Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность или ВЭД – это экономическая деятельность, связанная с экспортом или импортом товаров и услуг. Иными словами, это торговля национального представителя с заграничным. Под торговлей в данном случае можно понимать не только покупку и продажу товаров, но и осуществление международных проектов, а также связанную с инвестициями и кредитами деятельность. Участниками ВЭД могут быть как органы государственной власти, коммерческие и государственные предприятия, так и физические лица.

Осуществление внешнеэкономической деятельности производится в соответствии с таможенным законодательством.

В условиях роста экономики все больше российских предприятий как крупного, так и малого бизнеса выходят на мировой рынок.

С каждым годом заключается множество международных контрактов, закупаются не только товары, но и оборудование, а предметом экспорта стало не только сырье, но и продукты собственного производства.

Осуществляя подобную деятельность, российские компании становятся участниками ВЭД.

Особенности внешнеэкономической деятельности

Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.

Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Участники внешнеэкономической деятельности

Существует ряд признаков, позволяющих классифицировать участников ВЭД – место регистрации, направление деятельности, организационно-правовая форма и т.д.

Если главным критерием принять род деятельности компании, то участники ВЭД делятся на три группы:

  1. Производители;
  2. Посредники;
  3. Содействующие организации.

В первую группу входят компании, работающие без привлечения посредников – это производственные объединения, консорциумы, транспортные компании (вне зависимости вида используемого транспорта), производственные кооперативы.

Ко второй группе относятся торговые дома, смешанные общества и специализированные организации Минпромторга РФ.

К третьей группе относятся таможенные брокеры, оказывающие услуги по таможенному оформлению ВЭД. К таким организациям относится и наша компания «Универсальные Грузовые Решения», оказывающая услуги ВЭД более 10 лет.

  • Если рассматривать участников ВЭД по численности, то они разделяются на индивидуальных и коллективных, которые могут быть лицами с ограниченной правоспособностью и юридическими лицами, делящимися на коммерческие и некоммерческие организации.
  • Для российской экономики характерно разделение участников ВЭД на резидентов и нерезидентов нашей страны.
  • Резидентами являются физические лица – граждане, постоянно проживающие на территории страны, юридические лица – отечественные компании, зарегистрированные в России, а так же филиалы зарубежных компаний, российские дипломатические миссии, расположенные за границей.
  • Нерезиденты – это физические лица, являющиеся гражданами иностранных государств, юридические лица, зарегистрированные за границей, дипломатические миссии иностранных государств, расположенные на территории России.

Виды внешнеэкономической деятельности

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля — это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий.

В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств.

Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.

Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.

Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности

Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:

  • Экспортируется или импортируется товар;
  • В каких условиях перевозится груз;
  • Таможенной процедуры;
  • Цели перемещения и т.д.

Документы необходимыедля осуществления ВЭД

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.

Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД.

Читайте также:  Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.

С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику — смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот.

Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены.

Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:

  • Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
  • Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
  • Таможенные процедуры;
  • Номенклатура товаров;

Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.

Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню.

Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре.

Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.

Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:

  • При необходимости защитить национальный рынок;
  • Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
  • В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
  • Для защиты культурных ценностей;
  • Для обеспечения национальной безопасности;
  • При выполнении международных обязательств;

Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.

Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности 

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает всем участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг в сфере ВЭД:

Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а так же с индивидуальными предпринимателями, оформляя грузы под любыми таможенными процедурами на всех таможнях страны. Если Вам необходимо оформить товары на таможне для осуществления ВЭД мы с радостью поможем — стоимость наших услуг будет минимальной по рынку.

Время таможенного оформления товаров в среднем занимает несколько часов!

Узнать стоимость или заказать услугу

Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: [1, с.46]

  • 1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • 2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • 3) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • 4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Речь идет как об информационном обеспечении самих российских производителей и фирм-экспортеров, а также российских импортеров о развитии соответствующих мировых товарных рынков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров (и действующих, и потенциальных) о возможностях, структуре и конъюнктуре российского рынка.

Как отмечается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей России.

Существенное значение имеет обеспечение дипломатической поддержки внешнеторговой деятельности в России. Обеспечивать внешнеэкономические связи РФ в иностранных государствах должны дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также созданные на основании международных договоров торговые представительства РФ.

В поддержке и стимулировании экспортеров должны эффективно взаимодействовать государственные и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий для экспорта сложной машинотехнической продукции, включая комплектное оборудование и связанное с ним техническое содействие в виде проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой — как составную часть внешней политики страны в целом.

Читайте также:  Статья 21. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

В настоящее время государственная политика поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующего научно-техническому, кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны.

В модернизации нуждаются все или большинство отраслей реального сектора экономики, но с точки зрения поощрения экс- порта неотложной задачей представляется выделение приоритетных экспортоориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике.

Известно, что в настоящее время ведущую роль в экспорте России занимают отрасли ТЭК, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Государственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции.

Важное место в государственной поддержке экспорта займет создание системы экспертного сопровождения российских экспортеров.

Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны АТЭС, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и др.

Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов. В этом же направлении действуют соглашения по поставкам и модернизации вооружений.

Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией, и усилия российских фирм, даже при государственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок.

Россия активно участвует в заключительном раунде многосторонних переговоров о вступлении в ВТО, преследуя цели устранения дискриминации российских товаров на мировом рынке. При этом решаются проблемы приведения законодательства страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.

Заключение

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны — явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны — углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно-развитые и отсталые.

Нельзя не заметить, что международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт.

В условиях расширяющихся международных экономических отношений внешняя торговля является важнейшей отраслью экономики России.

