также:  О несостоятельности (банкротстве) - советы юриста

Кто должен нести расходы по содержанию зданий-объектов культурного наследия: собственники или муниципалитет?

25 февраля в здании проекта развития территории «Рождественская сторона» состоялся круглый стол на тему «Кто должен платить за сохранность памятников архитектуры».

  Злободневность темы обусловлена тем, что многие исторические здания в Нижнем Новгороде переданы сейчас в частную собственность.

В результате возникают вопросы, кто именно и за чей счет должен поддерживать их внешний вид, убирать прилегающую территорию…

Комментирует участник круглого стола – юрисконсульт Консалтинговая фирма «LAWYERS&PARTNERS» Волков Дмитрий Николаевич.

Кто должен нести расходы по обслуживанию исторических зданий, объектов культурного наследия.  Собственники и владельцы зданий обязаны нести расходы по их содержанию. Это закреплено на федеральном уровне. А в отношении памятников архитектуры действует специальный закон ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Что же именно должен делать собственник? Если говорить о требованиях к внешнему виду здания и содержанию земельного участка то в отношении объектов расположенных в г.Н.Новгороде, то все обязанности собственника (владельца) можно подразделить на следующие подпункты:

  • содержание непосредственно здания и его инженерных коммуникаций;
  • содержание и уборка земельного участка и закрепленной территории;
  • содержание зеленых насаждений.

Обязанности собственника

Из основных обязанностей правообладателей по содержанию зданий необходимо выделить следующие:

  • осмотр, проверка прочности , облицовка, очистка и ремонт фасадов;
  •  запрет на осуществление мероприятий по реконструкции переоборудованию (переустройству) зданий и их конструктивных элементов без соответствующих разрешений (устройство пристроев навесов, козырьков, креплений, различных растяжек, вывесок и т.д
  •   отсутствие видимых повреждений строительной части, декоративной отделки, надлежащее эстетическое состояние объекта.
  •  повреждения окраски фасадов должны составлять не более 1% общей площади фасада;
  •   цветовая гамма фасада здания определяется согласно колерному паспорту здания,  согласованному с Администрацией города, при отсутствии такого паспорта цветовая гамма согласовывается с администрацией.
  •  окрашенные поверхности должны быть ровными без помарок пятен и поврежденных мест.
  •   в надлежашем состоянии также должны поддерживаться инженерные систем здания в т.ч. водоотводящие системы, дымоходы и вентсистемы.
  •  эксплуатация инженерных сетей не должна приводить к загрязнению окружающей территории вытекающей водой или иными жидкостями;
  •   объекты инженерных сетей города должны иметь опрятный внешний вид, быть окрашены, побелены, либо иметь иное эстетически выглядящее покрытие.

Ситуация с обслуживанием земельного участка.

Пределы обслуживаемой территории под зданием, как правило, определяются границами земельных участков, согласно данным государственного кадастра недвижимости, при этом, за собственниками также установлена обязанность обратиться в орган местного самоуправления для заключения договора о закреплении прилегающей территории.

Указанный договор заключается в том случае если участок под объектом не поставлен на кадастровый учет либо межевание выполнено по отмостке объекта.

В данном случае границы закрепляемой территории устанавливается на расстоянии не более 15 м по периметру от объекта недвижимости, но до территории проезжей части, которая обслуживается Администрацией города.  Также Администрацией обслуживаются иные территории общего пользования, в том числе площади, скверы, парки, остановки общественного транспорта пешеходные территории за исключением  территорий содержание которых должны осуществлять юридические и физические лица.

        В обязанность по содержанию  и уборке территории для собственников включается:

  • сбор мусора;
  • прометание территории;
  • промывка от пыли и грязи твердых покрытий;
  • уборка мусора из урн;
  • сбор и вывоз опавшей листвы;
  • поливка твердого покрытия при температуре выше 25С.
  • вывоз снега;
  • скалывание образующейся наледи;
  • очистка территории от снега до твердого покрытия.
  • поддержание в надлежащем состоянии малых архитектурных форм, расположенных на закрепленной территории (скамейки, урны и т.д.)

