Международное положение ссср до и после войны — история России

Ссср накануне великой отечественной войны

В 1939—1940 гг. Советскому Союзу удалось присоединить большинство территорий бывшей Российской империи, утраченных после Первой мировой и гражданской войн. Предпринятые в этот период руководством страны меры по укреплению обороноспособности страны оказались недостаточными. СССР не смог всесторонне подготовиться к отражению агрессии гитлеровской Германии.

Причины и периодизация войны. Истоки самой страшной в истории человечества войны лежали в непримиримых противоречиях между мировыми державами. Руководство нацистской Германии рассчитывало не только вернуть утраченные по Версальскому договору территории, но и мечтало о мировом господстве.

Правящие круги Италии и Японии, недовольные результатами участия в Первой мировой войне, по их мнению недостаточными, ориентировались теперь на нового союзника — Германию.

Союзниками Германии стали и многие страны Центральной и Восточной Европы — Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария, руководители которых примкнули, как им казалось, к стану будущих победителей.

Игравшие ключевую роль в Лиге Наций Англия и Франция не смогли остановить агрессоров, они во многом потворствовали их замыслам. Близорукими оказались попытки западных политиков направить агрессию Германии на восток.

Гитлер воспользовался их стремлением покончить с коммунистической идеологией и ее носителем — Советским Союзом, чтобы обеспечить выгодные Германии условия для развязывания войны.

Столь же близорукой оказалась и политика правящих кругов Польши, с одной стороны, вместе с Германией участвовавших в разделе Чехословакии, а с другой — рассчитывавших на действенную помощь Англии и Франции в случае гитлеровской агрессии.

Советское руководство в грядущей войне рассчитывало вести боевые действия на территории противника. Победа Красной Армии могла подтолкнуть процесс крушения «мира капитализма».

Сталин, накануне войны договорившись с Германией, надеялся — путем наращивания военной мощи и внешнеполитических маневров — включить в состав Советского Союза утраченные в годы гражданской войны территории бывшей Российской империи.

Во Второй мировой войне можно выделить четыре периода. Они отличались друг от друга тем, на чьей стороне была стратегическая инициатива, результатами военных операций, а также внутренним положением в воюющих странах.

Начальный период (1939—1941 гг.): агрессия Германии и Италии в Европе и Северной Африке, установление гегемонии фашистских государств в континентальной Европе, территориальное расширение СССР. Начало Великой Отечественной и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 — осень 1942 г.

): вероломное нападение Германии на СССР и Японии на США, образование Антигитлеровской коалиции. Этот период характеризовался наибольшими успехами государств-агрессоров. В то же время рухнули планы «блицкрига», агрессоры оказались перед необходимостью вести затяжную войну. Коренной перелом в ходе войны (конец 1942—1943 г.

): крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов, укрепление Антигитлеровской коалиции, усиление движения Сопротивления на оккупированных территориях. В этот период СССР и его союзники превзошли фашистский блок по выпуску военной техники, их вооруженные силы осуществляли успешные наступательные операции на всех фронтах.

Завершение Второй мировой войны (1944—1945 гг.): освобождение Европы и Юго-Восточной Азии от захватчиков, их окончательный разгром. Этот период характеризовался упрочением положения СССР и США на мировой арене, их борьбой за обеспечение своих позиций в послевоенном мире.

Подготовка СССР к войне.

Военный пожар, полыхавший в Европе, не мог обойти стороной Советский Союз. Это понимало руководство СССР, предпринявшее ряд мер по подготовке страны к войне. Однако при этом были допущены серьезные ошибки. Резкое увеличение военных ассигнований (с 25,6% расходной части бюджета в 1939 г. до 43,4% в 1941 г.

) оказалось недостаточно эффективным по причине просчетов при их распределении. Так, несмотря на значительное увеличение капиталовложений, направленных в базовые отрасли экономики, рост производства таких важнейших видов продукции, как сталь, цемент, нефть, уголь, электроэнергия, строительные материалы, оказался незначительным.

Попытки советского руководства увеличить производительность труда в промышленности за счет использования административного ресурса не принесли ожидаемых результатов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, принятый в июне 1940 г., больно ударил не только по нарушителям дисциплины, но и по наименее социально защищенным слоям населения: матерям-одиночкам, работающей молодежи и т. п. Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Молодые специалисты, пришедшие с институтской скамьи, не могли полностью заменить выбывшие кадры. Кроме того, погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Таким образом, выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники. Замена территориально-милиционной системы формирования вооруженных сил всеобщей воинской обязанностью позволила более чем втрое увеличить численность Красной Армии. Однако репрессии, ослабившие командный состав, породили серьезные проблемы в управлении войсками. Квалификация офицеров, заменивших выбывших из строя товарищей, была низкой. Укомплектованность новых соединений техникой, средствами связи и другими материалами была недостаточной.

Советско-финляндская война. Заключив 28 сентября 1939 г. договор о дружбе и границах с Германией, СССР присоединил западноукраинские и западнобелорусские земли, а также населенную поляками Белостокскую область, входившие до Первой мировой войны в состав Российской империи.

Следующей после Польши страной, попавшей в сферу геополитических и державных интересов Сталина, стала Финляндия. Осенью 1939 г. советское руководство предъявило этой стране ряд ультимативных требований, главными из которых были установление новой границы на Карельском перешейке и предоставление в аренду острова Ханко.

Целью советских предложений было обеспечение безопасности Ленинграда и закрытие для судов вероятного противника входа в Ботнический залив.

В ноябре 1939 г., после того как Финляндия отказалась удовлетворить советские требования, началась война. Наступательная операция Красной Армии, имевшая своей целью продвижение в глубь территории противника, развивалась неудачно. Охваченные патриотическим порывом финские войска упорно оборонялись. Швеция, Англия, Франция, США оказали Финляндии помощь боеприпасами, военным снаряжением и техникой. На ее стороне сражались добровольцы из других стран.

