Статья 50. общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях

  • ⇐ Предвыборная агитация

  • Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ.
  • Эфирное время на каналах указанных организаций теле- и радиовещания, а также печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о выборах, также бесплатно.

Негосударственные организации теле- и радиовещания и периодические печатные издания имеют право предоставлять зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям эфирное время и печатную площадь, если только они зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании. При этом условия оплаты эфирного времени и печатной площади должны быть едины для всех. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами и избирательными объединениями.

При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией теле- и радиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию. Организации теле- и радиовещания и периодические печатные издания, не выполнившие данных требований, не имеют права предоставлять эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

Данное требование направлено на обеспечение гарантий равенства прав кандидатов и избирательных объединений и, безусловно, позволяет избирательным комиссиям следить за их соблюдением.

Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций теле- и радиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях, под которыми в законодательстве понимается продолжительность предоставленного эфирного времени и время выхода в эфир. Еще одним важным условием является то, что предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачами собирают наибольшую аудиторию.

Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций теле- и радиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням.

Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных или муниципальных организаций теле- и радиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации теле- и радиовещания составляет менее 2 часов в день — не менее 1/4 общего времени вещания. При этом не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, круглых столов и иных совместных агитационных мероприятий.

Государственные и муниципальные организации теле- и радиовещания обязаны резервировать также эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату.

Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов.

Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза

Негосударственные организации теле- и радиовещания, выполнившие предусмотренные законодательством о выборах требования для получения права предоставлять эфирное время для размещения агитационных материалов, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, также на равных условиях.

В законодательстве содержатся нормы, позволяющие гарантировать беспрепятственное осуществление кандидатам и избирательным объединениям предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания. Так, запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций теле- и радиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями. Общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади бесплатно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и за плату, устанавливаются законодательством о выборах.

При этом редакции обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов и избирательных объединений. Общий объем резервируемой печатной площади устанавливается законодательством о выборах.

Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными ми в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом и избирательным объединением.

Обязательным условием размещения агитационных материалов в периодических печатных изданиях является положение, согласно которому во всех агитационных материалах должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата или избирательного объединения опубликованы данные агитационные материалы. Если же агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.

Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами и избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода печатных изданий.

Некоторых вопросах предоставления эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации

  • Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, применяемых в избирательных кампаниях, являются договоры на платное и безвозмездное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации.
  • Заключение подобных договоров обеспечивает реализацию права кандидатов и избирательных объединений на предвыборную агитацию в средствах массовой информации.
  • Исходя из норм гражданского права, эти договоры можно классифицировать как договоры оказания услуг.
  • В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.[1]
Читайте также:  Приложение 2.

При этом избирательное законодательство четко определяет субъекты, которые обязаны предоставлять бесплатное эфирное время или бесплатную  печатную площадь, а также субъекты, которые могут предоставлять их исключительно на платной основе. Кроме того, устанавливаются определенные требования к таким договорам.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума – равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).[2]

Таким образом, законодатель установил в качестве правила возможность предоставления эфирного времени и печатной площади за плату, и только в исключительных случаях – безвозмездно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Причем бесплатное эфирное время и бесплатную площадь предоставляют исключительно государственные и  муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов: при проведении федеральных  и региональных выборов такая обязанность установлена для государственных организаций  телерадиовещания и периодических печатных изданий, при проведении выборов в органы местного самоуправления – для муниципальных организаций.

При этом общероссийские государственные средства массовой информации обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации политическим партиям,  зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональные государственные средства массовой информации – кандидатам, зарегистрированным по одномандатным округам и региональным группам кандидатов от политических партий муниципальные средства массовой информации обязаны, а негосударственные средства массовой информации вправе обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации всем без исключения специальным субъектам агитационной деятельности.[3]

Негосударственные средства массовой информации вправе предоставлять эфирное время и печатные площади исключительно за плату.

Необходимо отметить, что закон устанавливает определенные требования и к таким организациям.

В частности, для предоставления эфирного времени или печатной площади для проведения предвыборной агитации такие организации должны быть созданы и зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании.

В противном случае, они не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь.

 Данное требование учитывает негативную практику прошлых выборов и направлено на лишение организаций средств массовой информации, создаваемых непосредственно к выборам, возможности предоставления услуг для предвыборной агитации.[4] На наш взгляд, это сделано и для того, чтобы оградить избирателей от так называемого «черного пиара».

Однако представляется, что указанная норма не достаточно выполняет свою функцию.

