Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов.
В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.
О чем говорится в законе
Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.
В каких случаях полицейские могут применить оружие
В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.
Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:
- Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
- Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.
Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.
Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:
- Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
- Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
- Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
- Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
- Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
- Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.
Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.
Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:
- Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
- Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
- Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
- Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.
Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:
- Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
- Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.
Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.
В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам
Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.
Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:
- Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
- Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
- По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
- Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.
В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.
Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.
В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими
Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.
Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:
- Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
- Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
- Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.
В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.
В каких случаях может применяться оружие частным охранником
Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:
- Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
- Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.
Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет.
Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта.
Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.
В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.
Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.
В заключение
Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное.
Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях.
Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.
Право применять физическую силу
Особенности применения специальных средств и физической силы сотрудниками ЧОП
Вся деятельность частных детективных и охранных структур в юридическом плане опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 года и другие законодательные и правовые документы РФ.
Статья 1 упомянутого выше закона гласит, что функционирование охранных и детективных фирм, являющихся собственностью частных лиц, рассматривается в качестве платной услуги, предоставляемой в соответствии с заключенным договором юридическим и физическим лицам, целью которой является защита предусмотренных законом прав и интересов клиента.
Частные охранные и детективные фирмы могут предлагать свои услуги исключительно при условии, что они имеют необходимую лицензию, выдача которой находится в ведении МВД России.
Безусловно, никто не сомневается, что особенности работы подобных структур предполагают периодическое использование силовых мер. Говоря другими словами – применение физического воздействия на преступника или правонарушителя.
В большинстве случаев, подобная необходимость возникает в процессе обеспечения безопасности охраняемого объекта. Когда имеет место попытка проникновения на него или причинения урона, охранники предпринимают соответствующие меры противодействия.
В этом случае сотрудникам ЧОП необходимо четко ориентироваться в своих должностных полномочиях, дабы не преступить их границ, допуская при этом правовое нарушение.
Работникам частных охранных (детективных) фирм следует помнить, что невыполнение соответствующих требований законодательства РФ, влечет за собой административную или уголовную ответственность.
По этой причине, сотрудники ЧОП обязаны хорошо знать правовую базу вопроса, касающегося особенностей применения физической силы и специальных средств.
Ситуации, допускающие применение физической силы и спецсредств
Ст. 16.1 и ст. 17 закона о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» недвусмысленно перечисляет ситуации, когда допускается использование охранником спецсредств или применение силового противодействия:
- Самозащита. В том случае, когда существует реальная опасность для жизни или здоровья сотрудника.
- Защита объекта (охраняемых ценностей или имущества) в ситуации, когда преступник прибегает к физической агрессии.
Наряду с этим, есть категории людей, по отношению к которым применять физическую силу или спецсредства категорически запрещено:
- Беременные женщины.
- Граждане-инвалиды (если инвалидность можно выявить по внешним признакам).
- Лица, не достигшие совершеннолетия (когда это известно охраннику или можно определить визуально).
В данном правиле предусмотрено разумное исключение. Сотрудники охранных структур могут использовать физическую силу или спецсредства, если: нападающие имеют оружие, действуют группой или реально угрожают жизни (здоровью) охранника либо наносят урон объекту (имуществу).
Также законом разрешается физическое противодействие, если произошло нападение на охранника на контролируемой территории или когда требуется предотвратить нарушение правопорядка.
Сотрудник ЧОП имеет право не только на применение специальных средств, но и на использование оружия, когда это необходимо для эффективного противостояния преступнику в его стремлении совершить преступление.
Все нюансы, имеющие отношение к применению физической силы, спецсредств и оружия, четко определены в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
В этом документе приводится трактовка того, какие меры и в каких случаях могут предпринимать работники негосударственных охранных структур. Первая версия этого документа применения физического воздействия со стороны охраны не предусматривала.
Впоследствии был внесен ряд изменений и в новом чтении данный юридический документ позволяет корректное приложение физической силы сотрудникам частных охранных предприятий.