Соотношение войск, принимавших участие в боевых действиях

СССР Финляндия
Численный состав 1 200 000 (45 дивизий) 200 000 (9 дивизий)
Танки 1 500
Самолеты 3 000 270
Потери 72 500 убитыми, 186 000 ранеными 25 000 убитыми, 45 000 ранеными

Наиболее ожесточенные бои шли в районе оборонительной «линии Маннергейма», перекрывавшей Карельский перешеек. Части РККА, не имевшие опыта прорыва долговременных укреплений, несли большие потери в живой силе и технике. Только в конце февраля 1940 г. советские войска под руководством командарма С. К. Тимошенко глубоко вклинились в оборону противника. Несмотря на то что Франция и Англия обещали Финляндии прислать на помощь свои войска, финны запросили мира. По Московскому мирному договору, подписанному 2 марта 1940 г., Финляндия уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ладожского озера, СССР получил в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко. Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики). Советско-финляндская война, прозванная современниками «зимней», негативным образом сказалась на внешнеполитическом положении СССР. Советский Союз как государство-агрессор был исключен из Лиги Наций. Многие люди на Западе ставили знак равенства между Сталиным и Гитлером. Результаты войны побудили руководство Финляндии выступить в июне 1941 г. на стороне Германии против СССР. Еще одним следствием стала возросшая убежденность фюрера и его генералов в слабости Красной Армии. Германское военное командование активизировало подготовку «блицкрига» против СССР. Между тем представления немцев о военной слабости СССР оказались иллюзорными. Советское руководство учло уроки трудной финской кампании. Наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова стал С. К. Тимошенко. Хотя мероприятия по укреплению боеспособности, предпринятые новым руководством Красной Армии, запоздали, в июне 1941 г. РККА была значительно более боеспособной силой, чем в начале «зимней войны».

Дальнейшее территориальное расширение СССР. Секретные договоренности с Гитлером позволили Сталину без особых проблем осуществить дальнейшие территориальные приобретения.

Вхождение в состав Советского Союза трех стран Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии, а также Бессарабии и Северной Буковины явилось результатом как применения мер дипломатического и военного давления, так и использования ориентированных на СССР местных политических сил.

В сентябре 1939 г. СССР предложил странам Прибалтики заключить договоры о военной взаимопомощи. Дипломатическое давление на соседей было усилено развертыванием на границе с Эстонией мощной группировки советских войск, десятикратно превосходившей силы эстонской армии. Правительства Прибалтийских государств уступили нажиму и согласились подписать договоры. В соответствии с ними к маю 1940 г. в Эстонии, Латвии и Литве на предоставленных их властями военных базах были размещены части Красной Армии (67 тыс. человек), что превосходило общую численность армий Прибалтийских государств. В июне 1940 г., когда войска англо-французской коалиции терпели поражения на западе, наркомат иностранных дел СССР предъявил властям Прибалтийских стран обвинения во враждебной по отношению к советским гарнизонам деятельности. Не имея возможности получить помощь Запада, правительства Эстонии, Латвии и Литвы были вынуждены согласиться со вводом на их территорию дополнительных сил Красной Армии. Демонстрации, организованные левыми силами и открыто поддержанные советскими войсками, привели к смене правительств. В ходе парламентских выборов, проводившихся под контролем советских представителей, победу одержали прокоммунистические силы. Провозглашенные новыми законодательными органами власти Эстонская, Латвийская и Литовская советские республики в августе 1940 г. были приняты в состав СССР. В июне 1940 г. СССР потребовал от Румынии возвращения Бессарабии, утраченной в 1918 году, и передачи Северной Буковины, население которой составляли в основном украинцы. Румыния была вынуждена уступить эти территории Советскому Союзу. В августе 1940 г. Молдавская АССР вместе с присоединенной к ней Бессарабией была преобразована в союзную республику, Северная Буковина вошла в состав УССР. Внешнеполитические успехи позволили отодвинуть западную границу СССР, обезопасив этим промышленные центры Европейской части страны. Вместе с тем вскоре после начала Великой Отечественной войны проявились и негативные последствия столь стремительного территориального расширения. Оборонительные сооружения на старой границе были демонтированы, а возвести новые не хватило времени. Вследствие репрессий против населения присоединенных территорий тыл прикрывавших новую границу частей оказался ненадежным. Еще более протяженной оказалась и советско-германская граница, ставшая в июне 1941 г. исходным рубежом для наступления гитлеровцев в глубь СССР.

Однако наиболее серьезный просчет был совершен советским руководством в оценке сроков будущей войны с Германией.

Легкость, с которой Сталин воспользовался плодами раздела Восточной Европы на сферы влияния между СССР и Германией, позволяла ему рассчитывать, что неизбежную войну с могущественным западным соседом удастся оттянуть хотя бы до 1942 года.

Следствием этих расчетов стало то, что Сталин не хотел верить донесениям советской разведки о готовящемся нападении Германии. При этом СССР, несмотря на задержки платежей германской стороной, продолжал в полном объеме выполнять свои обязательства по поставкам в Германию стратегического сырья и продовольствия.

www.rusempire.ru / О.В. Волобуев «Россия и мир».

Источник: https://www.rusempire.ru/sssr/518-sssr-nakanune-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

37. СССР после Второй мировой войны 1946-1953 гг. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «История России»

на тему: «СССР после Второй мировой войны 1946 – 1953 гг.».

    План

1. Введение.

2. Внутренняя политика. Экономика, промышленность, сельское хозяйство.

3. Внешняя политика СССР 1946-1953 гг. Холодная война, экономические и политические разногласия ведущих мировых стран. Корейский конфликт.

4. Культурная жизнь страны в послевоенные годы.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Победа над фашистской Германией стоила СССР колоссальных жертв. Европейская часть страны пребывала в руинах, двадцать пять миллионов человек оказались без крова, предприятия оказались разрушенными, железнодорожные пути взорваны, а механизированное сельское хозяйство было приближено к нулю.