Например, в Республике Хакасия в течение ряда лет издавалось периодическое печатное издание газета «События», периодичность выхода которой совпадала с избирательными кампаниями, проводимыми в республике.  А в  межвыборный период газета практически не выходила.

При этом отсутствует нарушение Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», так как в соответствии со статьей 2 указанного закона под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.[5] Таким образом, выходя в свет один раз в год, данное средство массовой информации не нарушало требования действующего законодательства.

В связи с изложенным, предлагается внести в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» изменения, направленные на введение понятия «газета» с указанием минимальной периодичности выхода в свет номера газеты.

Вместе с тем, требование о регистрации негосударственного средства массовой информации не менее, чем за один год до начала избирательной кампании, не распространяется на так называемую «партийную прессу», то есть на средства массовой информации, учрежденные политической партией либо ее региональным отделением.

Любое средство массовой информации, собирающееся принять участие в выборах, должно опубликовать  сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания.

Такое опубликование должно быть осуществлено не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

В этот же срок эта публикация должна быть представлена в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

При проведении референдума указанные сведения должны быть опубликованы и представлены в соответствующую комиссию референдума организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за один день до дня публикации ею первого агитационного материала. 

Опыт избирательных кампаний в Республике Хакасия показал, что далеко не все средства массовой информации выполняют указанные требования. Так, Радиостанция «Наше радио», осуществляющая свое  вещание на территории Республики Хакасия, опубликовала расценки по истечении тридцатидневного срока, установленного законом.

Необходимые сведения были представлены в Избирательную комиссию Республики Хакасия также по истечении указанного срока, в связи с чем Избирательная комиссия Республики Хакасия сочла указанную радиостанцию отказавшейся от предоставления эфирного времени в соответствии с пунктом 7 статьи 50 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».[6]

Читайте также:  Статья 5. сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Кроме того, специализированные средства массовой информации также вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади.

Например, «Университетская газета», издаваемая Хакасским государственным университетом им. Н.Ф.

Катанова, а также газета «Вестник ХТИ», издаваемая Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», не принимают участия в освещении избирательных кампаний.

  1. Предоставление  как платного, так и бесплатного эфирного времени и печатной площади осуществляется на основе договора.
  2. Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом обязательных требований, содержащихся в законе, регулирующем проведение конкретной избирательной кампании.[7]
  3. Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, региональным отделением политической партии до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади.[8]

Федеральное законодательство о предвыборной агитации в РФ и его проблемы

В настоящее время отечественное законодательство о выборах динамично развивается. Пройден непростой путь от правовых экспромтов осени 93-го до формирования стройной законодательной системы.

Сегодня можно говорить о вступлении в стадию совершенствования. Ряд весьма существенных проблем правового регулирования избирательного процесса еще ждут своего разрешения.

В полной мере это относится к такому ключевому этапу любых выборов, как предвыборная агитация.

Нельзя забывать о том, что на данном этапе исторического развития России обеспечить независимость, даже относительную, права от политики не представлялось возможным. Правовое государство и гражданское общество еще только формируются в России, правовые процедуры только складываются в единую систему.

Трудно рассчитывать на то, чтобы выбор избирательной системы, утверждение конкретных избирательных механизмов осуществлялись бы независимо от расстановки политических сил в стране, от интересов и ценностей реальных политических групп. В большей степени это относится и к той части законодательства о выборах, которая регламентирует порядок и правила предвыборной агитации.

Нормы, регулирующие вопросы предвыборной агитации на федеральном уровне, содержатся в таких нормативно-правовых актах как: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.

, 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 20 декабря 2002 г.

№ 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 18 мая 2005 г.); Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.

); Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 19 июня 2004 г.

№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г.

№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями от 22 июня 1998 г., 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г.

, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.); Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.

); Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля 2005 г.).

Основываясь на положениях Конституции РФ, также, правовую базу предвыборной агитации в России составляют международно-правовые акты. Среди таких можно отметить: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

; Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию.

Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам. Относительно распределения полномочий в федеративном государстве мировая практика выработала формулу разграничения таковых.

Читайте также:  Федеральный закон от 24.11.1995 n 184-фз "о внесении изменений в федеральный закон "о государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

Эта формула состоит в установлении: а) исключительный компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Российская Федерация следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции РФ содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст.

72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Основываясь на положениях Конституции РФ и Федеративного договора, вопросы регулирования проведения выборов и референдума относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Федеральное избирательное законодательство не конкретизирует круг вопросов, которые относятся к ведению Федерации.