Понятие «корректное» подразумевает силовое воздействие с целью сдерживания или предотвращения проникновения на контролируемый объект. Как правило, в подобных ситуациях конфликт улаживается без причинения вреда нарушителю спокойствия. Чаще всего без ущерба для здоровья удается остановить лиц, которые совершают проступок административного характера на охраняемом объекте.
Допустим, что в культурно-развлекательном заведении посетитель начинает проявлять агрессию или вести себя неадекватно.
В таком случае охранник может вывести его с применением силы за пределы охраняемого объекта, предотвратив тем самым совершение более тяжкого проступка.
Допускается также принудительное удержание человека, подозреваемого в краже, до прибытия полиции, если хищение произошло на подконтрольном объекте.
Если в процессе применения физического воздействия вреда жизни и здоровью преступника не причинялось, то необходимости в регламентации порядка и условий его использования нет.
Когда развитие ситуации предполагает ее обострение и возможное в связи с этим причинение вреда человеку, регламентация ограничений при применении физической силы становится необходимой.
Это позволяет избежать превышения служебных полномочий со стороны сотрудников охраны (и тем самым необоснованного членовредительства) в ходе отражения угрозы для контролируемого объекта.
Вполне обоснованным видится использование этого принципа при необходимости определения категории граждан, применение к которым силового воздействия может привести к нанесению урона их здоровью.
Когда охранник имеет право применять физическую силу
В упомянутом ранее законе, имеет место весомая недоработка. В нем указаны ситуации, когда допустимо использование специальных средств, но основания для применения физической силы не оговорены. Учитывая то, что физическое воздействие может быть не менее эффективным, это должно иметь весомое юридическое обоснование
Применение физической силы можно квалифицировать по аналогии со случаями использования спецсредств и оружия, которые указаны в статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Это обусловлено тем, что необходимость применения физического воздействия сотрудниками охраны будет возникать в тех же условиях.
При этом в обоих случаях может наноситься вред преступнику или посторонним лицам в ситуации, когда альтернативных способов устранения угрозы не существует.
В случаях применения сотрудниками частных охранных структур приемов рукопашного боя результат может быть аналогичным варианту с применением оружия или спецсредств. Другими словами, использование средств летального и не летального поражения вполне соизмеряемо с физическим воздействием, поэтому они могут приравниваться друг к другу.
Детальное изучение ст.16.
1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ» и соответствующих нормативных документов международного права позволяет прийти к выводу, что используя физическую силу, охранник должен стараться свести к минимуму возможный вред причиняемый здоровью и собственности преступника. При этом ему следует исходить из реальности угрозы со стороны совершаемого противоправного действия.
Сотрудник службы безопасности обязан действовать по следующей схеме:
- Предупредить правонарушителя о намерении применить физическую силу или спецсредства (оружие).
- Дать преступнику время, необходимое для выполнения предъявленных охранником требований (за исключением случаев, когда ситуация требует действовать мгновенно).
- Обеспечить пострадавшему оказание первой медицинской помощи и при необходимости отправить его в больницу.
Если произошло нанесение тяжких травм или смертельный исход, сотрудники ЧОП обязаны немедленно поставить в известность полицию и собственное руководство.
Превышение служебных полномочий, когда имело место применение оружия, специальных средств или физической силы, приводит к уголовной ответственности по ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».
Предпринимая меры, направленные на защиту охраняемого объекта, сотрудник ЧОП должен соразмерять свои действия со степенью реальной угрозы и не превышать пределы необходимой обороны.
Если действия охранника будут охарактеризованы, как причинение умышленного тяжкого (а не чрезмерного) вреда здоровью или смерти, то наказание будет определяться по совокупности 111 и ст.105 УК РФ, в которых говорится о нанесении тяжкого вреда здоровью и умышленном убийстве.
Правила применения спецсредств
Теперь рассмотрим ситуации, связанные с применением спецсредств. В данном вопросе также существуют конкретно оговоренные основания, которые предусматривают их использование.