Государство потеряло примерно двадцать четыре миллиона человек из ста девяноста четырёх миллиона человек, населявших страну до войны. Каждый четвёртый гражданин страны был ранен или убит. В такой ситуации вопрос восстановления народного хозяйства стоял очень остро.

      Положение осложнилось ещё и тем, что к послевоенной разрухе добавилась тяжелейшая засуха 1946 года и последовавший за ней голод. В тот страшный год от голода и болезней в нашей стране погибло около одного миллиона человек.

В отличие от Западной Европы, которые получили от США не менее восемнадцати миллиардов долларов, Советскому Союзу приходилось рассчитывать исключительно на собственные ресурсы.

   План-пятилетка, направленный на восстановление и развитие экономики страны на 1946 – 1950 гг., включал в себя вопросы ускоренного подъёма экономики и уровня жизни людей, а также укрепления обороны. Эта сторона государственного развития вообще являлась приоритетной.

Читайте также:  Глава 2. инициатива проведения референдума. назначение референдума

Нельзя не упомянуть о ядерном проекте, который выделялся не только своей дороговизной, но и глобальностью цели – отвоевать первенство у США в области атомного вооружения.

Так, в соответствии с этой программой, уже в 1948 году СССР запустил реактор по производству плутония и весьма успешно провёл испытания атомной бомбы, а через пять лет – водородной бомбы.

   Восстановление экономики и хозяйства, развитие культуры и науки шло в условиях весьма жёстких – как внешних, так и внутренних. Внешние условия характеризуются различными конфликтами, разделением мира на две части, соперничеством между США и СССР и, как следствие, «холодной войной».

   Внутренние условия в стране восходили к периоду 30-х гг. После некоторого ослабления идеологического контроля власти вновь приступили к «завинчиванию гаек», репрессиям, низведению крестьянства до рабского положения, подавлению свободы личности, установлению твёрдого бюрократического аппарата и диктата личной власти.

   Все эти признаки свидетельствуют о том, что положение народа-победителя нисколько не улучшилось, и власти не ставили своей приоритетной задачей изменения этого положения. Восстановление экономики, промышленности и народного хозяйства происходило в жёстких рамках тоталитарной системы.

    2. Внутренняя политика. Экономика, промышленность, сельское хозяйство.

  Основной тенденцией внутренней политики СССР являлось окончательное укрепление системы сверх централизации и командно-бюрократической системы. Всеми сферами жизни управлял Секретариат ЦК партии. В стране сформировалось полновластие (по аналогии с 30-ми гг.

) в лице Сталина и его аппарата, который был практически расформирован. Вместо проверенной «старой гвардии» были набраны молодые, которыми было легче управлять. ВКП (б) была переименована в КПСС (1952).

Но все государственные вопросы решались Сталиным и небольшой группой его приближённых, причём происходило это на даче вождя в Кунцево.

  Причинами столь непререкаемой власти являлся, во-первых, неоспоримый авторитет вождя, выросший за годы военного времени. Послевоенный период также не располагал к демократизации, поскольку в спешном порядке требовалось решать важнейшие вопросы.

Расширив состав центральных органов – ЦК и Политбюро, Сталин решил, таким образом, две проблемы: ликвидировал старых руководителей, вызывавших у него подозрение, и воспитал новых – более молодое поколение, которое могло бы продолжить его дело, сохранить созданную им систему. Это и являлось второй причиной сверх централизации власти в стране.

А третьей причиной следует назвать отсутствие единства в рядах партии, которое и было в какой-то момент обнаружено Сталиным.

  В результате всех предпринятых действий сложилась особая общественная система.

Основными чертами, которой были: отсутствие альтернативы развития (несовпадение взглядов со сталинизмом объявлялось вражеским и подвергалось суровому наказанию); диктатура личной власти (без Сталина не принималось ни одно решение), которая опиралась на силы госбезопасности и армии; всеобщий бюрократизм, который распространялся на все сферы жизни. Единственно правильным мнением считалось мнение партии. Подобная система отрицательно воздействовала на общественное и личное развитие граждан – порождала уравниловку, несамостоятельность мышления; превращала социум в легко управляемое стадо.

   И даже в таких условиях Сталин продолжал ужесточение внутриполитического курса. Возобновились репрессивные кампании (1946 – начало 1953 года); активно проводились кампании идеологические. Эти жёсткие меры явились результатом внутрипартийной борьбы за власть в рядах КПСС.

Поскольку годы Великой Отечественной войны явились периодом ослабления идеологического контроля (особенно это касалось интеллигенции или бывших пленных), то по её окончании власти стремились возобновить контроль над умами.

Уже действия, предпринятые против бывших  военнопленных (аресты, лагеря, ссылки), свидетельствовали об ужесточении мер.

  Подверглись репрессиям и те, кто сопротивлялись коллективизации, а также советизации (это касается некоторых районов Молдавии, Западной Украины, Прибалтики).

  Тяжёлое экономическое положение, лишение и трудности, неудачи в их преодолении требовали поиска и наказания «виновных». В отношении них также были предприняты репрессии, что лишний раз подчёркивало антигуманизм и несправедливость тоталитарной системы.

   Однако победа в войне подвела Сталина к мысли о том, что созданная им система – единственно правильная, а потому её следует сохранить любыми способами, и одним из этих способов были репрессии.

 Ужесточив внутриполитическую систему до крайностей, Сталин создал, таким образом, идеально организованную государственную машину, способную решать любые проблемы во всех сферах жизни. На этом фоне и происходило восстановление экономики.

   Возвращение к обычному образу  жизни предполагало в первую очередь восстановление экономики и её переход на  мирные рельсы. СССР был вынужден обходиться без посторонней помощи в решении своих насущных проблем.

   Восстановление хозяйства и частичная его реорганизация на мирный образец начало постепенно осуществляться ещё с лета 1943 года, т.е. тогда, когда произошло масштабное изгнание фашистских оккупантов.  Речь И.В. Сталина, произнесённая 9 февраля  1946 года в Верховном Совете СССР, включала в себя главные тезисы программы восстановления и последующего  развития народного хозяйства.  