Ее развитие оказывает существенное влияние на внутренний рынок страны, на насыщение потребительского рынка товарами и на увеличение объема их производства.

Доля экспорта и импорта России в валовом внутреннем продукте растёт. Россия является важным торговым партнером для стран Европы и СНГ, а также для стран Азии.

  1. Изучены теории раскрывающие принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене и объективные закономерности развития мировой торговли, в том числе мировой торговли России.
  2. Активное участие стран во внешней торговле позволяет им более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
  3. Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

В целом, несмотря на сохранившуюся напряженность на мировых финансовых рынках, ситуация во внешней торговле России в 2015 г. характеризовалась положительными тенденциями.

Внешнеторговый оборот России составил 534,4 млрд. долларов США в 2015 г. и сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья — 342,6 млрд. долларов США (рост на 19,3%), со странами СНГ — 61,4 млрд. долларов США (рост 24,6%).

Доля внешнеторгового оборота в ВВП России в последние годы снижается в результате медленной диверсификации экспорта и недостаточно сильных конкурентных позиций российских компаний обрабатывающих секторов.

Экспорт товаров в 2015 г. составил 340,349 млрд. долларов США и сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,7%.

Замедление темпов прироста экспорта происходило в результате замедления роста, а в ряде случаев — снижения экспортных цен на большинство топливно-энергетических товаров в период до 2015 г.

Объемы экспорта России по-прежнему зависят от мировых цен и, прежде всего, цен на нефть.

Импорт товаров в 2015 г. составил 194,086 млрд. долларов США и сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 27,2%. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 84,8% до 85%, стран СНГ соответственно снизилась с 15,2% до 15 процентов.

Увеличение стоимости импорта обеспечивалось преимущественно ростом физических объемов ввоза из стран дальнего зарубежья. Активизировало рост импорта дальнейшее расширение внутреннего спроса населения и рост инвестиционной активности.

Кроме того, рост импорта продолжал стимулироваться продолжающимся повышением реального курса рубля.

Читайте также:  Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,7%, импорта — 38,3%, что предопределило замедление темпов роста товарооборота России в результате существенного снижения темпов роста экспорта России -111,4% против 128,1% годом раньше. Однако высокие темпы роста импорта (137,3%) предотвратили резкое замедление роста внешней торговли России.

  • К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся:
  • — кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • — функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • — организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • — проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Россия активно участвует в заключительном раунде многосторонних переговоров о вступлении в ВТО, преследуя цели устранения дискриминации российских товаров на мировом рынке.

При этом решаются проблемы приведения законодательства страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» | Министерство экономического развития Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 508) утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее – госпрограмма).

Госпрограмма состоит из обеспечивающих подпрограмм в рамках которых в том числе реализуются федеральные проекты «Промышленный экспорт» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

Целью госпрограммы является достижение в рамках реализации национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» показателя «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года»; достижение в 2030 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 97,4 млрд долларов США; усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны.

Бюджет госпрограммы на трехлетний период (2021-2023 гг.) составляет 267 млрд рублей с учетом расходов на мероприятия федеральных (национальных) проектов, реализация которых предусмотрена в рамках госпрограммы (2021 – 85,4 млрд рублей, 2022 – 89,2 млрд рублей, 2023 – 92,4 млрд рублей).  

Соисполнителями и участниками госпрограммы являются Минпромторг России, ФТС России, Росаккредитация и АО «РЭЦ».

В результате реализации госпрограммы предполагается создать условия для:

  • Повышения доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров.
  • Поэтапного снижения временных затрат отечественных предпринимателей на прохождение пограничного и таможенного контроля (включая взаимодействие с иными органами государственного контроля (надзора) в случае необходимости) при экспорте товаров из Российской Федерации (до 40 часов в 2024 году).
  • Улучшения условий и параметров международного экономического сотрудничества для Российской Федерации, обеспечивающее повышение ее роли в мировой экономике и торговой политике, укрепления позиций страны на динамичных и перспективных рынках, получения значимых позитивных эффектов для национального хозяйства в контексте решения задач по модернизации инновационному развитию.
  • Расширения торгово-экономического сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационного и проинтеграционного развития отношений.
  • Увеличения объемов торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза несырьевыми товарами, развития и углубления интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, обеспечивающих максимальную эффективность единого рынка, системы кооперации, международного сотрудничества с внешними партнерами Союза.
  • Дальнейшего формирования регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации — Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.
  • Создания комплексной национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности, опирающейся на эффективные институты и механизмы поддержки и обеспечивающей благоприятные условия для расширения деятельности российских предприятий и организаций на глобальном рынке.
  • Расширения областей международного признания национальной системы аккредитации развитие и модернизация отечественной лабораторной базы в целях обеспечения оценки соответствия продукции требованиям международных партнеров.
  • Формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности, сбалансированной в отношении наднациональных и национальных компетенций, соответствующей лучшей зарубежной практике и стимулирующей международное экономическое сотрудничество, с учетом национальных интересов Российской Федерации.
  • Создания современной транспарентной и эффективной системы таможенного администрирования, обеспечивающей благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности, защиту интересов Российской Федерации и других государств — членов Евразийского экономического союза в процессе международного экономического сотрудничества.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (с учетом изменений от 31 марта 2021 г. № 508) (PDF 2.13МБ)

 

16 апреля 2021 Ссылка: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d12/gp_rf_razvitie_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti/ Вид шрифта: Межбуквенный интервал: Размер шрифта: Цвет сайта: Изображения:

Ссылка на основную публикацию