Безусловно, речь идет об угрозе жизни самого сотрудника охранной фирмы, а также групповом нападении на объект. В этих случаях законом допускается применение газового баллончика, электрошокера, резиновой дубинки или наручников. В особо опасных ситуациях разрешено использование оружия.
Иное применение специальных средств к физическому лицу является юридически обоснованным поводом для его обращения в полицию и прокуратуру.
Право на применение физической силы закреплено законодательно
Правительством Российской Федерации был представлен в Государственную Думу новый законопроект, который, помимо прочего, вносил полную ясность в вопрос о применении физической силы сотрудниками ЧОП.
Речь идет о ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 No 534-ФЗ.
Теперь охраннику предоставлена законная возможность ограничиться применением физического воздействия вместо использования специальных средств или оружия.
Юридически обоснованное право сотрудников частных охранных структур на применение физической силы является естественным правом на безопасность, как для самих охранников, так и для персонала охраняемого объекта.
Уровень профессиональных навыков сотрудников ЧОП (в том числе и в плане физического противодействия) является предостерегающим фактором для желающих поучаствовать в противоправных действиях или совершить преступление.
Охранник, который не сомневается в законности своих действий, выполняет свои обязанности четче и эффективнее.
Ввиду этого, руководителям частных охранных структур целесообразно оговаривать в служебных инструкциях все тонкости применения охранником физической силы.
Правовые аспекты применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками полиции при задержании
Аннотация. Автором статьи исследуются установленные законодательством случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками полиции в рамках Федерального закона «О полиции». Также внимание уделяется существующим практическим проблемам применения оружия полицейскими в России на сегодняшний день.
Ключевые слова: применение огнестрельного оружия, сотрудники полиции, применение физической силы, специальные средства, боевые приемы борьбы, задержание.
Каждое развитое государство первоочередной задачей ставит безопасность собственных граждан [8]. Одно из ведущих мест в обеспечении безопасности, охране прав и свобод личности и общества в целом занимают органы полиции, так как государства специально создает данные органы в целях пресечения и раскрытия преступлений, охраны правопорядка. На сегодняшний день сотрудники правоохранительных органов вынуждены работать в жестких криминогенных условиях, из-за чего существенно возрастает риск причинения вреда их жизни, здоровью, общей безопасности. Если мы проанализируем некоторые данные оперативных отчетов, то перед нами предстанут совсем не утешительные факты: так, практически в 3 раза виктимность при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов выше, чем у обычных граждан. Частыми являются случаи нападения на сотрудников полиции уже только по той причине, что на них присутствует форменная одежда [7]. Для того, чтобы наиболее эффективно реализовывать поставленные перед ними задачи, сотрудники полиции наделены специальным правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но исполнение возложенных на сотрудников полиции задач сопряжено с риском получения травм и увечий, причем самых разных по степени тяжести. Вышесказанное свидетельствует о необходимости знания пределов ответственности: так, согласно российскому уголовному законодательству, существуют такие обстоятельства, которые исключают преступность деяния. Важным признаком является отсутствие общественной опасности содеянного. Так, ст. 37 в ч. 3 Уголовного кодекса РФ [2] регулирует пределы необходимой обороны: согласно указанной норме, если лицо совершило действие, которое явно не соответствует степени опасности и характеру посягательства (например, применено оружие для отражения нападения безоружного несовершеннолетнего лица, которое значительно слабее физически), причем такие действия совершаются умышленно. Не будет являться превышением необходимой обороны действие, при котором нападающему причинен значительно меньший вред, либо вред, равный по степени тяжести тому, который мог бы возникнуть в результате действий нападающего. Основным нормативным актом, регламентирующим применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является вступивший в силу в марте 2011 года Закон «О полиции» [1]. Все положения, касающиеся применения вышеуказанных методов, содержатся в статье 18 данного Закона. Например, Закон запрещает применение и даже принятие на вооружение таких средств и оружия, которые могут причинить крайне опасные ранения, а также стать источником неоправданного риска. Пунктом 3 вышеуказанной статьи сотруднику полиции разрешается применение любых подручных средств, а также иного, состоящего на вооружении в полиции оружия. Но применение таких средств допускается только в случае, если в момент задержания лица, совершившего преступление, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, у сотрудника полиции отсутствуют необходимые специальные средства или огнестрельное оружие. П. 6 настоящего Закона устанавливает обязанность для сотрудников полиции по прохождению специальной подготовки, а также проверки на профессиональную пригодность – т.е. готовность действовать в условиях, где необходимо применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Если же сотрудник не прошел данную проверку, то он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой им должности, на время прохождения которой он должен быть отстранен от выполнения соответствующих обязанностей. Закон в этой же статье устанавливает и ответственность за превышение должностных полномочий сотрудниками полиции при исполнении им обязанностей. Однако, ответственность не наступает в случае, если причинение вреда гражданам и организациям было обоснованным: т.е. физическая сила, либо специальные средства, огнестрельное оружие применялись по основаниям, которые установлены законом. На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает пункт о прохождении сотрудниками полиции специальной подготовки и проверки на профессиональную пригодность. Так что же следует понимать под специальной подготовкой, по каким критериям она должна осуществляться, а также в чем сущность проверки на профессиональную пригодность? Важнейшими составляющими профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов должны являться основы ведения рукопашного боя, применения специальных и подручных средств, стрельба из огнестрельного оружия. Тем не менее, не стоит забывать и о таком аспекте, как правовая подготовка, без которой эффективное обучение невозможно организовать. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник полиции проходил комплексную подготовку: и по правовым знаниям, и по физическим навыкам в указанных выше направлениях. Ярким примером является случай, произошедший в ночь на 27 мая 2015 года, когда младший сержант полиции Андрей Баннов в одиночку устроил погоню за одним из членов опасной банды. Догнав преступника, полицейский все же не сумел его задержать, так как тот оказал активное вооруженное сопротивление, ударив сотрудника полиции ножом, в результате полученных ран Баннов погиб [3]. К сожалению, подобные ситуации с гибелью полицейских происходят довольно часто. Только за один год при выполнении служебных обязанностей погибает несколько сотен полицейских, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, почти десять лет назад, за 2010 год погибло более 400 сотрудников МВД; за 2011-2012 годы эта цифра немного сократилась – свыше 300 человек в год; а ближе к 2015-2018 годам хоть и наблюдалось существенное снижение данных показателей, но все же они по-прежнему остаются очень критичными. По факту, в России каждый день погибает один сотрудник полиции, несколько других получают ранения и увечья. Большинство подобных ситуаций происходит при отражении нападения преступников с целью завладения оружием, а также при задержании лиц, совершивших преступное посягательство. [5] Но что же привело к такому провалу? По каким причинам те, кто стоит на страже закона и порядка, сами попадают в число жертва преступников? Исходя из данных, которыми располагают СМИ, мы можем прийти к следующим выводам:
Первоочередной причиной является некачественная подготовка кадров; второй – боязнь полицейских применять оружие, очень часто из-за последующих многочисленных проверок со стороны прокуратуры.
И даже если действия сотрудника были правомерными и соответствовали закону, то за применение огнестрельного оружия можно не только потерять место на службе, но, что еще хуже – получить реальный тюремный срок.