   Пятилетний план в первую очередь предполагал налаживание тяжёлой промышленности, что и реализовывалось в ускоренном темпе. Были восстановлены за весьма короткий срок Донбасс, Днепрогэс, машиностроительные и металлургические заводы Украины и России – те, что находились под оккупацией в годы войны.

Кроме того, были построены новые предприятия, оказавшиеся в прямом смысле этого слова промышленными гигантами: Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Калужский турбинный завод, Закавказский металлургический завод, Бакинский электромашиностроительный завод, Минский тракторный завод и многие другие объекты; проложены газопроводные линии.

   Центром атомной промышленности стал Урал, где производились уран и плутоний. Для выведения этого вида промышленности на передовой уровень, строились не только новые предприятия, но и целые города.

  Происходили глобальные перемены и в экономике союзных республик: Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Западной Украины. Там рождались новые промышленные отрасли, такие, как электротехническая, металлообрабатывающая, машиностроительная, сланцево-химическая. Производилось крупное индустриальное строительство в среднеазиатском регионе, Казахстане.

   За 1946 – 1950 гг. удалось восстановить и заново построить не менее шести тысяч двухсот предприятий. Значительный рост показало промышленное производство, который, по словам И.И.

Широкорад, «основывался на высокой мобильности директивной экономики, сохранявшейся в условиях экстенсивного развития за счёт нового строительства, вовлечения в производство дополнительных источников сырья, топлива, людских ресурсов» [Широкорад; 396].

  Можно предположить, что сценарий развивался по довоенному образцу: наибольшее внимание уделялось тяжёлой промышленности, в то время как лёгкая и пищевая финансировались по принципу остаточности, отчего потребности населения в этой области оказались неудовлетворёнными.

   Однако некоторые меры всё же были приняты. Во-первых, власти ввели восьмичасовой рабочий день; во-вторых, отменили сверхурочные работы, которые ранее проводились в принудительном порядке.

Но в то же время давала о себе знать вполне естественная нехватка рабочей силы, в свою очередь провоцирующая текучку, поскольку каждый из работающего населения страны искал наиболее выгодные условия труда.

Процесс восстановления народного хозяйства происходил в весьма непростых условиях довольно резкого усиления миграционного потока, который был вызван демобилизацией армии и флота и репатриацией граждан из СССР, а также возвращением беженцев. Тем не менее, эти процессы позволяли решать проблему нехватку рабочих рук.

   Послевоенное восстановление народного хозяйства принадлежит к числу самых героических страниц истории нашей страны. Люди, невзирая ни какие трудности и сложности, трудились с ещё большей самоотдачей, чем в 30-е годы, преодолевая нужду, холод и голод. Их труд сегодня приравнен к подвигу. Именно подвигом можно назвать восстановление металлургии Юга и шахт Донбасса.

  Существенной помощью оказалась репарация в размере четырех миллиардов долларов, полученная от Германии, а также бесплатный труд заключённых (советских граждан) и военнопленных (немецких и японских). Таким образом, к 50-м гг. все объекты народного хозяйства СССР оказались восстановленными.

   Более трудным делом оказалось восстановление сельского хозяйства, поскольку валовая продукция в 1945 оказалась намного ниже, чем в довоенные годы. Засуха 1946 – 1947 усугубила и без того тяжёлую ситуацию.

Таким образом, продолжалась политика выкачивания средств в пользу промышленности и города из деревень. Колхозники, как и прежде, практически не имели прав и привилегий, которыми пользовались городские жители.

Деревенские жители в своём большинстве были лишены паспортов, оплаты больничных, начисления пенсии. Свои сбережения они хранили не в банках, а дома, а потому грянувшая в 1947 году денежная реформа наиболее сильно ударила именно по ним.

Крестьяне находились в бедственном положении, за чертой бедности. Колхозы между тем продолжали укрупняться, а политика коллективизации не прекращалась.

   Но даже в таких условиях крестьянство прикладывало все усилия для выведения сельского хозяйства на прежний уровень и добилось этого к началу 50-х гг. Однако власть в лице Сталина продолжала закручивать гайки во всех сферах жизни, в том числе и экономике. Свою политику вождь обосновывал в собственной работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).

В этом труде Сталина отобразились его рассуждения по поводу необходимости всех предпринятых действий: запрета на восстановление рыночных отношений, отдача предпочтения тяжёлой промышленности, быстрого перехода сельского хозяйства на государственные рельсы.

Помимо этих вопросов, вождь касался и проблемы дефицита, появление которого он оправдывал, и заявлял о том, что нужды народа всегда будут превышать возможности производства.

  Восстанавливая экономику, партия прибегла в отношении народа к довоенным методам, а именно, к требованию от него максимальной отдачи и энтузиазма, целью их действия объявляя достижение коммунизма.

   5 – 14 октября 1952 года состоялся XIX съезд партии (интересно, что разрыв между ним и предыдущим съездом составлял тринадцать лет), на котором вождь выступал в последний раз.

Съезд постановил возвращение принципа очередности созывов, а также переименовал название партии, которая с этого времени начала носить название КПСС.

Это было сделано ввиду обозначения главной задачи партии: двигаться к коммунизму.

   Однако основным приоритетом являлось не улучшение жизни людей, а налаживание тяжёлой промышленности, а также, в связи с наступлением критического периода, названного «холодной войной», активное развитие оборонной промышленности, главной задачей которой было создание атомного оружия.

Для осуществления этой задачи выделялись огромные средства, причём в ущерб всем остальным сферам: потребительской, социальной, культурной, агропромышленной.

Для преодоления атомной монополии США, страна шла на огромные жертвы; в первую очередь страдал народ, как в плане благосостояния, так и в культурном смысле.  