         Содержание зеленых насаждений:

  • обеспечение полной сохранности имеющихся насаждений;
  • регулярные и своевременные оздоровительные мероприятия;
  • систематическая уборка и поливка;
  • систематический покос травы высотой более 15 см;
  • не допустимо произрастание деревьев ближе 1,5 м от инженерных сете и 5 м. от наружных стен зданий и сооружений;
  • не допустимо произрастание кустарников ближе 0,7 м от инженерных сете и 1,5 м от наружных стен зданий и сооружений.

      (!)  Важный момент: Помимо  указанных требований, предъявляемых к собственникам зданий, на владельцев Объектов культурного наследия дополнительного лежит ответственность по соблюдению принятого охранного обязательства, которым регламентируются порядок и сроки реставрационных, ремонтных и иных работ по объекту, определяются условия доступа граждан.

Компенсации из бюджета.

К положительным моментам можно отнести то, что федеральным законом предусмотрена возможность лица владеющего объектом культурного наследия на праве аренды на льготную арендную плату в случае выполнения за счет собственных средств мероприятий по сохранению  объекта.

  Собственник объекта культурного наследия, также выполнивший своими силами работы по сохранению объекта имеет право на компенсацию произведенных им затрат, однако указанные должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.

Более того, на региональном уровне Правительством области должна быть разработана целевая программа сохранения объектов культурного наследия.

В рамках данной программы возможно предусмотреть софинансирование со стороны регионального и местного бюджетов соответствующих работ по реставрации и ремонту объектов культурного наследия.

Но  при этом, данные положения не снимают с правообладателей обязанности по содержанию принадлежащих им объектов.

 Вопрос о том будет ли разработана такая программа и когда именно, как и многие другие вопросы, связанные с возможностью получения финансирования из бюджета – остается открытым.

Санкции. Наиболее действенным способом стимулирования собственников к выполнения соответствующих обязательств являются штрафные санкции предусмотренные как КоАП Нижегородской области, так и КоАП РФ.

И в данном случае немаловажная роль отводится надзорным, проверяющим органам, а именно,  Административно-технической инспекции г.Н.

Новгорода и Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Размеры штрафов

Нарушение требований в сфере чистоты, порядка и благоустройства к содержанию объектов:

  • физические лица от 2000 руб. до  3000 руб.
  • должностные лица от 3000 руб. до 7000 руб.
  • юридические лица от 10000 руб. до 20000 руб.

Указанные действия совершенные повторно в течение года:

  • физические лица от 3000 руб. до  5000 руб.
  •  должностные лица от 10000 руб. до 15000 руб.
  •  юридические лица от 25000 руб. до 50000 руб.

Нарушений требований к надлежащему состоянию и содержанию зданий, строений сооружений:

  • физические лица от 500 руб. до  2000 руб.
  • должностные лица от 2500 руб. до 4000 руб.
  •  юридические лица от 3000 руб. до 9000 руб.

При этом, нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия влечет более существенные штрафные санкции:

  •   физические лица от 15000 руб. до  200000 руб.
  •   должностные лица от 200000 руб. до 400000 руб.
  •   юридические лица от 200000 руб. до 5000000 руб.

(!)Важный момент: Непосредственно оплата наложенного штрафа не снимает с нарушителя обязанность по устранению выявленного в ходе проверки нарушения в установленный срок.

В случае если данные действия правонарушителем не исполнены, законодательно предусмотрена возможность наложения на него штрафа за неисполнение законного предписания органа осуществляющего государственный контроль.

Более того, неоплата выставленного штрафа, также является правонарушением и санкция за которое предусматривает двукратный размер невыплаченного штрафа.

Краткое резюме

Учитывая вышеизложенное,  очевиден вывод, что существуют законные способы обязать собственников зданий строений и сооружений, а тем более памятников архитектуры, выполнять действия по содержанию, сохранению данных объектов, а также содержанию и уборке закрепленной территории. Но для этого требуются активные действия со стороны надзорных органов.

При этом, стоит отметить что и органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта в рамках предоставленных им законодательством об объектах культурного наследия имеют достаточно полномочий по поддержке владельцев памятников архитектуры.  Вопрос как всегда в том, захотят ли они воспользоваться этими полномочиями.  

Вопросы по теме

  • Получение разрешения на строительство нежилого объекта
Ссылка на основную публикацию