Что касается специальной подготовки, то здесь причина ее отсутствия в том, что часто это просто формальность, что признается открыто самими сотрудниками. Вновь прибывшие сотрудники проходят так называемый «курс молодого бойца», после чего сдают экзамен на профессиональную пригодность инспекторской проверке. Да, в законе действительно закреплена обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но на практике все осложняется тем, что очень многие территориальные органы внутренних дел просто не могут организовать боевую и служебную подготовку своих сотрудников. Кроме того, в штате МВД России почти что нет специальных инструкторов, которые могли бы обучать сотрудников навыкам боевой и физической подготовки. Доходит до того, что оперативные сотрудники и патрульные не только не получают навыки по тактике ведения ближнего боя, специфике задержания, но даже не имеют элементарных навыков прицеливания из пистолета и не владеют основными приемами самообороны без оружия, а это приводит к трагедиям. Но если говорить о наиболее распространенных ситуациях (когда до вооруженного задержания дело не доходит), то чаще всего сотрудниками полиции при задержании предполагаемого преступника применяется физическая сила. Законом закреплено право сотрудника полиции на применение физической силы в тех случаях, когда разрешено применять специальные средства или огнестрельное оружие. Если мы проанализируем детально положения статьи 20 Закона «О полиции», то увидим некоторую неточность: не совсем понятно, что имел ввиду законодатель, когда определял понятие физической силы (какие именно действия?). Дело в том, что указанное понятие сливается полностью с однородным ему определением – «боевые приемы борьбы». По нашему мнению, вполне справедливым представляется рассмотрение боевых приемов борьбы как всех мер насильственного воздействия, поскольку с помощью данных мер обеспечивается задержание лиц, совершивших преступление. Итак, раскроем понятие «боевые приемы борьбы». Данное понятие включает в себя применяемые сотрудниками полиции приемы рукопашного боя при осуществлении задержания преступников, либо в процессе рукопашной схватки с ними [6]. Существуют не только приемы, где применяется лишь физическая сила, но и такие, где задействованы специальные средства: резиновая палка, наручники. Сюда же относится наружный осмотр с угрозой применения огнестрельного оружия. Вышеизложенное дает основания считать, что абсолютно все приемы борьбы, которые применяются сотрудниками полиции, включают в себя меры насильственного воздействия. Разграничение понятий «меры насильственного воздействия» и «боевые приемы борьбы» проводится по их целевому назначению и порядку применения [4]. Так, применение боевых приемов осуществляется в целях задержания преступников при соблюдении условий применения физической силы, оружия и спецсредств. Если речь идет о приемах рукопашного боя, то их применение осуществляется в ближнем бою для максимально эффективного поражения противника. И приемы борьбы, и приемы рукопашного боя могут сопровождаться нанесением травм, а также допускают полное физическое уничтожение преступника, но здесь важно учитывать пределы необходимой обороны, т.к. не допускается их превышение. Полагаем, что боевыми приемами борьбы следует считать как те приемы, которые связаны с применением только лишь физической силы, так и те, где используются специальные средства: палка резиновая, наручники, подручные средства , которыми могут быть различные предметы экипировки и применение которых разрешено Законом «О полиции», и огнестрельное оружие. Также необходимо, на наш взгляд, считать боевыми приемами борьбы применение газового оружия, электрошокеров, поскольку с помощью данных средств также возможно временно нейтрализовать преступника для его последующего задержания. Подтверждение вышесказанному – положения ст. 21 рассматриваемого нами Закона, которые регламентируют применение специальных средств. В данной статье перечень специальных средств довольно широк: применяться могут не только резиновые палки и наручники, но также и водометы, и бронемашины. Но применение данных специальных средств должно быть основано на специальных тактических приемах, изучение которых необходимо включить в разделы физической и тактической подготовки сотрудников. Учитывая вышесказанное, полагаем, что общие основания применения боевых приемов борьбы должны распространяться и на приемы, где применяются перечисленные выше специальные средства. Если же говорить о проблеме правового обеспечения применения огнестрельного оружия, согласно ст. 23 Закона «О полиции», то здесь можно ориентироваться на следующие подходы, выработанные в научной литературе.
Ряд авторов полагает, что использованием оружия следует считать все действия с ним, которые совершаются не по прямому назначению. Примером является угроза применения оружия при задержании (наиболее распространенный способ), а также действия с оружием, если оно используется не для стрельбы, а как подручное средство для защиты от нападения, нанесения ударов и пр.