   Особое значение для страны приобрёл процесс добычи нефти. С конца 1949 г. её начали добывать на дне Каспийского моря. Были обнаружен необыкновенный потенциал Западно-Сибирской равнины в отношении ископаемых богатств – газа и нефти. Поиски и того и другого увенчались там необыкновенными успехами.

   Крупномасштабные восстановительные работы были произведены на железных дорогах, которые сочетались с реконструкцией транспорта. На это были выделены немалые средства, поскольку власти осознавали значимость роли железнодорожного транспорта для функционирования экономики.

Уже в 1956 году страна полностью отказалась от паровозов, наладив выпуск тепловозов и электровозов.

Не менее интенсивно развивалось и дорожно-транспортное строительство, были построены крупнейшие магистрали: Петропавловск – Чу; Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань; Печора-Воркута.

   Таким образом, можно утверждать, что уже к 1950 году промышленность СССР превысила довоенные показатели более чем на 70%, благодаря мобилизации сил; германской репарации; вывозу оборудования высокого качества с заводов Японии и Германии; бесплатному труду узников ГУЛАГа и военнопленных; перераспределению средств в пользу тяжёлой промышленности за счёт других отраслей; вынужденному приобретению населением облигаций гос. займа.

   Восстановление сельского хозяйства также завершилось к этому периоду (1950), но здесь, как и в лёгкой промышленности, существовало немало проблем: нехватка зерна, сырья; увеличение диспропорций между деревней и городом. Все отрасли, которые зависели от сельского хозяйства, продолжали являться отсталыми.

   В целом, были возрождены или заново построены промышленные центры не только в РСФСР, но и в тех союзных республиках, которые были во время войны почти полностью разрушены: Белоруссии, Украины, странах Прибалтики, Карелии и т.д.

   Успехи в развитии промышленности позволили СССР создать базу для будущего страны, его народного хозяйства.

Сама промышленная база поменяла местоположение: сместилась на восток, где был создан новый промышленный комплекс с оборонными предприятиями.

СССР, приобретя статус великой державы и вступив в противоборство с США, большую часть средств теперь тратило именно на военно-промышленный комплекс (ВПК).

   Экономика СССР данного периода характеризуется не только доминированием тяжёлой промышленности, развивавшейся за счёт других отраслей, но и централизацией власти, особой жёсткостью в отношении народного хозяйства. Продолжалась политика «перекачки» средств из деревни в город без какой-либо компенсации крестьянству.

   Модель развития страны вернулась к образцу 1930-х гг., что способствовало немалым экономическим потрясениям и кризисному состоянию общества вначале 1950-х гг. 

Источник: https://referatreferatovich.ru/referaty/istoriya-rossii/37-sssr-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-1946-1953-gg/

Как изменилось международное положение СССР после второй мировой войны?

Я вот как раз недавно, когда работал еще в такси, нашел учебник по истории, и с удовольствием его перечитал еще, и еще раз.

И да, действительно, можно так сказать, что международное положение СССР после окончания Великой Отечественной Войны, то есть Второй мировой, существенно изменилось.

Читайте также:  Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

Прежде всего СССР выступала в роли пострадавшей стороны. Общеизвестно и доказано, что СССР понесла больше всего урона, как в виде человеческих жертв, так и экономически.

Все это создало предпосылки для создания на территории стран, которые приобрели статус ССР (это и ГДР, Чехия, Польша, Венгрия, Румыния и так далее), социалистического режима, что давало нам гарантию восстановиться и оправится, после такой войны. Дополнительно СССР приобретала и многие территории.

Вполне естественно, что были и репарации, и помощь союзников и просто многих стран.

Естественно, что мощь и могущество , а так же боеспособность, обусловленная большим боевым опытом и подготовкой, а так же еще и тем, что военная машина была запущена и шла полным ходом, обеспечивало положение СССР, как сверхдержавы.

Но неминуемо все это привело к началу и разгару «Холодной войны», где страны запада во главе с Англией и США, оказывали и реализовывали политику сдерживания расширения социалистического блока. О последствиях холодной войны все мы не по наслышке знаем, так как пережили и дефолт, и черный вторник.

Так же по итогам второй мировой войны, СССР снискал уважение и почет, а так же СССР продемонстрировал отсутствие захватнических стремлений, то есть не продолжило попытки дальнейшего расширения. Да и не свойственно это было никогда, скорее всегда это напоминало как удержание и сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ.

После войны СССР стал временно больше территориально, могущественнее в военном отношении, но начавшаяся холодная война свела на нет все эти изменения.

Думаю, что основным моментом здесь можно назвать укрепившееся уважение стран, как более развитых так и менее, ведь это было одним из крупнейших испытаний для всего человечества, и СССР удалось не развязать эту войну, не разжечь ее на пепелище, а перевести все в мирное русло, в русло диалога.

Последующий развал Союза, экономический кризис, а так же многие другие события, делают нашу жизнь не из легких, но всё же мы движемся вперед. Я говорю мы, так как Россия является приемником СССР.

Так же я уверен, что не только многие граждане смогут получить гражданство в нашей стране, но и некоторые субъекты, при определенном желании и стремлении, могут вернуться или вступить в состав страны, по крайней мере никто им в этом не откажет.

**История нас учит, что надо жить в мире, но для этого надо много сделать.

Вот хотя бы мой самый первый ответ на БВ. Вот c какого вопроса и каким ответом лично я начал свое существование здесь:**

Какую информационную войну проиграла Россия?

К сожалению, на тот момент, когда в первые минуты после регистрации на сайте Большой вопрос, мне попался именно этот вопрос, я посчитав своим долгом на него ответить, не учел тот факт, что на БВ ценятся развернутые ответы, и мне казалось, что кратко сжав суть в конкретном ответе, я решу вопрос и проблему. Но сейчас я бы поступил иначе, но время ушло, и видимо это мой путь, и мой крест, и нести мне его долго. Я имею в виду, что эта информационная деятельность, и как бы ее не называли, ведущая жизнь вперед и вперед, видимо это и есть удел мой, как и многих других.