Предполагается, что федеральная правовая база определяет общие положения избирательного права и в том числе предвыборной агитации, а законодательство субъектов Федерации не должно противоречить ему.

Соответственно главной задачей федерального законодательства о выборах должно быть закрепление отправных начал избирательного права и процесса.

Касательно предвыборной агитации, на наш взгляд, в централизованном порядке требуют нормативного закрепления такие положения, как понятие и сущностные характеристики предвыборной агитации; общие принципы предвыборной агитации; гарантии права на предвыборную агитацию; общие положения о сроках проведения предвыборной агитации; общие правила участия в предвыборной агитации соответствующих субъектов; общие правила использования в предвыборных мероприятиях средств массовой информации, в том числе и новых информационных технологий; ограничения, связанные с участием в предвыборных мероприятиях; уголовная ответственность за нарушение правил проведения предвыборной агитации.

В Российской Федерации гарантируется свобода слова и право на информацию. Под свободой слова понимается возможность человека публично и беспрепятственно выражать свои мысли, идеи, мнения по самым различным вопросам общественной и государственной жизни, а также распространять их любыми законными способами.

Право на свободу слова, на свободное выражение своего мнения неотделимо от права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закрепленных Конституции РФ.

Прежде всего, это право реализуется через средства массовой информации, так как они в настоящее время являются наиболее значимыми и влиятельными источниками информирования личности и общества. Такие явления как свобода слова, свобода массовой информации и предвыборная агитация находятся в тесной взаимосвязи между собой. В. Н.

Фальков отмечает, что если в государстве отсутствует реальная возможность свободно выражать собственное мнение, то и предвыборной агитации либо нет вообще, либо она превращается в фарс.

В Конституции РФ содержатся нормы, являющиеся гарантиями от злоупотреблений, правовыми ограничениями свободы массовой информации либо гарантиями против установления в законах несоразмерных правовых ограничений указанной свободы, ущемляющих права и свободы граждан. Это нормы, закрепленные в: ч. 4 ст.

15 (приоритет международных договоров Российской Федерации по отношению к федеральным законам, в случае противоречия между нормами этих актов); ч.2 ст. 19 (запрет любых форм ограничений прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности); ч.1 ст. 21 (абсолютная недопустимость умаления достоинства личности); ст. 23 (право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства, тайну переписки и иных сообщений), а также нормы, установленные в статьях 24 (ч. 1), 29 (ч. 2, 3, 5), 41 (ч. 3), 42, 46, 55, 56 (ч. 2 и 3).

Конституция Российской Федерации устанавливает общие основания ограничения прав и свобод граждан, в том числе и свободы массовой информации: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Также Конституцией РФ устанавливаются и специальные ограничения свободы массовой информации. Они касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вместе с тем, специальные ограничения права на предвыборную агитацию устанавливаются в избирательном законодательстве.

К ним относятся: недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации; запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения; запрет участия в агитации определенному кругу лиц; ограничения выпуска и распространения агитационных печатных материалов; ограничения перечня приемов и способов проведения предвыборной агитации.

Правовую основу гарантий предвыборной агитации составляют конституционные положения: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право проводить собрания, митинги и демонстрации, свобода массовой информации, запрет цензуры, запрет на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, неприкосновенность частной жизни, право на защиту своей чести и доброго имени, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Среди гарантий осуществления предвыборной агитации В. Д. Мостовщиков вполне логично выделяет также организационно-технические, финансовые гарантии и гарантии судебной защиты.

Так, среди организационно-технических гарантий — обязанности государства в лице его уполномоченных органов по организации обеспечения этих прав: обязанности избирательных комиссий, обязанности соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, а также средств массовой информации.

В ряду финансовых гарантий можно отметить: выделение необходимых для финансирования мероприятий предвыборной агитации средств из соответствующего бюджета; обеспечение права на создание и расходование средств избирательных фондов; оплата предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатных публикаций в печати.

Особую роль играет комплекс судебных гарантий. Законодательство ориентировано на приоритет судебных форм охраны и восстановления нарушенных избирательных правоотношений.

Таким образом, есть основания говорить о системе конституционных основ предвыборной агитации, которая состоит из прав, свобод и гарантий, относящихся к сфере информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации. Эта система является открытой, т.е.

находится во взаимодействии, как с другими нормами Конституции Российской Федерации, так и российской правовой системой в целом.

Кроме того, на эту систему (определение ее свойств, толкование значений ее элементов) оказывают воздействие категории, понятия и идеи других наук и отраслей права.

Ссылка на основную публикацию