Но деятельность сотрудника полиции должна основываться на том, что применять оружие необходимо лишь в качестве крайней меры, когда обеспечить исполнение возложенных на него задач иными способами невозможно. В первую очередь, необходимо использовать такой способ, как угроза его применения, для задержания лица, совершившего преступления (о данном способе упоминалось выше). Данный вид задержания, где оружие используется для устрашения (угроза применения), дает большую эффективность по сравнению с применением физической силы или резиновой палки в качестве спецсредства. Дело в том, что если задерживаемым окажет активное сопротивление, телесные повреждения может получить не только он сам, но и сотрудник, а при бесконтактном способе задержания, каким является угроза применения огнестрельного оружия, удается избежать телесных повреждений и гарантирует более высокую надежность. Но реальную гарантию личной безопасности сотрудника полиции может дать, по нашему мнению, только его личная готовность к эффективным действиям в ситуациях, когда необходимо применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие. Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день сотрудники МВД в России не имеют достаточной физической и специальной подготовки. Проблема заключается в том, что даже на начальном этапе, при приеме на службу, такая подготовка носит лишь формальный характер: недостаточно уделяется внимания также и психологической работе с сотрудниками полиции в части их моральной готовности действовать и применять огнестрельное оружие тогда, когда это необходимо. Кроме того, некоторые положения Закона «О полиции» нуждаются в корректировках в части, касающейся применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Корректировки необходимо для того, чтобы указанный закон был приведен в соответствие с Уголовным кодексом РФ и практикой применения мер насильственного воздействия. Более того, на наш взгляд важно расширить перечень правовых оснований для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении ими служебных обязанностей, в условиях соблюдения пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступное посягательство.
Список литературы
Законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы
Многие слышали, а может и анализировали законопроект, наделяющий сотрудников ЧОП правом на применение физической силы. Данный законопроект получил не мало обсуждений как среди юристов, так и среди обычных граждан. Я решил проанализировать и вот к чему пришел.
Законопроект предусматривает применение физической силы сотрудниками ЧОП только в тех случаях, когда такое возможно по закону.
Все эти случаи перечисляются в закрытом перечне оснований для применения специальных технических средств и огнестрельного оружия, а именно: для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление; для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
«Следовательно, физическая сила может быть применена только в вышеуказанных случаях.
Однако возникает вопрос: зачем давать право сотрудникам частных охранных предприятий на применение физической силы в отношении правонарушителей, и тем более не всех правонарушителей, а только тех, кто совершает преступление? Ведь статья 38 УК РФ уже и так предусматривает право любого гражданина на задержание лица, совершившего преступление, и на причинение ему вреда в случае необходимости. Так, согласно действующему законодательству, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер».
Ранее право на задержание лица подтверждал и Верховный суд РФ в своем постановлении Пленума от 27 сентября 2012 года.
«Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.
При разрешении вопроса о правомерности причинения вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление, судам необходимо выяснять обстоятельства, свидетельствующие о невозможности иными средствами задержать такое лицо», — говорилось в нем.
«Подводя итог, можно сказать, что данное нововведение не является обоснованным и по той причине, что для начала необходимо исполнять требования статьи 16 данного федерального закона, где говорится о том, что «частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. Проверку надо проводить не поверхностно, как делается у нас в государстве, а основной акцент сделать именно на психологическую подготовку сотрудников охранных предприятий».
данная новость есть на сайте http://www.znak.com/urfo/news/2013-05-28/1006370.html
Статья 13. Применение физической силы
Статья 13. Применение физической силы
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия Статья 414.
Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право
Статья 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
Статья 415.
Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить
Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Раздел IV
Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и
Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники
Статья 13. Применение физической силы
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным
Глава VII. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава VII. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 162
Наряды милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РСФСР «О милиции», а также в
§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия
§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия Статья 414. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право
Статья 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
Статья 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и
§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия
§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия СТАТЬЯ 414. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право
СТАТЬЯ 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
СТАТЬЯ 415. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов
1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке,
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение
Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Раздел IV
Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и
Статья 13. Применение физической силы
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным
Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации.
Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
— предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
- — стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
- — обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
- — немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
Статья 16.1. Применение физической силы
Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.