Со временем я найду способ, как все исправить, дополнить, отредактировать или удалить. Но в любом случае, это будет порыв сердца, то что будет идти из глубины души, и тут от нас ничего не зависит, ибо все в этом мире происходит от природы и свыше.

Мы делаем лишь то, что должны делать, а должны мы жить в мире и согласии.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/350381-kak-izmenilos-mezhdunarodnoe-polozhenie-sssr-posle-vtoroj-mirovoj-vojny.html

Международное положение и внешняя политика СССР после второй мировой войны

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Международное положение и внешняя политика СССР

Осложнение международной обстановки. После Второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52.

Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма.

В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.

Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма.

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя, в том числе и ядерный фактор.

(США стали обладателями атомного оружия в 1945 г. Американская атомная бомба была испытана в день открытия Потсдамской конференции 17 июля 1945 г. Президент США Г. Трумэн 24 июля 1945 г. сообщил И.В.

Сталину о наличии в США нового сверхмощного оружия).

Холодная война. Доктрина Трумена

В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими странами установилась «холодная война» — форма существования в послевоенном мире, суть которого составила идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков.

Начало «холодной войне» было положено 5 марта 1946 г. в «фултонской речи» бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Выступая в колледже американского г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У.

Черчилль вначале признал, что военные победы выдвинули Советский Союз в состав «руководящих наций мира», затем отметил, что СССР стремится к «безграничному распространению своей власти и своих доктрин».

Эта ситуация, на его взгляд, должна вызывать обеспокоенность, так как это представляло опасность для великих принципов свободы и прав человека. «англосаксонского мира». Отныне США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.

Через год в 1947 г. идеи У. Черчилля в отношении СССР были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США («доктрина Трумэна«). В них по отношению к СССР были определены 2 стратегические задачи:

·минимум — не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии («доктрина сдерживания социализма»);

·максимум — сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам («доктрина отбрасывания социализма»).

Были определены и конкретные экономические, военные, идеологические мероприятия для достижения этих целей:

·оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»);

·создать военно-политический союз этих стран во главе с США;

·использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния;

·разместить у границ СССР сеть баз США (Греция, Турция);

·поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

США сразу же приступили к реализации доктрины Трумэна. США настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания немецкого государства на основе трёх западных зон оккупации.

Уже в декабре 1946 г. американская и британская оккупационные зоны на территории Германии были объединены, в 1948 г. к ним присоединилась французская зона. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа: обесцененная рейхсмарка была заменена новой немецкой маркой.

Это дало толчок для восстановления экономики на этих территориях, но это было явным нарушением договорённостей союзников с СССР о совместном решении германских проблем. Единое немецкое экономическое пространство было нарушено. СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад.

Началась блокада Берлина — первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками, продолжавшаяся 324 дня.

За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии. В мае 1949 года в западных зонах влияния была образована Федеративная Республика Германии (ФРГ).

В 1949 г. был создан военно-политический блок Североатлантический союз (НАТО), куда вошли США, Канада, целый ряд государств Западной Европы и Турция. В 1951 г. был создан военно-политический блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии.

Руководство СССР расценило курс США как призыв к войне. Это незамедлительно сказалось как на внутренней, так и на внешней политике СССР.

Меры, которые принял СССР во внутренней и внешней политике, были адекватными, хотя менее эффективными. Силы были неравны, так как СССР вышел из войны экономически ослабленным, а США — окрепшими.

В мире началась «холодная война», продолжавшаяся около полувека (1946-1991 гг.).

СССР стал активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.

Корейский конфликт

СССР стал проводить активную политику в Азии. Так, СССР немало содействовал тому, чтобы в Китае произошла революция и в 1949 г. была создана КНР. В начале 50-х гг.

СССР и США принимали участие в корейском конфликте. По окончании Второй мировой войны Корея оказалась разделенной на два государства. В 1950 г.

руководство Северной Кореи попыталось вооруженным путем объединить страну. Разразилась корейская война (1950-1953 гг.).

На первых порах война была успешной для Северной Кореи, но вскоре на стороне Южной Кореи с согласия ООН выступили США. Тогда на стороне Северной Кореи выступила КНР.

СССР перебросил в Китай несколько дивизий истребительной авиации, передал большое количество военной техники, оказывал китайской армии помощь оружием, боеприпасами, транспортом, медикаментами, продовольствием. Были подготовлены пять советских дивизий для непосредственной оправки в Северную Корею.

Война грозила перерасти в мировую. Американское военное командование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны.

С установлением линии фронта на 38-й параллели конфликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских настроений в Азии. В 1953 г. умер И.В.

Сталин, корейская война была прекращена. Начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Корея осталась разделена на два противостоящих государства.

Таким образом, международные отношения во второй половине 40-х — начале 50-х гг. были сложными и даже кризисными.

Послевоенное развитие СССР: вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов

Источник: https://lektsia.com/6x4c1f.html

Международное положение и внешняя политика СССР

Много радикальных изменений произошло в мире после второй мировой войны, окончив­шейся вместе с Великой Отечественной вой­ной. Коренным образом изменилось международное положение Совет­ской страны.

Оно определялось теперь мощным ростом сил мира, де­мократии и социализма, углублением процесса упадка и разложения капитализма.

Главное состояло в том, что соотношение сил на миро­вой арене изменилось в пользу социализма.

Великая победа СССР в Отечественной войне вдохновляла народы на борьбу за национальное и социальное освобождение. От капитали­стической системы в Европе отпали Албания, Болгария, Венгрия, Вос­точная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия.

Воен­ная мощь первой в мире страны социализма, ее поддержка народно-демократических режимов стали основным условием того, что в этих странах не разгорелась гражданская война, а империалистические силы не осуществили против них интервенции.

В Азии на путь строи­тельства социализма стали Китайская Народная Республика, Корей­ская Народно-Демократическая Республика, Демократическая Респуб­лика Вьетнам.

Теперь уже не один Советский Союз противостоял капиталистиче­скому миру. Страны народной демократии Европы, народно-демократи­ческие государства Азии создали совместно с СССР могучую мировую социалистическую систему, в состав которой входило 11 стран с насе­лением в 700 млн. человек. Если до войны 1941 —1945 гг.

промышлен­ное производство Союза ССР составляло приблизительно 17 % миро­вого промышленного производства, а территория СССР — 9 % терри­тории земного шара, то теперь, после создания мировой социалистиче­ской системы, в странах, входящих в ее состав и занимающих 35 % территории земного шара, вырабатывалось 25 % мирового промышлен­ного производства.

После второй мировой войны развернулось мощное национально- освободительное движение в странах Латинской Америки, Азии и Аф­рики. Разваливалась колониальная система, созданная мечом и кровью. На путь независимого развития стали такие крупные страны, как Индия, Бирма, Индонезия и др.

Читайте также:  Статья 25. Порядок индексации пенсий

Усилились авторитет и влияние коммунисти­ческих партий во всем мире. Коммунисты шли в авангарде борьбы тру­дящихся за революционные преобразования, мир и социализм. Об этом ярко свидетельствовал рост рядов компартий.

Если накануне второй мировой войны коммунистические партии капиталистических стран объединяли в своих рядах немногим меньше 1,5 млн. человек, то в 1964 г.— до 5 млн.

В диаметрально противоположном направлении развивался мир ка­питализма. В результате войны и социальных революций, проходивших в ряде стран Европы и Азии, капиталистическая система стала значи­тельно слабее, чем была до войны.

Три наиболее агрессивных империа­листических государства — Германия, Италия, Япония — потерпели по­ражение в войне. Позиции Англии, Франции и ряда других капитали­стических стран были значительно ослаблены. Начался второй этап общего кризиса капитализма.

Он характеризуется такими чертами: 1) созданием социалистического содружества, превращением социализ­ма в мировую систему; 2) усилением развала колониальной системы и обострением противоречий между колониями и странами-монополия­ми,; 3) дальнейшим ростом разногласий между самими капиталистиче­скими государствами, особенно между США и другими империалисти­ческими странами; 4) дальнейшим углублением и обострением классо­вой борьбы в капиталистических странах.

Новая расстановка сил на международной арене, создание двух си­стем, противостоящих друг другу, определяли международное положе­ние после окончания второй мировой войны. Обе системы со своим курсом внешней политики коренным образом отличались друг от друга.

СССР, страны, ставшие на путь социалистического развития, в ос­нову своей внешней политики положили стремление к миру, к обеспе­чению дружбы между народами, достижение на основе ленинского принципа мирного сосуществования стран с различным социально- экономическим строем устойчивого, длительного мира на Земле.

В отношении к странам народной демократии Советский Союз стро­го придерживался принципа невмешательства в их внутренние дела, строил взаимоотношения на основе суверенности, добровольности, друж­бы, взаимного уважения, с полным учетом коренных жизненных инте­ресов трудящихся всех государств социалистической системы.

Верный своему интернациональному долгу, СССР предоставил этим странам большую бескорыстную помощь в восстановлении народного хозяйст­ва, в строительстве социалистического общества. В целом в послевоен­ные годы (до 1952 г. включительно) СССР предоставил странам народной демократии долгосрочные кредиты на общую сумму до 15 млрд.

руб. В то же время социалистические страны предоставляли СССР производственно-техническую и другую помощь. В январе 1949 г.

для более широкого экономического сотрудничества был создан Совет Экономической Взаимопомощи, в состав которого вошли Албания, Бол­гария, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Монгольская Народная Республика.

В 1945—1950 гг. в основном сложилась мировая социалистическая система. Это знаменательная веха в мировой истории, событие, оказав­шее и оказывающее решающее влияние на международное положение, сложившееся в послевоенное время.

СССР, стремясь закрепить победу над силами фашизма, выступил за заключение демократических мирных договоров с прежними союз­никами гитлеровской Германии — Италией, Румынией, Болгарией, Вен­грией и Финляндией.

Подписание мирных договоров состоялось в Па­риже 10 февраля 1947 г. Демонстрируя мирную политику, наша страна в одностороннем порядке провела значительное сокращение своих Во­оруженных Сил (с 11,5 млн. человек в 1945 г. до 2700 тыс. в 1948 г.

), вывела свои войска из Китая, Кореи, Норвегии, Чехословакии, Юго­славии, Болгарии.

СССР проводил активную борьбу за мир в Организации Объеди­ненных Наций, одним из основателей которой он был, стремился пре­вратить ООН в эффективный инструмент мира.

Последовательная миро­любивая политика СССР находила поддержку среди самых широких масс трудящихся всего мира.

Советские люди вместе со всеми людьми доброй воли земного шара принимали активное участие в самом широ­ком общественно-политическом движении современности — движении сторонников мира.

Диаметрально противоположную внешнюю политику проводили им­периалистические страны. Главные империалистические государства, и прежде всего США, не хотели примириться с потерей своих позиций, с существованием новых факторов общественной жизни.

Они нацелили свою политику на ликвидацию социалистической системы, на рестав­рацию капиталистического строя в странах народной демократии, на то, чтобы сдержать национально-освободительное движение в колони­альных и зависимых странах, не допустить развития рабочего и ком­мунистического движения в странах капиталистических.

Они стреми­лись диктовать условия всем странам мира, открыто провозгласили проведение политики «с позиции силы». Международная реакция, воз­главляемая монополистами США, развязала «холодную войну» против СССР и сил мирового прогресса. Основой их внешней политики стала «атомная дипломатия», «атомный шантаж».

Однако СССР быстро лик­видировал монополию США на атомное оружие. Уже в 1949 г. в СССР было проведено испытание атомной бомбы.

США стали инициатором создания агрессивного Северо-Атланти­ческого союза (НАТО), построили сотни военных баз на территориях других государств, в 1950 г. империалисты США оккупировали китай­ский остров Тайвань, развязали войну против Корейской Народно-Демократической Республики.

Таким образом, агрессивная политика США, — империалистических государств, шедших в ее фарватере, привела к резкому обострению международного положения, сделала реальной угрозу третьей мировой войны.

Только ленинская миролюбивая политика Советского Союза, других социалистических государств предотвратила ее возникновение, спасла человечество от нового мирового конфликта, сумела организо­вать в сложное послевоенное время отпор поджигателям войны.

Источник: http://waldorf.in.ua/mezhdunarodnoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-sssr-2/

Международное положение СССР после войны

Международное положение СССР после войны. Ялтинская конференция 1945 года

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НОВОЕ СООТНОШЕНИЕ СИЛ В ЕВРОПЕ НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ РАЗРЫВ АПОГЕЙ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества.

Бесспорно, на Советский Союз тогда работал своеобразный «эффект Сталинграда» как в общественном сознании, так и среди элиты стран-союзников. Но все же соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования.

Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире.

В то же время в области военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав.

Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью.

В этой ситуации возможны были два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения «залогов безопасности» посредством расширения сферы советского влияния.

Эти два взаимоисключающие подхода, предполагавшие противоположные восприятия «других», отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Первый, защищавшийся в 1945 г.

группой Жданова-Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход, непосредственно выражавшийся в политике приобретения «залогов безопасности», возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией, — вероятно, при личном содействии Сталина, полностью поддерживавшего концепцию зон влияния, ободренного успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавшего добиться окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 гг. «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947г.

, когда мир раскололся на два антагонистических блока. Впрочем, усиление напряженности всегда умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою волю к сопротивлению.

Так, СССР проявлял большую осторожность, и даже робость (Сталин признает это через несколько лет) в своей политике по отношению к китайским коммунистам в 1945-1948 гг., полагая, что американцы рассматривают этот регион как часть своей сферы влияния.

Натолкнувшись на твердую позицию США и Англии, он отказался от своих претензий на Иран и Турцию.

Напротив, поняв буквально заявление Рузвельта в Ялте о том, что американские войска в течение двух лет будут выведены из Европы, Советский Союз пошел на риск в Берлине и проявил непоколебимую решимость строго контролировать, чего бы это ни стоило, режимы, которые он создал на своих восточноевропейских рубежах.

Ялтинская конференция В начале 1945 г., когда близость победы над Германией уже не вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете новой политической и военной ситуации окончательно определить основные черты послевоенного мирового устройства.

Эти вопросы стали предметом переговоров на Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.) , во время которой, как и в Тегеране Сталин ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и на доверии, которое питал к нему Рузвельт.

В течение недели был решен, чаще всего в пользу СССР, ряд фундаментальных вопросов, прежде всего затрагивающих принципы деятельности ООН, учредительная конференция которой должна была открыться 25апреля в Сан-Франциско.

Советский Союз, требовавший для себя на всем протяжении проходивших в Думбартон-Окс предварительных переговоров о формировании этой международной организации 16 мест (по числу союзных республик) , заявил, что довольствуется четырьмя, а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия) .

Он также согласился с американским предложением о том, что «никакой постоянный член Совета Безопасности не может пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он участвует». По мнению Рузвельта, советская позиция «была большим шагом вперед, который будет положительно воспринят народами всего мира».

В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца довести свой проект ООН, как важнейшего элемента нового равновесия, реалистичного и мирного, для послевоенного мира, советская сторона добилась желаемых результатов почти по всем остальным пунктам: =Восточная граница Польши пройдет по «линии Керзона».

Люблинский комитет, к которому будут добавлены «другие демократические польские лидеры в Польше и за границей», составит ядро будущего правительства национального единства. Это правительство займется скорейшей организацией свободных выборов.

Весь процесс будет осуществляться под надзором из Москвы-комиссии, включающей в себя Молотова и послов США и Великобритании в СССР.

=Не вызвал больших споров принцип военной оккупации Германии. По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение французской зоны за счет английской и американской оккупационных зон. Напротив, вопрос о будущем Германии, о ее возможном расчленении, по которому имелись разногласия между Рузвельтом(за раздел) и Черчиллем(против раздела) , был передан на рассмотрение специальной комиссии.

=Опасаясь возможного затягивания войны с Японией, Рузвельт предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР военных действий против Японии через три месяца после капитуляции Германии: присоединение к СССР Курильских островов и южного Сахалина, право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии.

=Наконец западные союзники признали обоснованность предъявленных СССР требований по репарациям: $10 млрд., (половина общего объема репараций с Германии) , получение которых состояло бы в вывозе товаров и капиталов, использовании рабочей силы.

Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия, которая работала в Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе.

Вскоре после Ялтинской конференции Запад был поставлен советской стороной перед несколькими свершившимися фактами: в Польше «поляки из Лондона» получили в «коалиционном правительстве» лишь второстепенные министерские портфели; предусмотренные же решениями конференции выборы проведены не были. В Румынии король Михай был вынужден создать правительство, в котором доминировали коммунисты. В Чехословакии Бенешу, после его визита в марте 1945 года в Москву, пришлось включить в правительство несколько коммунистов.

На состоявшейся 17 июля — 2 августа 1945 года Потсдамской конференции западные участники уступили совместному давлению СССР и Польши и согласились, что польско-германская граница пройдет по линии Одер-Нейсе.

Вопрос о репарациях был решен также в пользу СССР, который получил право вывозить не только все, что пожелает, из своей оккупационной зоны, но и забрать четверть оборудования в западных зонах.

США и Великобритания с удивлением обнаружили появление новых советских требований: пересмотр заключенной в Монтре конференции о режиме черноморских проливов; возвращение СССР Карского и Ардаханского округов, граничивших с Советской Арменией и отошедших в 1921 г. Турции; получение военно-морской базы Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море.

Источник: http://ruslit.biz/mezhdunarodnoe-polozhenie-sssr-posle-vojny/

Ссылка на основную публикацию